Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2006 г. N 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2006 г. N 60
«Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга»
С изменениями и дополнениями от:
4 сентября 2012 г., 25 мая 2017 г.
ГАРАНТ:
О взаимодействии Роспотребнадзора и Росгидромета по реализации настоящего постановления см. приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Росгидромета от 22 ноября 2007 г. N 329/384
Во исполнение настоящего постановления см. приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15 февраля 2006 г. N 23, приказ Федерального медико-биологического агентства от 17 марта 2006 г. N 71 и приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 августа 2007 г. N 246
В соответствии со статьей 45 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 426 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 23, ст. 2436).
Председатель Правительства
Российской Федерации
2 февраля 2006 г.
Положение
о проведении социально-гигиенического мониторинга
(утв. постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2006 г. N 60)
С изменениями и дополнениями от:
4 сентября 2012 г., 25 мая 2017 г.
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения социально-гигиенического мониторинга на территории Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2. Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека (далее — мониторинг).
3. При ведении мониторинга решаются следующие задачи:
а) гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения;
б) выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;
в) установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
г) подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека.
4. Мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2017 г. N 631 в пункт 5 внесены изменения
5. При проведении мониторинга используются данные Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального медико-биологического агентства, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы государственной статистики, структурных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации и их учреждений.
ГАРАНТ:
О сборе данных социально-гигиенического мониторинга за 2005 г. см. приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 февраля 2006 г. N 22
6. В целях ведения мониторинга используются данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдений:
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 882 в подпункт «а» внесены изменения
а) за состоянием здоровья населения — наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения;
б) за факторами среды обитания человека, включая:
биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные) — наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
химические, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду, — наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой государственной статистики;
физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения) — наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
социальные (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) — наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по труду и занятости и Федеральной службой государственной статистики;
природно-климатические факторы, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду, — наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой государственной статистики.
За состоянием здоровья населения и за факторами среды обитания человека наблюдения также ведутся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, органах безопасности, органах внутренних дел, а также в отдельных отраслях промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.
7. На основе данных мониторинга Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека формирует федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга, который представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, формируемую на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.
ГАРАНТ:
См. Перечень показателей и данных для формирования Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30 декабря 2005 г. N 810
8. Представление данных мониторинга и обмен ими между федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и другими организациями, участвующими в проведении мониторинга, осуществляются на безвозмездной основе в порядке, устанавливаемом Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
9. Проведение мониторинга обеспечивает:
а) установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;
б) прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;
в) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;
г) разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
д) информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении мониторинга.
10. Мониторинг проводится в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами, издаваемыми Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Социально-гигиенический мониторинг осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население указанных факторов. Мониторинг проводится Роспотребнадзором совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2006 г. N 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 6 ст. 713, в «Российской газете» от 17 февраля 2006 г. N 34
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 25 мая 2017 г. N 631
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 882
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Источник
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга — Социально-гигиенический мониторинг
Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга
Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга
Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека. При ведении мониторинга решаются следующие задачи:
- гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения;
- выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;
- установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
- подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека.
Организация и ведение СГМ на федеральном и региональном уровнях регламентируется следующими законодательными документами: Законом Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 45 «Социально-гигиенический мониторинг»), Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга», приказами Роспотребнадзора.
В Архангельской области порядок ведения СГМ определяется Постановлением администрации области от 27.06.2002 № 123 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге в Архангельской области», которым также утвержден перечень показателей, подлежащих мониторированию. В Архангельской области действует ряд приказов, определяющих мониторинг факторов среды обитания и здоровья населения.
В 2007 году разработана и исполняется ведомственная целевая программа «Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга в Архангельской области («Соцгигмониторинг в Архангельской области») Управления Роспотребнадзора по Архангельской области на 2008 — 2010 годы.
Источник
Социально-гигиенический мониторинг
Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека (далее — мониторинг).
В свете последней редакции закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, а также Постановлений Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» и от 16 мая 2005 г. N 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности» социально-гигиенический мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. При ведении мониторинга решаются следующие задачи:
а) гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения;
б) выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;
в) установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
г) подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека.
В целях ведения мониторинга используются данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдений:
а) за состоянием здоровья населения — наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
б) за факторами среды обитания человека, включая:
- биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные);
- химические, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду;
- физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения);
- социальные (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха);
- природно-климатические факторы, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду.
На основе данных мониторинга Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека формирует федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга, который представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, формируемую на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинно- следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.
Задачи и функции отдела
1. Организует систему наблюдения и сбора информации в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга;
2. Организует и контролирует формирование федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга, в том числе передачу данных в сроки с огласно приказу Роспотребнадзора о сборе данных социально-гигиенического мониторинга;
3. Организует и контролирует формирование информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга в Калужской области;
4. Организует взаимодействие с организациями — участниками социально-гигиенического мониторинга по обмену информацией о состоянии здоровья населения и среды обитания;
5. Осуществляет политику единства и преемственности в программно-аппаратном обеспечении социально-гигиенического мониторинга;
6. Формирует материалы социально-гигиенического мониторинга для ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, информационных бюллетеней и аналитических справок;
7. Разрабатывает методические материалы по ведению социально-гигиенического мониторинга;
8. привлекает в установленном порядке научные и иные организации, ученых, экспертов и специалистов для проработки вопросов ведения социально-гигиенического мониторинга.
9. Осуществляет на основании заключительного анализа представленных данных и аналитических материалов первичного анализа: — выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека; — прогнозирование динамики наблюдаемых явлений на территории Калужской области; — определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействий вредных факторов среды обитания на здоровье населения.
10. Организация и участие в проведении научно-исследовательских работ по данному направлению деятельности.
11. Подготовка предложений по совершенствованию кадрового, программного и аппаратно-технического обеспечения социально-гигиенического мониторинга.
12. Участие в процессе подготовки кадров по вопросам социально-гигиенического мониторинга.
Источник