Социализация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы (из опыта работы).
статья
В статье представлены особенности социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_detey_s_ovz_v_usloviyah_obshcheobrazovatelnoy_shkoly.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
(из опыта работы)
Папышкина Ирина Анатольевна
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа», с.Покровск
Козельского района Калужской области
Одной из важнейших задач для любого общества является воспитание и социализация подрастающего поколения, его подготовка к самостоятельной жизни и труду.
Социализация (от лат. socialis — общественный), — процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.
В отличие от нормально развивающихся сверстников ребенок с ограниченными возможностями здоровья не способен в полном объеме понять смысл человеческих отношений и включиться в них, поскольку в его арсенале отсутствуют средства и способы построения отношений с окружающим его миром. Зачастую проблемы таких детей состоят в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Согласно современным взглядам социальная реабилитация справедливо предполагает предоставление всем людям с ОВЗ равных возможностей полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.
Коллектив нашей школы работает с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальной сфере. Нами накоплен опыт коррекционной работы, воспитания и обучения школьников с нарушением интеллекта. Сформированные знания, умения и навыки являются основой для успешной социализации таких детей. Однако не менее важно развивать у них коммуникативные навыки, способность сопереживать, управлять своим поведением и планировать свою деятельность.
В нашем образовательном учреждении в соответствии с законом «Об образовании в РФ» созданы условия для полноценной социализации детей с ОВЗ. Разрабатывая направления работы по социализации, мы опираемся на опыт различных педагогов и обеспечиваем ученикам и воспитанникам:
– получение соответствующего уровня образования;
– развитие духовных и физических способностей ребёнка;
– установление максимально комфортного контакта с внешним миром;
– поддержку, повышение и постоянное восстановление эмоционального и психологического благополучия, а также физического здоровья;
– создание условий, позволяющих обеспечить полноценное участие в общественной и культурной жизни.
Эта работа ведется педагогами при поддержке со стороны родителей, а также специалистов различных центров по реабилитации и психолого-социальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
Каждый специалист составляет рабочую программу, которая отражает общие особенности ребёнка и направлена на формирование базовых знаний и компетенций. Индивидуальный образовательный маршрут – второй обязательный документ педагога — позволяет более гибко строить работу с ребенком и учитывает его личностные особенности и возможности, его потенциал.
Через всю нашу работу красной нитью проходит идея социализации детей. Темы для изучения подобраны таким образом, чтобы дать детям как можно больше знаний и представлений об окружающем, научить себя адекватно вести и комфортно чувствовать в этом мире. Например, изучая тему «Растения», дети не только овладевают знаниями о них, но и учатся правильно вести себя на природе, относиться к ней бережно, узнают, какие опасности могут их подстерегать в лесу или парке (ядовитые ягоды, грибы, травы). В изучении темы «Транспорт» большое внимание уделяется правилам поведения в транспорте и на дороге. Значимой для дальнейшей социализации детей является и тема «Профессии», при изучении которой дети не только знакомятся с основными профессиями, но и строят планы на будущее, «примеряют на себя» ту или иную профессию. В дальнейшем эта работа перерастает в полноценную профориентацию.
Важную роль для социализации ребенка играет развитие навыков коммуникации. Их развитием занимаются учителя во всех видах деятельности. Мы считаем необходимым сформировать потребность в общении, отсутствие страха перед вербализацией, умение выражать свои мысли с помощью речевых средств. На занятиях ведется планомерная работа по структурированию лексического материала, грамматическому оформлению речи и связности высказываний. Дети учатся подбирать нужное слово для более точной передачи своих мыслей и устанавливать разнообразные смысловые связи между словами, что позволяет не чувствовать себя отторгнутыми и непонятыми, дает возможность по мере сил участвовать в общественной и культурной жизни как внутри учреждения, так и вне его стен.
В начальной школе особая роль в социализации наших воспитанников принадлежит игровой деятельности. Как отмечал С.Т. Шацкий, «в игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни».
Специально подобранные сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Поликлиника», «Школа» и др.) способствуют выбору социальной роли, эффективному развитию речи и включению детей в коллективную деятельность.
Планомерная и целенаправленная коррекционная работа приводит к хорошим результатам: большинство детей не только получают определенный набор знаний, умеют их применять на практике, но и не испытывают стресса в ситуации учения, могут регулировать свое поведение, адекватно общаются со взрослыми и сверстниками.
Как ранее отмечалось, необходимым аспектом социализации является развитие духовных способностей ребенка. Занятия музыкой, изобразительным искусством, танцами гармонизируют личность ребенка, делают его более восприимчивым к прекрасному, вызывают эмоциональный отклик, учат видеть прекрасное в обыденном. Дети занимаются в театральной студии и танцуют в хореографическом кружке. У нас проводится большое количество праздничных и досуговых мероприятий, в которых участвуют дети с ОВЗ.
Поскольку наша школа находится в сельской местности и не все родители имеют возможность приобщить своих детей к миру искусства, мы приглашаем артистов цирка и театра в наше учреждение. На таких мероприятиях дети с ОВЗ не только знакомятся с достижениями культуры, но и учатся вести себя в обществе, усваивают морально-этические нормы.
Все это способствует установлению комфортного контакта с внешним миром, создает ребенку с ограниченными возможностями здоровья оптимальный режим общения, который обеспечивает в значительной мере его правильную социализацию, воспитывает необходимые навыки обращения с окружающими, формирует коллективные отношения.
Не менее важно для социализации детей с ОВЗ их психологическое и эмоциональное благополучие. Опыт педагогов позволяет учитывать особенности каждого ребенка, чувствовать его настроение, эмоциональное состояние, с пониманием относиться к его потребностям и желаниям. Своей любовью и заботой мы готовы окружить своих учеников, сделать их пребывание в стенах нашего учреждения максимально комфортным. Р.Д.Тригер отмечает: «Перед учителем, воспитателем и другими специалистами стоит трудная, но вполне осуществимая задача: возродить у ребенка утерянную веру в свои возможности, пробудить желание учиться. Только соответствующая эмоциональная атмосфера и определенный стиль отношений с ребенком могут способствовать коррекции его познавательной деятельности, развитию общения со взрослыми и сверстниками, а также благоприятному формированию его личности».
Большое внимание в нашем учреждении уделяется физическому здоровью и развитию детей. Зачастую наши воспитанники моторно неловки, болезненны, астеничны, утомляемы, что сказывается на процессе обучения. Поэтому важным аспектом работы является закаливание, соблюдение режима дня, привитие навыков здорового образа жизни. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет нам снизить заболеваемость, увеличивает выносливость и работоспособность детей. Также дети имеют возможность заниматься в спортивных секциях, работающих на базе нашей школы.
Подводя итоги, можно отметить, что при комплексном и согласованном использовании различных методов и приемов работы педагогов и других специалистов можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем овладеть доступными профессиями, самостоятельно трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны. Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать повышению толерантности и дальнейшему развитию самого общества.
1. Большая Советская Энциклопедия, том 24, книга 1. — М.: Советская Энциклопедия, 1976. – 608с.
2. Никитин В. А. Начала социальной педагогики : учеб. пособие. – М. : Флинта : Московский психолого-социальный институт, 1999. –66с.
3. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008. — 192с: ил. — (Серия «Детскому психологу»).
4. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. – М.: Педагогика, 1980. – 304с.
Источник
Социализация учащихся с ОВЗ через доступную практическую деятельность.
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Представлена актуальность проблемы. Конкретизирована цель и условия социализации обучающихся с ОВЗ. Описана система работы. Выделены проблемы, с которыми приходится сталкиваться. Определены задачи на предстоящий период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_sotsializatsiya.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация учащихся с ОВЗ через доступную практическую деятельность.
Дети с ОВЗ также как и все дети нуждаются в развитии, общении с окружающими, игровой деятельности. Ведь у каждого человека, независимо от обстоятельств и жизненных трудностей, в которых они находятся, существуют свои потребности и стремление к росту, развитию.
Цель: Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах.
Условиями социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются:
- специальные условия обучения и воспитания:
- специализированная коррекционная помощь и психологическая поддержка; выравнивание «стартовых» возможностей ребенка,
- оптимизация социально-психологической среды жизнедеятельности ребенка,
- обеспечение индивидуализации и интеграции в учебной и социально-культурной деятельности;
- создание условий для коммуникации;
- мониторинг знаний, норм, ценностей, позволяющих ребенку с ограниченными возможностями здоровья выполнять общественно заданные функции.
Изменения в социально-экономической и политической жизни России, обострение новых проблем в обществе поставили ученых и практических работников перед решением задач, связанных с поисками новых, эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности к быстро меняющейся жизни в социуме. Особенно нуждаются в социальной помощи дети с ограниченными возможностями здоровья, число которых постоянно растет.
Целью учебного процесса в школе становится не только достижение знаний, но и создание условий для социальной адаптации и развития психологических особенностей обучающихся, а целью педагогического процесса – развитие нравственной, самодеятельной, творческой личности. Для достижения вышеперечисленных целей в школе применяются новые педагогические технологии, основанные на том, что ученик становиться активным, творческим, развивающимся субъектом учебного процесса.
Важным компонентом процесса социализации является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательной работе. Занятия необходимо проводить с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности.
Особое место отводится коррекционно-развивающим урокам: социально-бытовая ориентировка (окружающий социальный мир), развитие психомоторики и сенсорных процессов, коррекционные занятия, логопедия, ритмика, лечебно-физическая культура. Развитие и коррекция высших психических функций одно из составляющих успешности восприятия учебного материала и социализации учащихся. Уроки математики, чтения, письма (математические представления, речь и альтернативная коммуникация) так же дают большой простор для социализации с опорой на практическое применение изучаемого материала.
В процесе работы фиксируются как положительные, так и отрицательные моменты развития учащихся. С учетом этих данных строится индивидуальная дифференцированная коррекционно – развивающая работа.
Опыт работы показывает, что многие выпускники достигли определенного уровня в способности ориентироваться в быту, усвоили общественные нормы и правила отношений между людьми.
Одно из основных направлений адаптации – трудовое, которое реализуется через различные внеурочные мероприятия (изготовление кормушек, уборка и озеленение пришкольной территории).
Исходя из потребностей общества и имеющейся материально — технической базы в центре ведется профессионально-трудовое обучение по направлениям: столярное дело, швейное дело, картонажно-переплетное дело, цветоводство.
Знания и умения, полученные на уроках трудового обучения учащиеся реализуют на конкурсах детского народного творчества различного уровня. Особо популярен в последние годы конкурс «Дизайнерская ёлка». В этом году обучающиеся принимали участие в экологическом конкурсе, организованном Смоленским заповедником «Приозёрье».
Одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой — это профориентационная работа. С этой целью проводятся беседы, экскурсии, презентации.
Жизнь обучающихся не должна замыкаться рамками классной и школьной жизни, необходимо расширить социальный опыт, круг общения детей. С этой целью проводятся выходы на различные мероприятия, проходящие вне стен учебного заведения, культурно-массовые мероприятия, посещение театров, библиотеки, филармонии, экскурсии по городу.
Такая деятельность представляют собой практическую значимость так как позволяет обучающимся активно взаимодействовать с социумом, формируя навыки социального общения и в конечном итоге чувствовать себя нужным другим людям, быть успешными в социально значимой деятельности, доступной для детей данной категории.
Регулярно проводится мониторинг умений и практических знаний, который отслеживает развитие и возможность их использования в самостоятельной практической деятельности, применяя их в разнообразных сферах. Результат своей работы мы можем увидеть на различных конкурсах, в которых участвуют и побеждают наши дети.
Система работы по социализации и адаптации реализуется через ряд направлений, которые находят свое отражение в проводимых внеклассных мероприятиях, классных часах.
Большинство мероприятий проходят с использованием информационно – компьютерных технологий. Обучающиеся знакомятся с основами здорового образа жизни, изучают правила пешехода, превращаются в артистов стараниями педагога организатора и классных руководителей, воспитателей, изучают жизнь знаменитых людей.
Работа по социализации обучающихся с опорой на практическую деятельность направлена на:
— развития способностей, интеллектуальных и творческих возможностей обучающихся, их самовыражения и самоопределения,
— повышения и поддержания познавательного интереса,
— создание ситуаций для успешной деятельности и социализации каждого обучающегося.
Развитие и воспитание социально-адаптированной личности невозможно в закрытом пространстве. Систему социального партнерства наше образовательное учреждение выстраивает в содружестве с теми, кто не остается равнодушен к судьбам детей. Программные мероприятия обеспечивают успешное решение проблем социализации обучающихся за счет интеграции совместных усилий педагогического коллектива и гражданского сообщества.
Мы работаем в едином образовательном пространстве и желательным фактором, важнейшим показателем успешности проводимой комплексной работы являются взаимоотношения обучающихся нашего центра с нормально развивающимися детьми (санатории, детские лагеря), умение участвовать в совместной деятельности со взрослыми.
Безусловно, не все обучающиеся с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому мы считаем главной задачей для себя – продолжение работы в данном направлении: работать в содружестве с общественными организациями, культурными учреждениями города.
Следующим направлением деятельности является спортивно-оздоровительная работа, которая включает в себя проведение спортивных мероприятий — весёлые старты, игры, направленные на привитие учащимся культуры здорового образа жизни. Физическое направление социальной реабилитации важно в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, так как им предстоит в дальнейшем заниматься преимущественно физическим трудом.
Социализация детей с ОВЗ в центре осуществляется постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогического коллектива, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями).
При этом имеют место следующие проблемы:
— дети с ОВЗ, которые должны обучаться по программе школы 8 вида (согласно заключению ПМПК) не направляются на обучение в соответствующее специальное образовательное учреждение, а «отсиживаются» в муниципальных школах, обучение в классах которых идет по программе массовой школы. Контингент детей, который должен обучаться в нашемцентре, где созданы все условия, не получает качественной психолого – педагогической и коррекционной помощи,
— следует расширить количество профилей по трудовому обучению в ПУ для обучающихся с ОВЗ по специальностям: младший обслуживающий персонал, парикмахер, овощевод, повар.
На данный момент перед коллективом центра стоят следующие задачи:
-в рамках практико-ориентированной социальной деятельности центра формировать у обучающихся знания о социуме, о социальной структуре общества, правилах поведения в общественных местах;
-создать условия для обеспечения безопасного и бесконфликтного существования ребенка в центре и во внешкольном пространстве;
— симулировать социально значимые интересы, потребности;
— развивать осознание обучающимися своих возможностей и личностных особенностей, способность соотнести их с жизненными планами;
— проводить работу по профориентации в соответствии с индивидуальными психолого-педагогическими возможностямиобучающихся, условиям жизни;
— создать ситуацию успеха путем выявления и максимального использования талантов и способностей каждого обучающегося в процессе его подготовки к жизни.
Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
При любых организационных формах обучения для детей с ОВЗ должны быть созданы специализированные условия получения общего образования, трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме.
Систематически проводимая в данном направлении работа обязательно принесет положительные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование интеллектуальных черт личности с помощью математики.
«Социализация учащихся начальной школы через экологическое воспитание и образование».
В выступлении раскрываются цели, функции, признаки самостоятельной работы на уроке. Выделяются уровни и типы самостоятельной деятельности школьников, представлены наиболее распространённые виды .
Теоретические и практические знания самореализации детей на уроках русского языка и литературного чтения.
Главными задачами воспитателя ГПД коррекционного класса является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения применять полученные знаний на практ.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДОГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ ПО ТЕМЕ «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКОВ И ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ Ф.
Социализация учащихся коррекционного класса 7 вида.
Источник