Социально медицинские аспекты здоровья детей
Целью исследования явился анализ этиологии нарушений здоровья детей, определение факторов риска здоровья и изучение опыта работы учреждений образования по профилактике детских заболеваний и формированию здорового образа жизни.
Нарушения здоровья, в медицинском понимании, означают возникновение, рецидивирование и прогрессирование болезней. Согласно исследованиям ряда авторов, в структуре общей заболеваемости у детей в возрасте от 0 до 14 лет 1-е место занимают болезни органов дыхания (50,1%), 2-е — болезни органов пищеварения (6,5%), 3-е — болезни глаза и его придаточного аппарата (5%) [6; 7]. При этом следует подчеркнуть, что в структуре общей заболеваемости детей болезни органов дыхания стабильно занимают 1-е место. Согласно Л.И. Дзюбич с соавт., острые респираторные инфекции у детей являются самой частой причиной обращения родителей в детскую поликлинику и составляют около 90% всех заболеваний детского возраста [8].
Данные мониторинга физического развития и здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях свидетельствуют, что только 17,3% детей можно считать абсолютно здоровыми, 29,4% — имеют функциональные отклонения, 52,8% — страдают хроническими заболеваниями в стадии компенсации и 0,5% — хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации [5].
В структуре хронических заболеваний старших дошкольников первое место принадлежит болезням хирургической сферы [3]. На втором месте находятся хронические болезни ЛОР-органов (гипертрофия миндалин и аденоидов II — III степени, хронический ринит, гайморит, отит). На третьем месте болезни нервной системы (эписиндром, гипертензионно-гидроцефальный синдром, последствия детского церебрального паралича).
Одной из наиболее распространённых патологий среди детского населения являются аллергические заболевания, являющиеся серьезной медико-социальной проблемой [4]. По показателям распространенности, тяжести заболевания, уровня социально-экономического ущерба, затрат на лечение аллергические заболевания вошли в число первых трех групп патологий в структуре болезней человека.
Согласно современным научным данным, в структуре аллергических заболеваний отмечается преобладание бронхиальной астмы, атопического дерматита, аллергического ринита.
Этиология нарушений здоровья в детском возрасте объясняется не только генетической предрасположенностью. Реализация наследственной отягощенности провоцируется постоянно растущим количеством неблагоприятных факторов внешней среды: повышение загрязнения окружающей среды транспортными средствами, некачественные продукты питания, изменение иммунитета, под влиянием обширных программ вакцинации, уменьшение числа естественных инфекций и др.
В рамках нашего исследования в дошкольных образовательных учреждениях г. Волгограда (МДОУ «Детский сад № 295», МДОУ «Детский сад № 379») была организована экспериментальная площадка по профилактике аллергических заболеваний [3]. Профилактическая работа предполагала проведение оздоровительных мероприятий, информационную деятельность в отношении родителей и самих детей, повышение уровня гигиенической грамотности.
Нами было проведено анкетирование 107 родителей детей с аллергопатологией, посещающих специализированные группы дошкольных образовательных учреждений г. Волгограда, которое позволило выявить наиболее распространенные факторы, явившиеся «пусковыми» в возникновении аллергических заболеваний у детей. Ответы родителей распределились следующим образом: загрязненность окружающей среды выделили 62 человека (57,9%); пищевой — 52 человека (48,5%); наследственность — 35 человек (32,7%); пыльца растений — 24 человека (22,4%); лекарственные препараты — 23 человека (21,5%); шерсть животных — 21человек (18,7%); домашняя пыль — 18 человек (16,8%); частые острые простудные заболевания — 9 человек (8,4%); затруднились ответить — 9 человек (8,4%); другие причины (прививки, качество продуктов питания) — 5 человек (4,6%) (на данный вопрос можно было дать несколько вариантов ответа).
Представляется понятным, что большинство респондентов — 66 человек (62%) выделили комплекс факторов, явившихся, по их мнению, «пусковым» для дебюта аллергического заболевания. Этот факт подтверждают мнения исследователей о мультифакторной этиологии аллергических заболеваний. Менее половины респондентов, 41 человек (38%), выделили в качестве «пускового» единичный фактор.
Единичные факторы, явившиеся причиной возникновения аллергопатологии, были распределены следующим образом: пищевой — 14 человек (13%); загрязненность окружающей среды — 9 человек (8%); лекарственные препараты — 4 человека (4%); наследственность — 3 человека (3%); пыльца растений — 2 человека (2%); затруднились ответить на вопрос 9 человек (8%).
В ходе исследования мы выяснили, что родители, дети которых посещают специализированные группы, по сравнению с родителями, чьи дети посещают группы общего профиля, отмечали:
- в 5,5 раза реже наличие ограничений в социальных контактах своих детей и в 2 раза чаще отсутствие подобных ограничений;
- в 5,5 раза чаще должный / необходимый уровень оказания дошкольным образовательным учреждением оздоровительной помощи детям с аллергопатологией;
- в 8 раз чаще удовлетворенность оздоровлением ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Большинство (67%) родителей, чьи дети посещают специализированные группы, отметили уменьшение проявлений аллергии, в то время как ни один из родителей, чьи дети посещают группы общего профиля, не отметил положительной динамики.
Полученные результаты свидетельствуют, что специализированные группы для дошкольников с аллергопатологией позволяют улучшить медицинские характеристики детей, повышают медицинскую грамотность и активность родителей, способствуют более оперативному медицинскому сопровождению данного контингента детей.
Согласно многочисленным исследованиям, хронические заболевания оказывают негативное влияние на психику в детском возрасте и способствуют патологическому формированию личности [9]. Так, в условиях хронической болезни у детей возникают невротические расстройства. Длительные заболевания нередко становятся у детей источником задержки общего и психического развития. Часто стойкая астения, сопровождающая заболевание, снижает общий психологический тонус, приводит к нарушению эмоционально-волевой сферы. Ослабленные в связи с перенесенными заболеваниями дети, как правило, испытывают затруднения в приобретении знаний, выработке навыков и умений.
Опыт сотрудничества с педагогами ряда школ г. Волгограда позволяет говорить о негативном влиянии на состояние здоровья школьников самого процесса образования. Среди основных факторов риска здоровья выделяют:
- интенсификацию учебного процесса, провоцирующего перегрузку нервной системы и эмоциональное напряжение у детей;
- увеличение объема учебной нагрузки, приводящей к уменьшению продолжительности сна, прогулок на свежем воздухе, двигательной активности;
- введение инноваций в учебный процесс без учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Вышеназванные факторы риска здоровья способствуют затруднениям в адаптации к школьной жизни, увеличению болезней, развитию близорукости, нарушению осанки, психоневрологическим отклонениям и др.
Специалистами государственного казенного учреждения социального обслуживания «Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям» совместно со студентами факультета социальной и коррекционной педагогики под руководством преподавателей кафедры социальной педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета ежегодно осуществляется профилактическая работа, направленная на профилактику детских болезней и формирование здорового образа жизни среди учащихся общеобразовательных учреждений г. Волгограда [1].
Так, на базе Центра регулярно организуется просмотр и обсуждение фильмов, пропагандирующих ценности и культуру здоровья и здорового образа жизни с учащимися общеобразовательных учреждений Ворошиловского района г. Волгограда. Кроме того, систематически проводятся «Уроки здоровья» в младших классах общеобразовательных учреждений (МОУ СОШ № 77, 14, 21, 130, гимназия № 4) Ворошиловского района г. Волгограда [2].
Профилактика заболеваний среди учащихся включает:
- определение уровня сформированности представлений учащихся о здоровом образе жизни;
- пропаганду здорового образа жизни среди школьников;
- развитие у детей потребности заниматься физкультурой и спортом;
- формирование у детей осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
- профилактику вредных привычек.
В процессе формирования здорового образа жизни нами используются следующие формы работы:
- индивидуальные (творческие задания, сочинение-размышление, индивидуальная консультация);
- групповые (мозговой штурм, ролевые игры, групповые дискуссии, фокус-группы, создание буклетов);
- массовые («День здоровья», «Быть здоровым — это здорово»). Отметим, что массовые мероприятия подготавливались и проводились самими учащимися, что, по нашему мнению, усиливало интерес детей и давало больший простор для творчества и самореализации.
Современные знания позволяют утверждать, что для эффективного прогнозирования возникновения заболеваний ребенка важно учитывать биологические, социальные и психологические факторы риска здоровья. К биологическим факторам риска можно отнести особенности протекания пренатального, натального и постнатального периода, отягощенность генеалогического анамнеза.
Социальные факторы риска это, прежде всего, дисфункциональная семья, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, низкая материальная обеспеченность, низкий образовательный уровень членов семьи и т.д.
Среди психологических факторов риска выделяют неблагоприятный микроклимат в семье, характерологические особенности матери, наличие у родителей вредных привычек и т.д.
В работах М.А. Кузнецовой, Е.А. Поздеевой, С.Н. Ворониной и др., обращается внимание на роль психогенных факторов в формировании и рецидивировании различных заболеваний. При обследовании пациентов в возрасте от 6 до 14 лет прослеживается прямая зависимость между стилем семейного воспитания, внутрисемейной атмосферой и частотой обострений хронических заболеваний. При этом абсолютное большинство семей признано функционально несостоятельными. К такой категории семей относят неполные, малообеспеченные, асоциальные семьи и др. Патологические стили воспитания установлены в 97,8% таких семей.
Анализ научной литературы и практический опыт работы позволяет говорить, что при одинаковом соматическом и социальном статусе детей определенное сочетание личностных качеств матери и особенностей её отношения к ребенку может носить патогенный характер и провоцировать развитие заболеваний.
Исследователи отмечают, что в первые два года жизни ребенка огромное влияние на его развитие оказывают биологические факторы риска. В последующие годы возрастает влияние социальных и психологических факторов. Безусловно, ряд вопросов требует решения на государственном уровне, между тем хорошо поставленная организация лечебно-профилактической работы позволит в значительной степени нивелировать влияние социально-психологических факторов.
Резюмируя вышеизложенное, можно говорить о разнообразной этиологии нарушений здоровья в детском возрасте. Невысокие показатели соматического неблагополучия детей свидетельствуют о необходимости реализации системного подхода к формированию здорового образа жизни в образовательных учреждениях различного уровня. Эффективный результат в плане полноценного физического, интеллектуального и социального развития детей могут обеспечить комплексные профилактические и оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Рецензенты:
Волчанский М.Е., д.соц.н., профессор, декан факультета клинической психологии и социальной работы, ВолгГМУ, г. Волгоград.
Деларю В.В., д.соц.н., к.м.н., профессор, профессор кафедры общей и клинической психологии, ВолгГМУ, г. Волгоград.
Источник
Медико-социальные аспекты формирования здоровья детей раннего возраста Денисов Александр Павлович
480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
Денисов Александр Павлович. Медико-социальные аспекты формирования здоровья детей раннего возраста: диссертация . доктора Медицинских наук: 14.02.03 / Денисов Александр Павлович;[Место защиты: ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»], 2018.- 322 с.
Содержание к диссертации
Глава 1. Медико-социальные проблемы формирования здоровья детей раннего возраста (обзор литературы) 16
1.1 Демографическая политика и характеристика рождаемости населения 18
1.2 Особенности формирования семьи в современных условиях 23
1.3 Состояние здоровья детей в зависимости от условий и образа жизни 34
1.4 Проблемы диспансеризации и охраны здоровья детей раннего возраста 44
Глава 2. Материалы и методы исследования 56
2.1 Объект, программа и материалы исследования 56
2.2 Методы обработки и анализа материалов 64
Глава 3. Репродуктивные планы женщин и формирование различных типов семей (по материалам социологического исследования) 72
3.1 Формирование половых отношений и репродуктивные планы девушек-подростков 72
3.2 Реализация Приоритетного Национального Проекта «Здоровья» и репродуктивные планы женщин, имеющих детей раннего возраста 78
3.3 Формирование различных типов семей 85
3.4 Условия и факторы, влияющие на репродуктивные планы женщин, имеющих детей раннего возраста в различных типах семей 93
Глава 4. Сравнительная медико-социальная характеристика различных типов семей, имеющих детей раннего возраста 102
4.1 Общая характеристика семей 102
4.2 Анализ образа жизни семьи и медицинской активности матерей 106
4.3 Самосохранительное поведение женщин в период беременности и после родов 113
4.4 Медико-социальные условия формирования здоровья детей раннего возраста 118
Глава 5. Сравнительная оценка состояния здоровья детей раннего возраста в различных типах семей 129
5.1 Общая характеристика заболеваемости детей раннего возраста 129
5.2 Сравнительный анализ заболеваемости детей раннего возраста в различных типах семей 131
5.3 Влияние социально-гигиенических факторов на обращаемость за медицинской помощью по поводу острых заболеваний детей раннего возраста 136
5.4 Анализ физического развития и формирование групп здоровья детей раннего возраста в различных типах семей 142
Глава 6. Медицинская и социальная помощь семьям, воспитывающим детей раннего возраста 148
6.1 Анализ медицинского обслуживания детей раннего возраста 148
6.2 Социологическая оценка значимости реализации Приоритетного Национального Проекта «Здоровье» 151
Глава 7. Прогноз заболеваемости и диспансеризация детей раннего возраста 168
7.1 Оценка медико-демографических показателей и потребности детского населения в медицинской помощи 168
7.2 Прогноз частоты острых заболеваний у детей раннего возраста 174
7.3 Дифференцированный подход к диспансеризации детей раннего возраста 181
Практические рекомендации 223
Список литературы 225
Введение к работе
Актуальность исследования. В настоящее время проблемы здоровья населения приобретают особую значимость для укрепления безопасности страны в связи с прогнозируемым снижением численности населения в сложных условиях социально-экономических преобразований (Щепин В.О., 2005; Вишневский А.Г., 2006; Римашевская Н.М., 2006, 2013; Щепин О.П., 2015). Реальность управления общественным здоровьем, адекватность разработки стратегии здравоохранения определяется глубиной познания взаимосвязи всех элементов организации медицинской помощи с процессами демографического, социального и экономического развития общества.
Здравоохранение, образование, жилье, как указывал В.В. Путин (2005), определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. Решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала. Основой человеческого капитала является капитал здоровья, самая уязвимая и малоизученная его составляющая. Под капиталом здоровья понимается генерирование потока доходов в виде воспроизводства здоровья новых поколений (Бабенко А.И., 2006). По изменению капитала здоровья популяции можно оценивать эффективность системы здравоохранения (Ефимов В.С. с соавт., 2010; Новиков О.М. с соавт., 2011; Тищук Е.А., 2016).
Весь потенциал здоровья, интеллекта, физической и творческой дееспособности в значительной степени закладывается и формируется в детском возрасте, особенно в первые годы жизни (Баранов А.А., Лапин Ю.Е., 2009). Недостатки в организации медицинской помощи детям раннего возраста и социальной поддержки семей определяют формирование здоровья подрастающего поколения, заболеваемость детей, наличие выраженных морфофунк-циональных отклонений со стороны различных органов и систем, что, по
мнению Л.П. Чичерина с соавт. (2003), предопределяет развитие в последующем хронической патологии.
На неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей обращают внимание многие исследователи (Конова С.Р., 2007; Артамонова О.Е., 2008; Кондракова Э.В., 2009; Пивень Е.А., 2010; Баранов А.А. с соавт., 2012; Чичерин Л.П. с соавт., 2012; Королюк Е.К., 2012; Щепин В.О. с соавт., 2013; Леонов С.А. с соавт., 2014 и др.).
Совершенствование системы охраны материнства и детства, амбулаторно-поликлинической помощи населению, в том числе женщинам и детям предполагается через формирование элементов семейной медицины (Денисов И.Н., 2003; Артюхов И.П. с соавт., 2005, 2008). С этой точки зрения, здоровье семьи и, в первую очередь женщин и детей, во многом определяется условиями и образом их жизни, что отражается на заболеваемости членов семьи и других показателях их здоровья (Конова С.Р., 2007; Полунина Н.В., Кудряшо-ва Л.В., 2010). Именно семья является главным элементом формирования человеческого капитала и через реализацию ее функций происходит сохранение и развитие капитала здоровья, где одним из критериев эффективности всех элементов деятельности семьи является здоровье детей (Бабенко А.И., 2006).
За последнее время проведены многочисленные исследования отдельных групп семей, в том числе воспитывающих детей раннего возраста, формирования их здоровья и факторов, на него влияющих, с оценкой потребности в медико-социальной помощи (Артюхов И.П. с соавт., 2005; Кулигина М.В., 2005; Середа В.М., 2005; Актимонова М.Ю., 2007; Конова С.Р., 2007; Болотников И. Ю., 2008; Садыков М.М., 2008; Скляр М.С., 2008; Смердин С.В., 2008; Косолапов В.П., 2011; Королюк Е.К., 2012; и др.).
При этом установлены существенные различия в условиях и образе жизни семей, что требует комплексного их изучения с разработкой адресной медико-социальной поддержки и соответствующих мер по дифференцирован-
ному наблюдению детей, с учетом формирования их здоровья (Баранов А.А., Лапин Ю.Е., 2009).
Это обусловливает необходимость разработки новых методических подходов и методологических основ к оценке формирования здоровья новых поколений и планирования медико-социальной помощи семьям с учетом региональных, социальных, экономических и других особенностей (Лисицын Ю.П., 2003; Щепин О.П. с соавт., 2007; Кондракова Э.Ф., 2009; Медик В.А., 2009).
Степень разработанности темы. Отдельные элементы разработки научно обоснованной методологии формирования стратегии охраны здоровья населения на основе оценки потерь здоровья, системного анализа, программно-целевого планирования и комплексной оценки демографической ситуации по отдельным сибирским территориям представлены в работах Колядо В.Б., 2000; Григорьева Ю.А., 2000, 2006; Захаренкова В.В., 2000, 2007; Капитонова В.Ф., 2003; Бабенко А.И., 2006; Виблой И.В., 2004; Лещенко Я.А., 2005, 2006; Хлынина С.М., 2006; Чеченина Г.И., 2000, 2007; Артюхова И.П., 2008.
Однако в этих исследованиях не рассматривались методология и методические подходы к дифференцированной оценке здоровья детей и организации медицинской помощи им с учетом формирования семейной структуры, условий и образа жизни семей, влияния отдельных государственных программ «Здоровье» и др., что и предопределило актуальность настоящего исследования.
Целью исследования являлась разработка дифференцированного подхода к медико-социальной оценке здоровья детей раннего возраста в современных условиях формирования семейной структуры и методов их диспансеризации на основе комплексного изучения условий и образа жизни различных типов семей.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
Провести анализ отечественных и зарубежных научных публикаций по проблеме формирования особенностей и потерь здоровья детей раннего возраста.
Разработать методический подход к медико-социальной оценке формирования здоровья детей раннего возраста в различных типах семей.
3. Провести медико-социальную оценку репродуктивных планов и
формирования различных типов семей на основе социологического опроса
девушек подростков и женщин, имеющих детей раннего возраста.
Дать сравнительную медико-социальную характеристику различных типов семей, имеющих детей раннего возраста, с анализом образа жизни семей, периода беременности, рождения детей и условий формирования их здоровья.
Проанализировать состояние здоровья детей раннего возраста в различных типах семей.
Провести анализ медико-социальной помощи детям раннего возраста с социологической оценкой реализации Приоритетного Национального Проекта «Здоровье».
Определить ведущие медико-социальные факторы и составить прогноз заболеваемости детей раннего возраста, проживающих в различных типах семей.
Разработать мероприятия по совершенствованию системы диспансеризации детей раннего возраста на основе дифференцированного подхода к их наблюдению.
Научная новизна исследования заключается в получении новых данных о закономерностях развития семейной структуры и процесса формирования здоровья детей раннего возраста с учетом влияния медико-социальных факторов в различных типах семей. При этом:
– выявлены репродуктивные планы девушек-подростков и женщин, имеющих детей раннего возраста, как элемента формирования различных
типов семей; установлено, что сохраняется устойчивая тенденция на мало-детную семью, когда женщины считают, что идеальное число детей в семье в среднем должно составлять 2,46, при этом планируют в своих семьях — 2,12, не имеют четкого представления о количестве детей в семье 34,3% девушек моложе 18 лет;
– установлена взаимосвязь формирования здоровья детей раннего возраста с особенностями условий и образа жизни различных типов семей; в неполных и многодетных семьях, а также семьях, где матери были моложе 18 лет, где не выполнялись рекомендации врачей в период беременности, имелась высокая распространенность вредных привычек и отягощенный акушерский анамнез, значительные недостатки в соблюдении правил ухода за детьми, что в итоге предопределило в 36,0–43,7% случаев наличие детей с низким ростом и дефицитом массы тела, более высокую (в 1,3–1,8 раза) заболеваемость детей, чем в полных семьях;
– определены ведущие медико-социальные факторы развития острых заболеваний у детей раннего возраста и составлен их прогноз;
– разработан методический подход к диспансеризации детей раннего возраста из различных типов семей с реализацией медико-профилактических мероприятий на основе определения степени риска возникновения острых заболеваний.
Научно-практическая значимость исследования. Представленная программа и методика медико-социальной оценки формирования здоровья детей раннего возраста в различных типах семей представляют научный и практический интерес для решения аналогичных задач на территориях других субъектов РФ.
Получены новые данные и знания о состоянии здоровья детей раннего возраста в различных типах семей, которые в дальнейшем могут быть использованы медицинскими и научными работниками для анализа состояния здоровья указанных контингентов.
Установлены основные детерминанты формирования здоровья детей раннего возраста, как основа для определения особенностей их диспансеризации.
Разработанная методика прогнозирования степени риска возникновения острых заболеваний у детей раннего возраста, включающая многофакторный дискриминантный и кластерный анализы, может быть использована практическими врачами для распределения детей на кластеры по характеру угроз для здоровья. Это позволит более эффективно проводить профилактические, лечебные и оздоровительные мероприятия индивидуально, за счет дифференцированного подхода к организации диспансерного наблюдения.
Методы исследования. Методологической основой исследования являлись работы В.Ю. Альбицкого, И.П. Артюхова, А.И. Бабенко, А.А. Баранова, Н.Г. Веселова, И.В. Винярской, О.В. Грининой, Д.О. Ермолаева, Р.К. Игнатьевой, И.П. Катковой, Д.И. Кичи, С.Р. Коновой, М.В. Кулигиной, Ю.П. Лисицына, В.К. Овчарова, Н.В. Полуниной, А.В. Решетникова, В.М. Середы, М.С. Скляра, Л.П. Чичерина, В.О. Щепина, О.П. Щепина, В.А. Ядова.
Программа исследования охватила изучение широкого спектра условий, в которых формируется здоровье детей, начиная от представления девушками-подростками своей репродуктивной функции, создания семьи, образе жизни и реализации репродуктивных планов до совершенствования организации медицинской помощи, включающей дифференцированный подход к диспансеризации детского населения и реализации медико-профилактических мероприятий.
В основу исследования медико-социальных аспектов формирования здоровья детей раннего возраста положен комплексный подход на основе изучения условий и факторов, определяющих здоровье детей (в том числе до их рождения) в различных типах семей.
Внедрение результатов исследования в практику здравоохранения.
Результаты анализа значимости ведущих факторов, условий и образа жизни
семьи, влияющих на здоровье детей, используются в практике Законодательного Собрания Омской области и применены при подготовке директивных документов и долгосрочных целевых Омской области.
Материалы исследования использованы Министерством здравоохранения Омской области для разработки информационно-методических документов, которые внедрены в повседневную работу лечебно-профилактических учреждений соответствующего профиля Омской области.
Результаты изучения репродуктивных установок и условий жизни семей девушек-подростков и женщин, имеющих детей раннего возраста внедрены в практику Министерства труда и социального развития Омской области при планировании целенаправленной политики, ориентированной на улучшение репродуктивного здоровья и воспроизводства населения региона, сохранение статуса семьи, социальную поддержку приоритетных и малообеспеченных семей, рассмотрены на заседании областной межведомственной комиссии по вопросам демографии, семьи, женщин и детей и направлены в органы исполнительной власти Омской области, областные общественные организации для использования в их деятельности.
Материалы исследования внедрены в практику Управления Роспотреб-надзора по Омской области и использованы при подготовке Государственного доклада «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Омской области за 2013 г.».
Основные положения и выводы диссертационной работы внедрены и используются в образовательном процессе на кафедре общественного здоровья и здравоохранения Омской государственной медицинской академии.
Степень достоверности и апробация материалов исследования. Достоверность полученных результатов, положений, выводов обеспечена наличием достаточной по объему репрезентативной выборки, использованием современных методов исследования и корректным применением методов статистической обработки данных.
Основные положения работы сформулированы и обсуждены на Международной научно-практической конференции «Здоровье в 21 веке» (Тула, 2000), Российской научно-практической конференции руководителей кафедр общественного здоровья и здравоохранения, посвященной 70-летию кафедры ОЗиОЗ БГМУ «Общественное здоровье и здравоохранение XXI века» (Уфа, 2006), VII Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке» (Москва, 2006), XIV Российском национальном конгрессе «Человек и лекарства» (Москва, 2007), Первом Всероссийском съезде работников муниципального здравоохранения (Москва-Иваново, 2007), Международной научно-практической конференции «Роль здравоохранения в охране общественного здоровья» (Москва, 2008), III съезде врачей общей практики (семейных врачей) «Актуальные проблемы внедрения общей врачебной практики в России» (Белгород, 2008), XLIV научно-практической конференции с международным участием «Гигиена, организация здравоохранения и профпатология» (Новокузнецк, 2009), II Международной научно-практической конференции «Общественное здоровье: правовые, экономические и организационные аспекты модернизации здравоохранения РФ» (Новосибирск, 2010), XLVI научно-практической конференции с международным участием «Гигиена, организация здравоохранения и профпатология» (Новокузнецк, 2011), XII Всероссийском научном форуме «Мать и дитя» (Москва, 2011), Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы региональной демографической политики» (Омск: Минтрудсоцразвития Омской области, 2011) XLVII научно-практической конференции с международным участием «Гигиена, организация здравоохранения и профпатология» (Новокузнецк, 2012) и других научно-практических конференциях.
Личный вклад автора. Автором определена тема исследования, обоснована его актуальность. Разработана методика и программа исследования, организован сбор информации, проведено социологическое исследование.
Самостоятельно выполнена статистическая обработка всех полученных результатов исследования, обоснование и доказательная база всех положений диссертационного исследования, сформулированы выводы и практические рекомендации. Вклад автора является определяющим и заключается в непосредственном участии на всех этапах исследования: от постановки задач, их экспериментально-теоретической реализации до обсуждения результатов в научных публикациях и докладах и внедрения их в практику. При оформлении диссертации использованы результаты научных работ, выполненных автором лично или в соавторстве. Личное участие автора в анализе полученных данных и их обобщении составляет не менее 90%, в теоретической части работы и в написании диссертации – 100%.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Научные положения диссертации соответствуют паспорту специальности 14.02.03 – «общественное здоровье и здравоохранение», конкретно пунктам 2 и 3.
Публикации. По материалам диссертации опубликованы 43 печатные работы, в том числе 17 – в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 1 монография, 2 информационно-методических письма.
Основные положения, выносимые на защиту:
Дифференцированный подход к медико-социальной оценке здоровья детей раннего возраста основывается на определении особенностей формирования семейной структуры, образа жизни семьи, состояния здоровья детей и организации им медико-социальной помощи.
Особенностью формирования семейной структуры является устойчивая тенденция сохранения малодетности, связанная с условиями воспитания будущих матерей, их репродуктивными планами, сохранением своего репродуктивного здоровья, социальным положением женщин, семейными отношениями.
Различные типы семей имеют особенности в условиях и образе жизни, отношении к мерам медико-социальной профилактики и государственной
социальной поддержке, состоянии здоровья и заболеваемости детей раннего возраста.
Характер формирования здоровья детей раннего возраста (заболеваемость, нервно-психическое, физическое развитие, комплексная оценка), особенности влияния медико-социальных факторов предопределяют необходимость дифференцированного подхода к диспансеризации детского населения с учетом типа семьи.
Диспансерное наблюдение за детьми устанавливается на основе результатов комплексной оценки влияния «риск»-факторов, что позволяет повысить медицинскую эффективность реализации лечебно-оздоровительных мероприятий детям раннего возраста и их семьям.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, 7 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 322 страницы машинописного текста. Работа иллюстрирована 33 рисунками и 31 таблицей. Список использованной литературы содержит 420 источников, в том числе 82 иностранных авторов.
Особенности формирования семьи в современных условиях
Переход к новому типу воспроизводства населения, изменение количества детей в семье и их ценности тесно взаимосвязаны с формированием семейной структуры, условиями и образом жизни семьи.
Развитие альтернативных форм брака, изменение функций семьи, многообразие типов семей, особенности состояния их здоровья и демографического поведения, а также проблема реформирования системы здравоохранения в современных условиях требуют всестороннего анализа здоровья населения и разработки мер профилактики на более глубоком, семейном уровне [11; 72; 96; 117; 217].
Семья – важнейший институт социализации личности. Именно здесь человек получает первый опыт социального взаимодействия, и именно семья является для ребенка единственным местом получения такого опыта [128]. По мнению А.Г. Волкова [59], семья, как барометр состояния общества, фиксирует все изменения в нем. Развиваясь и изменяясь вслед за обществом, она является той его ячейкой, которая при прочих равных условиях может нивелировать либо усугублять неблагоприятные факторы внешней среды, и поэтому она – первооснова механизмов формирования общественного здоровья [51; 78; 97; 140; 184; 266; 363; 409]. Семья – объект исследования многих общественных наук: социологии, экономики, правоведения, этнографии, психологии, педагогики, демографии, социальной гигиены [59]. В связи с ухудшением демографической ситуации возросло ее значение [70; 89]. На важность медико-демографического изучения семьи указывали еще М.С. Бедный [35] и О.В. Гринина [78].
Продолжительное время в нашей стране проблема, связанная с сексуальностью, находилась в ведении государства и регламентировалась жесткими нормами традиционной морали [89], что не могло не сказаться на репродуктивном поведении населения. Поэтому, как считает В.М. Медков [179], преодоление депопуляции и её последствий на основе укрепления семьи как социального института, укрепление семейного образа жизни требуют переориентации всей социальной жизнедеятельности с интересов индивида, одиночки на интересы жизни в семье и семей. Лишь помогая отдельным конкретным семьям решать их жизненные проблемы, преодолевать трудности, возникающие на тех или иных стадиях жизненного цикла, можно решать демографические проблемы общества в целом. Это означает поддержку и поощрение со стороны общества и государства полной семьи с тремя–четырьмя детьми. Тем более, что в сложившейся социально-экономической ситуации в большинстве случаев после рождения ребенка субъективно люди могут ощущать ухудшение своего материального положения [89].
ВОЗ рассматривает планирование семьи как «обеспечение контроля репродуктивной функции» для рождения только желанных детей с учетом интервалов между родами, возраста и здоровья матери [117]. Оптимальным для рождения ребенка является возраст женщины от 20 до 30 лет. Ранние и поздние рождения неблагоприятны для здоровья женщины и её ребенка [84].
Актуальной проблемой становится беременность у девочек-подростков, число которых стабилизировалось на достаточно высоком уровне [339; 347; 349; 360; 389; 404; 420]. Подростковая беременность, как правило, приводит к раннему, часто принудительному браку, зачастую заканчивающемуся разводом, что ведет к увеличению числа матерей-одиночек [381]. Этому способствует социальная и психологическая неполноценность отцов в таких семьях [353].
Многие исследователи отмечают, что среди незамужних женщин и юных беременных чаще наблюдаются вредные привычки [14; 42; 64; 127; 154; 228]. При этом на фоне увеличивающейся распространенности табакокурения и алкоголизма среди населения в целом наблюдаются опережающие темпы роста среди женщин, детей и подростков [6; 119; 202; 249; 377; 378; 379; 397].
В последнее время среди подростков прогрессивно распространяется наркомания и токсикомания, пагубное воздействие на здоровье которых неизмеримо сильнее, чем алкоголя [5; 13; 146; 218; 309; 384].
Становление репродуктивной функции у подростков существенно осложняется поведенческими факторами негативного характера: ранней сексуальной активностью, нередкой неразборчивостью в выборе половых партнеров, практикой их частой смены и обширностью половых контактов [45; 113; 290; 296; 322; 395]. Все это не может не отразиться на состоянии здоровья подростков, в том числе репродуктивного [214; 277; 338; 343].
Ранние половые связи сочетаются у подростков с дефицитом информации о физиологии пола, сексуальной жизни, контрацепции [122; 223; 296; 306; 354; 393]. Поэтому наступление беременности у 30–60% сексуально активных подростков является следствием неиспользования контрацептивов [213; 228; 268; 360] либо применения малоэффективных традиционных методов (прерванный половой акт, календарный метод, презерватив) [256]. Способствует этому и их неплатежеспособность при достаточно высокой стоимости препаратов [2].
Молодыми матерями значительно чаще становятся девушки, рожденные, в свою очередь, матерями-подростками [367], представительницы неполных семей [315; 374], а также девушки, имеющие бедных родителей с низким образовательным уровнем [360; 374; 393]. Влияние матери также достаточно сильно сказывается на решении девушки оставить ребенка или сделать аборт [365; 367; 393].
Низкий уровень доверия к системе здравоохранения [291], несостоятельность и растерянность социальных работников и учителей на фоне широкой пропаганды порнографии и насилия способствуют повышению числа заболеваний, передающихся половым путем [273; 280; 401]. В России 75% ВИЧ-инфицированных находятся в возрасте 15–29 лет [384; 394]. В свою очередь, заболевания, передающиеся половым путем, являются одним из факторов развития вторичного бесплодия [292].
Доказано, что у юных женщин имеются серьёзные нарушения течения беременности и родов [151; 253; 398; 399; 401; 413], что в определенной степени связано с их биологической незрелостью [370].
Однако имеются наблюдения, что у юных беременных число осложнений не выше, чем у женщин старших возрастов [342] и имеет значение не собственно возраст, а неблагоприятные экономические и социальные обстоятельства девочек-подростков, которые становятся матерями [350]. К тому же они, как правило, обладают меньшим объемом акушерской информации, чем женщины старших возрастов [95; 256; 315]. Медицинская активность их ниже, а самолечение практикуется чаще. Для большинства юных беременных характерно более позднее начало либо отсутствие наблюдения в женской консультации [64; 256]. Это приводит к получению неадекватной пренаталь-ной помощи в подростковом возрасте [84].
Социальная микросреда, окружающая ребенка еще до рождения, ее эмоциональная и нравственная атмосфера в значительной степени обусловливает его физическое и психоэмоциональное развитие. У юных беременных чаще наблюдается нежелательная беременность [315; 416]. Исходы ее, как правило, аборт, либо брак вдогонку, либо одинокое материнство в условиях биологической, психологической и социальной незрелости девочек-подростков [365]. Для юных матерей характерен низкий уровень материально-экономической обеспеченности [315; 360; 381], что способствует формированию склонности к иждивенчеству, ориентации на получение соответствующей помощи от родителей. Ранняя беременность и последующее воспитание ребенка затрудняет матерям-подросткам продолжение образования [372]. Кроме того, в подростковый период формируются основы образа жизни, стиль поведения, определяющие в дальнейшем физическое и психическое здоровье. Поэтому необходима разработка и внедрение комплекса мер по охране репродуктивного здоровья подростков, воспитанию установок на ответственное материнство и отцовство [7; 29; 258; 385].
В настоящее время многие женщины предпочитают рожать детей в зрелом возрасте [89; 187; 376]. Однако в старших возрастах увеличивается распространенность интеркуррентных заболеваний и экстрагенитальной патологии [38], что негативно отражается на здоровье новорожденного [151; 207; 376]. Различные осложнения беременности и родов также чаще развиваются у женщин позднего репродуктивного возраста и являются факторами, повышающими вероятность неблагоприятных исходов беременности [38; 207].
Помимо возраста, неблагоприятного для вынашивания беременности, в анамнезе у женщин 30 лет и старше чаще встречаются аборты [28; 229]. У матерей старше 30 лет отмечается высокая частота невынашивания беременности [38; 151; 207]. Для их детей характерны высокие показатели младенческой и перинатальной смертности [103].
Формирование различных типов семей
Характер формирования семьи во многом определяет условия ее существования, реализацию репродуктивных установок и здоровье детей.
При анализе формирования семей с детьми раннего возраста было выделено пять типов семей. Полные семьи – семьи, образованные женщинами в возрасте 18 лет и старше, состоящими в браке, имеющими одного–двух детей, один из которых был не старше трех лет, за исключением первородящих от 30 лет (I группа); семьи, образованные матерями, в возрасте менее 18 лет, в том числе входящими в состав полных и неполных семей (II группа); семьи, образованные первородящими женщинами от 30 лет, в том числе входящими в состав полных и неполных семей (III группа); многодетные семьи, в том числе входящие в состав полных и неполных семей (IV группа); семьи, воспитывающие внебрачных детей, в том числе входящие в состав многодетных, а также образованные женщинами в возрасте менее 18 лет и первородящими женщинами от 30 лет (V группа).
Для понимания особенностей планирования рождения детей и формирования их здоровья представляет определенный интерес процесс образования семей.
При изучении длительности знакомства, предшествующего вступлению женщин в интимную связь с отцом ребенка (рис. 6), установлено, что наименьшая длительность его была среди женщин II и V групп, а соответственно 5,3% и 4,4% детей у них вообще родились от случайных связей. Это вполне закономерно. Наиболее серьезно относились к этому вопросу матери III и IV групп.
Следует отметить, что зачатие в 24,5% семей I группы, в 40,9% – III и в 16,3% – IV происходило вне брака. При этом вели совместное хозяйство, то есть фактически проживали в консенсуальном браке, 18,9% семей I группы, 28,0% – III и 13,2% – IV, а собственно в зарегистрированном браке находились до рождения ребенка лишь 51,9% семей I группы, 32,0% – III и 61,4% – IV. Все зачатия во II и V группах происходили вне брака. Таким образом, наблюдалась тенденция к формированию брака без его юридического оформления через стадию совместного проживания партнеров.
Как следует из таблицы 7, даже женщины I группы в 12,4% части случаев не рассчитывали на регистрацию брака, либо это было им неважно, то есть в принципе они не исключали создание первично неполной семьи (часть зачатий происходила вне брака). У респондентов II группы в 53,2% случаев было такое же мнение. Доля матерей III группы, не придающих значения будущему статусу создаваемой семьи, несколько снижалась, но оставалась на достаточно высоком уровне – 32,3%. Удельный вес таких респондентов в IV группе был относительно невысок – 16,3%. Следует отметить, что самая большая доля респондентов, не придающих значения факту регистрации брака (58,9%), была среди женщин V группы, что соответствовало типу семьи образованному ими в будущем.
Таким образом, ни в одной из групп матери не могли быть полностью уверены в регистрации брака с отцами своих будущих детей. Вероятно, это является одной из главных причин увеличения внебрачной рождаемости. Между тем очень немногие женщины считали возможным воспитывать ребенка без отца. Сознательное создание неполных материнских семей явление, вероятно, вынужденное, представляющее реализацию материнского инстинкта женщины в случае отсутствия подходящих кандидатов в мужья. Другим свидетельством этого являются то, что даже при условии создания всех необходимых условий на повторное рождение внебрачного ребенка решилась бы лишь незначительная часть женщин: 7,7% – в I группе; 12,2% – во II; 10,9% – в III; 4,3% – в IV и 14,7% – в V группе. Весьма вероятно, что часть ответов вызвана отсутствием, по каким-то причинам, возможности родить ребенка в браке. В таком случае желающих родить ребенка вне брака фактически еще меньше. Не исключено, что определяющее значение в развитии тенденции роста сохраненных добрачных зачатий имеют желание женщины родить ребенка и ее настойчивость в регистрации брака с его отцом. В других случаях внебрачные зачатия заканчиваются абортами либо реализуются в неполные материнские семьи.
При анализе семейного положения респондентов установлено, что лишь 67,2% семей, воспитывающих детей вне брака, признали свои семьи неполными. Возможно, это означало проживание женщины в консенсуаль-ном браке с отцом ребенка или другим мужчиной либо нежелание женщины по каким-то причинам считать себя матерью-одиночкой. Самая высокая доля таких женщин наблюдалась среди юных матерей этой группы (73,8%).
Причины, побудившие женщин не регистрировать брак с отцом ребенка, были различными. В 42,5% случаев это было нежелание отца ребенка регистрировать брак, в 13,2% – желание женщины создать неполную семью, в 11,6% – злоупотребление отца алкоголем или употребление им наркотиков, в 10,1% – состояние его в браке, у 22,7% респондентов имелись другие причины.
Как следует из таблицы 8, удельный вес женщин, выросших в неполных семьях или в детском доме, среди матерей II (25,9%) и V групп (27,2%) был значительно выше, чем у женщин I группы (15,0%). Несомненно, что рождение ребенка как конечный результат внебрачной беременности, прежде всего, определяется более свободным отношением к сексу, в том числе и добрачному. У ребенка, воспитывающегося в неполной семье и видящего достаточно частую смену половых партнеров, если она даже и вынужденная, сформируется соответствующее представление о взаимоотношениях полов. Доля женщин, воспитывающихся в неполных семьях или в детских домах, в III группе была несколько ниже, а в IV, напротив, выше, чем в I группе, однако различия были статистически незначимы. Следовательно, состав семьи, в которой воспитывалась женщина, безусловно, оказывает влияние на ее отношение к браку, рождению детей, их число и собственно механизм ее вступления в семейную жизнь, а также на ее репродуктивное поведение.
Поскольку мнения матерей анализировались после рождения ребенка и отражали уже фактическое или в некоторых случаях желаемое представление женщины о планировании детей, они не могут считаться вполне объективными, так как респонденту далеко не всегда удается исключить субъективность в определении своего мнения по этому поводу. Например, явно вызывает сомнение достоверность планирования рождения детей 36,2% женщин II группы.
В связи с этим необходимо провести анализ причин рождения детей. Исследование показало (прил. 15), что у женщин I группы лишь в 80,4% случаев отмечалось плановое рождение ребенка в полной семье. Среди остальных причин наиболее значимыми являлись следующие формулировки: не решилась на аборт, отец ребенка обещал жениться. Для респондентов II группы ведущими причинами рождения ребенка были: боязнь аборта (26,3%), позднее диагностирование беременности (22,3%), надежда на то, что отец полюбит ребенка и женится (16,3%). В III группе ведущим мотивом было плановое рождение ребенка в полной семье – 58,2% случаев. Некоторые опрашиваемые женщины (17,7%) утверждали, что напротив, родили ребенка с целью создания неполной семьи, так как, по их мнению, у них не было шансов на удачный брак, что вполне закономерно, поскольку 38,2% этой группы составляли незамужние женщины. Заслуживает внимания тот факт, что женщины IV группы планировали рождение ребенка только в 67,1% случаев. В то же время некоторые из них (16,8%) не решились на аборт либо имели позднее диагностирование беременности (7,4% случаев). В V группе рождение ребенка с целью создания неполной материнской семьи наблюдалось лишь у 29,5% респондентов. Довольно значительную часть составляли женщины, которые были введены в заблуждение обещаниями отцов детей зарегистрировать брак, либо надеялись рождением ребенка побудить его сделать это. В 7,4% случаев отмечался парадоксальный ответ: «плановое рождение ребенка в полной семье». Однако 32,8% женщин этой группы, по их мнению, жили в браке, который не был юридически зарегистрирован. Следовательно, рождение внебрачного ребенка у подавляющего большинства одиноких матерей не планировалось. Достаточно весомой причиной, особенно для женщин II группы, была надежда на заключение брака после рождения ребенка. У значительной части респондентов всех групп рождение детей происходило в результате случайных беременностей. Таким образом, твердой сознательной установки на рождение ребенка не было даже в полных семьях всех типов.
Наибольший удельный вес женщин, имеющих аборты, наблюдался в IV и V группах (67,7 и 70,3%), значительно превышая долю таковых во II группе (18,3%), где она была наименьшей (рис. 8). Различия были статистически значимы (t = 8,67; p 0,001 и t = 10,18; p 0,001). Между тем во II группе 26,2% от общего числа женщин, производивших аборты, имели их в анамнезе по два и более. Удельный вес абортов у респондентов I и III групп был практически одинаков и ниже, чем в V. Различия статистически значимы (t = 5,48; р 0,001; t = 4,87; р 0,001).
Влияние социально-гигиенических факторов на обращаемость за медицинской помощью по поводу острых заболеваний детей раннего возраста
Состояние здоровья детей формируется под влиянием конкретных социально-экономических условий их жизни и в конечном итоге определяет их заболеваемость и обращаемость за медицинской помощью.
Оценка влияния социально-гигиенических факторов на состояние здоровья детей проводилась с помощью однофакторного дисперсионного анализа [212]. За результативный признак принята кратность заболеваний в год. При этом учитывались только те из перенесённых ребенком заболеваний, которые характеризуют состояние его неспецифической резистентности, то есть не рассматривались заболевания, протекающие длительно (врожденная патология, анемия, болезни нервной системы, рахит, гипотрофия).
Установлено, что самая низкая доля неболеющих детей была на втором году жизни, а наиболее высокая – на третьем (табл. 16). При этом максимально низкие значения отмечались во II (5,2–7,6%) и V группах (5,3– 7,8%), что было значительно ниже, чем в I и III группах.
Доля редко болевших (1–3 раза в год) по годам жизни у детей II–V групп была несколько меньше, чем в I группе. Напротив, удельный вес ЧБД (4 и более случаев в год) выше. В особо неблагополучных II и V группах он составил по годам жизни соответственно 31,2%, 29,7%, 26,4% и 30,6%, 28,7%, 26,1%, тогда как у детей I группы – 22,7%, 20,9% и 17,2%. В группе ЧБД были выделены как особо неблагополучные дети с 7 и более случаями заболеваний в год. Доля таких детей во II, IV и V группах была значительно больше, чем в I группе, а максимальный удельный вес их во всех группах наблюдался на втором году жизни детей (14,0% во II группе). Различия между частотой острых заболеваний детей I и II, IV и V групп были статистически значимы.
С помощью однофакторного дисперсионного анализа выявлены независимые переменные, оказывающие существенное влияние на частоту острых заболеваний у детей раннего возраста, и установлена доля каждой в общей дисперсии (прил. 25).
Наиболее выраженное влияние на частоту возникновения острых заболеваний у детей раннего возраста оказывало состояние их здоровья в предшествующий период жизни. В первый год жизни детей это наличие острых заболеваний в период новорожденности (2 = 16,7%), на втором и третьем годах жизни – их частота в предыдущие годы (2 = 18,5%, 2 = 19,7%). Наличие «фоновых» заболеваний (атопический дерматит, рахит, гипотрофия, анемия) снижало реактивность организма ребенка, а также способствовало большей частоте острых заболеваний. Между наличием рахита в период первого года жизни и здоровьем детей установилась существенная связь: на первом (2 = 7,7%) и втором году жизни (2 = 6,9%). Наличие гипотрофии повышало заболеваемость детей первых двух лет жизни (2 = 7,5%, 2 = 4,4%). Значительное воздействие атопического дерматита отмечено также только на первом и втором годах жизни (2 = 7,0%, 2 = 3,5%). На частоту острых заболеваний детей первых двух лет жизни негативно влияли перинатальная энцефалопатия (2 = 3,4%, 2 = 2,5%) и анемия (2 = 2,2%) у детей первого года жизни.
Выявлена зависимость кратности заболевания детей от жилищных условий (2 = 14,4%, 2 = 7,6% и 2 = 8,2%) и уровня материального дохода семьи (2 = 3,5%, 2 = 9,5% и 2 = 8,9%).
Комплексная оценка материально-жилищных условий семьи позволила установить воздействие этого фактора на кратность заболевания у детей на первом (2 =15,8%), втором (2 = 12,8%) и третьем годах жизни (2 = 10,8%).
Установлено достаточно сильное воздействие такой переменной, как рождение ребенка вне брака (2 = 8,7%, 2 = 11,4% и 2 = 13,6%), что вполне согласуется с наличием многочисленных психологических и социальных проблем в первично неполных материнских семьях. К тому же значительная часть таких семей была образована первородящими женщинами в возрасте до 18 лет и 30 лет и старше.
Было выявлено существенное воздействие возраста матери к моменту рождения ребенка на кратность заболеваний детей первых трех лет жизни, с тенденцией увеличения силы влияния с их возрастом (2 = 5,1%, 2 = 8,2% и 2 = 6,0%). Это, вероятно, было связано как с биологическими, так и социальными компонентами этой переменной. Влияние возраста отца было выражено незначительно (2 = 1,3%, 2 = 0,9% и 2 = 0,9%).
Наиболее высокая кратность острых заболеваний наблюдалась у первенцев и детей от высоких порядков рождения (2 = 11,5%, 2 = 8,0% и 2 = 10,8%).
Переменные, связанные с акушерским анамнезом матери ребенка, воздействовали не далее второго года жизни. Так, наличие патологии беременности влияло на кратность заболевания детей только на первом году их жизни (2 = 2,0%). Дети, родившиеся у матерей, которые имели в анамнезе аборты и выкидыши, были чаще подвержены заболеваниям на первом (2 = 2,5%) и втором (2 = 0,9%) годах жизни. Заболеваемость недоношенных детей и детей с большой массой при рождении в течение всех первых трех лет жизни была выше, чем доношенных, с нормальной массой при рождении (2 = 3,8%, 2 = 3,0%, 2 = 3,5%).
Характер вскармливания оказывал уменьшающееся с возрастом детей влияние (2 = 9,4%, 2 = 3,8% и 2 = 3,4%).
Из переменных, характеризующих образ жизни ребенка, наиболее значащим было влияние закаливания (2=13,4%, 2=5,6% и 2=7,0%). Кратность заболевания детей также находилась в зависимости от регулярности и длительности прогулок (2 = 3,4%, 2 = 1,9% и 2 = 3,1%). Проведение массажа снижало кратность заболевания у детей первых двух лет жизни (2 =2,5%, 2=2,2%). Регулярное купание ребенка способствовало большей резистентности его организма к простудным заболеваниям ((2 =2,8%, 2 =2,8% и 2=3,6%). Соблюдение режима сна снижало частоту заболевания детей (2=1,4%, 2=1,7% и 2=2,65%). Соблюдение режима питания оказывало существенное значение на заболеваемость детей третьего года жизни (2=2,5%).
Изучалось влияние ряда переменных, характеризующих лечебно-профилактическую помощь беременным и детям раннего возраста: своевременность постановки на учет и регулярность наблюдения беременных в женской консультации, регулярность профилактического наблюдения детей, полнота выполнения назначений врача и т. д. Своевременное взятие беременных под наблюдение женской консультацией снижало заболеваемость детей на первом и втором годах жизни (2 = 10,0% и 2 = 0,9%). Регулярное профилактическое наблюдение детей было одним из факторов, способствующих повышению неспецифической резистентности детей (2 = 3,6%; 2 = 3,7% и 2 = 3,6%). Точное выполнение назначений врача снижало кратность заболеваний ребенка на первом (2 = 2,1%), втором (2 = 3,0%) и третьем годах жизни (2 = 3,3%). Самолечение, напротив, отрицательно сказывалось на состоянии здоровья ребенка (2 = 3,2%, 2 = 4,3% и 2 = 6,5%).
Частота заболеваний у детей зависела от длительности непосредственного материнского ухода. Статистически достоверное воздействие этого было установлено на первом (2 = 2,2%) и втором годах жизни (2 = 3,0%). Одной из причин, в наибольшей степени повышающих кратность заболеваний у детей, было посещение ими детских дошкольных учреждений. Сила влияния составила на первом году жизни детей 3,4%, на втором –17,6%, на третьем – 13,3%. Способствовало росту частоты острых заболеваний организованных детей посещение ими детских дошкольных учреждений с начальными признаками заболеваний. Степень влияния составила на втором году жизни 3,2%, на третьем – 4,2%.
С улучшением качества непосредственного материнского ухода повышалась сопротивляемость детей болезням (2 = 9,9%; 2 = 9,7%; 2=4,3%).
Заболеваемость детей первых трех лет жизни зависела от степени выраженности алкоголизации их матерей. Влияние этого фактора увеличивалось с возрастом ребенка и составило на первом году жизни 3,6%, на втором – 8,2%, на третьем – 13,3%. Аналогичным было и влияние злоупотребления алкоголем отцов (2 = 8,0%; 2 = 5,3% и 2 = 6,1%). Неблагоприятный психологический климат в семье способствовал увеличению частоты заболеваний у детей (2 = 3,1%; 2 = 4,2%; 2 = 5,5%).
Прогноз частоты острых заболеваний у детей раннего возраста
Эффективная деятельность системы охраны материнства и детства, педиатрической службы, участковых врачей, а в дальнейшем семейных врачей будет связана с разработкой адекватных прогнозов состоянии здоровья, в том числе частоты острых заболеваний у детей раннего возраста.
Несмотря на то, что имеется разница в уровнях заболеваемости детей из полных семей, образованных материями в возрасте 20–29 лет, а также детей из неполных семей и семей, образованных юными матерями, при прогнозировании частоты острых заболеваний дифференцированная оценка проводилась для всего массива детей, потому что тип семей рассматривался как один из факторов дифференцированного наблюдения.
Состояние здоровья детей в значительной степени зависит от реактивности их организма, проявляющейся, прежде всего, через кратность острых заболеваний. Достижение успеха в профилактике острых заболеваний определяется ранним выявлением ослабленных детей и проведением оздоровительных мероприятий среди данного контингента. Повышение эффективности диспансерного наблюдения таких детей достигается, как правило, за счет снижения кратности острых заболеваний и предупреждения их неблагоприятных исходов. Это возможно только при условии индивидуального подхода к детям с учетом комплекса причин, определяющих особенности развития и течения патологического процесса. Однако не во всех случаях врачи-педиатры могут учесть имеющиеся у детей факторы риска. Многочисленность этих характеристик, к тому же находящихся в постоянном взаимодействии, затрудняет возможность найти специфические подходы к каждому ребенку.
Улучшить качество и эффективность диспансерного наблюдения за детьми возможно на основе прогнозирования у них степени риска возникновения острых заболеваний. В связи с этим была построена модель дискрими-нантного анализа (модуль Discriminant Analysis пакета статистических программ SPSS 12.0), позволяющая на основе оценок по независимым переменным прогнозировать принадлежность детей к той или иной группе диспансерного наблюдения.
В соответствии с методикой проведения дискриминантного анализа при наличии трёх классификационных групп возможно образование двух дискриминантных функций. Обе дискриминантные функции дали значимые результаты для разделения между группами и, следовательно, могут быть использованы соответствующим образом. Однако первая функция дает вероятность прогноза по годам жизни детей в пределах 91,1–92,4%, а вторая только 7,6–8,9% (табл. 26).
Достигнутая точность прогнозирования представлена в таблице 27. На первом году жизни детей корректно классифицированы 83,8% исходных сгруппированных наблюдений, на втором году – 75,7%, на третьем – 87,3%.
Несмотря на то что точность прогнозирования недостаточно высока, следует учесть, что наибольший интерес представляют крайние группы: не-болеющие и часто болеющие. Достигнутая точность прогнозирования здесь вполне достаточная на первом году жизни – 86,0% для 1 группы (неболею-щие дети) и 90,1% для 3 группы (часто болеющие дети), на втором году – 89,3% и 86,3%, на третьем году – 91,5% и 87,4%. Группа редко болеющих детей занимает серединное положение. Поэтому если входящие в нее дети имеют выраженные проявления неблагоприятных переменных, например, мать ребенка ведет асоциальный образ жизни, семья проживает в плохих жилищных условиях, или ребенок имел неудовлетворительное состояние здоровья и т.п., то их также можно отнести в группу усиленного наблюдения и проводить соответствующие профилактические мероприятия.
В связи с тем, что требуемая для процедуры независимость признаков никогда в полной мере не достигается, на практике количество ошибок нередко бывает выше теоретического за счёт единиц наблюдения, у которых отмечается достаточное число признаков, соответствующих не той группе, к которой они относятся в действительности [83].
Следовательно, возникают предпосылки создания базы данных в SPSS на основе посемейного обследования детей и данных о состоянии их здоровья и медицинского обслуживания с последующим прогнозированием возможной частоты острых заболеваний. Программа совместима с Windows и позволяет экспортировать данные из различных видов баз. При этом освоение SPSS не представляет сложности для пользователя ПК среднего уровня. Техника проведения дискриминантного анализа в программе SPSS несложна и подробно изложена в соответствующих руководствах [47; 190 и др.]. Среднему медицинскому работнику, имеющему навыки работы с ПК, вполне доступно ее усвоение. Более того, оснащение амбулаторно-поликлинических учреждений ПК предполагает создание баз данных с целью их последующего анализа, в том числе и современными статистическими методами. Это позволяет использовать данную методику в повседневной работе для прогнозирования частоты острых заболеваний у детей раннего возраста. Весьма целесообразно проводить данную процедуру в отделении диспансеризации детской поликлиники, концентрируя там необходимую информацию в единой базе данных. Во-первых, при этом необходимо обучить всего одного–двух сотрудников, во-вторых, точность прогнозирования растет с увеличением объема анализируемой совокупности [83].
При отсутствии по каким-либо причинам такой возможности вполне допустимо воспользоваться уже разработанными, готовыми прогностическими таблицами. С этой целью на основе проведенного анализа были построены прогностические таблицы (прил. 30–32), которые содержат переменные, их градации и произведения последних на дискриминантные коэффициенты.
При автоматизированной обработке данных для определения прогнозируемой группы используются обе функции. Однако, в связи с тем, что первая функция дает более 90% прогноза, а вторая – менее 10%, при «ручном» применении уже разработанных прогностических таблиц вполне достаточно использование одной – первой функции. Некоторая потеря точности, возникающая в этом случае, вполне допустима.
Таким образом, у детей, имеющих значения дискриминантного коэффициента –1,167, можно ожидать высокую степень частоты острых заболеваний на первом году жизни, –0,997 – на втором году жизни и –1,552 – на третьем.
Например, ребенок Г., в возрасте 1 года и 1 месяца, воспитывающийся в неполной (без отца) семье, с достаточно низким уровнем материального благосостояния, семья проживает в удовлетворительных жилищных условиях, возраст матери при рождении ребенка – 28 лет, роды – первые, ребенок находился на искусственном вскармливании, в семье имеются хронические больные. Ребенок родился доношенным, на первом году жизни переболел четыре раза ОРЗ, атопического дерматита, гипотрофии и рахита не было диагностировано. Ребенок регулярно наблюдается в поликлинике, в случае заболевания ребенка мать нередко прибегает к самолечению или выполняет не все назначения врача. Взаимоотношения в семье – хорошие, мать ребенка алкоголем не злоупотребляет. Прогулки и купание ребенка совершаются нерегулярно, ребенок посещает детский сад.
Проведем прогнозирование риска возникновения частых заболеваний у данного ребенка, воспользовавшись для этого прогностической таблицей для детей второго года жизни.
Подставив значения дискриминантных коэффициентов в формулу, рассчитаем значение их суммы:
Z=0,072+0,171+0,402+0,112+0,432+0,338–0,082+0,072+3,687–0,144+0,476+ +0,089+0,466+1,72–0,286+0,405+0,436+0,208+2,46 –8,267 = 2,803
В соответствии с оценочной таблицей (табл. 28) относим ребенка к 3 группе, он подлежит дифференцированному наблюдению как угрожаемый по частоте возникновения острых заболеваний. В действительности в дальнейшем на втором году жизни он переболел четыре раза ОРЗ и один раз отитом. Следовательно, имеет место совпадение прогнозируемых характеристик с реальными фактами.
Источник