Меню

Социально биологические аспекты здоровья

Социально биологические аспекты здоровья

В начале своего существования на Земле человек жил в соответствии с теми естественными условиями, которые и составляли его эволюционное прошлое. В процессе развития цивилизации изменилась форма организации жизнедеятельности человека. Основные усилия его были направлены, с одной стороны, на освобождение от тяжелого физического труда, а с другой, — на создание все более комфортных условий жизни и удовлетворение все возрастающих потребностей в удовольствиях.

Измененная природная среда и условия жизни все больше вступали в противоречие с механизмами, созданными природой в процессе развития человека. Естественно, что такое противостояние не может пройти бесследно не только для природы, но и для здоровья человека.

Наиболее важным результатом таких изменений в жизнедеятельности человека стало то обстоятельство, что в современных условиях он получает материальные блага, обеспечивает термостабильность и защиту от вредоносных факторов не за счет физической активности и готовности приспособиться к природным условиям жизни, а в наибольшей степени за счет социальной оценки своего труда и способности адаптироваться к социальным условиям жизни.

В ряду общечеловеческих ценностей, определяющих социально-экономическую политику государства, несомненен приоритет здоровья. Именно так было, например, в Древней Греции, где культ тела возводился в ранг государственных законов, а в Древней Спарте занятия физическими упражнениями предписывались (и строго контролировались государством) для всех граждан — высокий уровень их здоровья остается эталоном для многих последующих поколений.

Основоположник валеологии И.И. Брехман писал: «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства».

Здоровье относится к универсальному, имеющему и материальный и духовный аспекты, феномену. Н.А. Добролюбов отмечал, что болезни и патологические состояния не дают человеку «возможности исполнять своего назначения» и совершать «возвышенную духовную деятельность». Для государства здоровье и болезнь каждого его гражданина имеют определенное конкретное материальное выражение: это выплата больным по больничным листам, оплата лечения; кроме того, больной человек не создает материальных ценностей, что сказывается на величине валового национального продукта.

Право граждан России на здоровье утверждается Конституцией Российской Федерации. К сожалению, это право не находит своего реального подтверждения. Реализация такого права требует разработки специальной комплексной программы поддержания и охраны здоровья, в которой было бы определено место каждого социально-экономического звена: семьи, школы, органов здравоохранения, предприятий, физкультурных организаций, государственных структур и т. д.

Решение вопросов здоровья на государственном уровне требует учета следующих групп факторов:

  • правовых : разработка законодательных и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан России на здоровье и регламентирующих механизмы его реализации через все государственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровней, предприятий, учреждений и самих граждан;
  • социально-экономических, обусловливающих виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, формирование такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности;
  • образовательно-воспитательных, обеспечивающих формирование жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на здоровый образ жизни и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья, умению вести пропагандистскую работу по вопросам здоровья и здорового образа жизни;
  • семейных, связанных с созданием условий для здорового образа жизни в семье и ориентацией каждого из ее членов на здоровье, на финансирование в семье здорового образа жизни;
  • медицинских, направленных на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендаций по здоровому образу жизни, эффективную профилактику;
  • культурологических, связанных с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, популяризацией вопросов здоровья и здорового образа жизни, этнических, общинных, национальных, религиозных и других идей, традиций, обрядов обеспечения здоровья и т. д.;
  • юридических, обеспечивающих социальную безопасность, защищенность личности от преступлений и угроз преступлений, грозящих жизни и здоровью граждан;
  • экологических, обусловливающих адекватное для здорового образа жизни состояние окружающей среды и рациональное природопользование;
  • личностных, ориентирующих каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливающих ответственность личности за свое здоровье.

Представленный далеко не полный перечень факторов, обеспечивающих поддержку здоровья граждан со стороны государства, предполагает координацию усилий ведомств и структур, компетентных в решении тех или иных проблем здоровья. Имеющиеся в настоящее время программы санитарного просвещения населения ориентированы лишь на медицинские аспекты здоровья, не учитывают психолого-педагогические проблемы развития личности, ее индивидуальных, типологических, возрастных и половых особенностей.

Современный человек знает о здоровье достаточно много, как и о том, что надо делать для его поддержания и достижения. Однако для того, чтобы эти накопленные человечеством знания начали давать результат, необходимо учесть и устранить целый ряд негативных обстоятельств, препятствующих их реальному воплощению.

Вот некоторые из них.

  1. В стране не существует последовательной и непрерывной системы обучения здоровью. На различных этапах возрастного развития человек получает информацию о здоровье в семье, в школе, в больнице, из средств массовой информации и т. д. Однако эта информация отрывочна, случайна, не носит системного характера, зачастую противоречива и исходит от некомпетентных людей. Отсюда возникает проблема разработки непрерывного валеологического образования, способного от момента рождения и до глубокой старости вооружать человека методологией здоровья, средствами и методами его формирования. Такая система может и должна иметь своей основной задачей совместную работу валеологов, педагогов, врачей и психологов и других специалистов по сохранению и укреплению здоровья людей и профилактике различных форм социальной и профессиональной дезадаптации. Для этого должны быть разработаны концепция, программа и организация валеологического образования на разных уровнях основного и дополнительного образования.
  2. Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо формирование у человека стойкой мотивации к здоровью. Люди не ощущают своего здоровья, пока не возникнут серьезные проблемы его нарушения. Как отмечал И.И.Брехман, «культурный человек не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени. «.
  3. Существующая в настоящее время санитарно-просветительная работа ориентирует население преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний. Упор делается на фармакологические воздействия с рекомендацией функционального и психологического покоя.
  4. В течение ряда десятилетий в нашей стране не существовало приоритета здоровья. Более того, социальную защиту государство гарантировало прежде всего больным, несмотря на то, что в большинстве случаев в имеющейся патологии виновным оказывается сам человек. В настоящее время ситуация изменилась мало.
  5. В стране отсутствует мода на здоровье. Средства массовой информации тиражируют вредные привычки, неконтролируемый и опасный секс, насилие, но мало внимания обращают на формирование гармонично развитого — физически и духовно — человека. Например, физический имидж человека среди важнейших личностных показателей назвали 85% респондентов в США и лишь 25% мужчин и 40% женщин — в России.
  6. В стране уделяется недостаточно внимания вопросам формирования культуры отдыха, где бы особый акцент делался на его активных формах. В результате время, необходимое для рекреации, снятия профессионального утомления и подготовки к следующему этапу деятельности, зачастую используется с малой эффективностью и даже с отрицательным результатом.
  7. Основное значение в формировании культуры здоровья должна иметь система образования, охватывающая все ее возможные звенья — от дошкольного до послевузовского, от семейного до клубного.

Вопросы для самоконтроля

  1. Насколько важен приоритет здоровья человека в деятельности государства?
  2. Какие факторы должны обеспечивать здоровье на государственном уровне?
  3. Каковы проблемы реализации культуры здоровья?
  4. Что такое педагогическая валеология?

Источник

Социально биологические аспекты здоровья

Одним из наиболее объективных критериев оценки состояния здоровья человека является уровень его физического развития [1,5,6,13]. Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.01 г. «Об обще­российской системе мониторинга состояния физического здоро­вья населения, физического развития детей, подростков и моло­дежи» указывает на актуальность проведения антропометрических скринингов для своевременного выявления отклонений и нарушений развития [11].

Система оценки уровня здоровья по методике определения интегрального биологического возраста (БВ) по методу В.П. Войтенко (1991) характеризует функциональное состояние организма в целом [3]. Биологический (функциональный) возраст, по которому можно судить о темпе старения обследуемого, является весьма информативным показателем здоровья молодых людей. Он у студентов, по данным компьютерной диагностики, на 10-15 лет опережает паспортный возраст (ПВ), при этом у большей части обследованных отмечается ускоренный темп старения. БВ может служить достаточно точным и ранним индикатором возникновения преморбидных состояний, количественно характеризовать состояние здоровья и эффективность адаптации к необычным экологическим и профессиональным условиям [3,13].

В результате изучения динамики заболеваемости студентов, проведенного в 2004 году НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, было выявлено, что снижение уровня здоровья студентов от младших курсов к старшим происходит за счет увеличения числа лиц с хроническими заболеваниями. Неблагоприятные тенденции связаны с дефицитом ночного сна, чрезмерной продолжительностью самоподготовки, низким уровнем двигательной активности, нарушениями режима питания [14]. К настоящему времени проблемы здоровья ещё больше усугубились, что обусловлено сокращением доли бесплатных мест при приеме в вузы, уменьшением размера стипендий, необходимостью совмещать учебу с работой. Наибольшие трудности в связи с этим испытывают иногородние студенты. Особой заботы заслуживают студенты из неполных семей, т.к. ученые-педиатры, изучающие состояние их здоровья, заключают, что они значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям [6,7,8,16].

Ряд исследователей сходятся во мнении, что работу по преодолению негативных тенденций в динамике состояния здоровья и образа жизни студенческой молодежи, следует осуществлять преимущественно на стадии первичной профилактики, которая ориентирована на раннее выявление лиц с рискованным поведением и принятие мер по оздоровлению их образа жизни [6,10,13,14]. Но в связи с развитием рыночных отношений и переходом к обязательному медицинскому страхованию в последние годы отмечено снижение активности профилактической работы среди студентов.

В Арзамасском филиале ННГУ уделяется особое внимание студентам, особенно испытывающим трудности адаптационного периода. Организация комплексных медицинских осмотров студентов на базе Центра здоровья позволяет на ранних этапах выявлять отклонения в состоянии здоровья и своевременно начинать лечить заболевания. Специальные дисциплины, предметом которых является здоровье и здоровый образ жизни, помогают студентам освоить необходимые правила, касающиеся личной гигиены, соблюдения режима сна и отдыха. Эти дисциплины призваны своевременно информировать о пагубности вредных привычек, о роли полноценного и правильного питания в формировании молодого организма и др.

Целью проведенного исследования является изучение биологических и социальных аспектов здоровья современных студентов, и их взаимообусловленного влияния.

Материалы и методы. Исследование проведено по результатам комплексного медицинского обследования 185 студентов (75 юношей и 110 девушек) 18-19 лет на базе Центра Здоровья г. Арзамас, включающего анкетирование, антропометрию и кардиоинтервалографию [8,12]. Биологический возраст рассчитали по методу В.П. Войтенко с выделением функциональных классов по темпу старения организма:

  1. Состояние здоровья очень хорошее.
  2. Состояние здоровья хорошее.
  3. Состояние здоровья среднее.
  4. Состояние здоровья плохое.
  5. Состояние здоровья очень плохое [3,13].

Для оценки степени адаптации к окружающей среде применили классификацию, предложенную P.M. Баевским и соавт. (1999) с использованием показателей кардиоинтервалограммы [2,5]. Состояния, обусловленные адаптивными реакциями организма, характеризовали по степени напряжения регуляторных систем:

  1. Состояние нормы или удовлетворительная адаптация к условиям среды.
  2. Состояние повышенного функционального напряжения механизмов адаптации, при которых оптимальные адаптационные возможности организма обеспечиваются более высоким, чем в норме, напряжением регуляторных систем.
  3. Состояние перенапряжения, или состояние неудовлетворительной адаптации, — характеризуется снижением функциональных возможностей организма.
  4. Состояние истощения регуляторных систем, или срыв адаптации — состояние с резким снижением функциональных возможностей организма в связи с нарушением механизмов компенсации.

По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка проводилась с использованием программ офисного пакета «EXCEL 2007» и «Биостат». Для выполнения задач исследования применяли методы вариационной статистики, метод оценки достоверности результатов (критерий χ 2 ) с доверительным интервалом р 2 =17,25, сс = 4, р = 0,0404

74,8% юношей и 51,2% девушек имеют ускоренный темп старения, причем среди юношей на 17,8% больше человек с резко ускоренным течением БВ. Среди юношей только 9,1% имеют замедленный темп старения (с резко замедленным не выявлено) и у 16,1% БВ соответствует ПВ. Среди девушек показатели более благоприятные — 2,4% резко замедленным темпом, 14,9% — с замедленным, а у 31,5% БВ соответствует календарному. Представленный паттерн оценок БВ и состояния здоровья современной студенческой молодежи вызывает искреннюю озабоченность, особенно в отношении юношей: 40,6% из них нуждается в медико-инструментальном обследовании и медицинской реабилитации (среди девушек таких выявлено 22,8%). Исследования, проводимые в студенческой среде, свидетельствуют, что среди молодежи низкий уровень заботы о своем здоровье, нет стремления к укреплению и использованию оздоровительных процедур и методов восстановления здоровья. Причиной называют отсутствие медико-гигиенических знаний и мотивации к здоровому образу жизни, высокий уровень учебной нагрузки, недостаточность свободного времени и материальные трудности. Особенно это выражено среди студентов из неполных семей и иногородних студентов [7,9,15].

Среди обследованных студентов выявлено 34,6% юношей и 33,1% девушек из неполных семей. В большинстве случаев — это семьи с одинокими матерями, что усугубляет их социальное становление и нервно-психическое развитие. Определено, что иногородними являются 47,2% юношей и 38,7% девушек. Анализ изучения численности студентов из неполных семей в зависимости от места проживания показал, что среди городских студентов их на 13,3% больше, чем среди молодежи из сельской местности. Высокие значения выявленных факторов можно объяснить тем, что данный вуз является бюджетным учреждением, большинство студентов обучается бесплатно, что могут позволить студенты из семей, испытывающие социально-экономические трудности.

Для выявления влияния социальных факторов на темп биологического возраста, провели распределение студентов из различных социальных групп по функциональным классам (табл.2).

Таблица 2

Распределение студентов различных социальных групп по уровню БВ, %

Источник

Читайте также:  Смс ко дню здоровья
Adblock
detector