Меню

Социально психологическая служба как фактор психического здоровья подростка

Научная статья на тему «Социально – психологическая служба как фактор формирования психологического здоровья молодежи»

Социально – психологическая служба как фактор формирования психологического здоровья молодежи.

Педагог – психолог Лунькова Т.З

Главная проблема – отсутствие заинтересованности в занятиях.

Придерживаться ЗОЖ требует определенных волевых усилий, по типу ЦНС , нашим детям это крайне трудно. Нет модели, т к. в основном в семьях не придерживаются ЗОЖ.

Поэтому надо работать по принципу «Трудное сделать привычным, а привычное –приятным»

Поэтому занятия должны быть эмоционально положительно окрашены.

Т.к. учащиеся нашей школы легко внушаемы, то прививать навыки надо не через рациональность, а через эмоции сопереживания и стремления копировать.

Учет перечисленных особенностей предполагает выполнение следующих психолого- педагогических условий: 1) цель деятельности должна соответствовать современным запросам общества – воспитание здорового человека, способного быть полноцен- ной личностью; 2) представление материала в игровой форме, близкой для детей, особенно с задержкой психи- ческого развития; 3) широкое использование наглядности (схе- мы, стенгазеты, рисунки, картины); 4) учет принципа посильности (отсутствие сложных заданий); 5) учет в работе с ребенком его индивидуаль- ных (в том числе задержанное психическое раз- витие) и возрастных (особенности подросткового возраста) особенностей; 6) использование приема ассоциаций (ассо- циативные картинки); 7) представление материала в форме сказок, путешествий; 8) практическая работа с детьми; 9) систематическое повторение пройденного материала; 10) опора на знания детей и их жизненный опыт; 11) учет принципа самостоятельности и ак- тивности (самостоятельная работа детей, актив- ное участие в работе); 12) учет принципа целеполагания (перед ка- ждым этапом занятия формулировалась четкая цель); 13) формирование положительной мотива- ции к сохранению и укреплению здоровья; учет принципа опоры на положительное в ребенке; 14) создание вокруг ребенка учебно- воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры ЗОЖ; 15) создание положительного эмоционально- го фона на занятиях оздоровительно- педагогической направленности; 16) наличие моделей поведения людей, при- держивающихся ЗОЖ, в ближайшем окружении ребенка; 17) активная позиция ребенка в освоении знаний, умений и навыков по сохранению и ук- реплению здоровья

Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья, в которой можно выделить следующие основные компоненты:

· осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;

· целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков
охраны здоровья;

· использование естественных природных факторов в укреплении
здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;

· активная борьба с вредными привычками и их полное искоре­нение;

· деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

Само понятие «здоровый образ жизни» меняет свое содержание. Оно начинает включать в себя изменение отношения индивидуума к состоянию личного здоровья, осознание индивидуумом здоровья как одной из ценностей, изменение отношения общества в целом к состоянию общественного здоровья. В данном ключе можно выделить следующие основные составляющие здорового образа жизни:

· Оптимальная физическая активность;

· Отказ от вредных привычек;

· Охрана репродуктивного здоровья;

· Профилактика инфекционных заболеваний;

· Профилактика хронических неинфекционных заболеваний;

Психологические конструкты, которые необходимо развить на разных уровнях обучения для формирования здорового образа жизни

· усвоение правил взаимоотношений

· преодоление конфликтных ситуаций в модельных конфликтах

· обучение общению с чужими

· усвоение принципов вербального и невербального общения

· умение слушать и высказывать свое мнение

· умение выражать чувства и эмоции

· умение преодолевать трудности

· знание принципов поведения в группе

· умение занять свою позицию в группе

· умение принять самостоятельное решение

· способность противостоять давлению

· умение отстаивать собственное мнение

· умение принимать и уважать чужую точку зрения

· умение сказать «Нет»

· формирование отношения к психоактивным веществам (ПАВ)

· умение общаться с членами группы, как на вербальном, так и невербальном уровне

· представление о рискованном и нерискованном поведении

· начало формирования социальной позиции

· умение выражать чувства и эмоции

· сглаживание конфликтов переходного возраста

· формирование импульса к саморазвитию

· формирование социальной позиции

· формирование представлений о половых различиях

· умение принять ответственное решение

· формирование адекватного полоролевого поведения

· умение противостоять рискованному поведению

· умение самостоятельно находить выход из конфликтной ситуации

· формирование ответственного отношения к здоровью

· мотивация на семейные ценности и верность в браке

· умение распознать манипулирование и противостоять ему

· формирование негативного отношения к ПАВ

· развитие адаптивных способностей личности

· выбор собственной жизненной позиции

· формирование нравственных и моральных ценностей

· выбор здорового образа жизни

· формирование гражданской позиции

· умение анализировать собственные поступки

· умение искать новые формы взаимоотношений со старыми знакомыми

· умение нести ответственность за других (младших, пожилых, больных и т. д.)

· формирование позиции ненасилия

· умение противостоять давлению и насилию

· уважение другой личности

· умение противостоять азартным играм

· умение альтернативно «выбрасывать адреналин», не через экстремальное поведение

Читайте также:  Путешествовал мало не позволяло здоровье знаки препинания

· способность распознавать и противостоять влияниям

Источник

Социально-психологические факторы здоровья детей и подростков
статья по теме

В данной статье затрагиваются проблемы здоровья детей. Рассматриваются факторы, оказывающие негативное влияние на социально-психологическое здоровье дошкольников. Материал рекомендуется для обращения к родителям.

Скачать:

Вложение Размер
socialno-psihologicheskie_faktory_zdorovya_detey.docx 30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-психологические факторы здоровья детей и подростков

старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 23 Петродворцового района Санкт-Петербурга

За судьбину деток мы переживаем,

В мир большой выводим маленьких таких

Счастья без здоровья нет на свете, знаем

Молимся о здравии мы Господу за них.

Здоровье человека зависит от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями (образом жизни). Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. Каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Здоровый образ жизни на уровне мировоззрения необходимо рассматривать как сложную функциональную динамическую систему, характеризующуюся семейно-бытовой, коммуникативной, общественно трудовой деятельностью, проявлением духовных и физических способностей человека в единстве и гармонии с окружающей природой и социальной средой.

В последнее время врачи, психологи, педагоги сообщают, что наблюдается ухудшение здоровья детей и подростков.

Важной составляющей феномена «здоровье» выступает психическое развитие человека. Изучая проблему здоровья детей всех стран мира, специалисты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу об особой роли психического развития. Они ввели термин «психическое здоровье». И в докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979 г.) было показано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными, неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику.

На состояние здоровья детей и подростков, в частности заболеваемость, влияет комплекс факторов, которые находятся в сложной взаимосвязи друг с другом. Условно все факторы можно сгруппировать по их происхождению на 4 группы: 1) биологические, включая наследственность; 2) социальные, включая образ жизни, который во многом социально обусловлен; 3) экологические, т.е. состояние природной среды; 4) факторы внутренней среды, т.е. условия и методы воспитания и обучения детей и подростков.

Ребенок в детский сад поступает с 1,5 лет поэтому наиболее актуально остановиться на социальных факторах и внутренней среды сохранения здоровья детей.

Рассмотрим социальные факторы, которые оказывают негативное влияние на здоровье:

— материальное и бытовое неблагополучие;

— неблагоприятный климат в семье, детском саду, школе, обществе;

— снижение санитарно-эпидемиологической работы, невозможность для многих вовремя получить квалифицированную медицинскую помощь и приобрести необходимые медикаменты;

— избегание «больничных листов» из-за страха потерять работу;

Научно-практической основой причинно-следственной зависимости между здоровьем и образом жизни человека служит концепция академика Ю.П. Лисицина о наибольшем вкладе в индивидуальное здоровье человека образа жизни (50-55%) и значительно меньшем вкладе других факторов: экологических — 20-25%, наследственной предрасположенности — 20%, медицинского обслуживания — 10%.

В течение последнего десятилетия в России появилось качественно новое явление — так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое проявляется в изменении отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семьи. Социальное сиротство является прямым результатом социального отчуждения ребенка от семьи, общества, условий жизни, наиболее для него значимых. Чувство отчужденности (прекращение или отсутствие близости между кем-либо, отдаление, обособленность) связано с глубокими эмоциональными переживаниями и значительно влияет на формирование психических процессов ребенка. Отчуждение возникает у ребенка, потому что он эмоционально не понят и не принят другими людьми и, прежде всего, взрослыми. Отчужденность формируется по разным основаниям: отказ от ребенка родителей, телесные наказания, пренебрежение интересами ребенка, физическое и психическое насилие, равнодушное отношение, отсутствие нормальных условий для жизни и развития ребенка. Независимо от оснований отчужденность разрушает неокрепшую личность, тормозит ее развитие, ведет к психическим нарушениям и болезням.

Феноменологическими признаками отчуждения считают «чувство бессилия; представление о бессмысленности существования; восприятие окружающего мира как утратившего необходимые социальные предписания; ощущение одиночества; чувство утраты «Я».

Отчуждение ребенка от близкой ему социальной общности, отношение к нему, как не принадлежащему к этой общности, является особым видом насилия. Насилие, отчуждение и социальное сиротство представляют собой единое взаимообусловленное целое. Любые факты насилия в отношении ребенка провоцируют процесс отчуждения его от общества, результатом которого является социальное сиротство, захлестнувшее Россию конца второго тысячелетия. Как жить в такой сложной ситуации? Поиск ответа на этот вопрос начинают с представления об образе жизни.

Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельность удовлетворения человеческих потребностей. Уровень и качество жизни человека зависят от материально-экономических условий жизни общества и каждой семьи.

Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности.

Таким образом, как отмечается в литературе решающая роль в плане здоровья и психического развития принадлежит нравственной атмосфере, которая существует дома и в детском саду, и характеру взаимоотношений между взрослыми и детьми (Р. и Дж. Байярт, К. Бютнер, Н.И. Гуткина, Ф. Дольто, А.И. Захаров, В.Е. Каган, В.Г. Семёнов, А.С. Спиваков-ская, М. Снайдер, М. Раттер, Г. Эберлейн, Э.Г. Эйдемиллер, Л.М. Фридман, И.Е. Шварц и др.).

Проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста может быть конкретизирована в ряде таких понятий, как «эмоциональное состояние», «настроение», «эмоциональное самочувствие».

Эмоциональное состояние – особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта-дискомфорта как интегральные ощущения благополучия-неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом.

Настроение – в разной степени осознаваемое психическое состояние как положительный или отрицательный фон психической жизни индивида.

Эмоциональное самочувствие – ощущение или переживание человеком эмоционального комфорта-дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни.

В последнее время широкое распространение приобрел термин «психологическая безопасность», имеющий непосредственное отношение к проблеме эмоционального благополучия ребенка.

Вследствие нарушения психологической безопасности у ребенка могут развиваться признаки стрессового состояния, проявляющиеся в: трудностях засыпания и беспокойном сне; усталости после нагрузки, которая совсем недавно его и не утомляла; беспричинной обидчивости или, наоборот, повышенной агрессивности; рассеянности, невнимательности; беспокойстве и непоседливости; отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых; проявлении упрямства; в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь; еде без разбора, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита); в боязни контактов, стремлении к уединению, отказе участвовать в играх сверстников; игре с половыми органами; подергивании плеч, качании головой, дрожании рук; снижении массы тела или, запретив, начинающих проявляться симптомах ожирения; повышенной тревожности; дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось.

В основе психического здоровья ребенка лежит его полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Потому что в каждом возрастном периоде жизни у ребенка возникают определенные потребности в деятельности, общении, познании. Нарушения психического здоровья, а, следовательно, и необходимость в коррекционной работе возникают тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных психологических новообразований и индивидуальных особенностей у всех детей и школьников, находящихся на том или ином этапе онтогенеза (Э.М. Александровская, В.М. Астапов, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Е. Кравцова, Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров, Г. Эберлейн и др.).

Детский и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом различных перестроек в организме. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого комплекса социальных условий и частой их сменой (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).

В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1—4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме.

Важен такой фактор, как посещение ребенком детского дошкольного учреждения. Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1—4 года.

Новые исследования психологии ребенка указывают на большое значение духовно-гигиенических условий в развитии, росте и созревании. Известно, что дети, которые в первые годы были отделены от матери, оказывались значительно менее зрелыми.

Причины возникновения тех или иных переживаний ребенка старшего возраста часто кроются в его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Так, ребенок, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей и, получая признание окружающих, радуется этому. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха.

Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выражается в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. В одних случаях они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях. Также возможны и иные проявления: в особой избирательности действий, поступков, отношении к другим людям. Такие реакции приобретаются также в процессе непосредственного общения со взрослыми.

Характер взаимоотношений ребенка со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От его статуса зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта. У детей свои критерии оценки членов коллектива, и они не всегда и не во всем совпадают с мнением взрослых. Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их расценивают взрослые, но и от мнения сверстников.

Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит еще и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах детского сада.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения .

Первый тип поведения – это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции детей в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Быстро вспыхивая, они так же быстро угасают. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти у таких детей, но в проявлении отрицательных эмоций они более сдержанны. Эти дети избегают общения и как будто равнодушны к окружающим. Однако наблюдения за ними показывают, что они пристально, но издалека следят за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Попытка взрослого вовлечь такого ребенка в игру или другую совместную деятельность вызывает отчуждение, демонстрацию показного безразличия ко всем, которая маскирует испуг, неуверенность в себе. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя, недовольством детьми, нежеланием посещать детский сад.

Основной чертой поведения детей третьего типа является наличие у них многочисленных страхов. Следует отличать возрастные проявления страха у детей от страха как проявления эмоционального неблагополучия, связанного со сложностью, неустойчивостью внутреннего мира ребенка.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие — интегральный показатель, который, с одной стороны, определяется многообразными факторами окружающей и внутрижилищной среды, а с другой — технологией воспитания и обучения в образовательном учреждении. Из общего количества факторов ведущее значение имеют следующие:

— экологическая ситуация на территории размещения детского сада;

— размер и благоустройство земельного участка;

— архитектурно-планировочное решение и площади основных помещений;

— санитарное благоустройство здания;

— физиолого-гигиенические условия (состояние воздушной среды и светового режима);

— условия и организация питания и физического воспитания;

— режим учебно-воспитательного процесса;

— медицинское обеспечение воспитанников.

Все эти факторы отслеживаются и соблюдаются в соответствие с установленными нормами СанПин. В каждой группе подобрана мебель в соответствие с возрастом и ростом детей. Для каждого возраста разработан и согласован режим дня, с которым в начале года ознакомлены родители и даны рекомендации по соблюдению режима в домашних условиях приближенному к детскому саду. Также в соответствии с нормами разработан план проведения образовательной деятельности в ДОУ, музеях, кружках.

Факторы, влияющие на психологическое и социальное здоровье детей в условиях семьи и детского сада действуют комплексно и практически постоянно, поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов, их суммарное воздействие велико.

Родителям детей подготовительной группы следует обратить особое внимание на психологическое здоровье ребенка. По результатам исследований Института возрастной физиологии РАО в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера. К концу первого класса их число увеличивается до 60-70%.

По данным НИИ гигиены и профилактики детей, подростков и молодежи нервно-психические отклонения у школьников чаще всего формируются у первоклассников (в период адаптации к школе) в связи с увеличением объема учебной нагрузки. 80% шестилетних школьников жалуются на утомление и головные боли (Сердюковская Г.Н.). Анализ индивидуальных данных показал, что снижение адаптационных возможностей организма чаще встречается у 6-летних первоклассников, которые, кроме учебных занятий, имеют дополнительные нагрузки в виде занятий музыкой, иностранным языком, рисованием, спортом.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско–родительских отношений.

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологический, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психическом и психологическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления.

Снижение уровня жизни, социальные потрясения, падение качества медицинского обслуживания, ухудшение экологической ситуации дают основание полагать, что и в будущем эта негативная ситуация может сохраняться.

В связи с этим возникает большая потребность в информировании родителей (законных представителей) о создании психологического комфорта в семье, формировании здорового образа жизни, оказание своевременной психолого-педагогической помощи семьям.

Общей целью оздоровительных мероприятий, проводимых в детском саду является формирование нравственного, физического, психического и соматического здоровья.

Источник

Adblock
detector