Образ жизни как медико-социальный фактор здоровья
Образ жизни — ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его медико-социальной характеристикой входят:
1) трудовая деятельность и условия труда;
2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.);
3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой;
4) социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками); 5) планирование семьи и взаимоотношения членов семьи;
6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса;
7) медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни).
С образом жизни связывают такие понятия, как уровень жизни (структура доходов на человека), качество жизни (измеряемые параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека), стиль жизни (психологические индивидуальные особенности поведения), уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быт, культура).
Источник
Общественное здоровье как фактор социального потенциала
Дата публикации: 09.10.2014 2014-10-09
Статья просмотрена: 226 раз
Библиографическое описание:
Бариева, А. А. Общественное здоровье как фактор социального потенциала / А. А. Бариева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 559-560. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12912/ (дата обращения: 08.06.2021).
Проблема раскрытия содержания понятия “социальный потенциал”, анализа структуры, уровней, субъективных факторов и объективных условий его развития в отечественной науке имеет свою, давнюю историю. Отечественные традиции связаны, прежде всего, с рассмотрением социального потенциала как особого рода диалектической «тотальности» — целостной, многоуровневой и многокомпонентной системы и, соответственно, признанием сложности, комплексного характера рассматриваемой проблемы. Проблеме социального потенциала изначально присущ существенно междисциплинарный, интертеоретический характер, выражающийся в том, что она находится на “стыке” разных обществоведческих дисциплин, прежде всего, таких как социология и экономика [1, с.36].
Поэтому принимаемая в отечественной литературе стратегия — методология исследования — состоит в первоначальной формулировке предельно общих, социально-философских, позиций для того, чтобы исследовать проблему с максимальной полнотой и ничего из поля зрения исследователя не упустить — в особенности сложные и часто неявные связи и отношения между различными уровнями и компонентами социального потенциала. Затем, после уточнения концептуальных основ, по мере перехода к более специальным, конкретным областям используемый понятийный аппарат может постепенно конкретизироваться, нисходя до уровня эмпирических понятий. Именно такой подход, т.н. «восхождение от абстрактного к конкретному», когда «конкретное потому конкретно, что является единством многих определений» (Г.В. Ф. Гегель), позволяет в максимальной степени учесть междисциплинарный характер рассматриваемой проблемы и не растерять связей и отношений между факторами и предметными областями исследуемого объекта.
В соответствии с отечественной традицией, в основу теоретико-социологического анализа категории «cоциальный потенциал» должен быть положен деятельностный подход [3, с. 472]. Последний активно разрабатывался не только в отечественной, но также и в зарубежной социологической теории. Об этом свидетельствует как определение исходной категории «социальное действие» Максом Вебером, так и развитие такой влиятельной парадигмы западной социологии ХХ века как «структурный функционализм» Т. Парсонса и Р. Мертона с его «теорией социального действия».
Как в отечественной литературе, так и за рубежом деятельностный подход исходит из придания социально-философской категории «деятельность» статуса «объяснительного принципа», т. е. придания ей структурно развернутого выражения через категории «цель», «средство» и «результат». Согласно деятельностному подходу, в целостности, «тотальности», образованной тесной связью между сущностью и явлением, цель «пронизывает» собой каждый элемент, данный нам в настоящий момент. Цель не отделена от средств, которые она структурирует, поскольку и она, со своей стороны, постоянно структурируется ими. Как на уровне деятельности-объекта, так и на уровне познавательного субъекта цель и средства ее достижения образуют единство, неразрывную тотальность, структурированную по отношению к множественному субъекту.
Хорошо известно, что активность человека выполняет две основные, и во многих отношениях альтернативные, функции. А именно:
1) преобразуя мир, она служит средством удовлетворения основных потребностей человека;
2) она же является средством выражения самой личности. Поэтому первую из указанных функций выполняет деятельность, а вторую — само поведение человека, понимаемое в узком смысле этого слова. Для рассматриваемого нами деятельностного подхода характерно рассмотрение деятельности и поведения не как отдельных актов, а в качестве двух дополнительных аспектов, «моментов» единой социальной активности человека. Последняя поэтому не может быть выявлена как некоторая активность «в себе», но лишь «через» деятельность и поведение
Соответственно, согласно «деятельностной» картине социальной реальности, человеческое сознание производно как от человеческой деятельности, так и от социальных взаимосвязей, возникающих в ее результате.
Кроме деятельностного, для выявления структуры социального потенциала необходимо применять также и системный подход. Применение системного подхода исходит из утверждения, согласно которому компоненты социального потенциала, как факторы социальной активности, должны образовывать систему, т. е. некоторую целостность, свойства которой не сводятся к свойствам составляющих ее элементов. Более того, именно системный подход требует рассматривать социальный потенциал как сложную — многоуровневую и многокомпонентную — систему.
Поэтому социальный потенциал региона обычно трактуется, в рамках отечественной традиции, как система элементов, непосредственно определяющих социальную активность населения данного региона и детерминирующих возможности получения его населением социально-значимых результатов в основных сферах социума — трудовой, социально-политической и духовной.
Те или иные факторы социальной активности обычно относят к компонентам социального потенциала — в зависимости от того, приводит ли их воздействие на социальную активность к получению социально-значимого результата, или нет. В силу того, что последний носит конкретно-исторический характер, сам социальный потенциал также может и должен изменяться от одной эпохи к другой.
Выделить факторы, оказывающие доминирующее воздействие на социальный потенциал, в общем случае, раз и навсегда, однозначным и бесспорным образом нельзя. Но деятельностный подход с его акцентом на решающей роли субъективной человеческой практической деятельности свидетельствует о том, что выделение этих доминирующих факторов конкретно — исторично и зависит от практических проблем, в решении которых задействован исследователь.
В конечном счете, рассматриваемый через призму деятельностного подхода, социальный потенциал — это интегральная характеристика нереализованных (пока еще) разнообразных возможностей изменений социальной действительности. В силу того, что активность человека проявляется в двух основных аспектах — деятельности и поведении — обычно в отечественной литературе выделяют, по меньшей мере, два элемента социального потенциала. Первый из них относится к деятельности, а второй — к поведению.
Первый элемент социального потенциала описывает факторы и условия социальной активности, находящие свое выражение в деятельности, а второй — факторы активности, связанной с поведением человека. Поэтому первая часть социального потенциала описывает объективно существующую данность, которая уже обнаружена как реализующаяся в деятельности, как совокупность человеческих способностей, которая уже имеется в наличии.
При этом вторая часть характеризует те человеческие способности, которых еще нет, но которые с весьма большой долей вероятности могут появиться [2, с. 20].
Первую часть принято называть наличным социальным потенциалом, а вторую — перспективным. Все части социального потенциала, как факторы социальной активности, образуют определенные подсистемы, т. е. составляют некоторые целостности, свойства которых не сводятся к свойствам образующих их элементов.
Социальная активность охватывает все основные сферы социального бытия — труд, общественно-политическую деятельность и духовное производство. Поэтому, в зависимости от сферы реализации социальной активности, социальные потенциалы подразделяются на три идеальных типа — трудовой, общественно-политический и духовный. Это означает, что в «чистом» виде эти потенциалы существуют лишь в абстракции. В реальности, «на самом деле», в реальном социальном потенциале все они присутствуют лишь как его «моменты» и могут быть отнесены к тому или иному идеальному типу лишь, в конечном счете, к тому моменту, который является в данной ситуации преобладающим.
Социальный потенциал является характеристикой возможностей социальных ресурсов в удовлетворении определенных общественных потребностей. Например, необходимо различать понятия «трудовой потенциал» и «трудовые ресурсы»: трудовые ресурсы — носители трудового потенциала. Трудовой потенциал — это характеристика возможностей трудовых ресурсов в удовлетворении общественных потребностей.
Аналогично, в контексте социального потенциала общественное здоровье приобретает черты «потенциала здоровья». Поэтому в этом контексте необходимо различать понятия «потенциал здоровья» и «ресурсы здоровья», которые являются носителями потенциала здоровья. Потенциал здоровья — это характеристика возможностей членов данного социума удовлетворять свои потребности в сохранении и приумножении физического и духовного здоровья. Потенциал здоровья — это характеристика возможностей удовлетворения естественных человеческих потребностей в здоровье и в достижении соответствующего качества здорового образа жизни. Последний характеризуется прежде всего стилем человеческого поведения и такими его компонентами как ценности, нормы и образцы поведения.
1. Кушбоков А. К. Социальные проблемы формирования трудового потенциала предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям: Автореф. дисс. канд. социол. наук.- Спб.,1993.
2. Нугаев М. А., Нугаев Р. М. Социальный потенциал региона. Концептуальные основы исследования // Научные труды ИСЭПН АНТ, том 1. — Казань, 1995.
3. Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. — М.: Изд-во института социологии РАН, 1998. — С. 472–495.
Источник
Социальная активность личности: понятие, характеристика, условия реализации.
Социальная активность как метод самовыражения личности
Социальная активность является важным фактором развития психологического и эмоционального развития человека. Необходимость отстаивать свои моральные, культурные и идеологические ценности пробуждает в человеке потребность изменять или поддерживать состояние социальной среды, в которой он находится. Суть социальной активности состоит в её направленности на изменение обстоятельств жизни общества и своей жизни с пользой для людей и для себя.
Социальная активность личности развивается под влиянием всех общественных факторов, влияющих на человека. Главным фактором социальной активности является реализация индивидуумом его знаний и умений на благо общественным интересам, каким он видит это благо со своей точки зрения. Она рассматривается только совместно с каким-либо видом фактической деятельности человека.
Психология рассматривает понятие социальной активности как совокупность направленной деятельности человека и его социально-психологических качеств. Деятельность определяется как способ существования социального субъекта – т.е. способ взаимодействия отдельной личности и общества в целом. На социальную активность влияют такие внутренние факторы человека, как психологические и генетические особенности, культурный уровень, сознательность, характер, система ценностей и индивидуальные потребности.
Понятие
Что такое социальная активность?
В общем смысле деятельность — это любое действие, направленное на изменение окружающего мира, как материального, так и духовного.
Объектом деятельности может служить любой предмет, процесс или идея, а её результатом становится преобразование этого объекта или создание новых объектов.
К примеру, профессиональной деятельностью в любом ремесле является создание целостного объекта из группы материалов с использованием инструментов, средств и знаний, которыми обладает мастер.
Понятие социальной деятельности несколько глубже. Оно учитывает взаимосвязь этого процесса с обществом, указывает на значимость активности человека в системе устоев и ценностей определённой группы людей.
Выделяют такие цели социальной деятельности:
- удовлетворение жизненных потребностей человека, получение материальных или идеальных (не вещественных) ценностей;
- построение субъективного образа окружающей действительности, стимуляция мышления;
- преобразование действительности в рамках всего социума или его отдельной группы;
- психологическое развитие и самореализация человека.
В конечном счёте, для каждого менталитета, характера и образа мыслей одна из целей становится основной, а остальные лишь дополняют её.
Тем не менее, эти цели тесно взаимосвязаны — исключив одну из общей системы, человек разрушает и остальные.
Его действия принимают деструктивный характер, результатом чего становится прекращение развития или деградация мышления, способностей и навыков.
К примеру, деятели искусства, лишённые возможности творчески развиваться, испытывают тяжёлые внутренние переживания, апатию и упадок сил, что не даёт им достигать иных социальных целей.
Социальная активность как рычаг прогресса и общественных перемен
Социальная активность – это сумма различных проявлений деятельности человека, сознательно направленных на решение вопросов, стоящих перед социальной группой или обществом в целом. Субъектами могут выступать как отдельная личность, так и коллектив, группа, класс, социум. Социальная активность также определяется как способность человека совершать значительные преобразования в общественной жизни с помощью своего поведения, общения, творчества. Активность может проявляться во всех областях жизнедеятельности общества. Условно социальную активность человека можно разделить на политическую, трудовую, духовную и другие виды.
С точки зрения социологии, социальная активность не является произвольным явлением, а возникает вследствие исторической необходимости и направлена по создание новых общественных форм и условий. Социальная активность может нести в себе настроения протеста и вызывать социальную нестабильность. С другой стороны, социальная активность может быть проявлением необходимых обществу инноваций и факторов позитивного развития.
Что такое активная жизненная позиция, социально активная личность? На этот, казалось бы, простой вопрос простого ответа нет. Эти выражения вбирают в себя много разных смыслов. Поэтому и ответы могут быть разными — в зависимости от позиции, сферы деятельности, опыта отвечающего.
Первым нашим собеседником стал учитель одной из череповецких школ с двадцатилетним педагогическим стажем (по просьбе нашего собеседника его имя называть не станем).
— Активная жизненная позиция — это то, о чем все говорят, но что трудно сформулировать. Нам бы хотелось, чтобы это была всегда позитивная активность, принимающая форму коллективизма, товарищества, способности дружить и быть верным своим друзьям. Может быть, такая социальная активность — это просто и есть доброта, сострадание, человечность. Значит, это мы и должны все вместе воспитывать у наших детей.
Но говорить о доброте и человечности в рамках школьной программы не так-то просто. Ведь, как правило, практически единственный традиционный школьный курс, где вопросы нравственности, гуманизма обсуждаются впрямую и в системе, это курс литературы. А вот с ним-то как раз все время и пытаются разделаться реформаторы образования, то норовят все сократить, то упростить…
Еще нужно учесть контекст: телевидение и Интернет, компьютерные игры и социальные сети. Сами по себе они замечательны и полезны. Но ведь не можем же мы всерьез говорить, что именно человечность прививают компьютерные «стрелялки» и «бродилки»? Мир вокруг предстает жестким, порой жестоким. Готовит ли такой мир к реальным сложностям жизни подростка? Огромный вопрос. Поэтому нам нужны совместные усилия по гуманизации нашего образования, по усилению роли и места тех немногих гуманитарных предметов, которые способны дать образцы поведения или, по крайней мере, заставить задуматься над вечными вопросами добра и зла, ответственности и любви.
Человек, воспринимающий мир сквозь призму этих вопросов, и есть социально активный человек, человек сочувствующий и сопереживающий.
Что же дальше? За стенами школы для большинства нынешних выпускников — вузовские аудитории. Студент — категория особая, в общественном мнении самая активная. Так ли это, спрашиваем мы у нашего следующего собеседника, директора гуманитарного института ЧГУ профессора Александра Чернова.
— Попробую все же сузить проблему. Вероятно, нас интересует не юношеская физиология, рождающая множество активностей, в том числе социальных… Про нее сказать, в целом, нечего. Кроме пожалуй, одного: есть мнение социологов, согласно которому мы живем в эпоху, когда детство вновь исчезает… Не было до XVIII века детства как такового, и ребенка не было, был маленький взрослый, к которому в разных культурах и разных конфессиях относились по-разному. А детство придумали просветители.
Сегодня детство исчезает в другую сторону — оно не хочет прекращаться, и развивается, с одной стороны, социальный инфантилизм, с другой — целые субкультуры, вроде взрослых людей, которые сознательно не хотят взрослеть.
Есть важнейший фактор. Вся современная глобальная индустрия смыслов и знаков направлена на борьбу с возрастом. Потребительской культуре нужны активные потребители с ненасытностью юности и с плотным кошельком и пластиковыми картами людей возрастных.
Университет — это особое место, где как раз переплетаются самые актуальные тренды и нарождающиеся тенденции. Почему о взрослости и детскости? Потому что, на мой взгляд, активная жизненная позиция имеет только одно надежное основание — самостоятельность и самостояние. Самостоятельность — всегда ответственность. Готовность к риску и отказ от излишней опеки. Увлеченные творчеством, хобби, первым своим делом, любовью, свободой и отсутствием школьного родительского контроля, чувством взрослости, наконец, готовы ли ребята сами справляться с тем, что они, пользуясь слэнгом, «накосячили»?
Радует то, что тех, кто готов, — все больше и больше. И полученная пара на госэкзамене оборачивается не «потерянным годом», а успешной карьерой в торговой сети и успешной сдачей госа через год. Или увлеченность профессией заставляет начинать и бросать одну за другой программы и специальности. Но через три-четыре «перепоступления» талантливый парень сумел внутренне дисциплинироваться и успешно совмещать учебу и работу. Это и есть пример позитивной жизненной активности: ответственность за себя, свою судьбу.
А значит, настоящая взрослость. Молодые люди должны иметь право на некоторые ошибки, на самостоятельные решения, на свой собственный свободный выбор. Это их право, и это нормально. Можно ли этому научить? Вряд ли. Но вот содействовать формированию социальной нормы, готовить и помогать, на мой взгляд, система образования просто обязана.
А что же о проблеме социальной активности думают профессиональные социологи? За ответом обратимся к авторитетному исследователю социальных проблем региона, заведующей кафедрой социологии и социальных технологий гуманитарного института ЧГУ Альбине Меховой.
— Активная жизненная позиция значит неравнодушное отношение к тому, что происходит вокруг. То есть не просто принятие, но и активное участие в решении тех проблем, которые возникают не только у себя, а именно в обществе, в окружающем мире. Все начинается с семьи. Но и общество, как макросреда, тоже должно формировать активную жизненную позицию или влиять на ее формирование. То есть должны стимулироваться, поощряться именно те поступки, которые можно обозначить как активную жизненную позицию: проявлять инициативу, не отмалчиваться, не проходить равнодушно мимо социально опасных случаев.
Сейчас приветствуется индивидуальная стилистика жизни. Но эту индивидуальность, внутренний мир необходимо направлять на исправление общества. Необходимы кардинальные изменения: включение молодежи в решение насущных вопросов, не только собственных, а таких как коммунальные проблемы, проблемы образования, то есть речь идет о том, чем они живут, во что включены.
Еще мне хочется отметить такую вещь: школа должна играть в этом вопросе большую роль не только с точки зрении знания, но и с точки зрения создания той среды, где ребенок видит примеры неравнодушия.
К какому же итогу мы приходим? Социальная активность и активная жизненная позиция — признак взросления. Но чтоб они формировались и развивались, нужны условия, нужна позиция общества… Поиск молодого человека должен встречать понимание. Естественно, если он не опасен для окружающих. Здорово, когда есть множество вариантов самореализации. Сложность в том, что формирование это происходит в реальной жизни, среди реальных людей. Но тут уж ничего не поделаешь: ведь на берегу плавать не научишься.
Александр Валентинов
Проявления
Каковы ее проявления? Проанализировав вышесказанное, можно прийти к выводу, что активность — это, в первую очередь, изменение, преобразование. Любая социальная активность базируется на четырёх компонентах:
- отношение человека к совокупности окружающих объектов материального мира;
- отношение человека к другим людям, группа и социуму в целом;
- отношение к событиям и явлениям;
- отношение к самому себе.
Несмотря на то, что любое изменение происходит единовременно во всём комплексе этих компонентом, степень его влияния неодинакова.
Так, активность, направленная на материальный объект, называется действием, а направленная на человека, группу или социум — поступком.
Внутренние изменения — предмет философии и психологии, они выражаются в мыслях и чувствах конкретного человека.
И только на события и явления, играющие роль внешнего фактора, человек не может влиять.
На заметку родителям: как это сделать
Активный человек – значит, деятельный, энергичный. Такими дети становятся в семьях, в которых поддерживается демократический стиль отношений между ними и взрослыми. Он предполагает гибкость в отношениях: проявляя достаточную требовательность и контроль, родители уважают мнение и позицию ребенка, развивают его самостоятельность, инициативность, самокритичность. Посильные поручения и значимое для него поощрение стимулируют повышенную активность в достижении цели. Важны достаточная помощь, спокойный, деловой анализ как результатов детской инициативы, так и допущенных ошибок и успешных действий.
Авторитарный стиль воспитания подавляет активность ребенка, так как угрозы наказанием и принуждения вызывают боязнь нарушить инструкции взрослого, ошибиться в своих действиях.
Либеральный стиль, напротив, отличается нетребовательностью к детям. Максимум свободы при минимуме ограничений поведения формируют агрессивность и вседозволенность. Такие дети считают, что достижение цели состоит в том, чтобы вынудить взрослых принести им желаемое на блюдечке, а не в том, чтобы самому проявить сообразительность и предприимчивость.
Источник