Меню

Социальная политика по охране здоровья населения

Политика государства в области охраны здоровья населения.

Лекция №2

Тема: «Система охраны здоровья населения».

План:

• Политика государства в области охраны здоровья населения.

• Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан. • Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

• Определение здравоохранения. Организация здравоохранения в России

• Понятие о страховой медицине. Законодательство по страховой медицине.

• Формирование рыночных отношений в здравоохранении через систему медицинского страхования;

• Экономические модели финансирования здравоохранения;

• Источники финансирования бюджетно-страховой медицины. Фонды страхования.

• Деятельность медицинских учреждений различной формы собственности.

• Аккредитация и лицензирование учреждений здравоохранения.

• ЛПУ как производитель медицинских услуг.

• Страховые медицинские организации как производители медицинских услуг.

• Факторы, тормозящие развитие рыночных отношений в здравоохранении.

Политика государства в области охраны здоровья населения.

1.Формирование единой государственной политики по сохранению здоровья населения, повышение ответственности всех органов власти и каждого гражданина за ее реализацию.

2.Сохранение основ государственной (бесплатной) системы ЗО, соблюдение конституционных прав граждан на охрану здоровья.

3.Соответствие ресурсов, выделяемых государством на ЗО объемам гарантированной населению бесплатной МП.

4.Обеспечение сбалансированности всех секторов ЗО (государственного, муниципального, частного)

5.Внедрение механизмов программно — целевого планирования, управления и финансирования ЗО

6.Приоритет профилактической направленности в деятельности системы ЗО.

Реализацией государственной политики в области ЗО руководит президент РФ, Правительство РФ осуществляет государственную политику.

Главный планирующий документ развития и функционирования системы ЗО является Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной МП.

На основе государственной программы местные власти разрабатывают местные территориальные программы, в которых определяются виды и объемы МУ, МП, и т.д., финансирующихся из бюджетов всех уровней и за счет средств ОМС.

Политика государства в области ОЗ реализуется на основании нормативно – правовой базы.

Здоровье населения является важнейшим фактором успешного общественного развития и национальной безопасности, важным ресурсом для обеспечения стабильности государства, а по уровню качества жизни и состоянию здоровья населения можно судить об эффективности государственной политики в области социальной сферы. Неустойчивое развитие экономики страны, недостаточно правовое, ресурсное, информационное и финансовое обеспечение мероприятий по сохранению общественного здоровья и развитию здравоохранения, затянувшиеся реформы способствовали значительному ухудшению здоровья населения.

Накопилось много проблем, решение которых требует изменения государственной политики в области охраны здоровья населения. Недостаточная финансовая обеспеченность, отсутствие нормативно-правовой основы для реструктуризации здравоохранения и адаптации его к функционированию в новых условиях, а также снижение общественного признания медицинской профессии и экономического положения медработников привели к возникновению внутрисистемных кризисных явлений, отразились на качестве лечебно-профилактической деятельности, а, следовательно, и в целом на показателях общественного здоровья.

На сегодняшний день смертность в России сама высокая в Европе. Мы отстаем не только от стран Западной Европы (Франции, Великобритании, Италии), но и от Польши, Чехии, Румынии и стран Балтии. Ведущей причиной смерти являются хронические неинфекционные (потенциально предотвратимые) заболевания, на долю которых приходится 90 % всех смертей. Наибольший вклад в смертность вносят сердечно-сосудистые заболевания (56%), внешние причины (в первую очередь травмы и отравления) — 17% и онкологические заболевания (14%). В среднем люди в нашей стране живут на 10 — 15 лет меньше, чем в Европе. Средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет 59 лет, женщины в среднем живут дольше — 72 года. Женщины во всем мире в среднем живут дольше мужчин, но такого большого разрыва в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами нет ни в одной стране. [35, с.331].

Сохранение здоровья народа в условиях отрицательного естественного баланса является важнейшей государственной задачей. Только здоровый народ способен обучаться, трудиться, развивать социально-экономический потенциал, защищать интересы страны. Данную задачу можно осуществлять и с помощью правовых средств.

Именно поэтому в настоящее время назрела настоятельная потребность реализации профилактических программ национального масштаба, направленных как на борьбу с факторами риска (курение, алкоголь, избыточная масса тела, стрессы), так и на раннее выявление и адекватное лечение предотвратимых заболеваний.

В Российской Федерации приверженность граждан здоровому образу жизни чрезвычайно низка:

— курит 75% мужчин и 25 % женщин, ежегодно 220000 человек умирает в связи с курением;

— злоупотребляет алкоголем 70 % мужчин и 47 % женщин, показатель потребления алкоголя в пересчете на чистый спирт (12 литров на душу населения в год) один из самых высоких в Европе;

— повышенный вес имеется у 20 % мужчин и 25 % женщин;

— не занимаются спортом 38 % мальчиков и 59 % девочек.

Согласно выводам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), состояние здоровья человека от медицины зависит лишь на 15 процентов, на столько же — от чистоты окружающей среды, на 25 процентов — от уровня жизни, а на оставшиеся 45 процентов — от самого человека, от его образа жизни. Поэтому любые административные и карательные меры со стороны государства будут однобоки и неэффективны без изменения отношения населения к собственному здоровью, без эффективного участия в профилактике тех же социальных заболеваний всех институтов гражданского общества, политических партий и общественных движений, молодежных и женских организаций, религиозных конфессий, бизнес-сообщества.

Таким образом, применение правовых средств с целью формирования здорового образа жизни становится особенно актуальным.

С 1 января 2006 года стартовал проект «Здоровье». Проект уже получил название «национального приоритетного проекта» и был разработан для реализации предложений Президента РФ Путина В.В. по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации. Основная задача проекта — улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации.

В рамках реализации национального проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.

Основное внимание планируется уделить укреплению первичного медицинского звена (муниципальные поликлиники, участковые больницы) — увеличению зарплаты участковым врачам и медсестрам, оснащению этих медучреждений необходимым оборудованием, переобучению врачей общей практики, введению родовых сертификатов.

3. Национальный проект «Здоровье»

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» уже работает многопрофильная программа модернизации системы здравоохранения, включающая техническое переоснащение лечебных учреждений, повышение уровня заработной платы медицинским работникам, осуществляются меры по поддержке и защите материнства и детства, развивается высокотехнологичная медицинская помощь.

Достаточно сказать, что консолидированные расходы страны на здравоохранение в 2007 году составят из всех источников финансирования беспрецедентную сумму — свыше триллиона рублей. А в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» ассигнования, предусмотренные на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье», превысят 107 миллиардов рублей, что на 72 процента больше, чем в 2006 году. И все же эти фундаментальные меры пока больше напоминают «Скорую помощь» для тяжелобольного, чем стратегическую линию в политике государства.

Негативные тенденции в состоянии здоровья населения имеют слишком глубокие корни, поэтому темпы распространения социально обусловленных заболеваний и вредных привычек не снижаются. Только от алкогольных отравлений у нас ежегодно погибают более 40 тысяч человек. В прошлом году по стране прокатилась волна массовых отравлений некачественным алкоголем. Заболевание токсическим гепатитом приобрело характер эпидемии. Сообщения о массовых отравлениях суррогатным алкоголем, о масштабах госпитализации и летальных исходах все больше напоминали сводки с полей сражений. Впервые в России в нескольких регионах был введен режим чрезвычайной ситуации. При этом, как утверждают медики, через полгода — год, перенесшие токсический гепатит и выжившие люди, станут инвалидами.

Естественно, нельзя в одночасье исправить все ошибки и решить все проблемы, копившиеся долгие годы. Но, видимо, вопрос еще и в том, что приоритетный национальный проект «Здоровье» при всей его важности и необходимости в своем нынешнем виде не охватывает всех сфер и направлений охраны здоровья граждан страны.

Читайте также:  Факторы здоровья что это реферат

Государство, как правило, гарантирует медицинскую помощь уже больным людям, практически не заботясь о здоровых. До вопросов охраны здоровья, так называемого здорового человека, формирования здорового образа жизни, а тем более профилактики недугов и санитарно-гигиенического просвещения руки у органов власти не доходят.

Отмечалось, что в серьезных коррективах нуждается принятый пятнадцать лет назад федеральный закон «О медицинском страховании граждан Российской Федерации». Прежде всего, необходимо повысить финансовую устойчивость системы обязательного медицинского страхования, законодательно закрепить ответственность ее субъектов и установить единые принципы страхового возмещения.

Для сохранения социального равенства и доступности лечения необходим закон «О государственных гарантиях медицинской помощи гражданам Российской Федерации», в котором можно было бы предусмотреть пакет медицинских услуг, гарантированных населению в рамках обязательного медстрахования.

Законодательство в сфере охраны здоровья, по мнению ряда авторов, следует также дополнить федеральными законами «О регулировании частной медицинской деятельности», «О правах пациентов», «О репродуктивном здоровье населения».

Кроме того требует совершенствования и административно-правовой статус больницы, так как это основное звено системы здравоохранения. Необходимо на федеральном уровне выработать типовые функции больниц. Благодаря этому в регионах в дальнейшем могут быть приняты соответствующие законы о больничных учреждениях.

Все это нужно для того, чтобы максимально приблизить медицинские услуги к работающему населению, восстановить на предприятиях службы охраны труда и медицинские части.

Государство, его исполнительная и законодательная власти, обязаны создать соответствующие условия, принимать необходимые законы для того, чтобы работодатели имели возможность направлять часть прибыли на профилактику профзаболеваний, укрепление здоровья своих работников и пропаганду здорового образа жизни.

Пропаганда здорового образа жизни, санитарное просвещение, гигиеническое обучение и воспитание населения — идея далеко не новая. В 1990 году в России действовало 294 центра медицинской профилактики (бывшие дома санитарного просвещения). К сожалению, в 90-е годы эта система была практически разрушена.

Сегодня вновь и с новой силой назрела настоятельная необходимость создания постоянно действующей, комплексной системы санитарно-гигиенического просвещения и воспитания населения, повышения санитарной культуры граждан России. Это направление деятельности должно стать логичным продолжением действий, предпринимаемых государством и обществом по повышению качества жизни граждан России.

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья , Верховный Совет Российской Федерации принимает Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан .

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА 2014 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД

2015 И 2016 ГОДОВ

I. Общие положения

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее — Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее — территориальная программа).

Источник

Приоритеты социальной политики в сфере охраны здоровья населения

Состояние здоровья населения точно отражает тенденции экономического развития и благосостояния страны. В России прогрессирующие рост заболеваемости, инвалидизации, смертности среди различных возрастных групп населения, в том числе участившиеся случаи самоубийств, падение рождаемости при вели к неблагоприятным демографическим сдвигам. В полной мере все эти процессы затронули большинство российских регионов. Особое значение приобретает демографическая политика, концепции которой необходимо разрабатывать как на федеральном, так и на региональных уровнях, и на этой основе принимать целевые социальные программы.

Охрана здоровья населения охватывает большой спектр следующих проблем, требующих кардинальных решений:

· подъем материального благосостояния людей;

· обеспечение граждан жильём в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами;

· улучшение структуры питания различных возрастных групп населения,

· достижение экологического благополучия в различных административно-территориальных поселениях любого масштаба;

· коренное изменение в сфере охраны труда;

· модернизация производства, производимая с учетом санитарно-гигиенических нормативов организации труда и современных производственных технологий;

· выведение из жилых зон вредных предприятий, минимизация негативного воздействия этих предприятий на окружающую среду;

· снижение безработицы (устранение скрытой безработицы);

· смягчение политических и экономических катаклизмов, ставших чуть ли не обыденным, а потому столь устрашающим, явлением.

Однако помимо столь глобальных проблем, есть первоочередные вопросы, требующие внимания и решения:

· усиление профилактики заболеваемости и укрепления здоровья различных слоев населения, особенно женщин и детей;

· усиление противоэпидемических мероприятий, контроль за состоянием рабочих мест, населенных пунктов, социальных объектов;

· повышение ответственности предприятий всех форм собственности, а также физических лиц за загрязнение окружающей среды, за нарушение экологического баланса, за прямой ущерб здоровью людей;

· повышение уровня подготовки и использования медицинских кадров. Активизация роли профессиональных медицинских обществ в определении условий медицинского страхования и контроля за качеством подготовки и повышения квалификации медицинских кадров, а также медицинской помощи;

· приоритетное развитие отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, достойно представленной в ряде регионов и хорошо себя зарекомендовавшей на рынке медицинских товаров и услуг;

· обеспечение постоянной витаминизации всех детей и беременных женщин, а также обязательное проведение массовой профилактики среди населения, проживающего в районах с дефицитом особо значимых микроэлементов в биосфере;

· восстановление системы этапного оздоровления и реабилитации детей всех возрастных групп, включая систему школьной медицины и летнего оздорови тельного отдыха, сделав их доступными для всех слоев населения;

· обеспечение горячего питания школьников;

· реализация программ борьбы с различными формами токсикомании и иными вредными привычками;

· разработка региональных базовых программ медицинской помощи;

· упорядочение финансирования учреждений здравоохранения на основе уточнения и разграничения функций бюджетного и страхового финансирования, а также контроля финансовых ресурсов;

· создание должных региональных запасов необходимых медикаментов и медицинской техники;

· модернизация всех типов медицинских и фармацевтических учреждений;

· демонополизация лечебно-профилактической сети, поощрение открытия боль ниц, поликлиник, аптек, реабилитационно-оздоровительных центров, санаториев, пансионатов, домов и баз отдыха предприятиями и организациями раз личных форм собственности, а также физическими лицами на основе федеральной и региональной законодательной базы;

Читайте также:  Полезно ли быть донором крови для своего здоровья мужчины

· пропаганда всеми легальными методами ответственного отношения граждан к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

В сфере охраны окружающей среды необходимо заняться активным формированием менталитета ценности природы у широких слоев населения. Для создания условий рационального природопользования с минимизацией ущерба среде жизнеобитания человека, а также условий для проведения экологической реабилитации человека и среды его обитания необходимо формирование правового поля, экономических рычагов воздействия.

Охрана здоровья населения и окружающей среды — это неотъемлемая часть социальной политики, заинтересовано участвовать в которой должны все граждане России. Формы и методы такого участия могут быть как на условиях государственного регулирования, так и в системе самоорганизации людей.

Приоритеты социальной политики в сфере формирования социокультурной среды

Для многих территориальных образований России это чрезвычайно сложная проблема для практического решения. Сложившийся стереотип социального обустройства регионов с учетом приоритетов крупных городов, административных центров привел к практическому отсутствию сколько-нибудь значимой социально-культурной инфраструктуры в малых и большинстве средних по масштабам поселениях. В значительной части малых городов и сельских поселков нет учреждений профессионального образования, культуры, досуга, для занятий спортом и физической культурой, изучения языков, и т.п. Крайне скудно развита сеть общеобразовательных и медицинских учреждений. Ряд здравниц, принадлежащих юридическим либо физическим лицам из крупных мегаполисов, расположенных на региональных территориях, не доступны для участия в их функционировании и сопричастности к собственности местным жителям. Многие регионы России богаты природ но-климатическими санитарно-курортными условиями. Но лучшие санатории, оздоровительные комплексы, дачные поселки не только не доступны местным жителям, но нередко существенно ущемляют их деловые, экологические и иные интересы, востребование которых могло бы значительно улучшить положение на рынке труда, собственности, товаров и услуг в соответствующей территории.

Большие проблемы существуют в поддержании культурно-архитектурных комплексов различной ведомственной принадлежности. Многие из уникальных исторических комплексов разрушены либо находятся в бедственном положении. Статус этих комплексов требует уточнения, они остро нуждаются в финансовой поддержке, решении накопившихся материально-технических и иных проблем.

В России для значительной части ее городов, иных населенных пунктов низкой остается культура градостроения, в них утрачена самобытность национального колорита. Уровень цивилизации в сфере коммунального обеспечения различных администативно-территориальных образований резко отличается друг от друга. Особенно он контрастирует с таковым в крупных мегаполисах.

В подавляющем большинстве регионов необходимо решить проблемы досуга и творчества по месту жительства детей, молодежи, иных групп населения Положи тельную роль могла бы сыграть активизация некоммерческой спортивной и оздоровительной работы среди людей различного возраста

Снижение отрицательного воздействия социальных негативов могут в определенной мере обеспечить проведение фестивалей, соревнований, различных культурно-массовых мероприятий, несущих людям радость и оптимизм. Делать это следует изыскивая внебюджетные ресурсы, на основе инициатив самих людей Практически повсеместно не задействован потенциал самоорганизации людей Однако наивно считать, что самоорганизация некий спонтанный процесс. Безусловно, что он требует определенных усилий со стороны органов местного управления, общественных, благотворительных и иных незапрещенных законом организаций.

Для многих регионов давно требующей решения является проблема модернизации учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты. Должного внимания заслуживают специализированные образовательные учреждения, в том числе коррекционные классы в общеобразовательных школах. Следует учитывать, что социальные службы специализированной системы имеют сегрегационные особенности, определяющие высокую затратность и морально-этическую ущербность. Поэтому следует решать проблемы, ориентируясь на использование интеграционных технологий.

Во многих регионах России актуальными являются вопросы социальной по мощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Межрегиональной проблемой становится организация домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц, что следует делать совместными усилиями территориальных органов социальной за щиты с другими заинтересованными службами. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации. И эта проблема должна найти место в работе государственных и общественных структур.

В различных территориях России отмечаются разительные отличия в материальном положении работников, так называемой непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного решения (исключая запретительные меры).

Проблема формирования социо-культурной среды не нуждается в скоропалительных действиях. Необходимо проведение ее серьезного социологического и экономического изучения, поиска различных решений, в том числе и компромиссных, совместно выработанных с граничащими друг с другом территориями. Активное участие в этом могли бы принять общественные движения, различного уровня средства массовой информации, в том числе местные телеканалы.

Очевидно, что главным на пути создания должного уровня социо-культурной среды должно стать повышение уровня образованности населения во всех сферах жизнедеятельности и как стержень этого — достижение высот профессиональных знаний и умений. Особое значение следует придать развитию всех форм общего и профессионального образования, повышению качества обучения детей в школах, независимо от места жительства, качество получения профессионального образования. Выбор профессионального обучения должен зависеть от желания и уровня знаний человека, а не от каких-либо иных обстоятельств. Государство в лице своих институтов должно гарантировать действенность доступности получения профессионального образования. Социальные реформы, происходящие в России, предусматривают существенные изменения идеологии и инфраструктуры института профессионального образования.

Приоритетами образования, в свете этих реформ, обозначены:

· «облегчение социализации в рыночной среде;

· противодействие негативным социальным процессам и обеспечение социальной мобильности в обществе;

· поддержка интеграции новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное пространство;

· реализация ресурса свободы, формирование выбора общественно полезной деятельности для каждого человека, получившего образование.

Одними из главных базовых условий модернизации образования признаются:

· информатизация образования, обеспечивающая модернизацию его методов и технологий, переход к открытому образованию;

· формирование новых институтов системы образования, обеспечивающих максимально полную мобильность средств населения и предприятий;

· высокое качество и возможности широкого выбора образовательных программ и услуг;

· эффективное использование ресурсов кадров.

Среди экономических и финансовых механизмов реализации реформ в образовании признаны:

· мобилизация частных средств в систему образования;

· развитие коммерческой образовательной и необразовательной деятельности;

· рыночные формы отношений, в том числе с непосредственными получателями образовательных услуг;

· адресная социальная поддержка учащихся из низко доходных домохозяйств. Реформы в сфере образования ориентированы на модернизацию в сферах труда и занятости.

Не вызывает сомнения, что все указанные аспекты реформ значимы и актуальны. Однако многие положения вызывают как вопросы о технологии их реализации, так и о социально-нравственной стороне модернизации профессионального образования. В провозглашенных реформах отдан приоритет экономической стороне отношений учащегося и образовательных учреждений.

Очевидно, что среди социально-нравственных аспектов реформ профессионального образования острое звучание получают следующие проблемы:

· доступность профессионального образования, начиная с получения качественного допрофессионального образования для детей из различных по достатку семей. Сегодня в России более половины семей с детьми относятся к бедным слоям населения. В школах нового типа, программы которых наиболее соответствуют требованиям к знаниям абитуриентов профессиональных образовательных учреждений, широко распространена практика оплаты родителями многих школьных дел (приобретение учебников; занятий по авторским программам, а также изучения ряда предметов; посещение театров; экскурсий и др.), что не могут позволить себе родители большей части российских детей. Следовательно, дети из этих семей не могут учиться в школах нового типа, не потому, что не способны усвоить более сложные программы обучения, а по тому, что их родителям это не по карману. В этой связи провозглашение равенства возможностей в получении образования в концептуальных реформаторских декларациях выглядит утопичным. Утверждение о компенсационных выплатах — лукавым, поскольку в этом случае затраты будут весьма существенны и явно обременительны для бюджета;

Читайте также:  Тибетское здоровье для мужчин

· мотивации выбора профессии и сферы приложения труда Согласно специальным исследованиям выбор той или иной профессии определяется современным российским школьником, а при специализации на старших курсах — студентом, во многом возможностью последующего трудоустройства. Это трудоустройство рассматривается через протекционизм. В расчет, как правило, не идут профессиональные знания, равные конкурентные начала на рынке труда и прочие условия профессионального и карьерного роста, зависящие от профессиональной состоятельности специалиста;

· ценностная ориентация личности на профессиональные знания и навыки, как следствие обозначенной установочной мотивации на трудовую деятельность. Студенты, молодые специалисты на практике познают, что добиться успеха можно иными способами, чем добросовестным профессиональным исполнением своих трудовых обязанностей в конкретной сфере труда. Среди этих способов весь арсенал теневой экономики, «связи и еще раз связи», «нужные люди», игнорирование норм права и морали;

· ориентация личности на профессиональную деятельность, для которой характерны нарушения права, отсутствие уважения к конкурентам на свободном рынке труда;

· нравственные аспекты развития коммерческой образовательной и необразовательной деятельности в профессиональных образовательных учреждениях обусловлены нецелевым использованием учебных площадей в ущерб условиям учебы студентов и труда профессорско-преподавательского состава этих учреждений, а также значимой дифференциацией учащихся на богатых и бедных.

К сожалению ни эти, ни многие другие аспекты реформ профессионального образования не подкреплены механизмами противодействия вероятным нравственным издержкам. В этой связи очевидно обозначение такого приоритета социальной политики, как недопущение социально-нравственных издержек реформ в сфере образования. Страна слишком дорого заплатит за недопущение в университеты «Ломоносовых», за обеспечение карьерного роста амбициозным личностям, не владеющим должным профессионализмом и преданностью избранной профессии.

Представляется важным затронуть еще одну проблему. В России на современном этапе одним из приоритетных путей развития профессионального образования признается многоуровневое, вариативное непрерывное интегрированное образование Его цель — создать необходимые условия получения профессионального образования, а также социализации и интеграции, позволяющих специалистам достигать должной конкурентоспособности на общем рынке труда, равные стартовые возможности карьерного и профессионального роста с учетом происходящих в стране реформ в различных сферах жизни государства и общества.

Ожидаемыми результатами этого образования должны стать:

· качественное усвоение учащимися на допрофессиональном этапе обучения общеобразовательной программы с углубленным изучением профильных для последующего профессионального образования предметов;

· высокий уровень социализации учащихся, в том числе с ограниченными по со стоянию здоровья возможностями;

· выработанная мотивация к продолжению обучения в системе профессиональ ного, в том числе высшего, образования;

· осознанный выбор будущей профессии и ориентация в специфике избранной профессиональной деятельности;

· готовность к обучению в интегрированной открытой профессиональной образовательной среде;

· сокращение до минимума процесса социально-средовой и психологической адаптации учащегося в профессиональном образовательном учреждении и по следующей трудовой среде;

· достаточные навыки коммуникабельности для обучения в профессиональном образовательном учреждении в системе интегрированного открытого образовательного пространства;

· устойчивые навыки целенаправленной самостоятельной работы в процессе обучения;

· знание прав и обязанностей учащегося профессионального образовательного учреждения;

· достаточный уровень профессиональной и социально-психологической подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений для адекватного поведения на общем рынке труда и в трудовых коллективах различного типа предприятий и организаций.

Данная модель профессионального образования получает все большее признание и внедряется в различных регионах России. Безусловно, это прогрессивная форма образования, дающая большие возможности учащимся. Однако изучение контингента лиц, обучающихся по указанным технологиям, подтверждает, что лучшие формы обучения, образовательный капитал недоступны выходцам из бедных семей и проживающих в отдалении от социокультурных центров. Складывается ситуация избирательности лучшего для избранных по имущественному при знаку, а также месту жительства.

Социально-нравственные проблемы профессионального образования превратились в социальные проблемы, т.е. объективно возникающие в процессе функционирования и развития общества противоречия. Эти проблемы — комплекс вопросов, требующих решения средствами социального управления, и, прежде всего, путем реализации социальной политики. Они должны решаться как локально (когда затрагиваются частные аспекты профессионального образования на уровне индивида, социальной группы, конкретного профессионального образовательного учреждения), так и путем структурных преобразований социальной системы в целом. Принятие решений, как бы они не назывались (реформа, программа, или по иному), игнорирующих реалии, создаст некую иллюзию действия, активности во благо. Тогда как в действительности это породит еще большие по масштабности и социальным последствиям проблемы. Социально-нравственные проблемы профессионального образование не частное явление, характерное для системы образования, это проблемы настоящего и будущего российского общества. Эти проблемы заслуживают активного изучения, разработки технологий упреждения их негативных последствий. Модернизация профессионального образования необходима, в этом нет сомнения. Однако она не должна стать катализатором негативных процессов в сфере морали, профессиональной этики, духовности россиян.

Повышение культурного уровня населения во многом определяется системой ценностей, исповедуемых обществом. Необходимо предпринять целенаправленные меры на возрождение той высокой духовности, которая всегда была присуща народам России.

В сфере формирования социокультурной среды важное значение имеют культивирование в обществе созидательных ценностей, в числе которых справедливость, высокая нравственность в труде, в учебе, в быту, в повседневном общении, социальная справедливость, взаимопомощь; повышение мотивации к цивилизованному социальному обустройству административно-территориальных мест проживания людей; повышение роли и качества общего и профессионального образования; сохранение национальной самобытности языка и культуры; социальная интеграция в сфере культуры и образования.

Приоритеты социальной политики в иных сферах жизнедеятельности государства и общества

Проведение региональной социальной политики

Определение приоритетов в проведении региональной социальной политики должно происходить с учетом специфики конкретного региона, но на основе единства федеральной и региональной социальной политик при условии упорядочения в разграничении их полномочий. Эффективность этой политики воз можно определять на основе интегральной оценки ряда показателей, характеризующих:

· воспроизводство населения и его отдельных групп;

· уровень жизни населения и его отдельных групп;

· затраты на социальные отрасли и их отдельные институты;

Сохранение и развитие комплекса отраслей социального обслуживания на селения, как составной части производственно-отраслевой базы российской национальной модели потребления.

Модернизация политики льгот.

Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только рассматривая ее во взаимосвязи с другими проблемами: доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности;реформирования пенсионной системы; упорядочения медицинского и пенсионного страхования; соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств; создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг; воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере.

Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.

Оздоровление социальной структуры российского общества путем: государственной и общественной поддержки созидающих классов и социальных групп; социальной реинтеграции социально дезадаптированных или социально отторгаемых людей; пресечение либо адекватная конверсия паразитической деятельности в созидательную, общественно полезную.

Основными принципами, которыми следует руководствоваться при выборе приоритетов социальной политики, должны стать:

· своевременности исполнения государственных федеральных и региональных социальных обязательств;

· эволюционности преобразований социальной сферы;

· детерменированности в целеполагании и целеосуществлении социально-экономической перестройки интересов людей конкретных региональных территорий и России в целом;

· недопущения социальной напряженности в стране и отдельных территориях;

· ориентации при принятии социальных решений на общественные ожидания и независимую экспертизу.

Источник

Adblock
detector