Социализация детей с ОВЗ
Важность социализации детей с ОВЗ
Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.
Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.
Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:
- Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
- Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
- Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
- Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
- Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.
- Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
- Предметно-практическая деятельность.
- Самообслуживающий труд.
- Использование бытовых устройств.
- Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
- Художественно-прикладной труд.
- Творческая деятельность.
- Спорт.
Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ
Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:
- Разработать специальные программы социальной адаптации.
- Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
- Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
- Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
- Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
- Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
- Обеспечить педагогическое сопровождение
- Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.
Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ
Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.
- Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
- Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
- Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
- Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
- Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
- Научить оценивать свои навыки и способности.
- Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
- Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.
В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.
3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.
- Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
- Воспитать толерантное отношение к социуму.
- Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
- Сформировать адекватную жизненую позицию.
- Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
- Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
- Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
- Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
- Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
- Сформировать положительную реальную Я-концепцию.
Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.
Источник
«Образовательные технологии как фактор социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».
статья на тему
проблемы социализации детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Образовательные технологии как фактор социализации детей с ограниченными возможностями здоровья». | 24.4 КБ |
Информационно –коммуникативные технологии в начальной школе | 182.5 КБ |
анализ проблем со здоровьем учащихся начальной школы | 66.5 КБ |
условия, необходимые для создания индивидуальной траектории развития ученика | 14.84 КБ |
этапы формирования компетенций у младших школьников | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
как фактор социализации детей
с ограниченными возможностями здоровья».
руководитель МО учителей
МАОУ «Лицей №3 им. А.С. Пушкина
Октябрьского района г. Саратова»,
учитель начальных классов
29 августа 2013 года
Я жила, как обычно, как все, —
Я жила, строив смелые планы.
И мечтала иметь детей,
Быть ребенку здоровому мамой.
И в цепочке, построенной мной,
Все так гладко было и верно;
В ней рожденье ребенка — главой
Стало важной и слишком бесценной.
В той цепи места не было ВДРУГ,
В ней расписаны были года,
Но… порвался придуманный круг,
Оставив одно НАВСЕГДА.
Я боялась признаться, понять
То, что болен рожденный малыш.
Я боялась глаза открывать
И увидеть, увы, что не спишь.
Я любила… боялась… страдала…
Ну, за что! Как же дальше мне жить.
Сердце матери мне подсказало,
Что достаточно просто любить.
Мой ребенок — любимый, родной.
И я — мать, пусть с «особым» оттенком,
И, оставшись самою собой,
Я не лезу от боли на стенку.
Мой ребенок — мой смысл и кровь.
Он с такими же, знайте, правами!
Подарите ему любовь, —
Он не будет в долгу перед вами.
Он играет, упрямо шалит,
Он улыбкой вас щедро одарит,
И он в сердце обид не таит,
Он за все добродушно прощает…
Мой ребенок — не вещь, не котенок,
Чтоб бросать и пинать в НИКУДА.
Мой ребенок — это прежде РЕБЕНОК.
Остальное все ерунда…
«Добрая школа – это хорошо,
Умная школа – это великолепно,
Но ребёнок должен быть
Ещё и подготовлен к жизни».
Джон Дьюи «Школа и общество»
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, принятые в октябре 2009 года, выдвигают в качестве приоритетной цели образования формирование универсальных учебных действий и деятельностных умений. Это связано с тем, что конкурентноспособность личности и нации определяются сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности. Социализация – это процесс и результат практического усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирование индивидуальности. Социализация является и стихийным, и направленным процессом, т.к. это вхождение в общество. Не пройдя социализацию, человек не становится личностью, потому что он не приобретает социальных качеств.
Сотрудничество ребёнка с учителем нацелено на последовательное введение ребёнка в социальный мир и предполагает формирование основ поведения, взаимоотношения со сверстниками, с незнакомыми людьми.
Показателем готовности ребёнка к школьному обучению является «Внутренняя позиция школьника», представляющая собой сплав познавательной потребности ребёнка и потребности занять более взрослую социальную позицию. Новое положение ребёнка в обществе – позиция ученика – характеризуется ПОЯВЛЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ, ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМОЙ И ОБЩЕСТВЕННО КОНТРОЛИРУЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ – УЧЕБНОЙ. Ученик должен подчиняться системе её правил и нести ответственность за их нарушение. Т.о. новая социальная ситуация вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений и требует от него произвольности, ответственности, дисциплинированности. Младший школьник получает и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, на учебные принадлежности.
Прилежность, дисциплинированность ребёнка, успешность или неуспешность учёбы сказываются на всей системе его отношений со взрослыми и сверстниками. Взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, родственниками сказываются на прилежности, дисциплинированности ребёнка, успешности или неуспешности учёбы. Утверждать, что социализация начинается в школе, совершенно неверно, социализация ребёнка начинается в семье, в детском саду, а школа продолжает работу в этом направлении.
Наиболее трудно решаемые проблемы социализации младших школьников: нетерпимость в другим детям, если ребёнок чем-то отличается от большинства; не соблюдает элементарных правил безопасности (в школе, во время гололёда, правила дорожного движения, терпимости к людям, которые по каким-то признакам другие); правил этикета; не умение решать конфликты.
Сколько бы мы не говорили о социализации ребёнка, основы её закладываются в семье, закрепляются в произвольной деятельности, в том, что ребёнок наблюдает вокруг себя: поступки взрослых, их поведение, разговоры, действия бытового плана, многие из которых со стороны взрослого, родителей должны быть продуманы и (непроизвольны), иногда смоделированы.
В августе 2011 года на базе МАОУ «Лицей №3 им. А.С. Пушкина» г. Саратова был создан Муниципальный центр дистанционного обучения детей, требующих повышенного педагогического внимания (детей с ограниченными возможностями здоровья). Проблема, на решение которой направлена деятельность центра дистанционного обучения лицея, заключается в том, что дети (по состоянию здоровья) оказываются не полностью включёнными в повседневную социальную и общественную жизнь, что в итоге сказывается на качестве их социализации. Поэтому,одним из важнейших направлений опытно-экспериментальной работы для психолого-педагогической службы работников лицея стало выстраивание связей между основным и дополнительным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья на уровне создания целостной системы знаний. В ходе реализации программы в системе дополнительного образования акценты смещаются с целей, связанных с организацией досуга детей, на иные – связанные с формированием целостных культуроориентированных знаний и умений (социализация).
Прежде всего особое внимание уделяется кругу дисциплин, внеурочных занятий, учителей и педагогов дополнительного образования, проводится детальный анализ рабочих программ по предметам, программ внеурочной занятости с целью выявления разделов и тем наиболее удобных для изучения с использованием дистанционных технологий. Успехи и неудачи каждого ученика находятся под пристальным наблюдением педагога и приводят к выбору в работе личностно-ориентированных методик.
Как показывают первые годы целесообразным становится использование педагогических технологий проблемного обучения, уровневой дифференциации, проектного обучения, проблемно-модульных и проблемно-исследовательских технологий с адаптацией к информационным мультимедиа технологиям.
В зависимости от особенностей детей, активное применение находят электронные образовательные ресурсы (электронные учебники, энциклопедии). Часть учебного материала удобно представить в виде компьютерных презентаций, компьютерное тестирование проводится с целью корректировки или контроля знаний (для многих обучающихся с диагнозом ДЦП такие формы – просто спасение).
Для достижения наиболее высоких результатов необходимо активное участие родителей в учебно-воспитательном процессе, т.к. они могут наблюдать за детьми во время выполнения домашнего задания: важными составляющими являются количество времени, потраченного на выполнение домашнего задания, эмоциональное состояние ребёнка, эффективность обучения в период обострения заболевания или в период ремиссии.
В процессе работы педагогами выявлены пути минимизации рисков дистанционного обучения детей с ОВЗ:
- жёсткое обеспечение требований к контекстной фильтрации данных;
- проведение обязательных занятий для детей и родителей по обеспечению безопасности в Интернет;
- профилактика Интернет-зависимости в форме участия в очных мероприятиях (конкурсах, праздниках и т.д.), проводимых ОУ;
- проведение систематических обучающих семинаров по работе в Интернет с родителями.
Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми с ОВЗ. Главным образом, эффективность достигается за счёт индивидуализации обучения: каждый ребёнок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе. Дистанционное обучение каждого обучающегося организуется в соответствии в учебным планом, который составляется на основе федерального государственного образовательного стандарта, но вместе с тем учитывая индивидуальные потребности обучающихся. Занятия проводятся по установленному расписанию с использованием системы скайп.
Учащиеся имеют возможность общаться не только с учителем-предметником, но и с классным руководителем, психологом, педагогами дополнительного образования, другими учениками, одноклассниками, что значительно расширяет их круг общения. Таким образом, информационные технологии способствуют социализации: для сногих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья компьютер является одним из средств связи с внешним миром и в дальнейшем может использоваться для получения профессионального образования, работы на дому, адаптации к социальной реальности, решения ежедневных бытовых проблем: покупка товаров, оплата счетов и т.д.
Обучение с использованием дистанционных технологий создаёт пространство общения и взаимодействия детей с учителями и сверстниками, способствует получению ими качественного образования, расширению возможностей профессиональной занятости и, как следствие, успешной социализации и интеграции в общество.
Источник