Меню

Социальное здоровье как качественная характеристика населения

Структура, основные характеристики социального здоровья.

Изучая основные характеристики и структуру социального здоровья, будем учитывать определение понятия социального здоровья данное в заключении параграфа 1.1.

Главным показателем состояния структурных частей общества, его уровня жизни является социальное здоровье общества. Согласно О. Рагимовой личностные, индивидуальные, и социальные компоненты – это важные части здоровья, развитие которых происходит при взаимодействии трех начал – психологического, физического и социального.[18]

Существуют количественные и качественные показатели социального здоровья. Количественные показатели заключаются в отсутствии хронических болезней, расшатанной нервной системы, проявления активности на работе населением различных социальных слоев. Качественными показателями выступают позитивная или негативная адаптация в обществе, степень активности в социуме, отношение к своему здоровью, социальное самочувствие общества. Многие ученые утверждают, что позитивное отношение к своему здоровью, а это означает соблюдение культуры здоровья, определяет основное направление развития общества.[19]

Понятие социальное здоровье можно применить к различным социальным группам, как пример — молодёжь. Уровень социального здоровья молодежи можно определить, через описание различных ветвей её жизни, а именно стиль и образ жизни. Еще можно определить через изучение состояния самого молодого человека, в этом помогут показатели физического и психического здоровья. Так же через условия жизни, выявив жизненный уровень молодежи.[20]

Существует определенный ряд поведенческих черт, которые характерны для социально здорового человека. У человека должны быть нравственные проявления к себе и окружающим. Он должен обладать духовными ценностями, соблюдать общественные нормы и нормы морали, быть бескорыстным, ответственно относиться ко всем важным делам, иметь чувство юмора, уметь справляться с неприятностями.

Далее можно выделить характеристики социально здорового человека. Социально здоровому человеку характерно: адекватное восприятие действительности; интерес к окружающему миру; согласие во взаимоотношений человека с другими людьми; соответствие поведения условиям в которых человек находится; способность к адаптации и высокий уровень социализации в жизни и обществе; социальная активность, проявления интереса человека к миру; высокая коммуникабельность, широкий круг общения, бесконфликтность; положительная обстановка в семье; наличие взаимопонимания, психологической поддержки.

Социальное здоровье для человека является очень значимой категорией. Значимость заключается в том, что, благодаря ему человек способен выполнять свои социальные функции. Если человек не сможет выполнять данные функции, то у него могут возникнуть проблемы различного характера в обществе. К социальным функциям можно отнести: соблюдение законов в обществе; соответствие социумом правилам и нормам, ведь только при выполнении социальных функций общество будет бесконфликтным и благоприятным для жизни. Сегодня жизнедеятельности человека характерна определенная зависимость от частоты и качества связей между индивидами, уровня его участия в жизни социума.[21]

Таким образом, социальное здоровье человека проявляется в особенностях его поведения и в его характерных чертах. Только при условии высокого уровня социального здоровья человек может выполнять все свои социальные функции, тем самым создавая благоприятное для жизни общество.

Процесс социальной адаптации и социализации личности должным образом определяют уровень социального здоровья человека. Благодаря социальной адаптации человек способен освоиться или приспособиться к новым социальным изменениям. Социализация личности помогает человеку успешно состояться в обществе, из-за усвоения им стандартов ожидаемого поведения, социальных норм и ценностей, приобретения навыков в эффективном взаимодействии с членами общества.

Для положительного состояния социального здоровья необходимо владеть навыками личностного общения. Если человек не способен на такое общение, значит он социально не здоров. Как пример, отсутствие личного общения в жизни человека характерно для эгоистов, аутистов, социопатов. Эгоисты, как правило, думают и заботятся только о себе, до других людей им нет дела. Аутисты очень замкнутые люди, они часто сидят дома, личностное общение дается им с большим трудом. Социопаты ведут себя опасно для окружающих, к личностному общению часто относятся с агрессией. Отсутствие личного общения является отклонением от социальных норм, а, следовательно, нарушением социального здоровья. Чаще всего данный феномен является угрозой в большей степени для самого человека, нежели для общества.[22]

Итак, к ранее выделенным характеристикам социально здорового человека можно добавить владение навыками личностного общения, успешную социальную адаптацию и социализацию личности.

Здоровая психика – это важная составляющая социального здоровья. Лишь люди со здоровой психикой могут принимать активное участие в жизни общества, быть полезным для него. Если человек в детстве был неправильно воспитан или жил в неблагоприятных условиях, то есть вероятность что его поведение в обществе приобретет неадекватные формы. Так же психика человека может нарушиться или измениться, если изменятся его взгляды на жизнь. Как утверждает Т. Ручкина: «лишь устойчивость и постоянство активных отношений позволит личности поддерживать собственную надежность и противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и
достигать, в конечном счете, поставленных целей, осуществлять реализацию своих намерений.»[23]

Существует связь между физическим и социальным здоровьем. Многие факторы социального здоровья на него влияют, так как одних биологических факторов недостаточно для обеспечения качественного здоровья
человека на протяжении всей жизни. Из факторов социального здоровья, в наибольшей степени на физическое здоровье влияет образ жизни человека. Благодаря здоровому образу жизни, человек способен качественно выполнять свои профессиональные, общественные и бытовые функции в максимально не опасных для физического здоровья условиях. На физическое здоровье отрицательно может сказаться отсутствие достойных социальных условий для жизни, подверженность отклоняющемуся поведению, что способствует низкому уровню социального здоровья.

Читайте также:  Молитвы здоровье близких святой матроне московской

В итоге можно сказать, что психическое и физическое состояние являются важными составляющими социального здоровья. Только люди со здоровой психикой могут достойно реализовать себя в обществе, а человек, который ведет здоровый образ жизни — имеет хорошее физическое самочувствие.

К части социального здоровья относят и социальное благополучие. Социальное благополучие — это показатель уровня и условий жизни в обществе. При нём появляются возможности для удовлетворения различных потребностей и желаний.[24]

Показателями социального благополучия являются: уровень комфорта и социальные условия; отсутствие или наличие социальных болезней; состояние физического здоровья; активность в жизни социума; социально-экономические показатели, туда входит размер заработанной платы, уровень и качество жизнедеятельности, наличие стабильной работы, жилья; развитость институтов образования и здравоохранения, рынка потребительских товаров и услуг; на сколько хорошо государство оказывает социальную защиту, социальную помощь и поддержку населения, поддерживает безопасность ( следит за уровнем преступности и качеством работы правоохранительных органов). По уровню рождаемости и смертности так же можно судить о социальном благополучии.[25]

К показателям социального благополучия на областном уровне, можно отнести: качество и уровень жизни семей; соотношение работающего и безработного населения; количество платных услуг, предоставляемых населению; уровень финансирования социальной сферы; количество действующих внебюджетных фондов и негосударственных предприятий; действия организаций направленных на сохранение и развитие социальной сферы; целенаправленное использование финансов на социальную сферу и количество достигнутых успехов в этой области. Позитивные показатели развития институтов образования, здравоохранения, культуры, то же являются характеристиками социального благополучия на областном уровне. Так же можно учитывать качество социальной защищённости населения, состояния условий и охраны труда на работе. [26]

Другая важная составляющая часть социального здоровья населения – это социальная стабильность. Она показывает, как прочно люди находятся в социальных отношениях друг с другом. Социальные отношения могут существовать как внутри социальной группы, так и общества. [27]

Обязательным условием социальной стабильности является состояние социального баланса внутри общества. Здоровое общество может существовать лишь в условиях баланса социальных структур и институтов. Т. Парсонс утверждал, что серьезная проблема социологии состоит в удержании социума в стабильном состоянии. Для него понятие социального баланса являлось центральным в науке.[28] Т. Парсонс считал, что общество всегда пытается добиться абсолютного баланса, а социальные конфликты постоянно этому препятствуют.[29]

К показателям социальной стабильности относится: наличие в социальных институтах устойчивых социальных связей; факторы, способствующие сохранению обществом своей уникальности, посредством равновесия интересов различных социальных групп; метод решения появляющихся социальных проблем и противоречий; уровень одобрения людьми решений и инициатив государственных органов различных уровней; одобрение всех общественных ценностей.[30]

Изучив социальную стабильность и социальное благополучие можно отметить, что они являются важными составляющими социального здоровья общества, еще они определенно находятся в зависимости друг от друга, ведь без социальной стабильности находиться в социальном благополучии невозможно и наоборот.

Из всего вышесказанного видно, что значение социального здоровья
огромно как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. Значимость социального здоровья заключается в том, что оно определяет уровень социальных взаимоотношений, влияет на психическое и физическое здоровье человека, сказывается на всем здоровье. Оно является необходимым условием для нормальной и полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в трудовой, экономической, культурной, научной деятельности и социальной жизни.

Подводя итог, можно сказать что в структурные компоненты социального здоровья входят количественные и качественные показатели, наличие определенных поведенческих черт, которые характерны социально здоровому человеку, стиль и образ жизни, показатели физического и психического здоровья, процесс социальной адаптации и социализации личности, социальное благополучие и социальная стабильность. К наиболее важным характеристикам социального здоровья относятся: позитивное отношение к своему здоровью, высокий жизненный уровень (условия жизни), умение приспособиться к социальным изменениям, прочность социальных отношений (высокая коммуникабельность, широкий круг общения, бесконфликтность), интерес к окружающему миру, благоприятная обстановка в семье (наличие взаимопонимания, психологической поддержки), социальная активность (активная жизненная позиция), адекватный уровень самооценки.

В следующем параграфе изучим особенности социального здоровья современной молодежи.

Источник

Социальное здоровье — ключевая характеристика здорового образа жизни

Актуальность и социальная значимость данной проблемы

Проблема формирования здорового образа жизни может быть оценена сегодня в качестве одного из ключевых условий развития России на дальнюю перспективу. Состояние социального здоровья оказывает непосредственное воздействие на интеллект, на нравственное состояние и на общественно-политическое поведение человека. Без здорового населения невозможно нормально функционирующие государство, общество, его оборона и эффективная экономика.

Актуальность данной темы высока еще и потому, что нам сегодня доподлинно точно не известно, каков социальный заказ на здоровый образ жизни, в чем и применительно к каким социальным слоям и группам, институтам он выражен и как. Опираясь на имеющиеся данные (статистика, результаты исследований и т.д.) можно в целом и достаточно осторожно сделать вывод о том, что социальный заказ (под которым в социологии понимается некая остро ощутимая проблема, постоянно напоминающая о себе и требующая решения), все-таки имеет место и в значительно большей степени выражена в массовом и групповом сознании, нежели в действиях государства, институтов составляющих социально-экономическую структуру, а также и системы образования. В итоге, социальный заказ односторонне проявляется в сознании части населения, в том числе и молодежи, в основном как осознание ценности такового, как условие успешного выживания и необходимости это здоровье поддерживать и укреплять.

Читайте также:  При возникновении ситуации опасной для здоровья работника он может не производить работу

Установлено, что слабо проработаны показатели здорового образа жизни применительно к современным условиям и социальные нормативы. В лучшем случае они идеальны и ориентированы на должное. Однако практически не учитывают реалии сегодняшнего дня, возможности государства, общества и самих людей. Слабо проанализированы воздействия разного рода контркультур на здоровый образ жизни и мотивацию социального здоровья. На эти и другие вопросы должно в определенной степени должны отвечать социологические исследования по данной проблеме.

Образ жизни в самом общем виде есть способ, то есть совокупность существенных черт, типических видов, форм жизнедеятельности личности, социальных групп, общества в целом, взятых в единстве с условиями этой жизнедеятельности. Здоровый образ жизни выступает как совокупность количественных и качественных характеристик образа жизни, предполагающих и выражающих позитивную его определенность.

В настоящее время достаточно обоснованно показано, что в целом здоровье человека во многом определяется его образом жизни.

Образ жизни – это одна из важнейших категорий, интегрирующих представления об определенном виде (типе) жизнедеятельности человека.

Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающих его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные его составные части: профессиональная, общественная, социально-культурная, бытовая и другие виды деятельности. В качестве основных видов выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Иными словами, главное в образе жизни человека является то, как живет он (или социальная группа), каковы основные способы и формы жизнедеятельности, ее направленность. При этом следует иметь в виду, что каждая из социальных групп (молодежь можно и нужно рассматривать как специфическую социальную группу) имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения.

Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающие его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

Образ жизни – один из критериев общественного прогресса, это «лицо» человека. Будучи в значительной степени обусловленным социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим и объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни – это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория).

Качество жизни – характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей ( преимущественно социологическая категория).

Стиль жизни – поведенческая особенность жизни человека, т. е. определенный стандарт, под который адаптируется психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является Здоровый образ жизни, объединяя все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.

Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного (индивидуального) и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психических и физических возможностей и способностей.

Основными компонентами здорового образа являются физическое, психическое и социальное благополучие, так как в своей сущностной основе здоровый образ жизни – это такой образ жизни, который ориентирован на достижение полного физического, психического и социального благополучия.

Образ жизни — в большей степени производное от условий, в которых и под воздействием которых формируется личность. Но связь эта не линейная и не однозначная. А потому, сознание личности (как и групповое сознание), будучи в определенной степени сформированным и действенным, оказывает опосредованное воздействие на условия. Тем более что условия новой России задают принципиально различные и иные требования к личности, уровню ее социального здоровья, нежели условия советского прошлого.

В особенности, сказанное относится к современному поколению молодежи, растущему в крайне неблагоприятной, нестабильной среде, полной рисков (как в общем, так и в специфическом смыслах) и обладающей весьма широким негативным набором характеристик социального здоровья. Иными словами, здоровая молодежь – самый ценный капитал российского общества и государства. Поэтому целесообразно главное внимание при разработке данной проблемы уделить именно молодежи и проблематике ее социального здоровья. А также и целенаправленному воздействию на соответствующие позиции и установки молодежи системы образования, так называемых информационно-образовательных сред. Помимо категории «образ жизни», важной категорией является «социальное развитие молодежи» — целостный процесс качественных изменений ее сущностных характеристик как социально-демографической группы, имеющий своей целью одновременно воспроизводство молодым поколением условий жизни и социального опыта, накопленных родительскими поколениями и качественное их.

Читайте также:  Правильное прекращение лактации без последствий для здоровья

Оценка условий, в которых осуществляется образ жизни личности или группы, приобретает существенное значение для понимания механизмов формирования здорового образа жизни. В особенности это относится к условиям (факторам) следующих семи видов:

а) социально-экономические (материальные условия жизни, условия труда и учебы, организация отдыха, состояние быта и пр.);

б) социально-биологические факторы (возраст родителей, характер протекания родов, наследственность и пр.);

в) собственно медицинские (организация здравоохранение, состояние медицинской помощи, медицинская активность самого населения и пр.);

г) природно-климатические (среднегодовая температура, солнечная радиация, патогенность территории проживания и пр.);

д) идеологические (исторически сложившийся тип общенационального и групповых отношений к собственному здоровью и ведению здорового образа жизни, а шире к осмысленности существования и собственной ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей, настроенность государственной и иных систем на целенаправленное формирование в сознании людей потребности в здоровом образе жизни и пр.);

е) реального отношения государства к своей молодежи и ответной реакции молодого поколения, выраженного в ощущении собственной нужности обществу и государству.

ж) психологические и информационные (как воздействие общественного и группового мнения и средств массовой информации на установки личности).

Социальное здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Иными словами, здоровье людей есть качество социальное.

Здоровье человека представляет собою гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными воздействиями, а болезнь – не что иное, как нарушение гармонии и этого диалектического единства. Сегодня считается уже бесспорным, что удельный вес факторов, влияющих на состояние здоровья, распределяется следующим образом: около 50% и более составляют условия и образ жизни, еще четверть — экологические факторы, 20% — наследственность.

Но есть и нравственная позиция человека в отношении самого себя, выраженная в разного рода понятиях, ключевыми из которых является самоуважение и целеустремленность, ответственность.

Однако, хорошо известно, что современная молодежь в самом общем виде представлена двумя слоями: благополучная (домашняя) и неблагополучная (уличная). Причем эти группы примерно равны по численности и весьма различны по качеству. В понятие качества входит уровень интеллектуального и культурного развития, образования, качественное содержание семейного воспитания, воздействие криминалитета, агрессивность и экстремизм и т.д. Вместе с тем и отношение к здоровью и уровень социального здоровья в этих группах выражены по разному. Иными словами, не должно вызывать большой радости, только тот факт, если подросток, являющий представителем криминального типа личности, активно занимается физической культурой и бережет свое здоровье. Что, в конечном счете, будет реализовано в криминальной деятельности, в ущерб другим людям и обществу в целом.

Но по-разному (в разных смысловых контекстах) понимаются и воспринимаются представителями этих двух групп молодежи. А это вообще малоисследованная тема. Причем не только у нас, в России, но и за рубежом. Думается, что экстремистский потенциал в рамках данных вопросов должен быть внимательно проанализирован. В том числе и та разновидность экстремизма, который сознательно или бессознательно направлен на самого человека, на его структуры и подчинен прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно действию массы факторов, которые в исследовании можно учесть лишь как общий фон.

Здоровый и социально здоровый человек, (группа, общество) — понятия тесно увязанные, но и различающиеся.

Если собственно здоровье зависит от социального положения человека и, соответственно, его социального самочувствия, то в социальное здоровье выраженоболее широких по смыслу и более сложных характеристиках (показателях), таких как социальное самочувствие, социальная удовлетворенность, социальное равновесие, входящих в класс понятий «социальное настроение».Гипотетически можно утверждать, что оптимальное нахождение и расположение человека в системе социальных (в широком смысле) и биолого-генетических координат и определяет то, что, в конечном счете, определяется как социальное здоровье (если иметь в виду комплексный социально-биологический феномен). В этом смысле, при проектировании методик исследований и разного рода социальных (в том числе и социально-политических) программ и проектов социального конструирования имеет смысл обратиться к разработке вероятностных моделей типов здорового образа жизни, и моделей социального здоровья, органически привязанных к современным условиям и продолженным в прогнозируемое будущее. Наличие модели (моделей) дает определенное преимущество прежде всего в принятии решений в социальной политике (соответственно, и в молодежной политике) построении социальных программ и т.д. А применительно к теме данного проекта и к моделированию информационно-образовательных сред и систем воспитания. Иными словами, зная, что есть на выходе, легче строить программы.

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФК И С.

1. качество проведения занятий: этот фактор складывается из многих элементов.

2. содержание занятий – разнообразие, динамичность, эмоциональность и тд

3. возможность выбора занятии по склонности.

4. индивидуальные условия и личностные характеристики.

5. материально – спортивная база

7. организация учебного процесса в школе вузе.

Источник

Adblock
detector