Здоровье человека и экологические факторы. Социально — гигиенический мониторинг, его роль в системе охраны здоровья.
Социально-гигиенический мониторинг — государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.
В соответствии с приказом Минздрава от 26 апреля 2005 г. 385 «Об организации работы по социально-гигиеническому мониторингу» целью социально-гигиенического мониторинга является гигиеническая оценка (диагностика факторов среды обитания и здоровья населения, выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения, установления причин и выявления условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Следовательно, мониторинг осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных правовых актов, в том числе санитарных правил, а также методических материалов.
При ведении мониторинга решаются следующие задачи:
— формирование федерального информационного фонда;
— выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания
человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения; — обеспечение межведомственной координации деятельности по ведению мониторинга в целях обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выработки предложений для принятия решений федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. В задачу территориальных управлений Федеральной службы в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту входит организация системы наблюдения и сбора информации для ведения социально-гигиенического мониторинга (СГМ), проведение анализа материалов наблюдения, установление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека, прогнозирование динамики наблюдений явлений на уровне субъектов Российской Федерации и на транспорте, определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения, разработка предложений для управленческих решений, направленных на охрану здоровья населения и среды обитания человека.
В обязанность территориальных управлений Федеральной службы в субъектах РФ и по железнодорожному транспорту входит подготовка соответствующих предложений для принятия управленческих решений для руководителя территориального управления, для руководителей структурных подразделений территориального управления, а также органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Руководители территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту обеспечивают взаимодействие всех участников ведения социально-гигиенического мониторинга, информируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о результатах социально-гигиенического мониторинга.
Задачей федеральных центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту,
как отмечено в приказе от 26 апреля 2005 г. 385 «Об организации работы по социально-гигиеническому мониторингу», является: сбор, обобщение, анализ полученных данных наблюдения и передача обобщенных результатов работы по всему перечню показателей социально-гигиенического мониторинга на региональном и местном уровнях в Федеральный информационный фонд СГМ, совершенствование единых технологий приема и передачи данных по информационным каналам связи для формирования Федерального информационного фонда, широкое использование методологий оценки влияния факторов среды обитания на здоровье населения.
Информационными показателями для СГМ являются данные наблюдений за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека.
Оценка состояния здоровья
в системе социально-гигиенического мониторинга
Состояние здоровья населения характеризуется системой статистических показателей, включающих:
— медико-демографические: рождаемость, смертность (общая, перинатальная, младенческая, повозрастная, по отдельным причинам), естественный прирост, продолжительность жизни;
— заболеваемость: общая, по отдельным классам, группам болезней, отдельных возрастных групп, с ВУТ, профессиональная, инфекционная, неинфекционная и др.;
— физическое развитие: всего населения или отдельных возрастных групп;
Источник
Мониторинг здоровья населения и окружающей среды
Большую роль в формировании здоровья индивида играет не только здоровый образ жизни, но и усилия государственных учреждений, направленные на охрану (улучшение) экологической среды проживания населения. Для принятия управленческих решений и составления плана мероприятий, направленных на улучшение здоровья населения и улучшение экологической среды на уровне государства, территориального региона или отдельного коллектива людей, необходимо выявление количественных зависимостей или причинно-следственных связей между факторами окружающей среды, условиями жизнедеятельности и показателями здоровья, т. е. мониторинг здоровья населения и окружающей среды.
Такой мониторинг позволяет осуществлять поиск причинно-следственной связи между показателями состояния здоровья населения (коллектива) и уровнями физических, химических и биологических факторов окружающей (экологической) среды.
Уровень заболеваемости и инвалидности наиболее объективно отражает степень утраты здоровья и, соответственно, величину связанного с этим медико-социального и экономического ущерба.
Кроме того, зная уровень заболеваемости и инвалидности отдельных возрастно-половых, социальных и профессиональных групп населения, связанных с характером окружающей среды, можно выделить население, требующее наибольшего внимания общества, государства, медицинских и социальных работников в плане охраны здоровья и окружающей среды. Учитывая особенности структуры заболеваемости и инвалидности населения в целом и отдельных его групп, можно определять приоритеты различных заболеваний с целью наиболее эффективного решения задач по улучшению состояния здоровья в результате охраны экологической обстановки.
На основании полученных данных мониторинга разрабатываются соответствующие мероприятия, направленные на оздоровление того или иного коллектива людей.
Обеспечение экологической безопасности.
Экологическая ситуация ставит перед человеком задачи срочного создания высокоэффективного механизма обеспечения экологической безопасности, которыйзаставил бы общество принимать активные меры по спасению как самого человека, так и природы в целом и на международном уровне, и в каждой стране.
Источник
Социально-гигиенический мониторинг
Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека (далее — мониторинг).
В свете последней редакции закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, а также Постановлений Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» и от 16 мая 2005 г. N 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности» социально-гигиенический мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. При ведении мониторинга решаются следующие задачи:
а) гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения;
б) выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;
в) установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
г) подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека.
В целях ведения мониторинга используются данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдений:
а) за состоянием здоровья населения — наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
б) за факторами среды обитания человека, включая:
- биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные);
- химические, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду;
- физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения);
- социальные (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха);
- природно-климатические факторы, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду.
На основе данных мониторинга Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека формирует федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга, который представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, формируемую на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинно- следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.
Задачи и функции отдела
1. Организует систему наблюдения и сбора информации в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга;
2. Организует и контролирует формирование федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга, в том числе передачу данных в сроки с огласно приказу Роспотребнадзора о сборе данных социально-гигиенического мониторинга;
3. Организует и контролирует формирование информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга в Калужской области;
4. Организует взаимодействие с организациями — участниками социально-гигиенического мониторинга по обмену информацией о состоянии здоровья населения и среды обитания;
5. Осуществляет политику единства и преемственности в программно-аппаратном обеспечении социально-гигиенического мониторинга;
6. Формирует материалы социально-гигиенического мониторинга для ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, информационных бюллетеней и аналитических справок;
7. Разрабатывает методические материалы по ведению социально-гигиенического мониторинга;
8. привлекает в установленном порядке научные и иные организации, ученых, экспертов и специалистов для проработки вопросов ведения социально-гигиенического мониторинга.
9. Осуществляет на основании заключительного анализа представленных данных и аналитических материалов первичного анализа: — выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека; — прогнозирование динамики наблюдаемых явлений на территории Калужской области; — определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействий вредных факторов среды обитания на здоровье населения.
10. Организация и участие в проведении научно-исследовательских работ по данному направлению деятельности.
11. Подготовка предложений по совершенствованию кадрового, программного и аппаратно-технического обеспечения социально-гигиенического мониторинга.
12. Участие в процессе подготовки кадров по вопросам социально-гигиенического мониторинга.
Источник
nirov_ya_ru
nirov_ya_ru
Социальная ситуация в рамках регионального социоэкологического мониторинга рассматривается через оценку населением различных аспектов жизнедеятельности, характеризующих эффективность социальной политики, проводимой федеральными, областными и местными органами власти.
Оценка окружающей среды предполагает интеграцию оценок трех составляющих ее компонентов: природного, экономического и социального. П р и р о д н а я среда оценивается с позиции комфортности проживания людей и объемов природно–ресурсного потенциала. Качество природной среды, состояние региональной экономики и социальной сферы можно определить с позиции человека, социума.
В качестве показателей состояния э к о н о м и ч е с к о й среды рассматриваются степени сбалансированности хозяйства, наполняемости бюджета, обеспеченности потребностей внутреннего рынка, занятости населения и т. д. Важно также учитывать отраслевую и территориальную структуру экономики, состояние жилищно–коммунального хозяйства и т. д.
С о ц и а л ь н а я оценка территории выражается через уровень и качество жизни населения, степень его благополучия, через физическое, психическое и социальное здоровье. Особое внимание уделяется здоровью человека как главной жизненной ценности. Показателями здоровья являются продолжительность жизни, рождаемость, смертность, заболеваемость, а также распространенность социальных патологий (преступности, алкоголизма, наркомании и пр.). Другой вид социальной оценки опирается на показатели условий, уровня, качества, уклада, стиля и образа жизни населения.
Показатели состояния социальной среды – межэтнические отношения, социально–инфраструктурное обустройство территории, обеспеченность важнейшими социальными благами, социальная защищенность и т. д.
Также широко используется экологическая оценка, критерием которой является состояние окружающей среды. Показателями этого состояния можно считать разнообразие и жизненность экосистем, качество основных компонентов природы (воды, воздуха, почвы), степень загрязненности ландшафтных комплексов, мощность природно–ресурсного потенциала и т. д.
Сочетание социальной и экологической оценок дает объективное представление о состоянии социально–экологических систем, а также служит основой для улучшения состояния окружающей среды и условий жизнедеятельности людей. Системы диагностики и управления социально–экологической ситуацией формируют каркас социально–экологического мониторинга.
Необходимость организации системы социально–экологического мониторинга в регионах Российской Федерации определяется рядом обстоятельств:
♦ законодательно установлен перечень субъектов РФ, которые определены в качестве базовых экспериментальных территорий по созданию Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСМ);
♦ в отдельных регионах страны планируется или предполагается размещение объектов, достаточно редких по своим функциональным характеристикам либо не имеющих аналогов на территории России. Возможные последствия строительства подобных объектов выходят за рамки федеральных программ и требуют специфических методов наблюдения и идентификации;
♦ в стране выделяется ряд территорий, относящихся к разным социально–экономическим типам, но находящихся в состоянии перманентной депрессии. Существует настоятельная потребность в разработке и реализации эффективной многоуровневой региональной политики, одним из направлений которой будет развитие депрессивных территорий путем создания полюсов (фокусов) роста. Оценка и анализ изменений социально–экологической ситуации в регионах приобретают практическую и теоретико–методологическую ценность;
♦ для осуществления эффективной региональной политики, принятия какого–либо проекта развития территории необходимо проведение комплекса наблюдений за одним или несколькими элементами среды (социальной, экономической, природной, техногенной и пр.). Причем полученная в процессе наблюдений информация может быть статистической или социологической (например, материалы анкетирования). Организация сбора и обработки информации, характеризующей геоситуацию, является задачей социально–экологического мониторинга.
В качестве организатора социально–экологического мониторинга обычно выступает Министерство природных ресурсов РФ. Социально–экологический мониторинг проводится по постановлению администрации субъекта Федерации или его административно–территориальной единицы. Этот вид мониторинга направлен на наблюдение за поведением людей, на изучение их мнения по отношению к тому или иному социально–экологическому явлению или объекту.
Социально–экологический мониторинг представляет собой:
♦ специально организованное целевое непрерывное (систематическое) наблюдение за социально–экологической ситуацией в регионе, ее анализ и краткосрочный прогноз для разработки и корректировки системы мероприятий по оптимизации процесса развития территории;
♦ сложноорганизованную систему, состоящую из двух подсистем: статистического социально–экологического мониторинга, основывающегося на исходной информации государственной статистки, ведомств, управлений; социально–экологического мониторинга, основывающегося на социологической информации, получаемой главным образом путем опроса взрослого населения;
♦ сбор социально–экологической информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур и позволяющий отслеживать изменения этих показателей во времени.
Целью регионального социально–экологического мониторинга является своевременное отслеживание динамики социального самочувствия жителей региона в рамках оценки эффективности социальной политики, проводимой местными, областными и федеральными органами управления.
Региональный социально–экологический мониторинг проводится для решения следующих з а д а ч:
♦ регулярное наблюдение за состоянием общественного мнения, настроениями различных социальных групп и всего населения территории по строго определенному кругу показателей, оценка которых возможна лишь с использованием социологического инструментария. Этот инструментарий особенно необходим в ситуации, складывающейся вокруг объектов, строительство которых ведет к долговременным и неоднозначным последствиям. Опросы населения не только позволяют выявить общественное мнение, но и создают условия для целенаправленного воздействия на него;
♦ диагностирование состояния общественного мнения и настроений населения в терминах и определениях, понятных субъекту управления и используемых им в работе;
♦ прогнозирование динамики состояния общественного мнения и настроений населения территории;
♦ интервьюирование, позволяющее полно и объективно оценить уровень и качество жизни населения.
В ходе социально–экологического мониторинга сбор информации осуществляется по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, дающих на выходе оценку ситуаций и объектов преимущественно в стандартизированной форме.
О б ъ е к т о м социально–экологического мониторинга выступает социоэкосистема. Это полиструктурное образование, включающее природную, экономическую, социальную, политическую и экологическую составляющие, которые характеризуют различными ситуациями:
♦ социально–экономической – совокупностью внешних и внутренних условий и процессов жизнедеятельности;
♦ социально–экистической – состоянием материально–вещественной среды поселений (застройка, благоустройство), а также характером расселения;
♦ социально–валеологической – совокупностью условий, влияющих на здоровье населения и связанных с поддержанием и восстановлением здоровья (от лат. valeo – здравствовать, быть здоровым), состоянием здоровья жителей региона и характером их жизнедеятельности (здоровье рассматривается как физическое, психическое и социальное самочувствие).
П р е д м е т социально–экологического мониторинга – мнение жителей отдельного района о процессах, происходящих в общественной системе, особенностях ее развития и функционирования. При проведении мониторинга анализируется мнение населения о всех видах социально–экологической ситуации. Социально–экологический мониторинг осуществляется в соответствии с рядом организационно–методических требований:
♦ набор и форма показателей социально–экологического мониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода времени;
♦ показатели должны по возможности отражать такие феномены общественной жизни, которые достаточно глубоко изучены и апробированы; в то же время в переходные периоды возможно использование показателей поискового, инновационного характера;
♦ показатели должны носить оценочный характер, отражающий эффективность социальной политики, проводимой местными органами власти. Периодически (но не чаще одного раза в год) необходимо корректировать используемый набор показателей.
Региональный социально–экологический мониторинг базируется главным образом на опросах взрослого населения (в возрасте от 16 лет): мужчин и женщин, молодежи и стариков, работающих и безработных, рядовых сотрудников и руководителей, представителей различных отраслей и сфер деятельности. Опросы проводятся по месту жительства или работы методом стандартного интервью с заполнением анкеты. В ряде случаев результаты социологических опросов могут быть дополнены показателями официальной статистики, а также данными, полученными при использовании контент–анализа, метода «фокус–группы» и других методов сбора социологической информации.
Социальная ситуация в рамках регионального социоэкологического мониторинга рассматривается через оценку населением различных аспектов жизнедеятельности, характеризующих эффективность социальной политики, проводимой федеральными, областными и местными органами власти. Основными компонентами социально–экологической ситуации в районе являются:
♦ социально–демографическая ситуация (демографические явления и процессы, отношение населения к проблеме рождаемости, проблемы пожилых людей и молодежи);
♦ социально–экистическая ситуация (оценка населением условий проживания, застройка и благоустройство микрорайонов, населенных пунктов);
♦ социально–экономическая ситуация (отношение населения к проблеме занятости, доходы и расходы населения, оценка населением возможностей для проявления предпринимательской инициативы);
♦ социально–бытовая ситуация (оценка населением условий быта и отдыха, уровня потребления благ и услуг, соблюдения прав потребителей);
♦ социально–культурная ситуация (оценка населением условий формирования и развития личности, уровня потребления духовных благ и услуг);
♦ социально–политическая ситуация (отношение населения к проводимым реформам, оценка населением стратегического направления развития страны, политические предпочтения жителей);
♦ социально–экологическая ситуация (оценка населением состояния природной среды);
♦ социально–валеологическая ситуация (оценка населением собственного здоровья, а также условий, способствующих проявлению социальной патологии);
♦ уровень жизни населения и отдельных социальных групп (оценка населением динамики изменений условий и уровня жизни);
♦ уровень социальной напряженности (оценка социальных проблем, вызывающих наибольшую напряженность, отношение населения к различным формам выражения своего недовольства);
♦ уровень социального благополучия населения (оценка населением состояния социального благополучия, удовлетворенность своей жизнью в целом);
♦ качество работы органов власти (уровень доверия населения к органам власти и организациям, влияющим на общественное сознание; оценка жителями усилий органов власти в различных отраслях жизнедеятельности, а также уровня их работы, оценка населением степени эффективности различных форм контроля за работой органов власти).
Состояние отдельных сфер жизнедеятельности населения, уровень потребления материальных и духовных благ и услуг оцениваются с помощью отчетно–статистической информации. Условно такую оценку социально–экологической ситуации можно назвать объективной. В дополнение к ней существует субъективная оценка, которую дает социологический мониторинг и которая представляет собой анализ отзывов населения об условиях и образе жизни.
Все названные выше компоненты социально–экологической ситуации характеризуются множеством параметров, количественное выражение которых можно описать в виде доли респондентов взрослого населения, отнесших себя к той или иной альтернативной группе. Возможно также составление частных расчетных показателей, аргументированных определенным образом.
Частные социологические показатели должны отвечать требованиям полноты и системности, достоверности, доступности, своевременности и регулярной обновляемости. Они выражаются в виде удельного веса (процентов) от числа опрошенных респондентов. При этом социологические показатели могут быть рассчитаны как от общего числа опрошенных респондентов (универсальный, общий контекст), так и от числа той или иной социальной группы (специальный, частный контекст).
Для местных органов власти, как правило, первостепенными по важности и оперативности являются частные показатели, по которым оценивают уровень жизни населения и отдельных социальных групп, степень социальной напряженности, уровень социального благополучия населения, а также качество работы органов власти.
Множество частных индикаторов затрудняет понимание и оценку социально–экологической ситуации в целом. Поэтому возникает необходимость в определенной агрегации частных индикаторов. Агрегирование предполагается проводить на двух уровнях. П е р в ы й уровень представляет покомпонентную агрегацию (выделение каждого направления наиболее значимых частных показателей), в т о р о й – интегральную (оценка ситуации в соответствии с такими сложными категориями, как уровень жизни, социальная напряженность, социальное благополучие).
Исходя из динамики социальных процессов, а также скорости устаревания информации и срочности информационной «обратной» связи между населением и органами региональной власти, региональный социологический мониторинг обычно проводится не реже одного раза в год. Оптимальной является периодичность 3–4 раза в год. Она позволяет, с одной стороны, обеспечить регулярность оценки по всем частным показателям, с другой – избежать информационной перегрузки опросного инструментария (что чревато получением недостоверной информации). По агрегированным показателям первого уровня следует стремиться к получению оценок с большей периодичностью, чем один раз в год.
Результаты социологических исследований предоставляются в банк социально–экологической информации и служат основой тактических решений и стратегического планирования.
Источник