Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс
Уроки 12 — 13
Социальное здоровье человека
Содержание урока
Социальное здоровье человека
Вспомните:
Что такое социальное здоровье человека?
Что определяет социальное здоровье человека?
Задание
Читая текст, определите, правильно ли вы понимание, что такое социальное здоровье.
Вы уже знаете, что человек — часть природы, её высшая ступень. В отличие от животных, люди обладают воображением, речью; умеют исследовать, творить, создавать различные машины, облегчающие его труд. Но человек отличается от животного ещё и тем, что живёт в человеческом обществе, обладает чувствами и способностями, которые помогают ему коллективно трудиться, общаться, переживать сильные эмоции по отношению к другим людям (симпатию, сопереживание, любовь, ненависть и др.).
В научно-познавательной литературе описано много случаев, когда только что родившиеся или совсем маленькие дети воспитывались в среде животных. Эти дети сумели прекрасно приспособиться к дикой жизни и вели себя, как настоящие звери. Но если потом они вновь попадали в человеческое общество, очень трудно было научить их говорить. думать и вести себя по-человечески. Чтобы стать человеком, ребёнок в первые годы своей жизни обязательно должен расти и развиваться в социальной среде, то есть среди других людей.
Именно поэтому первым показателем социального здоровья человека является его отношения с окружающими людьми — родными, близкими, друзьями, чужими и случайными людьми. Одиночество невыносимо для личности, так как нарушается её гармоническое развитие. Недаром в медицине известны случаи, когда не принятые коллективом люди тяжело заболевали.
Расширение кругозора
В 2002 году в Чили стала известна ещё одна подобная история. Малыша приняла к себе стая бездомных собак, которая научила его искать еду на помойках. Когда полицейские заметили непонятное человекоподобное существо, перемещавшееся на четвереньках, и сделали попытку поймать его, на них набросилась свора грязных, голодных псов.
Они защищали ребёнка и не отдали его полицейским. Мальчик тоже встретил людей громким лаем. В конце концов, его удалось изловить и доставить в лечебницу. Но врачи, пытавшиеся научить мальчика говорить. признали своё бессилие — ребёнок уже не мог стать нормальным, полноценным человеком.
Другие подобные случаи связаны с детьми, которых воспитывали волки, медведи.
Сделаем вывод и запомним его
Чтобы ребёнок рос и умственно развивался, он должен жить в человеческом обществе, воспитываться в семье и общаться на языке людей.
Приглашаем к дискуссии
Подумаем, как сделать общение успешным. Умеем ли мы общаться?
Задание
Ответьте на вопросы
1. Когда вы разговариваете с кем-то, то
а) больше говорите вы;
б) больше говорят собеседники.
2. Если к вам обращается с просьбой не очень приятный вам человек, то вы
а) откажетесь помочь ему;
б) согласитесь помочь;
в) предложите обратиться к другому.
3. Если разговор вам не понятен, то вы
а) прервёте говорящего и потребуете разъяснений;
б) вернётесь к своим вопросам в конце разговора;
в) посчитаете, что это не столь важно для вас.
4. Слушая чей-то доклад или сообщение, вы
а) думаете о том. чтобы он скорее закончился;
б) думаете о посторонних предметах;
в) стараетесь внимательно следить за изложением.
5. В разговоре вы
а) используете грубые слова и выражения;
б) стараетесь быть вежливым;
в) поддерживаете стиль речи собеседника.
Оцените себя. Если вы отметили ответы 1б; 2б; 3б; 4в; 5б, то вы умеете общаться, считаетесь с собеседником и стараетесь его понять.
Если вы отметили другие ответы, вам надо научиться общаться: слушать и слышать собеседника, быть более отзывчивым и вежливым — всё это необходимо для полноценного общения.
Общение — ценность
Нравится ли вам общаться? Да! А зачем вы завязываете общение? Хотите познакомиться с собеседником? Узнать о чём-то? Высказать свои соображения по какому-нибудь поводу? Обменяться мнениями?
А какое отношение имеет общение к здоровью? Мы уже говорили с вами о значении положительных эмоций в жизни человека. Если разговор вам нравится, вызывает приятные воспоминания, не раздражает и не сердит, то такое общение положительно влияет на самочувствие и не вызывает стресса.
Приглашаем к дискуссии
Выскажем своё мнение: нравится ли нам общаться? Зачем мы общаемся? Проанализируем схему. Истинны ли высказанные нами суждения?
Работа в группах
Обсудите пословицы и поговорки, используйте их для подготовки памятки «Правила общения».
• Рад бы поговорить, да охоты нет.
• Речь красна слушанием.
• Речь вести — не лапти плести.
• Доброе слово и кошке приятно.
• Слушай больше, а говори меньше.
• Слышал звон, да не знает где он.
• Слушай всякий совет да примечай, что в дело, а что нет.
Учение — социально важная деятельность
Вспомните своё раннее детство. Все дошкольники любят играть и большую часть дня проводят за разнообразными играми. Для кого важна эта деятельность ребёнка? Очевидно, что в игре заинтересован сам ребёнок — это потребность его возраста, которая обеспечивает развитие малыша, становление его как личности. Но вот дошкольник подрос и пришёл в шкапу. Вы скажете, ученье — тоже потребность ребёнка. он учится для себя. Однако нельзя забывать, что кроме детей, родителей. школы в благополучной учебной деятельности заинтересованы общество и государство. Почему? От того, какими образованными, воспитанными. развитыми вырастут те. кто сегодня учатся в школе, зависит состояние нашего общества в будущем. Давайте представим, что все школьники учатся на тройки. Это означает, что завтра врачи, учителя. инженеры, космонавты тоже будут посредственными специалистами. Пожелаете ли вы пойти на приём к врачу-троечнику? Доверите ли своего ребёнка учителю-троечнику? Есть ли гарантия, что ничего не произойдёт с автомобилем, который конструировал троечник?
Сделаем вывод и запомним его
Учебная деятельность — социально важная деятельность. От вашей успешной учёбы зависит благополучие, богатство, психическое и физическое здоровье всех граждан страны.
Приглашаем к дискуссии
Какие из приведённых высказываний о коллективной деятельности истинные, а какие — ложные? Обоснуем своё мнение.
В коллективной деятельности всегда есть общая социально важная цель, к которой стремятся все участники.
• Если в группе людей есть те, кто ничего не хочет делать, то такую группу нельзя назвать коллективом.
• Люди могут работать в одном помещении, но выполнять разную работу. Это тоже — коллектив.
• В коллективной деятельности один может работать не только за себя, но и за других — тех. кто ленится и не проявляет желания трудиться.
• В коллективной деятельности один — за всех и все — за одного.
• Коллектив — это люди, которые дружат и симпатизируют друг другу.
• Коллективная деятельность доставляет большое удовлетворение всем участникам и вызывает положительные эмоции.
• Воровская шайка или банда грабителей — тоже коллектив.
Сделаем вывод и запомним его
Для того чтобы стать членом коллектива, недостаточно в нём «присутствовать». Коллектив сплачивает единая значимая для общества цель и желание добиться общего успешного результата. В коллективном труде все участники связаны друг с другом. Независимо от того, трудятся ли они вместе или выполняют каждый свою работу, они делают это ради достижения общей цели. От добросовестности и дисциплины каждого участника зависит результат коллективной деятельности.
Работа в группах
Группа анализирует иллюстрации и готовит небольшое сообщение на тему «В каких видах коллективной деятельности могут принимать участие школьники 7—9 классов?».
Подсказка
Профессиональный труд, общественно полезный труд, художественная самодеятельность и др.
Следующая страница Фанаты и поклонники
Источник
Социальное здоровье школьника
Социальное здоровье ученика.
Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Иными словами, социальное здоровье – это коммуникативные умения человека, его умение общаться.
Можно выделить критерии, для определения социального здоровья — адекватное восприятие социальной действительности, их можно раскрыть в следующих понятиях: интерес к окружающему миру, адаптация к общественной среде, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие.
Также можно выделить уровни социального здоровья, тесно связанные между собой и дополняющие друг друга:
Это, прежде всего – свобода от вредных информационных воздействий. Необходимо защищаться от всего того, что программирует на саморазрушительное поведение – от всякой пропаганды алкоголя, табака, наркотиков, разврата, агрессии.
Умение жить в гармонии с самим собой: иметь цель в жизни, ценить то, что имеешь, позитивно относиться к самому себе и окружающим, уметь прощать себя за свои ошибки и стремиться их исправить, любить свою работу, свой дом, свой город, свою страну, природу, активно изменять себя и мир к лучшему.
Умение жить в гармонии с окружающими. Можно много говорить об этикете, навыках общения, правилах поведения, но есть один универсальный закон, к которому всё приложится. Это – любовь к ближнему.
Все эти уровни можно отнести и к социализации личности — социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.
Социализация личности учащегося – это результат реального взаимодействия школы и среды. В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе.
Под непосредственным влиянием ближайшего окружения школьника, его микросреды формируется система его ценностных ориентаций, жизненная позиция, которая выражается в общении, повседневном поведении и формирует постепенно социальную позицию.
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что социальное здоровье — это активная адаптация и саморегуляция человека в сложных условиях общества, его социальная роль и социальная активность.
И таким образом у нас вырисовывается следующая формула:
Социальное здоровье – адаптация — социализация личности
В работе социально – психологической службы существенное значение имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, классе, школе. Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных физиологических и психологических особенностей детей и взрослых.
Что может сделать социально психологическая служба для укрепления социального здоровья школьника?!
СПС в первую очередь выявляют детей с девиантным поведением и составляют из них группу риска, на которую делается основной упор в работе социального педагога. Первоначально идёт сбор информации о ребенке, о семье ребенка, об источнике негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению, а также влияния микросреды.
СПС, а в частности, социальный педагог выделяет 2 основных направления в своей работе:
Второе направление — образовательно-воспитательное
А также уделяет особое внимание следующим направлениям:
формированию социальных умений и навыков, необходимых для преодоления разных проблем, для социализации личности.
профориентации — это система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии
правовой направленности, она предусматривает как соблюдение, так и защиту прав ребенка.
СПС помогает создать условия для проведения свободного времени, досуга детей группы риска. Включенность детей в жизнь школы, района (участие в районных акция, выезды с детьми). Так как бессодержательный досуг является одним из факторов риска в развитии злоупотребления подростков психоактивными веществами, следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к спортивным занятиям. Поэтому необходимо в первую очередь мотивировать детей на занятия по физической культуре, поощрять занятия в спортивных секциях.
Таким образом, роль школы (учителя, социального педагога, психолога) — является основополагающей для укрепления социального здоровья школьника!
Источник
Конспект урока по теме «Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие»
специалист в области арт-терапии
ОБЖ 9 класс Учитель Федорова О.В.
Урок № 23 Дата
Тема урока: Здоровье человека как индивидуальная, так и об щественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Цель урока: Систематизировать знания учащихся о здоровье человека как об индивидуальной и общественной ценности, об основных составляющих здоровья и факторах, на него влияющих. Сформировать убеждение, что каждый человек, сохраняя и укрепляя свое личное здоровье, вносит вклад в укрепление общественного здоровья.
— освоить основные понятия: здоровье индивидуальное и общественное.
— способствовать развитию творческих способностей.
— сформировать убеждение, что каждый человек, сохраняя и укрепляя свое личное здоровье, вносит вклад в укрепление общественного здоровья.
— знать основные составляющие здоровья и факторах, влияющих на здоровье человека;
— знать составляющиеся здорового образа жизни.
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— развитие информационной и коммуникативной компетентности обучающихся.
— формировать готовность и способность вести диалог и достигать в нём
— формировать потребность соблюдать нормы здорового образа жизни.
Ход урока
I Организационный момент
II Актуализация опорных знаний учащихся
Тестирование по теме «Профилактика наркоза висимости».
1. Заболевание социального характера, связанное с употреблением психотропных веществ и приводящее практически в 100% случаев к летальному исходу, называется
2. Срок жизни наркомана с момента первого приема наркотика составляет не более
3. Какое действие будет наиболее правильным, если вам в руки попадет доза наркотического вещества?
б) отдать товарищу;
4. Верны ли следующие суждения?
А) Наркомания – исключительно личная проблема человека, принимающего наркотики.
Б) В России борьба с распространением наркотиков является общегосударственной задачей.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.
5.Выберите три верных ответа из шести. Какие симптомы свидетельствуют о начале развития болезненного пристрастия к наркотикам?
а) непреодолимое желание принять наркотик;
б) постоянное чувство голода;
в) потребность в дополнительном сне;
г) потребность испытать состояние эйфории;
д) повышение температуры тела;
е) желание добыть наркотик любыми способами.
Правильные ответы: 1 в, 2 б, 3 г, 4 б, 5 а, г, е.
III Мотивация учебной деятельности
Здоровье человека, несомненно, среди жизненных ценностей занимает верхнюю ступень. Здоровье — это непременное условие благополучия человека и его счастья.
Определения здоровья человека :
— нормальное функционирование организма человека в системе человек — окружающая среда;
— способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
— способность к полноценному выполнению основных социальных функций и др.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) дано более полное и объективное определение здоровья: «Здоровье — это состояние полного духовного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Как вы считаете, здоровье человека индивидуальная или об щественная ценность?
IV Изложение учебного материала
1.Цельное представление о здоровье человека
Здоровье каждого человека является не только его индивидуальной, но и общественной ценностью, так как общественное здоровье в конечном итоге основная составляющая здоровья членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека взаимосвязаны, и одно зависит от другого.
Чтобы получить цельное представление о здоровье человека, необходимо взять во внимание его духовные, физические и социальные качества и возможности.
А) Духовное здоровье — это способность человека анализировать происходящие в окружающем мире различные события и явления, определять ход их развития и возможные последствия для личного благополучия от общения с окружающим миром в процессе жизнедеятельности.
Духовную составляющую здоровья человека можно определить, как его способность познавать окружающий мир в динамике развития, свои возможности и пути самореализации и формировать нравственные ориентиры для жизнедеятельности.
Духовное здоровье всегда имеет нравственный акцент. Отметим, что высшая нравственность для человека — это поиск путей сохранения человечества как вида на Земле. А в настоящее время можно сказать так: нравственность — это поиск путей сохранения человека от самоуничтожения. (Напомним, что отрицательное влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства составляет 80—90%.)
Уровень духовного здоровья обеспечивается системой мышления человека, постоянным стремлением его к самовоспитанию, самообучению и совершенствованию духовных, физических и социальных качеств.
Для формирования духовного благополучия необходимо:
— научиться, прежде всего, жить с собой в согласии и управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на стрессовые нагрузки:
— сформировать психологическую уравновешенность и сохранить ее в любых жизненных ситуациях;
— иметь четко сформулированную цель жизни, выработать у себя положительное отношение к жизни, ставить перед собой достижимые задачи;
— не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;
— развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;
— воспринимать каждый день как маленькую жизнь;
— научиться каждый день получать от жизни хоть маленькие радости;
— стремиться быть хозяином своей жизни, радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех;
— постоянно совершенствовать свой образ жизни, создавая свою индивидуальную систему здорового образа жизни;
— выработать у себя отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков и курению табака.
Б) Физическая составляющая здоровья человека характеризуется:
— совершенством состояния тела человека;
— способностью обеспечивать постоянное духовное самосовершенствование и жизнедеятельность в реальной окружающей среде — природной, техногенной и социальной;
— способностью, направленной на обеспечение благополучной жизни и безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, на обеспечение долголетия функционирования всех органов человека без отклонений.
Для формирования физического благополучия необходимо:
— выработать в себе постоянную привычку к занятиям физической культурой и спортом с учетом своих возможностей и потребностей. Тренированные люди меньше подвержены стрессу, лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они лучше спят, сон у них крепче, их организм легче сопротивляется болезням. Физическая тренированность придает человеку уверенности в себе, улучшает внешний облик, повышает умственную и физическую работоспособность. Люди, постоянно занимающиеся физической культурой и спортом, свободно ориентируются в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, они имеют больше шансов выйти из опасной ситуации;
— выработать в себе привычку к систематическому выполнению закаливающих процедур. У закаленных людей вырабатывается устойчивость к низким температурам, теплообразование в организме происходит более интенсивно, а это уменьшает вероятность развития инфекционных болезней. Закаливание способствует повышению активности и мощности всех защитных сил организма. Закаливание формирует у человека силу воли;
— выработать наиболее приемлемый режим дня, в котором рациональное сочетание: труд и отдых, физическая и умственная нагрузка, занятия физической культурой и спортом, режим питания и сна;
— придерживаться системы рационального питания. Пища обеспечивает организм человека всеми питательными веществами, которые требуются для выработки энергии. Необходимо отметить, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в определенной степени обладают все пищевые продукты, но не существует и какой-то идеальной пищи. Вероятно, важно не только то, что мы едим, а то, сколько едим, когда едим и в каких сочетаниях съедаем те или иные продукты;
— выработать привычку в соблюдении правил личной гигиены. Их должен соблюдать ежедневно каждый человек, учитывая при этом свои индивидуальные особенности (возраст, профессиональную деятельность), условия окружающей среды и свои возможности;
— выработать привычку к самоконтролю за своим состоянием (самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, определение появления переутомления, меры его профилактики);
— выработать умение в оказании первой медицинской помощи и самопомощи при неотложных состояниях.
Укрепляется физическое здоровье с помощью:
-рационального сочетания умственного и физического труда;
-умения сочетать нагрузки и отдых;
-исключения из употребления алкоголя, наркотиков и курения табака;
— умений и навыков оказывать медицинскую самопомощь.
В) Социальная составляющая здоровья характеризуется уровнем общей культуры человека в области безопасности.
Укрепляется социальное здоровье с помощью:
— умения предвидеть опасности, возникающие в процессе жизнедеятельности, и по возможности избегать их;
— знания существующих нормативно-правовых актов и требований в области безопасности и умения соблюдать их, чтобы не спровоцировать опасную или чрезвычайную ситуацию по собственной вине;
— знания рекомендаций специалистов в области безопасности и умения применять их с учетом своих особенностей.
Для формирования социального благополучия необходимо:
— уметь жить в согласии с окружающими вас людьми (сверстниками, родными и близкими и со взрослыми — знакомыми и незнакомыми), находить с ними компромиссы в спорных вопросах, спокойно разрешать возникающие конфликтные ситуации;
— формировать умение предвидеть возникновение опасной ситуации в процессе жизнедеятельности;
— анализировать складывающуюся обстановку и находить наиболее безопасный выход из опасной ситуации;
стремиться изучать необходимые правовые акты в области безопасности жизнедеятельности и соблюдать их требования в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
— воспитывать в себе наиболее значимые человеческие качества — ответственность, исполнительность и силу воли;
— постоянно воспитывать в себе потребность в сохранении окружающей природной среды и личного здоровья как индивидуальной, так и общественной ценности;
— формировать чувство ответственности за обеспечение личной безопасности и безопасности общества и государства.
2. Факторы, которые оказывают существенное влияние на здоровье человека.
Первый фактор — это наследственность, которая оказывает влияние на все стороны здоровья человека. Наследственность определяет предрасположенность человека к некоторым заболеваниям, предопределяет в известной степени и стиль его поведения в жизни, склонности к тем или иным поступкам и т. д.
Степень влияния наследственности на здоровье человека, по мнению специалистов, может составлять 20%.
Второй фактор — влияние окружающей среды в местах проживания. Степень ее влияния на здоровье может составить также до 20%.
Третий фактор — влияние медицинского обслуживания на здоровье человека. Этот фактор может составлять до 10%.
Четвертый фактор — влияние образа жизни человека на его здоровье. Этот фактор составляет 50%!
Следовательно, мы снова приходим к выводу: соблюдение норм здорового образа жизни — это надежная гарантия укрепления и сохранения здоровья.
В заключение отметим, что индивидуальное здоровье человека во многом зависит от его образа жизни, умения предвидеть и избегать различные опасные ситуации, строить свое благополучие.
Сохраняя и укрепляя свое личное здоровье, каждый человек вносит свой вклад в общественное здоровье, которое в конечном итоге является основой национальной безопасности России. Путь к этому один — соблюдение норм здорового образа жизни.
Вывод: соблюдение норм здорового образа жизни — это надежная гарантия укрепления и сохранения здоровья.
1. Что понимается под здоровьем человека, и какое содержание вкладывается в это понятие?
2. Какое определение здоровью дано в Уставе Всемирной организации здравоохранения?
3. Какие взаимосвязи существуют между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека?
4. Какие основные факторы оказывают существенное влияние на здоровье человека?
5. Почему индивидуальное здоровье каждого человека является не только индивидуальной, но и общественной ценностью?
VI Домашнее задание
Изучите § 9.1, 9.2 учебника, выполните задание практикума на стр. 167 учебника.
1.Я узнал (а) много нового.
2.Мне это пригодится в жизни.
3.На уроке было над, чем подумать.
4.На все возникшие у меня вопросы я получил (а) ответы.
Источник