Меню

Социальная сущность человека его здоровья болезней

Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность.

Содержимое разработки

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

Индивидуальное здоровье — это здоровье каждого члена общества.

Благополучие человека является определяющим понятием его здоровья. Благополучие человека зависит от его физического, духовного и социального здоровья.

Духовное, физическое и социальное здоровье — это три неотъемлемые составляющие здоровья, которые должны находиться в гармоничном единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья человека и его благополучие.

Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль обеспечивает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья, а вместе они влияют на социальное здоровье и обеспечивают социальное благополучие.

Физическое здоровье обеспечивается двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственного и физического труда, временем и умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.

Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события, формировать стиль своего поведения.

Социальное здоровье — это способность человека адаптироваться в природной, техногенной и социальной средах обитания. Достигается оно умением предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций, оценивать их возможные последствия, принимать обоснованное решение и действовать в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации, сообразуясь со своими возможностями.

На здоровье и благополучие человека оказывает влияние ряд факторов. Среди них ведущее место занимают физические, социальные и духовные.

Среди физических факторов наиболее важным является фактор наследственности.

Среди социальных факторов необходимо выделить состояние окружающей среды, влияние различных опасных и чрезвычайных ситуаций и организацию защиты населения от их последствий, а также доступный уровень медицинского обслуживания.

Духовный фактор является наиболее важным компонентом здоровья и благополучия. Он включает понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, создание установки на здоровый образ жизни.

Для сохранения и укрепления здоровья необходимо постоянно учиться предвидеть опасности, оценивать обстановку и уметь действовать адекватно в складывающейся обстановке для снижения фактора риска для жизни и здоровья, формировать свою индивидуальную систему здорового образа жизни, обеспечивающую духовное, физическое и социальное благополучие.

Кратко сформулируйте свое понимание индивидуального здоровья человека.

Источник

Конспект урока на тему:Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

специалист в области арт-терапии

Разработал учитель ОБЖ: Кравцов.Н.Г.

Тема урока: Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

1. Образовательная – познакомиться с основными факторами, оказывающими влияние на состояние здоровья человека.

2. Воспитательная — содействовать формированию положительной «Я- концепции».

3. Развивающая — способствовать развитию творческих способностей.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, дневники безопасности, учебник

I. Организационный этап — (1 мин.)

II. Основной этап.

1. Повторение пройденного материала.

1. Почему здоровье каждого человека зависит, прежде всего, от него самого?

2. Какие существуют показатели, характеризующие уровень здоровья человека?

3. Какое определение здоровья дано в уставе Всемирной организации здравоохранения?

4. Почему здоровье человека связывают с непременным условием его эффективной жизнедеятельности?

5. Почему индивидуальное здоровье каждого человека является не только индивидуальной, но и общественной ценностью?

Работа в группах. Задание на ассоциации.

На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

1. Сообщение темы и цели урока.

Тема урока «Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность».

Цель урока: познакомиться с основными факторами, оказывающими влияние на состояние здоровья человека.

1. Изложение программного материала.

Индивидуальное здоровье – это здоровье каждого члена общества. В понятие здоровья в настоящее время вкладывается более широкий смысл, чем отсутствие болезней, оно включает в себя деятельностные возможности человека, которые позволяют ему улучшить свою жизнь, сделать её более благополучной, достичь более высокой степени самореализации.

Отметим, что благополучие касается всех сторон жизни человека, а не только его физического состояния. Духовное благополучие соотносится с разумом человека, его интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает возможности человека жить безопасно в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной). Физическое благополучие связано с физическими возможностями человека, с совершенством его тела и продолжительностью жизни.

Таким образом, благополучие человека является определяющим понятием его здоровья. Благополучие человека зависит от его физического, духовного и социального здоровья. Нельзя получить цельного представления о здоровье человека, не принимая во внимание степень влияния на него психических, биологических и социальных процессов, происходящих в повседневной жизни, и его способности приспосабливаться к ним. Ни одна болезнь не ограничена только телом или только психикой. Человек в отличие от остального животного мира наделён творческим разумом и является существом социальным, а значит, обладает биологическим (физическим), духовным и социальным здоровьем. При этом основой здоровья всё больше выступает духовная его составляющая.

В доказательство последней мысли обратимся к высказываниям древнеримского оратора Марка Тулия Цицерона. Вот что он написал в своём трактате «Об обязанностях»: «Прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, т. е. своё тело, избегать всего того, что кажется вредоносным, приобретать и добывать себе всё необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым существам стремление соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее различие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передвигается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабливается только к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и будущем. Напротив, человек, наделённый разумом, благодаря которому он усматривает последовательность между событиями, видит их причины, причём предшествующие события и предметы не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с лёгкостью видит всё течение своей жизни и подготавливает себе всё необходимое, чтобы прожить. Человеку свойственна прежде всего склонность изучать и исследовать истину».

Читайте также:  Растительная диета меню для здоровья

Упражнения для физкультминутки

1) Для улучшения мозгового кровообращения: И.П. — сидя, стоя, руки на поясе. На счёт 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 — и. п., на счёт 3-4 тоже правой рукой. Повторить 3-4 раза.

2) Для снятия утомления с плечевого пояса: «Осьминог» — круговые движения плечами назад-вперёд 3-4 раза, плечи поднять- опустить (оба вместе, затем по очереди) 3-4 раза.

3) Для снятия утомления с туловища: потянуться в удовольствие до 10 сек. ( Cлайд 10 )

Духовное, физическое и социальное здоровье – это три неотъемлемые составляющие здоровья, которые должны находиться в гармоничном единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья человека и его благополучие.

Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль обеспечивает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья, а вместе они влияют на социальное здоровье и обеспечивают социальное благополучие.

Физическое здоровье обеспечивается двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственного и физического труда, временем и умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.

Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нём. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события, формировать стиль своего поведения.

Социальное здоровье – это способность человека адаптироваться в природной, техногенной и социальной средах обитания. Достигается оно умением предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций, оценивать их возможные последствия, принимать обоснованное решение и действовать в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации, сообразуясь со своими возможностями.

На здоровье и благополучие человека оказывает влияние ряд факторов. Среди них ведущее место занимают физические, социальные и духовные.

Среди физических факторов наиболее важным является фактор наследственности. Исследования свидетельствуют о влиянии наследственности практически на все стороны жизни нашего физического здоровья. Это предрасположенность человека к определённым заболеваниями или наличие врождённых физических дефектов. Степень влияния наследственности на здоровье может составлять до 20%.

Среди социальных факторов необходимо выделить состояние окружающей среды, влияние различных опасных и чрезвычайных ситуаций и организацию защиты населения от их последствий, а также доступный уровень медицинского обслуживания. В сумме они составляют 30%.

Духовный фактор является наиболее важным компонентом здоровья и благополучия. Он включает понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, создание установки на здоровый образ жизни – трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, — это одно, а вести его – совсем другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. При этом зачастую вредные для здоровья действия могут дать на короткое время довольно приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор во многом зависит от индивидуальности образа жизни. Степень его влияния на здоровье составляет 50%.

В заключение отметим, что каждый человек ответственен за своё здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия – это непрерывный процесс в жизни человека, при котором подразумевается определённая жизненная позиция и повседневное поведение. Для достижения высокого уровня индивидуального здоровья каждый должен стремиться выработать в себе ряд наиболее необходимых качеств, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Это, прежде всего, осознанное стремление к соблюде6ию норм здорового образа жизни, постоянное совершенствование своих физических и духовных качеств, бережное отношение к окружающей природной среде и её сохранение в силу своих возможностей, воспитания в себе убеждённости, что здоровье каждого человека зависит от здоровья окружающей природной среды.

Необходимо переосмыслить своё отношение к личному здоровью и понимать здоровье как личную, так и общественную ценность.

Здоровье человека зависит от внешней окружающей среды (природной, техногенной и социальной) и от умения человека безопасно вести себя в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Значит, для сохранения и укрепления здоровья необходимо постоянно учиться предвидеть опасности, оценивать обстановку и уметь действовать адекватно в складывающейся обстановке для снижения фактора риска для жизни и здоровья, формировать свою индивидуальную систему здорового образа жизни, обеспечивающую духовное, физическое и социальное благополучие.

Читайте также:  Рисовый уксус для здоровья

Вопросы для закрепления пройденного материала:

1. Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека?

2. Какие основные факторы оказывают влияние на состояние здоровья человека?

3. Какова роль физических факторов на здоровье человека?

4. Какова роль социальных факторов на состояние здоровья человека?

5. Какова роль духовных факторов на состояние здоровья человека?

Кратко сформулируйте своё понимание индивидуального здоровья человека и покажите влияние на него физических, социальных и духовных факторов.

Источник

Часть II. Общественное здоровье. Глава 3. Здоровье населения и факторы, его определяющие

3.1. Основные понятия и определения

Болезнь — общее или частичное ограничение жизнедеятельности организма человека, обусловленное срывом адаптогенных механизмов под воздействием эндогенных и экзогенных факторов и характеризующееся стеснением свободы деятельности.

Здоровье — динамичное состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье населения — медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей.

Здоровый образ жизни — категория понятия «образ жизни», включающая благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, которые позволяют сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни.

Индивидуальное здоровье — динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды.

Общественное здоровье — медико-социальный потенциал развития общества, включающий физическое, репродуктивное, психическое и духовное здоровье, измеряемый показателями состояния здоровья населения.

Профилактика — меры, направленные на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий, в том числе инвалидности, на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях.

Профилактическая программа — систематизированное изложение основных целей, задач, направлений деятельности по профилактике заболеваемости, сохранению и укреплению здоровья.

Фактор риска — потенциально опасное для здоровья явление поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающее вероятность развития заболеваний, их прогрессиро-вание и неблагоприятный исход.

3.2. История формирования понятий о здоровье и болезни человека

Философы, натуралисты, врачи древнего мира (Китая, Греции, Индии, Рима, Александрии) считали природу человека подобием космоса: человек-«микрокосмос» в «макрокосмосе» состоит из тех же элементов, что и космос, — воды, воздуха, огня, дерева и других, твердых и жидких тел и элементов. Такие представления о человеке стали основой учений о сущности болезней и здоровья. Например, в первых вариантах гуморальной теории Гиппократа: здоровье — это равновесие, гармония жидкостей организма, дисгармония жидкостей — болезнь.

Однако уже в древности, особенно у некоторых античных мыслителей и врачей, складывались убеждения и о роли поведенческих факторов, влияющих на болезни и здоровье. Эти социальные черты отличали человека от животных, вернее, добавляли новое качество его природе. Уже Аристотель называл человека общественным животным. Концентрация этой «социологизации» происходит у французских философов-просветителей, в том числе у врачей-философов материалистов Ле Руа, Ламеттри, Канабиса. К исследованию природных свойств человека они присовокупляли пользование предметами и орудиями труда и развитие сознания, мышления. Декарт, Гобсс и другие философы и естествоиспытатели особо подчеркивали значение членораздельной речи и сознания, составляющих сущность человека. Юм, Кант и другие философы говорили о человеке как о разумном существе, производящем орудия. Франклину принадлежит широко известная формула: человек — животное, делающее орудия.

Эти и другие мыслители XVII-XVIII веков, таким образом, признавали роль не только духовного, но и материального, физиологического в единстве с духовным, но они не смогли подняться до полного понимания роли социального — качества, присущего только человеку.

В XIX веке делались даже попытки различать специфику заболеваний в зависимости от характера труда и занятий, социального статуса. Бернардино Рамаццини осмелился издать капитальный труд «О болезнях ремесленников», в котором описывает ряд профессиональных болезней, вызванных неблагоприятными условиями труда. Французские философы-материалисты рисовали яркие картины зависимости здоровья рабочих на промышленных предприятиях от тяжелейших условий труда и быта.

Социал-демократические, рабочие и другие партии и движения в своих документах сообщали о тяжелых условиях жизни работающих, подрывающих их здоровье, укорачивающих жизнь. Данные земской и фабрично-заводской статистики, обследований условий труда и быта, которые проводили отечественные медики, активные работники земской организации Федор Федорович Эрисман, Дмитрий Николаевич Жбанков и другие, представили тысячи доказательств неблагоприятного влияния на здоровье рабочих, крестьян, ремесленников условий труда, быта, образа жизни в дореволюционной России.

Николай Гаврилович Чернышевский и другие русские мыслители не только подчеркивали единство, целостность духовных и физических свойств, но и гораздо лучше увидели связь человека с его трудовой деятельностью. Это был шаг навстречу диалектико-материалистической методологии, учению о сущности человека не только как биологического, высокоразвитого организма, но и как производного и носителя общественных отношений. Человек, в соответствии с этой методологией, — не просто биологический или антропологический комплекс, а продукт общественных отношений, созданных людьми в процессе их трудовой, производительной деятельности. «. Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд., т. 3, с. 3).

Читайте также:  Польза конного спорта для здоровья

Такое понимание сущности человека отнюдь не отрицает его принадлежности к животному миру, из которого он произошел. Человек — новое качество, сплав биологического и социального, в котором превалирующее место принадлежит социальному. Однако еще раз повторим: признаки биологической природы никогда не исчезнут у человека, т.е. его сущность проявляется и в биологических, природных и социальных свойствах. Человек выступает как активная, преобразующая природу сила; изменяя природу, он активно преобразует и самого себя, свои общественные отношения.

На основе сказанного можно принять определение, сформулированное в БМЭ в статье «Человек» (Ю.П. Лисицын): «Человек (Homo sapiens, человек разумный, относящийся к подтипу позвоночных, отряду приматов, классу млекопитающих) — высшая ступень развития животных организмов на Земле, общественное (социальное) существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью».

Понимание сущности человека — ключ к пониманию категорий болезни и здоровья. Это четко представляли себе основоположники социальной гигиены в нашей стране. Они не отрывали социальное от биологического, подчеркивали примат социального, которое опосредует биологическое, преобразует его.

Определение понятий «болезнь» и «здоровье» человека

Несмотря на, казалось бы, понятное положение о социальной обусловленности здоровья и болезни, в конкретных определениях этих категорий просматривается самый различный подход.

Общепринятое определение болезни (болезней) представлено в подразделе 3.1.

С этим определением корреспондирует определение не столь распространенное, но также исходящее из идеи изменения адаптации. К нему, например, прибегал известный советский патолог Ипполит Васильевич Давыдовский, посвятивший немало времени и труда поиску наиболее адекватной дефиниции болезни, патологического процесса, самой адаптации как ключа к пониманию ее сущности.

В одной из последних своих работ И.В. Давыдовский утверждал, что «болезнь — это приспособление организма, характеризующееся специфическими видовыми формами и уровнями приспособительных актов» (Архив патологии, 1966, ? 1), т.е. болезнь — это форма адаптации.

Нередки представления о нарушениях гармонии внутренней среды, т.е. нарушения устойчивого равновесия — гомеостаза, нарушения гармонии внутренней и внешней среды и т.п. К подобным представлениям о сущности болезни идейно близки и дефиниции выдающегося современного патолога Ганса Селье: болезнь рассматривается как патологический стресс, или дистресс, — нарушение процессов адаптации, обеспечиваемых адаптивными гормонами (см. также раздел 1.4).

В связи с развитием кибернетики, информатики, системного анализа, математического моделирования и других направлений современного научно-технического процесса появились «кибернетические» и тому подобные определения болезни, исходящие из идеи нарушения деятельности систем, управления функциями организма.

Социологи, философы и некоторые медики подчеркивают преимущественное значение нарушения при болезни работоспособности, поведения человека. Вслед за К. Марксом, определившим болезнь «как стесненную в своей свободе жизнь», они в качестве основного признака болезни у человека указывают на невозможность (несвободу) полноценно осуществлять человеческие функции, т.е. полноценно в физическом, психическом, морально-нравственном, социальном плане осуществлять деятельность, прежде всего трудовую.

Приведенные и другие определения болезни человека можно сгруппировать в несколько разделов, позволяющих более упорядо-ченно подойти к их восприятию и оценке.

Некоторые определения болезни человека (по Ю.П. Лисицыну)

1. Биологизаторские дефиниции. Болезньэто:

— нарушения, поломки, дефекты деятельности организма, его органов и систем;

— нарушения связей, гармонии с внешней средой, адаптации к окружающей среде;

— нарушения постоянства внутренней среды организма;

— нарушения функций и механизма адаптации, общего адаптационного синдрома, состояние дистресса;

— несоответствие природных и организменных биоритмов (дисхроноз).

2. Кибернизаторские дефиниции. Болезнь — это:

— нарушения в механизмах управления, координации, регуляции функций организма;

— разлад, расстройство в функциональной структуре организма как в сложнейшей кибернетической системе;

— нарушения модели организации, расстройство алгоритма жизнедеятельности.

3. Энергизаторские дефиниции. Болезнь — это:

— нарушения расходования энергетических ресурсов организма;

— дефицит, избыток, дисбаланс энергии человеческого организма;

— неадекватное, не соответствующее потребностям воздействие организма энергетических, силовых, магнитных «полей» и т.п.

4. Социологизаторские и психологизаторские дефиниции. Болезнь — это:

— нарушение, «стеснение» свободы человеческой жизни во всех ее проявлениях, функций человека;

— нарушение человеческих (общественных) отношений, взаимосвязей, контактов, социальных черт, свойств;

— психологический срыв, психологическая дезадаптация, дезинтеграция личности, человеческих чувств, психологических установок, психосоматическая дезорганизация, дезадаптация и пр.;

— нарушение условий, образа жизни, жизненного стереотипа, стиля жизни человека.

Исходя из определения болезни следует, что здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта. Так, ВОЗ определяет здоровье с широких медико-социальных позиций: «здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Источник

Adblock
detector