Социализация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы (из опыта работы).
статья
В статье представлены особенности социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_detey_s_ovz_v_usloviyah_obshcheobrazovatelnoy_shkoly.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
(из опыта работы)
Папышкина Ирина Анатольевна
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа», с.Покровск
Козельского района Калужской области
Одной из важнейших задач для любого общества является воспитание и социализация подрастающего поколения, его подготовка к самостоятельной жизни и труду.
Социализация (от лат. socialis — общественный), — процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.
В отличие от нормально развивающихся сверстников ребенок с ограниченными возможностями здоровья не способен в полном объеме понять смысл человеческих отношений и включиться в них, поскольку в его арсенале отсутствуют средства и способы построения отношений с окружающим его миром. Зачастую проблемы таких детей состоят в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Согласно современным взглядам социальная реабилитация справедливо предполагает предоставление всем людям с ОВЗ равных возможностей полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.
Коллектив нашей школы работает с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальной сфере. Нами накоплен опыт коррекционной работы, воспитания и обучения школьников с нарушением интеллекта. Сформированные знания, умения и навыки являются основой для успешной социализации таких детей. Однако не менее важно развивать у них коммуникативные навыки, способность сопереживать, управлять своим поведением и планировать свою деятельность.
В нашем образовательном учреждении в соответствии с законом «Об образовании в РФ» созданы условия для полноценной социализации детей с ОВЗ. Разрабатывая направления работы по социализации, мы опираемся на опыт различных педагогов и обеспечиваем ученикам и воспитанникам:
– получение соответствующего уровня образования;
– развитие духовных и физических способностей ребёнка;
– установление максимально комфортного контакта с внешним миром;
– поддержку, повышение и постоянное восстановление эмоционального и психологического благополучия, а также физического здоровья;
– создание условий, позволяющих обеспечить полноценное участие в общественной и культурной жизни.
Эта работа ведется педагогами при поддержке со стороны родителей, а также специалистов различных центров по реабилитации и психолого-социальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
Каждый специалист составляет рабочую программу, которая отражает общие особенности ребёнка и направлена на формирование базовых знаний и компетенций. Индивидуальный образовательный маршрут – второй обязательный документ педагога — позволяет более гибко строить работу с ребенком и учитывает его личностные особенности и возможности, его потенциал.
Через всю нашу работу красной нитью проходит идея социализации детей. Темы для изучения подобраны таким образом, чтобы дать детям как можно больше знаний и представлений об окружающем, научить себя адекватно вести и комфортно чувствовать в этом мире. Например, изучая тему «Растения», дети не только овладевают знаниями о них, но и учатся правильно вести себя на природе, относиться к ней бережно, узнают, какие опасности могут их подстерегать в лесу или парке (ядовитые ягоды, грибы, травы). В изучении темы «Транспорт» большое внимание уделяется правилам поведения в транспорте и на дороге. Значимой для дальнейшей социализации детей является и тема «Профессии», при изучении которой дети не только знакомятся с основными профессиями, но и строят планы на будущее, «примеряют на себя» ту или иную профессию. В дальнейшем эта работа перерастает в полноценную профориентацию.
Важную роль для социализации ребенка играет развитие навыков коммуникации. Их развитием занимаются учителя во всех видах деятельности. Мы считаем необходимым сформировать потребность в общении, отсутствие страха перед вербализацией, умение выражать свои мысли с помощью речевых средств. На занятиях ведется планомерная работа по структурированию лексического материала, грамматическому оформлению речи и связности высказываний. Дети учатся подбирать нужное слово для более точной передачи своих мыслей и устанавливать разнообразные смысловые связи между словами, что позволяет не чувствовать себя отторгнутыми и непонятыми, дает возможность по мере сил участвовать в общественной и культурной жизни как внутри учреждения, так и вне его стен.
В начальной школе особая роль в социализации наших воспитанников принадлежит игровой деятельности. Как отмечал С.Т. Шацкий, «в игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни».
Специально подобранные сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Поликлиника», «Школа» и др.) способствуют выбору социальной роли, эффективному развитию речи и включению детей в коллективную деятельность.
Планомерная и целенаправленная коррекционная работа приводит к хорошим результатам: большинство детей не только получают определенный набор знаний, умеют их применять на практике, но и не испытывают стресса в ситуации учения, могут регулировать свое поведение, адекватно общаются со взрослыми и сверстниками.
Как ранее отмечалось, необходимым аспектом социализации является развитие духовных способностей ребенка. Занятия музыкой, изобразительным искусством, танцами гармонизируют личность ребенка, делают его более восприимчивым к прекрасному, вызывают эмоциональный отклик, учат видеть прекрасное в обыденном. Дети занимаются в театральной студии и танцуют в хореографическом кружке. У нас проводится большое количество праздничных и досуговых мероприятий, в которых участвуют дети с ОВЗ.
Поскольку наша школа находится в сельской местности и не все родители имеют возможность приобщить своих детей к миру искусства, мы приглашаем артистов цирка и театра в наше учреждение. На таких мероприятиях дети с ОВЗ не только знакомятся с достижениями культуры, но и учатся вести себя в обществе, усваивают морально-этические нормы.
Все это способствует установлению комфортного контакта с внешним миром, создает ребенку с ограниченными возможностями здоровья оптимальный режим общения, который обеспечивает в значительной мере его правильную социализацию, воспитывает необходимые навыки обращения с окружающими, формирует коллективные отношения.
Не менее важно для социализации детей с ОВЗ их психологическое и эмоциональное благополучие. Опыт педагогов позволяет учитывать особенности каждого ребенка, чувствовать его настроение, эмоциональное состояние, с пониманием относиться к его потребностям и желаниям. Своей любовью и заботой мы готовы окружить своих учеников, сделать их пребывание в стенах нашего учреждения максимально комфортным. Р.Д.Тригер отмечает: «Перед учителем, воспитателем и другими специалистами стоит трудная, но вполне осуществимая задача: возродить у ребенка утерянную веру в свои возможности, пробудить желание учиться. Только соответствующая эмоциональная атмосфера и определенный стиль отношений с ребенком могут способствовать коррекции его познавательной деятельности, развитию общения со взрослыми и сверстниками, а также благоприятному формированию его личности».
Большое внимание в нашем учреждении уделяется физическому здоровью и развитию детей. Зачастую наши воспитанники моторно неловки, болезненны, астеничны, утомляемы, что сказывается на процессе обучения. Поэтому важным аспектом работы является закаливание, соблюдение режима дня, привитие навыков здорового образа жизни. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет нам снизить заболеваемость, увеличивает выносливость и работоспособность детей. Также дети имеют возможность заниматься в спортивных секциях, работающих на базе нашей школы.
Подводя итоги, можно отметить, что при комплексном и согласованном использовании различных методов и приемов работы педагогов и других специалистов можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем овладеть доступными профессиями, самостоятельно трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны. Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать повышению толерантности и дальнейшему развитию самого общества.
1. Большая Советская Энциклопедия, том 24, книга 1. — М.: Советская Энциклопедия, 1976. – 608с.
2. Никитин В. А. Начала социальной педагогики : учеб. пособие. – М. : Флинта : Московский психолого-социальный институт, 1999. –66с.
3. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008. — 192с: ил. — (Серия «Детскому психологу»).
4. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. – М.: Педагогика, 1980. – 304с.
Источник
Социализация детей с ОВЗ
Важность социализации детей с ОВЗ
Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.
Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.
Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:
- Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
- Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
- Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
- Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
- Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.
- Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
- Предметно-практическая деятельность.
- Самообслуживающий труд.
- Использование бытовых устройств.
- Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
- Художественно-прикладной труд.
- Творческая деятельность.
- Спорт.
Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ
Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:
- Разработать специальные программы социальной адаптации.
- Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
- Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
- Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
- Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
- Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
- Обеспечить педагогическое сопровождение
- Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.
Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ
Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.
- Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
- Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
- Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
- Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
- Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
- Научить оценивать свои навыки и способности.
- Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
- Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.
В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.
3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.
- Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
- Воспитать толерантное отношение к социуму.
- Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
- Сформировать адекватную жизненую позицию.
- Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
- Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
- Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
- Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
- Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
- Сформировать положительную реальную Я-концепцию.
Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.
Источник