Социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья
Одной из основных задач общества в эпоху гуманизации является содействие реализации духовных и физических сил каждого человека, обеспечение гармоничного личностного развития каждого. Не всегда условия, в которых происходит развитие человека, являются оптимальными. Часто в силу различных вредоносных факторов, личностное развитие происходит под воздействием нарушающих его нормальный ход факторов. Личностное развитие людей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью происходит сегодня в нашем обществе в условиях того или иного вида депривации: сенсорной, моторной, социальной или коммуникативной.
Проблема полноценной интеграции в социум, повышения качества жизни инвалидов и их семей была и остается актуальной. С каждым годом в мире увеличивается число детей с тяжелыми врожденными и приобретенными заболеваниями, приводящими к инвалидности. Причиной этого являются не только негативные моменты: ухудшение состояния окружающей среды, снижение уровня жизни, алкоголизация населения. Существенную роль играет и прогресс медицины, характерный для всех развитых стран, повышение качества медицинской помощи матери и ребенку, что значительно снизило детскую смертность и сделало возможным выживание детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальной проблемой является изучение потенциалов и ресурсов интеграции детей с проблемами в развитии в систему общего образования. Необходимость в такого рода исследованиях обусловлена логикой развития социально-педагогического знания, утверждающей необходимость формирования педагогических систем, в комплексе обеспечивающих процессы социализации, инкультурации и самореализации личности; характером социокультурной ситуации, усугубляющей социально-культурные и личностные проблемы детей, в том числе с отклонениями в развитии и требующей поиска наиболее эффективных путей и средств их решения; противоречием между социализирующим, самореализационным и реабилитационным потенциалами общего образования и степенью их теоретического осмысления и реализации в коррекционной и реабилитационной практике.
В современных исследованиях образования интеграция выступает как важнейшая методологическая категория. Она направлена на обеспечение целостности образовательного процесса, образовательных систем и всей системы образования. Как любая методологическая категория, интеграция представляет собой способ познания, анализа и преобразования действительности. Она ориентирует на анализ и формирование связей, обеспечивающих целостность образовательных систем и образовательного процесса.
Проблему интеграции в общество людей с интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью невозможно решить без учета социальных, экономических, политических и психологических ситуаций, в контексте которых протекает данный процесс. Мы полагаем, что существенное значение здесь имеет фактор мировоззренческой интерпретации состояния проблемы в обществе, фактор доминирующих в обществе нравственно-психологических ориентиров.
Вокруг проблемы интеграции в коррекционной педагогике много споров, так как сам термин «интеграция» понимается учеными по-разному, неоднозначно трактуются возможности интеграции всех детей с особыми нуждами, предлагаются разные пути и средства интеграции. Совместное с зарубежными учеными обсуждение проблем интеграции позволяет говорить об общей тенденции развития системы специального образования в России, Европе и Америке, об общих научных проблемах, исследуемых учеными на современном этапе развития науки в конце ХХ – начале ХХI в. На современном этапе идея интеграции обретает адекватную форму и превращается в основополагающую категорию дидактики. Она соединяет в себе понятия комплексности, предметности и признается учеными и практиками как принцип организации процесса специального образования в условиях общеобразовательной школы. Практика организации коррекционной деятельности на интегративной основе получила к концу XX – нач. XXI в. относительную завершенность. С точки зрения многих ученых, которую выразил А.Я. Данилюк, и мы полностью с ней согласны, интеграция является самым значительным инновационным движением в образовании XX в.
По широте воплощения, глубине творческого замысла, продолжительности интеграция значительно превосходит другие педагогические нововведения, интеграция – это пик творческого саморазвития традиционного образования, попытка педагогики решительно пересмотреть дидактическую разобщенность учебных дисциплин и подходов. На современном этапе отмечается повышенный интерес общества к идеям интегрированного и личностно-ориентированного образования, что в настоящее время определяет направленность инновационной деятельности многих учреждений России, особенно коррекционно-развивающего типа.
На современном этапе развития идеи интеграции учеными сформулированы три принципа, определяющих организацию коррекционно-развивающих образовательных систем на интегративной основе:
1) диалектическое единство интеграции и дифференциации;
Все теории и предлагаемые рекомендации не всегда однозначны, но в ходе научного поиска они имеют право на существование. Обсуждение проблемы интеграции определяет создание предпосылок и психолого-педагогических условий обучения детей с проблемами в развитии в общеобразовательной школе.
Во втором томе монографии в контексте современных тенденций и проблем развития отечественной дефектологии представлены исследования, объединенные идеей необходимости интегративного обучения и создания условий для успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном российском обществе.
Источник
Интеграция лиц с ОВЗ в общество
овз-ограниченные возможности здоровья
Под интеграцией в общество лиц с особыми общеобразовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью понимается предоставление им возможностей принимать участие во всех видах социальной жизни на равных условиях с остальными членами общества. Если останавливаться на понятии «интеграция в образовании», то оно означает возможность получения образования как в специальном_образовательном учреждении, так в образовательном учреждении общего назначения лицам с особыми образовательными потребностями. Воснове процесса интеграции лежит концепция нормализации, в которой говорится о том, что жизнь этой категории людей должна быть как можно более приближена к условиям жизни всего общества. Принципы нормализации на сегодняшний день закреплены следующими международными правовыми актами: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах инвалидов, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии. Это означает следующее:
1) ребенок с аномалией в развитии имеет право на реализацию своих потребностей, главная из которых — потребность в любви иблагоприятной для дальнейшего развития обстановке;
2) жизнь аномального ребенка должна быть максимально приближена к нормальной;
3) аномальные дети по возможности должны воспитываться в своих семьях;
4) аномальные дети, какими бы тяжелыми ни были их нарушения развития, должны получить соответствующее специальное образование.
Процесс интеграции начался в нашей стране не так давно, лишь в 90-х гг. XX в. Проблема интегрированного обучения является главным вопросом многочисленных дискуссий. Это связано с тем, что интеграция аномальных детей в общество и в образовательный процесс имеет свои положительные и отрицательныестороны. На данный момент в России получили развитие две формы интеграции: интернальная и экстерналь-ная. Под интернальной интеграцией подразумевается интеграция только внутри системы специального образования. Экстернальная интеграция предполагает взаимодействие массового и специального образования. Но главное препятствие на пути интеграции -отсутствие готовности российских массовых школ принять детей с проблемами в развитии.
Однако в последние годы на смену понятию «интеграция» приходит понятие «включение». Этот термин в большей степени отражает современные взгляды на образование и место человека (обществе. В настоящий момент специальное образование пока еще не соответствует международным нормам, ведь оно неимеет экономической поддержки,специальных кадров. Кроме того, общество не готово в целом к интеграционным процессам и к взаимодействию с людьмис ограниченными возможностями жизнедеятельности. Более того, закрытие специальных_образовательных учреждений с целью достижения скорейшей интеграции не решит постановленных задач. Однако, какуже неоднократно былодоказано специалистами, интеграция аномальных детей и подростков в общество необходима и является залогом их дальнейшей успешной жизни.
Источник
Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Саратовского государственного университета
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Пособие выполнено при поддержке РГНФ
Доктор социологических наук, академик АВН и МААН, профессор
Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
Доктор педагогических наук, профессор Балашовского филиала
Саратовского государственного университета
Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом
Балашовского филиала Саратовского государственного университета
Е30 Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2002. — 80 с.
В пособии рассматриваются социальные проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями. Представлены основы социальной интеграции лиц с отклонениями в развитии, охарактеризованы условия и средства социальной интеграции. Исследуется эволюция отношения общества к лицам с ограниченными возможностями, анализируются правовые основы социальной интеграции, показан зарубежный и отечественный опыт в данной области. Определены основы профессиональной деятельности по социальной интеграции детей с ограниченными возможностями специалиста по социальной работе.
Пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений факультета социальной работы и может быть использовано специалистами по социальной работе, психологами и педагогами, работниками социальных учреждений.
О г л а в л е н и е
Тема 1. Сущностные характеристики социальной интеграции
лиц с ограниченными возможностями
1.1. Современное понятие интеграции. 7
1.2. Понятие о детях с ограниченными возможностями. 10
1.4. Адаптация и реабилитация как основа
социальной интеграции. 15
Тема 2. Эволюция отношения общества и государства к лицам
с отклонениями в развитии в России и за рубежом
2.1. Первый период: осознание необходимости заботиться
о лицах с отклонениями в развитии. 19
2.2. Второй период: признание целесообразности обучения
детей с сенсорными нарушениями. 20
2.3. Третий период: осознание необходимости организации
системы специального образования. 21
2.4. Четвертый период: осознание необходимости обучения
всех детей с отклонениями в развитии. 21
2.5. Пятый период: от «институализации» к интеграции. 22
Тема 3. Условия и средства социальной интеграции
лиц с отклонениями в развитии
3.1. Общая характеристика условий
и средств социальной интеграции. 24
3.2. Отношение общества к лицам
с ограниченными возможностями. 24
3.3. Интегрированное обучение. 26
3.4. Условия семейного воспитания. 30
3.5. Послешкольная реабилитация и адаптация. 33
3.6. Социальная защита лиц с отклонениями в развитии. 34
Тема 4. Правовые основы социальной интеграции
лиц с отклонениями в развитии
4.1. Международные юридические концепции
и программы социальной защиты инвалидов. 37
4.2. Государственно-правовые основы социальной защиты
лиц с ограниченными возможностями в РФ. 39
Тема 5. Опыт решения проблем социальной интеграции
детей с ограниченными возможностями в России и за рубежом. 45
5.1. Организационные и образовательные модели интеграции. 45
5.2. Разработка и реализация программ
по социальной интеграции в России. 49
Тема 6. Модели интеграции детей
с ограниченными возможностями. 54
Тема 7. Профессиональная деятельность по социальной интеграции
лиц с отклонениями в развитии
7.1. Социальная работа с семьей. 59
7.2. Поддержка социальной интеграции в структуре
профессиональной деятельности специалиста
по социальной работе. 68
Контрольные вопросы. 73
Основные понятия курса. 74
Список литературы. 76
ВВЕДЕНИЕ
Проблема оптимальной интеграции в общество лиц с отклонениями в развитии в контексте современной социокультурной ситуации приобретает особую актуальность и становится важнейшей заботой различных социальных институтов и государства в целом. Однако в настоящее время сложилась ситуация, когда лишь незначительная часть лиц с отклонениями в развитии может более или менее успешно интегрироваться в общество. Систему коррекционной работы при таком положении следует признать малоэффективной.
Среди наиболее существенных факторов, определяющих успешность интеграционного процесса, можно назвать готовность общества понимать и разделять личные проблемы человека с особенностями развития, условия семейного воспитания, организацию и качество образования данной категории детей, стабильность государственных гарантий материального обеспечения и социальной защиты лиц с отклонениями в развитии.
Анализ факторов, обуславливающих эффективность социальной интеграции детей с отклонениями развития в общество, показывает, что задачи обучения, воспитания, профориентации в настоящее время ставятся и существуют некоторые государственные варианты их решения. Однако другая сторона интеграционного процесса — отношение общества и его готовность к адекватному восприятию данной категории лиц — остается практически нерешенной.
Отношение общества к лицам с особенностями развития определяется рядом факторов. Это и уровень экономического, политического, нравственного, религиозного развития общества, и состояние просвещения, здравоохранения, науки и культуры.
В настоящее время в обществе сложился достаточно устойчивый негативный стереотип восприятия лиц с отклонениями в развитии как о людях с максимально ограниченными возможностями, что определяет необходимость целенаправленной работы по формированию адекватного восприятия данной категории лиц [2; 21; 26; 31; 32; 43; 50]. Разработка и реализация программ по социальной интеграции лиц с отклонениями в развитии заставляет вносить коррективы в профессиональную деятельность многих специалистов и, в частности, специалистов по социальной работе.
Однако на сегодняшний день специалисты по социальной работе в большинстве своем мало готовы к деятельности по социальной интеграции детей с отклонениями в развитии.
Спецкурс «Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями» направлен на систематизацию полученных теоретических знаний по медико-социальным и психолого-педагогическим проблемам лиц с отклонениями в развитии в курсах коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, технологии социальной работы, национальной психологии здоровья и других и имеет общие с ними задачи:
— сформировать гуманистически ориентированное профессиональное мировоззрение будущего специалиста по социальной работе, понимающего и принимающего проблемы лиц с отклонениями в развитии и содействующие решению этих проблем;
— сформировать целостное и ценностное отношение к историческому наследию в области социальной поддержки лиц с отклонениями в развитии в контексте мирового цивилизованного процесса;
— раскрыть актуальную проблематику современных моделей социальной интеграции детей с отклонениями в развитии и определить основы профессиональной деятельности.
В соответствии с данными задачами определены основные цели спецкурса:
— интегрировать теоретические знания о лицах с отклонениями в развитии и практические навыки общения с ними на основе признания их полноправными и равноценными членами общества;
— сформировать у студентов-выпускников потребность в сознательном включении поддержки социальной интеграции детей с отклонениями в развитии в структуру собственной профессиональной деятельности;
— отработать навыки моделирования авторской системы поддержки социальной интеграции детей с ограниченными возможностями как совокупность мер по организации оптимального взаимодействия между нормально развивающимися детьми и их сверстниками с отклонениями в развитии;
— апробировать собственную систему работы по формированию адекватного восприятия детей с ограниченными возможностями в ходе производственной и стажерской практик.
В пособии систематизируются теоретические знания студентов по медико-социальным и психолого-педагогическим проблемам лиц с отклонениями в развитии, анализируются факторы, препятствующие их социальной интеграции, рассматриваются возможные пути решения данной проблемы.
Практическая часть спецкурса осуществляется в ходе стажерской практики и направлена на апробацию отдельных компонентов системы поддержки социальной интеграции детей с отклонениями в развитии.
Тема 1. Сущностные характеристики социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями
1.1. Современное понятие интеграции
Проблема социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями является на сегодняшний день одним из наиболее актуальных и приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере, поскольку сегодня примерно каждый 10 житель Земли относится к данной категории, при этом, как отмечается в специальных исследованиях, трое из них — дети. В России, по официальной статистике, число лиц с инвалидностью составляет около 5 миллионов человек, из них 1,7 млн. детей, т. е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями и нуждаются в социальной реабилитации (60). Прогноз на ближайшее десятилетие весьма неутешительный — только 10% детей будут считаться относительно здоровыми. Причины ухудшения состояния здоровья детей имеют многоаспектный характер: дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп.
Для более полного понимания проблемы социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями необходимо рассмотреть сущность понятия «инвалидность» во всем спектре его составляющих.
В русском языке слово «инвалид» укоренилось в XVIII веке. Первоначально инвалидами называли бывших военнослужащих, которые по состоянию здоровья не могли себя обслуживать. Позднее в XIX веке к инвалидам стали относить лиц, полностью утративших возможность заработка в связи с состоянием здоровья. Долгое время при характеристике инвалида акцент делается именно на профессионально-трудовой стороне жизнедеятельности. Поскольку инвалидность является препятствием к полноценной профессиональной деятельности и лишает человека возможности самостоятельно обеспечивать свое существование, преимущественно внимание до середины XX века уделялось медицинским аспектам утраты трудоспособности и проблемам материальной помощи инвалидам.
Инвалидность трактуется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. В настоящее время понятием инвалид определяют лиц, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травмы или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты [29; 22; 33].
Однако нарушение физического или психологического развития, как и любое функциональное изменение организма, — старение или болезнь — не ограничено рамками лишь медицинского явления. Его воздействие на семью, окружение или на самого инвалида в большей мере определится тем смыслом, которым его наделяют данное общество и культура. Аномалии развития оцениваются, как правило, не только по медицинским показаниям, но и в соответствии с существующими представлениями о нормальном и ненормальном. В истории отношение общества к людям с дефектами развития было неодинаковым.
Благодаря опыту, накопленному человечеством, углублению знаний об инвалидности и расширению понимания проблем, связанных с ней, она стала рассматриваться с точки зрения индивидуальных возможностей человека, с одной стороны, и уровня развития общества с другой.
В настоящее время инвалидность все более широко соотносится с нуждами и потребностями человека и способностью общества удовлетворять эти нужды и потребности. Традиционное понимание инвалидности как медицинского термина лишало человека, имеющего инвалидность, социальной значимости как члена общества, отводя ему роль пассивного пациента, находящегося в полной зависимости от заботы и помощи других людей, а следовательно, не имеющего никакой возможности самоопределения и свободы выбора.
В контексте современной социокультурной ситуации остро стоит вопрос об оптимальной интеграции инвалидов, основанной на укреплении в них способности и потребности активно участвовать в общественной жизни через осуществление многообразных видов деятельности. Люди, имеющие инвалидность, стали объединяться для изменения своего социального статуса, т. е. признания их прав и способностей для успешной деятельности созидательного существования, полноправного функционирования в обществе.
В настоящее время интеграция в общество лиц с ограниченными возможностями означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.
Интеграция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.
Термин «нормализация» используется в международной терминологии и отражает политику государства по отношению к инвалидам в области обслуживания, образования, трудовой деятельности, образа жизни. Данный термин содержит реабилитационный радикал, так как установка в рамках целого общества позволяет реализовать компенсаторные возможности инвалидов, а переориентация общественного мнения создает предпосылку для более успешной их реализации.
Применительно к детям это означает следующее:
— ребенок с особыми потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых — потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке;
— лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей — способствовать тому, чтобы дети с ограниченными возможностями воспитывались в своих семьях;
— ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной;
— учиться могут все дети, следовательно, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.
Принципы «нормализации» закреплены рядом международных правовых актов: Декларации прав ребенка, о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, о правах инвалидов.
В истории человеческой цивилизации отношение общества к людям с ограниченными возможностями выражалось в форме, манере обращения с ними и в характере определенных социальных моделей, которые нередко свойственны взглядам и представлениям современных людей. Наиболее распространенными являются следующие модели:
1. «Больной человек».
2. «Недочеловек». Человек с отклонениями в развитии согласно этой модели рассматривается, как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному. Следствием этого стало создание негуманных условий жизни и применение негуманного обращения к лицам с ограниченными возможностями.
3. «Угроза обществу». Существовало представление, что некоторые категории лиц с отклонениями в развитии представляют угрозу обществу (умственно отсталые, глухие, лица с психическими отклонениями). Невежество порождало мнение, что эти люди могут быть источником заболеваний, но и «наслать порчу», «накликать несчастье», нанести материальный и моральный ущерб. Вследствие этого общество предпринимало меры, чтобы оградить себя от потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения презрения, часто в удаленных от общества местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение в этом случае либо отсутствовало, либо было не достаточным.
4. «Объект жалости». Эта модель оказывает разрушительное влияние на развитие личности человека, на его стремление к самореализации. В рамках этой модели к человеку с ограниченными возможностями подходят как к маленькому ребенку, который не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда (особенно эта точка зрения распространяется на лиц с нарушением интеллекта). Главной задачей в такой модели видится только защита человека с ограниченными возможностями от «плохого» окружающего мира через обособление его от общества, создание комфортной среды обитания, а не обеспечении помощи в образовании и развитии.
5. «Объект обременительной благотворительности». Сложные экономические условия в ряде стран мира не позволяют придерживаться неизменно благоприятной экономической политики в отношении лиц с ограниченными возможностями. Траты на их содержание рассматриваются как экономическое бремя, которое пытаются уменьшить через сокращение размеров оказываемой помощи.
6. «Развитие». Эта модель предполагает наличие у лиц с ограниченными возможностями способностей к образованию и развитию. Согласно этой модели, общество ответственно за более полное развитие ребенка с ограниченными возможностями; обществу вменяется в обязанность создание условий, благоприятных для развития таких детей. Человек с ограниченными возможностями, согласно этой модели, имеет те же права и привилегии, что и остальные члены общества: право жить, учиться, работать в своей местности, жить в своем доме, право быть желанным членом общества, право быть таким, как все. Реализация данной модели возможна в соответствии с принципом «нормализации».
1.2. Понятие о детях с ограниченными возможностями
Дети составляют существенную часть в контингенте лиц с ограниченными возможностями всех категорий. Инвалидность у детей определяется значительным ограничением жизнедеятельности, приводящей к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
Специфика детской инвалидности состоит в том, что ограничение жизнедеятельности возникает в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, становления личности.
В этом смысле детская инвалидность представляет серьезную проблему, поскольку накладывает ограничения не только на проявления личности, но и на ее формирование.
Дети с отклонениями в развитии оказываются лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, дети не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Они также лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций. Отрицательные эмоциональные переживания, хроническая неудовлетворенность и т. п. могут приводить к патологическим изменениям характера, искажениям в формировании личности.
Говоря о детях с ограниченными возможностями, необходимо обращать внимание на этический аспект проблемы. Эксперты ВОЗ рекомендуют оценивать имеющиеся нарушения в результате болезни или других расстройств и возникшие вследствие этого те или иные ограничения жизнедеятельности, а не наклеивать сразу ребенку ярлык инвалида.
В настоящее время в специальной литературе и официальных документах дети, имеющие те или иные отклонения в развитии, определяются как «дети с ограниченными возможностями», «дети с особенностями в развитии», «дети со специальными образовательными потребностями» и т. д. В ряде исследований употребляются термины «дети со специальными проблемами», «дети с особыми потребностями или нуждами», «дети, нуждающиеся в социальных гарантиях», «дети, находящиеся в особо трудных условиях». Эти термины, по мнению , отражают скорее всего состояние государства, общества и среды, вследствие чего и возникают эти проблемы или потребности.
Данными понятиями пытаются заменить слово «инвалид» как оскорбительное для лиц с нарушениями в развитии. С одной стороны, это имеет положительное значение, так как свидетельствует о неполном безразличии общества к проблемам инвалидов. Однако, с другой стороны, эти понятия не всегда отражают состояние детей и проблемы, вытекающие из этого состояния.
Наиболее распространенными в современной психолого-педагогической и медико-социальной литературе являются понятия «дети с особенностями развития» и «дети с ограниченными возможностями». Их преимущественное употребление вызвано тем, что эти понятия отражают состояние детей как исходное положение, определяющее круг проблем независимо от состояния общества и среды, которое может только расширить этот круг.
Использование термина «дети с особенностями развития» основано на абстрагировании от человека — от конкретного индивида с некоторыми особенностями, присущими только ему, от особенного человека (тогда как говоря об отклонениях отталкиваются от нормы, а понятие нормы в ряде случаев условно и относительно). Данные понятия, кроме того, определяют личностно-ориентированное направление реабилитации, при которой особенности могут перерасти в своеобразие и неповторимость конкретного человека. Дети с особенностями развития — это дети, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.
В ряде исследований предлагается выделять 6 основных категорий для оценки характера ограничения жизнедеятельности:
— снижение способности адекватно вести себя;
— снижение способности общаться с окружающими;
— снижение способности передвигаться;
— снижение способности действовать руками;
— снижение способности владеть телом при решении некоторых бытовых задач;
— снижение способности ухаживать за собой.
Таким образом, в качестве универсального, собирательного, применяемого в широком смысле термина, обозначающего недостаток физической или психической сферы человека, сегодня принят термин ограничение (возможностей), в англоамериканской профессиональной речевой среде — handicap (ограничение, препятствие). Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соответствии с этим, понятие «дети с ограниченными возможностями» позволяет рассматривать данную категорию лиц как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.
Множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание их универсальной классификации. Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении.
В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные классификации. Наиболее распространенными основаниями являются следующие:
· виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;
· последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.
Так, в классификации, основой которой является характер нарушения, недостатка, различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:
· лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
· лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
· лица с нарушением интеллекта;
· дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);
· лица с тяжелыми нарушениями речи;
· лица со сложными недостатками развития.
Существует и более обобщенная классификация, в основе которой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:
· телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);
· сенсорные нарушения (слух, зрение);
· нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).
В сфере социальной защиты, социально-трудового права значимой является классификация по причинам возникновения нарушения, недостатка. Это связано с особенностями предоставления материальной и иной социальной помощи, компенсационных выплат, льгот и др.:
· врожденное нарушение развития;
· несчастный случай, стихийное бедствие;
· профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;
· участие в боевых действиях;
Значимой для социальной сферы является классификация по последствиям недостатков, которые влияют на дальнейшую жизнь человека — на его потребность в специальном образовании, реабилитации (медицинской, психологической, социальной, профессиональной), уходе, обеспечении специальными техническими средствами и др.
Английские специалисты (М. Варнок, 1979) предложили перекрестную классификацию, в которой указаны не только нарушенные сферы организма и функций человека, но и степень их поражения. Это позволяет не только более тонко дифференцировать различные категории лиц с ограниченными возможностями, но и на основе этой классификации более точно определять характер и объем особых образовательных и социальных потребностей каждого конкретного человека с проблемами в развитии.
Исходя из этой классификации, можно с достаточно большой долей вероятности определить социально-значимые особые потребности того или иного человека с ограниченными возможностями и, соответственно, направления социальной реабилитации: ориентировка в окружающей физической и социальной среде, физическая независимость, подвижность, возможность различных видов деятельности, возможность занятости, возможность социальной интеграции и социально-экономической независимости.
1.4. Адаптация и реабилитация
как основа социальной интеграции
Эффективность интеграции лиц с отклонениями в развитии во многом определяется успешностью процессов их социальной адаптации и социальной реабилитации.
Понятие «адаптация» используется в настоящее время во многих областях познания — биологии, философии, социальной психологии, педагогике. Сам термин в переводе с латинского означает приспособление.
Рассматривая процесс социальной адаптации в контексте изучаемой проблемы, необходимо отметить, что данный процесс у детей с особенностями развития затруднен изначально в силу ограничений, накладываемых дефектом. На начальных этапах развития ребенка с отклонением главным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект. В соответствии с положением , психический или физический дефект нарушает связи и отношения человека с природной и социальной средой, в наибольшей мере деформирует способы и приемы взаимодействия субъекта с объектами окружающей действительности.
При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникает педагогическая запущенность, расстройство эмоционально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения и ощущениями неуспеха.
В соответствии с другим общепринятым положением , основные закономерности нормального и аномального развития едины, хотя каждый вид отклонения придает продвижению ребенка специфический характер, замедляя и существенно изменяя его.
Дети с отклонениями в развитии по всем параметрам отличаются от детей с нормальным развитием. Каждый вид отклонения в развитии характеризуется системным проявлением, причем, резко отличаясь друг от друга в самых различных отношениях, дети с особенностями развития имеют ряд общих черт, которые собственно и позволяют объединять их в особую категорию детей. Эти черты с различной отчетливостью обнаруживаются у тех или иных групп детей, однако, являются общей закономерностью для всех детей с отклонениями.
Это, во-первых, ряд достаточно выраженных специфических для каждой группы особенностей, не свойственных нормально развивающимся детям, то есть нарушения системы психической деятельности. Во-вторых, своеобразие и трудности в овладении родной речью, нарушения речевого общения. В-третьих, отклонения в приеме, переработке и использовании информации, поступающей из окружающей среды. Являясь закономерностью психического развития детей с особенностями, они существенно затрудняют процесс их социальной адаптации, взаимоотношения и взаимодействие с социальной средой, нарушает формирование механизмов социальной адаптации.
Признавая тесную связь и взаимозависимость адаптации личности от биологических, физиологических, психических свойств индивидуума, необходимо отметить, что в отношении детей с особенностями развития это приобретает особую значимость. В данном аспекте факторы, определяющие эффективность процесса социальной адаптации детей с отклонениями, можно разделить на три группы: биологические, социальные, собственно психическая активность ребенка.
К биологическим факторам можно отнести характер дефекта, его выраженность, время приобретения дефекта, состояние здоровья ребенка.
Общепризнанным на сегодняшний день является положение о том, что ограничение в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребенка с ограниченными возможностями непосредственно связаны, по характеристике , с «социальным вывихом» в развитии: «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член — рука или нога — выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами. Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка — значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган» [15].
Другим важнейшим процессом интеграции является реабилитация, основная цель которой — восстановление социального статуса инвалида и его социальная адаптация. Понятие «реабилитация» подразумевает полное восстановление правового положения личности в обществе, то есть имеет юридическое значение (, Танюхина Э. И. »Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан». — М., 1996). В медицинском социально-этическом понимании термин реабилитация употребляется с определенным значением, в целом как комплекс мероприятий по интеграции лиц с отклонениями в развитии в общество.
Реабилитация — это процесс, цель которого является профилактика инвалидности в период лечения заболевания и помощь больным в достижении максимально физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую они способны в рамках существующего заболевания. Реабилитация рассматривается как скоординированное применение медицинских, социальных, просветительских и профессиональных мероприятий, включающих обучение или переобучение инвалидов для достижения по возможности наиболее высокого уровня функциональной активности.
Реабилитация имеет тесную связь с восстановительным лечением и адаптацией. При этом в процессе лечения устраняются болезненные патологические проявления, а в процессе реабилитации идет воздействие на остаточные, способные к восстановлению функции. Адаптация рассматривается как приспособление с использованием резервных, компенсаторных способностей, а реабилитация как восстановление, активизация. Без надежного адаптационного аппарата (физиологического, психологического, биологического) невозможна полноценная реабилитация инвалида, в процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления дефекта, а в процессе адаптации — для приспособления к нему.
Источник