СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЁНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
статья на тему
Основной целью деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья. Работая с семьями и изучая проблемы каждой, социальный педагог осуществляет социальную защиту учащихся.Основным направление социально-педагогической службы — решение проблем социализации детей, их воспитание, защиты их прав, помощь в разрешении проблем адаптации в социуме. В рамках защиты прав детей социальный педагог осуществляет профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь; контроль за соблюдением прав детей; собственно защиту детей .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-pedagogicheskaya_zashchita_prav_rebenka_v_ou.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
ПРАВ РЕБЁНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Основной целью деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья .
1. Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, уровня защищенности.
2. Защита прав и своевременное оказание социальной помощи и поддержки лицам в ней нуждающимся.
3. Профилактика асоциального поведения и правонарушения, охрана жизни и здоровья.
Социально-педагогическая защита прав ребенка в школе осуществляется в соответствии с «Конвенцией ООН» и нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную защиту детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и законодательством Российской Федерации в области семейной политики .
Основные «правозащитные» функции социального педагога.
- Социально — информационная функция: информирование несовершеннолетних по вопросам их прав, а также социальной защиты, помощи, поддержки.
- Социально-правовая функция: содействие соблюдению прав ребенка в ОУ и семье, в реализации правовых гарантий различных категорий детей и подростков, привлечение при необходимости, юристов для консультирования по вопросам жилищных, семейно-брачных, трудовых и гражданских правонарушений.
- Социально-психологическая функция: содействие созданию благоприятного микроклимата в детском коллективе.
- Социально-педагогическая функция: консультирование родителей по вопросам воспитания детей, преодоления педагогических ошибок и конфликтных ситуаций.
Выполнение социальным педагогом охранно-защитной функции предусматривает:
- воспитание правовой культуры у детей, взрослых в условиях конкретного социума;
- просвещение родителей, детей, общественности по вопросам социально-правовой защиты детей;
- разъяснение детям, родителям, общественности законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся семейно-правовой защиты, сущности, содержания правозащитной деятельности;
- организацию профилактической деятельности, направленной на предупреждение, недопущение нарушения прав детей;
- обеспечение взаимодействия и сотрудничества со специалистами различных служб, призванными в силу своей профессиональной деятельности решать проблемы ребенка, его родителей; оказание социально-педагогической помощи, направленной на минимизацию социальных последствий нарушения прав ребенка;
- обеспечение защиты прав и интересов ребенка в различных инстанциях (органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, суд и др.).
Рассмотрим методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей.
. Каждый ребенок имеет право на образование.
Социальный педагог должен обеспечивать реализацию этого права, если ребенок по каким-либо причинам не посещает школу (привлечение к этому вопросу родителей и других родственников, органов опеки, правоохранительных органов, общественности); (ФОТО – посещение, инд. беседы с родителями, СП)
Социальный педагог призван обеспечить:
- оказание помощи детям с низкой мотивацией к обучению, их профессиональной ориентации, выявление дальнейших перспектив для таких детей;
- консультации по вопросам обучения по индивидуальному плану на дому, в других учебных заведениях, помощь в профессиональной ориентации и трудоустройстве;
- оказание помощи родителям в воспитании и развитии детей с ограниченными умственными или физическими возможностями.
. Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации
В этом направлении социальный педагог осуществляет:
- профилактическую и воспитательную работу с родителями о методах -воздействия на ребенка; (ФОТО – посещение, инд. беседы с родителями, родит. собр.)
- защиту прав ребенка совместно с правоохранительными органами, отделом по вопросам семьи и детства, комиссией по делам несовершеннолетних, отделом профилактики семейного неблагополучия социальной защиты населения «Эдельвейс»; (ФОТО- инд. беседы с уч-ся)
- просветительскую работу среди детей о вреде никотина, алкоголя, токсических и наркотических веществ; оказание помощи детям, попавшим в наркотическую зависимость. (ФОТО — кл. час)
. Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения.
Социальный педагог организует:
- помощь малоимущим семьям в получении официального статуса (малообеспеченные, многодетные и т.д.);
- помощь малоимущим семьям в оформлении документов на предоставление положенных льгот;
- бесплатное горячее питание детей из малоимущих семей;
- помощь в получении бесплатных путевок на лечение и отдых, новогодние елки, праздничные представления и т.д.; (ФОТО –посещение)
. Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства.
Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом школы, родителями и детьми:
- осуществляет работу по созданию в школе атмосферы доверия, уюта, защищенности;
- защищает права и здоровье ребенка в отношении режима работы учебного заведения;
- играет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения; способствует взаимопониманию между детьми и их окружением;
- играет роль адвоката, защитника интересов, законных прав ребенка, его семьи;
- помогает разрешать конфликтные ситуации между детьми, между родителями и детьми, между детьми и другими взрослыми.
. Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию.
Социальный педагог осуществляет:
- привлечение детей к управлению школы;
- организацию (совместно с психологом и классным руководителем) диспутов, семинаров, классных часов по самореализации личности детей;
- вовлечение детей в различные детские сообщества, обсуждение с детьми жизненно важных для них вопросов. (ФОТО – участие в мероприятиях детей)
. Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг.
Данное направление включает:
- привлечение детей из неблагополучных семей к занятиям в кружках, секциях, имеющихся в школе и вне школы;
- вовлечение детей во внеклассные мероприятия (концерты, конкурсы, викторины, литературные гостиные и т.д.);
- организацию отдыха детей в летних лагерях;
- содействие в трудоустройстве детей по их желанию в летний период;
- организацию турпоходов, поездок по родному городу, краю, стране; посещение выставок, концертов, музеев. (ФОТО – участие в мероприятиях детей)
. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь . Социальный педагог:
- оказывает моральную поддержку ребенку, потерявшему родителей;
- содействует в оформлении опекунства;
- осуществляет контроль за соблюдением прав ребенка в новой семье, регулярное обследование таких семей. (ФОТО – посещение, беседы)
. Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение.
Социальный педагог осуществляет:
- выявление скрытых причин совершенного проступка и их устранение;
- укрепление в сознании ребенка мысли о том, что, несмотря на содеянное, он как человек, достоин уважительного обращения;
- помощь ребенку в реабилитации и адаптации в обществе. (ФОТО)
Таким образом, в рамках защиты прав детей социальный педагог осуществляет профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь; контроль за соблюдением прав детей; собственно защиту детей.
Рассмотрим мониторинг реализации профилактических мероприятий МБОУ СОШ №3 села Шедок, на котором прослеживается положительная динамика снижения количества семей и учащихся, состоящих на профилактическом учете (Рис. 1; Рис.2):
Эти данные подтверждают, что разработанные нами программы и этапы работы с семьями и учащимися, находящимися в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации действуют, и что при их реализации есть положительные результаты. А значит, работа социально- педагогической службы проводится в правильном направлении – это решение проблем социализации детей, их воспитание, защиты их прав, помощь в разрешении проблем адаптации в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация для родителей об Уполномоченном по правам в образовательном учреждении.
Из собственной практики могу сказать, что для успешного усвоения знаний и повышения интереса к обучению у детей, имеющих проблемы в развитии, можно и необходимо использовать в процессе обучения .
Материал содержит методические рекомендации по организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей, основанные на опыте работы с такими детьми .
Сценарий внеклассного занятия с презентацией к Всероссийскому дню защиты прав ребёнка«Права детей – забота государства» (классный час).
В статье рассказывается об особенностях организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей в сельской школе. Приводятся примеры различных форм образовательных маршрутов.
Классный час распространяет правовые знания, способствует повышению правовой культуры школьников.
Права ребёнка – ключевая категория, определяющая качественные показатели положения детей во всём мире.20 ноября 1989 года Организацией Объединённых Наций был принят международный документ о прав.
Источник
Социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья.
Забота о здоровье подопечных — составляющая охран незащитной функции социального педагога. Кроме того, защита здоровья может стать самостоятельным объектом специализации социального педагога — валеолога.
К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести:
— социо-психолого-педагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья, реализацию прав ребенка на здоровье, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, в Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.);
— щадящую корректировку индивидуальных качеств и контактов личности.
Основными требованиями·к социально-педагогической деятельности в связи с реализацией задач защиты права ребенка на охрану здоровья являются следующие:
— профессионально-этическая ответственность специалиста за профилактику и охрану физического, психологического, социального здоровья личности;
— гуманность, проявление обнадеживающего сочувствия и бережного отношения к страдающим и больным детям, учет особенностей личности и индивидуальных черт характера, вариантов поведения, нюансов отношения к жизни, учебе и здоровью;
— способность педагога сохранять собственное здоровье и обучать этому детей;
— умение предупреждать школьные неврозы и устранять социо-психолого-педагогическими средствами причины, их вызывающие;
— позитивное отношение к личностному росту ребенка, целенаправленность, поощрение в ребенке чувства собственного достоинства в деятельности и отношениях с
— учет возможностей природной и социокультурной среды, конкретного пространства жизнедеятельности;
— сопряжение заинтересованных усилий педагога, врача и семьи с активностью самого ребенка в становлении его физического, психического, социального здоровья.
Социальному педагогу необходимо учитывать, что каждый гражданин имеет право на бесплатные консультации: по вопросам планирования семьи, диагностики и лечения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих; по медико-психологическим проблемам семей но-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Определенные права в данном отношении имеют и несовершеннолетние, например:
— право на диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации;
— право на медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов всех уровней;
— право на санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих физиологическим особенностям несовершеннолетних, состоянию их здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов; право на бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджета всех уровней при определении профессиональной пригодности;
— право на получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме;
— несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.
Отдельно рассматриваются права инвалидов. В частности, инвалиды, дети-инвалиды и инвалиды с детства имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.
Для ухода за детьми-инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет одному из работающих родителей или лиц, их заменяющих, предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Кроме того, эти дни могут быть поделены названными лицами по их усмотрению.
Виды профилактической работы социального педагога по реализации права несовершеннолетнего на охрану здоровья:
— вовлечение детей в деятельность по охране своего физического, эмоционального и социального здоровья;
— обучение культуре использования свободного и учебного времени с учетом возможностей и потребностей личности, количества часов, отведенного на те или иные занятия, общего режима в школе и семье;
— целенаправленное обучение способам наблюдения за своим состоянием и его саморегуляции в деятельности и общении;
— формирование экокультуры детей;
— пропаганда, в том числе на личном примере, здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом;
— информирование о возможных негативных последствиях вредных привычек, бездумного отношения к собственному здоровью;
— контроль и регулирование формирования и реализации валеологической культуры во внутришкольной жизни, соответствия режимных и организационных приемов и средств требованиям охраны здоровья несовершеннолетних.
Источник