Меню

Социально педагогическая деятельность с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья

Работа социального педагога с детьми ОВЗ
статья на тему

В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений деятельности социального педагога является работа с детьми с ОВЗ. Ухудшающаяся экологическая обстановка, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), многочисленные социально-экономические, психолого-педагогические и медицинские проблемы — все это ведет к увеличению рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
rabota_sotsialnogo_pedagoga_s_detmi_ovz.docx 19.14 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений деятельности социального педагога является работа с детьми с ОВЗ. Ухудшающаяся экологическая обстановка, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), многочисленные социально-экономические, психолого-педагогические и медицинские проблемы — все это ведет к увеличению рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие отклонения от нормы, которые характеризуются ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, обучение и трудовую деятельность.

К детям с ОВЗ, кроме детей с физическими нарушениями, относятся дети с умственной отсталостью, с нарушениями слуха, зрения, недоразвитием речи, с ранним детским аутизмом, с комбинированными нарушениями в развитии.

Большинство родителей, имеющих детей cограниченными возможностями здоровья, хотят, чтобы их ребенок воспитывался и обучался в среде здоровых сверстников, чтобы он по возможности максимально интегрировался в общество здоровых людей. Поэтому в настоящее время возникает необходимость внедрения такого образования, которое позволило бы детям с ограниченными возможностями здоровья обучаться совместно со здоровыми сверстниками, получать образование наравне с ними, т. е. инклюзивного образования.

В настоящее время в России начинает складываться модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения. В социально-педагогическом сопровождении нуждаются дети с выраженными интеллектуальными нарушениями, тяжелой двигательной патологией, сложными нарушениями развития. В проекте закона Российской Федерации о специальном образовании физические отклонения ребенка определяются исходя из возможностей его обучения.

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.

Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а ведь очень важно не пропустить такого ребенка. Это могут быть дети, больные сахарным диабетом, бронхиальной астмой, имеющие соматическую патологию, а именно заболевания органов пищеварения, дыхания, сердечно -сосудистой, эндокринной, мочеполовой систем и т. д.

Цель работы социального педагога с данной категорией детей заключается в обеспечении детям с ОВЗ возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальном приспособлении ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, приобретение знаний профессионального опыта, участия в общественно-полезном труде; в помощи родителям детей-инвалидов.

Во-первых, оказание индивидуальной помощи ребенку-инвалиду. Она включает в себя помощь в адаптации к среде здоровых сверстников, проведение совместно с психологом диагностики, позволяющей выявить уровень умственных способностей ребенка-инвалида, его эмоциональное напряжение, уровень тревожности, зону ближайшего развития. Проведение такой диагностики дает возможность устранить негативные влияния в классе, а также оказывает помощь в индивидуальном подходе к ребенку. Осуществляя деятельность в данном направлении, социальный педагог совместно с классным руководителем должен привлекать ребенка с ограниченными возможностями здоровья к участию в школьных концертах, праздниках, соревнованиях. Это позволит детям самоутвердиться, поверить в свои силы и возможности, а в здоровых детях такие совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.

Во-вторых, работа с классным коллективом. Осуществлять деятельность в данном направлении социальный педагог может совместно с психологом и классным руководителем. Необходимо объяснять здоровым детям, что ученик с ограниченными возможностями является равным участником образовательного процесса. С детьми, которые не решаются на работу и взаимодействие с такими учениками нужно вести систематическую работу, выяснить причину такой позиции и постараться изменить ее в сторону признания равных прав у каждого ребенка.

В-третьих, работа социального педагога с семьей ребенка с ОВЗ. Технология работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида включает оказание психологической помощи, правовое консультирование родителей, содействие в оказании материальной и бытовой помощи, оказание помощи родителям во взаимодействии с различными центрами и учреждениями. Социальный педагог должен стремиться привлекать родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья к воспитанию и обучению своих детей активными и гармоничными личностями.

В-четвертых, взаимодействие самого социального педагога с различными субъектами оказания помощи детям-инвалидам и различными представителями общественных организаций. Осуществляя деятельность в данном направлении, социальный педагог может оказывать помощь в составлении планов социально-педагогической реабилитации, взаимодействовать с различными специалистами, в решении проблем данной категории детей.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья обязывает предоставить ребенку технические средства реабилитации, услуги по медицинской, социальной, профессиональной, психолого-педагогической реабилитации. Предоставление индивидуальной программы реабилитации инвалида не является обязательным условием приема ребенка с ограниченными возможностями в общеобразовательную школу, однако это в большинстве случаев является желательным, т.к. там могут быть даны рекомендации по обучению и созданию наиболее эффективных условий для этого. В школе, помимо индивидуального подхода, ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет возможность общаться с одноклассниками и педагогами. Дети, у которых повышенная утомляемость, слабость предложено посещать 1 раз в неделю комнату психологической разгрузки. Каждому ребенку-инвалиду приходиться адаптироваться в школьном коллективе. Ситуация успеха, созданная в классе, позволяет детям-инвалидам настроиться на плодотворную работу. Ребенок уверен в том, что всё у него получится, пусть не сразу. Это позволяет сохранить психическое здоровье. Школьные страхи, неуверенность в собственных силах, имеющиеся у некоторых детей-инвалидов, постепенно уходят, если рядом с ним понимающие взрослые и доброжелательные одноклассники.

В школе накоплен определенный опыт в работе с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это и диагностика, и регулярная профилактическая работа, обращение в различные учреждения, занимающиеся с детьми и семьями данной категории. Но, к сожалению, ежегодно списки детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья пополняются.

Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются по адаптированным основным общеобразовательным программам, а дети — инвалиды в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В школе создаются специальные условия для обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.

Индивидуальное сопровождение ребенка провожу по плану.

∙ Диагностика: изучение сопровождающих документов ребенка (направления, выписки, характеристики). Заключается соглашение с родителями.

∙ Совместно с классным руководителем наблюдаем, проводим беседы с детьми и их родителями, проводим анкетирование родителей, изучаем возможности продуктивной деятельности. Проверка условий жизни ребенка, составление актов ЖБУ.

∙ Углубленное обследование совместно с классными руководителями, воспитателями ГПД, педагогом-психологом. Полученная информация обсуждается на медико-педагогическом консилиуме. Специалисты вырабатывают рекомендации по коррекционной работе и социально-педагогическому сопровождению ребенка.

∙ Организация каникулярного отдыха.

∙ Консультации по вопросам воспитания, профессиональной ориентации, социальной адаптации, внешкольной занятости Выявление интересов и склонностей, запись в кружки и секции, контроль посещения

∙ Знакомство родителей с особенностями воспитания ребенка-инвалида, с нормативными и правовыми документами, разъяснение отдельных статей законов. При работе с родителями учащихся педагогу пригодится памятка «Советы родителям».

∙ Все сведения фиксируются в «Дневнике сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья» .

∙ Общая оценка эффективности дневника сопровождения проводится директором школы каждую четверть (на специальных совещаниях).

Формирование благоприятных условий для социализации детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование в МБОУ «Тат. Каргалинская СОШ»

— Обеспечение максимально полного охвата детей — инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.

— Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической помощи родителям и детям из данной категории семей в реальных условиях их проживания;

— Формирование активной педагогической позиции родителей;

— Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;

— Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;

— Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;

— Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;

— Повышение правовой, психолого – педагогической грамотности родителей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

— Расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

— Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории;

— Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа социального педагога с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд.

Опыт работы показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил.

Основными задачами деятельности социального педагога, работающего в школе – интернате являются определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение, получение сведений о нем (дата рождения.

В презентации указаны все направления в работе с деть группы риска.

Только полноценная семья способна дать ребенку полноценное психологическое здоровье.

Цель работы социального педагога с данной категорией детей заключается в обеспечении детям-инвалидам возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальном приспособлении ребенка.

Источник

Социально-педагогическая деятельность ДОУ в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья

Евгения Королева
Социально-педагогическая деятельность ДОУ в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья

Одной из важнейших проблем современного отечественного образования является развитие новых подходов к социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с ними.

Это отражено и в законодательстве. В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в том числе дошкольном.

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество сверстников в дошкольной организации способствует не только их социализации, но и социализации их родителей, у которых появляется возможность выйти на рабочее место и быть полезными обществу. Но, к сожалению, на сегодняшний день, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья получают лишь специализированную медицинскую и психологическую помощь, но далеко не всегда имеют возможность посещать дошкольные образовательные организации. Как следствие социальная изоляция детей и их семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития. Все это свидетельствует об актуализации социально-педагогической направленности образовательно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации, что объясняет актуальность исследования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети от 0 до 18 лет, а так же молодежь старше 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования.

Одним из направлений социально-педагогической деятельности является оказание социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. К числу основных форм оказания помощи детям-инвалидам относятся медицинская, психологическая, педагогическая, социально-экономическая, бытовая, спортивная, профессиональная и социально-педагогическая.

Главной задачей социально-педагогической деятельности дошкольной образовательной организации является успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Социализация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья включает в себя овладение определенными навыками, развитие межличностного поведения, эмоциональных связей, общения среди людей, окружающих ребенка. Так целенаправленное и своевременное развитие социального поведения у детей способствует расширению их коммуникативного и социального опыта, предотвращает появление эмоционально–личностных и поведенческих трудностей. Чем раньше это произойдет, тем более высоким будет результат социализации ребенка.

В дошкольной образовательной организации с детьми с ограниченными возможностями здоровьяработает группа специалистов: воспитатели группы, педагог-психолог, учитель-логопед, медсестра, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Должность социального педагога сегодня есть не в каждой дошкольной образовательной организации, поэтому элементы социально-педагогической деятельности с детьми ограниченными возможностями здоровья переносится на данных специалистов. Рассмотрим в Таблице 1 содержание деятельности данных специалистов с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Специалисты, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации (составлена на основе разработок Аляутдиновой Р. Н., Уваровой Т. Б)

Участники педагогического процесса Содержание деятельности

Воспитатели группы Обеспечение адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к группе;

Обучение действиям в определённых ситуациях;

Проведение занятий по продуктивным видам деятельности;

Воспитывает культурно-гигиенические навыки;

Создает доступную развивающую среду и микроклимат в группе;

Педагог-психолог Оценивание уровня адаптации детей с ОВЗ к группе;

Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных характеристик;

Обследование психического развития ребенка;

Разработка коррекционно-развивающей программы индивидуального развития ребенка;

Психологическая диагностика, психологическая коррекция;

Рекомендации специалистам и воспитателям;

Учитель-логопед Развитие речи, умения вести диалог, выход в самостоятельную речь;

Совершенствование общеречевых навыков, закрепление лексико — грамматических категорий и развитие психических процессов;

Рекомендации специалистам и воспитателям;

Медсестра Изучение медицинской карты ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

Контроль за организацией оздоровительных мероприятий и питанием детей;

Рекомендации специалистам и воспитателям;

Музыкальный руководитель Развитие музыкальности детей, способности воспринимать музыку;

Приобщение к музыкальному искусству.

Инструктор по физической культуре Обследование физического развития ребенка;

Развитие физических качеств;

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

Рекомендации специалистам и воспитателям;

Из Таблицы 1 мы видим, что социально-педагогическую деятельность в большей степени выполняют воспитатели группы и педагог-психолог, создавая условия для жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, проводя диагностику эмоционального, физического, психического и др. состояний ребенка–инвалида, все специалисты осуществляют консультацию родителей по интересующим их вопросам.

Социально-педагогическая помощь детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефектов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в социально-педагогический процесс дошкольной образовательной организации изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, социально-педагогические проблемы.

Социально-педагогическая помощь основана на предоставлении вариативных форм обучения детей с ограниченными возможностями. Для детей, которые по каким-либо причинам не могут посещать дошкольную группу в режиме полного дня, может быть создана система структурных подразделений, таких как Центр игровой поддержки развития, Консультативный пункт, Лекотека, Служба ранней помощи, группа развития «Особый ребенок», деятельность которых направлена на оказание социально-педагогической помощи семьям детей от 0 до 7 лет. В каждом структурном подразделении прием ребенка происходит после первичной консультации. В ходе консультации специалистами службы (педагогом-психологом, учителем-логопедом, дефектологом, социальным педагогом и т. д.) проводится диагностика, составляются первичные рекомендации по разработке индивидуальной программы развития, определяются направления развития, различные виды социально-педагогической помощи.

Внедрение в детском саду новых форм дошкольного образования производится в соответствии с Положениями дошкольной образовательной организации об деятельности Лекотек, Службы ранней помощи, Консультативного пункта, групп развития (кратковременного пребывания) «Особый ребенок», а также рекомендательными письмами, сборниками методических рекомендаций. Структурные подразделения позволяют дошкольному учреждению варьировать образовательные формы, предоставляя родителям с детьми выбор, соответствующих запросам и показаниям образовательных услуг. Состав структурных подразделений в ДОУ может быть разным. Дошкольное учреждение может выбрать те формы, которые для него больше подходят.

Таким образом, сущность социально-педагогическая деятельность в дошкольной образовательной организации определяется особенностями детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, социальным статусом ребенка в системе общественных отношений, возможностями дошкольного учреждения в решении задач социализации детей ограниченными возможностями здоровья.

1. Адеева Т. Н., Голубева М. С., Тихонова И. В. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в группе «особый ребенок» [Текст] / Т. Н. Адеева, М. С. Голубева, И. В. Тихонова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика — 2014.-№ 2.

2. Аляутдинова Р. Н. Современное состояние социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ [Текст] / Р. Н. Аляутдинова // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2012. -№ 14-1. -С. 207-213.

3. Архипова С. А. Интеграция детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ [Текст] / С. А. Архипова // Перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 сентября 2012 г. : в 14 частях. Тамбов, -2012.- С. 11-12.

4. Зволейко Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ, реализующих инклюзивную практику [Текст] / Е. В. Звойленко //

Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика. IIIМеждународная научно-практическая конферения: сборник статей. под редакцией А. И. Улзытуевой. Чита, -2015.- С. 167-171.

5. Панферова Е. В., Васина Ю. М. Инновационные формы социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ [Текст] / Е. В. Панферова, Ю. М. Васина // Социализация в образовательном пространстве детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Уполномоченный по правам ребенка в Калужской области; Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского; Star of Hope (Sweden). -2015. -С. 283-287.

Инклюзивное образование в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Инклюзивное образование – прогрессивный шаг в развитии образования детей с ограниченными возможностями здоровья и становится широко распространенной.

Программа коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть 2 2. Содержание логопедической работы 2.1. Система работы учителя-логопеда Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей.

Программа коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть 3 3. Планируемые результаты освоения программы Педагогические ориентиры • Преодолеть речевой и неречевой негативизм у детей, формировать.

Новогодний сценарий для детей с ограниченными возможностями здоровья (или для неподготовленных детей)Как ребята огоньки искали. (для детей 5-7 лет) Снегурочка Карлсон Дед мороз Кр. Шапочка Базилио Алиса.

Особенности общения детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация В данной статье раскрываются особенности общения детей, которые имеют отклонения в здоровье. Рассматривается понятие общение в.

Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время одной из дискуссионных и актуальных проблем современного образования является образование детей с ограниченными возможностями.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация:в статье рассматриваются вопросы взаимодействия дошкольного образовательного взаимодействия с семьей, приведены наиболее эффективные.

Социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из личного опыта) Социально — коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) Одной из актуальных задач современного.

Социально-педагогические условия социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в ОУ. Особенно актуальной является проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным ООН, каждая.

Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Под термином «задержка психоречевого развития» понимаются синдромы временного отставания развития моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых.

Источник

Читайте также:  Причины по которым важно сохранить здоровье детей сочинение
Adblock
detector