Меню

Социально педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическая и социальная помощь детям c ограниченными возможностями здоровья

специалист в области арт-терапии

Колб Наталья Николаевна учитель-логопед

МБДОУ «ЦРР-ДС «Алёнка»

город Абаза

Психолого-педагогическая и социальная помощь детям c ограниченными возможностями здоровья

В современном обществе всё чаще приходится сталкиваться с проблемой воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). В процессе воспитания ребенка с ОВЗ, родители неизбежно сталкиваются с проблемой социализации и адаптации своего ребенка в обществе. При неуклонном росте числа таких детей необходимо внимание к каждому из них. Это требует от педагогической общественности развития взаимоотношений образовательного учреждения и семьи.[8,с. 34]

На данный момент не все учреждения готовы принять детей с подобными проблемами, но и не все дети с ОВЗ зачастую готовы к одномоментному включению в детский коллектив. Поэтому перед педагогами встает проблема «щадящего» включения ребенка в группу сверстников.[5, с.83]

На базе нашего ДОУ работает экспериментальная площадка «Создание открытой развивающей системы «детский сад – родители – социум» как условие успешной социализации детей от одного года до поступления в школу», в рамках которой функционирует служба ранней помощи детям раннего возраста и детям, имеющим особенности в развитии.

Служба ранней помощи, работающая с детьми с ОВЗ, оказывает систематическую психолого-педагогическую и социальную помощь детям в возрасте от трех до семи лет, а их родителям (законным представителям) – консультативно – методическую поддержку по вопросам воспитания и обучения.

В ходе экспериментальной деятельности нам удалось разработать программу «Служба ранней помощи детям с ОВЗ». Программа направлена на создание системы психолого-педагогической и социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, и их родителей.

Особенностью реализации данной программы является охват детей имеющих ограниченные возможности здоровья, не посещающих образовательные учреждения.

Направление работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, соответствует разработанной программе «Служба ранней помощи детям с ОВЗ», дополнительным программам всех специалистов ДОУ и индивидуальным программам реабилитации на каждого ребенка.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка с ОВЗ реализуется в форме последовательной цепи реабилитационных циклов, каждый из которых включает в себя набор мероприятий по поддержанию психологической, педагогической и социальной реабилитации, определенного возрастными и личностными особенностями ребенка и текущим уровнем тяжести ограничений его жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой перечень мероприятий, направленных на восстановление способностей ребенка с ОВЗ к бытовой, возрастно-средовой и образовательной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний и т. д. В ней намечаются объемы, сроки их проведения, исполнители. При составлении программ учитывался также прогнозируемый уровень соматического состояния, психофизиологической выносливости и реальные возможности семьи, в которой находится ребенок. [1, c .6]

Программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Служба ранней помощи детям с ОВЗ» (далее – программа) по обеспечению интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную систему и общество в целом. Составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 13.01.96 г №12-Ф3, Федеральным Законом “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24 ноября 1995г. №181 – ФЗ; Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, является организационной основой деятельности дошкольного образовательного учреждения в сфере воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы: психолого-педагогическая и социальная реабилитация детей с ОВЗ и социально-психологическая поддержка их семей.

помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в оценке их личностных характеристик, формировании адекватного представления о болезни;

организация индивидуального образовательного процесса в ДОУ по индивидуальным образовательным программам, ориентированным на интересы и возможности ребенка;

помощь детям и родителям в преодолении стереотипов мышления о непреодолимости ограничений, накладываемых болезнью;

обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;

выявление творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья, путем включения в разнообразные виды деятельности совместно со здоровыми детьми ДОУ (утренники, посещение театрализованных мероприятий, викторины, тренинги, беседы);

психологическая помощь детям в развитии навыков общения с взрослыми и сверстниками, для психологической ориентации детей с ОВЗ на выход из пассивного состояния.

Основные направления реализации программы

В современной сложной экономической и социокультурной ситуации индивидуальная работа педагогов дополнительного образования с ребёнком инвалидом оказывает существенную помощь в решении проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении даёт возможность достичь социальной интеграции, максимально приблизиться к полноценному общественному бытию.

Важнейшей задачей для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является расширение сферы его самостоятельности, под которой понимается преодоление им обособленности за счёт снятия комплекса неполноценности, приобретение навыков коммуникации и умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач.

Данная программа предполагает ряд направлений, которыми являются: организаторская деятельность; деятельность по диагностике психического и личностного развития ребенка; развивающая и коррекционная работа; консультирование и просвещение детей, родителей и специалистов, занимающихся с детьми; деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности и социальная работа.

Проведение опросов, бесед, тестирования для определения особенностей психической деятельности и личностных характеристик детей с ограниченными возможностями здоровья;

Читайте также:  Репродуктивное здоровье женщин журнал

Беседы с детьми и их родителями о здоровом образе жизни, о возможностях сохранения и самовосстановления здоровья, о современных системах профилактики;

• Проведение психолого-педагогических тренингов на повышение самооценки, функциональная тренировка поведения, мышечная релаксация, проведение занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения.

Проведение игровых программ и массовых игр: игры знакомства, игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях.

Создание системы комплексной реабилитации, осуществляемой в соответствии с индивидуальной программой реабилитации каждого ребенка, может быть представлено в виде трех основных этапов: адаптационно-диагностического, коррекционного и интеграционного, в каждом из которых реализуются свои специфические задачи. На первом этапе проводится диагностика личностного развития ребенка, определяются его реабилитационный потенциал и оптимальные режимы коррекционно-воспитательной работы с ним. Второй этап подчинен организации и проведению реабилитации ребенка и обучению родителей реабилитационным технологиям. На третьем этапе подводятся итоги комплексной реабилитации за определенный промежуток времени и определяются пути интеграции ребенка в социальную среду. [1, с.42]

Включение ребенка в групповые формы работы может осуществляться только за счет соблюдения четкой этапности работы, специально организованной игровой среды и преемственности в работе всех специалистов в целом. Данная технология реализует возможность плавной, ступенчатой социализации детей с особенностями развития в общество. Принцип преемственности является одним из ведущих принципов технологии, т.к. отражает совместную работу нескольких специалистов данной службы на различных этапах реализации технологии.[1, c .48]

Первое знакомство с ребенком происходит на первичном приёме. Специалисты проводят всестороннее обследование: сбор анамнеза, оценивают развитие психоречевой, когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Коллегиально планируется образовательный маршрут ребенка. [1,с.54] В рамках программы «Служба ранней помощи детям с ОВЗ» проводятся индивидуальная, малоподгрупповая и групповая форма работы, позволяющая постепенно включить ребенка в общение и взаимодействие с другими детьми.

Для успешной интеграции детей с ОВЗ в детский коллектив необходимо пройти несколько этапов.[1, с.48]

Первый этап является подготовительным или адаптационным. Адаптация к специалистам и игровому пространству.

Он делится на два подэтапа: индивидуальные занятия и занятия в общем зале. Сначала ребенок занимается с каждым специалистом индивидуально. После прохождения ребенком первичной адаптации психологи и инструктор по ЛФК начинают работать в общем игровом зале, таким образом, что в помещении одновременно могут находиться три ребенка и три педагога, при этом каждый из детей закреплен за своим специалистом. На данном этапе работы дети имеют возможность привыкать к присутствию других детей в одном с ним игровом пространстве, учатся не бояться их, и работать индивидуально вне зависимости от того, что происходит рядом. При необходимости специально оборудованное помещение, прилегающее к общему залу, позволяет создать для ребенка, изолированную от других детей игровую среду. Такой формой адаптации заканчивается первый этап работы. [3, с.32]

Основной целью второго этапа является развитие предпосылок к коммуникативной деятельности. [1,с.48] В процессе проведения индивидуальных занятий в общем зале специалисты создают ситуации, провоцирующие детей вступать во взаимодействие сначала на уровне простых предметных манипуляций. Например, ребенка просят передать укатившийся мяч другому ребенку, если тот в свою очередь не выполняет инструкцию самостоятельно, специалист прибегает к пассивному выполнению ребенком задания. Детям предлагается попробовать себя в совместной с другими детьми деятельности. Как правило, группа организовывается спонтанно.

Когда происходят подобные ситуации, специалисты, благодаря общему игровому пространству, легко могут отследить подобные «интенции» детей и следовательно, сделать все, чтобы такая мини-группа организовалась.[3, с.33]

Как только ребенок начинает обращать внимание на других детей, проявлять к ним интерес, участвовать в совместной игре мы переходим к третьему этапу, включая ребенка в групповую работу.

На третьем этапе организуется групповое занятие.[1, с.49] Целью этого этапа является формирование навыков опосредованного взаимодействия детей в группе. Во время занятий родители и педагоги являются посредниками в установление контакта между детьми. Они помогают организовывать игровую ситуацию, способствующую общению и взаимодействию детей.[3, с.33]

Групповое занятие состоит из нескольких блоков, которые проводят 5 специалистов. Педагог-психолог проводит занятие, свободную игру, творческую деятельность и тихую минутку в конце занятия. Инструктор ЛФК дает блок физических упражнений и сопровождает детей во время прохождения «полосы препятствий». Вместе с музыкальным руководителем и учителем-логопедом дети слушают классическую музыку, играют на музыкальных инструментах, участвуют в хороводных и музыкально-ритмических играх. Так же учитель-логопед проводит различные игры по развитию дыхания, активизации речи, мимической и артикуляционной моторики.

В последствие, когда ребенок начинает проявлять инициативу в общении и заинтересован в игре с другим ребенком, мы переходим к следующему этапу интеграции. [1, c .49]

Целью четвертого этапа является — формирование непосредственного коммуникативного поведения между двумя детьми в паре. Пары подбираются в соответствие с потенциальными возможностями и потребностями детей.

Особый акцент здесь делается на более активное и непосредственное взаимодействие между детьми в паре. Именно на мини-группе в большей степени осуществляется тактильный, вербальный и эмоционально насыщенный контакт между детьми.

Читайте также:  Сломанные ребра вред здоровью

Целью пятого этапа является интеграция детей с ОВЗ в массовые группы. Совместные консилиумы специалистов данной службы дают возможность отслеживать динамику пребывания детей с ОВЗ в группах. [ ]

В обычной практике часто встречаются случаи, когда детей слишком рано или напротив слишком поздно пытаются интегрировать в группу, что негативно сказывается на его развитии. Ребенок же, оказывающийся в среде, где на занятии присутствуют несколько детей и несколько специалистов, испытывает наименьший дискомфорт и трудности в момент введения его в детский коллектив. Такое плавное и поэтапное включение в коммуникативную среду, позволяет выявить готовность ребенка к общению тогда, когда он к этому действительно готов.

Педагоги нашего ДОУ создают благоприятный психологический климат в образовательном процессе, применяют личностно значимые способы учебной работы, индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуальный темп работы и выбор видов учебной деятельности. Эти методы раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение детей и помогают добиваться определенной эффективности в работе.

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 368с.

Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.А. «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями», Институт социальной работы, М., 1996. – 423 с.

Детский практический психолог: Программы и методические материалы: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ О.А.Шаграева, А.Д.Кошелева; Под ред. О.А.Шаграевой, С.А. Козловой – М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 256 с.

Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям — инвалидам. // Дефектология. – 1996г.- №1. — с. 83-85.

Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. — 784 с.

Уварова Н.А. Организация сотрудничества с семьей в системе дополнительного образования детей: Методические рекомендации. Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД “Дворец молодежи”, 2005. — 92 с.

Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. — Ростов-на-Дону, 2004 — 144 с.

Источник

Социально — педагогическая поддержка детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения

специалист в области арт-терапии

Парушкин Артем Дмитриевич

Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.

В современном государстве и обществе произошли изменения в представлении прав и возможностей ребенка-инвалида. Что и привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием и воспитанием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и использующего все возможности развития личности, привело к созданию новых ориентиров в образовательной политике.

Государство признало значимость социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ и необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его без специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды или дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ достаточно неоднородная. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития. Область различий в развитии детей с ОВЗ очень велика. Она проходит от детей, нормально развивающихся, но испытывающих временные трудности, до детей с необратимыми поражениями центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом такие границы различий наблюдаются не только в группе учащихся с ОВЗ, но и в группе школьников с различными нарушениями в развитии.

В таких условиях общеобразовательное учреждение должно быть адаптированным к потребностям и возможностям детей с ограниченными возможностями в здоровье.

Дети с ОВЗ наряду с характерными для их сверстников познавательными интересами и образовательными потребностями имеют свои специальные потребности обучения:

— начало обучение ребенка необходимо сразу же после выявления первичного нарушения развития;

— индивидуализировать обучение ребенка с ОВЗ следует в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

— введение в содержание обучения ребенка специальные разделы, которые не присутствуют в программах образования нормально развивающихся сверстников;

— использование методов, приемов и средств обучения, которые обеспечивают реализацию «обходных путей» обучения и облегчают усвоение учебного материала;

— обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

— максимально раздвижение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

Учет особых потребностей различных категорий детей с ОВЗ, обусловленных характером и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью реализации общего стандарта образования — необходимое условие эффективности обучения учащихся с ОВЗ. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.

Читайте также:  Оформление классных уголков здоровья

Как показывает исследование, важную роль в данном моменте играет социально – педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями в здоровье, которая призвана решить следующие задачи:

-создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;

-обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

— построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

— интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

— обеспечение содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

— разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;

— координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;

— повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;

В связи с обозначенными задачами прогнозируются следующие результаты:

— выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

— реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;

— получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

— реализация себя в обществе;

— повышение качества жизни;

— овладения знаниями, социальными навыками;

Однако на первый план выходят противоречия, присущие обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно:

— между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со сверстниками и их ограниченными возможностями;

— между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;

— между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза;

— между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью инклюзии; и др.

Цель и смысл социально – педагогической поддержки детей с ОВЗ в общеобразовательном школах – это содействие в полноценном развитии и самореализации детей, имеющих те или иные нарушения, помощь в освоении ими общеобразовательной программы. Обретение важнейших социальных навыков с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся в познавательном, физическом, эмоциональном развитии.

Освоение образовательной программы призвано обеспечить введение в культуру ребенка, который выпадает из образовательного пространства в связи с особенностями своего физического или психического развития. Для этого необходимо использовать интегративные формы, организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.

Интегративное обучение в форме надомного обучения при общеобразовательной школе предполагает открытие специализированного класса или отделения надомного обучения для детей с ОВЗ, обучающихся по индивидуальным программам и планам на дому и в школе со значительным числом общеразвивающих занятий и мероприятий.

Ребенок получает образование, которое можно сопоставить по уровню академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более длительные календарные сроки. Учебное место организуется в соответствии с особенностями развития школьников и дополнительно переделывается к конкретному ребенку.

Для того, чтобы данная модель усвоилась необходима организация специального обучения и воспитания для реализации особых образовательных потребностей. В данном случае нужно усилить внимание к формированию полноценной жизненной компетенции, к использованию обучающимися полученных знаний в реальных жизненных условиях.

В связи с неизбежной упрощенностью образовательной и воспитательной среды, необходимо максимально приспособить данную среду к физическому ограничению ребенка и его жизненному опыту и взаимодействие со здоровыми сверстниками, поэтому требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Основным значением такой работы является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

Основная задача образовательного учреждения в сотрудничестве со специалистами – разработка и корректировка индивидуальных учебных планов и программ для каждого ребенка из специализированного класса на основе изучения его особенностей, психических и физических ресурсов и ограничений; обобщения опыта и результатов обучения на более ранних этапах.

Важным условием для повышения учебного процесса в специализированном классе или отделении надомного обучения должна стать комплексная социально -педагогическая поддержка психологического состояния ребенка; развитие его социального интеллекта, самостоятельности, способности к преодолению трудностей. Таким образом, существенно повышается роль службы социально –педагогического сопровождения в образовательном учреждении.

Введение учащихся с ограниченными возможностями в здоровье в контекст общепринятых культурных ценностей открывает им возможность переосмысления собственной жизни; задает новые темпы для реализации личных задач, пробуждает стремление, готовность занять активную жизненную позицию в обществе.

Получая, таким образом, образование, ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и общества.

Источник

Adblock
detector