Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей
методическая разработка
Выступление на МО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_kak_faktor_ukrepleniya_duhovno-nravstvennogo_i_sotsialnogo_zdorovya_detey.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей.
Докладчик: Шихалёва Д.С.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения термину здоровье даётся следующее определение:
Здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Поэтому физическое здоровье человека нельзя рассматривать в отрыве от его духовного и социального здоровья. «Строительный материал», из которого создан здоровый человек это:
Важнейшим фактором укрепления духовно-нравственного и социального здоровья ребенка является Семья .
Духовно- нравственная составляющая нашего общества упала так низко, что в современном образовании и воспитании главным приоритетом становится духовно-нравственная сфера личности. Среди проблем, которые практически волнуют всех, на первый план выступил круг вопросов, связанных с безнравственностью, бездуховностью. Вот именно в этих условия возрастает роль семьи в духовно — нравственном воспитании личности.
И здесь большое значение имеют микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг. Полноценная семья, включая мать, отца, детей, в идеале бабушку и дедушку, на основе родственных взаимосвязей развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а также служит своеобразным мостиком в будущее.
В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счёт информирования родителей об успехах и проблемах ребёнка, в лучшем случае — за счёт психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что и в школьном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение, а механизмы взаимоотношений между членами семьи играют огромную роль в развитии духовно-нравственных отношений. Сегодня пугает и тревожит тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками эффективного взаимодействия на эмоциональном уровне. Взрослые настолько заняты повседневной суетой, что им некогда общаться и играть со своими детьми. Родители фактически не знакомы с детьми, потому что не хотят или не могут (в силу занятости) потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. В связи с этим важно в просветительской деятельности педагогов образовательных учреждений разъяснить родителям роль собственного участия в совместной с ребёнком деятельности. Распределяя с ребёнком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнение посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств и становлению духовно-нравственной сферы. Необходимо постоянно обращать внимание родителей на то, что, поощряя ребёнка даже за незначительную помощь, подчёркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребёнка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждая социально необходимые качества личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовность родителей к семейному чтению как межличностному духовному общению находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе от «функциональной и педагогической грамотности».
Духовно — нравственное развитие и воспитание младших школьников — первостепенная задача современной образовательной системы в условиях реализации ФГОС.
Родительское собрание «Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей»1. Показать родителям значимость духовно — нравственного воспитания .
Укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос.
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой нев.
Источник
Формирование основ нравственного здоровья дошкольника.
консультация
Нравственное здоровье включает в себя: ценности и ценностные ориентации, адекватную перспективу развития общества и человека в обществе, сформированные ценности в системе образования, ценности в семье и многое другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование основ нравственного здоровья дошкольника. | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Цуканова Наталия Александровна,
Формирование основ нравственного здоровья дошкольника.
На современном этапе педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственного здоровья. Факт этот обуславливается социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей, которые способствуют укреплению нравственного здоровья.
Нравственное здоровье включает в себя : ценности и ценностные ориентации, адекватную перспективу развития общества и человека в обществе, сформированные ценности в системе образования, ценности в семье и многое другое.
Нравственные ценностные ориентации предлагают человеку выбор между добром и злом, который он совершает не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости. Именно свобода выбора является основанием нравственных ценностных ориентаций, что в свою очередь формирует нравственное здоровье. Именно они выступают внутренним регулятором поведения даже тогда, когда за ним никто не следит. Выбор определяется сознанием или подсознанием, формируются в ходе обретения личного опыта. В сформированном состоянии они представляют индивидуальную совокупность ценностей, определяющих направленность личности и избирательность её поведения.
Примечательно, что проблему формирования нравственных ценностей, которые составляют основу нравственного здоровья исследователи решают в основном начиная с младшего школьного возраста, в большей степени — с подросткового и юношеского. Однако ведущие психологи XIX – XX столетий различных научных школ – зарубежных (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Лоренц и др.) и отечественных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др.) – особое значение в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов придают как дошкольному периоду, так и раннему детству. Суть их вывода кроется в следующем: процесс становления ядра личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно; более того, наиболее интенсивен именно период дошкольного детства. Вот почему так важна правильная организация нравственного воспитания ребенка с самого раннего возраста, в противном случае не исключается ущербность развития, последствия которой устранить чрезвычайно сложно.
Формировать нравственное здоровье необходимо через систему ценностей, на которые следует ориентировать детей. Разработанные в науке системы базируются на представления отечественной педагогики о классификации ценностей, о гуманистических и христианских идеях педагогики и психологии. Исходя из этого, что высшая общечеловеческая ценность — личность человека, его неповторимость, индивидуальность. Систему нравственных ценностей мы ориентируем на благо человека – на жертвенную и деятельную любовь к людям, на добро, мир, свободу, истину, совесть, на семью, труд.
Нравственные ценности не абстрактное понятие, они тесно связаны с нравственными качествами, которые также являются составляющими нравственного здоровья ребенка. Это жертвенная и деятельная ценность к людям – требует воспитания таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примерять ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои ошибки и недостатки; ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».
Для формирования полноценного нравственного здоровья, психического и личностного развития важное значение имеет семья . Именно в семье усваиваются, копируются образы реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего копирование происходит на бессознательном уровне. Такой подход не требует специальной работы с детьми, но делает значимым отношения между родителями в семье. Родители не только стихийно приобщают детей, к нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, просмотра мультфильмов и обсуждения поведения и поступков героев, бесед на нравственные темы. Не исключая и внушение, объяснения, установления причинно – следственных связей между поступком ребенка и результатом. Часто родители воспитывают детей своим собственным примером.
Однако в большинстве случаев дети достаточно длительное время пребывают в дошкольном учреждении. Вот почему на помощь родителям в формировании нравственного здоровья, должны прийти педагоги ДОУ. Характер этой помощи может осуществляться:
во – первых, наблюдения в различных видах деятельности, беседы как с детьми, так и с родителями, касающихся индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, возможностей, интересов, потребностей, переживаний.
Во – вторых, образцы поведения, ориентированные на базовые нравственные ценности. Ведущую роль в этом, согласно культурно – исторической концепции Л.С. Выготского, играют специальные орудия преобразования натуральных форм психики – знаки и символы. Речь идет о сказках, притчах, обрядах, играх, художественных произведениях. Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах учатся эмоционально – чувственно осознавать нравственные нормы и ценности.
В – третьих, необходимо способствовать тому, чтобы ребенок мог осмыслить ценности, устанавливать причинно – следственный связи между поведением, поступками людей. Для этого воспитатель в разных видах детской деятельности ориентирует воспитанников на базовые ценности. Поскольку ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра, важно подбирать и продумывать такое содержание, реализация которого формирует представления о нравственных ценностях, предлагает возможность нравственного выбора. Это могут быть сюжеты игры на темы: «Как проводит вечер семья», «Строительство нового детского сада», «Бюро добрых дел нашего города» и т.д.
Важно развивать в детях способность видеть в поступках героев книг и мультфильмов, окружающих, только хорошее и замечать другое, отличное от хорошего. В данном случае, у детей появляется возможность сравнения и собственной оценки происходящего.
Недопустимо высмеивать слабую сторону личности. Тем самым нарушается не только атмосфера доброжелательности в воспитательном процессе, но и подвергается под угрозу все нравственное здоровье в целом. Дети инстинктивно чувствуют: если неожиданно оступишься, не исключено, что и над тобой посмеются. Боязнь быть высмеянным, способствует появлению таких качеств характера, как лицемерие, нечестность и многое другое.
Формирование нравственного здоровья у воспитанников ДОУ предполагает обязательное подключение ближайшего окружения ребенка – родителей и близких ему родных, выработку согласованных воспитательных задач и методов воздействия.
В этом случае важно:
· содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного психологического климата;
· обогащать родителей знаниями детской психологии и педагогики, педагогической этики;
· раскрывать особенности формирования нравственных ценностных ориентаций, с тем, чтобы действовать совместно и согласованно в таких формах, как родительские собрания, беседы, консультации, тематические встречи, дни семейного отдыха; организация «почтового ящика» для писем, на которые можно получить ответ на возникающую проблему у воспитателя или психолога.
Выше перечисленные условия напрямую зависят от личностных и профессиональных качеств педагога. Прежде всего, это должен быть высоконравственный, культурный, творчески работающий человек, любящий детей и свою работу, имеющий высокий уровень психологической, педагогической, методологической и дидактической подготовки. У детей формируется нравственное здоровье на основе деятельности педагога. Для детей педагог в ДОУ должен быть эталоном культурного общения, поведения и много другого. Поэтому, тот, кто берет на себя эту ответственную задачу, должен сам ориентироваться на нравственные ценности и поддерживать свое нравственное здоровье в полном порядке.
Таким образом, создавая условия для формирования нравственного здоровья у дошкольников, важно, чтобы у людей, которые становятся отправной точкой в этом процессе, были достаточно развиты нравственные ценностные ориентации, которые являются основными составляющими в понятии нравственного здоровья.
Источник
Родительское собрание «Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей»
методическая разработка на тему
На данном родительском собрании ставится очень актуальный вопрос о семье. Собрание построено таким образом, что должно помочь родителям не только определить проблему взаомоотношений с ребёнком, но и разработать стратегию поведения со своими детьми. Цели данного собрания соответствуют его результату. Собрание поделено на несколько информационных блоков, что отражено в оформлении презентации данного материала. В первом блоке собрания мною ставится основная цель — познакомить родителей с термином, что такое здоровье, что составляет «строительный материал», из которого создан здоровый человек. Во втором блоке родители с моей помощью строят Дом. Выясняем составляющие «фундамента», «стен», «крыши». В третьем блоке дана наглядная информация по анкете «Семья глазами детей». В четвёртом блоке работаем над ошибками и достоинствами семейного воспитания. Использование на собрании различных форм работы (опрос, словесный портрет,обсуждение, совместное творчество — построение Дома) позволили мне решить поставленные цели, а родителям разобраться в проблеме взаимоотношений со своим ребёнком и наметить дальнейшую линию поведения, направленную на воспитание детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_semya_kak_faktor_ukrepleniya_socialnogo_zdorovya_detey.doc | 40 КБ |
zdorove_-_eto_sostoyanie_polnogo_fizicheskogo.ppt | 2.04 МБ |
sostavlyayushchie_doma.doc | 83 КБ |
anketa_k_sobraniyu_rezultaty.doc | 29.5 КБ |
10_oshibok_v_vospitanii.doc | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей»
1.Формировать представления родителей о составляющих здоровья.
2.Познакомить родителей с результатами анкетирования «Семья глазами детей».
3.Настроить родителей на доброжелательные отношения с детьми, определить правильное поведение родителей с детьми.
4.Постораться вместе с родителями построить Дом, в котором живёт доброта, нежность, любовь и т.д.
(При входе в класс родители получают на выбор знаки красного и зелёного цвета и в зависимости от этого рассаживаются за столы).
Уважаемые гости, здравствуйте. Я рада нашей сегодняшней встрече с вами. Мы сегодня проведём родительское собрание. И я попрошу вас на это время стать родителями. Я думаю, это будет не сложно сделать, т.к. все мы в жизни являемся родителями. А говорить мы будем о самом дорогом, что есть у каждого из нас: о здоровье, о детях, о здоровье наших детей.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения термину здоровье даётся следующее определение:
Здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Поэтому физическое здоровье человека нельзя рассматривать в отрыве от его духовного и социального здоровья. «Строительный материал», из которого создан здоровый человек это:
Социальное здоровье обусловлено поведением человека, образом жизни и образом мыслей. А важнейшим фактором укрепления социального, а так же духовно-нравственного здоровья является Семья . 2013 год объявлен Годом семьи и благополучия детей в СК. И тема нашего родительского собрания «Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей».
Как появилось слово «Семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе 7 вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопрос, подруга моя.
«Я, я, я,- Ева молвила,- я!»
Сказала она знаменитых семь «я».
И так на земле появилась семья.
Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены эмоциями, интересами, отношением к жизни.
— Что семья может дать ребёнку? (ответы родителей). В чём её психологическая сила?
Дом и предки играют решающую роль в становлении психики ребёнка. Потому сила любви к своему Дому особым светом освещает счастливое детство. Что может быть важнее комфортного Дома, где тебя ждут, поймут, посочувствуют, поддержат.
Как же выстроить такой Дом? С чего начать? Давайте попытаемся построить такой Дом. А для этого мы сразу разделились на «строительные бригады».
1.Задание для первой бригады, которые будут строить «фундамент» Дома.
Из данных понятий выделить и написать несколько, которые составляют «фундамент» Дома. (отношения в семье).
2.Задание для бригады, возводящей стены. Из данных понятий выделить и написать те, которые вы связываете с понятием «Дом», вообще.
(выслушать каждую группу. Представитель группы прикрепляет к символическому дому свои варианты ответов).
Уважаемые родители, мы с вами построили фундамент, возвели стены.
А дом, заставленный хорошим, — ещё не дом.
И даже люстра над столом, — ещё не дом.
И окно с живым цветком, — ещё не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста,
Что от ладоней до окна заполнен дом твоим теплом.
Чего-то не хватает для полного счастья в доме. (Крыши). А чтобы крыша крепко держалась, у неё должны быть крепкими фундамент и стены. Я считаю, что мы с вами возвели прочные стены и фундамент. Составляющие крыши – это составляющие фундамента и стен. (любовь, взаимопонимание, нежность, доверие). (прикрепляю крышу).
Вот мы и построили настоящий уютный дом, в котором живут вместе с вашей семьёй любовь, понимание, доброта, нежность. «Согласную семью и горе не берёт», — так гласит пословица.
Я думаю, что вы согласитесь со мной, что самым светлым и уютным будет дом, наполненный детским смехом. Вот мы и подошли к самому дорогому, что есть у нас в жизни, к нашим детям. Самое главное для ребёнка, чтобы его любили таким, какой он есть. Мы часто жалуемся на то, что у нас много работы, мы очень заняты, и некогда заниматься воспитанием детей. Социологи установили, что на воспитание детей у мамы и папы остаётся ежедневно всего лишь 17 минут. Подумайте, что вы можете дать своему ребёнку за это время?
Сейчас вам представится возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в наших семьях, глазами детей. Я провела анкетирование «Семья глазами детей» среди учащихся 9-11 классов. Посмотрите на результаты.
На первый вопрос Что такое семья? дети ответили следующим образом:
Из предложенных вариантов ответов 70 % учащихся высказали мнение, что семья – это родные, любимые люди, на последнем месте в этом списке оказалась поддержка друг друга в семье, она необходима только 14% учащимся.
Для чего человеку семья?
В ответе на данный вопрос предпочтение школьников было отдано следующим высказываниям: семья нужна человеку для продолжения человеческого рода и, чтобы любить свою будущую семью по 37% . Ответ: считаю, что семья не нужна не дал никто.
Хотели бы Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на семью, в которой Вы выросли?
нет 19% (почему дети так ответили?)
Идеальный папа должен быть ( уметь):
Самый большой процент 54% , был отдан высказыванию, что идеальный папа должен зарабатывать деньги, а вот душевные качества своих отцов, к сожалению, современные школьники оценивают гораздо ниже.
Идеальная мама должна быть (уметь):
67% отметили, что идеальная мама в первую очередь должна быть ласковой.
Идеальный ребёнок должен:
Идеальный ребёнок, на взгляд 60% учащихся, должен любить родителей и помогать им.
Я думаю есть над чем поработать. Остановитесь и поразмышляйте, в чём наши неудачи в воспитании и где мы ошибаемся. И мы вновь поработаем группами. Из предложенного списка выберите и запишите на тучках ошибки воспитания, которые вы на ваш взгляд, допускаете. (представители групп зачитывают и крепят над домиком). А я прикреплю к дому трубу, и пусть весь негатив в воспитании вылетит в трубу.
Мы обратились к ошибкам семейного воспитания, а теперь рассмотрим наши достоинства, которых, я убеждена, намного больше.
Подумайте, обсудите в группе и запишите одним словом на лучах солнышка, ответы на вопрос: «Чем я согреваю своего ребёнка, как я проявляю к нему свою любовь?» (например, улыбкой, добротой и т.д.). Давайте поделимся вашими находками. ( На доске над домиком прикреплено общее солнце). Это вы своим теплом согреваете своих детей. Как же называются ваши лучи? (Представители групп прикрепляют лучи к солнышку). А счастливые моменты своей жизни дети зафиксировали на лепестках цветка (зачитываю и прикрепляю цветок на доску).
Посмотрите на нашу получившуюся картину, на цветок, распустившийся под солнышком. Солнце щедро дарит нам своё тепло, ласку, не выбирая для этого место и время. Так и мы, родители, должны любить своих детей, без каких-либо на то условий, а просто так.
В итоге нашего разговора, мне хочется показать вам ответы детей 8 класса: «Если бы я был (а) мамой, папой то…» (слайд 11).
Помните, что главным условием целостности семьи является взаимная любовь. Не стесняйтесь проявлять любовь к своим детям. Помните, что истинно любящий живёт не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит. Без любви всё ничто.
Раздаю памятки воспитания.
III. Рефлексия. Радуга настроения.
Я предлагаю дополнить картину радугой настроения. Каждый родитель по своему настроению рисует радугу.
Источник