Определение состояния здоровья школьников
Просмотр содержимого документа
«Определение состояния здоровья школьников»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Показатели здоровья школьников являются на сегодняшний день актуальной проблемой современного общества. Но мало об этом говорить и писать, следует, наконец, начинать что-то делать. Именно поэтому мы решили опробовать некоторые приемы из системы доктора В.Ф.Базарного на практике в обычной средней школе. Гипотеза нашего исследования такова: если нет возможности работать по данной здороровьесберегающей системе официально, поскольку она не включена в программу работы школы, то можно использовать отдельные элементы программы и приемы оздоровления детей в отдельно взятом классе у конкретного учителя.
Для проверки данного утверждения мы провели специальное исследование на базе 3 класса, в Прогимназии №15, г. Дербент Р. Дагестан. Испытуемыми явились ученики этого класса в количестве 24 человек. Данные исследования получены с помощью комплекса методов: наблюдений, бесед с учителями, анкетирования, анализа данных о состояния здоровья школьников.
При проведении анализа состояния здоровья детей, мы взяли за основу три наиболее легко определяемых параметра: состояние осанки у школьников, определение остроты зрения и определение показателей гибкости позвоночного столба.
Определяя нарушения осанки, проверяли высоту размещения плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки. Асимметрию лопаток легко определить с помощью сантиметровой ленты, измерив
«треугольник» на ребенке, стоящем в непринужденной позе. Определяются следующие расстояния: между шестым шейным позвонком и нижним углом правой лопатки; между нижними углами лопаток.
При физиологически нормальной осанке или осанке, исправленной при помощи физических упражнений, данные первого измерения равны данным второго.
Ассиметрия нижних углов лопаток свидетельствует о сколиотической
осанке. Показатели измерений оказались неутешительными: у всех учеников класса в большей или меньшей степени начинает развиваться искривление позвоночника, причем на правую сторону, поскольку при неправильной посадке во время письма, ребенок опирается на рабочую руку — ту, которой он пишет.
Остроту зрения, за неимением специальных таблиц, определяли по методу «зрительных горизонтов», взятой из системы Базарного. Он заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала. Каждому ученику определяют свою зрительную рабочую дистанцию. Определяется она тем расстоянием, с которого ребенок может различать буквы, равные по высоте 1 см. Для этого используется касса букв и слогов. Например, ученик увидел глазами букву, размером 1 см с расстояния 6 м., следовательно, его рабочее место должно находиться на том же расстоянии от классной доски.
Гибкость позвоночного столба измеряется по степени наклона туловища вперед при несогнутых в коленях ногах испытуемого. Для этого он становится на гимнастическую скамейку и наклоняет туловище вперед до возможного предела, оставляя колени несогнутыми. Определение показателя гибкости производится путем измерения расстояния от края скамейки между ступней ног до кончика среднего пальца руки с помощью сантиметровой ленты или установленной линейки с показателями в сантиметрах.
Если испытуемый при наклоне вперед не может дотянуться до поверхности скамейки, то величина гибкости обозначается знаком «=», если опускает руки ниже верхней плоскости скамейки — знаком «+».
Полученный материал послужил отправной точкой для использования на уроках в классе приемов здоровьесохраняющих технологий.
Обеспечить ребенка знаниями, умениями и навыками, сохранив и приумножив его здоровье, можно только в условиях серьезной заинтересованности учителя.
Мы провели анкетирование среди учителей начальных классов, чтобы выяснить, насколько валеологична их работа с учениками.
Возраст учителей составил промежуток от 30 до 55 лет. Педагогический стаж — от 11 до 32 лет. При анализе ответов на вопросы анкеты выяснялся уровень валеологических знаний у преподавателей. Знания учителей о влиянии факторов среды на организм проверялись по следующим параметрам: влияние на детей шума (41% считает, что это нормальная рабочая обстановка, 59% — что шум способствует быстрому утомлению); цветового оформления кабинета (в том же процентном соотношении предпочтения разделились на светло-желтые или спокойно-зеленые цвета); влажной уборки в кабинете (единодушное мнение о необходимости ее каждый день); и присутствии в помещении живых комнатных цветов (создают благоприятную экологическую обстановку 100% — ное мнение). 41% учителей считают, что освещенность в кабинете должна быть строго по санитарным нормам, 59% — что чем больше света, тем лучше. 100% учителей проветривают помещения после каждого урока, впрочем, этот ответ подвергается большому сомнению. Ученик должен сидеть прямо, чтобы не было нарушения осанки — 100%-ное единогласие. Рассаживают детей, учитывая состояние слуха и зрения учеников лишь 66% учителей. Физкультминутки проводят 75% учителей, а 25% «знают, что это необходимо, но забывают проводить». 50% учителей считают, что накричать на учеников — это недопустимо, 41%признаются, что «иногда нервы не выдерживают», а 9% считают это одним из педагогических приемов воздействия на учащихся (!).
Далее мы провели опрос учителей и выяснили, что на практике имеет место как объяснительно-иллюстративный, так и деятельностный подход к обучению. 86% учителей осознают эффективность и здоровьесберегающий потенциал деятельностной модели и понимают, насколько важна активизация интереса к обучению посредством собственного опыта ребенка, но работают с детьми в объяснительно-иллюстративном режиме. На долю уроков с репродуктивными методами обучения приходится более 70% учебного времени. Преобладание в их практике таких уроков, иногда называемых традиционными, педагоги объясняют следующими причинами:
65% указывают на недостаток времени;
20 % ссылаются на отсутствие поддержки со стороны руководства школы;
16% говорят, что сменить привычную для них модель обучения не позволяет состояние здоровья;
13% разочаровались в результате, столкнувшись с неудачами;
43% ответили, что им ничто не мешает работать в деятельностной модели обучения, однако работать продолжают по традиционной системе.
Мы полагаем, что факторы, препятствующие инновационной педагогической деятельности, носят как объективный, так и субъективный характер, причем субъективные, психологические моменты играют решающую роль.
Профессиональные стереотипы, установки, штампы, эталоны, прочно утвердившиеся в сознании, мешают учителю изменить свои профессиональные позиции. Мы решили проверить, действительно ли так сложно осуществить переход к организации здоровьесберегающего пространства на уроке, хотя бы в некоторой степени, как об этом думают учителя.
Источник
Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе
Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе
(по материалам электронного сборника «Энциклопедия административной работы в школе»,
издательская фирма «Сентябрь»)
Н.К. Смирнов , кандидат медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
В условиях общеобразовательной школы, в которой не предусмотрены должности физиолога и валеолога, врачебная ставка, проведение регулярной диагностики состояния здоровья школьников крайне затруднительно, если вообще возможно. Диспансеризация же проводится лишь раз в год. Поэтому большую актуальность приобретают такие диагностические материалы, которые могут быть проведены самими школьниками, их учителями или педагогом-психологом. С некоторыми из них вы можете познакомиться. Конечно, представленные ниже диагностические материалы не могут заменить медицинского обследования и поэтому носят ориентировочный характер, однако они позволяют не только получить данные для занесения в индивидуальные карты учащихся и листки здоровья в классных журналах, но и повысить интерес школьников к укреплению собственного здоровья.
Для общей оценки здоровья как резерва адаптационных возможностей организма предлагаются многочисленные подходы и методы. Описанные ниже пробы не требуют аппаратурного оснащения и могут быть сделаны на уроках или в ходе факультативных занятий. Их надо проводить не ранее чем через час после приема пищи, лучше утром. Противопоказания: повышение температуры, обострение хронического или развитие какого-либо острого заболевания.
Пробы для выявления адаптационных возможностей организма
Проба 1. Подсчитать частоту своего пульса в положении «сидя». Можно это сделать за 15 секунд и умножить результат на 4 или за 20 секунд и умножить на 3. Юноши, у которых частота пульса за 1 минуту меньше 55 ударов, получают 5 баллов; при частоте пульса 56-65 ударов — 4; 66-75 ударов — 3; 76-85 ударов — 2 балла, более 85 — 1 балл. У девушек оцениваются показатели на 5 ударов больше (меньше 60 — 5 баллов и т.д.).
Проба 2. В положении «сидя» сделать спокойный выдох, затем такой же вдох, зажать двумя пальцами нос, закрыть рот, зафиксировать время, которое удается не дышать (но без перенапряжения!). Результат 60 и более секунд оценивается в 5 баллов; 50-59 секунд — 4; 40-49 секунд — 3 ; 30-39 секунд — 2; 20-29 секунд — 1 балл.
Проба 3. Медленно присесть на корточки и спокойно побыть в этой позе без напряжения около 1 минуты. Замерить частоту пульса за 15 секунд. Резко встать и вновь подсчитать пульс за 15 секунд. Если произошло учащение пульса на 1 удар — результат 5 баллов; на 2 удара — 4; на 3 удара — 3; на 4 удара — 2; на 5 и более ударов — 1 балл.
Проба 4. Подсчитать пульс за 15 секунд в спокойном состоянии. Сделать за 30 секунд 20 глубоких приседаний с вытягиванием рук вперед. Вставая, руки опускать. Подсчитать пульс за 10 секунд немедленно после приседаний, прибавить к этой величине еще 2 удара. Рассчитать, на сколько процентов повысилось число ударов пульса: если не более чем на 25% — 5 баллов; если на 26-40% — 4; на 41-55% — 3; на 56-70% — 2 балла; более чем на 70% — 1 балл. При необходимости можно делать приседания, держась за край стола.
В итоге баллы суммируются. Проводится сравнительный анализ результатов и динамика показателей каждого школьника.
Тест «Реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку в форме наклонов туловища»
В течение полутора минут надо сделать 20 наклонов с опусканием рук. Сосчитать пульс за 10 секунд трижды: до наклонов (П1); сразу после них (П2) и через 1 минуту (П3). Затем рассчитать показатель, характеризующий работу сердечно-сосудистой системы по формуле: (П1 + П2 + П3 — 33) / 10. Если полученный результат находится в пределах:
0-0,3 — вы получаете отличную оценку; 0,31-0,6 — хорошую; 0,61-0,9 — удовлетворительную;
0,91-1,2 — плохую; оценка более 1,2 означает, что вам следует обратиться к врачу.
Основной интерес эти показатели представляют при отслеживании их динамики.
Тест-анкета ориентировочной оценки риска нарушений здоровья учащегося
Проводится экспертом, в качестве которого может выступать классный руководитель, хорошо знающий учащегося педагог или психолог.
Постарайтесь дать оценку учащемуся по приведенным ниже позициям используя 4-балльную шкалу:
0 — признак не выражен (отсутствует);
1 — признак слабо выражен или проявляется изредка;
2 — признак умеренно выражен или проявляется периодически;
3 — признак явно выражен или проявляется постоянно.
1. С детства наблюдались проявления ослабленного здоровья, болезненности.
2. Ранее переносил тяжелые заболевания, травмы, операции.
3. Растет в неблагополучной семье.
4. У семьи материальные трудности.
5. Характерно асоциальное окружение (друзья, соседи, родственники).
6. Ведет неправильный (нездоровый) образ жизни.
7. Ведет малоподвижный образ жизни (недостаток физической активности).
8. Отличается низким интеллектуальным уровнем.
9. Отличается низким культурным уровнем, узким кругом интересов.
10. Характерна несформированность гигиенических навыков.
11. Беззаботен, отличается безответственностью.
12. Проявляет астенические черты характера, слабую волю.
13. Не проявляет интереса к укреплению своего здоровья.
14. Отличается низкой поисковой активностью, безынициативен.
15. Имеет повышенно возбудимую нервную систему, подвержен стрессам.
16. Отличается плохими взаимоотношениями с учителями.
17. Характерна повышенная утомляемость.
18. Употребляет (употреблял в прошлом) одурманивающие вещества.
20. Предъявляет частые жалобы на здоровье.
Благополучными можно считать показатели в пределах 20-25 баллов. Показатели более 40 баллов являются основанием для отнесения школьника к группе риска. Целесообразен также сравнительный анализ показателей учащихся одного класса с выделением в этом классе группы неблагополучных учащихся, а также сравнение показателей разных классов.
Тест-анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения
Целесообразно, чтобы данный тест был проведен родителями школьника.
Постарайтесь дать оценку ребенку по приведенным ниже позициям используя 4-балльную шкалу:
0 — признак не выражен (отсутствует);
1 — признак слабо выражен или проявляется изредка;
2 — признак умеренно выражен или проявляется периодически;
3 — признак явно выражен или проявляется постоянно.
2. Нередко читает при плохом освещении или лежа.
3. Больше часа (получаса для младших школьников) в день проводит за компьютером.
4. Больше двух часов (1 часа для младших школьников) в день проводит у телевизора.
5. Читает, пишет «уткнувшись носом» в текст.
6. У родителей плохое зрение (носят очки).
7. Неправильно питается (недостаток витамина «А»).
8. Имеется тенденция повышенного артериального и/или внутричерепного давления.
9. Беспечно относится к гигиене зрения, не следит за утомлением глаз.
10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.
Тест-анкета для ориентировочной оценки риска сколиоза и других нарушений осанки
Инструкция та же, что и в предыдущей тест-анкете.
1. Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах.
2. Носит сумки, портфель в одной руке.
3. Имеет привычку сутулиться.
4. Проявляет недостаточную двигательную активность.
5. Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
6. Занимается тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
7. Неправильно или нерегулярно питается.
8. Имеет астеническое, диспропорциональное телосложение.
9. Беспечно, беззаботно относится к своему здоровью, своей внешности.
10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.
Интерпретация результатов по двум тест-анкетам: благополучный показатель по каждой из анкет — до 10 баллов, при показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен в группу риска.
Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья
Тест-анкета заполняется каждым школьником самостоятельно. Приводится форма тест-анкеты для юношей (мальчиков). Из тест-анкеты для девушек (девочек) исключается вопрос 6.
На вопросы № 1-10 предполагается отвечать «да» или «нет»; вопросы № 11-15 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов.
1. Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривленной спиной.
2. Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не ранец.
3. У меня есть привычка сутулиться.
4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.
5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
7. Я питаюсь нерегулярно, «кое-как».
8. Нередко я читаю при плохом освещении лежа.
9. Я не забочусь о своем здоровье.
10. Бывает, я курю.
11. Помогает ли тебе школа заботиться о своем здоровье?
в) затрудняюсь ответить.
12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?
в) затрудняюсь ответить.
13. Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?
в) усталость, утомление;
д) волнение, беспокойство;
14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?
а) заботятся о моем здоровье;
б) наносят здоровью вред методами своего преподавания;
в) подают хороший пример;
г) подают плохой пример;
д) учат, как беречь здоровье;
е) им безразлично мое здоровье.
15. Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на твое здоровье?
а) не оказывает заметного влияния;
в) влияет хорошо;
г) затрудняюсь ответить.
По вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросам 11-12 балл начисляется за ответ «б». По вопросу 13 балл начисляется за ответы «а», «в», «д». По вопросу 14 балл начисляется за ответы «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.
Благополучным считается результат, составляющий не более 6 баллов. «Зона риска» — более 12 баллов.
Оценка психологического здоровья учащихся
Для оценки успешности работы школы в сфере охраны здоровья могут использоваться критерии психологического здоровья школьников. К ним относятся распространенность астеноневротических, дискомфортных (дезадаптационных) состояний, уровни напряженности, тревожности, дистресса и другие показатели, отражающие сниженный уровень психологической адаптации учащихся. Ниже приводятся несколько инструментов для осуществления такой оценки, которые могут быть проведены педагогами или психологами.
Анкета «Оценка напряженности»
Анкета может быть использована для оценки уровня напряженности учащихся старших классов. Школьникам раздаются листы с вопросами, а ответы они записывают на специальном бланке. Вопросы могут быть зачитаны вслух проводящим анкетирование психологом. Нежелательно, чтобы анкету проводил учитель данного класса.
Возможны 3 варианта ответов на каждый вопрос: «да», «нет», «не знаю».
1. У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности.
2. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.
3. Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах меня не сильно волнуют.
4. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед контрольной работой или устным ответом, даже если я не уверен в своих силах.
5. Я захожу в класс, где принимают зачет или экзамен, в числе первых и не задумываюсь над выбором билета.
6. Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса, заданного учителем после моего ответа.
7. Насмешки одноклассников не портят мое настроение.
8. Во время экзаменов я сплю спокойно, во сне меня не преследуют экзаменационные мотивы.
9. В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно.
10. Мне легко организовать свой рабочий день; я всегда успеваю сделать то, что спланировал.
11. Мне трудно удается сосредоточить внимание на уроке.
12. Отступление преподавателя от основной темы занятий сильно отвлекает меня.
13. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной работе или экзамене.
14. Порой мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны.
15. Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно «опускаю руки».
16. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе.
17. Я болезненно реагирую на критические замечания учителя.
18. Неожиданный вопрос учителя чаще всего приводит меня в замешательство.
19. Меня сильно беспокоит мое положение в классе.
20. Я безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости.
21. Я с трудом сосредоточиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня.
22. Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед контрольной работой, зачетом и экзаменом.
23. Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала.
24. Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед классом.
25. Возможные неудачи в учебе тревожат меня.
26. Во время выступления или ответа я от волнения могу начать заикаться.
27. Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.
28. Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом сожалею об этом.
29. Микроклимат в классе очень влияет на мое состояние.
30. После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.
За каждый из ответов «нет» на вопросы 1-10 и ответов «да» на вопросы 11-30 начисляется по одному баллу, за каждый ответ «не знаю» дается половина балла. Затем все баллы суммируются.
• до 12 баллов — относительное благополучие;
• 12-19 баллов — зона риска, необходимы дополнительные исследования, желательна консультация специалиста;
• 20 и более баллов — неблагополучие (повышенный уровень напряженности) необходима консультация специалиста.
Наряду с оценкой напряженности важным показателем психологического здоровья школьников является уровень тревожности. Для его оценки могут быть использованы шкала тревожности Сирса и методика оценки школьных ситуаций Кондаша.
Шкала тревожности Сирса
Оценку в качестве эксперта проводит учитель или знающий данного учащегося психолог.
Оцените каждое утверждение одним из следующих баллов: 0 — признак отсутствует; 1 — признак слабо выражен; 2 — признак достаточно выражен; 3 — признак резко выражен.
1. Обычно напряжен, скован.
2. Часто грызет ногти.
3. Легко пугается.
5. Очень ко всему чувствителен.
6. Часто бывает агрессивным.
8. Нетерпелив, не может ждать.
9. Легко краснеет или бледнеет.
10 . Испытывает трудности с сосредоточением.
13. При неожиданном задании с трудом включается в работу.
14. С трудом регулирует громкость голоса при ответе.
до 20 баллов — низкий уровень тревожности;
20-30 баллов — средний уровень тревожности;
более 30 баллов — высокий уровень тревожности.
Примечание: сумма менее 4 баллов диагностируется как сомнительная достоверность результата.
Методика самооценки школьных ситуаций Кондаша
Предназначена для учащихся 7-го и более старших классов.
Оцени, пожалуйста, каждую ситуацию в баллах в зависимости от того, насколько она может вызвать у тебя тревогу:
0 — ситуация не волнует;
1 — ситуация волнует незначительно;
2 — ситуация достаточно волнует;
3 — ситуация очень сильно волнует.
1. Ответ у доски.
2. Разговор с директором (завучем) школы.
3. Учитель решает, кого спросить.
4. Тебя критикуют и в чем-то упрекают взрослые.
5. Выполнение контрольной работы.
6. Учитель называет оценки за контрольную работу.
7. Ожидание родителей с родительского собрания.
8. Сдача экзамена.
9. Участие в соревнованиях, конкурсах.
10. Непонимание объяснений учителя.
11. Неожиданный вопрос учителя.
12. Не получается домашнее задание.
13. Принятие важного, ответственного решения.
14. Тебя критикуют товарищи, одноклассники.
до 20 баллов — низкий уровень тревожности;
20-30 баллов — средний уровень тревожности;
более 30 баллов — высокий уровень тревожности.
Примечание: сумма менее 6 баллов диагностируется как сомнительная достоверность результата.
Карты наблюдений за состоянием и поведением школьников начальных классов
Формы таких карт разработаны в Центре образования и здоровья РАО для участников эксперимента по модернизации образования. Они заполняются родителями и учителями.
Карта наблюдения за состоянием ребенка
Эта карта заполняется родителями. Она позволяет выявить отклонения в психофизиологическом состоянии ребенка и определить «пограничные» нарушения здоровья по поведенческим реакциям. Перед тем как дать карту для заполнения родителям, необходимо объяснить им, что карта заполняется по результатам наблюдения за ребенком в течение недели.
Фамилия, имя ребенка
Критерии оценки: 0 — симптомы отсутствуют; 1 — слабо выражены, отмечаются изредка; 2 — умеренно выражены, наблюдаются периодически; 3 — ярко выражены, наблюдаются практически постоянно.
Источник