Меню

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья педагогические технологии

Социализация детей с ОВЗ

Важность социализации детей с ОВЗ

Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

  • Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
  • Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
  • Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
  • Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
  • Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.
  1. Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
  2. Предметно-практическая деятельность.
    • Самообслуживающий труд.
    • Использование бытовых устройств.
    • Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
    • Художественно-прикладной труд.
  3. Творческая деятельность.
  4. Спорт.

Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ

Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:

  • Разработать специальные программы социальной адаптации.
  • Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
  • Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
  • Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
  • Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
  • Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
  • Обеспечить педагогическое сопровождение
  • Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.

  • Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
  • Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
  • Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
  • Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
  • Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
  • Научить оценивать свои навыки и способности.
  • Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
  • Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.

Читайте также:  Репродуктивное здоровье подростков введение

3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.

  • Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
  • Воспитать толерантное отношение к социуму.
  • Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
  • Сформировать адекватную жизненую позицию.
  • Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
  • Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
  • Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
  • Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
  • Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
  • Сформировать положительную реальную Я-концепцию.

Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.

Источник

«Образовательные технологии как фактор социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».
статья на тему

проблемы социализации детей с ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
«Образовательные технологии как фактор социализации детей с ограниченными возможностями здоровья». 24.4 КБ
Информационно –коммуникативные технологии в начальной школе 182.5 КБ
анализ проблем со здоровьем учащихся начальной школы 66.5 КБ
условия, необходимые для создания индивидуальной траектории развития ученика 14.84 КБ
этапы формирования компетенций у младших школьников 17.45 КБ

Предварительный просмотр:

как фактор социализации детей

с ограниченными возможностями здоровья».

руководитель МО учителей

МАОУ «Лицей №3 им. А.С. Пушкина

Октябрьского района г. Саратова»,

учитель начальных классов

29 августа 2013 года

Я жила, как обычно, как все, —

Я жила, строив смелые планы.

И мечтала иметь детей,

Быть ребенку здоровому мамой.

И в цепочке, построенной мной,

Все так гладко было и верно;

В ней рожденье ребенка — главой

Стало важной и слишком бесценной.

В той цепи места не было ВДРУГ,

В ней расписаны были года,

Но… порвался придуманный круг,

Оставив одно НАВСЕГДА.

Я боялась признаться, понять

То, что болен рожденный малыш.

Я боялась глаза открывать

И увидеть, увы, что не спишь.

Я любила… боялась… страдала…

Ну, за что! Как же дальше мне жить.

Сердце матери мне подсказало,

Что достаточно просто любить.

Мой ребенок — любимый, родной.

И я — мать, пусть с «особым» оттенком,

И, оставшись самою собой,

Я не лезу от боли на стенку.

Мой ребенок — мой смысл и кровь.

Он с такими же, знайте, правами!

Подарите ему любовь, —

Он не будет в долгу перед вами.

Он играет, упрямо шалит,

Он улыбкой вас щедро одарит,

И он в сердце обид не таит,

Он за все добродушно прощает…

Мой ребенок — не вещь, не котенок,

Чтоб бросать и пинать в НИКУДА.

Мой ребенок — это прежде РЕБЕНОК.

Остальное все ерунда…

«Добрая школа – это хорошо,

Умная школа – это великолепно,

Но ребёнок должен быть

Ещё и подготовлен к жизни».

Джон Дьюи «Школа и общество»

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, принятые в октябре 2009 года, выдвигают в качестве приоритетной цели образования формирование универсальных учебных действий и деятельностных умений. Это связано с тем, что конкурентноспособность личности и нации определяются сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности. Социализация – это процесс и результат практического усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирование индивидуальности. Социализация является и стихийным, и направленным процессом, т.к. это вхождение в общество. Не пройдя социализацию, человек не становится личностью, потому что он не приобретает социальных качеств.

Сотрудничество ребёнка с учителем нацелено на последовательное введение ребёнка в социальный мир и предполагает формирование основ поведения, взаимоотношения со сверстниками, с незнакомыми людьми.

Показателем готовности ребёнка к школьному обучению является «Внутренняя позиция школьника», представляющая собой сплав познавательной потребности ребёнка и потребности занять более взрослую социальную позицию. Новое положение ребёнка в обществе – позиция ученика – характеризуется ПОЯВЛЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ, ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМОЙ И ОБЩЕСТВЕННО КОНТРОЛИРУЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ – УЧЕБНОЙ. Ученик должен подчиняться системе её правил и нести ответственность за их нарушение. Т.о. новая социальная ситуация вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений и требует от него произвольности, ответственности, дисциплинированности. Младший школьник получает и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, на учебные принадлежности.

Прилежность, дисциплинированность ребёнка, успешность или неуспешность учёбы сказываются на всей системе его отношений со взрослыми и сверстниками. Взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, родственниками сказываются на прилежности, дисциплинированности ребёнка, успешности или неуспешности учёбы. Утверждать, что социализация начинается в школе, совершенно неверно, социализация ребёнка начинается в семье, в детском саду, а школа продолжает работу в этом направлении.

Наиболее трудно решаемые проблемы социализации младших школьников: нетерпимость в другим детям, если ребёнок чем-то отличается от большинства; не соблюдает элементарных правил безопасности (в школе, во время гололёда, правила дорожного движения, терпимости к людям, которые по каким-то признакам другие); правил этикета; не умение решать конфликты.

Сколько бы мы не говорили о социализации ребёнка, основы её закладываются в семье, закрепляются в произвольной деятельности, в том, что ребёнок наблюдает вокруг себя: поступки взрослых, их поведение, разговоры, действия бытового плана, многие из которых со стороны взрослого, родителей должны быть продуманы и (непроизвольны), иногда смоделированы.

В августе 2011 года на базе МАОУ «Лицей №3 им. А.С. Пушкина» г. Саратова был создан Муниципальный центр дистанционного обучения детей, требующих повышенного педагогического внимания (детей с ограниченными возможностями здоровья). Проблема, на решение которой направлена деятельность центра дистанционного обучения лицея, заключается в том, что дети (по состоянию здоровья) оказываются не полностью включёнными в повседневную социальную и общественную жизнь, что в итоге сказывается на качестве их социализации. Поэтому,одним из важнейших направлений опытно-экспериментальной работы для психолого-педагогической службы работников лицея стало выстраивание связей между основным и дополнительным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья на уровне создания целостной системы знаний. В ходе реализации программы в системе дополнительного образования акценты смещаются с целей, связанных с организацией досуга детей, на иные – связанные с формированием целостных культуроориентированных знаний и умений (социализация).

Прежде всего особое внимание уделяется кругу дисциплин, внеурочных занятий, учителей и педагогов дополнительного образования, проводится детальный анализ рабочих программ по предметам, программ внеурочной занятости с целью выявления разделов и тем наиболее удобных для изучения с использованием дистанционных технологий. Успехи и неудачи каждого ученика находятся под пристальным наблюдением педагога и приводят к выбору в работе личностно-ориентированных методик.

Как показывают первые годы целесообразным становится использование педагогических технологий проблемного обучения, уровневой дифференциации, проектного обучения, проблемно-модульных и проблемно-исследовательских технологий с адаптацией к информационным мультимедиа технологиям.

В зависимости от особенностей детей, активное применение находят электронные образовательные ресурсы (электронные учебники, энциклопедии). Часть учебного материала удобно представить в виде компьютерных презентаций, компьютерное тестирование проводится с целью корректировки или контроля знаний (для многих обучающихся с диагнозом ДЦП такие формы – просто спасение).

Для достижения наиболее высоких результатов необходимо активное участие родителей в учебно-воспитательном процессе, т.к. они могут наблюдать за детьми во время выполнения домашнего задания: важными составляющими являются количество времени, потраченного на выполнение домашнего задания, эмоциональное состояние ребёнка, эффективность обучения в период обострения заболевания или в период ремиссии.

В процессе работы педагогами выявлены пути минимизации рисков дистанционного обучения детей с ОВЗ:

  • жёсткое обеспечение требований к контекстной фильтрации данных;
  • проведение обязательных занятий для детей и родителей по обеспечению безопасности в Интернет;
  • профилактика Интернет-зависимости в форме участия в очных мероприятиях (конкурсах, праздниках и т.д.), проводимых ОУ;
  • проведение систематических обучающих семинаров по работе в Интернет с родителями.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми с ОВЗ. Главным образом, эффективность достигается за счёт индивидуализации обучения: каждый ребёнок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе. Дистанционное обучение каждого обучающегося организуется в соответствии в учебным планом, который составляется на основе федерального государственного образовательного стандарта, но вместе с тем учитывая индивидуальные потребности обучающихся. Занятия проводятся по установленному расписанию с использованием системы скайп.

Учащиеся имеют возможность общаться не только с учителем-предметником, но и с классным руководителем, психологом, педагогами дополнительного образования, другими учениками, одноклассниками, что значительно расширяет их круг общения. Таким образом, информационные технологии способствуют социализации: для сногих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья компьютер является одним из средств связи с внешним миром и в дальнейшем может использоваться для получения профессионального образования, работы на дому, адаптации к социальной реальности, решения ежедневных бытовых проблем: покупка товаров, оплата счетов и т.д.

Обучение с использованием дистанционных технологий создаёт пространство общения и взаимодействия детей с учителями и сверстниками, способствует получению ими качественного образования, расширению возможностей профессиональной занятости и, как следствие, успешной социализации и интеграции в общество.

Источник

Adblock
detector