104) Влияние социальных и экологических факторов на состояние здоровья детей и подростков. Критерии и группы здоровья.
В процессе роста и развития дети и подростки подвергаются воздействию различных факторов среды обитания, многие из которых можно рассматривать в качестве факторов риска для здоровья. Не являясь непосредственной причиной заболевания, эти факторы обусловливают функциональные отклонения роста и развития, способствуют возникновению заболевания, его прогрессированию и неблагоприятному исходу.
«Приоритетное» значение в развитии заболеваний у детей имеет экологический фактор (до 30%). Действие экологических факторов на формирование здоровья ребенка реализуется через:
— качество атмосферного воздуха
— качество питьевой воды
— качество пищевых продуктов
— интенсивность солнечной радиации
Наиболее распространенные социально-гигиенические факторы риска нарушения здоровья детей и подростков:
· неблагоприятные материально-бытовые условия в семье.
· не полный состав семьи. Заболеваемость детей в неполных семьях достоверно выше, чем в полных, и часто болеющих детей у них больше.
· напряженный психологический климат в семье.
· неполноценное питание. Необходимо следить, чтобы подросток вместе с пищей получал все нужные для развития питательные элементы. Недостаток витаминов и кальция в организме, наряду с избыточным весом — одна из самых распространенных проблем с подростковым здоровьем
· недостаточный объем двигательной активности.
· нарушения режима дня (повышенные вне учебные нагрузки, нерегламентированный просмотр телепередач, работа или игры за компьютером, недостаточная продолжительность сна и отдыха)
Факторы школьной среды определяют 12,5% заболеваемости в начальных классах, а к окончанию школы их влияние удваивается, достигая 20,7%.
Школьные болезни – это отклонения в здоровье детей, возрастом от 7 до 17 лет, спровоцированные образовательной перегрузкой, нарушением условий учебного процесса, режима питания и стресса.
Еще в середине XIX в. было установлено высокое распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, астении, анемии — заболеваний, получивших название «школьные болезни» из-за их очевидной связи с неудовлетворительной организацией обучения: недостаточной освещенности классов, неправильной формы и размеров школьной мебели, перегрузки учебными занятиями. В настоящее время снижение остроты зрения продолжает занимать одно из ведущих ранговых мест структуры заболеваемости школьников. За период обучения в школе распространенность нарушений зрения увеличивается в 2-3 раза. Острота зрения снижена у каждого шестого старшеклассника.
Нарушения осанки, в том числе сколиозы, также широко выявляются среди учащихся массовых школ, особенно 1-й ступени образования. За период обучения от начальных классов к старшим распространенность сколиозов увеличивается в 3,5-4 раза. Указанная патология выявляется у каждого 20-го старшеклассника.
В современной школе сформировались новые факторы, воздействующие на учащихся:
• интенсификация образовательного процесса;
• применение новых форм обучения, в том числе с увеличением продолжительности учебной недели;
• существенное снижение двигательной активности, выраженная гипокинезия;
Специалисты отмечают, что возросшие учебные нагрузки нередко в несколько раз превышают психофизиологические возможности учащихся. Первоклассники физически, психологически и умственно готовы воспринимать лишь 6-7% предлагаемого им объема нагрузки. У выпускников школы наблюдается резкое ухудшение нервно-психического здоровья, обусловленное, в том числе, дополнительными занятиями на подготовительных курсах вузов или занятиями с репетиторами.
Учебный день школьников младших классов достигает 10 ч, а старшеклассников — 12-15 ч. Нехватку времени учащиеся компенсируют за счет сокращения продолжительности сна и уменьшения двигательной активности. Положение усугубляется заменой подвижных игр во дворе на компьютерные игры. Сегодня не менее 75% детей школьного возраста страдают гиподинамией. К концу рабочего дня и недели у 40-50% школьников регистрируется выраженное утомление, у 60% — изменения артериального давления, у 80% — невроподобные реакции.
– правильное питание; – занятие спортом; – разминки; – обеспечение спокойной атмосферы;
– оптимизация учебного процесса.
Методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков включает 4 базовых критерия:
1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;
2) уровень достигнутого развития (физического и психического), степень его гармоничности;
3) уровень функционального состояния основных систем организма;
4) степень резистентности организма неблагоприятным внешним воздействиям.
В соответствии с изложенными критериями здоровья и методическими подходами к их выявлению дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья.
I группа – здоровые дети, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие, без функциональных и морфофункциональных отклонений.
II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные или морфофункциональные отклонения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, а также дети с низким уровнем иммунорезистентности организма – часто (4 раза и более в год) и (или) длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие.
Наличие функциональных отклонений, так часто определяющих отнесение ребенка ко II группе здоровья, имеют некоторые закономерности возникновения в состоянии здоровья детей в зависимости от их возраста.
Для детей грудного возраста характерно чаще всего возникновение функциональных отклонений в крови и аллергических проявлений без органического выраженного характера.
Для раннего возраста (до 3 лет) – в пищеварительной системе.
В дошкольном возрасте отклонения возникают в наибольшем числе систем организма – нервной, дыхательной, мочевыделительной, а также опорно-двигательном аппарате и ЛОР-органах.
В школьном возрасте максимальное количество отклонений возникает в сердечно-сосудистой системе и органе зрения (особенно в периоды снижения адаптации к учебной деятельности.
III группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (компенсации).
В среднем по России отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков.
IV группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.
V группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, дети-инвалиды.
При наличии нескольких функциональных отклонений и заболеваний у одного ребенка окончательная оценка состояния здоровья проводится по наиболее тяжелому из них. При наличии нескольких заболеваний, каждое из которых служит основанием для отнесения больного к III группе и снижении при этом функциональных возможностей организма, больного относят к IV группе здоровья.
Особое профилактическое значение имеет выделение II группы здоровья, поскольку функциональные возможности детей и подростков, отнесенных к этой группе, снижены, и при отсутствии медицинского контроля, адекватных коррекционных и лечебно-оздоровительных мероприятий у них существует высокий риск формирования хронической патологии.
Источник
Состояние здоровья подростков в современных условиях
Характеристика динамики состояния здоровья подростков в Российской Федерации за последние годы. Здоровье населения как своеобразное зеркало социально-экономического, экологического, демографического и санитарно-гигиенического благополучия страны.
Рубрика | Медицина |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 23.01.2016 |
Размер файла | 447,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Каждый пятый житель Земли является подростком. Люди данной возрастной группы подвергаются ряду важных психосоматических изменений, в результате которых формируется личность и закладывается ее здоровье. Не секрет, что здоровые подростки — успешное будущее любой страны. Все это и определяет актуальность выбора тема данной курсовой работы. Свои труды изучению проблемам здоровья подростков посвящали такие авторы, как: Бережная О.В., Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Малярчук Н.Н., Мигунова Ю.В., Николаева Ю.В., Чичерин Л.П. и др. Предметом исследования в данной работе выступает здоровье, как комплексное социально-биологическое явление, а объектом показатели заболеваемости среди подростков РФ. Целью написания данной работы является определение направлений развития социальной политики нашего государства, позволяющих улучшить состояние здоровья подростков, на основе анализа динамики и факторов заболеваемости среди граждан этой возрастной группы. Исходя из цели работы, перед нами стоят следующие задачи:
— охарактеризовать понятие здоровья и его виды;
— проанализировать динамику состояния здоровья подростков в нашей стране за последние годы;
— изучить основные условия жизни подростков в России;
— исследовать характер поведения подростков, влияющий на их здоровье;
— определить основы государственного регулирования охраны здоровья подростков;
— предложить пути популяризации здорового образа жизни среди подростков.
1.Здоровье подростков с медицинской и социальной точки зрения
1.1 Понятие здоровья и его виды
Здоровье — это наибольший дар природы. Человек получил совершенный организм прекрасной формы с универсальной стойкостью к различным условиям жизни — холоду и жаре, травмам и ранам, страхам и нервным потрясениям, голоду и заболеваниям. Но с возрастом здоровье людей ослабевает, а организм становится подвержен негативным воздействиям, развиваются заболевания. Они представляют собой патологию, возникшую в результате реакции на болезнетворное влияние. Заболевание выражается, как в нарушении жизнедеятельности личности, так и в возникновении компенсаторных процессов в теле и психике человека. Поэтому каждый индивид представляет собой единство двух противоположностей — здоровья и болезни.
Нужно отметить, что феномен здоровья привлекал внимание многих исследователей и сегодня является важнейшей мировой проблемой.
Научные работники используют множество определений и показателей разного содержания при характеристике состояния здоровья людей.
Здоровье чаще всего понимается как — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Такое определение понятия «здоровье» является наиболее чётким, понятным, полным и вмещает, прежде всего, биологические, социальные и психологические аспекты данной проблемы.
Выделяют три уровня описания ценности «здоровье»:
1) биологический — начальное здоровье предусматривает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов как следствие максимума адаптации;
2) социальный — здоровье являются мерой социальной активности, деятельности, отношения человеческого индивида к миру;
3) особый психологический — здоровье это не только отсутствие недугов, но способность человека противостоять негативным факторам окружающей среды, сохранять здоровье, это не только состояние организма, но и стратегия жизни человека.
Здоровье населения является своеобразным зеркалом социально-экономического, экологического, демографического и санитарно-гигиенического благополучия страны, одним из социальных индикаторов общественного прогресса, важным фактором, оказывающим влияние на качество и эффективность трудовых ресурсов.
Выделяют также духовное здоровье, которое зависит от духовного мира личности, составляющих духовной культуры человечества. К числу таких составляющих относятся образование, наука, религия, мораль, этика, отношение к смыслу жизни, идеалы, мировоззрение.
Для правильного понимания взаимосвязи между показателями здоровья и взаимодействием факторов окружающей среды в системе «человек — здоровье — среда» определяются три взаимосвязанных уровня здоровья: общественный, групповой и индивидуальный.
Первый уровень — общественный — характеризует состояние здоровья населения вообще и обнаруживает целостную систему материальных и духовных отношений, установившихся в обществе. Сюда можно отнести также уровень здоровья стран и уровень здоровья всего мира.
Второй — групповое здоровье, обусловленное спецификой жизнедеятельности людей данного трудового или семейного коллектива и непосредственного окружения, в котором находятся его члены.
Третий — индивидуальный уровень здоровья отдельной личности, формируется как в условиях всего общества и группы, так и на основе физиологических и психических особенностей индивида и неповторимого образа жизни, который ведёт каждый человек. Индивидуальное здоровье абсолютная ценность, находящаяся на высочайшей ступени иерархической шкалы ценностей, а также в системе философских категорий человеческого бытия.
Фактическое индивидуальное здоровье оценивается как состояние организма человека, при котором он способен полноценно и без вреда для себя выполнять свои биологические и социальные функции. Для человека, в зависимости от возраста, социальные функции представлены обучениям, трудовой деятельностью и, в конце концов, возможностью самостоятельно обеспечивать своё существование в бытовом плане, т.е. обходиться без посторонней помощи в быту.
О состоянии индивидуального здоровья человека делают вывод по данным антропометрии (изменения размеров тела — рост стоя, окружность грудной клетки, масса тела и прочие), результатам исследования некоторых физиологических показателей, оценка которых проводится с учетом возраста, пола, географических, климатических и других параметров. Во многом на индивидуальное здоровье влияет образ жизни человека.
Здоровье подростков оценивается на всех трех уровнях. Оно является наиболее важным, т.к. подрастающее поколение — это будущее нашей страны. В подростковом возрасте, к которому отнесён период жизни между от 10-11 до 13-14 лет (средний школьный возраст, некоторые исследователи включают в эту группу детей до 17-18 лет), у человека в идеале не должно наблюдаться никаких хронических заболеваний. А социальные функции представлены активным обучением, социализацией. Но, к сожалению, на практике это не соответствует действительности. Чтобы убедиться в этом рассмотрим динамику показателей здоровья подростков РФ.
1.2 Динамика состояния здоровья подростков в РФ
подросток социальный демографический
Важным медико-статистическим показателем состояния здоровья подростков является распространённость заболеваний. В 2014 году показатель распространённости заболеваний среди подростков РФ составлял 431 155 человек (6,3% от всего числа подростков). В первую пятёрку регионов с высочайшей распространённостью заболеваний среди подростков вошли: Центральный, Уральский, Северо-Западный округа. Наименьший показатель распространённости заболеваний подростков зарегистрированы в Сибирском и Дальневосточном округах: 1334 и 1552 на 10 000.
Структура распространенности болезней в 2014 году среди подростков представлена так:
— болезни органов дыхания (44,31 %) — наиболее часто встречаются туберкулёз, пневмония, бронхиальная астма, острые вирусные инфекции;
— травмы и отравления (9,54 %), большая часть приходится на черепно-мозговые травмы, переломы конечностей, пищевые отравления;
— болезни органов пищеварения (8,07 %) — лидируют гастриты и гастродуодениты, заболевания печени и желчевыводящих путей, вызванные нерациональным питанием;
— заболевания кожи и подкожной клетчатки (8,32 %) — часто встречаются стригущий лишай, инфекционная эритема, контактные и атопические дерматиты;
— болезни нервной системы (5,14 %), включая етский церебральный паралич, эпилепсию, миелиты, неврозы, невралгии и пр.;
— патологии костно-мышечной системы и соединительной ткани (4,61 %), среди которых очень распространены сколиоз позвоночника, ювенильные артрозы, плоскостопие;
— болезни мочеполовой системы (3,61 %), в особенности пиелонефрит, цистит, почечная недостаточность;
— заболевания глаз и придаточного аппарата (3,07 %);
— болезни системы кровообращения, новообразования, врождённые пороки (3,58 %). Одна треть числа болезней крови составляют лейкозы, число которых увеличилось среди детей младшего возраста и подростков.
— Патологи эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (1,58 %) — наиболее распространены сахарный диабет, ожирение, аутоиммунный тиреоидит. За последние годы чаще встречаются нарушения питания, анорексия и булимия, особенно среди девушек.
По анализу данных официальной статистической отчетности установлено, что за период с 2001 по 2014 год состоялись изменения в структуре распространённости болезней (приложение 1 — данные с официального сайта Росстата РФ).
Распространённость заболеваний среди подростков возросла с 3698300 тыс. чел в 2001 г. до . 431 155 человек в 2014 г. Увеличилось число травм и отравлений, заболеваний кожи, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, мочеполовой системы. Лидируют патологии органов дыхания, в особенности заболеваемость туберкулезом. В 2001 г. на втором месте стояли инфекционные заболевания, а в 2014 г. они переместились на 5 место, наметилась тенденция снижения числа эндокринных заболеваний и нарушений обмена веществ. Но значительно ухудшились показатели травм и отравлений среди подростков. Возросло количество новообразований и заболеваний крови и кроветворной системы. Ухудшилась ситуацию с ВИЧ-инфекцией и инфекциями, передающимися половым путем.
Динамику изменений показателей распространённости лучше всего оценивать по темпам их прироста. Так, с 2001 по 2014 годы наибольший прирост отмечен по таким классами болезней как: заболевания крови и новообразования (с 6,7 до 13,65 на 1000), врождённые аномалии, болезни кожи (с 12,2 до 24,0 на 1000) патологии опорно-двигательного аппарата. Участились случаи психических отклонений среди подростков, часто встречаются депрессии, токсикомания и связанными с ними психоорганические синдромы. Установлено, что более половины несовершеннолетних правонарушителей в РФ страдают психическими и поведенческими расстройствами. Они, как и заболевания нервной системы, новообразования, врожденные аномалии чаще всего вызывают инвалидизацию детей.
Разработка действенных программ по оздоровлению подростков и профилактики заболеваний возможная лишь при условии их целевой направленности. С этой точки зрения определённую заинтересованность вызывает оценка состояния здоровья населения в зависимости от пола. Было проанализировано состояние здоровья юношей в 2001, 2005 и 2014 годах. Так, распространённость заболеваний среди мальчиков 10-15 лет была ниже, чем среди девушек, и представляла в 2000 г. году 19725,1 против 22135,5 (на 100 000). В 2001 и 2005 годах этот показатель составлял 14719,3 и 15793,7 соответственно (рис. 1). Темп прироста со временем возрастает и составляет 7,3 % с 2001 по 2005 гг. и 24,9 % — за период с 2001 по 2014 гг.
Прирост показателей распространенности заболеваний по отдельным классам болезней среди подростков представлен на рис. 2.
Более страдает биологическое и социальное индивидуальное здоровье подростков. Но в целом эти показатели ухудшают общественное здоровье подростков, как будущего страны.
Показатели заболеваемости подростков за рубежом отличаются от российских. Так в странах Европейского Союз и США, Австралии и Новой Зеландии количество больных подростков от их общего числа составляет 2-3% в отличие от 6,3% в РФ. Однако, в государствах Северной Африки этот показатель составляет 10-12%, в Центральной и Юго-Восточной Азии, странах Латинской Америки — от 13% до 40%, в Африканских странах свыше 50%.
Рисунок 1. Структура заболеваемости среди подростков по половому признаку
Значительно отличаются параметры и по отдельным видам заболеваний.
Рисунок 2. Динамика прироста заболеваний среди подростков РФ с 201 по 2014 гг.
Так в России намного выше уровень заболеваемости подростков туберкулёзом, алкоголизмом, наркоманий, ВИЧ-инфекций и СПИДом, чем в странах Западной Европы и США. Следовательно, имеет место влияние социально-экономических, культурных факторов, о чем, мы напишем ниже.
Таким образом, наметилась отрицательная динамика в состоянии здоровья подростков, как и негативный прогноз будущего состояния здоровья детей этой группы. Однако, изучение динамики заболеваний должно осуществляться с одновременным изучением факторов, виляющих на состояние здоровья подростков в современном мире. Человеческая цивилизация переживает масштабные геополитические, социальные, экономические изменения. Ведь с одной стороны современное общество достигло значительного уровня научно-технического развития, но с другой — разрушает ограждающую среду. Повышается роль гуманизма и демократии, но вместе с тем нарушается порядок духовной жизни человечества, страдают традиции, мораль. Происходят изменения в семьях. Ценности индивидуализма, либеральной морали в обществе «общего благоденствия» идут в разрез с традиционными ценностями людей, включая семейные. Нарушается связь поколений и передача социального, психологического опыта. Именно в таких сложным условиях протекает жизнь современных подростков.
2.1 Условия жизни подростков в РФ
Согласно данным Всемирной организация здравоохранения, исследованиям отечественных и зарубежных ученных, основными факторами, влияющими на состояние здоровья подростков, являются:
— социально-экономические факторы: уровень благосостояния общества, качество медицинского обслуживания, в т. ч. в учебных заведениях, уровень образования, в т. ч. воспитание здорового образа жизни, политическая стабильность и как результат защищённость детей от вооружённых конфликтов, голода, общая психологическая атмосфера в обществе;
— социально-психологические факторы: отношения в семье и с ближайшим окружением, со сверстниками (в т. ч. характер проведения свободного времени), отношения с учителями и одноклассниками, информационная среда;
— экологические факторы — состояние окружающей среды;
— социально-культурные факторы: общая культура общества, степень развития морали в нем, культивирования здорового образа жизни, характер культуры половых отношений.
Если говорить о социально-экономических факторах, то в РФ, как и во многих развивающихся странах на здоровье подростков негативно влияют: глубокий социально-экономический кризис, глобальные экономические проблемы, снижение материального благосостояния значительной части населения (приложение 2 — данные с официального сайта Росстата РФ). Также ухудшает состояние здоровья подростков слабая материально-техническая база учебных и медицинских учреждений, низкий уровень оплаты труда педагогов и медиков. Проявляется несовершенная структура системы здравоохранения и падение уровня доверия к медицине (например, это выражается в отказе от прививок). К этому прибавляется рост учебных нагрузок без учёта физиологических и психологических особенностей подростков. Наиболее от этого страдают опорно-двигательный аппарат, нервная система, органы зрения, что видно из приведённой выше статистики. Подростки нередко лишены нормальных жилищных условий, продуктов питания, одежды и лекарств.
Уровень заболеваемости подростков, как мы знаем, выше в Центральном, Уральском, Северо-Западном округах, как раз там, где сложилась наиболее неблагоприятная экологическая ситуация. Негативное влияние окружающей среды в сочетание с социально-экономическими проблемами приводит к такому значительному росту врождённых патологий, новообразований и заболеваний крови и др. систем у подростков. В городах уровень заболеваемости детей выше, чем в сельской местности.
В учебных заведениях недостаточно пропагандируется здоровый образ жизни. Подростки не информируются о влиянии питания на их организм, о способах защиты от инфекций, в т.ч ВИЧ и профилактики заболеваний, о вреди алкоголя, никотина и наркотиков. В меру ложных этических установок они не получают должного сексуального воспитания, что приводит к нарушению репродуктивного здоровья, особенно среди девочек. Вместе с тем в обществе формируется атмосфера недоверия, враждебности. СМИ постоянно информируют детей о военных конфликтах, пропагандируется культ насилия, власти, жестокости. Сегодня, к величайшему сожалению, распространено такое отрицательное явление, как насилие, т.е. действие или бездеятельность, которые вызывают или способны вызвать физические, психические повреждения личности. Также в российском обществе нет чёткой оценки физических наказаний, психических оскорблений; демонстрации насилия через средства массовой информации. Насилие не рассматривается как социокультурная детерминанта поведения молодежи, которая создаёт риск для здоровья, угрожает благополучию нации.
Неблагоприятная психологическая атмосфера может складываться и в семье. По данным социологических опросов в полной семье растут 71% подростков, в неполной семье — 16%, 8% подростков усыновлены, 10% подростков живут в неблагополучных семьях. При это более половины детей в неблагополучных семьях подвергаются побоям и иным видам насилия. Около 5% подростков являются беспризорниками. Среди беспризорных детей в разы увеличивается заболеваемость гепатитом, СПИДом, туберкулезом, ВИЧ, наркоманией, алкоголизмом, венерическими заболеваниями. Проблемы неблагополучных семей и беспризорности находятся на границе государственных социально-экономических и внутренних семейных проблем. Экономическое неблагополучие порождает рост преступности, отклоняющегося поведения, зависимостей, разрушая семьи и здоровье людей.
88% подростков легко разговаривают на темы, которые их волнуют, с матерью и только 65% подростков обсуждают свои проблемы с отцом. Хотя психологи настаивают на том, что для психического здоровья подросткам очень важно установить доверительные отношения с отцом. 67% матерей и 39% отцов осведомлены о том, где и с кем их дети проводят свободное от учёбы время. Наименее популярным видом семейного общения оказались общие занятия спортом (не делают этого 43% подростков). Наиболее часто семья собирается для общего принятия пищи (86% случаев) и просмотра телевизора (73%). Уверенность в готовности родителей поощрять и помогать детям в учёбе уменьшается со взрослением последних (с 44% в 10 лет до 33% к 15 годам). Следовательно, больше знают о жизни подростков матери, но по мере их взросления и они постепенно теряют контроль, а в целом родители мало уделяют времени воспитанию детей, в т. ч. обучению их навыкам здорового образа жизни, сохранения физического и психического здоровья.
2.2 Поведение молодежи, влияющее на ее здоровье
Что касается среды ровесников, в которой подростки проводят досуг, то следует отметить, что большинство из них имеют 3-ое и больше друзей (78% среди мальчиков, 66% среди девочек). Каждый день в вечернее время встречаются с друзьями преимущественно парни старших возрастных групп. С возрастом эта часть молодежи увеличивается: старшие возрастные группы (14-15 лет и старше) проводят свое свободное время, гуляя с друзьями на улице (73%), слушая музыку (59 %). Младшие группы подростков (10-12 лет) отдают преимущество занятиям спортом (50%) и компьютерным играм (44%). Наименее популярными среди подростков способами проведения досуга является волонтерство и художественное творчество. О вредных привычках своих друзей больше знают мальчики (46% и 40% девушки). 48% подростков каждый день часто разговаривают со своими друзьями по телефону. Подростки довольно часто посещают Интернет, однако, реже, чем взрослые люди. Для большинства подростков характерно проведение свободного времени преимущественно с друзьями. Чаще преобладает бессодержательный досуг, который является благоприятной почвой для развития отклоняющегося поведения и травматизации.
Большая часть подростков питаются нерационально. Суточного режима питания, рекомендованного специалистами, в зависимости от возраста и места обучения, придерживаются 41-47% подростков. 11-17% подростков не завтракают в будние дни, 8% — не завтракают в выходные. Овощи и фрукты есть в суточном рационе лишь в 19% подростков, а 6-9% не употребляют этих продуктов вообще. Снизилось употребление подростками молочных продуктов, продуктов из рыбы, сахара и кондитерских изделий, одновременно возросло употребление хлебобулочных изделий и картофеля, что продиктовано экономической ситуацией. В среднем подростку не хватает 10 г. белка, 100 г углеводов в сутки (таблица 1). Все это вызывает не только болезни органов пищеварения, но и других систем растущего организма.
Резко возросло табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков среди подростков. Опыт курения имеют от 20% до 78% подростков по мере взросления. Мальчики начинают курить в 11- летнем возрасте, девочки — в 13-15 лет. 11% подростков курят каждый день, а 4% — раз в неделю. 15% подростков начинают употреблять алкоголь в 11 лет, а марихуану и гашиш пробовали 16% подростков возрасте 14 лет.
Таблица 1. Состав пищевых веществ и калорийность потребленных продуктов питания в домашних хозяйствах РФ в 2013 г. (в сутки)
в домох., им. в своем составе детей в возрасте до 16 лет
Источник