Психологическая поддержка детей-инвалидов и семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Психологическая поддержка детей-инвалидов и семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_detmi_invalidami.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы с детьми-инвалидами.
педагога-психолога МОУСОШ № 79
на 2012-2013 учебный год.
Цель: Психологическая поддержка детей-инвалидов и семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями в развитии.
- Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем.
- Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.
Направления в работе
Изучение личных дел учащихся, медицинских карт, просмотр журналов.
Сбор сведений об особенностях развития учащихся.
Выявление запроса на оказание психологической помощи семьям с ребенком – инвалидом.
Выявление запроса со стороны медицинского персонала и родителей на необходимость коррекционной работы с ребенком-инвалидом и его родителями.
Наблюдение за учащимися, как на уроках, так и во внеклассной работе.
Изучение личностных особенностей и особенностей поведения учащихся.
Исследование учащихся с помощью различных психологических методик.
Изучение личностных особенностей, мотивации обучения, развития познавательной деятельности учащихся. Анализ негативных изменений поведенческих реакций, эмоциональной сферы; проблем в общении; наличие страхов, комплексов, модели поведения «жертва».
Изучение социально-психологического климата в классном коллективе, социального статуса ребёнка.
Изучение степени сплочённости в коллективе и его отношения к ребёнку-инвалиду. Место ребёнка в коллективе (лидер, предпочитаемый, пренебрегаемый или изолированный).
Комплексное диагностического обследования в процессе индивидуального консультирования семей.
-Исследование семейной атмосферы(межличностное взаимодействие в результате заболевания с супругами, с ребенком, другими родственниками);
-Определение семейной ситуации в процессе болезни ребенка (кризисная или нет).
Разработка рекомендации по каждому ребёнку, с описанием их индивидуальных особенностей.
Каждого ребенку разрабатывается план индивидуальных занятий и листы психологической реабилитации с учетом индивидуальных особенностей и личностных качеств. Разрабатываются психолого-педагогические рекомендации для индивидуальной работы с каждым ребенком с учетом его возможностей, которые доводятся до сведения классных руководителей и учителей предметников. Разрабатываются рекомендации для родителей.
Профилактическая и психокоррекционная работа индивидуально или(и) в специальных группах с детьми-инвалидами.
Снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитие психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодоление отчуждённости и формирование коммуникативных навыков.
Помощь в профессиональном самоопределении учащегося с ограниченными возможностями.
Профессиональное самоопределение включает в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи с целью обоснованного и адекватного выбора профессии.
Определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников.
Проведение родительского всеобуча, практикума — сохранение, укрепление, развитие духовной, психической, социальной составляющих эмоционального реагирования в детско — родительских отношениях у семей с ребенком — инвалидом.
— Повышение уровня психологической культуры эмоциональной сферы детско — родительских отношений, под которыми мы понимаем совершенствование знаний, умений и навыков родителей при овладении чувственной коммуникацией.
— Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей-инвалидов, вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями с целью улучшения эмоционального климата в детско-родительских отношений. При этом мы выделяем следующее:
• формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
• формирование благоприятного эмоционального микроклимата в семье;
• развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
• формирование позитивных эмоциональных установок в сознании родителей;
• оптимизация родительско-детских отношений;
• совершенствование коммуникативных форм поведения;
• формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
Взаимодействие с коллективом класса, в котором обучается ребёнок-инвалид.
-Формирование терпимого отношения к особенностям детей-инвалидов.
-Развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи.
Психологическое консультирование учащихся, их родителей и учителей.
Психологическая помощь учащимся, родителям, учителям имеющим ребенка с ограниченными физическими и умственными возможностями, контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.
Оказание психологической помощи и поддержки в трудных ситуациях, разработка рекомендаций по каждому конкретному случаю.
Совет родителям, как справиться с проблемой инвалидности ребенка:
- Избавьтесь от чувства вины и начинайте действовать.
- Не ожидайте слишком многого сразу.
- Будьте реалистичны.
- Начните с того, что ребёнок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко лучше.
- Не злоупотребляйте, но и не пренебрегайте правилами.
- Будьте проще.
- Проявляйте гибкость.
- Тщательно выбирайте темы для споров. Станьте специалистом в решении проблем.
- Правильная помощь и в нужное время принесёт успех и радость и ребёнку, и тем, кто ему помогает.
- Наладьте общение:
а) выслушивайте, не критикуя, ребенка с его чувствами и проблемами;
б) прежде чем давать советы, поинтересуйтесь у ребенка, хочет ли он их выслушать;
в) открыто обсуждайте с ребенком вопросы, вызывающие у вас беспокойство, но при этом тщательно выбирайте темы для дискуссий;
г) старайтесь своевременно обсуждать и решать проблемы, не позволяя им накапливаться и обостряться;
д) делайте акцент на хорошем;
е) делайте замечания спокойным тоном;
ж) высказывайте больше позитивных, чем негативных комментариев;
з) не забывайте о значении языка тела;
и) избегайте игры «Двадцать вопросов» (не следует постоянно мучить ребенка, расспрашивая о его самочувствии).
- Назовите врага по имени.
- Делите радость и боль.
Установите доверительные отношения с людьми, которые непосредственно участвуют в воспитании ребенка. Если ваш партнер имеет сходные представления о заболевании ребенка и важности лечения, это замечательно. Когда родители действуют сообща, им удается справиться даже с самыми трудными ситуациями. Если же родители противостоят друг другу, простейшая задача кажется неразрешимой. В одних случаях родителям довольно легко договориться и найти выход из положения. В других – лучше признать существующие разногласия и поручить решение проблемы одному из родителей. Налаженное общение служит основой эффективного сотрудничества. Чтобы улучшить взаимодействие с супругом, используйте те же стратегии, что и в общении с ребенком. Деятельное участие в лечении ребенка принесет пользу ему, семье и лично вам.
Источник
Психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья
Психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья
Содержимое разработки
А.А. Симонова, г. Ростов-на-Дону, ФГБОУ ВО РГУПС
Научный руководитель: к.физ.н., доц. Григан С.А.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых не позволяет осваивать образовательные программы вне специальных условий обучения и воспитания.
Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически.
На современном этапе развития общества остро обозначилась проблема ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмеченная проблема обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности проживания в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.
Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении.
Дети с отклонениями в развитии оказываются лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, дети не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Они также ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании психических функций.
Важным звеном в образовании таких детей является оказание им психологической помощи. Психологическая помощь должна осуществляться в двух основных направлениях: поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Следует помнить, что ограничение возможностей не является только количественным фактором (т.е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и прочее), это изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизнедеятельности: навыки ориентирования в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей; формировать и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе.
В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит педагогу-психологу. Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что специалисты имеют дело с обучающимися, у которых имеются не только нарушения познавательной деятельности, но и изменения личности в целом.
Психологическая помощь зависит не только от особенностей отклонений в развитии, но и от возрастного периода, в котором находится растущий человек с ограниченными возможностями.
Одним из самых эффективных методов получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья и их одновременной социальной реабилитации является индивидуальное обучение.
Если же такой ребенок оказывается в обыкновенной школе, то для успешного психологического сопровождения, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в штате школы имеются соответствующие специалисты: дефектологи, логопеды, специальные психологи.
Психологическая помощь детям с ограниченными возможностями направлена на то, чтобы каждый ребенок мог найти свое место в жизни и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.
Но не только профессиональные психологи, а также и родители (семья) должны помогать осваиваться в обществе ребенку с ОВЗ.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.
Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже.
Родители должны помогать друг другу в воспитании «особого» ребенка. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, ребенок станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ — это серьезная и активная деятельность, в которую вовлечены педагог-психолог, ребенок с ОВЗ и его родители. И только при наличии единой цели, должной старательности, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ.
Не важно, какими недугами страдает ребенок, важно то, что ОН ЕСТЬ, и он нуждается в любви, заботе и помощи.
Коломийцев П.Л. «Каждый ребенок-особенный»/ Никея, 2017. — 206 с.
Источник
Психологическая помощь подросткам и детям с ОВЗ в кризисной ситуации
Жизненный путь человека часто сравнивают с движением реки: то она спокойна и нетороплива, то вдруг бурные повороты, узкие излучины, а кое-где глубокие омуты и ямы. Как жить, с кем жить, с каким качеством жить — вопросы, с которыми сталкивается в своей жизни каждый человек. В окружающей реальности встречаются обстоятельства, которые выглядят резко отличающимися от других, особые, выходящие за рамки. Именно в эти критические периоды ребенок меняется весь, целиком. В это время у ребенка возникает множество психологических проблем, а уже имеющиеся проблемы обостряются.
Кризисная для ребенка (подростка) ситуация наступает тогда, когда он не может самостоятельно, без чьей – либо помощи и поддержки с ней справиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_pomoshch_podrostkam_i_detyam_s_ovz_v_krizisnoy_situatsii.doc | 90.5 КБ |
buklet_dlya_detey_i_roditeley.docx | 514.69 КБ |
buklet_roditelyam.docx | 431.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тюльганская средняя общеобразовательная школа №1»
Психологическая помощь подросткам и детям с ОВЗ в кризисной ситуации
Выступление на августовской конференции
2017-2018 учебный год
педагог-психолог Казакова Л.Ю.
Психологическая помощь подросткам и детям с ОВЗ
в кризисной ситуации
Жизненный путь человека часто сравнивают с движением реки: то она спокойна и нетороплива, то вдруг бурные повороты, узкие излучины, а кое-где глубокие омуты и ямы. Как жить, с кем жить, с каким качеством жить — вопросы, с которыми сталкивается в своей жизни каждый человек. В окружающей реальности встречаются обстоятельства, которые выглядят резко отличающимися от других, особые, выходящие за рамки. Именно в эти критические периоды ребенок меняется весь, целиком. В это время у ребенка возникает множество психологических проблем, а уже имеющиеся проблемы обостряются.
Кризисная для ребенка (подростка) ситуация наступает тогда, когда он не может самостоятельно, без чьей – либо помощи и поддержки с ней справиться.
Оказавшегося в кризисной ситуации ребенка всегда характеризует:
- Большая неуверенность и беспомощность. Это вызвано неудачными попытками сопротивления, столкновением с равнодушием или враждебностью окружающих людей и общества в целом, изменениями в восприятии себя, в системе самооценке, изменениями в отношениях.
- Повышенная тревожность и страхи. Ребенок испытывает страх наказания, осуждения, обвинения, непонимания со стороны окружающих, попадания в незнакомую ситуацию.
- Повышенная эмоциональность. Изменяется эмоциональная регуляция, нарушается самоконтроль, ребенок может испытывать чувство вины, гнев, депрессию, недоверие.
- Ощущение давления и напряжения. В основе этого лежит необходимость совершать какие – то действия, причем быстро и безотлагательно.
- Острая потребность в помощи и вмешательстве извне.
Кризисное состояние возникает на фоне переживаний, которые по силе и продолжительности превосходят имеющиеся регуляторные возможности ребенка, и вызывают нарушения соматических, психофизиологических, психологических и социально – психологических адаптационных механизмов. Кризисные переживания могут способствовать дизонтогенезу (нарушению развития, инфантилизации) и качественно менять личность ребенка/ подростка.
Переживаемые детьми и подростками кризисы можно условно разделить на три основные группы: кризисы развития (возрастные кризисы);
- кризисы утраты и разлуки;
- травматические кризисы
Возрастной кризис – это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития. В первую очередь этот вид кризиса обусловлен физиологическими сдвигами в организме ребёнка, морфофункциональными перестройками. Особенность протекания возрастного кризиса зависит от врождённых свойств нервной системы (темперамент), характера, индивидуальных, биологических и социальных отношений. Во время кризиса личность ребёнка, как открытая система, становится неустойчивой, даже на слабые раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами.
Возрастные кризисы — это кризисы естественные, нормативные. Неблагоприятные внешние воздействия, стрессовые факторы в эти периоды оказывают огромное влияние на дальнейшее формирование личности ребёнка, в частности на становление его сексуальности и способов реагирования на воздействия внешней среды.
Л.С. Выготский выделяет следующие возрастные кризисы у детей: кризис одного года, трёх лет, семи лет и подростковый кризис (13-17 лет).
Непреодолённые кризисы в сочетании с травмавтизацией могут превратиться в запущенные или выливаться в невротические, непоследовательные или агрессивные действия: побеги, вандализм, убийство, суицид.
В пубертатный период проблемы и конфликты подростка могут перейти в затяжные кризисы. Именно в этом возрасте как регрессивная декомпенсация кризиса появляется первый пик суицидальной активности (суицидальные попытки и суициды), возникает риск негативных зависимостей (алкоголь, наркотики, токсические вещества и т. д.), депрессии, психогенные приступы с переживанием отчуждённости (дереализации и деперсонализации).
Утрата – переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека. Смерть предстаёт перед ребёнком с двух сторон. С одной стороны, ребёнок теряет близкого человека, и для многих детей это само по себе является очень сильной травмой, особенно если они были свидетелями насилия: убийства, самоубийства и так далее. Такие ситуации являются для детей кризисными, эту травму ребёнок может перенести через всю жизнь. С другой стороны, переживая смерть близкого, ребёнок сам начинает осознавать, что он смертен, и это наряду с переживанием утраты близкого травматизирует его. Часто ребёнок не в состоянии раскрыть кому-либо свои чувства, свои страхи, чувство вины, возникшие у него после смерти близкого.
Во время кризиса утраты ребёнок переживает смешанные эмоции — от подавленности и печали до гнева и досады. Невозможно определённо предсказать, как именно среагирует на ситуацию утраты конкретный ребёнок: будет ли он изливать свои эмоции или будет переживать их «про себя». Условно можно выделить несколько стадий переживания утраты. Если ребёнок переживает своё горе «про себя», внешне не выражая его, некоторые стадии переживания потери не всегда заметны окружающим, однако это не значит, что ребёнок не переживает соответствующих этой фазе эмоций.
Первая стадия – шок.
Вторая стадия – злость и ощущение несправедливости.
Третья стадия – печаль и сожаление.
Четвёртая стадия – восстановление.
Особенно высок риск попадания в ситуацию кризиса у детей, переживших суицид близких. Суицид относится к социально не одобряемым поступкам, и тайна, окружающая смерть в таком случае, ещё более усугубляет горе. От ребёнка часто скрывают обстоятельства смерти близкого, и он может узнать о самоубийстве из разговоров посторонних людей. В случае кризисного переживания утраты у людей часто наблюдаются признаки посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Согласно критериям международной классификации психических и поведенческих расстройств, посттравматическое стрессовое расстройство – это отставленная или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию (кратковременную или продолжительную) угрожающего или катастрофического характера.
С кризисами разлуки дети сталкиваются в случаях развода родителей и создания родителями новых семей. Процесс адаптации детей после развода условно делят на три фазы:
- Первая, самая острая фаза, длится примерно около двух лет. Это время эмоциональной и физической разлуки одного из супругов с детьми. Субъективный дистресс и эмоциональные нарушения могут проявляться у детей в этой фазе как более или менее выраженное расстройство адаптации. Ухудшается здоровье, появляется агрессивность, апатия, разрушаются социальные контакты. Зачастую поведение ребёнка приводит к нарушению его социального функционирования (манкирование учёбой, ухудшение успеваемости, уходы из школы, побеги из дома, делинквентность, аддиктивное поведение и т.д.). В это время ребёнок нуждается в любви и поддержке, заботе, разумном и честном объяснении происходящего. В случае, если такой поддержки нет, ребёнок остаётся одиноким, испытывает чувство собственной вины за происходящий развод, надежду на возможное возвращение прежнего статуса семьи, может переживать депрессию в связи с невозможностью что-либо изменить своими силами.
- Вторая фаза – переходная. Взрослые налаживают жизнь друг без друга, испытывая подъемы и спады. В случае если в этот период ребенок не получил поддержки, усугубляет нарушения эмоций и поведения, возникшие в острой фазе развода. При этом, как правило, дети недостаточно времени проводят с одним из родителей (обычно с отцом), а родители не «сотрудничают» между собой. Проблемы, возникающие в этом периоде, могут усугубляться особым нестабильным состоянием самих родителей, которые не могут быть достаточной опорой для ребёнка. Находясь в поиске нового партнёра либо переживая одиночество, родитель зачастую эмоционально отдаляется от ребёнка.
- Третья фаза означает создание нового жизненного стиля. Один или оба родителя заводят новые семьи. Если дети не подготовлены к этому, их отношения с приемными родителями могут сказываться очень сложно, вызывать напряжения как у взрослого, так и у детей. Ребенок может переживать такие чувства как ревность, обида, испытывать смешанные чувства – любовь и ненависть. В результате кризисное состояние ребенка может усугубиться.
Травматические кризисы возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым.
– причинённые каким-либо стихийным или природным бедствием;
– причинённые людьми (все виды насилия, жестокое обращение, сексуальное злоупотребление, война, теракты).
По продолжительности травмирующего действия выделяют краткосрочные и длительные или повторяющиеся травмирующие ситуации.
Выделяют четыре типа жестокого обращения с ребёнком:
1. Физическое жестокое обращение – любое неслучайное нанесение телесного повреждения ребёнку.
2. Сексуальное насилие над детьми – использование ребёнка или подростка другим лицом для получения собственного сексуального удовлетворения.
3. Пренебрежение нуждами ребёнка – хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности не достигшего 18-летнего возраста ребёнка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
4. Психологическое насилие может быть двух видов:
- Психологическое пренебрежение – последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребёнку необходимую поддержку, внимание, психологическую защиту, отсутствие привязанности к ребёнку.
- Психологическое жестокое обращение – хронические действия, совершаемые взрослыми с целью издевательства над ребёнком, его унижения, оскорбления, высмеивания.
К этой форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
- оскорбление ребёнка и унижение его достоинства;
- угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
- предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
- ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму.
Последствиями кризисов, связанных с жесткоким обращением, являются нарушения развития детей и их социальной адаптации, также построение такой системы ценностей у развивающейся личности ребёнка, которая формирует особые жизненные сценарии. Процесс проживания ребёнком кризисной ситуации неоднороден, состояние ребёнка постоянно изменяется.
- Сначала происходит первичный рост психоэмоционального напряжения, ребёнок ищет способ разрешения ситуации, находясь при этом в границах нормальной адаптации. Начало кризиса у ребёнка сопровождается подъёмом негативных эмоций, которые он «выплёскивает» на окружающих. Чаще всего это вызывает у окружения негативную реакцию, приводит к ссорам, дракам, агрессивному поведению и т.д.
- Если поиски выхода из ситуации оказываются безрезультатными, то происходит дальнейший рост напряжения, что усиливает негативные реакции: злость, гнев, агрессию и т.п.
- В случае, если степень напряжения такова, что требует от ребёнка мобилизации всех его внешних и внутренних сил, то можно наблюдать первые признаки нарушения адаптации.
- Если всё оказывается тщетно, наступает стадия, характеризующаяся чувством беспомощности, безнадёжности, и отчаяния, особым изменением поведения, что в конечном итоге может привести к интеллектуальной и эмоциональной дезорганизации личности ребёнка, нарушению его развития, психосоматическим заболеваниям. Именно на последней фазе наиболее вероятны девиантные формы выхода из кризиса (например, физическая агрессия и аутоагрессия вплоть до суицида), апатия и прекращение сопротивления, психозы, тяжёлые психосоматические заболевания и т.д.
Одним из последствий кризиса, а точнее, деструктивного разрешения кризисной ситуации является суицид. Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей или неволей оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях. Для подростков самоубийство – типичная реакция на стрессовые ситуации и кризисы. А это значит, что в любой момент подросток может почувствовать себя совершенно лишним в этом мире.
Индикаторы суицидального риска
Любые ситуации, воспринимаемые человеком как кризис, могут считаться ситуационным индикатором суицидального риска:
- смерть любимого человека ;
- развод родителей;
- сексуальное насилие;
- раскаянье за совершенное убийство или предательство;
- злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
- эскейп-реакции (уход из дома и т.п.)
- самоизоляция от других людей и жизни;
- резкое снижение повседневной активности;
- изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
- выбор тем для разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
- частое прослушивание траурной или печальной музыки;
- «приведение дел в порядок» (урегулирование конфликтов, раздаривание личных вещей);
- любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отдаляющие от близких;
- склонность к неоправданным рискованным поступкам;
- нарушение дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе;
- расставание с дорогими вещами или деньгами;
- приобретение средств для совершения суицида.
- прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» — прямое сообщение, «Скоро все закончится» – косвенное);
- шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям;
- уверения в беспомощности и зависимости от других;
- прощание;
- сообщение о конкретном плане суицида;
- самообвинения;
- двойственная оценка значимых событий;
- медленная, маловыразительная речь.
- разрешающие установки относительно суицидального поведения;
- негативные оценки своей личности, окружающего мира и своего будущего;
- представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;
- представление о мире как месте потерь и разочарований;
- представление о будущем как бесперспективном и безнадежном;
- «туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
- наличие суицидальных мыслей, намерений, планов. Степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, и уже оформилось намерение («Я сделаю это, другого выхода нет») и появился конкретный план, который включает в себя решение о месте самоубийства, средствах, времени и месте. Чем обстоятельнее разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации.
- амбивалентность по отношению к жизни;
- безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаянье;
- признаки депрессии: приступы паники, выраженная тревога, снижение способности к концентрации внимание и воли, бессонница, умеренное употребление алкоголя и утрата способности испытывать удовольствие;
- несвойственная агрессия или ненависть к себе, гнев, враждебность;
- вина или ощущение неудачи, поражения;
- чрезмерные опасения или страхи;
- чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;
- рассеянность или растерянность.
Негативные последствия и опасности
Кризисы могут вызвать психическую травму или повреждение базовых структур личности ребенка. Агрессивные и непродуманные действия могут закрепиться и стать стилем поведения ребенка. Незавершившийся кризис опасен возникновением и развитием психических и психосоматический заболеваний, негативизмом, отчаянием и замкнутостью.
Позитивные последствия и ресурсы
Наряду с опасностями кризисы несут в себе и массу возможностей для развития и личностного роста. Поиск выхода из кризисной ситуации сопровождается овладением способами разрешения конфликтов, выработкой новых способов поведения, повышением уверенности в себе. По имеющимся в специальной психологической литературе данным, существуют так называемые жизнестойкие дети . Тяжелые кризисные переживания, такие как неблагополучная семья, пьющие родители, жестокие побои, стихийные бедствия не причиняют этим детям вреда, не мешают их психическому развитию.
Выделяют несколько общих качеств, характерных для стрессоустойчивых детей:
- они социально компетентны и чувствуют себя непринужденно как в обществе сверстников, так и среди взрослых;
- они уверены в себе и самодостаточны, трудности их подзадоривают, а непредвиденные ситуации не смущают;
- они независимы, и хотя и прислушиваются к советам взрослых, но не попадают под их влияние;
- обычно они обладают дружескими связями (как со сверстниками, так и со взрослыми), придающими им чувство уверенности и защищенности;
- они стремятся к достижениям, успех доставляет им радость, они видят, что могут добиться много и изменить условия, в которых оказались.
Необходимым условием жизнестойкости детей является наличие в их жизни хотя бы одного взрослого человека, любящего их безусловно и поддерживающего.
Виды и формы оказания психологической помощи детям в критической ситуации
Можно предложить некоторые наиболее эффективные виды и формы работы с детьми от 3 до 18 лет, которые могут стать основой при составлении реабилитационных и психокоррекционных программ.
Игротерапия. Основной формой работы психолога с детьми, пережившими критическую ситуацию, является использование разного вида игр. Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки и т. д.
Арттерапия. Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности.
Музыкотерапия. Отдельным видом психологической помощи может быть специально организованная работа с использованием музыкальных произведений и инструментов. Можно рекомендовать использовать музыкальные произведения классической музыки. Хорошо зарекомендовали в таком виде работы произведения Баха, Листа, Шопена, Рахманинова, Бетховена, Моцарта, Чайковского, Шуберта и некоторые виды духовной музыки.
Библиотерапия . Метод воздействия на ребенка, вызывающий его переживания, чувства при помощи чтения книг. С этой целью психолог подбирает литературные произведения, в которых описаны страхи детей, формы переживания стрессовых ситуаций, выход из страшной для детей ситуации. Для проведения такого вида работы можно порекомендовать для детей разных возрастов использование произведений классиков литературы: Л.Н.Толстого, Б.Житкова, В.Осеевой, А.Гайдара и др. Это такие произведения, как «Трусиха», «Аришка-трусишка», «На льдине», «Обвал», «Честное слово», сказки «У страха глаза велики», «Мальчиш-Кибальчиш» и др.
Психодрама, или драмтерапия . Использование в работе психолога кукольной драматизации. Взрослые (или старшие дети) разыгрывают кукольный спектакль, «проигрывая» конфликтные и значимые для ребенка ситуации, предлагая ему как бы со стороны посмотреть на данную ситуацию и увидеть себя в ней. С детьми, проявляющими тревогу, страх, пережившими стресс, различного вида травмы, наибольший эффект дает применение метода биодрамы. Суть его в том, что дети готовят представление, но все действующие лица в нем – звери.
Гештальттерапия. Этот метод может быть применен психологом для индивидуальной работы с детьми, в беседах по душам. Проводится он как преобразование рассказа ребенка в действие. Примером может служить такой вид работы, как «Незаконченные дела», «У меня есть тайна», «Мои сновидения». Ребенок рассказывает психологу, что ему приснилось, а психолог просит показать, что снилось, с помощью движений, действий, материала, игрушек, масок, пластилина и т. д.
Как помочь ребенку выйти из острой кризисной ситуации
Упражнение на снятие нервного напряжения у детей
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача, не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1—2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять, лежа на полу.
Упражнение «Воздушный шар».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1—2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
И, наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20—30 приседаний либо 15—20 прыжков на месте. Это позволит избавиться от возникшего напряжения.
Источник