Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс
Урок 25
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность
Содержание урока
Духовное, физическое и социальное здоровье
Духовное, физическое и социальное здоровье
Духовное, физическое и социальное здоровье — это три неотъемлемые составляющие здоровья, которые должны находиться в гармоничном единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья человека и его благополучие.
Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль обеспечивает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья, а вместе они влияют на социальное здоровье и обеспечивают социальное благополучие.
В спортивной семье растут здоровые дети
Физическое здоровье обеспечивается двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственного и физического труда, временем и умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.
Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события, формировать стиль своего поведения.
Социальное здоровье — это способность человека адаптироваться в природной, техногенной и социальной средах обитания. Достигается оно умением предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций, оценивать их возможные последствия, принимать обоснованное решение и действовать в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации, сообразуясь со своими возможностями.
На здоровье и благополучие человека оказывает влияние ряд факторов. Среди них ведущее место занимают физические, социальные и духовные.
Среди физических факторов наиболее важным является фактор наследственности. Исследования свидетельствуют о влиянии наследственности практически на все стороны нашего физического здоровья. Это предрасположенность человека к определенным заболеваниям или наличие врожденных физических дефектов. Степень влияния наследственности на здоровье может составлять до 20%.
Среди социальных факторов необходимо выделить состояние окружающей среды, влияние различных опасных и чрезвычайных ситуаций и организацию защиты населения от их последствий, а также доступный уровень медицинского обслуживания. В сумме они составляют 30%.
Духовный фактор является наиболее важным компонентом здоровья и благополучия. Он включает понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни — трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, — это одно, а вести его — совсем другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. При этом зачастую вредные для здоровья действия могут дать на короткое время довольно приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор во многом зависит от индивидуальности образа жизни. Степень его влияния на здоровье составляет 50%.
В заключение отметим, что каждый человек ответственен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия — это непрерывный процесс в жизни человека, при котором подразумевается определенная жизненная позиция и повседневное поведение. Для достижения высокого уровня индивидуального здоровья каждый должен стремиться выработать в себе ряд наиболее необходимых качеств, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Это прежде всего осознанное стремление к соблюдению норм здорового образа жизни, постоянное совершенствование своих физических и духовных качеств, бережное отношение к окружающей природной среде и ее сохранение в силу своих возможностей, воспитание в себе убежденности, что здоровье каждого человека зависит от здоровья окружающей природной среды.
Необходимо переосмыслить свое отношение к личному здоровью и понимать здоровье как личную, так и общественную ценность.
Здоровье человека зависит от внешней окружающей среды (природной, техногенной и социальной) и от умения человека безопасно вести себя в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Значит, для сохранения и укрепления здоровья необходимо постоянно учиться предвидеть опасности, оценивать обстановку и уметь действовать адекватно в складывающейся обстановке для снижения фактора риска для жизни и здоровья, формировать свою индивидуальную систему здорового образа жизни, обеспечивающую духовное, физическое и социальное благополучие.
Следующая страница Вопросы. Задания. Практикум
Источник
Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс
Уроки 12 — 13
Социальное здоровье человека
Содержание урока
Социальное здоровье человека
Вспомните:
Что такое социальное здоровье человека?
Что определяет социальное здоровье человека?
Задание
Читая текст, определите, правильно ли вы понимание, что такое социальное здоровье.
Вы уже знаете, что человек — часть природы, её высшая ступень. В отличие от животных, люди обладают воображением, речью; умеют исследовать, творить, создавать различные машины, облегчающие его труд. Но человек отличается от животного ещё и тем, что живёт в человеческом обществе, обладает чувствами и способностями, которые помогают ему коллективно трудиться, общаться, переживать сильные эмоции по отношению к другим людям (симпатию, сопереживание, любовь, ненависть и др.).
В научно-познавательной литературе описано много случаев, когда только что родившиеся или совсем маленькие дети воспитывались в среде животных. Эти дети сумели прекрасно приспособиться к дикой жизни и вели себя, как настоящие звери. Но если потом они вновь попадали в человеческое общество, очень трудно было научить их говорить. думать и вести себя по-человечески. Чтобы стать человеком, ребёнок в первые годы своей жизни обязательно должен расти и развиваться в социальной среде, то есть среди других людей.
Именно поэтому первым показателем социального здоровья человека является его отношения с окружающими людьми — родными, близкими, друзьями, чужими и случайными людьми. Одиночество невыносимо для личности, так как нарушается её гармоническое развитие. Недаром в медицине известны случаи, когда не принятые коллективом люди тяжело заболевали.
Расширение кругозора
В 2002 году в Чили стала известна ещё одна подобная история. Малыша приняла к себе стая бездомных собак, которая научила его искать еду на помойках. Когда полицейские заметили непонятное человекоподобное существо, перемещавшееся на четвереньках, и сделали попытку поймать его, на них набросилась свора грязных, голодных псов.
Они защищали ребёнка и не отдали его полицейским. Мальчик тоже встретил людей громким лаем. В конце концов, его удалось изловить и доставить в лечебницу. Но врачи, пытавшиеся научить мальчика говорить. признали своё бессилие — ребёнок уже не мог стать нормальным, полноценным человеком.
Другие подобные случаи связаны с детьми, которых воспитывали волки, медведи.
Сделаем вывод и запомним его
Чтобы ребёнок рос и умственно развивался, он должен жить в человеческом обществе, воспитываться в семье и общаться на языке людей.
Приглашаем к дискуссии
Подумаем, как сделать общение успешным. Умеем ли мы общаться?
Задание
Ответьте на вопросы
1. Когда вы разговариваете с кем-то, то
а) больше говорите вы;
б) больше говорят собеседники.
2. Если к вам обращается с просьбой не очень приятный вам человек, то вы
а) откажетесь помочь ему;
б) согласитесь помочь;
в) предложите обратиться к другому.
3. Если разговор вам не понятен, то вы
а) прервёте говорящего и потребуете разъяснений;
б) вернётесь к своим вопросам в конце разговора;
в) посчитаете, что это не столь важно для вас.
4. Слушая чей-то доклад или сообщение, вы
а) думаете о том. чтобы он скорее закончился;
б) думаете о посторонних предметах;
в) стараетесь внимательно следить за изложением.
5. В разговоре вы
а) используете грубые слова и выражения;
б) стараетесь быть вежливым;
в) поддерживаете стиль речи собеседника.
Оцените себя. Если вы отметили ответы 1б; 2б; 3б; 4в; 5б, то вы умеете общаться, считаетесь с собеседником и стараетесь его понять.
Если вы отметили другие ответы, вам надо научиться общаться: слушать и слышать собеседника, быть более отзывчивым и вежливым — всё это необходимо для полноценного общения.
Общение — ценность
Нравится ли вам общаться? Да! А зачем вы завязываете общение? Хотите познакомиться с собеседником? Узнать о чём-то? Высказать свои соображения по какому-нибудь поводу? Обменяться мнениями?
А какое отношение имеет общение к здоровью? Мы уже говорили с вами о значении положительных эмоций в жизни человека. Если разговор вам нравится, вызывает приятные воспоминания, не раздражает и не сердит, то такое общение положительно влияет на самочувствие и не вызывает стресса.
Приглашаем к дискуссии
Выскажем своё мнение: нравится ли нам общаться? Зачем мы общаемся? Проанализируем схему. Истинны ли высказанные нами суждения?
Работа в группах
Обсудите пословицы и поговорки, используйте их для подготовки памятки «Правила общения».
• Рад бы поговорить, да охоты нет.
• Речь красна слушанием.
• Речь вести — не лапти плести.
• Доброе слово и кошке приятно.
• Слушай больше, а говори меньше.
• Слышал звон, да не знает где он.
• Слушай всякий совет да примечай, что в дело, а что нет.
Учение — социально важная деятельность
Вспомните своё раннее детство. Все дошкольники любят играть и большую часть дня проводят за разнообразными играми. Для кого важна эта деятельность ребёнка? Очевидно, что в игре заинтересован сам ребёнок — это потребность его возраста, которая обеспечивает развитие малыша, становление его как личности. Но вот дошкольник подрос и пришёл в шкапу. Вы скажете, ученье — тоже потребность ребёнка. он учится для себя. Однако нельзя забывать, что кроме детей, родителей. школы в благополучной учебной деятельности заинтересованы общество и государство. Почему? От того, какими образованными, воспитанными. развитыми вырастут те. кто сегодня учатся в школе, зависит состояние нашего общества в будущем. Давайте представим, что все школьники учатся на тройки. Это означает, что завтра врачи, учителя. инженеры, космонавты тоже будут посредственными специалистами. Пожелаете ли вы пойти на приём к врачу-троечнику? Доверите ли своего ребёнка учителю-троечнику? Есть ли гарантия, что ничего не произойдёт с автомобилем, который конструировал троечник?
Сделаем вывод и запомним его
Учебная деятельность — социально важная деятельность. От вашей успешной учёбы зависит благополучие, богатство, психическое и физическое здоровье всех граждан страны.
Приглашаем к дискуссии
Какие из приведённых высказываний о коллективной деятельности истинные, а какие — ложные? Обоснуем своё мнение.
В коллективной деятельности всегда есть общая социально важная цель, к которой стремятся все участники.
• Если в группе людей есть те, кто ничего не хочет делать, то такую группу нельзя назвать коллективом.
• Люди могут работать в одном помещении, но выполнять разную работу. Это тоже — коллектив.
• В коллективной деятельности один может работать не только за себя, но и за других — тех. кто ленится и не проявляет желания трудиться.
• В коллективной деятельности один — за всех и все — за одного.
• Коллектив — это люди, которые дружат и симпатизируют друг другу.
• Коллективная деятельность доставляет большое удовлетворение всем участникам и вызывает положительные эмоции.
• Воровская шайка или банда грабителей — тоже коллектив.
Сделаем вывод и запомним его
Для того чтобы стать членом коллектива, недостаточно в нём «присутствовать». Коллектив сплачивает единая значимая для общества цель и желание добиться общего успешного результата. В коллективном труде все участники связаны друг с другом. Независимо от того, трудятся ли они вместе или выполняют каждый свою работу, они делают это ради достижения общей цели. От добросовестности и дисциплины каждого участника зависит результат коллективной деятельности.
Работа в группах
Группа анализирует иллюстрации и готовит небольшое сообщение на тему «В каких видах коллективной деятельности могут принимать участие школьники 7—9 классов?».
Подсказка
Профессиональный труд, общественно полезный труд, художественная самодеятельность и др.
Следующая страница Фанаты и поклонники
Источник
Понятие о социальном здоровье
Социальное здоровье – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом.
Социальное здоровье складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п.
Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Человек – существо общественное, социум влияет на здоровье личности. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградация личности, в таких случаях изменится ее отношение к себе, к другим людям, к деятельности и общению.
Компонентами социального здоровья можно считать:
Нравственность индивида –совокупностьморально-этических качеств, идеалов, ценностных ориентаций, которые человек считает для себя истинными и следование выбранным ценностным самоустановкам. В нравственности человека отражается преимущественно гуманистический аспект здоровья. Основоположник валеологии И.И.Брехман выделяет нравственность не просто как составную часть здоровья , а рассматривает ее как основополагающий аспект в «валеологической структуре личности»
Выбранные для собственного руководства идеальные ценности – позитивные и негативные — в дальнейшем определяют вероятное поведение человека, причем как позитивное, так и негативное. Человек, воплощающий на практике свои идеальные ценности негативного плана, должен быть признан нездоровым. Нравственное нездоровье человека может долго не проявлять себя, поскольку свои неблаговидные поступки человек склонен скрывать от окружающих. Необходимость вести двойную жизнь может стать причиной стресса, безнравственный способ жизни рано или поздно проявляет себя в тех или иных расстройствах нервно-психического и физического здоровья. Нравственность человека выявляет качества его духовности. Ценностные ориентации существуют на уровне мыслей, которые легко скрывать, поэтому в духовности отражается преимущественно внутриличностный аспект здоровья. Нездоровье человека на духовном уровне является еще более скрытым от посторонних глаз.
Нравственное здоровье отражается в нравственно—духовных качествах человека, основными из которых являются способности:
à осознавать свободу воли или свободу выбора;
àиспытывать чувство любви;
àосознавать уверенность и определенность в настоящем и будущем;
àосознавать различия между добром и злом;
àспособность к самооценке;
àосознавать качества собственной воли;
à испытывать чувство веры;
à испытывать чувство достоинства;
à осознавать присущее ему чувство стыда;
à способность к прогнозированию событий и оценок;
à способность помнить события и связанные с ними переживания; чувство времени;
à способность понимания красоты и стремление к ней;
à способность к творчеству (музыкально-поэтическому, научному, техническому, педагогическому, организаторскому);
à способность удивляться;
à способность понимать в чем-либо особый и (или) переносный смысл;
à чувство смешного, чувство юмора;
àспособность радоваться, чувствовать себя счастливым;
à способность испытывать горе (свое и чужое);
àспособность испытывать зависть, ревность, жажду мести.
Социальная адаптация( от лат. adaptatio –приспособление)– способность организма приспосабливаться к различным изменившимся условиям социальной среды или жизни (к условиям трудовой деятельности, к профессиональным требованиям, взаимоотношениям в новом коллективе, способность преодолевать психологические барьеры). Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с предстоящей деятельностью, с новыми людьми и др. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением в новых жизненных условиях. Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активность.
Формирование социального здоровья человека связано с процессом социализации.
Социализация (лат. socialis – общественный)– это процесс и результат становления личности, усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу (группе, семье). Социализация – это процесс непрерывный, она сопутствует человеку на всех его возрастных этапах. Она может идти как целенаправленно, т.е. в процессе воспитания и самовоспитания, так и стихийно – под воздействием факторов общественного бытия.
Результат социализации – это
а) сформированность тех черт, которые востребуются в данном обществе ( социализированность);
б) становление самосознания и активной жизненной позиции личности;
в) развитие контактов индивида с другими людьми и совместной с ними деятельности.
Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех ситуациях, когда это препятствует саморазвитию, самоопределению, самореализации. Нарушение такого равновесия ведет к появлению так называемых жертв социализации – конформистов, полностью идентифицирующих себя с обществом, или, наоборот, обособленного, не адаптированного к обществу человека.
При формирования психического и социального здоровья, становлении самосознания очень важным является процесс получения представлений о своих идеалах, ценностях, мотивах поведения, достоинствах и недостатках и пр., т.е. процесс познания себя, самооценка личности и результатов своей деятельности. Самооценка – важный регулятор поведения, влияет на развитие личности и на эффективность деятельности.
Неадекватная, т.е. завышенная или заниженная самооценка, а также неустойчивая самооценка деформирует внутренний мир личности, препятствуют психическому и социальному здоровью.
Иногда возникает расхождение между самооценкой и оценкой со стороны окружающих. Если оценка выше самооценки, то расхождение между ними может стать фактором, стимулирующим развитие личности. Если же самооценка превосходит оценки окружающих, то такое расхождение может привести к конфликту (а тем самым и к нарушению здоровья). Успешность педагогического воздействия в значительной степени определяется тем, какую самооценку удается сформировать. Высокая адекватная, дифференцированная, обоснованная самооценка позволяет легче усваивать новый материал, уверенно браться за новое дело, активно высказывать свое мнение и критично воспринимать опыт других. Для воспитания положительной самооценки у детей необходима доброжелательность, разумная требовательность и одобрение даже в тех случаях, когда их поведение или выполненная работа нам не травится. При этом ребенку важно объяснить, что осуждение (плохая оценка) направлено на конкретное действие, а не на него самого (не на личность).
Таким образом, реализация идей психического и социального здоровья потребует от каждого человека переосмысления своих личностных качеств (и прежде всего таких, как активность и ответственность), а от общества – пересмотра сложившихся приоритетов и традиций в сфере воспитания и образования, труда и отдыха.
4. Стресс как фактор риска для здоровья.
Угрозой физическому и психическому здоровью, социальному благополучию человека нередко является стресс. По данным ВОЗ 45% всех заболеваний связаны со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше.
Термин «стресс» — английского происхождения (англ.stress — давление, усилие, натяжение, напряжение). В медицину и психологию этот термин попал в 1936 году, когда в журнале “Nature» было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога и эндокринолога Ганса Селье под названием “Синдром, вызываемый разними повреждающими агентами”. Еще будучи студентов, Селье обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало (общее недомагание, озноб, повышение температуры, потеря аппетита, ломота и боли в суставах). Эксперименты показали, что и другие вредоносные воздействия (охлаждение, ожоги, отравления, ранения и др.), наряду со специфическими для каждого из них последствиями, вызывают комплекс однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций. Селье предположил, что эта реакция направлена на мобилизацию защитных сил организма и назвал ее стрессом. Он же создал и научную концепцию этого состояния.
Со временем это понятие подверглось существенным изменениям, стало более широким. Полного и единого определения стресса, удовлетворившего бы каждого исследователя, нет и сегодня, но можно сказать так:
СТРЕСС – это неспецифическая реакция общего напряжения организма (личности) на любое предъявленное ему требование, непременно сопровождающееся перестройкой его защитных сил.
Стресс не является привилегией человека. Он бывает и у животных, и у рыб. Есть исследования стрессовых реакций растений.
Факторы, вызывающие стресс, называются стрессорами (или стресс-факторами).
Стрессор – это любой фактор, необычный по силе и длительности действия на человека.К числу стрессоров можно отнести физические, связанные с интенсивной физической нагрузкой, охлаждением, перегреванием, травмой, операционным вмешательством, непривичными внешними условиями и др. и психические, воздействующие на психику и вызывающие сильные эмоции (сложности жизни, потеря дорогий людей, несложившаяся семейная жизнь, болезни детей, особенно хронические, неудачи на работе в учебе, трудности реализации себя, интенсивная интеллектуальная деятельность; даже простые математические действия, производимые в уме, сдача экзаменов, нежные объятий и т.п.). Конечно, часто не удается выделить физические и психические стрессоры в чистом виде. Например, голодание приносит как физические проблемы, так и психические переживания.
Существуют и другие классификации стрессоров. Так, русский психолог А.С.Разумов условно разделил стрессовые факторы на следующие 4 группы:
Стрессоры активной деятельности (они могут не только нарушать процесс деятельности, но и усиливать и мобилизовывать ее). Это могут быть экстремальные стрессоры (боевые действия и другое, связанное с риском), производственные стрессоры (особенно ответственная работа при дефиците времени); стрессоры психосоциальной мотивации (разного рода соревнования, конкурсы).
Стрессоры оценок.Им свойственная эмоциональная окраска настоящей или предстоящей деятельности, или произошедшего давно. Сюда относятся и стрессоры памяти, стрессоры побед и поражений, стрессоры зрелищ и др.
Стрессоры рассогласования деятельности. Это стрессоры розобщения (конфликтные ситуации, угроза и др.), стрессоры ограничений (заболевания, ограничивающие обычную сферу деятельности, тюремная изоляция, голод, жажда и др.)
Физические и природные стрессоры (травма, темнота, яркий свет, неприятный звук, вибрация, качка, высота, землетрясение и др.).
Известно, что у человека с его высоко развитой нервной системой эмоциональные раздражители (психологические и эмоциональные события обыденной жизни) – практически самый частый стрессор. Неслучайно поэтому большое внимание в настоящее время уделяется проблеме именно психоэмоционального стресса, вызываемого психическими стрессорами. Ее считают одной из проблем выживания человечества. Педагогическая деятельность также сопряжена с достаточно сильным психоэмоциональным напряжением. По данным отечественных исследователей 85% современных учителей испытывают состояние устойчивого стресса.
Особую разновидность эмоционального стресса представляет информационный стресс. Научно-технический прогресс изменил информационную среду. Количество информации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означает необходимость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объема информации, чем предыдущему. Это требует повышения интенсивности обучения. Однако при этом не меняется мозг. И хотя он имеет колоссальные возможности по переработке больших объемов информации, все же возникают предпосылки для информационных перегрузок. К тому же сокращение времени для переработки новой информации усиливает нервно-психическое напряжение, вызывает информационный стресс.
Стрессовые ситуации и стрессовые реакции сопутствовали и сопутствуют людям всегда, без них жизни просто не существует. «Полная свобода от стресса означает смерть» (Г.Селье). В зависимости от последствий стресса для организма различают эустресс — «хороший стресс» и дистресс (англ. distress–горе, несчастье, нужда) – «плохой стресс».
Эустрессы оказывают стимулирующее воздействие и поэтому биологически необходимы. Они поддерживают хорошую работоспособность организма, стимулируя деятельность основных биологических механизмов, тренируют и закаляют организм, повышают возможности человека, способствуют развитию творческих способностей, проявлению личности, помогают выживать, обогащают новым опытом. Состояние «достаточной стрессируемости» есть необходимое условие активной социальной и творческой деятельности. Такой стресс Г.Селье называл ароматом и вкусом жизни.
Дистрессы могут быть опасны и губительны для человека. Они возникают тогда, когда стресс чересчур интенсивен, слишком долог, часто повторяется. Такой стресс приводит к разрушению организма. Так, правильно организованная физическая нагрузка очень полезна человеку, а работа чрезмерной интенсивности истощает и разрушает организм.
Стресс является проявлением и одновременно инструментом адаптационной перестройки человека при чрезмерном действии на него как физических, так и психических факторов.
Совокупность изменений в организме (физиологических и биохимических) при стрессе Г.Селье обозначил как общий адаптационный синдром (ОАС).
Он проходит в своем развитии 3 стадии:
— стадия мобилизации (тревоги, аварийная) связана с возникновением тревоги в момент действия любого стрессора. Организм в срочном порядке (иногда на всякий случай, так как реальной угрозы не возникает) мобилизует все свои явные и скрытые резервы, готовится к немедленному действию (реакции) –нападению, защите или бегству с целью избежать прямого столкновения с опасностью. Отмечается эмоциональное возбуждение. Происходит усиление активности симпатической нервной системы. Это выражается в изменении показателей состояния организма:
учащаются и усиливаются сокращения мышцы сердца;
повышается артериальное давление;
глюкоза освобождается и выделяется в кровь (т.к. это легко доступное «топливо» для мышечной активности);
происходит перераспределение крови в организме: кровоснабжение кожи и внутренних органов уменьшается (поэтому отмечается бледность лица при волнении, может развиться инфаркт миокарда из-за недостатка кровоснабжения его), а мышц и мозга — увеличивается (при этом может произойти разрыв кровеносных сосудови кровоизлияние в мозг);
возникает напряжение различных групп мышц;
ускоряется свертываемость крови;
появляется сухость во рту (из-за снижения выделения слюны);
уменьшается секреция пищеварительных ферментов;
повышается порог болевой чувствительности (из-за выделения нейропептидов, обладающих морфиноподобным действием);
может произойти временное снижение работоспособности (из-за нарушения взаимодействия между различными механизмами организма, работающими с большим напряжением).
Если стрессор очень сильный (тяжелые ожоги, сильнейшие эмоции и др.) и сопротивление организма недостаточное, то может наступить смерть. Но чаще организм справляется, приспосабливается к сложным изменившимся условиям и ОАС переходит в следующую стадию.
— стадия сопротивления (резистентности). Признаки реакции тревоги практически исчезают, активация симпатической системы сохраняется на высоком уровне, степень сопротивления организма поднимается значительно выше обычного (возрастает способность организма к заживлению ран, восстановлению тканей, к борьбе с инфекциями). Конфликтная ситуация преодолевается, на смену негативным эмоциям приходят эмоции положительные (Успех! Победа!).. Это позволяет справиться с неблагоприятным воздействием и поддерживать высокую умственную и физическую работоспособность. Это адаптивная физиологически нормальная часть стресса. На этой стадии заканчивается эустресс.
Однако если стрессовая ситуация длиться очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, то адаптивные механизмы организма истощаются, оказываются исчерпанными. ОАС переходит в заключительную стадию.
— стадия истощения. В этот период вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы: снижается работоспособность, наиболее сильно страдает иммунная система, образуются язвы желудка, кишечника, возникают различные заболевания. Г.Селье отмечал, что в принципе любой стрессор способен довести организм до полного истощения и, как следствие, привести к полному разрушению физического и психического здоровья.
Это патологическая стадия стресса (дистресс).
В настоящее время достаточно полно изучены механизмы развития общего адаптационного синдрома (механизмы изменений в организме при стрессе). Основные звенья этого процесса можно представить следующей упрощенной схемой:
внешнее воздействие (стрессор)
возбуждение гипоталамуса, активизация симпатикоадреналовой системы
выделение дофамина, адреналина, нор-адреналина
возбуждение передней доли гипофиза, выделение АКТГ, тиреотропного гормона
возбуждение надпочечников, щитовидной и паращитовидных желез
выделение гормонов коры надпочечников (кортикостероидов), мозгового его слоя (адреналин, нор-адреналин), гормонов щитовидной и паращитовидных желез (при этом уменьшается секреция инсулина, гормона роста, половых гормонов)
формирование выше описанной реакции на стрессор под воздействием выделенных гормонов.
Реактивность всей этой системы во многом зависит от коры головного мозга, тонуса вегетативной нервной системы. Существуют конституциональные отличия в формах поведения и нейроэндокринной перестройки при стрессе.
Многочисленные нейрогормональные исследования стресса у животных (Гудол. 1960) и человека (М.Франкенхойзер, 1960; В.Н.Васильев, 1985 и др.) выявили отличия в количестве выделяемых основных стрессорных гормонов.. Определилось три типа людей:
А-тип (адреналовый) или люди-«кролики». Такие люди характеризуются повышенной тревожностью. Они добросовестные работники с обостренным чувством ответственности, Чрезвычайно эффективно работают в условиях стабильности, но их часто одолевают сомнения и тревоги, малейшие житейские неурядицы преувеличиваются. Как только появляются отрицательные эмоции, ЧП, требующие решительных действий и мгновенных решений, они теряются, начинают ошибаться, более подвержены страхам, для них характерна «реакция бегства» (уходят от конфликта или замирают). Склонны к таким заболеваниям, как гипертоническая болезнь с кризами и инсультами, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.
НА-тип (нор-адреналовый) или люди-«львы». Они быстро мобилизуются в стрессовой ситуации, легко их преодолевают, их работоспособности в минуту испытаний можно позавидовать, их отличает честолюбие, агрессивность, при неприятных переживаниях стремление обвинить других, а не себя, им свойственно быстро «сгорать», бывает трудно расслабиться. Им характерна «реакция борьбы». Обычно склонны к нервным срывам, сердечно-сосудистым заболеваниям (ишемическая болезнь сердца и др.) Интересно, что такие «гормональные» различия между этими двумя типами людей обозначаются только в состоянии нервно-эмоционального перенапряжения.
А и НА-тип (смешанный) или люди-«вулканы». Характеризуются повышенной эмоциональностью, остро реагируют на любое событие, всегда немного артисты, стремятся привлечь внимание, им свойственны резкие колебания настроения и непредсказуемость действий. От неприятных волнений и трудных ситуаций они чаще всего «убегают в болезнь». Страдают простудными заболеваниями, нарушениями сна, сердечно-сосудистыми болезнями.
Подобные исследования имеют большое теоретическое и практическое значение для диагностики и прогнозирования здоровья человека в различных ситуациях, для индивидуализации лечения (когда оно требуется).
Биохимические исследования стресса показали, что постоянство внутренней среды организма при этом состоянии поддерживается двумя основными типами реакций: синтоксической (от греч. syn — вместе) и кататоксической (от греч. cata — против). Синтоксические агенты действуют как тканевые транквилизаторы (успокоители), создают состояние пассивного терпения, мирного сосуществования с вторгшимися чужеродными веществами. Кататоксические агенты химически стимулируют выработку разрушительных ферментов, которые активно атакуют возбудителя болезни, ускоряя его гибель в организме. Г.Селье обращает внимание на тесную связь таких защитных реакций на клеточном уровне внутри организма и на уровне взаимоотношений людей и даже государств. Например, беспомощный пьяница осыпает вас градом оскорблений, но явно не в состоянии нанести физический вред. Синтоксическая тактика – пройти мимо, не обращая на него внимания. Многих трудных и мучительных ситуаций можно избежать, если научиться сознательно игнорировать их..
Кататоксическая тактика – вступить в драку или только приготовиться к драке, при этом исход может быть трагическим: выделяются стрессорные гормоны, в том числе адреналин, повышается артериальное давление, увеличивается частота пульса, нервная система приходит в состояние тревоги и напряжения, у людей с заболеваниями сердца и сосудов это может привести к сердечному приступу или кровоизлиянию в мозг и смерти. Происходит биологическое самоубийство: смерть последовала от неправильного выбора способа реагирования. В другой же ситуации, если преступник бросается на вас с ножом (есть угроза для жизни), правильной будет только кататоксическая реакция.
Реакция на стрессор «Беги, сражайся или замри», описанная в общих чертах Г.Селье, является абсолютно универсальной, древней, сформировавшейся в ходе эволюции, оборонительной реакцией. Она обеспечивает сохранение жизни. Но если дистрессы следуют один за другим, не давая организму отдыха, разрядки, времени на восстановление сил, если постоянно идет «бомбардировка» органов – «мишеней» избытком аварийных гормонов, то на фоне стресса, адаптации могут сформироваться патологические (греч. pathos — страдание, болезнь) реакции. Выделяют три вида таких реакций:
— Психофизическая реакция. Чаще это сиюминутная реакция на сильный, но непродолжительный стрессор. При этом возникает так называемый психовегетативный синдром различной выраженности. Это проявляется в необъяснимой тревоге, плохом настроении, страхах, чувстве усталости, могут быть нарушения сна, частые сердцебиения, аритмия, изменения артериального давления, чувство нехватки воздуха, одышка, нарушения аппетита, деятельности кишечника, тошнота, рвота, повышенная потливость, боли и давление в затылке, спине, снижение потенции, ухудшение памяти и способности сосредоточиться и др. Если стрессор носил острый характер, то, как правило, указанные проявления постепенно стираются, уходит ощущение нездоровья, восстанавливается психофизиологическое равновесие. В этой ситуации речь не идет о сформировавшемся заболевании. Практически каждый человек перенес подобные жизненные кризы и приобрел собственный опыт выхода из этих состояний. Главным лекарем в этих ситуациях является время.
— невротические реакции, неврозы, синдром хронической усталости. Ученые подсчитали, что заболеваемость неврозами с начала ХХ века до наших дней возросла в 56 раз. В их возникновении роль психогенных стрессоров исключительна. Стресс у современного человека изменил свой характер. Проблемы стали менее очевидными, более изощренными, существование их более длительным. Это – борьба человека с самим собой, проблемы выбора и ответственности, множественные и противоречивые требования, предъявляемые жизнью. Однако не у всех людей, переживающих такие проблемы или жизненные неудачи, возникает невроз. Здесь особое значение имеют исходные особенности личности, индивидуальное и обостренное отношение к возникающим событиям, часто избыточное и неадекватное переживание их (неправильный способ реагирования).
— Психосоматические заболевания Круг их очень широк (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, бронхиальная астма, сахарный диабет, тиреотоксикоз, заболевания кожи –экзема, псориаз и др.). В одну группу они объединены по одному признаку – в их происхождении ведущую роль играет эмоциональный стресс. Мишенью стресса становятся в первую очередь генетически более слабые органы, системы или уже пораженные ранее каким-либо недугом. Некоторые теории связывают особенности психосоматики со свойствами личности и характером стрессогенных переживаний (преимущественно гнева или обиды, чувства потери или неудовлетворенности, страха и др.), т.к. каждая эмоция имеет своего адресата – определенную систему органов, где каждый раз оставляет неизгладимый «шрам». Среди наиболее опасных для здоровья эмоций выделяют гнев, если он подавляется, и страх, который парализует, убивает.
Врачи психосоматической медицины на Западе, сторонники психоанализа З.Фрейда, полагают, что психосоматическое заболевание желудочно-кишечного тракта – следствие неутоленных притязаний, когда чего-то очень сильно хочется, к чему-то очень сильно стремятся, но не получается, не достигается. Кожные заболевания – следствие постоянной тревоги или подавленной враждебности к кому-либо, чему-либо; артериальная гпртония и тахикардия – следствие подавленной ярости, гнева и страха. Со всем этим можно спорить, но важно другое: взаимосвязь тяжких переживаний и болезней внутренних органов есть.
Стрессовые ситуации значительно повышают вероятность образования раковой опухоли, что сопряжено с ослаблением иммунной системы. Таким образом, для сохранения здоровья со стрессом можно и нужно бороться, и борьба будет более успешной, если она начата своевременно.
Рекомендуемая литература по теме, рассмотренной в лекции:
1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. – Київ, «Здоров’я», 1998. – стр. 73 – 90.
2. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2002. – стр. 184– 247.
3. Валеологія: навч. посібник для студентів вищих закладів освіти: (за ред. В.І.Бобріцької. – Полтава: «Скайтек», 2000. Ч.2 стр. 81-112.
4. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –стр. 18-33, 44 – 53.
5. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2003. – стр. 339 – 356.
6. Медико – біологічні основи валеології. Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів /Під ред. П.Д.Плахтія. –Кам’янець-Подільський, 2000.-стр.100-128.
Проработав лекцию и рекомендованную литературу, студент должен уметь:
1. Дать определение психического здоровья, объяснить его место в пирамидальной системе организации человека.
2. Охарактеризовать составляющие психического здоровья, назвать их показатели.
3. Назвать основные пути формирования психического здоровья до рождения; после рождения ребенка.
4. Охарактеризовать основные «критические» периоды психического развития ребенка, их особенности.
5. Рассказать о питании, которое способствует формированию и сохранению психического здоровья.
6. Дать определение социального здоровья, объяснить его место в пирамидальной системе организации человека.
7. Объяснить, что такое нравственность и каково ее значение для здоровья человека.
8. Сформулировать определение понятий «социальная адаптация», «социализация», «самооценка», охарактеризовать их связь со здоровьем человека
9. Дать определение понятия «стресс».
10. Объяснить, в чем заключаются физиологические механизмы стресса.
11. Перечислить факторы, которые могут вызывать стрессовые состояния.
12. Охарактеризовать стадии общего адаптационного синдрома.
13. Объяснить, что такое эустресс и дистресс.
14. Изложить сведения о патологических реакциях организма, возникающих при стрессе.
15. Назвать ученого, с именем которого связана теория стресса.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник