Меню

Социальная помощь семьям детей с ограниченными возможностями здоровья

Основные формы помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ

Елена Юрова
Основные формы помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ

Основные формы помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Семьи, имеющие детей с нарушениями физического или психического развития, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения. В качестве психотравмирующего фактора, определяющего личностные переживания родителей детей с отклонениями, выступает комплекс психических, сенсорных, речевых, двигательных и эмоционально-личностных расстройств, характеризующих ту или иную аномалию детского развития. Выраженность нарушений, их стойкость, длительность и необратимость влияют на глубину переживаний родителей больных детей.

Психическая травматизация родителей, вызванная нарушениями в развитии ребенка, более глубока, если они сами психически здоровы и не имеют психофизических отклонений [1, с. 72].

После рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья отношения внутри семьи, а также контакты семьи с окружающим социумом искажаются, что связано с особенностями больного ребенка и с эмоциональной нагрузкой на членов его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в такой ситуации оказываются беспомощными, их положение можно определить как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.

В поведении родителей, воспитывающих проблемных детей раннего возраста,выделяется ряд особенностей: неумение создавать ситуацию совместной деятельности, неэмоциональный характер сотрудничества, неадекватность позиции по отношению к ребенку и неадекватный стиль воспитания, недостаточная потребность в общении с ребенком [3, с. 5].

Формы и содержание работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями, определяются степенью их готовности к сотрудничеству, наличием обратной связи. Наибольшие трудности вызывают родители с низким уровнем мотивации. Самая продуктивная форма работы с такими семьями (с низким уровнем мотивации) – индивидуальная работа, в частности, индивидуальное консультирование.

Индивидуальное консультирование проводится в несколько этапов.

Задача первого этапа – создание доверительных, откровенных отношений.

Второй этап – обсуждение проблем родителей, планирование дальнейших встреч. Терапевтическое вмешательство наиболее целесообразно проводить непосредственно после постановки диагноза (1 фаза родительского кризиса). Выраженность стресса больше у тех членов семьи, которые недостаточно дифференцированы друг от друга. Они не способны ни оказать помощь друг другу, не принять ее, т. к. чрезмерно зависимы и не имеют своего «я». Родители чувствуют себя беспомощными.

Задача психолога – помочь членам семьи обрести контроль над ситуацией. Прежде всего, следует предложить родителям вспомнить о тех их сильных сторонах, которые помогли им справиться с трудностями, которые семья преодолела раньше. Каждого члена семьи просят открыто выразить свои чувства и рассказать о том, какое влияние оказало известие о болезни ребенка лично на него. Психолог поможет найти приемлемые решения, обеспечивающие поддержку членам семьи, поможет снизить чувство тревоги.

Неэффективность лечения «особого» ребенка порождает у родителей чувство разочарования (2 фаза семейного кризиса). Успешность принятия членами семьи их образа жизни определяется степенью дифференцирования их «я» от других. Психолог должен принять отказ семьи считаться с реальностью и помочь им сформулировать, возникающие у них проблемы. Каждому предлагается определить, какое влияние лично на него оказывает диагноз о неизлечимости ребенка. В случае необходимости психолог помогает членам семьи освоить новые роли и взять на себя новые обязанности для улучшения функционирования семьи. Он может помочь родственникам примириться со сниженными возможностями ребенка, поможет выявить причины своего гнева и беспомощности.

Индивидуальные встречи с членами семей,воспитывающих детей инвалидов позволили выделить отличительные черты родителей: ранимость, чувство изолированности, обособленность от жизни. Мамы говорили о том; что чувствуют себя «изгоями» общества, что некоторые люди относятся к ним и к их детям подозрительно, стараются держаться подальше.

Выбор групповых форм работы определяется рядом общих принципов,включаемых:

Учет степени готовности к сотрудничеству,

Учет вариативных форм групповой работы.

Программа групповой работы может включать различные приемы современной практической психологии:

– тренинги с элементами креативной терапии, с элементами телесно ориентированной терапии,

– методов «песочной терапии»,

– тренинги ситуаций с использованием приемов психодрама, гештальт-терапии.

Групповая работа проходит несколько этапов:

Цель первого этапа группового процесса – установление доверительных отношений. Самым сложным процессом должно быть снятие тревоги и страха отвержения. Специальные упражнения помогут родителям осознавать чувство одиночества. Для полного раскрытия самосознания участку необходима поддержка всей группы. Эту поддержку вначале организует психолог, а затем, группа обеспечивает своего участника положительный обратной связью. Родители, находящиеся в стадии «хронической печали» в стремлении выразить поддержку другому члену группы очень часто отражают свое эмоциональное состояние, а именно – неуверенность, тревогу.

Читайте также:  Трава клевер для здоровья

На следующем этапе работы можно переходить к формированию у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» детей в структуре общества. Важно снять комплекс вины и неполноценности с члена группы и его семьи. «Осознание этого помогает родителям по-новому смотреть на свою жизнь и жизнь своих «особых» детей». Семейные ситуации перестают восприниматься ими как безысходные. Это в свою очередь предупреждает возможность ситуации, психологического отвержения больного ребенка и позволяет матери, наконец, ощутить так необходимые ей радости материнства. Специально организованные группы пап и дедушек помогут не только им, но и всей семье в целом. И ребенку в свою очередь было бы хорошо знать о тех чувствах, которые переполняют души родителей. Прежде всего, открытое обсуждение проблем способствует укреплению уровня доверия между членами семьи. Участие родителей в группах встреч поощряет их к раскрытию самих себя. Самораскрытие – трудный, длительный процесс, особенно для такой «закрытой» категории родителей. Но родители, воспитывающие «особых» детей, объединены одной общей ситуацией, поэтому психологу в процессе необходимо стремиться к формированию таких взаимоотношений между членами группы, которые способствовали бы взаимопониманию. Родителям, постоянно находящимся в депрессии, очень трудно выразить свои чувства и мысли. Осознать собственные чувства поможет готовность члена группы пережить радость общения с такими же людьми. Цель психолога – создать в группе оптимальный уровень эмоционального напряжения. Осознанность эмоций ведет к сближению родителей, к сплоченности группы. Есть смысл организовать встречи братьев и сестер больных детей. Ведь дети и подростки иначе воспринимают проблемы, у них возникают определенные страхи и опасения, с которыми нужно поделиться. Не всегда такого рода встречи должны проходить с родителями, важно знать, что подобные затруднения испытывают не только они. Родственники и друзья семьи могут принимать или не принимать особое состояние больного ребенка – это их право. Главное, что семья, где есть «особый» ребенок постаралась сама не разрушить семейные связи, не разорвать дружеские отношения со своими старыми знакомыми. Кто знает, может быть разговор по душам со старинным знакомым сможет облегчить решение какой-то вдруг возникшей конкретной проблемы.

Использование психологического просвещения поможет обучить членов семьи создать атмосферу, благоприятную для взаимодействия. Основная задача психологического просвещения – обучение членов семьи и создание для них атмосферы поддержки. Члены семьи учатся понимать и принимать проблему «особого» ребенка.

Психологическое просвещение – это групповая форма работы, поэтому участники имеют возможность получить поддержку друг от друга, помогают осознать собственные возможности решения проблем, осваивают навыки коммуникаций [2].

Обобщая все выше сказанное, хотелось бы подчеркнуть, что приступая к работе, особое внимание необходимо уделить формированию у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации на дальнейшую совместную работу в группе встреч и поддержки. Работа находится на стадии осознания родителями необходимости совместной работы, на снижение тревоги и формирование необходимости получения новой информации.

Список использованных источников

1. Болдина, М. А. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья / М. А. Болдина // Психолого–педагогический журнал Гаудемаус. – №2 (10). – 2006. – С. 71-77.

2. Железняк, Л. И. [Электронный ресурс]. –Режим доступа : https://pedsovet.org/forum/topic722.html .

3. Стребелева, Е. А., Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Дефектология. – № 1. – 2005, С. 3–10.

Консультация для родителей и воспитателей «Основные приемы оказания первой медицинской помощи ребенку при травмах и ушибах» Любознательности ребенка нет границ. Он вступил в незнакомый мир и поэтому ему все надо оглядеть, ощупать, понюхать и попробовать на вкус.

20 ноября — Всемирный День правовой помощи детям. Консультация для родителей «Права ребенка — соблюдение их в семье» [Основные международные документы, касающиеся прав детей. Декларация прав ребенка (1959). Конвенция ООН о правах ребенка (1989). Всемирная.

Консультация для воспитателей «Основные формы занятий в системе дополнительного образования» Формы занятий в дополнительном образовании играют важную роль, так как от них зависит интерес ребенка к тому или иному увлечению. Преподаватель.

Читайте также:  Тесты по предмету общественное здоровье

Консультация «Основные направления и формы работы с родителями по эстетическому воспитанию (Художественное творчество)» Одним из условий успешного воспитания является работа не только с детьми, но и с их родителями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы.

Консультация «Основные принципы педагогической помощи дошкольникам с дизартрией» Наряду с выраженной зависимостью частоты речевых нарушений от тяжести и формы двигательной патологии, имеется тесная связь между клиническими.

Основные аспекты организация работы с семьёй ребенка с ОВЗ Основные аспекты организация работы с семьёй ребенка с ОВЗ Одним из важных направлений в деятельности с дошкольниками с ограниченными.

Основные направления и формы работы с детьми по художественно–эстетическому воспитанию В формировании личности ребенка неоценимое значение имеет художественное — творчество. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества.

Основные показатели и результаты деятельности в части укрепления здоровья детей. Формы работы с детьми Направления Формы Методы Наглядные Словесные Практические Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Утренняя.

Отчёт о реализации проекта «Мини-огород» в Центре ранней помощи детям с ОВЗ Педагогический проект «Мини огород» Срок реализации проекта : май- август 2018 года Цель проекта : Формирование у детей элементарных знаний.

Занятие на тему «Прослушивание сказки «Маша и медведь» с детьми 7–12 лет в центре социальной помощи семье и детям Цель: Приобщать детей к театральной культуре. Задачи: Совершенствовать театральные навыки. Развивать правильное речевое дыхание. Воспитывать.

Источник

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ
статья на тему

В статье рассматриваются медицинские, экономические и социально-профессиональные проблемы семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Также анализируются сеть социальных организаций, где семьи могли бы получить требуемую помощь/

Скачать:

Вложение Размер
sistema_sotsialnoy_pomoshchi_semeimeyushchey_rebenka_s_ovz.docx 26.06 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ

Н.С. Андреева, учитель начальных классов,

«Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1»

Аннотация : В статье рассматриваются медицинские, экономические и социально-профессиональные проблемы семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Также анализируются сеть социальных организаций, где семьи могли бы получить требуемую помощь

Ключевые слова: семья, ребенок с ограниченными возможностями, социализация, социальная поддержка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. У них имеются временные или постоянные недостатки в физическом и (или) психологическом развитии. При этом существует необходимость создания для них специальных условий для обучения и воспитания.
Семья – это ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ОВЗ в семье ставит родителей перед фактом расширения социальных контактов с различными учреждениями, организациями и службами. С появлением в семье ребенка с ОВЗ возникают следующие проблемы:

— медицинские проблемы: получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д.;

— экономические проблемы: в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это обусловлено вынужденным неучастием большинства матерей в общественном производстве, оформлением сокращенного рабочего дня, вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы и т.д.;

— проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому

— социально-профессиональные проблемы семьи — это повышение родителями ребенка с ОВЗ своего образовательного уровня; отказ от реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода; смена характера работы с учетом интересов ребенка; формирование уклада жизни семьи, подчиненного интересам ребенка; трудности с поведением досуга;

— психологические проблемы, которые связаны, прежде всего, с тревогой за судьбу ребенка с ОВЗ всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных проблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка.

Для семей, имеющих ребенка с ОВЗ, создана сеть социальных организаций, где они могли бы получить требуемую помощь и решить проблемы. К ним можно отнести:

  • Территориальные или районные центры социального обслуживания или социальной защиты населения. В названном центре можно зарегистрировать семью и ребенка, стать постоянным его клиентом и пользоваться услугами, перечень которых достаточно широк.
  • Органы здравоохранения. Они берут на учет, составляют характеристики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации и трудоустройству, санаторно-курортному лечению, оформлению документов, по медицинской технике, оформлением в специализированные учреждения, реабилитацией.

Реабилитационные центры для детей и подростков с ОВЗ, оказывают медицинскую, социальную и психолого-педагогическую помощь детям;

  • Органы социальной защиты. Они вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому.
  • Предприятия работающих родителей оказывают материальную поддержку, по возможности улучшают жилье, организуют неполный рабочий день, неполную рабочую неделю для работающей матери, надомную работу, защиту от увольнения, предоставляют льготы по отпуску.
  • Городские или районные комитеты по защите прав материнства и детства. В них можно получить консультацию о льготах, в фондах помощи и другим вопросам;
  • Ассоциации и другие объединения родителей, имеющих детей с ОВЗ, которые предназначены для оказания семьям необходимой эмоциональной поддержки, передачи опыта воспитания детей, защиты прав семей и др.
  • Специальные образовательные организации-детские сады, школы, интернаты.

В нашей школе ( «Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии) обучаются дети с ОВЗ. Главная цель в работе с семьей ребенка с ОВЗ – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка. Мы выступаем посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от нашей работы зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Семьи взаимодействует с учителями, социальным педагогом, педагогом-психологом, другими специалистами.

Педагог-психолог занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологического состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости — работой с окружающими. Главной задачей педагога-психолога при взаимодействии с семьей ребенка с ОВЗ, является не только выдача рекомендаций по воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях, выработанные в процессе сотрудничества решения, родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.

Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы;

обеспечить детям возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту;

изучить особенности семей и степень влияния микросреды;

моделировать воспитывающую ситуацию с учетом диагностики семьи, поддержать семью в защите прав, свобод, социальных гарантий; профилактика девиантного поведения;

осуществить неотложную психологическую помощи;

обеспечить культурно-досуговую, спортивно-оздоровительную деятельности.

Роль педагога в судьбе ребёнка с ОВЗ — это прежде всего работа с родителями.

В своей работе я использую следующие формы работы с родителями:

  • Анкетирование. Анализ анкет провожу на родительском собрании.
  • Родительские собрания — одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Собрания стараюсь проводить в нетрадиционной форме : круглый стол, мастер- классы.
  • Индивидуальные работы с родителями детей с ОВЗ.
  • Совместные досуговые мероприятия (развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника, выход в музеи , театры, экскурсии).
  • Совместное участие в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах (выставки, галереи, творческие работы, различные акции).

В заключение хочется сказать, что существует целая система социальной помощи, и наша школа частичка этой системы. В школе ведется огромная, систематизированная работа. Большинство наших воспитанников имеют возможность получать дальнейшее образование в общеобразовательных классах. Командная работа всех заинтересованных сторон помогает в достижении главной цели – социализация детей.

Источник

Adblock
detector