Меню

Социально бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

светлана тетерина
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями

здоровья.

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства.

В последнее время в педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин “особые” дети.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем,что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий для меня, как классного руковителя, является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы. Дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Существующую социально–педагогическую стратегию воспитания детей, находящихся в детских домах и школах–интернатах, можно оценить как стратегию замены попечения родителей государственным попечением.Характерные черты данной стратегии: государство берет на себя заботу о создании необходимых бытовых условий в период проживания ребенка в интернатном учреждении и на этапе выпуска; государство предоставляет льготы, обеспечивающие возможность получения профессионального образования любого уровня; в государственных учреждениях делается попытка воссоздания домашней психологической атмосферы.

Целью моей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения ими образования и развития личности в целом.

В нашей школе-интернате дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду.

Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно.Это помогает в решении следующих задач:

— создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями;

— обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам;

— формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями;

— снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии;

— формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.

Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными условиями здоровья способствует внеклассная работа,которая включает в себя: работу классного руководителя, воспитателя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга.

Наибольший интерес у ребят вызывают игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимым видом деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей, приучает к организованности, посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы. Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые моменты во время занятий, задействуем в общешкольных спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами школьного ученического коллектива, а также получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.

Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.

Читайте также:  Характеристика понятия социальное здоровье

Основная цель: приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей. Результатом такого творчества стало множество поделок, выполненных руками ребят с ограниченными возможностями здоровья. Причём если на первоначальном этапе детям было трудно овладевать способами работы с картоном, пластилином, бумагой, кусочками ткани,то в процессе обучения учащиеся овладели различными техниками: это работа с тканью, создание одежды, поделки.В процессе занятий решаются следующие задачи:

— развитие и коррекция основных видов движений;

— развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики;

— развитие способности ориентироваться в пространстве.

Кроме того,в структуру занятия включаются:

— творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии;

— комплексные игры различной подвижности и разной направленности;

— релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

При организации воспитательной работы мы не разделяем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т. д., проводимые в школе-интернате, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.

Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе.

Таким образом, наша школа-интернат делает всё возможное, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья получали достойное образование и развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи — умением ребенка свободно.

Конспект занятия для детей 3–4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Задачи:.

Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен,добродушен.

Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.

Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья Чаще всего под «людьми с ограниченными возможностями»‘ в научной литературе принято понимать лиц (детей, которые имеют те или иные ограничения.

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация получила в последние годы большое.

Консультация «Психологическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) даёт возможность посещения дошкольниками.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.

Развлекательное мероприятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ежели вы вежливы» Цель мероприятия: создание благоприятных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья для усвоения норм и правил поведения в.

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или.

Источник

«Социально-бытовая адаптация, как основное направление социализации детей с ОВЗ»
консультация

Формирование у детей навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости — это задача общая в воспитании любого ребёнка, но в отношении детей с ОВЗ приобретает особый смысл. Т.к. овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребёнка от окружающих (одновременно облегчая их деятельность по уходу за ребёнком), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах, способствует продвижению в психомоторном развитии.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Социально-бытовая адаптация, как основное направление социализации детей с ОВЗ»

Социальная адаптация — постоянный процесс и результат активного приспособления человека к условиям меняющейся социальной среды.

Формирование у детей навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости — это задача общая в воспитании любого ребёнка, но в отношении детей с ОВЗ приобретает особый смысл. Т.к. овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребёнка от окружающих (одновременно облегчая их деятельность по уходу за ребёнком), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах, способствует продвижению в психомоторном развитии. Очень важно использовать все способности, возможности ребёнка и развить у него жизненно-необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, по возможности, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить в нормальных средовых условиях.

Одной из особенностей при организации социально-бытовой адаптации является необходимость учёта особенностей ребёнка, его возможностей, степени утраты здоровья.

Роль родителей в данном процессе трудно переоценить. Многие прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка. Это очень важно, потому что с одной стороны вы являетесь окружающей средой, в которой ребёнок живёт и растёт, а с другой оказываетесь непосредственными участниками становления ребёнка, его развития, помощниками в борьбе с болезнью.

Однако всем, родителям, зачастую не хватает знаний и умений для правильного воспитания своих детей, отсутствует целенаправленная систематическая тактика воспитания. Правильный подход родителей к своему, ребёнку — не безграничная опека, а спокойная доброжелательность, понимание целей и перспектив его развития и воспитания.

Опыт работы показывает, что у детей даже с ТМН возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков. Существуют различные методики работы с детьми по выработке, формированию таких жизненно необходимых навыков как: (от самых элементарных до сложных)

— правильного обращения с продуктами питания;

— приготовления простейших блюд;

— одевания и раздевания;

— обувания и снятия обуви;

— ухода за одеждой и обувью;

— поддержания порядка в помещении и его уборки;

— ухода за комнатными растениями, домашними животными;

— выполнения мелких покупок;

— некоторых др.навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда.

Практические советы по обучению детей новым видам деятельности.

Существует множество способов, с помощью которых вы можете помогать ребёнку учиться новым видам деятельности. Вы можете использовать следующие:

1. Выбирать для обучения те виды деятельности, которые ребёнок может видеть или слышать в практической жизни, в реальности; всегда объяснять ребёнку и разговаривать с ним о том, что вы делаете; выполнять все малознакомые действия вместе с ребёнком и разговаривать с ребёнком о тех действиях, которые в вашем присутствии выполняют другие дети.

2. Сначала выясните, как ребёнок вас понимает. Он может понимать вас, слушая вашу речь, наблюдая за выражением лица, движениями рук, тела. Или же ребёнок может понять вас, если он прикасается к вам тогда, когда вы что-то делаете. Ребенок может понять вас, делая что-то вместе с вами.

Вывод: Когда вы учите ребёнка, разговаривайте и объясняйте ему свои действия тем способом, который он понимает лучше всего.

3. Учите ребёнка выполнять различные виды деятельности в то время, когда это обычно делают другие люди. Например, помогайте ребёнку учиться раздеваться, когда пришло время сменить одежду или ложиться спать. Начинайте обучение с того вида деятельности, которому, по вашему мнению, он сможет научиться легче всего. Начните обучение с того вида деятельности, которому, по вашему мнению, он сможет научиться легче всего. Учите ребёнка одновременно только одному виду деятельности. Начинайте обучать его новому только тогда, когда он научится хорошо выполнять предыдущее.

4. Каждый день выделяйте некоторое время обучению ребёнка. Ребёнок сможет быстрее научиться чему-то, если видит, что другие тоже делают это
(например, вся семья обедает вместе).

5. Может случиться так, что ребёнок не может научиться какому-то новому виду деятельности, как бы вы ни старались обучать его. В этом случае разрешите ребёнку заниматься тем, что он уже может делать.

Это поможет совершенствовать ему своё умение. Внимательно наблюдайте, чтобы определить, когда он будет готов учиться снова.

6. Когда вы обучаете ребёнка, вы должны привлечь всё его внимание. Ребёнок не сможет хорошо сконцентрировать внимание, если он голоден или мокрый. Убедитесь, что у него всё в порядке и ему удобно. Для занятий выбирайте тихое и спокойное место, где ребёнок может сосредоточиться. Если вокруг будет шумно, много людей, он захочет посмотреть, что происходит вокруг.

7. Некоторые дети могут удерживать внимание на очень короткое время. Если ребёнок такой, то сначала учите его тем видам деятельности или играм, которые ему нравятся больше всего. (Например, игра в мяч: толканиение мяча к ребёнку и отталкивание обратно). Каждый день подолгу занимайтесь теми видами деятельности, которые нравятся ребёнку. Таким способом вы научите ребёнка удерживать внимание на одном занятии в течении длительного времени. Когда он сможет это делать, начинайте учить его другим видам деятельности. Однако следует помнить, что, если ребёнок подолгу занимается одним и тем же, он может устать. Тогда он может захотеть вообще заниматься этим. Не заставляйте ребёнка делать что-либо очень долго. Наблюдайте за ним, чтобы заметить, когда он начнёт уставать. Прекратите заниматься этим видом деятельности, до того, как малыш устанет.

8. Будьте терпеливы, когда обучаете ребёнка. Говорите с ним медленно, тихо. Ребёнок ничему не научится, если вы кричите на него или пугаете.

9. Ребёнку необходимо продолжить выполнять какой-то вид деятельности после того, как он научится делать это. Чем больше раз ребёнок сделает что-то, тем лучше он сможет это делать.

10. Чтобы помочь ребёнку быстрее учиться, необходимо использовать поощрение. Когда ребёнок получает какое-то поощрение за то, что он правильно что-то сделал, он захочет сделать это опять. Поэтому делайте так, чтобы ребёнок, которого вы обучаете, зная, что вы поощрите его за то, чтобы он сделал что-то хорошо.

— Поощряете ребёнка сразу, как только он сделал что-то правильно.

— Поощряйте его всякий раз, когда он делает что-то правильно.

— Поощрением может быть: улыбка, объятие, похвала, что-нибудь особенное (фрукт, игрушка), разрешение делать то, что ему нравится (например, слушать музыку).

— Наблюдайте за ребёнком, чтобы узнать, что ему нравится. Тогда вы можете использовать это в качестве поощрения.

— Поощрять нужно только за то, что сделано хорошо. Если ребёнок вознаграждён за что-то, что он сделал не так, как нужно, то он повторит это опять.

— Поощряйте ребёнка, если то, что он сделал, сделано в нужное время и в правильном месте. Например, ест вместе со всеми в отведённое для этого время.

— Продолжайте поощрять до тех пор. пока он не научится выполнять то, чему вы его учите. Когда ребёнок научится новому виду деятельности, постепенно прекращайте его поощрять.

11. Когда вы чему-то учите ребёнка, постоянно наблюдайте за ним во время занятий. Всегда старайтесь выяснить, какую часть данного вида деятельности ребёнок может сделать самостоятельно, каковы его максимальные возможности. Затем помогите ребёнку сделать то, что он не может выполнить без посторонней помощи (например, когда ест).

12. То, что вы делаете с ребёнком, повторяйте одним и тем же образом. Важно, чтобы вы инструктировали и поощряли его тоже одинаково.

13. Помогайте и подсказывайте, кладя свои руки поверх рук ребёнка, только если он нуждается в вашей помощи, чтобы завершить что-либо.

14. Продолжайте обучение до тех пор таким образом, пока он не обучится выполнять данный вид деятельности целиком, без посторонней помощи. Это может занять несколько дней, недель или месяцев.

Конечно, всё это непросто. Однако правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупят себя сторицей. И ребёнок постепенно становится самостоятельным обслуживающим себя человеком, а иногда и помощником своих родителей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная статья раскрывает вопрос о сохранении и укреплении здоровья каждого отдельного ребёнка, формировании ценностных установок на здоровый образ жизни.

в помощь воспитателю.

Тема занятия: Пластмасса, её качества и свойстаЦель: Формировать умение распознавать предметы из пластмассы, побуждать определять её качества и свойстваОборудование: различные по форме, цвету. величин.

В соответствии с ФГОС ДО содержание ООП ДОУ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие опр.

Неизведанное рядом, познание окружающей действительности через детское экспериментирование. Цели экспериментирования, задачи, методы, формы, методические рекомендации.

В статье рассматривается актуальность этой проблемы. А также значение этого вида игры для социализации дошкольников.

laquo;Адаптация как фактор успешной социализации детей младшего дошкольного возраста&raquo.

Источник

Adblock
detector