Интеграция детей с ОВЗ в современное общество
статья
В социальной и образовательной сфере дети с ограниченными возможностями здоровья, сталкиваются с трудностями, которые постепенно вытесняют их за пределы общей системы образования и обычных социокультурных отношений.
Одной из основных проблем таких детей, является проблема их адаптации к условиям существования в современном обществе и самому обществу в целом, т. е. социальная интеграция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_integratsiya_detey_s_ovz.docx | 21.2 КБ |
sots.integratsiya.pdf | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Интеграции детей с ОВЗ в современное общество
В социальной и образовательной сфере дети с ограниченными возможностями здоровья, сталкиваются с трудностями , которые постепенно вытесняют их за пределы общей системы образования и обычных социокультурных отношений.
Одной из основных проблем таких детей , является проблема их адаптации к условиям существования в современном обществе и самому обществу в целом , т. е. социальная интеграция .
По литературным данным имеется два подхода к интеграции детей с ОВЗ в общество .
Первый подход предполагает приспособление индивида к вхождению в общество , его адаптацию к имеющимся окружающим условиям.
Второй подход предполагает кроме подготовки особого ребенка к вхождению в общество также и подготовку общества к его принятию.
Осуществление второго подхода к социальной интеграции детей с ОВЗ в настоящее время затруднено, т. к. предполагает совершенствование самого общества , системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим социальным субъектам, оказывается недоступной для таких детей .
Что касается 1-го подхода, а именно приспособления особого ребенка к вхождению общество.
На современном этапе специальные школы и интернаты признаются сегрегационными , что носит дискриминационный характер и выражает навешивание «социального ярлыка» . И здесь большое влияние имеет отношение родителей к этой проблеме. Очень часто в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, можно наблюдать формы поведения родителей в семье, которые нарушают адекватный ход социализации детей. Примером подобного является подсознательное «отвержение» ребёнка . «Отвержение» выражается отсутствием интереса к ребёнку, недостаточности взаимодействия с ним, грубом обращении, физическом наказании. Особое внимание нужно уделить психологическому отвержению , которое заставляет ребёнка думать, что «он плохой», «недостоин родительской любви и внимания». В результате, у детей формируется пониженная самооценка, неуверенность в себе, пассивность.
Негативное влияние на развитие психики больного ребёнка оказывает и чрезмерная опека его родителей . Большинство родителей испытывают неосознанное чувство вины перед ребёнком, жалеют его, стараются всё сделать за него, выполняют каждое желание. В этих случаях дети растут пассивными, несамостоятельными, неуверенными в себе, эгоцентричными. Для них характерна психическая и социальная незрелость, которая препятствует социальной адаптации.
Исходя из этого, можно сделать вывод – от того, насколько правильны и гармоничны будут взаимоотношения в семье, насколько родители заинтересованы проблемой интеграции ребенка в социум, зависит успешность социализации и социальной активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из важнейших методов интеграции детей с ОВЗ в современное общество считаются занятия по социально — бытовой ориентировке (СБО) , в результате которого происходит включение таких детей во все социальные системы, связи и структуры социума .
Работа в этом направлении, в первую очередь предполагает проведение диагностического этапа , выявляющего особенности детей , наличие и уровень уже имеющихся навыков ориентировки в окружающей среде, понимание элементарных бытовых понятий и эмоционально — значимых ситуаций, степень тяжести дефекта анализаторных систем.
По окончании этапа диагностики проводятся индивидуальные занятия, или формируются малые группы детей со сходными особенностями , адаптационными возможностями и согласно взаимоотношениям между детьми.
Программа Социально-Бытового Ориентирования включает:
1. Систему диагностики
2. Все виды социальной адаптации :
— социально-бытовая адаптация ( «Личная гигиена и охрана здоровья» , «Уход за одеждой и обувью» , «Гигиена питания» );
— социально-средовая адаптация ( «Торговля» , «Посещение общественно-культурных мест » , «Транспорт и ориентирование в городе» , а также предприятия сферы обслуживания – «почта, сберкасса, ремонтные мастерские» .);
— социально-трудовая адаптация ( «Кулинария» , «Гигиена жилища и хозяйственно-бытовой труд» );
— социально-психологическая адаптация ( «Культура общения и поведения » , «Семья» , «Безопасность жизнедеятельности» ).
То есть, программа подразумевает самостоятельное взаимодействие особого ребенка с окружающей средой под присмотром взрослого . Это непосредственный выход в окружающую среду, обсуждение ознакомительных экскурсий, различных ситуаций, проигрывание сюжетно-ролевых игр со сменой действующих лиц, а также целенаправленный выход в окружающую среду (покупка разных товаров, проезд в общественном транспорте, поиск нужного объекта на улице города, посещение общественно-культурных мест и т . д., при котором производится обучение действиям по подражанию, образцу , по словесной инструкции взрослого.
Социальная интеграция предполагает погружекние ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий , прежде всего, в рамках той образовательной среды , в которую он интегрируется .
И здесь целесообразно начинать социальную интеграцию ребенка с ОВЗс дошкольного возраста, потому как именно эффективная социальная интеграция ребенка – дошкольника, имеющего особые возможности здоровья, будет в дальнейшем способствовать педагогической интеграции его же при обучении в массовой школе.
Но, к сожалению, на практике мы с вами часто сталкиваемся с необходимостью первичной социализации особых детей, поступивших в школу. Первичной , потому что до поступления в школу такой ребенок не имел возможности социализироваться по ряду причин. И здесь этот процесс ложится на плечи педагогов, работающих с этим ребенком. Мы не имеем возможности вести работу по социализации таких детей комплексно по программе Социально-бытового ориентирования, этим занимаются квалифицированные специалисты педагоги-дефектологи, но в наших силах включать детей с ОВЗ во внеурочную деятельность совместно с их сверстниками, вести работу с родителями, направленную на снятие «социальных ярлыков» с особых детей и предоставление таким детям равных возможностей .
Таким образом, важным условием социально-педагогической интеграции детей с ОВЗ является коррекция отношений участников процесса интеграции (родителей, детей, и педагогов) друг к другу. Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие — три составляющих успеха интеграции при обучении и воспитании учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Источник
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников
статья на тему
В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya_v_sredu_zdorovykh_sverstnikov.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников
Теперь, когда мы научились летать
по воздуху, как птицы, плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.
Наличие проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой, недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.
В последние годы теоретические и прикладные задачи интеграции детей с отклонениями в развитии решаются в основном в области специальной педагогики. Но эти исследования не систематизированы, понятие “интеграция” используется специалистами зачастую прямо в противоположном смысле. Теория социальной интеграции как в западной, так и в отечественной научной литературе представлена в виде множества теоретических подходов к отдельным ее проблемам, что затрудняет научную классификацию ее направлений. Термин “интеграция” рассматривается либо относительно локальной проблемы (например, интеграция инвалидов по зрению в современном обществе; интегрированный подход в обучении глухих, их интеграция в обществе; интеграция в общество детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития), либо интерпретируется в обобщенном виде: (интеграция,— включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов).
На мой взгляд, интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья должна включать:
воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии;
активное участие в данном процессе самого ребенка;
совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.
В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности. Под ограничением жизнедеятельности имеются в виду снижение следующих способностей:
адекватно вести себя;
эффективно общаться с окружающими.
Под социальной недостаточностью понимается нарушение способности выполнять так называемые “социальные роли”. Однако, ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность однозначно не взаимосвязаны с нарушениями, а в не меньшей степени определяются социальными условиями, общественными нормами, отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья в обществе и адаптированностью самого ребенка.
Как следует из опыта разных стран, методологической базой интеграции детей с ограниченными возможностями в систему обычного образования является принцип равных прав и возможностей в получении образования. При этом интеграция выступает в двух формах: социальной и педагогической (учебной)1.
Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.
Педагогическая интеграция — формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в одном классе).
Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Он писал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка — в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л. С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.
До сих пор инициатива в интегрированном обучении шла от специальной школы, от специальных педагогов. Между тем, совместное обучение дает многое как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями в развитии совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.
Но зачастую отсутствие учебной успешности и адаптации при обучении в массовой школе ставит под сомнение целесообразность интеграции. Успешность интеграции детей с нарушением развития зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений и от эффективности учитывающих эти нарушения учебных программ и обучающих технологий, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и, прежде всего, в той образовательной среде, в которую ребенок интегрируется.
Из малочисленных работ по проблемам интеграции известно, что не только в обществе в целом, но и в сфере образования, педагоги и даже со специальным педагогическим, психологическим и медицинским образованием отрицательно относятся к интеграции детей с отклонениями, особенно психическими и тяжелыми двигательными (колясочники) в массовую школу.
Учителя обычных школ проявляют негативное отношение к детям с психическими отклонениями в большей степени, чем специалисты — врачи, психологи, специальные педагоги, социальные работники и др. Все это свидетельствует о необходимости, во-первых, медико-психологического, социально-психологического и психолого-педагогического просвещения всего населения. Во-вторых, необходимо проведение специального обучения родителей, здоровых школьников и педагогического персонала обычных школ, направленного на изменение у всех участников учебно-воспитательного процесса массовых школ отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии2.
Положительное отношение, понимание и принятие учителями и здоровыми людьми ребенка с отклонениями в развитии оказывает прямое влияние на его умственное, эмоциональное и социальное развитие. В связи с этим можно заключить, что знание системы отношений учителей, сверстников и родителей к имеющим проблемы в обучении детям является чрезвычайно важным с точки зрения их интеграции в условия обычной школы.
Установки здоровых могут стать решающей компонентой успеха или провала учащихся с отклонениями в развитии в обычной школе. Исследования показывают, что в ситуациях, не требующих тесного общения, установки школьников в целом благоприятны. При более тесных контактах установки становятся негативными. В целом учащиеся средних школ чувствуют себя с «однокашниками-инвалидами» менее комфортно, чем со здоровыми, во время общения с инвалидами они испытывают большую тревогу, и одноклассники-инвалиды оцениваются ниже, чем здоровые.
Исследования взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей в нашей стране не проводились, в то время как в других странах этой проблемой занимаются уже более сорока лет.
По результатам исследований зарубежных авторов установлено, что отношение здоровых к детям с ограниченными возможностями здоровья в целом характеризуется как откровенно неблагоприятное, в то же время с чувством сострадания, вежливым нерасположением, и имеет характер доминирования — подчинения, когда здоровые получают в том или ином виде власть над теми, у которого есть определенные отклонения.
В некоторых исследованиях отмечается амбивалентный характер отношений здоровых к больным: с одной стороны неприятие и даже враждебность, с другой — симпатия и сочувствие. В этом видятся скрытые возможности улучшения социальной интеграции инвалидов.
Существенной причиной отрицательного отношения детей к совместному обучению является вынужденная интеграция без достаточной подготовки как интегрируемой, так и принимающей стороны. Поэтому, интеграция должна начинаться в специальном классе. Здесь ученик с ограниченными возможностями здоровья постепенно начинает осуществлять контакт с обычными детьми в учебной и внеучебной деятельности. И затем интеграция должна распространяться на обычный класс, где ребенок с нарушением развития, в конце концов, будет находиться все время вместе с обычными учениками. Учитель принимающего класса, кроме того, нуждается в опыте профессиональной коррекционной работы для выбора оптимальной программы обучения ребенка с отклонениями.
Интеграцию ребенка с проблемами в развитии следует начинать с социальной интеграции, желательно в дошкольном возрасте. При этом необходимо соблюдать следующие условия:
программа интеграции должна включать в себя непосредственные контакты между детьми разных систем обучения;
программа в своей основе не может быть директивной, должна основываться на неформальной ситуации общения;
программа должна включать в себя совместную учебную и внеучебную деятельность детей массовой и специальной школ.
Эффективная социальная интеграция будет в дальнейшем способствовать педагогической интеграции ребенка с проблемами в развитии при обучении в массовой школе.
Таким образом, одним из основных условий социально-педагогической интеграции детей с отклонениями в развитии является коррекция отношений участников процесса интеграции (как детей, так и их педагогов) друг к другу. Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие — три составляющих успеха интеграции массовой и специальной школ при обучении и воспитании учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, ведет его за собой, а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание.»(Л.С. Выготский, 1985).
В настоящее время в обществе сложилась сложная ситуация с социальной адаптацией и интеграцией детей с ограниченными возможностями здоровья, в общество. Под этими словами подр.
статья «Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями» Материал Всероссийской научно- практической конференцииМГГУ им. М. А. Шолохова.
Доклад руководителя МОГЦ на семинаре открытой методической недели . .
Проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья является достаточно актуальной в наши дни.Ученые, практики, специалисты (медики, психологи, учителя, социальные педагог.
Статья на тему «Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность проблемы интеграции детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную среду определяется наличием в обществе значительного количества детей, имеющ.
Источник