проект ЗОЖ
проект на тему
Актуальность . Проблема здоровья и формирования здорового образа жизни среди молодежи является не просто чрезвычайно важной, но и одной из ключевых для всей нашей страны.
Молодежь — особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является «барометром» социального благополучия и уровня медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы.
Среди множества факторов, влияющих на состояние здоровья молодежи, наряду с наследственностью, важно отметить роль «управляемых факторов»: окружающей среды, санитарно-гигиенических условий проживания и учебы молодежи. Следует учитывать тот факт, что здоровье человека лишь на 10% зависит от медицины, на 20% от наследственности, на 20% от воздействия внешней среды, а на 50% от образа жизни самого человека. Особенно это относится к молодежи, поскольку именно в этот возрастной период в силу физиологических, функциональных и психологических особенностей нарушения здоровья чаще носят функциональный характер, они еще обратимы и поддаются коррекции. Но в силу этих же особенностей молодежь чрезмерно подвержены влиянию среды, под воздействием которой в основном происходит формирование поведенческих установок, привычек, от которых зависит их здоровье. Ситуация усугубляется ростом среди молодежи «саморазрушающего поведения», мягко называемого «вредными привычками»: курение табака, потребление алкоголя и наркотиков. Так по данным социологических исследований по России курят 27% молодежи, 75% употребляют алкоголь. В 60% причиной потребления алкоголя является наличие компании друзей.
Поэтому особенно острым становится вопрос сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_zozh.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство науки и профессионального образования РС (Я)
«заместителей директора по воспитательной работе»
Колледж – центр здорового образа жизни
Автор: Сивцева Елена Ильинична
заместитель директора по воспитательной работе
Якутского торгово-экономического колледжа
1. Теоретические основы здорового образа жизни….………………………. 6
2. Проект «Колледж- центр здорового образа жизни»……….…………….7
Актуальность . Проблема здоровья и формирования здорового образа жизни среди молодежи является не просто чрезвычайно важной, но и одной из ключевых для всей нашей страны.
Молодежь — особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является «барометром» социального благополучия и уровня медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы.
Среди множества факторов, влияющих на состояние здоровья молодежи, наряду с наследственностью, важно отметить роль «управляемых факторов»: окружающей среды, санитарно-гигиенических условий проживания и учебы молодежи. Следует учитывать тот факт, что здоровье человека лишь на 10% зависит от медицины, на 20% от наследственности, на 20% от воздействия внешней среды, а на 50% от образа жизни самого человека. Особенно это относится к молодежи, поскольку именно в этот возрастной период в силу физиологических, функциональных и психологических особенностей нарушения здоровья чаще носят функциональный характер, они еще обратимы и поддаются коррекции. Но в силу этих же особенностей молодежь чрезмерно подвержены влиянию среды, под воздействием которой в основном происходит формирование поведенческих установок, привычек, от которых зависит их здоровье. Ситуация усугубляется ростом среди молодежи «саморазрушающего поведения», мягко называемого «вредными привычками»: курение табака, потребление алкоголя и наркотиков. Так по данным социологических исследований по России курят 27% молодежи, 75% употребляют алкоголь. В 60% причиной потребления алкоголя является наличие компании друзей.
Поэтому особенно острым становится вопрос сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Теоретические основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни основывается на повседневных элементах, к наиболее значимым из которых можно отнести:
- Двигательный режим, включающий все возможные виды двигательной активности (физкультура, прогулки, физический труд, утренняя гимнастика, ходьба);
- Закаливание организма (солнцем, водой, воздухом);
- Рациональное питание;
- Гигиена труда и отдыха;
- Личная и общественная гигиена;
- Гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений в коллективе;
- Охрана окружающей среды (в быту, в учебном заведении, на производстве, во время отдыха).
Подвергаясь постоянно влиянию окружающей среды, человек испытывает воздействие неблагоприятных факторов. Всемирная Организация Здравоохранения выделила более 200 факторов, основными, из которых являются:
- низкая физическая активность
- питание с избыточным количеством жира и соли (нерациональное питание)
- вредные привычки — курение, употребление алкоголя и наркотиков.
- стресс, нарушение сна
- рискованное сексуальное поведение.
Ряд факторов, обусловливающих заболевания, создаются самим человеком и являются результатом неправильного трудового режима, быта и отдыха, вредных привычек, традиций.
Поэтому особое значение приобретает формирование здорового образа жизни среди молодежи. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни, препятствующий или способствующий раскрытию потенциала личности.
В своей работе мы выделили ряд составляющих здорового образа жизни это:
- Досуг
- Физическая культура и спорт, двигательный режим.
- Рациональное питание.
- Гигиена труда и отдыха.
- Вредные привычки.
Молодежь обладают специфическими характеристиками, многие из которых очевидны и обуславливаются решаемыми ими социальными задачами. Во-первых, в этом возрасте организм приобретает зрелость, под которой понимается социальная способность к труду в общественном производстве без возрастных ограничений. Во-вторых, происходит выбор профессии, то есть определение своего места в системе общественного разделения труда. В-третьих, для молодежи характерно ускоренное формирование процесса основополагающих потребностей и их закрепление, выработка нравственной модели поведения. В-четвертых, у юношей и девушек образуются семьи, рождаются дети, которых нужно растить и воспитывать. Нередко все эти задачи молодежь решает практически одновременно, что придает ее образу жизни особую динамичность, интенсивность.
Поэтому организация свободного времени должна содействовать выявлению и развитию способностей людей в процессе жизнедеятельности. Гармоничность развития и полнота выявления способностей, их органичное единство — важная характеристика здорового образа жизни. В рамках здорового образа жизни досуг должен обеспечить молодежи восстановление затраченных сил после трудовой или учебной деятельности, выявление имеющихся задатков и способностей, их развитие и гармонизацию.
Физическая культура и спорт, двигательный режим.
Сегодня гиподинамия (низкая физическая активность) — проблема века, обусловлена внедрением в жизнь телевидения, видеотехники, компьютеров. Физическая культура и спорт в сознании молодежи не связаны со здоровьем, с успехами в учебе, высокой работоспособностью, в силу чего они не носят массовый характер, а являются только необходимостью выполнения учебной программы.
В работах многих ученных за рубежом и в нашей стране было убедительно доказано, что у людей с недостаточно развитой мускулатурой, слабых в физическом отношении в пять раз чаще, чем у лиц тренированных и имевших развитую мускулатуру тела, встречались случаи психических срывов, тяжелых неврозов, резкого снижения работоспособности. Регулярные занятия физкультурой и спортом являются тем универсальным средством, которое может помочь каждому противостоять напряженному ритму жизни, нервно-психическим перегрузкам, в том числе при умственном труде.
В этом качестве физическая культура может и должна стать главным лекарством современного человека, позволяющим сохранить то количество здоровья, которое обеспечит ему полноценную творческую жизнь на долгие года.
Проблема рационального питания населения для обеспечения здорового образа жизни всегда была значимой. В последние годы ясно определился дисбаланс в питании населения за счет хлеба, круп, макаронных изделий, сахара. Этими продуктами обеспечивается высокий калораж дневного рациона, но одновременно проявляются отрицательные стороны такого дисбаланса. Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни подростков. Являясь одним из важных факторов внешней среды, питание постоянно воздействует на различные стороны обмена веществ, направленно их регулирует, тем самым, изменяя течение как физиологических, так и патологических процессов в организме. От того, насколько правильно питается человек, зависят иммунобиологические свойства его организма, физическая и умственная деятельность, работоспособность и производительность труда, показатели здоровья, продолжительность жизни. Рациональное питание — это физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом их пола, возраста, характера труда и других факторов. Оно строится на принципах: достижение энергетического баланса, установление правильных соотношений между основными пищевыми веществами — белками, жирами, углеводами, устанавливается определенное соотношение между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами, сбалансированности минеральных веществ, витаминов.
Гигиена труда и отдыха.
Труд, учеба должны приносить радость, способствовать развитию молодого человека, реализации его физического и духовного потенциала.
На долю труда и учебы приходится примерно 1/3 общего бюджета времени активной жизни человека. Если рассматривать здоровый образ жизни как разностороннюю жизнедеятельность, обеспечивающую сохранение и укрепление здоровья и работоспособности человека, и создание возможности полноценно и активно заниматься учебной, трудовой и общественной деятельностью, то следует признать, что важным компонентом формирования здорового образа жизни является рациональная организация учебы и труда, соответствующая физиологическим возможностям конкретного организма.
В любые возрастные периоды режим труда опирается на законы физиологии, в соответствии с которыми трудовые процессы должны чередоваться с отдыхом. Организация труда должна способствовать максимальной производительности при минимальных затратах физических и нервно-психических сил человека, то есть при наибольшем сохранении его здоровья.
Особого нервно-психического напряжения требует учеба, которая является разновидностью умственного труда и также нуждается в регламентации на основе гигиенических принципов организации труда. Оптимальной с гигиенической точки зрения можно считать организацию, обеспечивающую сохранение устойчивой работоспособности в процессе учебной деятельности без развития выраженного утомления, что способствует в конечном итоге укреплению состояния здоровья студентов.
Вредные привычки и здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, ибо употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствует укреплению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важных факторов риска многих заболеваний, существенным образом сказывается на состоянии здоровья молодежи и населения в целом.
Даже эпизодическое употребление в молодом возрасте алкоголя, первые затяжки несут в себе большую угрозу, связанную с формированием в дальнейшем пьянства, алкоголизма, пристрастия к табакокурению. Еще более опасно в этом отношении употребление различных веществ вызывающих привыкание, поскольку наркомания и токсикомания развивается у молодых людей быстро. Настоящее время наблюдается тенденция не только к стремительному росту случаев наркомании, но и к ее «омоложению» и увеличению тяжелых наркологических состояний. Проблема преодоления вредных привычек особенно актуальна, так как до последнего времени отмечается тенденция к увеличению частоты употребления алкоголя и табакокурения среди молодежи.
Источник
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МЫ – ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание в молодом поколении здорового образа жизни.
Просмотр содержимого документа
«СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МЫ – ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»»
Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Краснодарский торгово-экономический колледж»
«МЫ – ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Автор проекта: преподаватель Ю.А. Колесников
Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения)- это состояние физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Современное состояние общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье, в связи с чем растет число детей, которым необходима специализированная помощь, щадящая организация образовательного процесса. Для нашей страны в современной ситуации эта проблема еще более очевидна. Демографическая ситуация в России в настоящее время внушает опасения специалистам и ученым-демографам. Рождаемость в нашей стране падает, а смертность растет, что в итоге грозит привести страну к демографическому кризису.
Причины этого разнообразны и связаны с целым рядом социальных проблем, ухудшающейся экологической обстановкой, увеличением доли гиподинамии в повседневной жизни, нарастанием эмоционального и информационного стрессовых факторов. Возросло также влияние таких факторов как алкоголизм, курение, дорожно-транспортные происшествия, самоубийства и насильственные причины смерти. По данным Минздрава России, в стране лишь 14% здоровых детей, 35% больных и 51% с различными отклонениями в здоровье.
Чем раньше у девушек и юношей сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Большинство учащихся очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных медицинских знаний молодой человек совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми.
Индивидуальное здоровье зависит от наследственности – около 20%, от индивидуального образа жизни – 50%, от медицины – 10%, от окружающей среды – 20%.
Привычка к здоровому образу жизни должна формироваться в семье и в образовательных учреждениях. Пропаганда здорового образа жизни в колледже, личный пример педагогов поможет создать здоровое поколение. Разработка проекта продиктована стремлением создать максимально благоприятные условия для формирования здоровьесозидающей образовательной среды, на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности учащихся, их родителей, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива. Проект направлен на то, чтобы заставить людей задуматься о своём здоровье, выступить основой принятия решений об изменении отношения к формированию здорового образа жизни.
В основном здоровье человека зависит от индивидуального образа жизни, поэтому я решила разработать проект, посвященный этой проблеме. Так как социум сильнее одноразового мероприятия, я решил реализовать проект в течение 1 года (сентябрь 2015 г. – май 2016 г.).
Актуальность проекта обусловлена низким уровнем побуждений студентов к ведению здорового образа жизни, что снижает эффективность здоровьесберегающей среды нашего учебного заведения.
Здоровый образ жизни – вынужденная необходимость или реалия современного общества?
Что значит «вести здоровый образ жизни»?
Всегда ли здоровье человека зависит лично от него?
Какова альтернатива вредным привычкам?
Категория участников проекта:
Студенты Геленджикского филиала ГБПОУ КК «КТЭК»
1. Формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание в молодом поколении здорового образа жизни.
2. Создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, родителей и студентов.
Актуализация темы здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения.
1. Создание программы, направленной на позитивное изменение у всех студентов, педагогов, родителей отношения к своему здоровью и отказ от вредных привычек.
2. Формирование заинтересованного отношения у участников целевых групп к теме здоровья, совершенствование поведенческих навыков и ответственного отношения к своему здоровью.
3. Формирование культуры здорового образа жизни.
4. Воспитание любви к физкультуре и спорту.
5. Активная пропаганда здорового образа жизни
6. Популяризация здорового образа жизни в студенческой среде.
1. Вовлечение студентов в общественную, спортивную, творческую жизнь. Проведение большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни в колледже.
2. Повышение информационной осведомленности студентов о социально-значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, игромания, ВИЧ-инфекции, алкоголизм, девиантное поведение.
3. Исследование факторов влияния на ценностные ориентации обучающихся и формирование через изучение данных факторов ценностного отношения к своему здоровью.
Методы реализации проекта:
Метод – спортивное учебное заведение.
Метод – общественное внимание.
Метод – просвещенная молодежь.
Метод – визуальное напоминание.
Условия реализации проекта:
ГФ ГБПОУ КК «КТЭК» занимает выгодное положение. Оно находится в центре г. Геленджике — город в Краснодарском крае России, один из лучших курортов на Черноморском побережье Кавказа. Многократный победитель в номинации «Лучший черноморский курорт» Геленджик по праву считается «жемчужиной» черного моря. В Геленджике созданы все условия для ежедневных бесплатных занятий спортом.
На базе колледжа действуют спортивные секции по атлетической гимнастике (тренажёры), шахматам, настольному теннису, боксу. Спортсмены колледжа находятся в тесном взаимодействии с Геленджикский филиалом ФАО МО РФ ЦСКА, где проходят товарищеские матчи по волейболу и баскетболу, а также проводятся соревнования с командами школ, колледжей и ВУЗов г. Геленджика. Ежегодно спортсмены колледжа становятся победителями и призерами в муниципальных, зональных и краевых соревнованиях.
Сроки реализации проекта:
Дата начала проекта: сентябрь 2015 г.
Дата окончания проекта: май 2016 г.
Продолжительность проекта: 1 год
1. Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни и формирование готовности его пропагандировать.
2. Увеличение числа студентов, занятых во внеурочное время в кружках и секциях.
3. Снижение уровня заболеваемости среди обучающихся.
Механизмы реализации проекта:
Проект реализуется посредством участия в разных мероприятиях, проводимых в колледже и городе.
Работа по разработке и реализации плана мероприятий будет сопровождаться специально организованными мастерскими при участии не только преподавателей, классных руководителей, но и учащихся школы – членов группы «Мы за здоровый образ жизни», организацией «круглых столов» по обсуждению достигнутых результатов, информированием заинтересованных групп о выполнении поставленных задач.
По завершении каждого очередного этапа реализации проекта планируется представление отчета и информирование о достигнутых результатах всех заинтересованных групп.
По завершении действия проекта планируется публичная презентация полученных результатов.
Этапы реализации проекта:
Продолжительность проекта – 1 год. Реализация проекта осуществляется в четыре этапа: подготовительный, организационный, практический и заключительный.
Подготовительный этап (сентябрь 2015 г.)
В подготовительном этапе разрабатывается общий план работы. Указываются мероприятия на год, предусматриваются часы для подготовки к мероприятиям, к теоретическим конкурсам, время для тренировок. Проводится анализ существующей ситуации.
Организационный этап (сентябрь – октябрь 2015 г.)
Формируется группа «Мы – за здоровый образ жизни!», состоящая из ориентированных на освоение гуманистических вопросов и заинтересованных членов преподавательского коллектива и учащихся.
Практический этап (октябрь 2015 г. – апрель 2016 г.)
Проводятся мероприятия согласно составленному плану с анализом каждого из них. Учитываются положительные моменты и указываются недостатки.
Заключительный этап (май 2016 г.)
На заключительном этапе проводится обобщение и подведение итогов проделанной работы. Проводится анализ динамики изменений ценностных установок у учащихся.
Проводится публичная презентация полученных результатов проекта.
Осуществляется посредством опроса учащихся (анкетирование, тестирование), которое проводится в конце года.
Публичная презентация полученных результатов проекта.
Содержание работы над проектом
«МЫ – ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Деятельность в рамках проекта:
1. Реализация проекта начинается с мониторинга физического здоровья учащихся. Необходимо изучить медицинские карты, поговорить с медработником училища о группах здоровья, с мастерами п/о о физической подготовки учащихся.
2. Провести анкетирование учащихся с целью выяснения их желания участвовать в проекте и выяснения приоритетных направлений в спорте.
3. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к реализации проекта.
4. Совещание с преподавателями с целью выяснения их заинтересованности в данном проекте.
5. Формирование спортивных команд с учётом интересов.
6. Создание группы по сбору и оформлению информации о реализации проекта.
В ходе реализации проекта осуществляется промежуточный контроль в форме отчётов всех участников проекта в группе «Мы за здоровый образ жизни». Такие отчёты помогут понять, в какой степени участники проекта – команда единомышленников. Текущий контроль осуществляется преподавателем, родителями, самими участниками проекта.
Ресурсное обеспечение проекта
Как было уже сказано в аргументации выбора темы проекта, данный проект не требует значительных финансовых затрат. Возможны финансовые расходы лишь для копирования анкет, организации конкурсов рисунка и плакатов, ремонте спортивного инвентаря, организации выездов на спортивные соревнования, награждении самых активных участников проекта. Эти расходы будут осуществляться за счёт привлечения спонсорской помощи со стороны родителей.
Источник