Меню

Социальная адаптация подростков с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация детей с ОВЗ
учебно-методический материал

Доклад на ШМО воспитателей отражает специфику работы с детьми с нарушением зрения

Скачать:

Вложение Размер
doklad_ermakova.docx 21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка

«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья»

Выполнила: Ермакова Флера Мидехатовна,

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

. Да! Трудно нашим детям,

Не каждый сразу их поймет.

Вопрос тот часто задается:

«А для чего такой живет?»

А дети в том не виноваты,

Что свет их принял вот таких.

И сделать все для них должны мы,

Чтоб радостней был детский мир.

Но и среди таких детей

Полно талантливых людей:

Есть музыканты и артисты,

Певцы, ученые, юристы.

Не тот больной, кто свет не видит,

Не слышит кто морской прибой.

Не страшно быть слепым глазами,

А страшно быть слепым душой!

Основной задачей педагога в учреждении для детей с ограниченными возможностями является их социальная адаптация, социализация в обществе и развитие эмоционально-нравственной сферы.

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать своё поведение в соответствии с главными целями деятельности. В основе становления личности ребенка, прежде всего, должно лежать гармоничное развитие во всех направлениях и сферах деятельности. Однако многолетний опыт работы с детьми позволяет сделать предположение, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность, что нередко ведет к дезадаптации. Особенно ярко это проявляется у детей с врожденными или приобретенными недостатками, например, у детей с нарушением зрения. У таких детей развитие психических функций отклоняется от нормы, поэтому особенно актуальной становится задача социальной адаптации. Развитие механизмов адаптации у детей с нарушением зрения имеет свою специфику. Зрительный дефект, имеющий различную этиологию и различные проявления, отрицательно сказывается на развитии психики ребенка, на его адаптации к современному миру. Однако судьбу личности решает не сам по себе дефект, а его социальные последствия. Л.C. Выготский подчеркивал, что органический дефект вызывает «социальный вывих», т. е. недостаток зрения заставляет ребенка перейти в особую социальную позицию, когда его отношение с окружающим миром, в том числе и в семье, приобретает иную, чем у видящего окраску. В то же время существует возможность компенсации физического дефекта с помощью «культурных приемов и навыков», покрывающих, компенсирующих дефект и дающих возможность справиться с недоступными задачами новыми, другими путями.

Как уже отмечалось ранее, зрительный дефект отрицательно сказывается на развитии психики ребенка, на его адаптации к современному миру. Эмоциональная сфера детей с проблемами зрения развита достаточно слабо. Сейчас редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка. Многие дети с патологией развития не умеют даже улыбаться и смеяться от души, а ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и, в конечном итоге, определяют всю жизнь человека и его место в социуме, т.е. определяют его социальную адаптацию.

В данный момент существует противоречие между все более возрастающим числом детей с нарушением зрения и низким уровнем социальной адаптации и развития эмоциональной сферы.

Поэтому сегодня мы подняли актуальную для всех нас, педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями, тему. Актуальность проблемы обусловлена тем, что несформированность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации, снижение его мобильности и контакта с окружающими. Задача педагога, в данном случае, воспитателя, заключается в том, чтобы помочь детям социализироваться, помочь пользоваться при ориентировке неполноценным зрением и другими сохранными анализаторами.

Группа, с которой я работаю – 7 «Г» класс. В группе 3 человека – Аксенов Иван, Непочатых Кирилл и Фокин Андрей. Двое имеют инвалидность по зрению, Иван – тотально слепой ребенок.

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Социальная адаптация включает в себя:

  • создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями;
  • обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам;
  • формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями;
  • снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии;
  • формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.

В нашей школе-интернате дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в таких условиях способствует внеклассная работа, которая включает в себя : работу воспитателя, физкультурно-оздоровительную и кружковую работу, а также, организацию отдыха и досуга.

Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играет книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. При работе в своей группе я очень большое внимание уделяю чтению внеклассной литературы. Круг авторов и произведений очень широк: Пастернак Б.Л., Крапивин В. и др. Регулярно проводятся экскурсии в библиотеки на тематические беседы. Это музыкальные вечера, беседы по творчеству знаменитых поэтов и писателей — Цветаевой, Крылова. Принимаем участия в различных литературных конкурсах. Аксенов Иван был награжден дипломом участника ONLINE конкурса сочинений о людях – инвалидах сильных духом в рамках «Алехинских чтений». Ваня принимали участие в этом конкурсе наравне со взрослыми. Так же Иван стал призером конкурса чтецов и поэтических баталий.

Также, с ребятами активно изучаем различные социальные объекты, с которыми человек сталкивается ежедневно: банки, банкоматы, МФЦ, посещаем библиотеки, парикмахерские, продуктовые магазины и т.д.

В начале моей работы с группой имели место такие проблемы: мальчики не умели пользоваться банковской картой, не ориентировались в ценах на продукты, не могли грамотно рассчитать свой бюджет, деньги утекали как вода. Теперь они научились грамотно распределять свои средства, не покупать лишнего, ненужного. Они не только обеспечивают себя всем необходимым, но и делятся с другими ребятами, организовывают чаепития по праздникам и дням рождениям.

Для развития пространственной ориентировки и расширения кругозора проводились экскурсии по городу. Мы побывали на кожгалантерейной фабрике «Арлион», в главной православной церкви города – Уйском соборе, в Парке победы, в Троицкой местной организации Всероссийского общества слепых, в комнате боевой славы «Боевое братство». Была организована поездка в г. Челябинск в театр на спектакль «Рудольфио».

Все ребята активно занимаются в спортивной секции шоудаун. Прекрасная динамичная игра — настольный теннис для слепых, развивающая силу, ловкость, координацию движения и логическое мышление незрячего человек, приобрела много поклонников во всем мире и нашла широкое распространение в нашей школе. Во многих региональных организациях ВОС этот прекрасный метод реабилитации инвалидов по зрению уже заслужил высокую оценку. В соревнованиях по настольному теннису на кубок Челябинской области Иван занял III место и получил диплом за участие в областных соревнованиях на кубок ЧРОО «РПС Метеор». Каждый год группа 7 «Г» класса занимает призовые места в школьном празднике «День здоровья».

Большое внимание уделяется участию в кружковой деятельности, где ребята могут проявить себя, создавать что-то своими руками, наравне с видящими сверстниками. Андрей Фокин посещает кружок авиамоделирования и участвует в танцевальном коллективе «Гармония» (рук. Щеткин В.А.). Мальчики делали брошки из фетра для своих близких под руководством Якуповой JI.P., Кирилл Непочатых стал посещать театральный кружок и активно участвовать во внеурочной деятельности: принимал участие в конкурсе чтецов, исполнял роль Амура в мероприятии «Синяя птица». Так же посещает спортивную школу и плавательный бассейн, принимает участие в спортивных соревнованиях

В субботу, 10 февраля, на реке Увелька прошёл зимний спортивный праздник «Лыжня России-2018». Это самая массовая Всероссийская лыжная гонка, в которой принимают участие взрослые и дети, любители и профессионалы. Ежегодно в ней участвуют сотни человек разных возрастов — школьники, студенты, представители трудовых коллективов. В этом году в «Лыжне России» приняли участие и наши воспитанники — Фокин Андрей и Непочатых Кирилл.

Таким образом, все перечисленные методы и приемы в работе с детьми с ограниченными возможностями дают свои положительные результаты: происходит социальная адаптация ребенка с нарушением зрения. Дети лучше ориентируются в пространстве, умеют читать эмоции других людей, а значит, лучше их понимать. Также в полной мере используются сохранные анализаторы.

Необходимо продолжать эту многогранную работу по социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, в которой, несомненно, принимают участие все специалисты нашего учреждения. Спасибо за внимание!

Источник

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

светлана тетерина
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями

здоровья.

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства.

В последнее время в педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин “особые” дети.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем,что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий для меня, как классного руковителя, является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы. Дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Существующую социально–педагогическую стратегию воспитания детей, находящихся в детских домах и школах–интернатах, можно оценить как стратегию замены попечения родителей государственным попечением.Характерные черты данной стратегии: государство берет на себя заботу о создании необходимых бытовых условий в период проживания ребенка в интернатном учреждении и на этапе выпуска; государство предоставляет льготы, обеспечивающие возможность получения профессионального образования любого уровня; в государственных учреждениях делается попытка воссоздания домашней психологической атмосферы.

Целью моей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения ими образования и развития личности в целом.

В нашей школе-интернате дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду.

Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно.Это помогает в решении следующих задач:

— создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями;

— обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам;

— формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями;

— снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии;

— формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.

Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными условиями здоровья способствует внеклассная работа,которая включает в себя: работу классного руководителя, воспитателя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга.

Наибольший интерес у ребят вызывают игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимым видом деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей, приучает к организованности, посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы. Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые моменты во время занятий, задействуем в общешкольных спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами школьного ученического коллектива, а также получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.

Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.

Основная цель: приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей. Результатом такого творчества стало множество поделок, выполненных руками ребят с ограниченными возможностями здоровья. Причём если на первоначальном этапе детям было трудно овладевать способами работы с картоном, пластилином, бумагой, кусочками ткани,то в процессе обучения учащиеся овладели различными техниками: это работа с тканью, создание одежды, поделки.В процессе занятий решаются следующие задачи:

— развитие и коррекция основных видов движений;

— развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики;

— развитие способности ориентироваться в пространстве.

Кроме того,в структуру занятия включаются:

— творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии;

— комплексные игры различной подвижности и разной направленности;

— релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

При организации воспитательной работы мы не разделяем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т. д., проводимые в школе-интернате, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.

Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе.

Таким образом, наша школа-интернат делает всё возможное, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья получали достойное образование и развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи — умением ребенка свободно.

Конспект занятия для детей 3–4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Задачи:.

Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен,добродушен.

Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.

Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья Чаще всего под «людьми с ограниченными возможностями»‘ в научной литературе принято понимать лиц (детей, которые имеют те или иные ограничения.

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация получила в последние годы большое.

Консультация «Психологическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) даёт возможность посещения дошкольниками.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.

Развлекательное мероприятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ежели вы вежливы» Цель мероприятия: создание благоприятных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья для усвоения норм и правил поведения в.

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или.

Источник

Читайте также:  Люди зависимые от здоровья
Adblock
detector