Меню

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья как цель инклюзивного обучения

Инклюзивное образование детей с ОВЗ как условие их успешной социализации

Ирина Савина
Инклюзивное образование детей с ОВЗ как условие их успешной социализации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» города Гурьевска»

Инклюзивное образование детей с ОВЗ как условие их успешной социализации

МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»

Заместитель заведующего по ВМР

МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»

Утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года №1155 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает организацию соответствующих мероприятий в дошкольных организациях. С целью создания системы организационно — управленческого и методического обеспечения по организации и введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Учреждении был разработан и утвержден приказом заведующего ДОО план – график, охватывающий ряд направлений, одно из которых – разработка основной адаптированной образовательной программы. Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья определяется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», где гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья.

Система дошкольного образования в современных условиях должна соответствовать индивидуальным образовательным потребностям каждого ребенка, в том числе детей с нарушениями в развитии различного генеза. Наш опыт работы свидетельствует, что наиболее благоприятной и эффективной моделью с точки зрения социализации и расширения знаний об окружающем мире является модель включения, или инклюзивного образования.

Инклюзивное образование дает детям возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников, получить не только качественное образование, но и успешно освоить навыки общественных взаимоотношений.

Таким образом, в настоящее время образовательная инклюзия формулируется как социальный запрос, как траектория развития гуманистического общества.

Решение о реализации инклюзивного обучения и воспитания в ДОУ было принято после изучения его ресурсных возможностей. Готовность Учреждения осуществлять инклюзивное образованиебыла закреплена в локальных нормативных актах:

• Приказах о внедрении модели инклюзивного образования и создании творческой группы;

• Положениях о творческой группе и об организации инклюзивного образования в ДОО;

• Основной адаптированной образовательной программе.

На момент апробации модели инклюзивного образованиядошкольная организация располагала следующими ресурсами: 86 % персонала имели соответствующие профессиональные установки в отношении детей с особыми образовательными потребностями; 39 % педагогического коллектива составляли специалисты для работы с «особыми» детьми и их родителями (дефектолог, логопеды, психолог, му-зыкальный руководитель, инструкторы по физической культуре, социальный педагог, педагог дополнительного образования); деятельность ДОО в данном направлении готовы были поддерживать профильные службы и государственные организации, работающие в сфере помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям (врач-офтальмолог, фельдшер, старшая медицинская сестра и др. — 7 %). Имеется в ДОО и определенный опыт воспитания ребенка с ОВЗ в общеразвивающей группе — 58 %.

В нашем ДОУ создана целостная педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, которая постоянно совершенствуется.

Открыты и наполнены коррекционно-развивающими пособиями и материалами кабинет учителя-дефектолога, 2 кабинета учителей-логопедов, изо-студия, театральная студия.

При размещении оборудования в группах отчетливо прослеживается содержательная часть оснащения, направленная на улучшение зрительных функций детей в соответствии с их возрастом и особенностями развития.

Большое внимание уделяем созданию специальной коррекционно-оздоровительной среды во всем пространстве детского сада:

•специальные зрительные ориентиры на лестнице до второго этажа,

•сигнальные пятна на входной двери;

•в специальных коррекционных уголках в группах обязательным предметом являются подставки, меняющие угол наклона в зависимости от диагноза ребенка, для действий с дидактическим материалом;

•в групповых комнатах и кабинетах специалистов схемы зрительных траекторий по В. Ф. Базарному и метку на стекле по Аветисову. В этом учебном году педагоги пополнили группы и кабинеты новыми коррекционно-развивающими пособиями, изготовленными своими силами для развития зрительного восприятия, прослеживающей функции глаза (зрительные траектории, зрительные панно).

•для восприятия дидактического материала в режиме движения используем кресты-вертушки, горки-волны, зрительные лабиринты;

•использование с детьми с нарушением речи и зрения компьютерных программ для лечения, диагностики и коррекции;

•специальные игры для развития и тренировки зрения;

•цветной модуль «Туннель»;

•пособия для профилактики плоскостопия – «Дорожки здоровья» и т. п.

Разработанная коллективом ДОО организационная модель инклюзивной практики применяется при работе в разных возрастных комбинированных группах инклюзивной направленности, которые посещают дети с нарушением зрения 16 человек, дети с нарушением речи 40 человек.

В настоящее время нет утвержденного положения об инклюзивной группе, однако в методическом письме Министерства образования и науки РФ от 16 января 2002 г. № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» сформулированы требования к функционированию смешанной группы, которые являются аналогами инклюзивной группы. Комплектование групп осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии города. В состав групп включают детей с ОВЗ, численность которых может варьироваться, и воспитанников общеразвивающей направленности.

Содержание работы инклюзивной группы включает:

-развивающую деятельность (развитие зрительного восприятия, речи, представле-ний об окружающем мире, познавательной сферы; игровую, исследовательскую, проектную деятельность и т. д.);

-социализацию в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обыч-но развивающихся сверстников;

Читайте также:  Экспертиза зуба вред здоровью

— реализацию специалистами коррекционной деятельности (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом и др.);

— творческое развитие детей через проектную деятельность (кружковую работу, музыкально-ритмические занятия, игротерапию и др.).

Методическое обеспечение образовательной деятельности осуществляется в равной мере с ориентацией на детей с ОВЗ по основной адаптированной программе ДОУ разработанной на основе программ «Программы специальных коррекционных образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» Л. И. Плаксина; и обычно развивающихся дошкольников по основной образовательной программе Учреждения разработанной на основе программы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы». Все мероприятия планируются с учетом индивидуальных особенностей детей, занимающихся в группе.

При поступлении ребенка после первичной консультации, в ходе которой специалисты (психолог, логопед, дефектолог и др.) проводят диагностику, составляют рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута, определяют направления развития, частные виды помощи, необходимые модули коррекционно-развивающей программы. Специалисты проводят индивидуальные и групповые занятия в соответствии с индивидуальным образова-тельным маршрутом ребенка.

Каждый из специалистов ставит целью привлечение семьи в образовательное пространство. Родители посещают групповые занятия вместе с детьми, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику развития ребенка.

Изучение показателей эффективности инклюзивного образовательного процесса свидетельствует об успешной организации инклюзивного пространства реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ. В 75 % случаев достигнуты запланированные результаты. Удовлетворенность инклюзивным процессом отмечают 93 % его участников.

Таким образом, совместное обучение детей разных категорий положительно повлияло не только на детей с ограниченными возможностями здоровья, но и помогло в нравственном воспитании других дошкольников, так как способствовало развитию таких качеств, как отзывчивость, доброта, чувство сострадания.

В нашем ДОУ вся информация о деятельности дошкольного учреждения открыта и доступна родителям. Этому способствует официальный сайт Учреждения, который делает жизнь дошкольного учреждения открытой, обеспечивает быструю обратную связь. Информация на сайте обновляется ежедневно и позволяет родителям быть в курсе всех событий происходящих в ДОУ, знакомиться со всеми документами, нормативно — правовой базой дошкольного учреждения.

Кроме разделов, утвержденных требованиями к структуре сайта ОО, на сайте размещаются страницы специалистов ДОУ, в которых публикуются консультации, методические рекомендации, новости, фотоальбомы специалистов.

С одной стороны — информирование родителей способствует установлению доверительных отношений между родителями длительно отсутствующих воспитанников и специалистами и способствует более продуктивному взаимодействию. С другой стороны, позволяет осуществить работу с родителями в соответствии с современными требованиями.

На этапе завершения внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

• Разработаны организационно-управленческие решения, регулирующие реализацию ФГОС ДО.

• Созданы условия для введения и реализации ФГОС ДО.

• Нормативно-правовая база учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС ДО.

• Организована эффективная кадровая политика, позволяющая реализовать сопровождение по внедрению ФГОС ДО 100 % педагогов повысили уровень профессиональной компетенции в условиях реализации ФГОС ДОО.

Перспективу дальнейшей работы в этом направлении мы видим в привлечении социальных партнеров, создание безбарьерной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения, консультационный пункт для родителей (законных представителей) будущих воспитанников.

Соблюдение принципа преемственности как условие успешной социализации дошкольников и младших школьников Огромную роль в социализации личности ребенка играют его родители, социум и педагог. Мы, педагоги, должны помнить об этом, и планируя свою.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ Глазырина Екатерина Андреевна, высшая кв. категория, почетный работник общего образования учитель-логопед Фокина Ольга Евгеньевна, 1 кв. категория.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ Глазырина Екатерина Андреевна учитель-логопед высшей категории Фокина Ольга Евгеньевна воспитатель первой категории Перова Светлана Анатольевна.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ Глазырина Екатерина Андреевна, высшая кв. категория, почетный работник общего образования учитель-логопед Фокина Ольга Евгеньевна, 1 кв. категория.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС Новое время – новые нравы…ценности, интересы, потребности. Современная эпоха богата на события, которые открыли нам большой спектр возможностей.

Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества Данная статья посвящена исследованию организации инклюзивного образования в России. Рассмотрены основные проблема внедрения инклюзивного.

Инклюзивное образование как условие для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья Рождение «особого» ребёнка оказывает влияние на всех членов семьи. В современной специальной дошкольной педагогике дети с отклонениями в.

Предметно-развивающая среда – как средство успешной социализации детей в условиях ДОУ. Предметно-развивающая среда – как средство успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Воспитатель: Гнатюк Н. В. Слайд №2 Предметно-развивающая.

Развитие коммуникативных способностей как условие для социализации дошкольников с ОВЗ Важной составляющей существования человека в обществе является речь: речь – это средство познания мира, выражения деятельности сознания.

Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» Дошкольное детство — возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, К. Бюлер,.

Источник

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Наталья Сыропятова
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Аннотация:Статья посвящена проблеме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в рамках общеобразовательной школы.

Читайте также:  Хреновая закуска вред для здоровья

Ключевые слова: инклюзия; дети с ОВЗ; социализация; семья; службы ранней помощи.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – одно из приоритетных направлений системы образования России. Но в современных условиях система образования каждого государства ориентируется на мировую образовательную политику и становится всё более открытой, единообразной и преемственной.

Российское правительство и общественность стали уделять образованию «особых» детей более пристальное внимание после принятия в 1994 г. на Всемирной конференции по образованию Саламанкской Декларации (г. Саламанка, Испания, которую подписали 92 государства, в том числе и Россия. В декларации раскрывались принципы, политика и практическая деятельность в сфере образования детей с особыми образовательными потребностями, и инклюзивный подход был провозглашён главным направлением развития современного образования, позволяющей данной системе гибко приспосабливаться к особенностям и потребностям каждого ребёнка.

Симптоматично, что на современном этапе развития специального образования отмечается серьёзное переосмысление сущности понятия «интеграция», вводится новый термин – «инклюзия». Речь идёт о придании нового, социально-педагогического смысла процессу интеграции детей в Инклюзия основывается на идеях единого образовательного пространства для всех детей, в котором имеются разные образовательные маршруты. Инклюзия исходит из позиции общей педагогики и психологии, которые ориентированы на ребёнка с учётом его индивидуальных образовательных потребностей.

В статье В. И. Лопатиной [1] указано, что методологической основой инклюзивного образования является постулат: «Не ребёнок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребёнка. Основываясь на этом принципе, мы можем говорить, по крайней мере, о четырёх ведущих категориях детей, требующих создания оптимальных образовательных условийдля реализации их законных прав:

— дети с ограниченными возможностями здоровья;

— дети из различных культурных и конфессиональных групп;

— дети из социально неблагополучных семей.

Но, как пишет в своей статье Дорохова Е. С. [2] Конституция РФ и Закон РФ «Об образовании» предоставляют право на образование каждому, не останавливаясь на инвалидах отдельно, что в целом соответствует концепции интегрированного образования. Но, по сути, не все граждане с особыми образовательными потребностями могут воспользоваться этими правами. В социальной и образовательной сфере инвалиды, в том числе и дети с особыми образовательными потребностями, сталкиваются с трудностями, которые постепенно вытесняют их за пределы общей системы образования и обычных социокультурных отношений.

Одной из проблем в специальном образовании является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. На современном этапе специальные школы и интернаты признаются сегрегационными, что носит дискриминационный характер и выражает навешивание «социального ярлыка». В этой связи развивается система образования для детей с особыми потребностями по типу интеграции.

Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов [3]:

— полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образовательных учреждений;

— психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.

Одним из направлений решения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является определение социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей.

Определить структуру системы специального образования, пути, способы, организационные формы и психолого-педагогические условия их реализации в современных социально-экономических и нравственно-психологических условиях общества – это значит помочь детям с ограниченными возможностями здоровья включится в социальные отношения общества.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии (организация движения детского милосердия, школы помощника социального педагога и т. д.)

Социально-педагогическая деятельность по развитию социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную социализацию, включает [4]:

— развитие духовных и физических способностей детей;

— поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;

— облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни;

— содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;

— обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам;

— установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.

А также важную нишу в успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья занимает семья, в которой они воспитываются. Ведь, одной из важнейших функций семьи является обеспечение взаимодействия личности и общества, семья активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведения своих членов, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения.

Читайте также:  Японский профессор кацудзо ниши золотые правила здоровья

Проблема заключается в том, что параллельно с процессом социализации ребёнка протекает процесс ресоциализации (т. е. повторной социализации) его родителей. Данные процессы обусловлены биологическим (учёт характера инвалидизирующей патологии, уровня функциональных нарушений и т. д., социальным (учёт условий социально-средового окружения) и психологическим (учёт личностных особенностей родителей и их потребностей) фактором.

Очень часто в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, можно наблюдать формы поведения родителей в семье, которые нарушают адекватный ход социализации детей. Примером подобного является подсознательное «отвержение» ребёнка. «Отвержение» выражается отсутствием интереса к ребёнку, недостаточности взаимодействия с ним, грубом обращении, физическом наказании. Особое внимание нужно уделить психологическому отвержению, которое заставляет ребёнка думать, что «он плохой», «недостоин родительской любви и внимания». В результате, у детей формируется пониженная самооценка, неуверенность в себе, пассивность.

Негативное влияние на развитие психики больного ребёнка оказывает и чрезмерная опека его родителей. Большинство родителей испытывают неосознанное чувство вины перед ребёнком, жалеют его, стараются всё сделать за него, выполняют каждое желание. В этих случаях дети растут пассивными, несамостоятельными, неуверенными в себе, эгоцентричными. Для них характерна психическая и социальная незрелость, которая препятствует социальной адаптации. [5]

Родители как и их дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке. Для оказания такой помощи в России создана система ранней психолого-педагогической помощи детям и их семьям. Службы ранней помощи детям с ОВЗ помогают родителям получить те знания и умения, необходимые для выявления и развития способностей ребёнка и предупреждения возможных осложнений, также оказывают практическую помощь детям и семьям.

Основными задачами этих служб является:

— выявление детей раннего возраста, нуждающихся в ранней специальной помощи;

— своевременная коррекция и профилактика отклонений в развитии ребёнка раннего возраста;

— квалифицированная помощь семье ребёнка с ОВЗ;

— методическая помощь педагогам ДОУ в вопросах организации и проведения образовательной работы с детьми имеющими ОВЗ.

Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации.

При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они будут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от действия универсальных психологических и социально-психологических механизмов, от особенностей восприятия обществом человека с ограниченными возможностями здоровья и характера взаимодействия человека с ограниченными возможностями здоровья и других людей.

1. Лопатина, В. И. Широкие аспекты инклюзивного образования/ В. И. Лопатина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — №6. – С. 11-15

2. Дорохова, Е. С. Организация инклюзивного образования в системе ДОД / Е. С. Дорохова // Дополнительное образование и воспитание. – 2010. — №1. – С. 27-33

3. Фирсов М. В. Теория социальной работы. – М. : Владос, 2001

4. Филонов Г. Н. Специальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. – М. : ИСП РАО, 1995.

5. Геворкян, А. Р. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / А. Р. Геворкян, О. А. Донцова –Режим доступа: http://www.rusnauka.com/6_PNI_2014/Psihologia/5_157696.doc.htm

Доступность качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Игра в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются.

Конкурс-фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Радуга-2014» Видео Конкурс-фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями «Радуга» на протяжении многих лет давал возможность детям-инвалидам реализовать.

Организация дистанционной поддержки для детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день Правительством РФ созданы.

Организация работы с детьми 5–7 лет с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада Инклюзивное образование в России — новая, недостаточно изученная форма обучения детей с ограниченными возможностями. Оно предполагает изменение.

Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Слайд 1 Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения.

Проект «Создание ресурсной комнаты для детей с ограниченными возможностями здоровья» Тема проекта: «Создание ресурсной комнаты для детей с ограниченными возможностями здоровья». Что означает ОВЗ? ОВЗ — ограниченные возможности.

Психологическая помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья Как вы уже знаете отделение в «Мать и дитя» существует для предоставление помощи детям раннего возраста, а так же детям имеющих сложные.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.

Источник

Adblock
detector