Меню

Социально гигиенические проблемы нарушения здоровья

Болезни как социально-гигиенические проблемы

И настоящее время такие заболевания как сердечно-сосудистые, новообразования, травматизм, нервно-психические, инфекционные, туберкулез, наркомания, венерические, аллергические заболевания, МИД,необходимо рассматривать как важнейшие социально-гигиенические проблемы. Обусловлено это тем, что указанные заболеваниянаносят большой экономический ущерб обществу из-за их большойпродолжительности и тяжести, а также расходов, связан­ных с оплатой пособий по социальному страхованию и пенсий по инвалидности. Большие экономические потери они также прино­сятпроизводству. Решать проблему снижения распространенности них заболеваний и травматизма необходимо совместными усилия­ми государства, общественности и медицины.

Сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место среди тех причин смерти в большинстве экономически развитых стран мира, в том числе и в России. В нашей стране они занимают первое место среди причин инвалидности. Наиболее распространен­ными являются ишемическая болезнь сердца и гипертоническая болезнь.

Злокачественные новообразования — занимают второе место среди причин смерти. Прежде всего, этим, а также высокими экономи­ческими потерями вследствие преждевременной смерти и инвалидизации объясняется социально-гигиеническое значение таких за­болеваний. У мужчин в структуре смертности первое место занима­ет рак органов дыхания, второе — рак желудка, третье — рак пищевода.У женщин на первом месте — рак желудка, на втором — рак молочной железы, на третьем — рак шейки матки. Смертность от ракау женщин значительно выше, чем у мужчин.

Туберкулез — им чаще болеют мужчины в возрасте 20-40 лет (чаще всего лица, употребляющие алкоголь, лишенные свободы за совер­шение преступления, бомжи).

Профилактика туберкулеза ведется в двух направлениях:

Травматизм — занимает третье место среди причин смерти насе­ления. В последнее время отмечается рост травматизма со смер­тельным исходом, с переходом на инвалидность, с временной утра­той трудоспособности. Травматизм у мужчин в 1,5-2 раза выше, чем у женщин. В структуре первичной инвалидности, т.е. среди причин выхода на инвалидность, травмы занимают второе место после сердечно-сосудистых заболеваний.

Психические расстройства — социально-гигиеническая их значи­мость определяется высокой инвалидизацией заболевших (нередко с детского возраста), большими перерывами в трудоспособности больных и их асоциальном поведении. Статистический анализ по­казывает, что психические болезни среди всех причин смерти со­ставляют до 0,05%, а в структуре общей заболеваемости — 5%.

Социально-гигиенические аспекты любого заболевания требуют решения четырех задач:

1) знания распространенности заболевания (причин смерти) в обществе;

2) определения ущерба, причиняемого заболеванием обществу;

3) выявления социального генеза заболевания (социальных фак­торов);

4) разработки медико-социального комплекса оздоровительных мероприятий.

Рассматривая болезни как социально-гигиенические проблемы, необходимо с точки зрения организации и планирования здравоохра­нения уделить особое внимание проблеме определения приоритетов.

Выделение каких-то заболеваний (явлений, состояний) как при­оритетных, означает, что общество, государство намерено уделять им большее, нежели прочим, внимание в плане профилактики, ди­агностики, лечения.

Долгое время в нашей стране приоритетами считались заболева­ния системы кровообращения и новообразования — как основные причины смерти населения.

Однако заменой волюнтаристских методов управления народ­ным хозяйством на экономические было признано (как и во многих странах мира), что указанные болезни естественным образом присущи людям старших, пенсионных возрастов. Следовательно, приоритетное развитие мероприятий по борьбе с ними экономи­чески не оправдано, т.к. общество не получит адекватной вложен­ным средствам отдачи в виде вновь созданного валового внутреннего продукта (ВВП).

Поиски иных подходов в определении приоритетов выдвинули им первый план травматизм (включающий несчастные случаи и травления): он в целом занимает третье место среди причин смерти, но его уровень резко поднимается в возрасте около 20 лет, сохраняется высоким до пенсионного возраста, а затем падает. Таким образом, реализация мероприятий по борьбе с травматизмом Может обусловить реальное сокращение и рост ВВП. Однако система здравоохранения в очень малой степени может влиять на травматизм и смертность от него, т.к. подавляющее большинство причин смерти в данном классе — несчастные случаи, связанные с транс­портом и огнем, отравления, утопления, убийства и самоубийства. И настоящее время приоритеты в здравоохранении определяются двумя требованиями: выбрать виды деятельности, позволяющие реально сократить трудопотери, и на которые может влиять здраво­охранение.

Таковыми в целом для страны оказались, во-первых, организа­ции и управление скорой медицинской помощью, а вовторых развитие мероприятий по снижению младенческой смертности.

Читайте также:  Можно ли считать сильный загар показателем здоровья кожи

Физическое развитие

Термин физическое развитие может употребляться в двух вариантах:

1) физическое развитие индивидуума — совокупность признаков, харастеризующих состояние и изменение форм и размеров тела (рост, вес, окружность груди и пр.) и определенных функциональ­ных признаков организма (жизненная емкость легких, сила мышц и т.д.);

2) физическое развитие как показатель общественного здоровья Какой-либо определенной группы людей, контингентов населе­нии — уровень и динамика определенных усредненных параметров физического развития этой группы (контингента).

Параметры физического развития населения принято представ­ишь в виде сводных таблиц — так называемых стандартов физического развития для отдельных территорий с разбивкой по полу, воз­расту, национальности, социальному положению и пр.

Уровень физического развития населения во многом зависит от социально-экономических факторов — питания, условий прожива­ния и работы, экологической среды, приверженности к здоровому образу жизни и пр.

Оценки физического развития важны не только как социально-гигиенические характеристики населения, но и для ряда смежных направлений медицинской деятельности. Так, они имеют большое клинико-диагностическое значение в так называемой конституцио­нальной диагностике — определении конституциональной предрас­положенности и конституциональных особенностей течения забо­левания. Показатели физического развития используются для вы­явления антропометрических маркеров (признаков) риска ряда за­болеваний и патологических состояний.

Выделяют следующие основные признаки физического разви­тия, подлежащие изучению:

1. Антропометрические, т.е. основанные на измерении размеров тела, скелета человека и включающие:

— соматометрические — размеры тела и его частей;

— остеометрические — размеры скелета и его частей;

— краниометрические — размеры черепа.

2. Антропоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей: развитие жирового слоя, мускулату­ры, форма грудной клетки, спины и т.д.

В последние десятилетия для большинства экономически раз­витых стран характерен процесс акселерации — ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.

Различают два вида акселерации:

1. Гармоническая — параллельное ускорение роста и биологи­ческого созревания, что приводит к более раннему заверше­нию детства;

2. Дисгармоническая — ускорение роста может не сопровождать­ся ускорением созревания.

Причины акселерации не совсем ясны, но есть предположения, что ими являются:

— улучшение питания детей (увеличение потребления белков, жиров, витаминов и др.);

— более интенсивная инсоляция;

— урбанизация (ускорение темпов городской жизни возбуждает ЦНС и активизирует ее тропные функции);

— генетический эффект (смешивание населения, гетеролокальные браки и т.д.).

Источник

Социально гигиенические проблемы нарушения здоровья

Развитие сферы образования в современных условиях сопровождается дальнейшей интенсификацией учебной деятельности школьников и студентов, широким использованием технических средств и компьютерных технологий в образовательном процессе, постоянным увеличением информационного потока, что требует от молодых людей наличия адекватного физического, умственного и психоэмоционального потенциала. Ухудшение социально-экономических условий жизни населения страны, нарастание экологического неблагополучия приводят к изменению качества жизни, что негативно сказывается на состоянии здоровья обучающейся молодежи [1,9]. Проблема охраны здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед обществом и государством, поскольку молодые люди формируют в дальнейшем кадровый потенциал страны [2]. Создание дружественного к ребенку здравоохранения обеспечивается совершенствованием нормативно-правового обеспечения в области охраны здоровья детей, поддержкой успешно реализуемых в регионах проектов создания клиник, дружественных к детям и молодежи [5].

Учитывая актуальность проблемы, целью исследования является научное обоснование системы социально-гигиенического мониторинга условий обучения, показателей здоровья и ценностных ориентаций обучающихся. В связи с этим нами проводится комплексное медико-социальное и педагогическое исследование состояния здоровья школьников и студентов. Комплексная оценка состояния здоровья студентов проводится в вузах г. Уфа (Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфимский государственный авиационный технический университет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации).

Нами также разрабатывается концептуальная медико-педагогическая модель, направленная на формирование ценностных ориентаций в отношении здорового образа жизни и профилактику девиантных форм поведения обучающихся.

Учитывая, что обучение студентов (по содержанию и интенсивности учебного процесса) существенно отличается в вышеперечисленных вузах, нами проводится сравнительное комплексное медико-социальное исследование, направленное на изучение гигиенических условий, образа жизни, системы ценностных ориентаций в отношении ЗОЖ, а также состояния здоровья студентов вузов г. Уфа.

Читайте также:  Очищающие чаи от сибирского здоровья

Нами проводится комплексная гигиеническая оценка условий обучения и проживания студентов высших учебных заведений. Анализируется воздушная среда образовательных организаций в процессе проведения учебных занятий. Оцениваются такие параметры, как температура и влажность воздуха (в теплое и холодное время года), движение воздуха, шум, химический состав воздушной среды, бактериологический анализ воздуха (количественный и качественный), аэронизация. Выявляется содержание радона в помещениях. Производятся замеры электромагнитных излучений (электрических и магнитных полей) в дисплейных классах образовательных организаций. Большое внимание уделяется определению показателей освещенности в аудиториях, лекционных, читальных и спортивных залах вузов. Также производится оценка коэффициента пульсации осветительных приборов.

Выявляются основные тенденции заболеваемости студентов вузов, проводится анализ репродуктивного здоровья студенток. Определяются основные медико-статистические закономерности заболеваемости по обращаемости (в случаях и днях), по данным углубленных медицинских осмотров, госпитализированной заболеваемости и пр. Исследуется заболеваемость различных возрастных, гендерных и социальных групп студентов.

Нами также выявляется зависимость состояния здоровья обучающихся от проанализированных гигиенических и социальных факторов. Создается модель прогнозирования изменений психофизического состояния обучающихся в соответствии с заданным оценочным уровнем на основе нейросетевых технологий. Определяются прогностические риски возникновения хронической патологии у школьников и студентов в зависимости от выраженности социальных факторов и уровня сформированности здоровьесберегающего поведения. Разработка модели проводится совместно с сотрудниками Финансового университета при Правительстве РФ [5]. Оценка эффективности комплексной программы проводится с использованием нейросетевых технологий. Нейросети, в частности многослойные персептроны (Multy Lauer Perseptron (MLP), являются универсальными аппроксиматорами и кластеризаторами, способными работать в сложных условиях моделирования, т.е. при наличии триады «НЕ-факторов» (неточности, неполноты, неопределенности данных). Исследуемые в статье социально-медицинские системы отличаются именно такими сложными условиями моделирования, причем с высоким уровнем априорной непараметрической неопределенности [4]. На основе общесистемных законов агрегирования и каскадного усиления разработан метод последовательного анализа и управления адекватностью нейросетевой модели восстановления нелинейных зависимостей при формировании здоровьесберегающего поведения обучающейся молодежи. Направлением дальнейших исследований является разработка практической методики отбора медико-социальных факторов для нейросетевой модели, содержащей как количественные, так и качественные показатели.

Разрабатывается и апробируется в учебном процессе образовательных организаций концептуальная медико-педагогическая модель, направленная на формирование позитивного гигиенического поведения и профилактику девиантных форм поведения обучающихся. Программа «Здоровье современной студенческой молодежи» разрабатывается в соответствии с современными инновационными педагогическими технологиями (интерактивными формами обучения). Особое внимание в данной работе уделяется вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике употребления ПАВ в молодежной среде, вопросам репродуктивного здоровья [6].

Одним из этапов нашей работы является проведение сравнительного анализа образа жизни, ценностных ориентаций и условий обучения студентов Российской Федерации (на примере г. Уфа), Великобритании (на примере г. Шеффилд, Sheffield University ) и Франции (на примере г. Руан, Université de Rouen).

Учитывая то, что здоровье в большей мере зависит от соблюдения человеком гигиенических норм и принципов здорового образа жизни [8,11], нами были разработано и внедрено в учебный процесс общеобразовательных школ республики Башкортостан методическое обеспечение гигиенического воспитания для обучающихся начальных классов и для родителей младших школьников. Курс и программа «Культура здоровья» для обучающихся начальных классов, а также курс и программа «Формирование здоровья» для родителей младших школьников утверждены как авторские Экспертным советом Управления народного образования администрации г. Уфа.

Реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информационный выбор в вопросах здорового образа жизни – важный фактор в формировании личности ребенка [10]. Основой гигиенического воспитания является формирование умений и навыков позитивного гигиенического поведения, а также активная деятельностная позиция в сохранении и укреплении здоровья своего и окружающих. Организация деятельности обучающихся должна быть ориентирована на активизацию ее мотивационно-потребностной, процессуальной и содержательной стороны [7].

В дальнейшем нами проводился анализ результативности курсов. Один из этапов оценки эффективности курсов и программ был посвящен анализу данных по заболеваемости. Исследование проводилось комплексно: рассматривалась заболеваемость по данным обращаемости, с временной утратой трудоспособности в случаях и днях. Оценивалась также госпитализированная заболеваемость.

Следует отметить, что более высокий уровень заболеваемости, по данным обращаемости, был отмечен в контрольных классах по сравнению с экспериментальными. Разница средних показателей за период наблюдения составила 20,7%, причем темп убыли показателя в основной группе — -33,2%, тогда как в контрольной группе — -14,57% .

Читайте также:  Доктор здоровье управление своим здоровьем

В экспериментальной группе заболеваемость, по данным обращаемости по поводу болезней органов дыхания, снизилась на 34,3%, тогда как в контрольной группе — всего на 4,2% (Р£0,05). Достоверно чаще обращаются обучающиеся контрольной группы по поводу болезней органов пищеварения (Р£0,01).

В процессе мониторинга заболеваемости выяснилось, что заболеваемость, по данным обращаемости, значительно отличается по месяцам года. Наибольший подъем заболеваемости регистрируется в феврале и первые весенние месяцы (март, апрель), что связано, видимо, с ослаблением иммунной резистентности организма, нарастанием утомления к концу учебного года. Следующий пик заболеваемости, по данным обращаемости, отмечается в октябре и обусловлен, по всей видимости, неблагоприятными погодными условиями и адаптацией обучающихся начальной школы к учебным нагрузкам.

Заболеваемость с ВУТ в днях достоверно выше в контрольной группе (Р£0,01) по сравнению с экспериментальной. Причем у школьников 2-го класса (на втором году обучения) в основной группе отмечается некоторое снижение числа дней временной нетрудоспособности (темп убыли -22,48), тогда как в контрольной группе этот показатель растет (темп прибыли +12,1). Наибольшая потеря дней трудоспособности сопровождает болезни органов дыхания. В экспериментальных классах отмечается снижение данного показателя в 1,32 раза, в контрольных классах за период наблюдения отмечается увеличение в 1,14 раза (Р£0,01). Достоверно более высокие показатели заболеваемости с ВУТ в днях были определены в контрольной группе по поводу болезней органов пищеварения (Р£0,01), болезней кожи и подкожной клетчатки (Р£0,01) по сравнению с экспериментальной группой. Следует обратить внимание на некоторое увеличение (в 2,34 раза) числа дней временной нетрудоспособности в контрольной группе при травмах, при этом в основной группе на втором году обучения не отмечаются потери в днях трудоспособности по данной причине.

Оценивалась также степень влияния гигиенического воспитания на заболеваемость обучающихся. Для этого был проведен корреляционный анализ между уровнем сформированности гигиенических навыков и заболеваемостью, по данным обращаемости, в результате которого была выявлена c ильная корреляционная связь между соблюдением режима дня школьниками и заболеваниями сердечно-сосудистой системы (= 0,9), нервной системы (= 0,74). Определено влияние закаливания на показатели заболеваемости по классу болезней органов дыхания (= 0,87), инфекционных и паразитарных болезней (= 0,73). Доказана c татистически значимая связь между физической подготовкой и заболеваниями костно-мышечной системы (= 0,88), сердечно-сосудистой системы ( = 0,67), нервной системы ( = 0,64). Итак, анализ показателей заболеваемости доказывает, что планомерное и целенаправленное формирование позитивного гигиенического поведения способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Один их этапов нашего исследования был посвящен оценке изменения умственной работоспособности обучающихся в процессе учебной деятельности. С этой целью были использованы фигурные таблицы по методике, разработанной в НИИ физиологии и фундаментальной медицины СО РАМН. Был произведен анализ 965 фигурных таблиц в контрольной и основной группах. Динамика изменения состояния нервной системы детей определялось по трем категориям коэффициента x :

1) «Функциональное состояние» — x ;

2) «Проявление утомления» — 1,5 ;

3) «Заметное утомление» — x>4 .

Наиболее значительное различие между результатами основной и контрольной групп было достигнуто в категории «Функциональное состояние» в начале учебной четверти. Темп убыли показателя от первого к последнему уроку (в начале недели) был в экспериментальной группе -9,8%, тогда как в контрольной группе — -39,3%. В конце недели данное преимущество в основной группе сохранялось от первого к последнему уроку (-11,4% против -40,1% соответственно). Однако следует отметить, что в конце учебной четверти отличие между показателями «Функционального состояния» изучаемых контингентов становится менее существенным. Темп убыли от первого к последнему уроку в начале недели в экспериментальной группе достигает –17,2%, в контрольной — –26,2%. В категории «Заметное утомление» положительных результатов в экспериментальной группе (по сравнению с контрольной) достигнуть не удалось.

Вывод: таким образом, изучение показателей заболеваемости и утомляемости доказывает, что формирование позитивного гигиенического поведения и улучшение гигиенических показателей среды способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся в процессе учебной деятельности.

Источник

Adblock
detector