Социальное здоровье как педагогическая категория
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Социальное здоровье
как педагогическая категория
Проблема «социального здоровья» является одной из ключевых для развития личности и общества в целом. Цель данной статьи рассмотреть понятие «социального здоровья» с точки зрения педагогической деятельности.
В науке сложилось несколько подходов к вопросу «социального здоровья»:
Первый, медицинский аспект: социальное здоровье – это характеристика физического и психического здоровья общества, то есть здоровье социума. В данном контексте публикуются отчеты о росте (или снижении) числа заболевших, изменении возрастных и гендерных особенностей заболеваемости населения, профилактические мероприятия 1 .
Второй подход – глобально управленческий: нашел свое отражение в работах С.Ю. Наумова: «Социальное здоровье нации – это социально-психологическая характеристика общества, отражающая определенный уровень взаимной приемлемости, толерантности социальных групп, социальной идентичности, субъектности, которая обеспечивает комфортное безопасное существование. 2 » В том же контексте социальное здоровье рассматривают и другие исследователи (А.Ф. Кузьмина, С.Д. Лебедева, М.Ж. Швецовой 3 )
Третий подход – психолого-социологический. Социальное здоровье рассматривается как:
Интегральная характеристика развития личности, группы, общности, взятая в единстве их социальных и биологических показателей и в контексте уровня и качества развития общества, находящая выражение в совокупности показателей жизненной удовлетворенности, соматического и психического здоровья и социальной активности 4
Социальное здоровье – это состояние гармонии личностных смыслов человека с ожиданием социума, способствующее позитивному развитию личности и общества. 5
Все три подхода отражают социальное здоровье исходя из принятых в данной сфере методологических основ, особых целей и задач. Но педагогика как наука решает особый комплекс задач связанных с организаций деятельности учащихся. Решение этих задач определяет особый характер образовательной сферы. Встает необходимость обозначить понятие «социального здоровья» с позиции педагогической парадигмы.
Обратимся к общему понятию «здоровье». Определений здоровья на сегодня имеются десятки (Мирошниченко, 2004; А.А. Алексеев, 2000; П.И. Калько, 1988), в одной из работ проанализировано около 80-ти дефиниций этого понятия. В рамках данной статьи, здоровье будет рассматриваться как совокупность потенциальных и реальных возможностей человека в осуществлении своих действий без ухудшения физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде. 6 Такой поход к здоровью определяет значимость субьектно-деятельностного подхода к рассмотрению здоровья человека: в контексте данного подхода субъектность человека и развивается только в процессе овладения специфичным для него видом активности – деятельностью (А.К. Осницкий и др.) 7
Деятельность в данном случае может быть рассмотрена как «способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами» 8 . В рамках этого подхода здоровье подразумевает деятельность.
В рамках системного подхода, социальное здоровье может быть обозначено, как подсистема, включенная в иерархичные отношения с другими подсистемами, образующими здоровье человека: физическое, психологическое, социальное и духовно-нравственное.
А.Н. Леонтьев писал: «Мы без труда выделяем разные уровни изучения человека: уровень биологический, на котором он открывается в качестве телесного, природного существа, уровень психологический, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, и, наконец, уровень социальный, на котором он проявляет себя как реализующий объективные общественные отношения, Общественно-исторический процесс» 9 . Общественные отношения детерминируются Системой ценностей, сложившейся в обществе. Область ценностей – та область, в которой происходит взаимодействие личности и общества, сами ценности – это «язык этого взаимодействия» (Л.С. Выготский). Природа ценностей имеет культурные, исторические корни, истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности, т.е. ценности возникают в ходе развития человечества. 10 Система ценностей формирует духовно-нравственное здоровье личности – нравственность. «Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде 11 ». Нравственность находит свое воплощение в духовно-нравственных ориентирах личности.
Социальное здоровье может быть рассмотрено как готовность субъекта к социальной деятельности. В данном контексте, готовность – это способность и потребность в деятельности. Способность определяется знаниями, умениями и навыками субъекта деятельности. А потребность – ценностно-смысловыми ориентациями, стилем жизни. «Стиль жизни – поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория) 12 ».
Социальный характер предполагает оценку деятельности субъекта с точки зрения «позитивного развития социума» 13 . Цели деятельности являются важнейшими характеристиками здоровья человека. С позиции теории систем «цель, определяющая поведение системы, всегда задается надсистемой». 14 То есть оценить социальное здоровье субъекта можно только с позиции ценностного отношения, которое включает в себя понимание индивидом смысла и цели конкретной деятельности, убеждение в её необходимости, удовлетворенность (неудовлетворенность) своей деятельностью. Позитивный характер духовно-нравственных ориентиров, включенных в структуру личности, определяет социальное здоровье человека как субъекта социальной деятельности.
Выводы. Социальное здоровье обладает рядом особенностей.
1. Включено как подсистема в иерархическую систему здоровья человека;
2. Характеризует деятельность человека как субъекта социальных отношений;
3. Цель социальной деятельности может быть определена только системой духовно-нравственных ориентиров личности.
Таким образом, Социальное здоровье – это готовность субъекта к актуальной социальной деятельности, основанной на духовно-нравственных ориентирах.
1 Караяни А.Г. О работе секции «Социальное здоровье нации и будущее России» /materials/meroprijatija/vistupl/karajani.php
2 Наумов С.Ю. Власть и социальное здоровье российского общества /articles/0509/02_04.shtml
3 Кузьмина А.Ф., Лебедева С.Д., Швецовой М.Ж. Духовность как основа социального здоровья нации // Социальное здоровье нации и будущее национальной медицины: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Белгород, 3-4 декабря 2006 г. / Под ред. К.В. Харченко, Т.И. Куниной. – Белгород: Константа, 2006. –288 с.
4 Актуальные проблемы исследования социального здоровья» Часть 1/ под ред. Р.А.Зобова, А.А. Козлова. – СПб, Химиздат, 2004 – с.37
5 Психология здоровья. Учебник для вузов/ под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Питер, 2006.
6 Ларионова С.И. Здоровье современного человека как ценность // /b/dok/lar2.htm
7 Колесникова М.Г. Здоровьесозидающая деятельность педагога// Анализ ключевых понятий педагогических исследований: Сборник научных статей аспирантов и соискателей Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования/ Общая ред.: И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПб АППО, 2008. – с. 16.
8 Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. – М., 1978. – с.63
9 Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975. — с. 231
10 Григоренко Д.Л. Понятие «ценность» в исторической перспективе. // Анализ ключевых понятий педагогических исследований: Сборник научных статей аспирантов и соискателей Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования/ Общая ред.: И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПб АППО, 2008.
12 Психология здоровья. Учебник для вузов/ под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – с.243.
13 Байкова Л.А Исследование социального здоровья детей и учащейся молодежи: теоретико-методологические основы//Педагогическое образование и наука. – М., 2006. – №3. – с.60
14 Ермак В.Д. Системы. Системные принципы. Системный подход. // Социон, Киев, 1997, №2.
Источник
Социальное здоровье школьников.
статья на тему
Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд учителя, воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия “человек”, “жизнь”, “здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы.
Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.
Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Смысл этого слова перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к самым разнообразным условиям жизни и ситуациям.
Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье наших школьников представляется комплексным критерием качества современного образования. Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды. Подготовить учащихся к самостоятельной жизни – это значит сформировать у них адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному жизнепроживанию.
Понятие «здоровье» рассматривают как многоаспектную категорию, состоящую из комплекса четырёх компонентов:
Социальное здоровье школьников.
Кардинальные изменения основных направлений и приоритетов социально-экономического развития России, начавшиеся в 90-е годы XX века, затронули функционирование всех социальных институтов, в том числе и системы образования, привели к возникновению новых проблем в сфере социального воспитания подрастающего поколения. Социальная адаптация несовершеннолетних к новым экономическим, политическим и культурным условиям, формирование у ребенка такого жизненного опыта, который мог бы стать, барьером для возникновения девиантных форм поведения, — это всего лишь небольшой перечень вопросов, составляющих область проблем современного детства. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности общеобразовательных учреждений в сфере формирования социального здоровья учащихся.
Проблема формирования социального здоровья учащихся является приоритетной и актуальной в работе образовательных учреждений.
Социальное здоровье мы понимаем как динамическую совокупность свойств и качеств личности, обеспечивающую гармонию между потребностями человека и общества, являющуюся предпосылкой ориентации человека на выполнение своей жизненной цели, самоактуализацию. Социально здоровому человеку присущи личностные качества, позволяющие ему успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем, реализовывать свои жизненные планы.
Данное направление в нашей школе реализуется через систему работы социально-психологической службы, целью которой является коррекция и развитие ребёнка, а также адаптация детей к социуму.
Основными направлениями работы социально-психологической службы являются:
· профилактика асоциального поведения учащихся;
· коррекционная работа с отклонениями в поведении учащихся;
· социальное сопровождение (патронат);
· методическая работа с педагогическим коллективом, разработка программ и рекомендаций по работе с различными категориями учащихся, социальным окружением и семьёй;
· проведение медико-социального мониторинга, составление индивидуальных социальных карт учащихся.
· работа с семьёй по устранению факторов семейного неблагополучия, сотрудничество семьи и школы, контроль ситуации в семье как средство недопущения жестокого обращения с детьми:
Перед вами краткий социальный паспорт за последние 4 года.
Мы видим, что число неполных семей учащихся не такое уж и маленькое. Виной тому негативные межличностные отношения родителей между собой, разводы. В связи с этим есть дети, которые не получают надлежащего внимания со стороны родителей. Поэтому школа считает важной задачей работу, направленную на укрепление семей учащихся, пропаганду культуры здорового образа жизни.
Воспитание социально здоровой личности предполагает формирование тех нравственных качеств, которые помогают выпускнику школы адаптироваться к стремительно изменяющимся социально-экономическим условиям окружающей действительности. Формирование социального здоровья учащихся предполагает развитие таких качеств личности детей, которые определяют нравственную и правовую состоятельность человека и способны удержать его на правильных общественных позициях, а именно: целеустремленности (умения выбирать индивидуально-значимые и общественно-полезные цели, достигать их, неуклонно соблюдая при этом нормы общественной морали и права); самостоятельности (способности мотивировать свои поступки и принимать решения, противостоящие негативным влияниям и воздействию случайных ситуаций, исходя из внутренних убеждений поступать в соответствии с общественными интересами, закрепленными в системе социальных норм); умения владеть собой (принимать и выполнять правовые и моральные обязательства, руководить собой в конфликтных ситуациях, сдерживать противоречащие общественным нормам желания, стимулировать стремления, которые направлены на достижение общественно-полезных целей); способности и готовности к различным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач, социальной инициативе, самовыражению и самоутверждению.
В определении уровня социального здоровья учащихся ключевым критерием служит адаптированность ребенка к условиям среды. В соответствии с этим можно выделить следующие уровни социального здоровья детей: креативный уровень (дети, успешно и устойчиво адаптирующиеся к любым изменениям среды без ущерба для своего соматического, психического, духовно-нравственного здоровья; обладающие значительным личностным потенциалом, резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности); адаптивный уровень (относительно благополучные дети, которые в целом достаточно успешно адаптированы к социуму, но проявляют повышенную тревожность, уровень стрессоустойчивости недостаточно высокий, личностные компенсаторные механизмы противодействия негативным влияниям среды недостаточно развиты);дизадаптированный уровень (к нему относятся дети либо не способные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие глубинную зависимость от внешнего воздействия. Эти дети относятся к группе риска, потенциально дезадаптированных в социуме людей).
Процесс формирования социального здоровья учащихся должен носить комплексный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем, быть направленными на: улучшение собственного психического и физического состояния; отказ в образе жизни от поведения, наносящему вред своему здоровью и здоровью окружающих; нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью; сознательное участие в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта; адекватное поведение (в случае болезни), направленное на выздоровление; практическое овладение здоровьесберегающими технологиями в сфере самообразования, труда и отдыха.
Одним из направлений педагогической деятельности в сфере формирования социального здоровья учащихся является работа по развитию умений несовершеннолетних преодолевать ситуации социального риска. Понятие социального риска употребляют в разных контекстах в зависимости от предмета разговора. Например, в Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дается такое определение: «группа социального риска — любое социальное сообщество, способствующее возникновению, развитию и реализации антиобщественного поведения несовершеннолетних»
Мы знаем, что в группе социального риска чаще оказываются дети с неблагоприятной семейной ситуацией, что не всегда связано с тяжелым материальным положением. Социальный риск имеется в семье, где дети подвергаются насилию, жестокому обращению со стороны родителей, опекунов. С социальным риском связывают алкоголизм, наркоманию, антиобщественное поведение. Основные социальные риски имеют сложную структуру, простираются от временной нетрудоспособности, заболеваний, несчастных случаев, приведших к инвалидности, до потери кормильца.
Еще один аспект процесса формирования социального здоровья школьников — создание педагогических условий для развития системы нравственных ценностей учащихся. В условиях обновления общества все большее значение приобретает гуманизация отношений, приоритет общечеловеческих ценностей. В практике этот подход вступает в противоречие с реальными социальными ценностями, которые дети и подростки усваивают в повседневной жизни. Только в процессе творческого самоутверждения может проявиться неповторимая личность, лишенная болезненного честолюбия, амбиций, способная реализовать непрерывно обновляющийся опыт социокультурного поиска, знания общечеловеческих ценностей и возможностей жизнестойкости в новых условиях. Многообразие жизненных ситуаций выявляет различные психологические стереотипы, характеры как детей, так и тех, кто участвует в выработке у них культуры ценностных ориентации. Во взаимодействии детей и взрослых крайне важна способность и навыки гибко адаптироваться к сложившимся, устоявшимся и непрерывно обновляющимся условиям жизнедеятельности. Неадекватность поведения детей и взрослых нередко рождает их взаимное сопротивление, что, в свою очередь, ведет к использованию антигуманных ценностей общения, таких, как грубость и конфликтность. В этих условиях допускается приспособленчество как с одной, так и с другой стороны. Склонность детей и подростков к общению со сверстниками толкает их при возникновении внутри- и внешкольных конфликтных ситуаций на объединение в группировки, многие из которых имеют асоциальную направленность. В них создается своеобразный эффект слияния взглядов и поведения отдельного ребенка либо с группировкой, либо с ее лидером, либо с образом «зонного героя» и т.д. Разделение группировок по зонам влияния и по приоритетам способно вызвать и вызывает проявления жестокости, воинствующего невежества.
Таким образом, в широком смысле под формированием социального здоровья несовершеннолетних следует понимать целенаправленную, сознательно регулируемую на всех уровнях общества систему практических, социальных, политических, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических, информационно-технологических, морально-этических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства.
Успешность процесса формирования социального здоровья несовершеннолетних зависит от взаимодействия государственной политики в сфере образования и социальной защиты населения, эффективности педагогической деятельности, воспитательного потенциала семьи по оказанию реальной помощи каждому ребенку и подготовки подрастающего поколения к юридической, психологической, экономической, социальной самозащите.
Целью процесса формирования социального здоровья учащихся является приобретение каждым школьником чувства личного достоинства, веры в свои силы, желания самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие в ней проблемы и трудности, а не пассивно ожидать помощи извне. Социально здоровый человек нуждается в предоставлении ему возможности для самоопределения и самоутверждения. Каждому ученику необходимо обеспечить условия для индивидуально-творческого развития личности.
Рассматривая вопрос о социальном здоровье несовершеннолетних, необходимо отметить, что именно в XX веке цивилизованное человечество разработало и приняло на международном уровне довольно большое число документов по правам ребенка, которые официально определили и зафиксировали принципиальные положения в отношении детей.
Таким образом, человечество юридически оформило свою убежденность в том, что у детей есть те же права, что и у взрослых — гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Новые принципы, заложенные в систему социальной защиты детей и провозглашенные этим документом, определили новый подход мира взрослых к миру детства, основанный на признании приоритета запросов, интересов, потребностей детей, самоценности и суверенитета детской субкультуры, прав ребенка па особую помощь и заботу, защиту от принуждения и насилия со стороны взрослых.
Важная роль в процессе формирования социального здоровья школьников принадлежит органам ученического самоуправления и детским объединениям, создаваемым в образовательных учреждениях. Благодаря самоуправлению, детские и молодежные общественные организации способствуют становлению норм демократической культуры, формированию навыков социально-позитивного общения и деятельности, способствуют развитию гражданских, патриотических чувств растущего гражданина России, чувства сопричастности ко всему происходящему в окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechat_sotsialnoe_zdorove_shkolnikov.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное здоровье школьников.
Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд учителя, воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия “человек”, “жизнь”, “здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы.
Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.
Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Смысл этого слова перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к самым разнообразным условиям жизни и ситуациям.
Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье наших школьников представляется комплексным критерием качества современного образования. Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды. Подготовить учащихся к самостоятельной жизни – это значит сформировать у них адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному жизнепроживанию.
Понятие «здоровье» рассматривают как многоаспектную категорию, состоящую из комплекса четырёх компонентов:
Социальное здоровье школьников.
Кардинальные изменения основных направлений и приоритетов социально-экономического развития России, начавшиеся в 90-е годы XX века, затронули функционирование всех социальных институтов, в том числе и системы образования, привели к возникновению новых проблем в сфере социального воспитания подрастающего поколения. Социальная адаптация несовершеннолетних к новым экономическим, политическим и культурным условиям, формирование у ребенка такого жизненного опыта, который мог бы стать, барьером для возникновения девиантных форм поведения, — это всего лишь небольшой перечень вопросов, составляющих область проблем современного детства. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности общеобразовательных учреждений в сфере формирования социального здоровья учащихся.
Проблема формирования социального здоровья учащихся является приоритетной и актуальной в работе образовательных учреждений.
Социальное здоровье мы понимаем как динамическую совокупность свойств и качеств личности, обеспечивающую гармонию между потребностями человека и общества, являющуюся предпосылкой ориентации человека на выполнение своей жизненной цели, самоактуализацию. Социально здоровому человеку присущи личностные качества, позволяющие ему успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем, реализовывать свои жизненные планы.
Данное направление в нашей школе реализуется через систему работы социально-психологической службы, целью которой является коррекция и развитие ребёнка, а также адаптация детей к социуму.
Основными направлениями работы социально-психологической службы являются:
- профилактика асоциального поведения учащихся;
- коррекционная работа с отклонениями в поведении учащихся;
- социальное сопровождение (патронат);
- охранно-защитная деятельность;
- просветительская деятельность;
- методическая работа с педагогическим коллективом, разработка программ и рекомендаций по работе с различными категориями учащихся, социальным окружением и семьёй;
- проведение медико-социального мониторинга, составление индивидуальных социальных карт учащихся.
- работа с семьёй по устранению факторов семейного неблагополучия, сотрудничество семьи и школы, контроль ситуации в семье как средство недопущения жестокого обращения с детьми:
Перед вами краткий социальный паспорт за последние 4 года.
Мы видим, что число неполных семей учащихся не такое уж и маленькое. Виной тому негативные межличностные отношения родителей между собой, разводы. В связи с этим есть дети, которые не получают надлежащего внимания со стороны родителей. Поэтому школа считает важной задачей работу, направленную на укрепление семей учащихся, пропаганду культуры здорового образа жизни.
Воспитание социально здоровой личности предполагает формирование тех нравственных качеств, которые помогают выпускнику школы адаптироваться к стремительно изменяющимся социально-экономическим условиям окружающей действительности. Формирование социального здоровья учащихся предполагает развитие таких качеств личности детей, которые определяют нравственную и правовую состоятельность человека и способны удержать его на правильных общественных позициях, а именно: целеустремленности (умения выбирать индивидуально-значимые и общественно-полезные цели, достигать их, неуклонно соблюдая при этом нормы общественной морали и права); самостоятельности (способности мотивировать свои поступки и принимать решения, противостоящие негативным влияниям и воздействию случайных ситуаций, исходя из внутренних убеждений поступать в соответствии с общественными интересами, закрепленными в системе социальных норм); умения владеть собой (принимать и выполнять правовые и моральные обязательства, руководить собой в конфликтных ситуациях, сдерживать противоречащие общественным нормам желания, стимулировать стремления, которые направлены на достижение общественно-полезных целей); способности и готовности к различным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач, социальной инициативе, самовыражению и самоутверждению.
В определении уровня социального здоровья учащихся ключевым критерием служит адаптированность ребенка к условиям среды. В соответствии с этим можно выделить следующие уровни социального здоровья детей: креативный уровень (дети, успешно и устойчиво адаптирующиеся к любым изменениям среды без ущерба для своего соматического, психического, духовно-нравственного здоровья; обладающие значительным личностным потенциалом, резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности); адаптивный уровень (относительно благополучные дети, которые в целом достаточно успешно адаптированы к социуму, но проявляют повышенную тревожность, уровень стрессоустойчивости недостаточно высокий, личностные компенсаторные механизмы противодействия негативным влияниям среды недостаточно развиты); дизадаптированный уровень (к нему относятся дети либо не способные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие глубинную зависимость от внешнего воздействия. Эти дети относятся к группе риска, потенциально дезадаптированных в социуме людей).
Процесс формирования социального здоровья учащихся должен носить комплексный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем, быть направленными на: улучшение собственного психического и физического состояния; отказ в образе жизни от поведения, наносящему вред своему здоровью и здоровью окружающих; нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью; сознательное участие в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта; адекватное поведение (в случае болезни), направленное на выздоровление; практическое овладение здоровьесберегающими технологиями в сфере самообразования, труда и отдыха.
Одним из направлений педагогической деятельности в сфере формирования социального здоровья учащихся является работа по развитию умений несовершеннолетних преодолевать ситуации социального риска. Понятие социального риска употребляют в разных контекстах в зависимости от предмета разговора. Например, в Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дается такое определение: «группа социального риска — любое социальное сообщество, способствующее возникновению, развитию и реализации антиобщественного поведения несовершеннолетних»
Мы знаем, что в группе социального риска чаще оказываются дети с неблагоприятной семейной ситуацией, что не всегда связано с тяжелым материальным положением. Социальный риск имеется в семье, где дети подвергаются насилию, жестокому обращению со стороны родителей, опекунов. С социальным риском связывают алкоголизм, наркоманию, антиобщественное поведение. Основные социальные риски имеют сложную структуру, простираются от временной нетрудоспособности, заболеваний, несчастных случаев, приведших к инвалидности, до потери кормильца.
Еще один аспект процесса формирования социального здоровья школьников — создание педагогических условий для развития системы нравственных ценностей учащихся. В условиях обновления общества все большее значение приобретает гуманизация отношений, приоритет общечеловеческих ценностей. В практике этот подход вступает в противоречие с реальными социальными ценностями, которые дети и подростки усваивают в повседневной жизни. Только в процессе творческого самоутверждения может проявиться неповторимая личность, лишенная болезненного честолюбия, амбиций, способная реализовать непрерывно обновляющийся опыт социокультурного поиска, знания общечеловеческих ценностей и возможностей жизнестойкости в новых условиях. Многообразие жизненных ситуаций выявляет различные психологические стереотипы, характеры как детей, так и тех, кто участвует в выработке у них культуры ценностных ориентации. Во взаимодействии детей и взрослых крайне важна способность и навыки гибко адаптироваться к сложившимся, устоявшимся и непрерывно обновляющимся условиям жизнедеятельности. Неадекватность поведения детей и взрослых нередко рождает их взаимное сопротивление, что, в свою очередь, ведет к использованию антигуманных ценностей общения, таких, как грубость и конфликтность. В этих условиях допускается приспособленчество как с одной, так и с другой стороны. Склонность детей и подростков к общению со сверстниками толкает их при возникновении внутри- и внешкольных конфликтных ситуаций на объединение в группировки, многие из которых имеют асоциальную направленность. В них создается своеобразный эффект слияния взглядов и поведения отдельного ребенка либо с группировкой, либо с ее лидером, либо с образом «зонного героя» и т.д. Разделение группировок по зонам влияния и по приоритетам способно вызвать и вызывает проявления жестокости, воинствующего невежества.
Таким образом, в широком смысле под формированием социального здоровья несовершеннолетних следует понимать целенаправленную, сознательно регулируемую на всех уровнях общества систему практических, социальных, политических, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических, информационно-технологических, морально-этических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства.
Успешность процесса формирования социального здоровья несовершеннолетних зависит от взаимодействия государственной политики в сфере образования и социальной защиты населения, эффективности педагогической деятельности, воспитательного потенциала семьи по оказанию реальной помощи каждому ребенку и подготовки подрастающего поколения к юридической, психологической, экономической, социальной самозащите.
Целью процесса формирования социального здоровья учащихся является приобретение каждым школьником чувства личного достоинства, веры в свои силы, желания самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие в ней проблемы и трудности, а не пассивно ожидать помощи извне. Социально здоровый человек нуждается в предоставлении ему возможности для самоопределения и самоутверждения. Каждому ученику необходимо обеспечить условия для индивидуально-творческого развития личности.
Рассматривая вопрос о социальном здоровье несовершеннолетних, необходимо отметить, что именно в XX веке цивилизованное человечество разработало и приняло на международном уровне довольно большое число документов по правам ребенка, которые официально определили и зафиксировали принципиальные положения в отношении детей.
Таким образом, человечество юридически оформило свою убежденность в том, что у детей есть те же права, что и у взрослых — гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Новые принципы, заложенные в систему социальной защиты детей и провозглашенные этим документом, определили новый подход мира взрослых к миру детства, основанный на признании приоритета запросов, интересов, потребностей детей, самоценности и суверенитета детской субкультуры, прав ребенка па особую помощь и заботу, защиту от принуждения и насилия со стороны взрослых.
Важная роль в процессе формирования социального здоровья школьников принадлежит органам ученического самоуправления и детским объединениям, создаваемым в образовательных учреждениях. Благодаря самоуправлению, детские и молодежные общественные организации способствуют становлению норм демократической культуры, формированию навыков социально-позитивного общения и деятельности, способствуют развитию гражданских, патриотических чувств растущего гражданина России, чувства сопричастности ко всему происходящему в окружающем мире.
Источник