Социально-педагогическая работа с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида
статья
из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_semey_rebenka-invalida.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-педагогическая работа с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида
Семья-это окружение ребёнка с ограниченными возможностями, которое является главным звеном в его воспитании, социализации, удовлетворения потребностей, обучения.
Сегодня семьи, воспитывающие ребёнка инвалида относятся к социально незащищенным категориям населения. Государство, обеспечивая социальную защищенность данной категории, должно помогать им адаптироваться к социальной среде, а также создать все условия для развития индивидуальных, творческих возможностей и способностей.
Основными документами, определяющими нормативно-правовые аспекты социальной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка инвалида, являются: Семейный Кодекс РФ от 29.12.1995 г.; Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., а также следующие Постановления, Федеральные Законы и Указы Президента Российской Федерации; Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года; Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года; ФЗ РФ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Не считая общих социальных трудностей, свойственных для большей части населения в критичной ситуации, семьи, воспитывающие детей – инвалидов с наибольшим трудом адаптируются к негативным социальным изменениям, обладают низкой способностью к самозащите, испытывают дискомфорт от дефицита развития правовой базы, малоразвитости системы помощи им со стороны государства и негосударственных организаций.
Семья-микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребёнка, но и устанавливаются его моральные качества. Существует большая зависимость развития ребёнка от семейного фактора: чем больше проявляется семейное неблагополучие, тем все больше выражены нарушения развития ребёнка.
Функции семьи, воспитывающей ребёнка инвалида, могут быть нарушены под влиянием некоторые факторов, в том числе особенности личности её членов и взаимоотношений между ними, условия жизни семьи, нарушение её структуры и др.
Общество чаще всего неправильно понимает проблемы семей, воспитывающей ребёнка инвалида, а лишь малая часть ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей инвалидов в общественные места (театр, кино, зрелищные мероприятия и т. д.), тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества.
Согласно Малофееву Н.Н. семьи, воспитывающие ребёнка инвалида, можно разделить на четыре группы.
Первая группа — родители с выраженными родительскими чувства. Для таких семей характерна гиперопека своего ребёнка инвалида. Когда ребёнок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с этим разрушаются коммуникативные связи с окружением. Родители имеют недействительные представления о допустимых возможностях своего ребёнка, у матери выражаются чрезмерное чувство тревожности и напряженности. Данный тип воспитания выражает негативное влияние на формирование личности ребёнка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребёнка инвалида.
Вторая группа семей показывает стиль холодного общения — недостаток опеки и контроля за поведением ребёнка инвалида, уменьшением положительных контактов родителей с ребёнком, проявление на ребёнка со стороны родителей отрицательных качеств. Родители уделяют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя большие требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отклонения ребёнка. Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребёнка инвалида эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, способствует развитию комплекса неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.
Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества — конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка инвалида в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребёнка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребёнка инвалида чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в установлении межличностных отношений, как в семье, так и вне дома.
Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка инвалида, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям. При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективноагрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость.
Семья — первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Реализуя свои основные функции и направления в работе социального педагога, мне приходится быть в разных ролях. Это могут быть роли: педагога, психолога, эксперта, советчика, адвоката, помощника, юриста, защитника, друга, наставника и новатора. Если проанализировать смысл и содержание всех этих слов, то можно сделать вывод — что социальный педагог, это специалист, который изучает, анализирует, советует, помогает, защищает, учит и воспитывает.
Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей воспитывающей ребенка- инвалида — помочь семье справиться с трудной задачей воспитания, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога — способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида.
В МКОУ С(К)Ш №1 обучаются дети с нарушением интеллекта (разной степени выраженности), кроме этого у детей есть сопутствующие нарушения:
— расстройства аутистического спектра;
— нарушения опорно-двигательного аппарата;
— тяжелые нарушения речи.
Без любви к детям невозможно успешное взаимодействие в образовательном процессе. Также очень важно видеть в ребенке личность и учить детей верить в себя. А для того, чтобы ребёнок поверил в свои силы, педагог должен сам верить в него, в его способности, при этом отдавая учащемуся всю свою любовь и тепло своего сердца. Любовь учителя к детям должна быть без каких-либо условностей. Любить ребёнка, значит любить его независимо ни от чего. Независимо от внешнего вида, задатков и способностей, поведения, его плюсов и минусов.
На уровне всех задач, стоящих перед образовательным учреждением, одной из главных является: организация эффективной квалифицированной помощи данной категории семей.
Очень важной составляющей работы с семьей ребенка-инвалида переориентация родителей на правильный подход к ребёнку, т.к. только мама и папа своим личным примером поведения влияют на его жизнь. Родители должны научиться адекватно относиться к болезни ребёнка, к его проблемам и трудностям. В семье создается совершенно другая обстановка и семья играет очень важную роль — это близкие люди, принимающим его таким, как он есть, это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие.
Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка инвалида в социально-педагогической деятельности подразделяю на несколько этапов:
— изучение семей детей-инвалидов, зачисленных в школу.
— сбор информации о семье, выявление проблем.
— определение потребностей семьи и ресурсов.
— установление контакта с семьей и ориентирование семьи на сотрудничество.
— выявление лиц из близкого окружения для оказания помощи в проведении реабилитационных мероприятий.
— диагностика и мониторинг социального сопровождения семьи с целью выработки рекомендаций семье.
— направление информации в иные инстанции для решения проблем семьи (при необходимости).
— план межведомственного сопровождения семьи (при выявлении потребности семьи в оказании помощи служб системы профилактики).
— постоянное сопровождение семьи после оказания необходимой помощи с целью отслеживания семейной ситуации.
Направления деятельности социального педагога предоставляемые семьям, воспитывающих ребёнка инвалида в МКОУ С(К)Ш №1:
1. Социально-педагогический патронаж и поддержка ребенка-инвалида, семьи ребенка-инвалида.
2. Содействие в получении педагогических услуг:
- социально-педагогическое консультирование;
- социально-педагогическая коррекция;
- социально-педагогическая диагностика;
- психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса ;
- организация помощи в получении образования детьми-инвалидами в соответствии с их способностями).
3. Содействие в получении психологических услуг:
- содействие в психодиагностике и обследование личности детей, членов семьи, психологической реабилитации;
- содействие в получении психологической поддержки, консультирования и коррекции.
4. Содействие в получении правовых и экономических услуг:
-содействие в получении мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- содействие в консультировании по социально-правовым вопросам;
- содействие в оформлении документов;
- содействие в осуществлении защиты прав и интересов ребенка.
Привлекая родителей к разного рода мероприятиям, проводимых в школе с участием ребят, происходит совместное переживание событий в жизни ребёнка, развиваются его волевые качества. Командное взаимодействие детей и взрослых формирует модель целеполагания, достичь цели. Они понимают, что достижение успешности даст результат только через силу воли. Поэтому В школе систематически проводятся:
— Дни здоровья, где вместе с обучающимися активное участие принимают родители;
— Концерты и выступления обучающихся, посвященные праздникам, памятным датам, в качестве зрителей присутствуют родители и педагоги школы;
— Спортивные соревнования «Папа,Мама, я –спортивная семья»;
— Функционирует родительский клуб «Мы вместе», на заседаниях клуба педагоги и специалисты школы учат родителей общаться с ребенком, объясняют правильность выполнения заданий, обучают приемам элементарным приемам коррекционной работы с детьми.
— Проводятся конкурсы рисунков, поделок, участие принимают дети вместе с родителями.
Такие маленькие победы делают их людьми: они учатся сопереживать, любить, понимать себя и другого, контролировать свою агрессию, не наносить вреда себе и окружающим, добиться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь.
С выпускниками школы и их семьями проводиться работа по профориентации и оказывается помощь в выборе будущей профессии. Часто игнорируя проблемы со здоровьем, родители выбирают за ребенка профессию, учебные заведения и направляют ребенка по пути, которое ему не по силам. Учитывая особенности выпускников нашей школы и особенности их развития мы проводим работу по коррекции ожиданий родителей от ребенка в данном вопросе, вместе подбираем учебное заведение, рассказываем о приемлемых профессиях, совместно с учебными заведениями проводим ознакомительные экскурсии. Сопровождаем до момента зачисления в учебное заведение.
На выходе из учебного заведения ребёнок-инвалид и его семья, должны осознавать, как ребенку быть полезным прежде всего себе, как за себя постоять, какие приложить усилия, чтобы себе помочь, как быть полезным обществу, переживать за других. Должен уметь правильно соотнести нормы морали, соответствовать ожиданиям общества, т.е. понять, что ты нужен обществу, понимать и реализовывать правовую ответственность.
Результатом практической работы с семьей, воспитывающей ребенка инвалида, является решение проблем семьи, социальная адаптация ее членов, формирование благоприятного психологического климата, налаживание внутрисемейных отношений.
Таким, образом, семья, воспитывающая ребёнка инвалида сравнительно недавно стала объектом изучения и социального педагогического воздействия. В настоящее время происходит усиление взаимовлияния достижений и теорий семейных систем имеющейся информации о детях и взрослых с ограниченными возможностями, обеспечивающего новый уровень интегрированных знаний в этой сфере.
Социальный педагог в работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида должен обладать даром внушения и убеждения, и даже в некоторой степени — талантом дипломата. Еще очень важное качество, считаю, это умение проявлять эмпатию. Без этого качества, социальному педагогу, как и любому педагогу, работающему с ребенком-инвалидом, сложно понимать внутреннее состояние другого человека, его душевные переживания. В то же время, социальный педагог должен уметь принимать правильные решения в конкретных ситуациях, должен уметь требовать от других специалистов системы профилактики мер по защите прав ребенка и его семьи. Он должен быть профессионалом, должен иметь свою точку зрения и уметь отстаивать свою позицию.
Список использованной литературы
- Галагузова М. А., Мардахаев Л. В. Методика и технологии работы социального педагога. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2016. 192 с.
- 26. Назарова С. В. Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучными семьями.// Журнал. Социальная педагогика.
3. Огарков М. Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения. 2001.
- Реан А. А. Семья: психология, педагогика, социальная работа. М.: АСТ, 2010. 576 с.
- Ткачева В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: Психология,
- Холостова Е. И. Социальная работа с семьей. М.: Дашков и К, 2009. 212 с.
- Чернецкая А. А.Технологии социальной работы: учеб. пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 102 с.
- Чижов С. П. Социальная работа. Ростов на Дону.: Ростов-пресс, 2007. 218 с.
- Шишковец Т. А. Справочник социального педагога. М.: ВАКО, 2013. 216 с.
10. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей. М.: Дрофа, 2013. 326 с.
Источник
Работа социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ
материал на тему
Одной из наиболее актуальных проблем социальной педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
38.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ
Глобальный экономический кризис, отразившийся на социально-политическом развитии России, негативно повлиял на качество жизни российских семей, пожилых людей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья, которые составляют одну из наиболее уязвимых групп населения.
Одной из наиболее актуальных проблем социальной педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. При интенсивном росте детей с ограниченными возможностями здоровья актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях.
Наиболее эффективным местом реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Однако по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья члены семьи иногда проявляют жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций. Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, вынуждены зачастую решать все проблемы, связанные с инвалидностью ребенка самостоятельно.
Применяемые в настоящее время в России государственные меры в сфере социальной политики помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, носят пока разрозненный характер и остаются малоэффективными, так как в основном не учитывают специфические социальные и медицинские проблемы и потребности конкретной семьи с ее особыми психологическими, материальными и иными проблемами.
Основными проблемами семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, являются:
— медицинские проблемы: получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д.;
— экономические проблемы: в семьях, имеющих ребенка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это обусловлено вынужденным неучастием большинства матерей в общественном производстве; оформлением сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы и т.д.;
— проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому; осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга и игровой деятельности ребенка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных функций, а также приобретением высококачественных технических средств;
— социально-профессинальные проблемы семьи — это повышение родителями ребенка-инвалида своего образовательного уровня; отказ от реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода; смена характера работы с учетом интересов ребенка; формирование уклада жизни семьи, подчиненного интересам ребенка; трудности с поведением досуга;
— психологические проблемы, которые связаны, прежде всего, с тревогой за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных проблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка.
Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями здоровья в театр, кино, на зрелищные мероприятия и т. д., тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты.
Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психологического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтоб выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться нужны социальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья, отмечают, что отсутствует дополнительная литература, достаточная информация. [7,154].
Семьи в процессе воспитания, становления социальной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с большим числом трудностей. Прежде всего, это оказание помощи детям, переживающим свою незащищенность, общественное пренебрежение. Порой сами близкие люди ребенка с ограниченными возможностями здоровья пребывают в состоянии хронического стресса, вызванного его болезнью, обстоятельствами лечения, воспитания, обучения, профессионального становления. В целом переживают за его будущее. Все это затрудняет социальную интеграцию ребенка, имеющего ограниченные возможности в среду его здоровых сверстников. В такой ситуации ребенок с ограниченными возможностями и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи специалиста, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом, профессионалом, подготовленным к решению такого рода социально-психолого-педагогических проблем, и является социальный педагог [11,92].
Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья [9,304].
Задача социального педагога – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот [4,198].
Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между семьей и медицинским персоналом. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь. [11,9].
Одним из ведущих методов работы социального педагога и семьи ребенка-инвалида является составление договора. Он составляется между специалистом-профессионалом, оказывающим помощь, и клиентом – семьей или отдельным ее представителем. Договор включает:
— описание ключевой проблемы или проблем, которые обе стороны надеются разрешить;
— цель и задачи проводимой работы;
— процедуры и методики, которые будут использованы;
— требование к клиенту и специалисту, характеризующие роли каждого из них в процессе решения проблемы (для социального педагога это обычно встречи, беседы, письма, телефонные звонки);
— временные рамки совместной деятельности и действия в случае, если соглашение будет нарушено одной из сторон.
При составлении договора семьи должны определить желательные и осуществляемые цели и задачи предстоящей деятельности, а социальный педагог должен определить определенные сроки, которые будут обязательными и для него, и для подопечного, и помочь последнему в выборе и осуществлении цели. Договор клиентом и социальным педагогом (в нашем случае – семьей ребенка с особыми потребностями) считается первичным, могут существовать договоры между социальным педагогом и другими системами, помогающими разрешить проблемы клиента, сберегая его энергию и силы.
Так же распространена такая форма работы с семьей, как патронаж. Он помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредствам поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий. Медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможности патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение клиента на дому является неотъемлемой формой работы социального педагога во взаимодействии с семьей. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше достоверной информации, чем лежит на поверхности. Таким образом, патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать связи с клиентом, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая социально-педагогическую помощь.
Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, то есть косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией. Кроме того, семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, цель которых – улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.
Методы социальной и психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ
Работа с семьей связана с решением социально-психологических и личностных проблем семьи. Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой поддержки человеку или сообществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного или социального бытия.
Социальная помощь понимается как содействие личности и семье в трудной жизненной ситуации, а психологическая помощь — как установление благоприятных внутрисемейных отношений во благо детей.
Педагог действует как практический психолог, поскольку содержание и методы его деятельности направлены на решение практических проблем жизнедеятельности семьи. Он стремится понять каждого члена семьи и семьи в целом, обратившейся к нему за помощью, помогает осознать ее собственное положение, сильные и слабые стороны, чтобы решить стоящие перед ней проблемы. Педагог выступает активной стороной, организующей, удерживающей и развивающей контакты, развивает мотивацию социально направленной деятельности семьи, обогащает самодеятельность личности, корректирует поведение, проводит социально-психологическую работу.
Главными целями в работе с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, являются поддержка и укрепление семьи как социального института, адаптация всех членов семьи к новым социально-психологическим условиям и их реабилитация.
Социально-психологическая поддержка семье ребенка с ограниченными возможностями представляет собой комплекс мер по ее социальному обеспечению и социальному обслуживанию. Социально-психологическая помощь ориентирована не только на решение многочисленных проблем семьи, но и на восстановление, укрепление и развитие ее внутреннего потенциала для выполнения общественно значимых функций семьи.
Образовательная помощь направлена на повышение адаптивных возможностей индивида через обучение (формирование новых знаний, умений, навыков) и воспитание (изменение ценностей, установок). Этот вид помощи непосредственно не решает проблем восстановления психических функций личности, но через передачу информации, определенной суммы знаний и формирование конкретных умений педагог пытается добиться изменений в поведении ребенка.
Методы оказания образовательной помощи:
1. методы формирования сознания. Социальное сознание личности определяет мотивации воспитания, обучения, совместной игровой и трудовой деятельности. Целесообразно раскрывать перспективы повышения социального статуса в результате активного участия в каждой конкретной деятельности;
2.методы формирования образа действия в сферах жизни, имеющих социальную окраску;
3. метод социального научения: личностно-деятельностная актуализация элементов культуры, принадлежащих социуму; овладение ими в процессе общения и труда;
4. методы включения личности в коллективную деятельность;
5. методы закрепления положительного опыта совместной игровой, трудовой и учебной деятельности, т.е. методы педагогической коррекции, характеризующиеся выделением недостатков в деятельности, поведении ребенка, а вместе с тем и сильных его сторон, опираясь на которые ребенок может преодолеть эти недостатки.
Поскольку круг знаний и умений, необходимых для реабилитации семьи, достаточно широк, в тех случаях, когда педагог не может быть прямым источником знаний, его задача, прибегая к посреднической помощи, привлекать другие источники необходимой информации.
Посредническая помощь включает несколько направлений:
— активизацию поддерживающих систем, как формальных (специальные службы и учреждения), так и неформальных, в которые входят люди из ближайшего окружения. Классический пример активизации поддерживающих систем — содействие организации групп взаимопомощи;
— координацию всех специалистов в решении проблем воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
— социальное адвокатирование — защиту прав семьи и ребенка в широкой социальной среде, от официального уровня до кругов неформального общения.
Под социальным адвокатированием понимается деятельность, направленная не только на непосредственную защиту законодательных прав семьи или подготовку ее к самостоятельным действиям, но и на распространение в общественном сознании идей социальной справедливости, гуманистических ценностей, изменение психологических стереотипов в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психологическая помощь направлена на регуляцию эмоционального состояния индивида или группы, обратившихся за помощью, на профилактику возможных психологических затруднений, коррекцию сложившихся неблагоприятных психологических состояний.
Методы оказания психологической помощи подразделяются на индивидуальные и групповые. Среди них:
1. методы психодиагностики, решающие многочисленные задачи изучения социально-психологических характеристик личности, коллективов, воспитательных, экономических отношений;
2. психологическая консультация, которая имеет огромное значение во всей структуре оказания социально-психологической помощи: это взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям, поскольку консультирование предназначено для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач, оно способно найти широкое применение и в социально-педагогической практике, нацеленной на реабилитацию семьи ребенка с особыми возможностями здоровья. Необходимость использования этого метода связана с тем, что значительная часть семей, имеющих ребенка с отклонением в развитии, находится в острых стрессовых состояниях, испытывающих трудности адаптации к своему новому статусу, имеют неустойчивую мотивацию к участию в реабилитационном процессе, сталкиваются со сложностями межличностного общения внутри семьи и с ближайшим окружением. И помимо новых знаний им необходимо специально организованное доверительное общение.
Консультирование семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, может осуществляться в следующих направлениях:
Семейное консультирование — это одна из разновидностей семейной психотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границы терапевтического вмешательства. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной терапией, взаимно обогащая друг друга. Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста [3,33].
Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.
Семейное консультирование как вид психологической помощи семье, воспитывающий ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развивается параллельно с семейной психотерапией и имеет некоторые отличительные признаки. Прежде всего, консультирование ориентировано на людей, не имеющих клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни. Консультирование можно определить следующим образом. Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность — личность». Цель консультирования — помочь клиенту понять происходящее в его жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. В ситуации семейного консультирования основной акцент делается на анализе системы взаимодействия в семье, нарушениях ролевого функционирования, способах разрешения внутренних и внешних конфликтов [7,238].
Также могут применяться групповые методы работы с семьей – тренинги. Особенно распространены психологические и образовательные тренинги. Психологический тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы, нацеленных на формирование новых психологических умений и навыков. В настоящее время цели проводимых тренинговых программ расширялись, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв достойное место в социальной работе, системе образования. Образовательные тренинги для родителей направлены, прежде всего, на развитие умений и навыков, которые помогают семьям управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивного взаимодействия. В образовательных тренингах активно используется, например, индивидуальные упражнение на управление своим телом, эмоциями; ролевые игры в малых группах; система домашних заданий, выступлений, дискуссий; приемы арттерапии, игротерапии, просмотр видеоматериалов и др. Тренинг является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей. Эта проблема не теряет своей актуальности в течение последних лет. Особо остро она стоит в отношении родителей-инвалидов. Для того чтобы тренинг получил признание и был успешным, он должен быть максимально целенаправленным и интенсивным; новые усилия и навыки должны формироваться постепенно с предоставлением широких возможностей для их закрепления. Перед родителями нужно ставить задачи адекватные уровню их и возможностей, следует использовать непрерывную систему обратной связи и др. Групповые методы работы дают возможности родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность приписать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей;
3. методы психологической адаптации включают реципиентов в социальную деятельность, развивают самооценку, помогают приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни;
4. социально-психологический тренинг и аутотренинг способствуют формированию социальных качеств личности, отношений и приемов деятельности. Психологический тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы, нацеленных на формирование новых психологических умений и навыков;
5. методы коррекции поведения, мотивации, общения, самооценки: реципиент осознаёт недостатки в структуре своей личности, вырабатывает новые модели поведения и упражняется в их применении с последующим обобщением и переносом социально-психических образований в новые условия своей жизнедеятельности;
6. методы психотерапии ориентированы на психологические преобразования в структуре целостной личности. В социальной работе они применяются в форме тренингов, игр, погружения, отличаются системностью, силой воздействия.
При решении вопросов семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья педагог использует следующие организационно-содержательные формы работы:
— психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической и психологической компетенции и культуры;
-организацию конкретной помощи: материальной, педагогической, психологической, юридической и др.;
— организацию отдыха детей, проведение семейных праздников, привлечение к деятельности учреждения социального обслуживания;
— диагностику семейных дисфункций;
— психодиагностику супружеских взаимоотношений;
— социальный патронат семьи;
— консультирование и др.
Все эти формы социально-психологической работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно разделить на:
-экстренные, направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, др.);
— стабилизирующие, направленные на поддержание стабильности семьи, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех членов семьи с окружающими;
— развивающие, направленные на социальное развитие семьи и ее членов.
При организации и оказании социально-психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать не только объективные факторы (отсутствие материальных ресурсов, недоступность необходимых услуг и т. д.), но и субъективные: низкая реабилитационная культура семьи деструктивное отношение к ребенку и т.п.
Таким образом, при оказании социально-психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо повышать адаптационные возможности семьи и каждого ее члена, привлекая, насколько это возможно, внешние ресурсы, а главное — активизируя внутренние ресурсы семьи. При этом необходимо помнить, что разрешение семейных проблем — это, прежде всего выбор ответственного поведения самих членов семьи без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная социальная технология не принесет успеха.
Социально-педагогическая деятельность с семьей воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями является одной из самых актуальных проблем, стоящих в педагогике, психологии, дефектологии и социальной работе. Осведомленность в данной проблеме позволяет ведущим специалистам (социальным педагогам, психологам, дефектологам) направить социально-педагогическую деятельность с семьей в нужное русло: выделить индивидуальные особенности каждой семьи, а так же те проблемы, которые возникают в связи с воспитанием ребенка-инвалида. Получить ту необходимую информацию, которая позволяет судить о психологическом климате внутри семьи и социальном статусе в современном обществе. Можно наблюдать, что ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии позволяет предупредить появления отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скорректировать уже имеющиеся трудности и в результате – значительно снизить степень социальной недостаточности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество. Семьи получают реальную помощь, которая действительно необходима в наше трудное время.
Работа специалистов по оказанию социально-педагогической помощи постоянно видоизменяется. Эти изменения зависят от того, с какими новыми трудностями сталкиваются семьи, воспитывающие нестандартного ребенка. Квалифицированная социально-педагогическая помощь помогает создать благоприятные предпосылки для формирования у родителей в их сознании новых мировоззренческих позиций и установок, позволяющих успешно решать вопросы, возникающие в связи с воспитанием ребенка-инвалида. И не следует забывать, что, помогая нуждающимся, мы сможем возродить нравственные устои общества: милосердие, доброту, гуманизм.
1.Айвазян Е.Б., Павлова А.В., Одинокова Г.Ю. Проблемы особой семьи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №2.
2.Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: 2-е изд. М.,2009.
3.Бодалев, А.А., Столин, В.В Опыт и проблемы психологического консультирования [Текст] : учеб. пособие / А.А. Бодалев, В.В. Столин. — M.: Дрофа, 2004. — С. 33.
4.Василькова, Т.А., Социальная педагогика [Текст] : учеб. пособие / Т.А. Василькова — М.: КНОРУС, 2010. — 240 с.
5.Волковская Т. Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития // Коррекционная педагогика. – 2003. – № 2. – С. 62–70.
6.Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования [Текст] : учебное пособие / А.Н. Елизаров. — М.: «Ось-89», 2003. — 336 с.
7.Зубкова, Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 224 с.
8.Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии: метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачёва. – М.: Просвещение, 2008.-240с.
9.Мастюкова, Е.М., Московкина А.Г.Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Мастюкова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.- 408с.
10.Николаева Е. И. Психология семьи. – Спб.: Питер, 2013.-243с.
11.Павленок, П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения [Текст] : учеб. пособие / П.Д. Павленок — М.: ИНФРА-М, 2010. — 272 с.
12.Ткачёва В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. – М.: УМК «Психология», 2004.-320с.
13.Фирсова В. Ю . Особенности детско-родительских отношений в семьях умственно отсталых школьников //Специальная психология. 2009. №3(21).
Источник