Что такое психологическое здоровье и как его сохранить
Психологическое здоровье – это важная составляющая здоровья человека, которая определяет развитие его личности. От него зависит, будет ли человек работоспособен, успешен в отношениях и общении, физически здоров. Чем оно крепче у индивида, тем легче ему устроиться в социуме.
Что такое психологическое здоровье
В психологии определение психологического здоровья звучит как состояние человека, позволяющее ему успешно адаптироваться в изменяющихся условиях без последствий для целостности личности. Такой индивид способен быстро подстраиваться под новые факторы окружающей среды и социума, также может развиваться самостоятельно и вносить вклад в развитие общества.
Компоненты психологического здоровья
К компонентам психологического здоровья можно отнести следующие аспекты:
- Ценностный. Это компонент, предполагающий, что человек осознает: он – ценный и уникальный, и не только он, но и окружающие его люди. Он способен принять себя и окружающих такими, какие они есть.
- Инструментальный. Это способность человека рефлексировать, концентрироваться на собственных мыслях, оценивая свои действия и поступки, анализируя собственную деятельность.
- Потребностно-мотивационный. Это стремление человека к саморазвитию и личностному развитию, а также готовность брать на себя ответственность за собственную жизнь.
- Развивающий. Человек постоянно работает над собой, развивает свои психические и умственные процессы, социальные навыки, поддерживает свое психологическое и физическое здоровье.
- Социально-культурный. Это возможность индивида развиваться и действовать в сложившейся культурной и социальной ситуации, умение налаживать контакт с людьми и взаимодействовать.
Уровни психологического здоровья
И.В. Дубровина, сформулировавшая понятие психологического здоровья, выделяет три его уровня:
- Низкий. Это уровень, свойственный дезадаптивным личностям, которые имеют проблемы с приспособлением к социальной среде, их окружающей. При этом одни из таких людей стремятся включиться в общество путем пренебрежения собственными интересами, а другие пытаются подстроить всех окружающих под свои интересы, невзирая на их желания и мировоззрение.
- Средний. Это люди с неплохой адаптацией к обществу. У них есть определенные навыки общения и выстраивания отношений. При этом имеют повышенную тревожность, связанную с нахождением в социуме.
- Высокий. К этому уровню относятся люди с устойчивой адаптацией к социуму, с запасом ресурсов для адекватного восприятия и переживания стрессовых ситуаций, наличием позиции созидателя и творческого отношения к выполняемой деятельности.
Факторы нарушения психологического здоровья
Факторы риска нарушения психологического здоровья можно разделить на две группы:
Первая – это внешние причины. К ним относятся негативные воздействия других людей на человека и напряженные отношения с обществом. В первую очередь это проблемы во взаимодействии с родителями: ребенок, растущий в постоянно негативно-напряженной обстановке может отставать в развитии от сверстников и постепенно приобретать личностные нарушения. Немного слабее на индивида действуют отрицательные отношения в школе, на работе, в компании приятелей.
Вторая группа факторов – внутренние причины. Это влияние некоторых нарушений психики на нормально развивающиеся процессы. Например, нестабильный эмоциональный фон может оказывать отрицательное воздействие на познавательную сферу, а проблемы с личностным развитием сказываются на общении.
Признаки
Главный критерий психологического здоровья личности– успешная адаптация к социуму. Такой человек ощущает себя позитивно, имеет высокий уровень развития рефлексии, успешно переживает кризисы разных возрастов, не испытывает безосновательных страхов. Он не боится брать на себя ответственность за свои поступки и жизнь в целом, не зависим от чужого мнения, свободно общается с окружающими и стремится к саморазвитию.
Также к признакам психологического здоровья относятся: активность, целенаправленность, успешность во взаимоотношениях с близкими людьми, умение спокойно разрешать конфликты и адекватно воспринимать происходящее вокруг.
Психологическое здоровье детей и подростков
Психика детей и подростков весьма нестабильна: в этом возрасте часты резкие перепады настроения, которые она не в силах контролировать. Важная задача взрослых для сохранения психологического здоровья детей и подростков – аккуратно сдерживать порывы, не позволяя наступать полной эйфории или депрессии. Для этого обычно достаточно иногда говорить с подростком по душам. Взрослые также должны способствовать укреплению психики путем прививания им полезных навыков, например: умения общаться, рефлексировать, ставить и достигать цели, с позитивом относиться к жизни.
Наличие проблем можно подозревать у ребенка с повышенной раздражительностью, плаксивостью, нарушениями сна и аппетита, отсутствием мотивации и трудностями с концентрацией внимания. В конечном итоге, нарушения психологического здоровья могут привести к серьезным последствиям: девиантному поведению, употреблению психоактивных веществ, бродяжничеству, правонарушениям и ранним беременностям.
Как сохранить психологическое здоровье: советы психолога
Основу психологического здоровья малыша и подростка должны постараться сохранить родители. Для этого необходимо создать в семье обстановку, которая будет способствовать личностному развитию ребенка, его позитивному мироощущению и получению навыков успешного взаимодействия с людьми.
Как сохранить психологическое здоровье взрослому? Для этого необходимо знать, какие факторы способствуют сохранению психологического здоровья. Среди них:
- позитивное отношение к жизни;
- окружение себя положительными людьми;
- постановка целей и их достижение;
- стремление к саморазвитию и развитие в себе желания двигаться вперед в своих начинаниях;
- формирование у себя навыков адекватных взаимодействий с другими людьми, особенно в ситуациях конфликта;
- избегание общения с токсичными людьми, которые видят мир только в темных цветах.
Профилактика
Профилактикой психологического здоровья лучше всего заниматься с рождения ребенка. Для этого необходимо создать такую обстановку, в которой малыш будет чувствовать себя свободным, нужным и любимым. При этом осознавать свои границы и границы других людей, знать правила общества и успешно их соблюдать. Чем старше становится ребенок, тем больше ему нужно предоставлять самостоятельности и ответственности и поощрять проявление этих качеств.
Взрослый человек также может укреплять свою психику с помощью рефлексии, общения с позитивными людьми, поиском любимой деятельности, определением своих целей и результатов. Хорошо, если человек умеет радоваться мелочам, не ждет масштабных подарков от судьбы и способен сам сделать свою жизнь такой, какой она ему нравится, при этом не вредит окружающим.
Заключение
Основной функцией психологического здоровья человека является адаптация к социуму. Оно влияет на все сферы его жизни: соматическое здоровье, общение с людьми, работоспособность и самоощущение. Для его сохранения важно учиться смотреть на мир с позитивом, критически относиться к чужим оценочным высказываниям в свой адрес и стараться двигаться вперед к намеченной цели. Чем более здоров человек психологически, тем он более успешен в жизни.
Источник
§ 42. проблемы социального и психологического здоровья населения России, причины суицидального поведения
Мировая наука установила, что акт самоубийства аккумулирует в себе множество факторов: социальных, экономических, политических, философских, психологических, религиозных. Но в целом уровень самоубийств (их количество на 100 тыс.
Существует ряд закономерностей, связывающих уровень самоубийств с общественными процессами: в технически высокоразвитых странах вероятность самоубийств резко возрастает; в городах совершаются в 2 раза больше самоубийств, чем в сельской местности; сокращение рождаемости приводит к росту уровня самоубийств; во время войн число самоубийств падает.
Одна из главных тенденций, которая прослеживается в процессе развития общества, — это связь самоубийств с общественно-политической обстановкой в стране. Здесь четко просматривается закономерность уменьшения суицидов при общественном подъеме, при оживлении в политической, экономической и культурной жизни страны и увеличение их численности — при общественных спадах.
В последние годы состояние здоровья населения России вызывает обоснованную тревогу. В стране наблюдается кризис физического, психического и нравственного здоровья практически всех возрастных групп; очень высока заболеваемость; сократилась продолжительность жизни; снижается доля трудоспособного населения; растут различные формы отклоняющегося поведения, безработицы, миграционных процессов; увеличивается численность разводов и снижается количество регистрируемых браков и т. д.
В настоящее время проблема психологического здоровья подрастающего поколения привлекает внимание многих исследователей. В детском возрасте отмечается рост эмоциональных нарушений, младший школьный возраст является критическим с точки зрения как психологии («кризис 7 лет»), так и медицины (возрастает риск возникновения психосоматической патологии и нервнопсихических срывов).
Сегодняшние подростки и молодые люди меньше уверены в себе и мало доверяют окружающим, более чувствительны и не настолько привязаны к своим семьям, как их сверстники несколько десятилетий назад.
Примерно 7% детей и подростков до 18 лет подвержены расстройству настроения. В возрасте до 11 лет мальчики и девочки одинаково часто испытывают депрессию, но к 18 годам девушек, страдающих депрессией, становится в 2 раза больше, чем юношей. Юные жертвы депрессии особенно часто демонстрируют такие симптомы, как плохое физическое самочувствие, раздражительность и попытки избежать социальных контактов.
Анализ причин подросткового суицида позволил сгруппировать их в виде трех основных факторов. Взаимоотношения с родителями зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания, нормативности отношений. Проблемы в школе связаны с личностью учителя, социометрическим статусом подростка в классе и личным отношением к успеваемости, факторам жизненных перспектив. Взаимоотношения со сверстниками — общение с друзьями, межполовое общение.
Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки и психологи указывают на такие способы, как: «дать человеку понять, в каком ты отчаянии» — 40% случаев; «заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался» — 30%; «показать, как ты любишь другого» или «выяснить любит ли тебя другой» — 25%; «повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение» — 25% и 18% — «призыв, чтобы от другого человека пришла помощь»1.
Поколение среднего возраста оказалось в неоднозначной ситуации в свете политических, экономических и культурных перемен нашего времени. Несмотря на то что многие из среднего поколения получили возможность реализовать свои идеи, замыслы, творче
ский потенциал или просто приобрели интересную работу, вместе с этим они получают и большую порцию стрессов: неуверенность в своем будущем, напряженность из-за трудовой нагрузки, негативные эмоции от конфликтов с руководством и др. Однако не только неопределенность в общественной жизни, но и неустроенность в личной жизни и одиночество могут служить побудительными причинами к самоубийству. Среди покушающихся на свою жизнь велика доля одиноких, разведенных, вдовых. В то же время и семейные невзгоды, ссоры нередко приводят к подобному решению.
Пожилой возраст, как и детство, имеет свои уникальные требования, несет ограничения и изменения. Пожилые люди становятся более подверженными болезням и травмам, часто испытывают стрессы вследствие утраты супруга, друзей, взрослых детей, необходимости отказаться от прежних видов деятельности и привычных ролей. Депрессия — наиболее распространенная психологическая проблема людей старшего возраста. Общее число страдающих от депрессии пожилых людей достигает 20%, а 50% пожилых нуждаются в психологической помощи.
Источник
Социально психологическое здоровье населения
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК КРИТЕРИЙ ГУМАННОСТИ И УСПЕШНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социальные работники оказывают помощь детям, семьям, и другим категориям граждан, нуждающихся в защите и поддержке. Данная профессиональная категория людей должна обладать высоким уровнем здоровья, что требует также и профессиональной компетентности в данной области. Заявленные в статье оздоровительные социальные технологии нацелены на защиту физического и психического благополучия, сохранение работоспособности, совершенствование психологических, интеллектуальных и эмоциональных сил, что способствует здоровью и долголетию.
Social workers provide assistance to children, families, and other categories of citizens in need of protection and support. This professional category of people must have a high level of health that also requires professional competence in this field. Stated in the article health social technologies have the goal ‑ a protect of the physical and mental well-being, preserving of operability, improving of psychological, intellectual and emotional forces that promotes health and longevity.
Здоровьесберегающая деятельность социального работника основана на применении оздоровительных социальных технологий в практике работы социальных служб, что не противоречит гуманистическим идеям в обществе. Данный факт подтверждает направленность процесса взаимодействия на личность, нуждающуюся в поддержке и защите; создание благоприятных условий для получения новых знаний, профессии, развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных интеллектуальных, физических качеств. Исключает недобросовестность и фальсификацию фактов. Это способствует передаче разным по своим возможностям людям накопленного научного и культурного наследия прошлого, формированию сознания и мировоззрения, которое поможет адаптироваться в быстро изменяющемся мире.
Источник