Работа социального педагога с детьми ОВЗ
статья на тему
В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений деятельности социального педагога является работа с детьми с ОВЗ. Ухудшающаяся экологическая обстановка, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), многочисленные социально-экономические, психолого-педагогические и медицинские проблемы — все это ведет к увеличению рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_sotsialnogo_pedagoga_s_detmi_ovz.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений деятельности социального педагога является работа с детьми с ОВЗ. Ухудшающаяся экологическая обстановка, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), многочисленные социально-экономические, психолого-педагогические и медицинские проблемы — все это ведет к увеличению рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие отклонения от нормы, которые характеризуются ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, обучение и трудовую деятельность.
К детям с ОВЗ, кроме детей с физическими нарушениями, относятся дети с умственной отсталостью, с нарушениями слуха, зрения, недоразвитием речи, с ранним детским аутизмом, с комбинированными нарушениями в развитии.
Большинство родителей, имеющих детей cограниченными возможностями здоровья, хотят, чтобы их ребенок воспитывался и обучался в среде здоровых сверстников, чтобы он по возможности максимально интегрировался в общество здоровых людей. Поэтому в настоящее время возникает необходимость внедрения такого образования, которое позволило бы детям с ограниченными возможностями здоровья обучаться совместно со здоровыми сверстниками, получать образование наравне с ними, т. е. инклюзивного образования.
В настоящее время в России начинает складываться модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения. В социально-педагогическом сопровождении нуждаются дети с выраженными интеллектуальными нарушениями, тяжелой двигательной патологией, сложными нарушениями развития. В проекте закона Российской Федерации о специальном образовании физические отклонения ребенка определяются исходя из возможностей его обучения.
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.
Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а ведь очень важно не пропустить такого ребенка. Это могут быть дети, больные сахарным диабетом, бронхиальной астмой, имеющие соматическую патологию, а именно заболевания органов пищеварения, дыхания, сердечно -сосудистой, эндокринной, мочеполовой систем и т. д.
Цель работы социального педагога с данной категорией детей заключается в обеспечении детям с ОВЗ возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальном приспособлении ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, приобретение знаний профессионального опыта, участия в общественно-полезном труде; в помощи родителям детей-инвалидов.
Во-первых, оказание индивидуальной помощи ребенку-инвалиду. Она включает в себя помощь в адаптации к среде здоровых сверстников, проведение совместно с психологом диагностики, позволяющей выявить уровень умственных способностей ребенка-инвалида, его эмоциональное напряжение, уровень тревожности, зону ближайшего развития. Проведение такой диагностики дает возможность устранить негативные влияния в классе, а также оказывает помощь в индивидуальном подходе к ребенку. Осуществляя деятельность в данном направлении, социальный педагог совместно с классным руководителем должен привлекать ребенка с ограниченными возможностями здоровья к участию в школьных концертах, праздниках, соревнованиях. Это позволит детям самоутвердиться, поверить в свои силы и возможности, а в здоровых детях такие совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.
Во-вторых, работа с классным коллективом. Осуществлять деятельность в данном направлении социальный педагог может совместно с психологом и классным руководителем. Необходимо объяснять здоровым детям, что ученик с ограниченными возможностями является равным участником образовательного процесса. С детьми, которые не решаются на работу и взаимодействие с такими учениками нужно вести систематическую работу, выяснить причину такой позиции и постараться изменить ее в сторону признания равных прав у каждого ребенка.
В-третьих, работа социального педагога с семьей ребенка с ОВЗ. Технология работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида включает оказание психологической помощи, правовое консультирование родителей, содействие в оказании материальной и бытовой помощи, оказание помощи родителям во взаимодействии с различными центрами и учреждениями. Социальный педагог должен стремиться привлекать родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья к воспитанию и обучению своих детей активными и гармоничными личностями.
В-четвертых, взаимодействие самого социального педагога с различными субъектами оказания помощи детям-инвалидам и различными представителями общественных организаций. Осуществляя деятельность в данном направлении, социальный педагог может оказывать помощь в составлении планов социально-педагогической реабилитации, взаимодействовать с различными специалистами, в решении проблем данной категории детей.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья обязывает предоставить ребенку технические средства реабилитации, услуги по медицинской, социальной, профессиональной, психолого-педагогической реабилитации. Предоставление индивидуальной программы реабилитации инвалида не является обязательным условием приема ребенка с ограниченными возможностями в общеобразовательную школу, однако это в большинстве случаев является желательным, т.к. там могут быть даны рекомендации по обучению и созданию наиболее эффективных условий для этого. В школе, помимо индивидуального подхода, ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет возможность общаться с одноклассниками и педагогами. Дети, у которых повышенная утомляемость, слабость предложено посещать 1 раз в неделю комнату психологической разгрузки. Каждому ребенку-инвалиду приходиться адаптироваться в школьном коллективе. Ситуация успеха, созданная в классе, позволяет детям-инвалидам настроиться на плодотворную работу. Ребенок уверен в том, что всё у него получится, пусть не сразу. Это позволяет сохранить психическое здоровье. Школьные страхи, неуверенность в собственных силах, имеющиеся у некоторых детей-инвалидов, постепенно уходят, если рядом с ним понимающие взрослые и доброжелательные одноклассники.
В школе накоплен определенный опыт в работе с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это и диагностика, и регулярная профилактическая работа, обращение в различные учреждения, занимающиеся с детьми и семьями данной категории. Но, к сожалению, ежегодно списки детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья пополняются.
Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются по адаптированным основным общеобразовательным программам, а дети — инвалиды в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В школе создаются специальные условия для обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.
Индивидуальное сопровождение ребенка провожу по плану.
∙ Диагностика: изучение сопровождающих документов ребенка (направления, выписки, характеристики). Заключается соглашение с родителями.
∙ Совместно с классным руководителем наблюдаем, проводим беседы с детьми и их родителями, проводим анкетирование родителей, изучаем возможности продуктивной деятельности. Проверка условий жизни ребенка, составление актов ЖБУ.
∙ Углубленное обследование совместно с классными руководителями, воспитателями ГПД, педагогом-психологом. Полученная информация обсуждается на медико-педагогическом консилиуме. Специалисты вырабатывают рекомендации по коррекционной работе и социально-педагогическому сопровождению ребенка.
∙ Организация каникулярного отдыха.
∙ Консультации по вопросам воспитания, профессиональной ориентации, социальной адаптации, внешкольной занятости Выявление интересов и склонностей, запись в кружки и секции, контроль посещения
∙ Знакомство родителей с особенностями воспитания ребенка-инвалида, с нормативными и правовыми документами, разъяснение отдельных статей законов. При работе с родителями учащихся педагогу пригодится памятка «Советы родителям».
∙ Все сведения фиксируются в «Дневнике сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья» .
∙ Общая оценка эффективности дневника сопровождения проводится директором школы каждую четверть (на специальных совещаниях).
Формирование благоприятных условий для социализации детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование в МБОУ «Тат. Каргалинская СОШ»
— Обеспечение максимально полного охвата детей — инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.
— Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической помощи родителям и детям из данной категории семей в реальных условиях их проживания;
— Формирование активной педагогической позиции родителей;
— Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;
— Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
— Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
— Повышение правовой, психолого – педагогической грамотности родителей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
— Расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
— Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории;
— Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа социального педагога с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд.
Опыт работы показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил.
Основными задачами деятельности социального педагога, работающего в школе – интернате являются определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение, получение сведений о нем (дата рождения.
В презентации указаны все направления в работе с деть группы риска.
Только полноценная семья способна дать ребенку полноценное психологическое здоровье.
Цель работы социального педагога с данной категорией детей заключается в обеспечении детям-инвалидам возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальном приспособлении ребенка.
Источник
Социальная работа с подростками с ограниченными возможностями здоровья
В развитых странах и за рубежом уже сложились определенные стандарты, формы и методы работы с детьми и подростками, имеющие отклонения в развитии. В каждой стране существуют свои особенности оказания помощи этой категории населения, обусловленные национальным своеобразием, социально-экономическими условиями, психолого-педагогическими традициями, ориентацией на определенный научный подход.
Проблемы инвалидности, особенно среди детей и подростков – одна из острых социальных проблем современности. По данным ВОЗ более 500 миллионов человек, т.е. 10 % всего населения Земли, имеют ту или иную форму инвалидности [1, 2]. В большинстве стран по меньшей мере один из десяти человек страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов [3]. Социально-педагогическая работа с детьми и подростками, имеющими инвалидность, осуществляется на основе нормативно-правовой базы документов мирового сообщества: прежде всего ООН и её подразделений, законодательных актов Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, законов и подзаконных актов Республики Казахстан (РК). Учитывая накопленный в нашей стране и зарубежных странах опыт по правому обеспечению охраны здоровья, а также по поддержке социально-уязвимых слоев населения, в РК действующее законодательство в основном соответствует международным нормам и правилам [4, 5, 6].
Вопрос об оказании помощи и обучении детей и подростков с ограниченными способностями был поставлен довольно давно. В развитых странах уже сложились определенные стандарты, формы и методы работы. В каждой стране существуют свои особенности оказания помощи этой категории населения, обусловленные национальным своеобразием, социально-экономическими условиями, психолого-педагогическими традициями, ориентацией на определенный научный подход. Между тем можно выделить и некоторые общие тенденции, которые необходимо учитывать при создании системы оказания помощи таким детям.
Во-первых, это максимально возможная интеграция ребёнка с ограниченными возможностями в общественную жизнь, в т.ч. и интегрированное обучение, что является важным моментом в жизни каждого ребёнка; во-вторых, преимущество воспитания этих детей в семье; в-третьих, направленность на раннюю диагностику нарушений организма и своевременное лечение, и в-четвёртых, индивидуальный подход к реабилитации и абилитации ребёнка в каждом конкретном случае.
Представляет интерес для изучения опыт работы социальных работников и социальных педагогов в США, которыми была разработана и апробирована программа «Инклюжен». В настоящее время в США функционирует отлаженная система оказания помощи инвалидам, охватывающая все сферы жизнедеятельности и способствующая максимально возможной интеграции человека с особыми потребностями в современном обществе. В Великобритании оказание помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями в развитии осуществляют три группы организаций: частные владельцы домов, общественный сектор и местные власти. В России Институтом развития личности при участии кандидата педагогических наук Репринцевой Г.И. была разработана программа «Игротерапия», рекомендованная социальным работникам и социальным педагогам в работе с детьми с ограниченными возможностями. За рубежом получило распространение и другая методика, разработанная российскими исследователями, – игра «Ринго- Надежда», которая учитывала возможности каждого ребенка, испытывающго определенные отклонения в развитии.
Традиционно оказание помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями в развитии во всех странах, в т.ч. и в РК, осуществлялось в форме создания специальных образовательных учреждений, как правило интернатного типа. Однако, в последнее десятилетие стало очевидным, что постоянное нахождение детей в них приводит к усилению сегрегации и изоляции их в общении. Кроме того, негативные последствия для их социализации имеет и то обстоятельство, что эти дети в основном проживают вне семьи, которая практически не участвует в воспитательном процессе. При этом большинство родителей занимают иждивенческую позицию, целиком полагаясь на профессионализм специалистов в этой области, снимая с себя какую-то ни было ответственность за состояние и социальные перспективы подростка.
В РК по данным Министерства здравоохранения и социального развития идёт процесс омоложения инвалидности страны. Известно, что дети и подростки относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Семьи и родственники, имеющие на своём попечении детей и подростков с различными отклонениями в развитии, испытывают, как правило, значительные материальные и психологические трудности. Появление ребенка с ограниченными возможностями действует на родителей удручающе и многие из них испытают по-настоящему психологический стресс. Но в последнее время в этом направлении наметился положительный сдвиг. Семьи, в которых воспитывается ребенок-подросток с ограниченными возможностями, стали все более активнее проявлять интерес и заботу к своему ребенку. Социальная политика, проводимая в нашей стране, позволило обществу изменить свое отношение к данной проблеме. Эти изменения отражены в ряде документов, гарантирующие равные права и льготы детям с ограниченными возможностями: Законы «О здравоохранении», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О браке и семье», «О социальной защищенности инвалидов в Республике Казахстан» и ряд других постановлений и указов Правительства РК.
Социальная политика нашей страны в отношении детей с ограниченными возможностями в развитии проявляется и в открытии специализированных центров по работе с данной категорией населения. В таких центрах совместными усилиями специалистов разного профиля: медиков, психологов, социальных работников, социальных педагогов и др. используется комплексный подход в оказании помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии. От эффективности организации комплексной помощи в определяющей степени зависит не только предупреждение инвалидности, но и снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности. Предполагается, что своевременное вмешательство уменьшит вероятность отставания в развитии детей и подростков из группы риска [3].
Так, создан Центр комплексной реабилитации «Кенес» для защиты прав детей и подростков с ограниченными возможностями и их родителей, охраны здоровья и осуществления образовательных программ для социальной адаптации и трудовой реабилитации, коррекции двигательных, умственных и психических нарушений. Главной задачей работы Центра является оказание квалифицированной комплексной помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями. Сотрудники Центра предлагают принципиально новую, инновационную модель комплексной реабилитации детей со сложной структурой дефекта, которая основывается на привитии жизненно важных навыков. Многолетний опыт работы Центра позволил добиться положительной динамики в социализации детей с особыми потребностями.
Интересен опыт работы Модельной семейной врачебной амбулатории «Демеу», созданный при поддержке Американского Международного Союза по программе партнерства между лечебными учреждениями городов Астаны и Питтсбурга, штат Пенсильвания. Задачей данной амбулатории является оказание бесплатной квалифицированной первичной медико-социальной помощи населению.
Неправительственная организация «Умай» оказывает медицинскую, социальную, юридическую, образовательную, коррекционную помощь населению, содействует всестороннему развитию социально-уязвимых слоёв населения, сохранению их здоровья, социальной адаптации, психокоррекции и самореализации.
В Карагандинской области в сентябре 2003 года начал свою работ Центр социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Лучик надежды», целью которого является оказание помощи ребенку в освоении жизненного пространства, адаптирования к обществу.
Доказано, что развитие личности ребенка, а особенно подростка, в период которого определяются жизненно-важные устремления, может быть осуществлено только в процессе деятельности, в процессе овладения знаниями и навыками. Это может осуществляться только при поддержке и целеустремленной деятельности ряда специалистов: психолога, логопеда, дефектолога, социального работника и социального педагога. Однако, по мнению М.А. Галагузовой, Р.В. Овчаровой, ведущее место при этом должна отводиться социально-педагогической деятельности, в которой участвуют не только профессиональные специалисты, но и все члены семьи, их родственники, неформальные группы поддержки.,
В сложившейся ситуации, к которой, семья, как правило, оказывается совершенно неподготовленной, нуждается в помощи специалиста, который смог бы активно войти в её конкретную жизненную ситуацию, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внешние ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом, профессионально подготовленным к решению такого рода социально-психолог-педагогических проблем, и является социальный педагог.
Р.В. Овчарова выделяет три уровня осуществления профессиональной деятельности социального педагога [7]: исполнение; планирование; проектирование.
На каждом этапе работы реализуются определенные функции:
• диагностическая, функция планирования, организаторская;
• коммуникативная, побудительная, формирующая;
• аналитическая, оценочная: координации, коррекции и совершенствование.
Основные принципы социально-педагогической работы как с семьёй, так и с самим подростком:
• индивидуальная помощь в сложившейся ситуации;
• групповая поддержка самого ребенка и его ближайшей микросреды;
• общественная защита прав ребенка-инвалида и его семьи;
• практическая забота о сохранении психического здоровья в данной микросреде;
• тесное взаимодействие с семьёй ребенка.
В своей деятельности социальный педагог может использовать различные технические модели взаимодействия: краткосрочные и долгосрочные. Специалисты в данной области могут использовать такие методы, как наблюдение, составление договора, консультирование, проведение тренингов и беседы и др. Все перечисленные технологические подходы, модели и формы социально-педагогической работы как с семьёй, так и самим ребенком, заимствованные в основном из зарубежного опыта, находят все более широкое применение в практике деятельности специалистов в данной области.
Таким образом, беседы с самим подростком, имеющим отклонения в развитии, его семьей, ближайшим окружением, долговременное наблюдение конкретных семей, анализ статистической отчетности и служебной документации позволяют оценить эффективность деятельности социального педагога по комплексной реабилитации семей, а также и самого подростка, по повышению социальной адаптации.
Источник