Социальное здоровье школьников
Классы: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 10 , 11
Рассматривая сущность понятия “социализация” в различных концептуальных и дисциплинарных подходах, нельзя не проанализировать содержательные аспекты такого критерия социальной эффективности школьного образования, как социальное здоровье учащихся.
Методологической основой категоризации понятия “социальное здоровье” стали структурно-функциональный анализ соответствующих междисциплинарных литературных источников по социологии, педагогической психологии, медицине и педагогике.
Для раскрытия сущности категории “социальное здоровье” остановимся на раскрытии понятия “здоровье”.
Согласно определению, которое приведено в предисловии Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие [1, c.6].
Проведенный нами междисциплинарный анализ литературных источников, посвященных проблеме здоровья и его разновидностей, позволяет выделить такие тесно взаимосвязанные понятия как “психическое” (“психологическое”) и социальное здоровье. Кратко раскроем обозначенные понятия, осуществив более подробную характеристику содержания социального здоровья учащихся общеобразовательных учреждений.
Известные психологи А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский (1990) дают следующее определение психического здоровья – это “состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности”.
Нередко термины “психическое здоровье” и “психологическое здоровье” употребляются как синонимы. В таком случае они рассматриваются как баланс психических свойств и процессов: интеллекта и аффекта, эгоцентричности и альтруизма, способностей отдавать и брать, переживать одиночество и быть в социуме [А.Б. Холмогорова, Н. Гаранян, 1999].
Наряду с понятием психического здоровья сегодня широкое распространение приобретает понятие “социальное здоровье”, которое рассматривается как важный индикатор социально-экономического благосостояния общества.
В медицинской науке разрабатываются подходы к изучению социального здоровья как влияния социальных факторов на общественное физическое здоровье. Широко распространено определение “социального благополучия”, которое обозначает “состояние субъекта общественного процесса (индивида, территориальной общности, общества в целом), характеризующееся гармонией между ценностями, интересами, потребностями и возможностями для их удовлетворения, то есть спокойной жизнью в довольстве и достатке”.
Обобщая накопленный опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательной среде, необходима теоретическая, методологическая и методическая проработанность проблемы социально-педагогической деятельности по сохранению социального здоровья ребенка школьного возраста.
В философско-культурологическом подходе социальной здоровье определяется, в целом, как компонент личностной культуры; как фактор социальной реализации человека, как общечеловеческая универсальная витально-социальная ценность.
В социологии категория “социальное здоровье” характеризуется как здоровье общества или его социальных страт, групп, как ресурс, социальный капитал, необходимый молодежи и школьникам для успешной социализации и социальной адаптации в новых общественно-экономических условиях, а также в условиях модернизации российского образования.
В современной социологии социальное здоровье рассматривается как состояние индивида, группы, общества, которое соответствует норме с точки зрения всех статусных параметров (психологического, семейного, социального, культурного, экономического, этнического). Так, социальное здоровье определятся так же, как форма взаимодействия социальных субъектов на принципах гражданского участия, уважения человеческого достоинства, признания прав индивида, соблюдение социальной справедливости и прав человека.
Психолого-педагогический подход в рассмотрении категории социального здоровья использует представление о нем как гармоничном единстве биологических, психических и социальных качеств человека, позволяющих индивиду адаптироваться к условиям микро- и макросреды, а также вести продуктивную в социальном плане жизнь.
Для изучения процесса формирования личностного социального здоровья используется социально-педагогическая диагностика, под которой понимается комплексный процесс исследования социального и педагогического явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития в отношении нормы и аномии социального здоровья личности. Первичная диагностика касается получения информации на этапе сбора фактического материала на этапе констатации. Вторичная диагностика проводится в процессе всего педагогического эксперимента, направленная на своевременную коррекцию целей и средств педагогической деятельности.
Педагогическая диагностика личностного социального здоровья ребенка предполагает отслеживание динамики социогенеза личности школьника, определение причин его отклонений от нормы (изучение особенностей социальной адаптабельности воспитанников, изучение направленности личности ребенка, составление индивидуальных карт социального развития, диагностика социальных сетей и индивидуальной социальной ситуации развития детей, диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками, диагностика отклонений в социальном поведении и их причин, диагностика причин неуспешности в овладении социально-бытовыми умениями и навыками). Социально-педагогическая диагностика предполагает анализ социального здоровья ребенка, выявление детей группы риска с предсказуемыми ожиданиями, а также категории клиентов с социокультурными деформациями.
Социальное здоровье связано с влиянием на личность микро- и макроокружения, зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума и может быть рассмотрено как мера социальной активности и форма деятельного отношения к миру. Социальное нездоровье — значительное отклонение от норм социального здоровья по одному или нескольким показателям.
В условиях кризиса происходит трансформация социальной структуры российского общества, в котором социальное здоровье выступает фактором, характеризующим и определяющим возможности дальнейшего развития подрастающего поколения, его мобильности.
Социальная составляющая здоровья личности отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты, проявляясь на трех уровнях:
а) на социальном уровне — как социальная активность, интерес к окружающему миру, направленность на социальные цели;
б) на биологическом — как результирующая динамического равновесия функций всех внутренних органов;
в) на психическом — как эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная активность.
Социальное здоровье лишь частично связано с медицинскими факторами. В большей степени на него влияют разнообразные причины социального характера: социально-экономические трудности современного периода развития страны (низкий уровень заработной платы, относительно высокий показатель безработицы, потенциальная угроза утраты рабочего места и социального статуса, неудовлетворительные жилищные условия, недостаточная обеспеченность качественными продуктами питания и т.п.); уровень развития культуры и воспитания человека и семьи; качество и доступность медицинской помощи и социальных услуг; уровень загрязнения окружающей среды (радиационного, химического, микроэлементного); особенности образа жизни, в том числе наличие вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания); ослабление механизмов самосохраняющего поведения и др. [2].
Исследование позволило выявить ряд негативных факторов, существенно влияющих, по мнению городских подростков, на их здоровье:
а) экологические факторы: загрязнение окружающей городской среды (промышленные, выбросы, стихийные свалки и т.п.);
б) социо-эргономические факторы: влияние разного рода шумов; интенсивность социопространственной мобильности и т.п.
К факторам, позитивно влияющим на их социальное здоровье, подростки отнесли:
— динамику жизни, высокий уровень инновационной активности;
— информационную насыщенность городской среды, коммуникации, культурную индустрию,
Несмотря на некоторые негативные оценки влияния городской среды на их социальное здоровье, основной массе опрошенных подростков нравится городская жизнь.
Исходя из проведенного анализа, можно сделать заключение, что школы часто ограничивают круг своих обязанностей исключительно по выполнению функций донесения учащимся знаний об окружающем мире и происходящих в обществе процессах, не связывая себя ответственностью за воспитание социально образованной личности. Нужно проводить в школах профориентационную работу, выявлять профессиональные склонности и предпочтения учащихся. Участие педагогов в жизни и судьбе учащихся формирует ту степень доверия, которая, возможно, поможет избежать многих девиантных поступков подростков в будущем и создаст благоприятные условия для их всестороннего развития.
Социальное здоровье городских подростков, равно как показатели изменения его уровня или перехода к нездоровью, есть проявление в данной социальной группе тех показателей, которые присущи российской молодежи в целом. Современная молодежь имеет неоднозначные оценки в научной литературе, что привело к появлению термина “парадоксальный молодой человек”. Исследование социального здоровья городских подростков показывает, что оно отражает парадоксальность социального здоровья современной российской молодежи. Так достаточно высокая оценка роли здорового образа жизни сочетается с отказом приобщения к нему, с пристрастием значительной части молодых людей к девиантным формам поведения, ведущим к физическому, психическому и нравственному нездоровью [3].
Низкий уровень дохода в семье не обеспечивает полноценного воспроизводства социального здоровья младших школьников.
К образовательным факторам, оказывающим влияние на социальное здоровье школьников, кроме образования родителей, относятся также образовательная нагрузка и адекватность ее социальному здоровью школьников, их школьной зрелости.
1. Беличева, С.А. Почему мы обозначили социальное здоровье детей и молодежи в качестве национальной идеи современной России //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2002. — № 1. — С. 5-17.
2. Калинина, Н.В. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников /Н.В. Калинина, М. Лукьянова. Ульяновск: УИПК ПРО, 2003. — 208 с.
3. Карпухин, О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования /О.И. Карпухин.- 2000. № 3. С. 124-128.
Источник
Педагогическая диагностика личностного социального здоровья ребенка
Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения. Основные процессы, лежащие в основе социального здоровья ребенка. Психология социального здоровья. Диагностика психосоциального личностного развития и воспитанности детей и подростков.
Рубрика | Педагогика |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.08.2012 |
Размер файла | 18,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Педагогическая диагностика личностного социального здоровья ребёнка
В статье рассматривается проблема осуществления педагогической диагностики личностного социального здоровья ребенка в рамках междисциплинарного подхода. Рассмотрен феномен социального здоровья школьника с учетом процессов социальной адаптации, социализации, инкультурации, социального развития и социального воспитания. Диагностические методики приведены с учетом критериев личностного социального здоровья школьника.
Тенденция к комплексному анализу здоровья человека основана на углубленном изучении проблем физического, психического, социального здоровья, о котором писал римский поэт-сатирик Децим Юний Ювенал (Decimus Junius Juvenalis) (около 60 — 127 г.): «Mens sana in corpore sano» («Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом»). Аспекты же социального здоровья являются актуальными, но слабо научно разработанными с педагогической точки зрения.
Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и отраженное в своем Уставе в 1948 г.: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [1;8].
Понятие «социальное здоровье» давно вошло в научный оборот. В научной социально-психологической, социально-медицинской, философской, валеологической литературе серьезному анализу подвергаются проблемы социального развития, сохранения и укрепления социального здоровья взрослого человека. Имеются отдельные данные изучения здоровья ребенка и здоровья взрослого человека, но отсутствуют целостные исследования формирования социальной стороны здоровья детей младшего школьного, подросткового, старшего школьного возраста. В медицинской науке разрабатываются подходы к изучению социального здоровья как влияния социальных факторов на общественное физическое здоровье. Здоровье в данном контексте характеризуется как общественное и групповое, но практически термин «индивидуальное социальное здоровье» не используется. Широко распространено определение «социального благополучия», которое обозначает «состояние субъекта общественного процесса (индивида, территориальной общности, общества в целом), характеризующееся гармонией между ценностями, интересами, потребностями и возможностями для их удовлетворения, то есть спокойной жизнью в довольстве и достатке». Обобщая накопленный опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательной среде, необходима теоретическая, методологическая и методическая проработанность проблемы социально-педагогической деятельности по сохранению социального здоровья ребенка школьного возраста.
С психолого-педагогических позиций, здоровье рассматривается как гармоничное единство биологических, психических и социальных качеств человека, позволяющих ему адаптироваться к условиям микро- и макросреды, а также вести продуктивную в социальном и экономическом планах жизнь; самореализация личности в образовательном процессе, в котором происходит воплощение ребенка по разработанному и принятому в социуме личностному образу [3].
Опираясь на методологические и теоретические основы проблемы здоровья личности человека, мы выявили, что социальное здоровье — это интегрированная, комплексная категория, объединяющая педагогические, психологические, социологические, медицинские научные знания, характеризует социальное развитие личности на настоящий период времени. Для объективной иллюстрации теоретических положений содержания социального здоровья мы основываемся на уже разработанных положениях физического, психического развития ребенка, адаптации человека к окружающей среде. Для установления относительной гармонии между человеком и средой (социальной, биогенной, абиогенной) мы исследуем основные процессы, лежащие в основе социального здоровья ребенка: социальной адаптации и активизации личности в социальной среде, социализация и инкультурация, социальное воспитание, социальное развитие. Рассмотрим междисциплинарный характер социального здоровья.
I. Философия социального здоровья. Проблема определения социального здоровья представляется особо значимой по нескольким причинам:
1. здоровье является компонентом целого — культуры, где личное здоровье — это компонент личностной культуры; здоровье нации — компонент национальной культуры;
2. здоровье — фактор социальной реализации человека [6;9,14].
II. В социологии здоровья социальное здоровье — это здоровье общества или его общностей (страт, групп)- это ресурс, социальный капитал, необходимый молодежи и школьникам для успешной социализации и социальной адаптации в новых общественно-экономических условиях, а также в условиях модернизации российского образования [5;5]. Содержание категории здоровья рассматривается через понятия «социальное благополучие», «социальная безопасность», «устойчивость социального статуса». Ученые в основном оперируют понятиями «социальное здоровье индивида», «социальное здоровье общества», «социальное здоровье населения». В современной социологии социальное здоровье трактуется как состояние индивидуума, группы, общества, соответствующее норме с точки зрения всех статусных параметров (психологического, семейного, социального, культурного, экономического, этнического). Так, социальное здоровье определятся так же, как система взаимодействия социальных субъектов на принципах гражданского участия, уважения человеческого достоинства, признания прав индивидуума, соблюдение социальной справедливости и прав человека. Рагимовой О.А. разработана модель социального здоровья: социальное здоровье — здоровье общества — здоровье общности — здоровье слоев населения — здоровье семьи [5;29].
III. Психология социального здоровья. Социальное здоровье зависит от особенностей социального развития ребенка, определенного отрезка жизни. Социальное здоровье определяет не столько процесс, сколько состояние уравновешенности, гармонии личности и социальной среды. И.В. Кузнецовой было дано следующее определение социальному (личностному) здоровью. Это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие [2]. IV. Медицина социального здоровья. Общественное социальное здоровье изучается социальной гигиеной. В России первая кафедра социальной гигиены была основана З.Г. Френкелем в Петербургском Психоневрологическом институте в 1913 г.
На основании проведенного нами исследования социальное здоровье школьника характеризуется критериями и показателями нормы и отклонений, которые имеют свои особенности проявления в зависимости от возраста. Критериями нормативности социального здоровья школьника выступают:
· социально-адаптивный (адаптивность; социальная удовлетворенность; социальная пластичность),
· социально-динамический (нормативность социального развития; соответствие возраста и ведущей деятельности),
· социокультурный (социальная готовность; социальные знания и социальный опыт, социальная культура; социальное благополучие),
· общекультурный (воспитанность; социально приемлемые ценностные ориентации и отношения; положительная направленность личности),
· нормативно-поведенческий (социальность поведения; стиль, уклад, здоровый образ жизни; отсутствие поведенческих расстройств),
· личностно-аксиологический (самоопределение; самоценность «Я образа»),
· личностно-рефлексивный (сформированность социально значимых личностных качеств; способность к самоконтролю; эмпатийность) [4].
Для изучения процесса формирования личностного социального здоровья используется социально-педагогическая диагностика, под которой понимается комплексный процесс исследования социального и педагогического явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития в отношении нормы и аномии социального здоровья личности. Первичная диагностика касается получения информации на этапе сбора фактического материала на этапе констатации. Вторичная диагностика проводится в процессе всего педагогического эксперимента, направленная на своевременную коррекцию целей и средств педагогической деятельности. социальный здоровье ребенок диагностика
Педагогическая диагностика личностного социального здоровья ребенка предполагает отслеживание динамики социогенеза личности школьника, определение причин его отклонений от нормы (изучение особенностей социальной адаптабельности воспитанников, изучение направленности личности ребенка, составление индивидуальных карт социального развития, диагностика социальных сетей и индивидуальной социальной ситуации развития детей, диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками, диагностика отклонений в социальном поведении и их причин, диагностика причин неуспешности в овладении социально-бытовыми умениями и навыками). Социально-педагогическая диагностика предполагает анализ социального здоровья ребенка, выявление детей группы риска с предсказуемыми ожиданиями, а также категории клиентов с социокультурными деформациями.
На первом этапе педагогической диагностики проводится обследование всех детей на предмет изучения особенностей социального здоровья в выборке.
На втором этапе осуществляется деление детей по социальным трудностям и проблемам. Дети разделялись на подгруппы по сходным симптомам для более корректного педагогического воздействия.
На третьем этапе составлялись индивидуальные программы социально-педагогической профилактики девиаций социального здоровья школьника.
Набор социально-педагогического и психолого-педагогического инструментария по изучению социального здоровья школьника достаточно разнообразен. Весьма продуктивной, по нашему мнению, представляется модель, включающая скрининг — направленное выявление детей групп риска и последующую дифференциальную диагностику этих групп с привлечением узких специалистов для уточнения причин социальных отклонений.
Подобранные, обоснованные, апробированные социально-педагогические методики изучения социального здоровья школьника включают три блока:
1. диагностика психосоциального личностного развития: Детский личностный опросник Кэтелла; цветовой тест отношений (А. М. Эткинд); оценка волевой активности; метод обобщения независимых характеристик; самооценка психических состояний личности Г. Айзенка; опросник Т.М. Ахенбаха; Фрейбургская анкета; методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма и др.;
2. социально-педагогическая диагностика воспитанности детей и подростков: социально-педагогическая диагностика особенностей семейного воспитания ребенка; диагностика нарушений во взаимоотношениях родителей с подростками и их причины; графическая запись состояния воспитанности по Шиловой Т.А. и др.;
3. социально-педагогическая диагностика социального развития ребенка, личностных адаптационных ресурсов, особенностей психосоциальной адаптации (социальной дезадаптации): тест «Социальная установка» (автор О.Ф. Потемкина); диагностика и критерии неконструктивного поведения детей М.Э. Вайнера; Шкала определения поведения ребенка (на всех возрастных этапах) И.Осиповой; Методики-рисунки Г.Ф. Гаврилычевой; методика регистрации социальной активности ребенка младшего школьного возраста; методика «Индивидуальная социальная ситуация развития» И.А. Николаевой; методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда (ДПА); методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения Ю.А. Клейберга; методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (автор А.Н.Орел); методика оценки уровня развития морального сознания (социального развития) по Л. Колбергу и др. Комплекс методик, направленных на изучение нормы и девиаций социального здоровья школьника, используются как целостно, так и каждая методика в отдельности в зависимости от конкретного случая, целей воспитательной работы, уровня специальной психолого-педагогической подготовленности специалистов [4].
Подведя итог в данной статье, определим, что эффективность диагностирования социального здоровья школьника в осуществлении своевременной педагогической профилактики социальных отклонений зависит от взаимодействия специалистов междисциплинарной команды: педагогов, психологов, медицинских, социальных работников, а также правильно подобранных методик, интерпретирования полученных результатов.
Список использованных источников
1. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.П. Артюнина, Н.Т. Гончар, С.А. Игнатькова; Псков. гос. пед. ин-т им. С.М. Кирова. — Псков: ПГПИ, 2003. — 303 с.
2. Кузнецова И.В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.психол.н.: Спец. 19.00.07 / Кузнецова Ирина Владимировна; [ Психол. ин-т Рос. акад. образования]. — М., 2003. — 58 c.
3. Лазарев М.Л. Воздействие психологических факторов на физическое здоровье детей: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н.: Спец. 19.00.13 / Лазарев Михаил Львович; [Психол. ин-т Рос. акад. образования]. — М., 1997. — 25 с.
4. Приступа Е.Н. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.пед.н.: Спец. 13.00.02 / Приступа Елена Николаевна; [Российский государственный социальный университет]. — М., 2008. — 40 с.
5. Рагимова О.А. Социальное здоровье младших школьников в условиях трансформации российского общества: монография; Пед. ин-т Сарат. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. — 228 с.
6. Сергеева Т.Б. Социальное здоровье: философский аспект: (Учеб. Пособие для студентов педиатрического факультета). — Ставрополь: СГМА, 2003. — 44
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Здоровье человека как интегративная междисциплинарная категория. Понятие и сущность социального здоровья личности. Здоровьесберегающая среда общеобразовательного учреждения. Обоснование педагогической системы формирования социального здоровья учащихся.
дипломная работа [175,0 K], добавлен 20.07.2012
Здоровье как равновесие между нашим способом существования и окружающим миром, характеристика его основных элементов: физического, психического и социального. Проблема сохранения здоровья детей в учебном процессе. Сущностные элементы определения здоровья.
реферат [30,8 K], добавлен 28.09.2011
Особенности социально-педагогической защиты прав ребенка на образование и на охрану здоровья. Формы участия социального педагога в защите прав ребенка. Виды специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа органов управления образованием.
контрольная работа [26,7 K], добавлен 30.10.2010
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. Понятие и критерии здоровья ребенка. Процесс сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста. Основа разработки здоровьесберегающей среды. Планирование систем здоровьесбережения.
курсовая работа [44,9 K], добавлен 27.04.2015
Личность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностям здоровья. Его профессиональная компетентность. Морально-этические аспекты в работе специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
контрольная работа [28,8 K], добавлен 11.06.2010
Теоретические основы формирования культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей. Педагогические условия формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста. Диагностика уровня сформированности культуры здоровья.
курсовая работа [96,1 K], добавлен 25.05.2010
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование как современная модель образования. Характеристика проблем и перспектив семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
дипломная работа [1,3 M], добавлен 13.10.2017
Источник