Программа социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья «Дни добра»
Пояснительная записка
Необходимости социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посвящены многочисленные исследования, написано много статей. Заинтересованность в этой тематике вряд ли когда-нибудь сойдет на нет. Данная программа не является исключением и в целом направленна на восстановление чувства доверия к себе, к другим, к окружающему миру.
В Белгородской области проживает 4350 семей, воспитывающих 4367 детей с инвалидностью (по данным на 2013 год). В области проводится системная работа, направленная на социальную поддержку семей с детьми-инвалидами, созданию условий для обеспечения развития и обучения детей-инвалидов, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни, интеграции в общество. В течение последних лет сохраняется тенденция сокращения числа детей-инвалидов. Если в 2009 году в области проживало 5222 ребенка-инвалида, то к 2013 году их число уменьшилось на 18 % и составляет 4306 человек.
Снижение количества детей с инвалидностью стало возможным благодаря комплексной системе мер, направленной на активизацию работы учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, на поддержку и помощь семьям, воспитывающим детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
В ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» ежегодно проходят реабилитацию более 800 детей-инвалидов с заболеваниями центральной нервной системы (в том числе ДЦП) и опорно-двигательного аппарата (таких детей в области 1128 (по состоянию на 2014 год), из них 705 нуждаются в сопровождении взрослых). Центр действует в Белгородской области с 2003 года. За время работы учреждения комплексную реабилитацию прошло более 5700 детей в возрасте от 1 года до 18 лет с положительной динамикой в состоянии здоровья в 96% случаев.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья умения и навыки адаптации в социум является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс социализации наряду со здоровыми детьми.
Общая черта их личности заключается в том, что инвалидность создает отличающееся от нормы, измененное положение. Форма проявления инвалидности приводит к тому, что всегда возникают какие-то новые своеобразные изменения личности, а также каждый раз иные проблемы. Однако у всех детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от вида и степени заболевания можно наблюдать одну общую черту: они «другие», чем остальные дети, и именно эта «разница» в определенной мере определяет их дальнейший жизненный путь, отличающийся от обычного.
Отклонения в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают нарушения в области познания и коммуникации, но могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей.
Таким образом, разработанная программа является необходимым условием в создании адаптивной среды, позволяющая обеспечить личностную самореализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Представленные в программе игры и упражнения позволяющие снизить уровень напряжения у детей в связи с новой социальной ситуацией развития.
Цели программы:
- восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру;
- создание новой когнетивной модели жизнедеятельности;
- формирование положительной «Я-концепции»;
- углубление самопонимания, самопознания.
Задачи программы:
- овладение способами позитивного мышления и общения;
- развитие чувства собственного достоинства;
- повышение уверенности в себе;
- реализация себя в поведении и деятельности;
- утверждение своих прав и собственных ценностей.
Кроме основных задач, на каждом занятии реализуются задачи по созданию положительного контакта в группе, здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения.
Специфика и структура организации занятий
На занятиях используются следующие приемы:
Тренинговые упражнения и ролевые игры способствуют формированию положительной «Я-концепции», углублению самопонимания, самосознания.
Метод игротерапии поможет в овладении способами позитивного мышления и общения, позволит повысить уверенность в себе.
Арт-приемы, сказкотерапия и когнетивно-поведенческая терапия помогут раскрыть свои сильные стороны и восстановить чувства доверия к себе, к другим, к миру.
Курс состоит из 8 занятий. Занятия проводятся 1 раз в день, длительностью от 1.5 до 2 часов.
Подростков в группе должно быть не менее 7 человек, но не более 12.
Занятие удобно проводить совместно с другим психологом.
Схема проведения занятия
Занятие состоит из 3 этапов:
1 этап – установление контакта в группе.
Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, создание положительной мотивации к предстоящему занятию, углубление процессов самораскрытия.
2 этап – основные упражнения, направленные на развитие умений и навыков самоанализа, укрепление самооценки, познание себя при помощи группы.
3 этап – рефлексия.
Цель: активизация процесса самопознания, научиться находить в себе главные индивидуальные особенности.
Тематическое планирование и содержание программы
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Кол-во часов | ||||||||||||
Знакомство | Упр. «Снежный ком» Правила нашей группы Упр. «Что значит ваше имя?» Упр. «Приятно сказать» Упр. «Ассоциации» Упр. «Групповой рисунок» | Позитивное мышление | Упр. «Пожелания» Упр. «Продолжение знакомства» Информация о позитивном мышлении Упр. «20-Я» Упр. «Никто не знает» Упр. «Записки» Упр. «Нарисуй» Упр. «Сильные стороны» | Самосознание. Самораскрытие. Самооценка. Понятие «Я-концепции» | Упр. «Воспроизведение» Сообщение «Что такое самосознание?» Упр. «Интервью» Упр. «Без маски» Чтение и обсуждение сказки «Цветок кактуса» Творческое задание «Украшаем кактус» | Уверенное и неуверенное поведение | Упр. «Визитка» Упр. «Размышление об уверенности» Упр. «Сила языка» Упр. «Уверенный – неуверенный – грубый» Упр. «Самопрезентация» Упр. «Горящая спичка» Упр. «Маяк» Упр. «Доверие» Упр. «Горячий стул» Упр. «Коллективная сказка» Упр. «Я к вам пишу» | Я в своих глазах и в глазах других людей | Упр. «Расскажу о своем хозяине» Упр. «Футболка с надписью» Упр. «Бинго!» Упр. «Приятный разговор» Упр. «Листок за спиной» Упр. «Мое отражение» Упр. «Вавилонская башня» | Моя индивидуальность | Упр. «Подарок» Упр. «Кто Я?» Притча «Ворона и павлин» Упр. «Орехи» Упр. «Уникальность каждого» Упр. «Мой герб» Упр. «Я это… » Упражнение «Здравствуй, я, мой любимый». | Эффективные приемы общения | Упражнение «Спутанные цепочки« Упр. «Пишущая машинка Упр. «Тимуровцы» Игра «Друг для друга» Упр. «Доброта» Упр. «Улыбка» Упр. «Вежливость» Упр. Поведение и культура» Упр. «Доброе слово» Упр. «Доброе животное» Игра «Эмоции» | Я и мир вокруг меня | Упр. «Я и мой мир» Упр. «Двадцать желаний» Упр. «Ресурсы» Деловая игра «Потерянный город» Упр. «Строим город» Упр. «Чему я научился?» Упр. «Пожелания» |