Социализация детей с особыми возможностями здоровья в условиях ДОО
Наталья Милевская
Социализация детей с особыми возможностями здоровья в условиях ДОО
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОО
Милевская Н. В. воспитатель высшей категории
МБДОО детский сад №7 г. Котово.
В последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению количества «особых» детей в детских садах и учебных учреждениях. Дети с ограниченными возможностями должны получать всестороннее развитие, воспитание и образование согласно их индивидуальным возможностям, так же как и нормально развивающиеся дети. Об этом гласит «Конвенция о правах ребенка». Но многие дети не получают соответствующий уход, а так же образование и внимание, не только дома но и в образовательных учреждениях. Связано это, как правило, с особенностями самого развития ребенка и его психофизических ограничений.
Раннее вовлечение в образовательный процесс позволяет достичь более ощутимых положительных результатов в социальной адаптации и интеграции. При работе с такими детьми главная задача педагогов заключается в создании оптимальных условий для социализации ребенка, который нуждается в помощи со стороны взрослого при становлении успешного взаимодействия между детьми и ребенком-инвалидом. Так же педагоги должны влиять на повышение уровня социализации. Такие действия со стороны педагогов положительно сказываются на социальных навыках ребенка и его общей социализации, что позволит обеспечить максимально независимую жизнь в обществе, даже при имеющихся ограничениях жизнедеятельности и трудоспособности.
При организации работы с ребенком-инвалидом необходимо понимание основных причин нарушений коммуникативных функций, умение определять и создавать условия для осуществления помощи. Одним из условий достижения высоких результатов коррекционно-развивающей работы является сочетание предметно-развивающей, образовательно-воспитательной и социально-педагогической сред.
Существует несколько основных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми-инвалидами:
1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работ – рассмотрение и учет взаимодействия двигательных, речевых и психических нарушений в динамике развития ребенка.
2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. Ранняя коррекционно-логопедическая работа основывается на особенностях детского мозга – его способности к компенсированию нарушенных функций и его пластичности.
3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая.
4. Проведение мониторинга состояния ребенка и изменений в его развитие. Основные направления мониторинга определяются индивидуально, основываясь на особенностях конкретного ребенка.
5. Активная работа с родителями, которая предполагает под собой различные семинары со специалистами (логопеды, музыкальные преподаватели и т. д., консультационная работа, совместные занятия со взрослыми и детьми. Так же важным является взаимодействие родителей, ребенка и специалиста в форме игры.
Существуют определенные направления в коррекционно-педагогической работе с детьми-инвалидами.
1. Активное развитие общения с окружающим (эмоции, речь, игра);
2. Развитие сенсорных функций;
3. Работы с пространственным и временным представлением;
4. Развитие внимание, памяти и воображения, а так же особое внимание уделяется математическим представлениям и координации.
При работе с «особыми» детьми одно из ведущих мест занимает логопедическая работа, основными задачами которой является само развитие речевого общения и улучшение качества речи ребенка. Так же при логопедической работе внимание уделяется и моторике артикуляционного аппарата и тонусу мышц. При этом проблему речевого и умственного развития детей нельзя рассматриваться отдельно от процесса социализации, особенно если это касается детей с особо сильными нарушениями и проблемами в общении.
Большую роль играет само общение ребенка-инвалида и остальных детей. Дети с удовольствием играют, общаются и познают мир вместе. В связи с этим можно утверждать, что подобное общение помогает детям развивать важные положительные черты, такие как толерантность, сопереживание, а так же пробуждает желание помогать другим людям. Для детей-инвалидов такое взаимодействие необходимо для раскрытия своих возможностей, более непринуждённому общению.
Таким образом, при работе с детьми-инвалидами необходим комплексный подход, который включает в себя не только работу педагогов в пределах образовательного учреждения, но и работу, и увлеченность родителей и окружающих. При этом важная роль в социализации таких детей лежит именно на педагогах, которые стремятся создать необходимую среду для полноценного развития ребенка и донести до окружающих почему это так важно. Тесная связь и совместная работа педагогов и специалистов образовательного учреждения, родителей и самого ребенка может стать залогом успешной социализации «особенных» детей.
Список литературы:
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. – М., 2003.
2. Кроткова А. В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
3. Никитин В. А. Начала социальной педагогики : учеб. пособие. – М. :Флинта : Московский психолого-социальный институт, 1998. – С. 54.
Современная модель социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО. В настоящее время внимание педагогического.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Внутренний мир ребенка с ограниченными.
Организация логопедического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях ДОО комбинированного вида Несмотря на достаточно широкую распространенность ДОУ (групп) для детей с нарушениями речи, далеко не все нуждающиеся дошкольники попадают.
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада Протокол заседания методического объединения воспитателей МБДОУ «Детский сад №2 «Буратино» с. Драченино» № 2 _от 11.10.2016г. Организация.
Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья) Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья) Вед: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня.
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья Из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ ЦРР д/с №33 «Чуораанчык» Хангаласского улуса, с. Ой, РС (Я)Ивановой Татьяны Анатольевны Введение «…истоки.
Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. 1. Не жалейте ребенка из-за того, что он не такой как все. 2. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой»,.
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных.
Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного детского сада Все дети в нашей стране имеют одинаковые права на жизнь, здоровье, получение медицинской помощи и т. д. Одним из прав является получение.
Источник
Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Людмила Жалнина
Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России.
Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Высшим уровнем социализации личности является е само- утверждение, реализация е социального потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определнным социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.
Главная проблема ребнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребнка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб – ребнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.
Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребнка в общество.
Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов:
– полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся раз- личных типов образовательных учреждений;
– психологической толерантности к инвалидам и воспитания е в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.
Учт этих факторов необходим для социальной интеграции и создания комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной peaбилитации и сопровождения учащихся с глубокими и множественными нарушениями в развитии. Одним из направлений решения проблемы социализации ребнка с ограниченными возможностями здоровья является определение социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей. Определить структуру системы специального образования, пути, способы, организационные формы и психолого-педагогические условия их реализации в современных социально-экономических и нравственно- психологических условиях общества – это значит помочь ребнку с интеллектуальными и сенсомоторными нарушениями включиться в социальные отношения общества. Главный акцент в воспитании и социализации ребнка с ограниченными возможностями здоровья должен делаться не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им определнной системы ценностей, сколько на создании определнных условий для его социализации.
В условиях оздоровительного комплекса эффективная социально-педагогическая реабилитация обусловлена взаимодействием детей с ограниченными возможностями здоровья, микросоциума (здоровых сверстников, родителей, сотрудников учреждения и др., социальных педагогов, при котором реабилитационная методика направлена на раскрытие социального потенциала каждого ребнка в деятельности.
Социально-педагогическая деятельность по развитию социального потенциала ребнка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную социализацию,включает:
–развитие духовных и физических способностей ребнка;
– содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;
– обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам;
– установление реального и более комфортного контакта с внешним миром; – поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;
– облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.
Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество, может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации. При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.
«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.
Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.
Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.
Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.
Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.
Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.
Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.
Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.
Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.
Источник