Интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений
статья
Основная цель системы обучения молодых людей с нарушением интеллекта — максимально возможная социализация. При этом под социализацией подразумевается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым молодые люди усваивают и воспроизводят определенную систему знаний и норм, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_sergeeva_g.k._2019.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное
учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»
Комитета по социальной политике
« Интеграция людей с ограниченными возможностями
здоровья в систему социальных отношений»
на методическом объединении воспитателей и специалистов специализированного структурного подразделения Центра социальной и трудовой реабилитации
2018 -2019 уч. год
- Вступление стр. 2
- Основная часть стр.2-6
- Заключение стр.6
« Интеграция людей с ограниченными возможностями
здоровья в систему социальных отношений»
Одним из главных средств социальной интеграции считается социализация личности.
Под социализацией понимают становление ребенка (воспитанника, реабилитанта) в социальных отношениях как компонента этой системы, т. е. ребенок (воспитанник, реабилитант) становится частью социума, при котором происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей. Для людей с нарушением интеллекта социализация – это максимальная адаптация в социальном пространстве, умение самостоятельно ориентироваться в различных его формах и проявлениях.
Основная цель системы обучения молодых людей с нарушением интеллекта — максимально возможная социализация. При этом под социализацией подразумевается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым молодые люди усваивают и воспроизводят определенную систему знаний и норм, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.
Процесс социализации детей с нарушением интеллекта осуществляется на протяжении всей его жизни и проходит в трех сферах:
1) в деятельности — у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация;
2) в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими;
3) в самосознании, сознании и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки, что означает «адекватное мнение и суждение человека о самом себе, о своих качествах, достоинстве и недостатках, деятельных способностях, потенциальных возможностях, а также о своем месте и роли среди других людей».
Ни у кого не вызывает сомнения, что конечная цель специального обучения детей с физическими и психическими отклонениями — интеграция их в общество, умение использования ими социальных привилегий и благ, доступных остальным гражданам, то есть принцип нормализации.
Для успешной интеграции в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта необходим перенос акцента с принципа нормализации на другой важный принцип — «качества жизни». Под последним понимается опора на потребности индивидуума, как на центральный фактор, и на права умственно отсталых людей для наиболее полного удовлетворения этих потребностей.
По мнению Л. М. Шипициной, интеграция выступает в двух формах: социальной и педагогической (учебной).
Социальная интеграция предполагает адаптацию ребенка с отклонениями в развитии в общую систему социальных отношений и взаимодействий — прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.
Наличие проблемы интеграции детей-инвалидов в общество обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой, недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к обоим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.
Имеется два подхода к интеграции инвалидов в общество. Первый подход предполагает приспособление инвалида к вхождению в ординарное общество, его адаптацию к окружающим условиям. Этот подход, безусловно, страдает односторонностью и узостью. Следуя ему, невозможно добиться желаемых результатов, тем более что процесс социализации личности — двусторонний. Кроме того, инвалид в этом процессе подготовки должен быть не только объектом интеграции, но и обязательно субъектом, активным участником этого процесса. Второй подход предполагает, кроме подготовки инвалида к вхождению в общество, и подготовку общества к принятию инвалида.
Интеграция в общество людей с ограниченными возможностями здоровья должна включать:
1) воздействие общества и социальной среды на личность с отклонениями в развитии;
2) активное участие и данном процессе самого человека с отклонениями в развитии;
3) совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для таких людей.
В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности. Под ограничением жизнедеятельности имеется в виду снижение следующих способностей: способность адекватно вести себя;
способность эффективно общаться с окружающими.
Под социальной недостаточностью понимается нарушение способности выполнять так называемые «социальные роли». Однако ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность однозначно не взаимосвязаны с нарушениями, они определяются социальными условиями, общественными нормами, отношением к инвалидам в обществе и адаптивностью самого индивида.
Интеграция в общество детей-инвалидов — это целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей различных категорий детей-инвалидов при активном их участии и обеспечения адекватных для этого условий, в результате которого происходит включение детей во все социальные системы, структуры, социумы и связи, предназначенные для здоровых детей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности общества в соответствии с возрастом и полом, подготавливая их к полноценной жизни, наиболее полной самореализации и раскрытию как личности.
Передача социального опыта, обучение социальным формам и способам деятельности осуществляется посредством воспитания, обучения, включения в различные виды деятельности и воздействия среды.
В процесс обучения необходимо включить все виды социальной адаптации: социально-бытовую, социально-средовую, социально-трудовую, социально-психологическую.
Л.С. Выготский полагал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.
Как известно, основная направленность взаимодействия человека с социальной средой связана с удовлетворением потребностей, обеспечивающих его существование, т.е. трудом и интеграция в общество детей с нарушениями интеллекта тесно связана с их социально-трудовой адаптацией. В настоящее время создается много программ, помогающих компенсировать недостаток умственных способностей более интенсивным развитием поведенческих навыков. Заучивание и использование стереотипных наборов действий, необходимых в стандартных ситуациях, связанных с жизнеобеспечением, позволяет детям с нарушениями интеллекта стать в какой-то мере более самостоятельными. Обучение позволяет развить их способности так, чтобы окружающие воспринимали и реагировали на этих людей с помощью столь же стереотипных для данной общепринятой культуры представлений и действий.
В процессе интеграции формируется личность, которая определяется тем, какое место она занимает в системе социальных отношений: дружеских, производственных, вынужденных отношений. Значительную роль в развитии социальных отношений играет предприятие по металлообработке ООО «Редуктор», расположенное на территории детского дома №1 который в течение многих лет функционирует и позволяет части молодых людей Центра реабилитации ДДИ №1 решить проблему, связанную с профессиональной подготовкой рабочих- операторов по металлообработке.
Школа трудовых отношений, трудовой дисциплины на этом производстве и во взрослом коллективе в целом учит налаживанию контактов в производственном коллективе, улаживанию проблем, умению решать производственные задачи совместно с коллективом сотрудников. Проблемы экономического характера, связанные с увольнением, сокращением дают возможность понимания реабилитантами быть неотъемлемой частью общества, в котором живут и реабилитанты нашего Центра.
В течение ряда лет на этом предприятии работало 18 молодых людей Центра реабилитации ( в настоящее время трудятся 2 человека), которые в последствии стали полноправными членами общества и после выхода из Центра продолжают трудиться в различных сферах города.
На первый план выдвигается подготовка молодых людей к самостоятельной жизни и работе в условиях РЦ и интеграция в окружающий социум, в сообщество обычных людей. Все это может быть достигнуто с психолого-педагогическим сопровождением в процессе воспитания и реабилитации. Интеграция в общество молодых людей с нарушением интеллекта Центра реабилитации предполагает:
— воздействие общества и социальной среды на личность молодого человека;
— участие в этом процессе самого реабилитанта;
-совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу своей определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается зачастую недоступной для детей, воспитывающихся в интернате.
В 2006 году на территории учреждения создан социальный дом в целях подготовки молодых людей к самостоятельному проживанию. С момента существования социального дома более 30 молодых юношей и девушек прошли практику самостоятельного проживания в своих квартирах с постоянным местом работы, более 25 из них получили социальные квартиры и комнаты в гг. Санкт — Петербург, Ломоносов. В настоящее время в социальном доме продолжают приобретать практические навыки самостоятельного проживания еще 4 девушки из реабилитационного центра.
Интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений в условиях реабилитационного центра предполагает дальнейшую работу с молодыми реабилитантами над развитием тех умений и навыков, которыми они смогут воспользоваться для самостоятельного проживания в случае выхода из интерната. Это коммуникативные навыки, решение жизненных различных вопросов, в т.ч. трудоустройство, умение обратиться в различные вспомогательные службы, оформить и заполнить необходимые документы, заявления, претензию и т.д. Обучение данным вопросам воспитатель группы проводит через моделирование ситуаций или в условиях реальной жизни. Трудности, которые испытывают реабилитанты, связаны с бедностью социальных контактов, отсутствием их в повседневной жизни предполагаемых условий. Однако, после выхода из интерната социализация реабилитантов проходит значительно быстрее, нежели работа без приближения к реальности.
Интеграции молодых людей с ограниченными возможностями здоровья Центра реабилитации ДДИ №1 в систему социальных отношений также способствует обучение отдельных из них в профессионально реабилитационном лицее. Получив различные профессии и пройдя период обучения в другой среде, молодые люди приобретают определенный опыт социальных коммуникаций, знаний и навыков, необходимых для выполнения тех или иных социальных ролей.
Для любого человека вообще, и для умственно отсталого в частности, восприятие жизни и интеграция в систему социальных отношений вырабатывается благодаря приобретению собственного опыта в результате каких-либо ситуаций.
Источник
Статья. Социальная интеграция лиц с ОВЗ
специалист в области арт-терапии
Социальная интеграция лиц с ОВЗ: семья и общество.
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – одно из приоритетных направлений системы образования России . Но в современных условиях система образования каждого государства ориентируется на мировую образовательную политику и становится всё более открытой, единообразной и преемственной .
Российское правительство и общественность стали уделять образованию «особых» детей более пристальное внимание после принятия в 1994 г. на Всемирной конференции по образованию Саламанкской Декларации (г. Саламанка, Испания, которую подписали 92 государства, в том числе и Россия). В декларации раскрывались принципы, политика и практическая деятельность в сфере образования детей с особыми образовательными потребностями , и инклюзивный подход был провозглашён главным направлением развития современного образования , позволяющей данной системе гибко приспосабливаться к особенностям и потребностям каждого ребёнка.
Речь идёт о придании нового, социально -педагогического смысла процессу интеграции детей в Инклюзия основывается на идеях единого образовательного пространства для всех детей , в котором имеются разные образовательные маршруты . Инклюзия исходит из позиции общей педагогики и психологии, которые ориентированы на ребёнка с учётом его индивидуальных образовательных потребностей .
В статье В. И. Лопатиной указано, что методологической основой инклюзивного образования является постулат : «Не ребёнок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы , а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребёнка . Основываясь на этом принципе, мы можем говорить, по крайней мере, о четырёх ведущих категориях детей , требующих создания оптимальных образовательных условий для реализации их законных прав:
— дети с ограниченными возможностями здоровья ;
— дети из различных культурных и конфессиональных групп;
— дети из социально неблагополучных семей.
Конституция РФ и Закон РФ «Об образовании » предоставляют право на образование каждому , не останавливаясь на инвалидах отдельно, что в целом соответствует концепции интегрированного образования . Но, по сути, не все граждане с особыми образовательными потребностями могут воспользоваться этими правами. В социальной и образовательной сфере инвалиды , в том числе и дети с особыми образовательными потребностями , сталкиваются с трудностями, которые постепенно вытесняют их за пределы общей системы образования и обычных социокультурных отношений .
Одной из проблем в специальном образовании является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья . Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности , бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой , недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования . На современном этапе специальные школы и интернаты признаются сегрегационными, что носит дискриминационный характер и выражает навешивание « социального ярлыка » . В этой связи развивается система образования для детей с особыми потребностями по типу интеграции.
Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально -психологических факторов:
— полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образовательных учреждений ;
— психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах , а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.
Одним из направлений решения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является определение социально -психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей .
Определить структуру системы специального образования , пути, способы, организационные формы и психолого-педагогические условия их реализации в современных социально -экономических и нравственно-психологических условиях общества – это значит помочь детям с ограниченными возможностями здоровья включится в социальные отношения общества .
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения индивидуальной программы социально -педагогической реабилитации и подготовки окружающих ( детей , взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии (организация движения детского милосердия, школы помощника социального педагога и т . д.)
Социально -педагогическая деятельность по развитию социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья , направленная на его успешную социализацию , включает:
— развитие духовных и физических способностей детей ;
— поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;
— облегчение бытовых и жилищных условий , организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни;
— содействие в получении соответствующей школы образования , включая подготовку к нему;
— обеспечение условий для участия в жизни общества детей , чьи возможности окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам;
— установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.
А также важную нишу в успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья занимает семья , в которой они воспитываются. Ведь, одной из важнейших функций семьи является обеспечение взаимодействия личности и общества, семья активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведения своих членов, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения.
Проблема заключается в том, что параллельно с процессом социализации ребёнка протекает процесс ресоциализации (т. е. повторной социализации ) его родителей. Данные процессы обусловлены биологическим (учёт характера инвалидизирующей патологии, уровня функциональных нарушений и т. д., социальным (учёт условий социально-средового окружения ) и психологическим (учёт личностных особенностей родителей и их потребностей) фактором.
Очень часто в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья , можно наблюдать формы поведения родителей в семье, которые нарушают адекватный ход социализации детей .
Примером подобного является подсознательное «отвержение» ребёнка.
«Отвержение» выражается отсутствием интереса к ребёнку, недостаточности взаимодействия с ним, грубом обращении , физическом наказании. Особое внимание нужно уделить психологическому отвержению, которое заставляет ребёнка думать, что «он плохой» , «недостоин родительской любви и внимания» . В результате, у детей формируется пониженная самооценка, неуверенность в себе, пассивность.
Негативное влияние на развитие психики больного ребёнка оказывает и чрезмерная опека его родителей. Большинство родителей испытывают неосознанное чувство вины перед ребёнком, жалеют его, стараются всё сделать за него, выполняют каждое желание. В этих случаях дети растут пассивными, несамостоятельными, неуверенными в себе, эгоцентричными. Для них характерна психическая и социальная незрелость , которая препятствует социальной адаптации .
Родители как и их дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке. Для оказания такой помощи в России создана система ранней психолого-педагогической помощи детям и их семьям. Службы ранней помощи детям с ОВЗ помогают родителям получить те знания и умения, необходимые для выявления и развития способностей ребёнка и предупреждения возможных осложнений , также оказывают практическую помощь детям и семьям.
Основными задачами этих служб является:
— выявление детей раннего возраста , нуждающихся в ранней специальной помощи;
— своевременная коррекция и профилактика отклонений в развитии ребёнка раннего возраста;
— квалифицированная помощь семье ребёнка с ОВЗ;
— методическая помощь педагогам ДОУ в вопросах организации и проведения образовательной работы с детьми имеющими ОВЗ.
Семья, являясь важным фактором социализации ребенка, включенная в большое разнообразие социальных связей в социальной структуре общества может как способствовать социальной интеграции индивида, так и препятствовать ей. На основе изучения занимаемых позиций родителей, моделей их поведения и специфики нарушения у ребенка необходима целенаправленная психолого-педагогическая и медико-социальная работа с семьей с целью формирования конструктивных родительско-детских взаимоотношений. От того, насколько правильны и гармоничны будут взаимоотношения в семье, зависит успешность социализации и социальной активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями , связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения , экономики, здравоохранения, культуры, образования , транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации .
При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями , что они будут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.
Таким образом , социализация детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от действия универсальных психологических и социально -психологических механизмов, от особенностей восприятия обществом человека с ограниченными возможностями здоровья и характера взаимодействия человека с ограниченными возможностями здоровья и других людей .
Источник