Тема 3. Социальная защита семей, имеющих детей-инвалидов
Решающую роль в области защиты прав и интересов семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, играет государственная экономическая и социальная политика.
В основе современной социальной политики по защите прав семей в Российской Федерации лежат положения, определяющие основные приоритеты помощи: •
денежные выплаты в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (детские пособия и пенсии по инвалидности); •
многопрофильные льготы семьям с детьми-инвалидами (налоговые, жилищные, транспортные, медицинские, трудовые и др.); •
бесплатные выдачи семье и детям лекарств, технических приспособлений и др.; •
социальное обслуживание семей (оказание долгосрочных мер комплексной помощи: юридической, социально-бытовой, медико-социальной, психолого-педагогической и др.).
Социальная защита семей, имеющих детей-инвалидов, имеет в своей основе соответствующую нормативно-правовую базу.
Выделение детей-инвалидов в отдельную категорию обусловлено необходимостью особой социальной защиты их семей.
В ряду наиболее важных мер социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, являются денежные выплаты.
Все социальные выплаты детям-инвалидам делятся на две группы: 102.
общие (полагаются всем детям независимо от состояния здоровья и жизнедеятельности);
специальные (выплачиваются исключительно детям-инвали-дам).
К общим выплатам относятся: •
единовременное пособие при рождении ребенка; •
ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет;
ежемесячное пособие на ребенка (70 % минимального размера оплаты труда);
компенсация расходов на приобретение молочных продуктов питания родителям, имеющим детей, не достигших двух лет.
К специальным выплатам относятся: •
пенсия ребенка-инвалида; размер социальной пенсии детям-инвалидам соответствует размеру минимальной пенсии по старости и изменяется пропорционально изменению (повышению) минимального размера оплаты труда;
компенсационная выплата в размере 60 % от установленного минимального размера оплаты труда неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом.
К числу многопрофильных льгот семьям с детьми-инвалидами
1) жилищно-коммунальные льготы:
скидка на оплату квартиры и коммунальных услуг (50 %);
скидка на плату за пользование телефоном и радиоточкой (50 %);
право на первоочередное получение жилплощади;
право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты для ребенка-инвалида;
право на внеочередное получение жилого помещения ребен ком-инвалидом, являющимся сиротой, по достижении 18 лет;
2) транспортные льготы:
дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и соци альные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (до 50 км), кроме такси;
инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз в год (проезд туда и обратно) в любое время года;
детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляет ся право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно (в рамках одного субъекта РФ);
дети-инвалиды, достигшие 5-летнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льгот ных условиях с правом управления этими средствами взрослыми членами семьи;
3) лечебно-медицинские льготы:
бесплатная или на льготных условиях медицинская помощь; льготные условия получения путевки на санаторно-курортное лечение;
4) трудовые и пенсионные льготы (для родителей детей-инвалидов):
право на неполное рабочее время;
право на 4 дополнительных выходных дня ежемесячно одному из работающих родителей и право на дополнительный неоплачиваемый отпуск;
запрет на увольнение и обязательное трудоустройство работни ков, имеющих детей-инвалидов, при ликвидации предприятия;
право женщины, имеющей ребенка-инвалида, на непрерыв ный трудовой стаж при исчислении размера пособия по временной нетрудоспособности;
право матерей инвалидов с детства на пенсию, устанавливае мую на льготных основаниях: по достижении 50-летнего возраста при общем трудовом стаже не менее 15 лет;
5) налоговые льготы:
освобождение от арендной платы за землю;
освобождение от налога владельцев транспортных средств;
освобождение от платы за содержание в детских дошкольных учреждениях;
льгота по уплате подоходного налога с физических лиц;
освобождение от государственной пошлины;
освобождение от платы за услуги учреждений культуры и спорта.
Бесплатные выдачи семье и детям-инвалидам сосредоточены в одном из важнейших направлений деятельности государства по обеспечению социальной защиты этих самых уязвимых категорий населения — в лечебно-медицинской сфере: •
«бесплатная или на льготных условиях предоставляемая ме дицинская помощь; •
бесплатное обеспечение лекарственными средствами;
3) бесплатное изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
Социальное обслуживание семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в разнообразных формах: •
предоставление материальной помощи в виде денежных средств, продуктов питания, средств гигиены, одежды, обуви и т. д.; •
социальное обслуживание на дому путем оказания различ ных услуг (доставка продуктов, поддержание условий проживания, содействие в получении медицинской помощи и т.
полустационарное социальное обслуживание (бытовое, медицинское, культурное обслуживание, организация питания и отдыха, обеспечение участия инвалидов в посильной трудовой дея тельности); •
социальное обслуживание нуждающихся граждан в стацио нарных учреждениях различного вида в случаях, когда им необходим постоянный уход (в законодательстве предусмотрено более 10 видов стационарных учреждений, в том числе реабилитационные центры, детские дома-интернаты для детей с физическими недостатками); •
предоставление временного приюта в специализированных учреждениях для детей-инвалидов.
Дети-инвалиды имеют право на бесплатное обслуживание во всех вышеуказанных формах.
Социальная защита семьи, имеющей ребенка-инвалида, ори ентирована не только на решение ее конкретных проблем, но прежде всего на укрепление и развитие ее собственного потенциала. В этом процессе особенно значимой становится роль социального педагога, который должен не только помогать семье преодолевать ежедневные трудности, но и обучать членов семьи способам самопомощи и взаимопомощи, помогать им строить свой жизнен-
ный сценарий.в соответствии с максимально высоким уровнем качества жизни.
Источник
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ
статья на тему
В статье рассматриваются медицинские, экономические и социально-профессиональные проблемы семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Также анализируются сеть социальных организаций, где семьи могли бы получить требуемую помощь/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_sotsialnoy_pomoshchi_semeimeyushchey_rebenka_s_ovz.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ
Н.С. Андреева, учитель начальных классов,
«Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1»
Аннотация : В статье рассматриваются медицинские, экономические и социально-профессиональные проблемы семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Также анализируются сеть социальных организаций, где семьи могли бы получить требуемую помощь
Ключевые слова: семья, ребенок с ограниченными возможностями, социализация, социальная поддержка.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. У них имеются временные или постоянные недостатки в физическом и (или) психологическом развитии. При этом существует необходимость создания для них специальных условий для обучения и воспитания.
Семья – это ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ОВЗ в семье ставит родителей перед фактом расширения социальных контактов с различными учреждениями, организациями и службами. С появлением в семье ребенка с ОВЗ возникают следующие проблемы:
— медицинские проблемы: получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д.;
— экономические проблемы: в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это обусловлено вынужденным неучастием большинства матерей в общественном производстве, оформлением сокращенного рабочего дня, вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы и т.д.;
— проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому
— социально-профессиональные проблемы семьи — это повышение родителями ребенка с ОВЗ своего образовательного уровня; отказ от реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода; смена характера работы с учетом интересов ребенка; формирование уклада жизни семьи, подчиненного интересам ребенка; трудности с поведением досуга;
— психологические проблемы, которые связаны, прежде всего, с тревогой за судьбу ребенка с ОВЗ всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных проблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка.
Для семей, имеющих ребенка с ОВЗ, создана сеть социальных организаций, где они могли бы получить требуемую помощь и решить проблемы. К ним можно отнести:
- Территориальные или районные центры социального обслуживания или социальной защиты населения. В названном центре можно зарегистрировать семью и ребенка, стать постоянным его клиентом и пользоваться услугами, перечень которых достаточно широк.
- Органы здравоохранения. Они берут на учет, составляют характеристики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации и трудоустройству, санаторно-курортному лечению, оформлению документов, по медицинской технике, оформлением в специализированные учреждения, реабилитацией.
Реабилитационные центры для детей и подростков с ОВЗ, оказывают медицинскую, социальную и психолого-педагогическую помощь детям;
- Органы социальной защиты. Они вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому.
- Предприятия работающих родителей оказывают материальную поддержку, по возможности улучшают жилье, организуют неполный рабочий день, неполную рабочую неделю для работающей матери, надомную работу, защиту от увольнения, предоставляют льготы по отпуску.
- Городские или районные комитеты по защите прав материнства и детства. В них можно получить консультацию о льготах, в фондах помощи и другим вопросам;
- Ассоциации и другие объединения родителей, имеющих детей с ОВЗ, которые предназначены для оказания семьям необходимой эмоциональной поддержки, передачи опыта воспитания детей, защиты прав семей и др.
- Специальные образовательные организации-детские сады, школы, интернаты.
В нашей школе ( «Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии) обучаются дети с ОВЗ. Главная цель в работе с семьей ребенка с ОВЗ – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка. Мы выступаем посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от нашей работы зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Семьи взаимодействует с учителями, социальным педагогом, педагогом-психологом, другими специалистами.
Педагог-психолог занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологического состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости — работой с окружающими. Главной задачей педагога-психолога при взаимодействии с семьей ребенка с ОВЗ, является не только выдача рекомендаций по воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях, выработанные в процессе сотрудничества решения, родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.
Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы;
обеспечить детям возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту;
изучить особенности семей и степень влияния микросреды;
моделировать воспитывающую ситуацию с учетом диагностики семьи, поддержать семью в защите прав, свобод, социальных гарантий; профилактика девиантного поведения;
осуществить неотложную психологическую помощи;
обеспечить культурно-досуговую, спортивно-оздоровительную деятельности.
Роль педагога в судьбе ребёнка с ОВЗ — это прежде всего работа с родителями.
В своей работе я использую следующие формы работы с родителями:
- Анкетирование. Анализ анкет провожу на родительском собрании.
- Родительские собрания — одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Собрания стараюсь проводить в нетрадиционной форме : круглый стол, мастер- классы.
- Индивидуальные работы с родителями детей с ОВЗ.
- Совместные досуговые мероприятия (развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника, выход в музеи , театры, экскурсии).
- Совместное участие в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах (выставки, галереи, творческие работы, различные акции).
В заключение хочется сказать, что существует целая система социальной помощи, и наша школа частичка этой системы. В школе ведется огромная, систематизированная работа. Большинство наших воспитанников имеют возможность получать дальнейшее образование в общеобразовательных классах. Командная работа всех заинтересованных сторон помогает в достижении главной цели – социализация детей.
Источник