Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья
Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22.04.2020.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Дети с ОВЗ составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в общества. Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей с ОВЗ различны и зависят от социального статуса родителей.
Социализация — это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то для ребенка с особыми образовательными потребностями выход в общество — это кропотливая работа, процесс, результат которого зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
На современном этапе специальные школы и школы-интернаты признаются сегрегационными. В связи с этим перед школой-интернатом стоит острая проблема подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в современном обществе, формирование у них уверенности в своих силах, в своей успешности и возможностях.
Целью — курсовой работы является изучение особенностей социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
1. изучить научно-методическую литературу по проблеме социализации детей с ограниченными возможностями;
2. изучить личностные особенности детей с ограниченными особенностями;
3. определить роль образовательного учреждения в социализации детей с ограниченными возможностями;
4. проанализировать систему работы по социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках школы-интерната.
Теоретические основы социализации детей с ограниченными возможностями.
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. Современное российское законодательство, формирующее определённый уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России создаётся и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребёнку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и так далее.
Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определённым социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.
Доказано, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребёнок.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребёнка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб – ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.
Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Их преодолению способствуют процессы реабилитации и социального воспитания.
Главный акцент в воспитании и социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья должен делаться не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им определённой системы ценностей, сколько на создании определённых условий для его социализации. Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в целенаправленной педагогической поддержке детей, раскрытии их реабилитационного потенциала в различных формах деятельности. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии.
Социально-педагогическая деятельность по развитию социального потенциала ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную социализацию, включает:
– развитие духовных и физических способностей ребёнка;
– содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;
– обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам;
– установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;
– поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;
– облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.
Процесс социализации сложен для детей с различными проблемами развития. Здесь на первый план выдвигается проблема подготовки этих детей к самостоятельной жизни и работе, т.е. интеграция их в окружающий социум, в сообщество обычных детей, что может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания. Интеграция детей с проблемами в общество предполагает:
— воздействие общества и социальной среды на личность ребенка;
— активное участие в этом процессе самого ребенка;
— совершенствование самого общества.
Ребенка с ОВЗ часто характеризует слабость и неустойчивость намерений, которые проявляются в том, что ребенок не испытывает желания активно действовать, а склонен к короткой и близкой мотивации. Ослабление силы волевых действий, связанное с недостатком стойких побуждений, обусловлено снижением функциональной активности мозга и ослаблением тонуса эмоциональной сферы. Отсюда значительное понижение того оптимального уровня импульсивности, без которого волевой акт состоятся не может. Ребенок с ОВЗ зачастую не доводит до конца задуманное и начатое дело, забывает о нем.
Дети с ОВЗ испытывают затруднения при общении с окружающими. У них недостаточно развита инициатива в общении. Они легче вступают в контакт со знакомыми людьми, с большим трудом — с незнакомыми. Кроме того, дети обнаруживают недостаточно развитое умение анализировать полученную информацию и применять полученные знания на практике.
Одним из решающих факторов, определяющих возникновение вторичных дефектов в личности ребенка с ОВЗ, являются нарушения их социальных связей с окружающими, неудовлетворенная потребность в общении. Исследованиями доказано, что поступление в специальную школу создает такому ребенку оптимальный режим общения, который обеспечивает в значительной мере его правильную социализацию, воспитывает необходимые навыки обращения с окружающими, формирует коллективные отношения.
Полноценная социальная адаптация детей с ОВЗ невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и ценностных ориентиров. Своевременно не осуществленная психолого-педагогическая коррекция трудностей приводит к выраженной вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, ряду расстройств в эмоциональной и личностной сферах, связанных с постоянным ощущением неуспеха (заниженные самооценка и уровень притязаний, аутистические черты и т. д.).
Особого внимания в этой связи заслуживает «комплекс неполноценности», который может сформироваться у детей и подростков в период осознания ими своих ограничений. Негативное отношение общества к детям и подросткам с физическими недостатками, а также повышенные дозы жалости и внимания отрицательно сказываются на формировании личности. Развитие её неразрывно связано с потребностью самоутверждения в соответствующей социальной среде. Состояние неудовлетворенного самоутверждения ведет, как правило, к деформации личности, к возникновению у нее моральной неустойчивости и опустошенности.
Определенной деформации подвергаются и такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм, формирование произвольности поведения, то есть такого поведения, для которого характерна неустойчивость, ситуативность, соответствие внешних поступков внутренней позиции. В ходе социализации человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразует его в собственные ценности, установки, ориентации, избирательно вводит в систему своего поведения те нормы и стереотипы, которые приняты в обществе или в группе, с которой он взаимодействует.
Обычно выделяют три сферы, в которых происходит социализация личности: деятельность, общение, самосознание. Общее, что характеризует эти сферы — расширение, умножение социальных связей личности с внешним миром. Ведущую роль в социальном становлении ребенка играет деятельность, причем решающее значение оказывает не вообще деятельность, а ведущая деятельность, в которой ребенок наиболее полно раскрывает свои возможности и наиболее эффективно усваивает социальный опыт. Вторая сфера — общение. Посредством общения ребенок получает информацию об опыте, который ему необходимо усвоить и преобразовать в собственные взгляды, мысли, установки, нормы поведения и т. д. Третья сфера социализации — развитие самосознания личности. В самом общем виде процесс социализации представляется как становление в человеке образа его «Я». Образ «Я» — это понимание себя, отношение к себе. Образ «Я» складывается на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных факторов. Высший уровень его развития — caмосознание — основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Главными функциями самосознания являются познание себя, самосовершенствование и поиск смысла жизни.
Источник
Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему
Идеал воспитанимя совершенного, прекрасного человека на протяжении тысячелетий владел умами передовых мыслителей. С незапамятных времен люди стремились создать идеал и построить в соответствии с ним систему воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_detey_s_ovz.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности воспитательной работы детей с ОВЗ
Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.[1]
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, так как формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т.е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).
Дополнительное образование детей с ОВЗ в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий проблемы воспитания в семье и образовательных учреждений разных уровней и типов. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления содержание воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
Мы считаем, что в системе дополнительного образования воспитательный процесс детей с ОВЗ должен осуществляться в двух направлениях:
Профессиональное воспитание детей должно включать в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка с ОВЗ:
-этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
-культура организации своей деятельности;
-уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
-адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности ее результатов;
— значение и выполнение профессионально-этических норм;
-понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры.
Социальное воспитание учащихся представляет, из себя формирование следующих составляющих поведения ребенка с ОВЗ:
-активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
-стремление к самореализации социально адекватными способами;
-соблюдение нравственно-этических норм.
Названные позиции носят достаточно общий характер и требуют конкретизации для каждого детского объединения с учетом специфики его деятельности.
Систематизация данных критериев и параметров позволит педагогу использовать в своей работе мониторинг воспитанности учащихся детского объединения дополнительного образования.
Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ должна иметь две важные составляющие-индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива.
Персональное взаимодействие педагога с каждым учащимся является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок с ОВЗ приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым. Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:
-помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять достойное место;
-выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности учащихся;
-формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
-способствует удовлетворению его потребностей в самоотвержении и признания, создает каждому «ситуацию успеха»
-развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами;
— формирует у учащихся адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов своей работы;
-создает условие для развития творческих способностей учащихся.
Но самое главное, в ходе индивидуальной работы с каждым учащимся педагог реализует и анализирует результаты процесса профессионального и социального воспитания.
Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирования отдельной личности, в системе дополнительного образования детей с ОВЗ имеются все необходимые объективные условия:
-вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
-выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно:
-содержание и формы работы детского объединения могут, при необходимости, варьироваться.
Таким образом, воспитание новой личности современного общества происходит через раскрытие способностей и развитие мотивации к познанию и творчеству в процессе организации разнообразных видов деятельности.
1.Дополнительное образование детей / Евладова Е.Б.-Учебное пособие.-М.,Владос,2005,204с.
2.Становление и развитие системы дополнительного образования детей в России// Воспитание дошкольников. /Егорова А.В.-2009.-№6.-С33-36.
3.Модели социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей //Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи / Купрянов Б.В..-2005.-№12.-С.25-26
Источник