Меню

Социально средовые факторы здоровья

Тема 9. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье человека. Микросоциальное окружение. Роль семьи в формировании здоровья.

Образовательные результаты занятия (цель занятия):

В ходе занятия студент должен

знать: определение семьи, ее значение в формировании здоровья человека, параметры социально-средового анамнеза.

уметь: оценивать социально-средовой анамнез.

В ходе самостоятельной работы студент должен обратить внимания на характеристику благоприятного и неблагоприятного анамнезов.

Значительное место в формировании здоровья человека принадлежит влиянию социальной среды в процессе воспитания. Именно поэтому первый жизненный опыт ребенок получает в микросоциальной среде семьи. Семья становится не только образцом для всего последующего поведения ребенка и подростка. Семейный климат, внутрисемейные отношения, семейное положение во многом формируют состояние здоровья.

Семья — это малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены семьи связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Различают первичную (родительскую) и вторичную (супружескую) семью.

Важным фактором эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка выступает стабильность семейной среды. По данным Г.С. Никифорова, большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательнаяспособность, которая проявляется в осознанном выборе стиля воспитания и учете индивидуальных и возрастных особенностей своего ребенка. Поэтому проблема влияния семейного воспитания на формирование внутренней картины здоровья и становление личности является столь актуальной.

Важным условием формирования личности ребенка выступает состав семьи. По этому критерию выделяют полные и неполные семьи. К первой группе причисляются семьи, в которых есть муж, жена и ребенок (дети), ко второй – семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Значительную роль в формировании здоровья детей играет материальное положение семьи, которое оказывает опосредованное воздействие. Хотя высокие доходы не являются автоматически залогом хорошего здоровья, но они позволяют обеспечить определенный набор материальных благ, способствующих сохранению и укреплению потенциала здоровья. Низкий уровень доходов обусловливает невысокую покупательную способность семьи, что сказывается на качестве питания детей, возможностях приобретения для них лекарств и витаминов, оздоровления в санаторно-курортных условиях и т. д. Если бόльшая часть дохода используется только на приобретение минимально необходимого набора продуктов и самые неотложные платежи, то семья не в состоянии удовлетворить другие свои потребности (социальные, медицинские, образовательные, культурные, рекреационные).

Для оценки материального положения семьи определяют среднедушевой доход семьи. Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом 44-ФЗ от 05.04.2003 г.

Семья (или одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме» предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по РФ определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Например, в 4-м квартале 2013 г. величина прожиточного минимума в целом по РФ на душу населения составляла: 7326 руб., для трудоспособного населения — 7896 руб., для пенсионеров — 6023 руб., для детей — 7021 руб.

Кроме того, большое значение в формировании здоровья детей имеют жилищные условия. Нормы площади жилья в РФ определяются по Федеральному стандарту. В настоящее время действуют следующие нормы обеспеченности населения жильем: 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м — на семью из двух человек, 33 кв. м — на одиноко проживающих граждан. Данный стандарт ежегодно пересматривается. Региональный стандарт должен быть не ниже федерального стандарта социальной нормы площади жилья.

Важным фактором, влияющим на формирование здоровья ребенка, является образование родителей.

Этому есть два объяснения:

1. Хороший уровень образования определяет более ответственное отношение людей к здоровью своему и своих детей.

2. Образованные родители более грамотны в вопросах профилактики и лечения заболеваний детей, их воспитания, формирования у них определенных поведенческих и ценностных установок, что положительно сказывается на становлении всей системы способностей, знаний, реакций ребенка.

Ранняя выявляемость заболеваний у детей во многом зависит от своевременного обращения к врачам-специалистам.

Крайне негативное воздействие на здоровье ребенка оказывают вредные привычки родителей и других членов семьи (курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков). Никотин замедляет выработку гормона пролактина, стимулирующего выделение грудного молока. Под действием табачного дыма в молоке уменьшается количество гормонов, витаминов и антител. Концентрация никотина в молоке почти в три раза выше, чем в крови матери. Для ребенка один час в накуренной комнате равен выкуриванию десяти сигарет. Ребенок вдыхает больше табачного дыма, чем взрослый, поскольку совершает в два раза больше дыхательных движений в минуту. Табачный дым надо разбавить чистым воздухом в 384000 раз, чтобы он стал безопасным для дыхания ребенка. Курение родителей повышает у детей риск внезапной смерти, развития бронхиальной астмы, аллергических и онкологических заболеваний.

Злоупотребление алкоголем родителями влечет за собой напряженность и конфликты в семье, безнадзорность детей, снижение материальной обеспеченности семьи и т.д. Отсутствие внимания и заботы о детях при живых родителях

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Задача родителей — донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья.
Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по поэтому пути своим примером. Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

Читайте также:  Сырая свекла польза или вред для здоровья человека

Здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Таким образом, параметры социальной среды необходимо учитывать при оценке здоровья ребенка и социально-средового анамнеза.

Социально-средовой анамнез

Основными параметрами социально-средового анамнеза являются (табл. 1):

· образование и профессия родителей;

· психологический микроклимат в семье,

· отношение к ребенку;

· наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;

· материальная обеспеченность семьи;

· санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка;

· экологические условия проживания семьи.

Параметры социального анамнеза и их краткая характеристика.

Параметры Благополучный анамнез Неблагополучный анамнез
1. Характеристика семьи Семья полная Семья неполная, (ребенок живет с одним из родителей)
2. Образовательный уровень членов семьи Высшее или среднеспециальное Нет специального образования
3. Психологический микроклимат семьи: отношение к ребенку, вредные привычки. Отношения между членами семьи дружные, нет вредных привычек (алкоголизм и др.) Отношения грубые, в семье имеются вредные привычки
4. Жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность. Отдельная благоустроенная квартира, площадь жилья соответствует нормативам). Заработок на 1 члена семьи больше прожиточного минимума. Нет благоустроенных условий. Заработок на 1 члена семьи менее прожиточного минимума.

Оценка результатов: каждый благоприятный параметр социального анамнеза оценивается в 1 балл. Любой неблагоприятный параметр оценивается в 0 баллов. При общей оценке в 5 баллов — социальный анамнез считается благополучным. При общей оценке в 4 балла — социальный анамнез с факторами риска. При общей оценке в 3 балла и менее -социальный анамнез считается неблагоприятным и ребенок относится к «группе риска» по социальному анамнезу.

Все результаты вносятся в медицинскую документацию – историю развития ребенка форму 112/у, медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений 026/у-2000.

Формы контроля и самоконтроля

Задание:

Мальчик живет с одной мамой, мама работает медицинской сестрой, курит, обстановка в семье доброжелательная, проживают в 2-х комнатной благоустроенной квартире, заработок на 1 члена семьи 10000 руб. в мес.

Оцените социально-средовой анамнез.

Контрольные вопросы заключительного уровня:

1. Дайте определение «семьи». На какие группы по составу можно разделить семьи?

2. Назовите параметры социально-средового анамнеза

3. .Перечислите основные параметры благополучного социально-средового анамнеза

4. Перечислите основные параметры неблагополучного социально-средового анамнеза

Самостоятельная работа студентов

Темы рефератов:

1. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

2. Психологический микроклимат в семье.

3. Благополучная семья как залог процветания государства.

Рекомендуемая литература по теме занятия:

а) Основная литература:

Электронный учебно-методический комплекс для студентов 3 курса лечебного факультета.

б) Дополнительная литература:

1. Лисицын Ю.П., Улумбекова Г.Э. Общественное здоровье и здравоохранения М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013 400 с.

2. Никифоров Г.С. Психология здоровья СПб, 2013 620 с

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 76 | Нарушение авторских прав

Источник

Социально-биологические факторы, влияющие на здоровье.Компоненты здорового образа жизни
статья по физкультуре ( класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
sotsialno.doc 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

влияющие на здоровье

На здоровье человека влияют все стороны его жизни. Можно выделить следующие факторы, определяющие уровень здоровья: образ жизни, наследственность, внешняя среда, медицинское обслуживание.

Образ жизни включает условия труда, двигательную активность, питание, культуру поведения, отношения в семье, стрессовые ситуации, вредные привычки и др. Образ жизни определяет уровень здоровья примерно на 50%.

Наследственность выражается в генетической предрасположенности человека к физическим и психическим заболеваниям, способности сопротивляться вредным воздействиям (адаптироваться), в особенностях возрастных изменений. Наследственность определяет уровень здоровья примерно на 20%.

Внешняя среда объединяет экологическую обстановку — состояние воздуха, воды и почвы; погодно-климатические условия — резкую смену атмосферных явлений, солнечную активность; техногенные воздействия — электромагнитное и радиационное излучения. Внешняя среда определяет уровень здоровья примерно на 20%.

Медицинское обслуживание предполагает профилактические мероприятия, доступность, своевременность и качество медицинской помощи. Оно определяет уровень здоровья примерно на 10%.

Из перечисленных факторов, влияющих на здоровье, видно, что наиболее весомым из них и зависящим от поведения самого человека является образ жизни.

Компоненты здорового образа жизни

Основными компонентами здорового образа жизии являются:

  • рациональный режим труда и отдыха;
  • двигательная активность;
  • полноценное питание;
  • соблюдение правил личной гигиены, закаливание и массаж;
  • гармоничные сексуальные отношения;
  • культура межличностного общения и психофизическая регуляция;
  • отсутствие вредных привычек.

Значимость отдельных компонентов здорового образа жизни для разных людей неодинакова. Она зависит от традиций, национальных особенностей, темперамента. Одни живут в обстановке, когда бытовая и профессиональная деятельность сама по себе требует больших затрат физического труда. Естественно, что в этом случае больше внимания должно быть уделено средствам восстановления, полноценному питанию. Другие заняты малоподвижным трудом и часто испытывают стрессы. Таким людям более важно использовать физические упражнения, средства психофизической регуляции. Для многих людей образ жнзни определяют религиозные представления, нравственные устои.

Источник

Тема 10. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье человека. Микросоциальное окружение.

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ

В ходе занятия студент должен

знать: факторы среды обитания, природные и социальные элементы окружающей среды; роль семьи в формировании здоровья ребенка; иметь представление о социально-средовых факторах, социально-средовом анамнезе, параметрах социального анамнеза.

уметь дать краткую характеристику параметров социально-средового анамнеза ребенка.

2. ВРЕМЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – 2 часа

3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: специализированные учебные классы «Основы формирования здоровья», детская поликлиника №1 Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Тверской области «Городская Клиническая Больница № 6».

4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ:

Проверка посещаемости — 2 мин.

Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний — 20 мин.

Защита рефератов и их обсуждение -20 мин.

Подведение итогов занятия и задание к следующему занятию – 3 мин.

5.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Как влияет окружающая среда на здоровье человека?

В чем состоит антропогенное загрязнение окружающей среды?

Дайте определение «семьи».

Перечислите функции семьи.

Назовите параметры социально-средового анамнеза.

Какие факторы социально-средового анамнеза положительно влияют на формирование здоровья ребенка?

Какие факторы социально-средового анамнеза отрицательно влияют на формирование здоровья ребенка?

Понятие о среде обитания, факторах среды обитания. Природные и социальные элементы окружающей среды. Понятие о социально-средовых факторах. Социально-средовой анамнез. Параметры социального анамнеза и их краткая характеристика. Семья и здоровье человека. Характеристика современной семьи и ее роль в сохранении здоровья человека.

Согласно определению ВОЗ, под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Процесс формирования здоровья описан Ю.Е. Вельтищевым еще в 60-х годах ХХ века, который можно представить в виде своеобразного треугольника.

Наследственность Анте-интранатальные

Факторы окружающей среды

Функционально-структурная модель влияния факторов риска на состояние здоровья ребенка была разработана Б.А.Кобринским в 1992 году.

Схема 1. Функционально-структурная модель влияния факторов риска на состояние здоровья ребенка (по Б.А.Кобринскому, 1992).

Категория «окружающая среда» включает совокупность природных и антропогенных факторов. Последние представляют собой факторы, порожденные человеком и его хозяйственной деятельностью и оказывающие преимущественно негативное воздействие на человека, условия его жизни и состояния здоровья.

Антропогенное загрязнение окружающей среды — очень мощный фактор, влияющий на здоровье: по данным ВОЗ три четверти болезней человека вызваны экологическим неблагополучием.

Изменения в состоянии здоровья населения, обусловленные воздействием факторов окружающей среды, методологически изучать достаточно сложно, так как для этого необходимо использование многофакторного анализа.

Структура окружающей среды условно может быть разделена на природные и социальные элементы. Условность такого деления объясняется тем, что природные факторы действуют на человека в определенных социальных условиях и нередко существенно изменены в результате производственной и хозяйственной деятельности людей. Природные элементы влияют своими физическими свойствами, гипобария, гипоксия, усиление ветрового режима, солнечной и ультрафиолетовой радиации, изменение ионизирующей радиации, электростатического напряжения воздуха и его ионизации, колебания электромагнитного и гравитационного полей, усиление жесткости климата высотой и географическим положением, динамика осадков, частота и разнообразие стихийных явлений.

Природные геохимические факторы оказывают влияние на человека аномалиями качественного и количественного соотношения микроэлементов в почве, воде, воздухе. Действие природных биологических факторов проявляется в изменениях макрофауны, флоры и микроорганизмов, наличии эндемических очагов болезней животного и растительных миров, а так же в появлении новых аллергенов естественно – природного происхождения.

Группа социальных факторов тоже обладает определенными свойствами, которые могут сказаться на условиях жизни человека и состоянии его здоровья. Так, если говорить о влиянии условий труда, то следует выделить социально-экономические, технические и организационные, естественно-природные группы факторов. Изменение в уровнях воздействия любого из перечисленных факторов может привести к нарушениям в состоянии здоровья. В зависимости от конкретных условий факторы могут оказывать на организм изолированное, комбинированное, комплексное или совокупное действие.

Семья и ее функции

Большую роль в формировании здоровья ребенка играет семья.

Семья — это малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены семьи связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Различают первичную (родительскую) и вторичную (супружескую) семью. Функции семьи: сексуальная, репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная и досуговая.

Ведущая биологическая потребность человека — половая, она направлена на воспроизведение себе подобных и продолжение вида. Сексуальная совместимость любящих людей дает им обоим большой психоэмоциональный заряд, создает настроение, стимулирует жизненные силы организма.

Функции семьи. Репродуктивная функция — это рождение и воспитание детей. Материнство и отцовство — осознанный и ответственный выбор и долг. Женщины не всегда готовы к выполнению своих материнских обязанностей. Иногда рождаются нежеланные и нелюбимые дети, от которых женщины отказываются. У неко­торых молодых матерей нет настоящей любви к родившемуся ребенку, что негативно влияет на его моральное и психическое развитие. Общение дочери с любящей мамой важно для того, чтобы девочка впоследствии стала настоящей матерью своим детям, а папа личным примером может помочь сыну стать хорошим отцом. Поэтому важно, чтобы мать не только имела определенные знания в области педагогики, психологии, гигиены, но и обла­дала чувством эмоциональной привязанности и любви к своему малышу.

Путь к сознательному и ответственному материнству и отцовству формируется прежде всего через систему нравственных норм, принятых в семье. Культивирование материнства и отцовства должно стать неотъемлемым компонентом культуры и цивилизации.

Роль отца в семье может меняться в зависимости от различных этапов и стадий, которые проходит супружеская пара. Если жена беременна, то мужу принадлежит ведущая роль в создании спокойной, уравновешенной атмосферы в семье. Он должен окружить женщину особой заботой, в которой она остро нуждается в этот период. После рождения ребенка отцу следует больше внимания уделять домашнему хозяйству, оказывать помощь в уходе за ребенком. Не только мать, но и отец должен играть с подрастающим малышом, участвовать в прогулках, беседах, других занятиях. Когда ребенок идет в школу, перед матерью и отцом возни­кают новые задачи, основная из которых состоит в том, чтобы научить своего ребенка учиться. Их совместной обязанностью должен стать контроль за школьными занятиями ребенка.

Естественно, каждый период жизни семьи так же своеобразен, как неповторим каждый возраст ребенка. Отцу и матери необхо­димо постоянно в зависимости от ситуаций брать на себя новые обязанности.

Основа экономической жизни семьи — ее бюджет. Расходная часть бюджета включает: постоянные ежемесячные затраты на питание, оплату коммунальных услуг, транспортные и хозяйствен­ные нужды, культурную жизнь; карманные деньги детей и взрос­лых; расходы на укрепление здоровья, лечение и отдых; расходы на одежду и обувь, на предметы длительного пользования (ме­бель, телевизор, холодильник и др.); накопления на ремонт жи­лья и др. Чтобы соотнести расходы с доходами и возможно более полно удовлетворить разумные потребности всех членов семьи, бюджет надо планировать. Исследования показывают, что только одна из трех семей четко планирует свои доходы и расходы. Ма­териальные заботы приводят к конфликтам, которые, повторяясь, создают напряженный семейный климат. Экономические факто­ры — ограниченный бюджет, недостаточный для удовлетворения потребностей членов семьи и семьи в целом, неумение планиро­вать бюджет и вести хозяйство и др., — часто становятся причиной распада семьи. Поэтому семейное хозяйство надо вести, с первого дня приспосабливаясь к реальным условиям, не считая это обя­занностью только одного из супругов. Пройдут годы, прежде чем супруги смогут решить проблемы жилища и другие вопросы быта. ^Воспитательная функция семьи традиционно связана с переда­чей своим детям потребности вести здоровый образ жизни, фор­мированием у них нравственных ценностей и норм, трудовых на­выков, приобщением к окружающему миру, жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми. J

Коммуникативная функция семьи определяет психологический климат, характер взаимоотношений членов семьи. Общение в любых формах требует уважения друг к другу. Способность к эмо­циональному и интеллектуальному пониманию в семье — обяза­тельное условие любого взаимодействия. «Эмоциональное воспри­ятие — это вообще азбука всякого воспитания; только тот, кто овладел ею в детские годы, способен быстро и с пониманием чи­тать мир человека» 1 , — писал В. А. Сухомлинский.

Жены и мужья в равной мере предпочитают открытый стиль общения и взаимное уважение. Однако у женщин более развито эмоциональное восприятие жизненных ситуаций, и они более открыты, чем мужчины. Для многих мужчин характерна замкну­тость в общении, что зачастую ведет к непониманию и сложно­стям во взаимоотношениях между мужем и женой. Для некоторых семей это становится причиной конфликтов. Поэтому муж и жена должны помнить о психологических особенностях мужчины и женщины.

Сфера семейного досуга менее всего регламентирована в жизне­деятельности семьи, в ее основе лежит общность интересов су­пругов, однако и при разных интересах возможен определенный психологический компромисс. Дифференциация досуга следующая: досуг буднего дня, досуг выходного дня, досуг в период отпуска. Досуг буднего дня направлен прежде всего на восстановление в семье физических сил, израсходованных в течение трудового дня. Досуг выходного дня отличается большей длительностью, он осуществляется не только в домашних условиях, но и на природе, включает в себя виды деятельности, способствующие восстановлению сил, а также развитию личности.

Отпуск — наиболее подходящее время для совместного отдыха членов семьи, он открывает благоприятную возможность для поддержания теплых и дружественных отношений в семье и ее спло­чения.

По данным социологов, у 52 % вступающих в брак знакомство было случайным: на танцах, в турпоходе, на вечеринках и т.д., а период добрачных отношений — очень коротким. Вместе с тем для предстоящего брака большую роль играет испытание време­нем: надо узнать внутренний мир и интересы избранника, его жизненные позиции, привычки, образ жизни, познакомиться с родными и друзьями.

Браки, заключенные не по любви, а по внешним обстоятельствам (например, зачатие детей до брака), как правило, недолго­вечны, а число разводов в таких парах более чем в 2 раза больше по сравнению с другими.

Можно выделить пять факторов супружеского счастья, которые следует учитывать при создании семьи: физический — симпатия друг к другу; сексуальный — удовлетворение сексуальным требованиям друг друга; — материальный — вклад партнера в общий бюджет семьи; культурный — соотношение интеллектуально-культурных запросов супругов; психологический — совокупность первых четырех факторов, определяющая единство и целостность поведения человека.

Физический фактор часто носит неосознанный характер: вне зависимости от половой принадлежности один человек может вызывать у другого симпатию или антипатию. Восприятие одного человека другим сугубо индивидуально и определяется внешним обликом в целом: голосом, манерой поведения, речью, одеждой.

Этот фактор проявляется чаще всего на начальном этапе обще­ния между людьми, он довольно устойчив и надолго сохраняет положительную или отрицательную окраску. В процессе общения с человеком возможны изменения, но, как правило, незначитель­ные: усиление симпатии, большая терпимость или, наоборот, об­острение неприязни.

Материальный фактор характеризуется вкладом супругов в бла­госостояние семьи и соответствием этого вклада ожиданиям и требованиям другой стороны. Этот фактор в значительной степе­ни зависит от того, насколько важна для каждого из супругов ма­териальная сторона брака. Претензии и упреки могут сыграть ре­шающую роль в дестабилизации семейных отношений и распаде брака.

Культурный фактор определяется соответствием интеллектуально-культурных запросов супругов и в практической жизни зависит от их образовательного уровня, вида работы, интересов и хобби. Хорошо, когда хотя бы в одной из сфер жизни общие интересы объединяют женщину и мужчину. Например, совместные посе­щения кино, театра, спортивных соревнований, поездки на при­роду. Также важно отсутствие взаимных претензий и упреков в случаях, когда взгляды и пристрастия не совпадают.

От комплекса указанных и других факторов зависят здоровье партнеров, нравственный климат в семье, общественная актив­ность, удовлетворенность самим собой и жизнью, возможность преодоления житейских трудностей. Счастливые в семейной жиз­ни люди в среднем живут дольше, меньше болеют, чем несчаст­ливые или одинокие.

Основными параметрами социально-средового анамнеза являются:

Источник

Adblock
detector