Меню

Социальная работа с семьями имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья

Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья

Рубрика: 14. Социальная работа

Статья просмотрена: 12006 раз

Библиографическое описание:

Естемесова, Ж. Т. Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья / Ж. Т. Естемесова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3322/ (дата обращения: 08.06.2021).

Семьи, имеющие детей с нарушениями физического или психического развития, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения.

Социальная поддержка таких семей — это решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенку: с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Родители в подобных семьях испытывают воздействие многообразных негативных факторов, которые можно обозначить как семейный стресс. Семейный стресс может носить неожиданный и/или хронический характер, но всегда создает напряженность внутри семейной группы, что нарушает ее устойчивость. Социальное нездоровье такой семьи требует дополнительных видов социально-педагогической деятельности, направленных на помощь родителям. Это социальная реабилитация и социальная интеграция семьи, т. е. восстановление ее социального статуса.

Успешность решения этих проблем напрямую связана с целенаправленной социально-педагогической работой, включающей широкий спектр долгосрочных мер помощи семье комплексного характера — медицинского, правового, психолого-педагогического, экономического. Содержание этих мер направлено на:


расширение контактов семьи, преодоление изоляции, включение ее в общественную жизнь;

предоставление адекватной информации о специфических потребностях и перспективах развития ребенка, содействие в организации комплексной диагностики и раннего начала образовательного процесса;

предоставление полноценной информации о социальных институтах помощи, содействие специалистам в составлении образовательного и абилитационного маршрута на основе индивидуальной программы развития ребенка;

налаживание семейного микроклимата;

организация психологической поддержки родителей;

организация правовой поддержки семьи: информация, защита законных прав и интересов.

А. С. Макаренко был глубоко уверен, что родительские требования к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания, и если с ребенком неблагополучно, нужно, прежде всего самого себя положить под микроскоп. И нужно не ребенка перевоспитывать, а менять ваше отношение к нему, так как его отношение к себе зависит только от вас [1, c .237, 241].

Система социально-педагогической помощи должна быть направлена не на подмену семьи, а на развитие ее собственных ресурсов и инициативы, так как только превращение семьи в активного субъекта социально-педагогической деятельности является решающим фактором эффективности процессов реабилитации и интеграции ребенка.

Задача социального педагога в работе с семьей — это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работа с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.

Читайте также:  Как обеспечить высокую работоспособность человека без ущерба для его здоровья

Главная цель — мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.

В работе с семьей социальный педагог выделяет работу с родителями. Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу.

Психологи отметили, что с появлением ребенка с нарушениями в развитии у родителей появляются психические расстройства. У них закрепляется представление, что их ребенок не такой, как все, значит, плохой. Выделено несколько этапов кризиса у родителей (Шухард):

1-й — отрицание проблемы;

3-й — поиски путей (здесь может помочь социальный педагог);

4-й — принятие ситуации и обращение к специалистам;

5-й — сокращение контактов с окружающими, когда все внимание родителей сосредоточивается на ребенке, они надеются на выздоровление. Обнаружив, что выздоровление невозможно, переживают сильный стресс, сильнее, чем первый, а затем смиряются. Этот этап сопровождается неврозами.

Помощь социального педагога родителям состоит в консультировании, организации психологических тренингов, обучении обращению с ребенком, организации совместного с ребенком посещения клубов, семейного отдыха.

От отношения родителей к болезни ребенка во многом зависит процесс его социализации. Здесь главным является отношение матери, ее любовь к ребенку.

Социальный педагог убеждает родителей искать выход из состояния горя и озлобления, помогает увидеть возможности ребенка и направить все силы на их развитие. Он помогает также обеспечить уход за больным ребенком, его воспитание и обучение [2, c .160].

Социально-педагогической деятельность в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями направляется на поддержку семьи для того чтобы они могли справиться с трудной задачей воспитания и развития ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющийся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога — способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида, повышать ее ситуационно-ролевую адаптированность [3, c .192].

Согласно А. В. Мудрик, социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия)

Задача его работы — создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением [4,с.22].

Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.

Читайте также:  Виды вреда причиняемого здоровью человека

Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей [5,с.67]. Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую [6,с.177].

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями — путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям [6,с.176–184].

Читайте также:  Если тревожно за здоровье близких

Таким образом, социальный педагог осуществляет социально-педагогическую поддержку семье по индивидуальному плану социальной адаптации. Социально-педагогическая поддержка семьи ускоряет процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Макаренко А. С. Книга для родителей. — Киев, 1987.

Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., Издательский центр ォ Академия サ , 2001.

Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Издательский центр, Академия サ , 2002.

Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков /Под ред. А. Б. Фоминой. М., 2003.

Сеньчукова И. В., Малафеева А. И. Модель центра социально педагогической адаптации. Хабаровск, 2002.

Кибирев А. А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск 2003.

Похожие статьи

Формы и методы работы социального работника с семьей.

ребенок, родитель, семья, направление работы, воспитание детей, Бутово, социальная адаптация ребенка, собственный ребенок, семейная психокоррекция, оказание помощи.

Социальнопедагогические аспекты профессии социального.

Социальнопедагогические аспекты профессии социального педагога / воспитателя в работе с детьми, лишенными родительской опеки.

Особенности профессии «социальный педагог» определяются разнообразием детей и людей с социальными проблемами.

Формы и методы работы социального педагога.

социальный педагог, течение, родитель, образовательное учреждение, индивидуальный план реабилитации, семья, ребенок, Ставропольский край, контрольный лист, социальная адаптация.

Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ

Социальная работа с неблагополучными семьями включает социальнопедагогическую, социально-психологическую, социально-организационно-координационную и информационную помощь.

Работа социального педагога в образовательном учреждении.

неблагополучная семья, семья, социальная работа, ребенок, член семьи, социальный патронаж, социальный мониторинг, родитель, этап, психическое развитие. Особенности взаимодействия социального педагога. семья, ребенок, социальный педагог.

Социальнопедагогическое сопровождение процесса.

Социальнопедагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни.

Социальнопедагогическая деятельность понимается как деятельность, имеющая социальнопедагогическую цель, педагогические средства.

Специфика работы социального педагога с неполной семьей.

социальная работа, семья, ребенок, неполная семья, родитель, общеобразовательное учреждение, семейный досуг, семейная ситуация, отдельный случай, трудовой доход.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

Социально-психологические особенности работы с семьей. семья, родитель, возможность, семейное воспитание, самая семья, социальная адаптация, мать, больной ребенок, лучшее понимание, благоприятный тип.

Педагогическое сопровождение социализации подростка из.

Социальная работа с неблагополучными семьями включает социальнопедагогическую, социально-психологическую, социально-организационно-координационную и информационную помощь. Особенности взаимодействия социального педагога.

Источник

Adblock
detector