Меню

Состояние здоровья учащихся за учебный год

Состояние здоровья школьника как фактор успешности обучения в школе
статья по зож

Здоровье ребёнка часто определяет его успешность в школе. Мы, родители и педагоги, должны неустанно укреплять здоровье детей, чтоб успешно справляться с нарастающей учебной нагрузкой.

Скачать:

Вложение Размер
sostoyanie_zdorovya_kak_faktor_uspeshnosti.doc 53 КБ

Предварительный просмотр:

Состояние здоровья учащихся как фактор успешности обучения в школе.

Состояние здоровья учащихся напрямую связано с успешностью обучения. Педагог, работающий с детьми, знает, насколько результат обучения зависит от работоспособности ученика, поскольку усвоение учебного материала происходит только в тот момент времени, когда ребёнок имеет хороший психомоторный тонус и может внимательно слушать, запоминать, обдумывать и воспроизводить учебный материал. Среди причин, которые могут снижать уровень продуктивной активности ребёнка, — соматическое неблагополучие, влияющее на работоспособность, результативность и успешность обучения.

Обучение должно вести за собой оптимальное развитие, а ребёнок оставаться здоровым и жизнерадостным. В связи с этим, хочется обратить внимание на фактор успешности обучения, который часто остаётся в тени – на физическое здоровье ребёнка, определяющее его устойчивость к предъявляемой нагрузке.

Физическое здоровье – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Отсюда возникает такое понятие, как физическая активность – естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении. Физическая активность в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребёнка.

Исследования педиатров отмечают высокий уровень поведенческих нарушений у часто болеющих детей. Это позволяет относить частую заболеваемость к психосоматическим расстройствам. Для часто болеющих детей характерен высокий уровень тревожности, превалирование отрицательных эмоций. Из отклонений в эмоционально-поведенческом статусе детей наиболее часто выявляются нарушения сна, аппетита, проявления двигательной расторможенности, гиперактивности, патологические привычные действия (тики, подергивания, грызение ногтей …), страхи, нервно-психические нарушения преимущественно невротического уровня. Наблюдается также замедление темпов нервно- психического развития, отмечается прежде всего задержка наиболее информативных и более поздно формирующихся функций – активной речи, сенсорики, конструирования, являющихся основой для последующего формирования логического и наглядно образного мышления, страдает мелкая моторика, что проявляется в трудностях с одеванием, застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, изобразительной деятельности, письме. Многие дети не достигают в показателях развития возрастного уровня. Страдают прежде всего высшие корковые функции, мышление, память (прежде всего речеслуховая), нарушается сенсомоторное развитие, снижается работоспособность.

Физически ослабленный ребёнок не обладает достаточным арсеналом «рабочих характеристик» для того, чтобы справиться с нагрузкой, предлагаемой в процессе обучения. Он устаёт, не успевает отдохнуть за перемену, накапливающееся утомление, отсутствие своевременного отдыха приводит к формированию хронической усталости или переутомлению. Длительно сохраняющееся переутомление приводит к формированию астенического синдрома. Астенический синдром – это состояние нервно-психической слабости, быстрой истощаемости от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению. У ребёнка повышается чувствительность к громким звукам, яркому свету, он становится раздражительным, плаксивым, нетерпеливым, ухудшаются внимание и память, нарушается чувствительность глаз. При повышенной утомляемости глазных мышц ребёнок не способен длительно фиксировать текст при чтении, буквы сливаются, содержание прочитанного не усваивается. Этому сопутствует, как правило, падение мышечного тонуса, ослабление мышечной силы. В результате ребёнок плохо удерживает ручку, у него искажается почерк. Сон становится поверхностным, тревожным, с частыми пробуждениями. По утрам ребёнок испытывает чувство усталости, угнетённости. Нарушаются отношения с детьми из-за легко возникающих раздражения и гнева. Особенно тяжёлая ситуация складывается для ребёнка при несовпадении его достижений с ожиданиями взрослых. Ребёнку постоянно приходится выслушивать порицания, ощущать на себе недовольство. В результате у него возникает и поддерживается высокий уровень тревожности. Формируется психологический синдром хронической неуспешности – представление о себе как о безнадёжно плохом ученике, заслуживающем порицания учителя и собственных родителей. Иногда учебная несостоятельность ребёнка достигает такой степени, что он производит впечатление отстающего в умственном развитии. То, что нередко оценивается взрослыми как капризы и лень, связано с тем, что ребёнок не может сосредоточить внимание на задании, сконцентрироваться, при этом дополнительные занятия лишь усиливают утомление. Нередко наблюдается снижение учебной мотивации, появляется негативное отношение к школе и учению.

Астенические состояния, трудности поведения, снижение успеваемости могут возникать у детей, перенесших различные инфекционные заболевания (грипп, корь, скарлатина…). Особенно неблагоприятно сказывается на состоянии нервной системы ребенка несколько заболеваний, перенесенных подряд. У этих детей в течении довольно длительного времени после заболевания отмечается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, плаксивость, раздражительность, снижается успеваемость. У этих детей резко отличная от здоровых учащихся динамика работоспособности в процессе учебных занятий: нет подъема после 1 урока (врабатывания). При астеническом состоянии работоспособность детей уже до начала занятий крайне низка и неустойчива, показатели ее снижаются уже к концу первого урока. ( Резко на короткое время могут повышаться и столь же резко падать.) Утомление наступает намного раньше и более ярко выражено. Фактически у такого ребенка нет сил для серьезной и напряженной учебной работы. Чем больше такой ребенок занимается, чем больше старается и переживает, тем хуже здоровье и меньше успехи. Главной помощью для таких детей является организация щадящего режима, полноценного отдыха, снижение учебной нагрузки, рациональная организация учебных занятий. Целесообразно организовывать для них разгрузочный день или дополнительный выходной.

Особенно часто данные неблагоприятные факторы встречаются у детей с ЗПР.

Исследуя детей, которым рекомендовано обучение в 1 классе выравнивания, где практически все дети имеют диагноз ЗПР ЦОГ, мы выявили существенное отставание или отклонение от нормы в физическом развитии , так как ранние нарушения в ЦНС вызывают нарушения в общем соматическом состоянии и психическом развитии и довольно часто встречаются различного вида хронические заболевания.

Приступая к работе с данным классом, в целях здоровьесбережения , нами были выделены две основные задачи :

1) сохранение и укрепление физического здоровья,

2) развитие нарушенных психических процессов. Первоначально была проведена диагностика здоровья учащихся и уровня сформированности психических процессов.

Диагностика здоровья учащихся включала в себя:

1) исследование медицинских карт,

в результате было выявлено, из 15 учащихся:

Источник

Анализ состояния здоровья российских школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся; анализ психолого-физиологических возможностей учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
statya_ns.docx 17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ состояния здоровья российских школьников.

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

Установлено, что состояние здоровья учащихся младших классов зависит от возраста начала систематического обучения в школе. У детей в возрасте 6,5 лет и младше, начало обучения ведет к снижению адаптационных возможностей.

У этих детей при изначально высоком уровне функционального состояния отмечается значительное снижение показателей уже на 2 году обучения. Показатель нарушений различных систем организма намного выше, чем среди детей, поступивших в первый класс в 7 лет и старше. Учатся дети 6,5 лет не хуже, чем те, которым 7 лет, а иногда и лучше. Однако одна и та же образовательная нагрузка обладает большей « физиологической стоимостью » для организма.

В России около 30 млн. человек — дети, почти 20 миллионов посещают образовательные учреждения, в т.ч. немногим более 15 млн. – школьники. Школа является той средой, в которой вынуждены находиться дети и подростки в возрасте от 6 до 18 лет. Именно в этот период отмечается интенсивность роста и развития организма, происходит его биологическое созревание, формируется мировоззрение, готовность к трудовой деятельности.

Но в этот же период имеет место повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, которые могут возникать в течение учебного процесса, и, которые приводят к ухудшению состояния здоровья детей. Первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки, плоскостопие, последствия перенесенного рахита). На втором месте — нарушения функций органов пищеварения. Более чем у половины детей наблюдаются изменения в желудочно-кишечном тракте. Отмечено увеличение нарушений нервно-психического здоровья, а также значительное возрастание аллергических реакций. Среди детей-первоклассников в 13,5% случаев имеются отклонения в физическом развитии (недостаточный или избыточный вес тела, низкорослость).

По данным НИИ педиатрии, 20% детей в возрасте 6-7 лет не готовы к обучению в школе, а 30-35% дошкольников имеют хронические заболевания.

За годы обучения в образовательных учреждениях наблюдается дальнейшее ухудшение состояния здоровья учащихся:

в 2 раза – увеличивается число нервно-психических расстройств;

в 3 раза – органов пищеварения;

в 5 раз – увеличивается число детей с заболеваниями эндокринной системы;

70% функциональных расстройств переходят в стойкую хроническую патологию;

За последнее десятилетие среди учащихся младших классов функциональные отклонения и хронические заболевания в среднем увеличились на 54,5%. Адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения происходит за счет значительного напряжения всех функций организма.

Реализация здоровьесберегающих технологий

во внеурочное время.

Использование здоровьесберегающих технологий

в образовательном процессе позволяет решать следующие задачи:

Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся; анализ психолого-физиологических возможностей учащихся в отношении предъявленных требований усвоения объема учебной нагрузки, в условиях рассредоточенного (комплексного) распределения программного материала и экспериментальное сравнение его с концентрированным вариантом.

  • Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих психическое здоровье и комфорт учащихся посредством гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса и реализации научной организации учебного труда, питания и отдыха учащихся.
  • Создание максимально возможных санитарно-гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей здоровьесберегающей технологии и др.
  • Включение учащихся в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни личности, оснащение этого процесса учебно-методическим обеспечением.
  • Формирование культуры здорового образа жизни личности учащихся, как в учебной, так и внеучебной образовательно-воспитательной среде.
  • Создание систем переподготовки кадров, а также социальной и финансовой поддержки идеи здоровьесберегающей технологии.
  • Осуществление психологического и медицинского сопровождения образования.
  • Создание информационно-компьютерного обеспечения оздоровительных систем.
  • Создание оптимальных условий для функционирования физической культуры, обеспечивающей современные инновационные формы формирования физической культуры личности школьника.

Здоровье – это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни детей школа не может в полной мере следовать разработанной ею системе мероприятий в условиях пандемии; но все же в онлайн-режиме классные руководители, педагоги по внеурочной деятельности проводят: консультации, конференции, тематические конкурсы, беседы. Физкультурно-оздоровительная деятельность школы, направленная на физическое развитие, осуществляется учителем по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, воспитателем ГПД в Дни здоровья, Недели здоровья, физкультурные занятия на открытом воздухе).

Проведенная работа позволяет нам сделать вывод, о том, что комплексный подход к реализации здоровьесберегающих технологий в школе является незаменимым инструментом создания благоприятного образовательного процесса, способствует формированию правильного представления о ценностях и здоровом образе жизни.

Уверена, что стремление педагога, и как итог, умение построить урок таким образом, чтобы минимизировать нагрузку на организм и психику ребенка, позволит добиться эффективного усвоения знаний. Обучение грамотной заботе о своем здоровье и формирование культуры здоровья учащихся, мотивация их к ведению здорового образа жизни, предупреждения вредных привычек, проведение организационно — воспитательной работы со школьниками после уроков и просвещение их родителей позволит реализовать здоровьесберегающие технологии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие, которое включает в себя: примерное календарное планирование по СМГ, примерные упражнения при разных заболеваниях и несколько план конспектов урока по СМГ.

1.Исследовать и обобщить результаты медосмотра, сделать выводы о состоянии здоровья детей класса. 2.Определить приоритеты направлений р.

Данная статья адресована родителям. В статье говорится об особенностях состояния здоровья школьников, о факторах отрицательно влияющих на здоровье детей.

Цель исследования — выявить психолого-педагогические условия готовности ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов воспитания: семьи и школы, их влияния на эту готовно.

Результаты обследования состояния здоровья школьников.

I. Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников.

Здоровье ребёнка часто определяет его успешность в школе. Мы, родители и педагоги, должны неустанно укреплять здоровье детей, чтоб успешно справляться с нарастающей учебной нагрузкой.

Источник

Читайте также:  Как сохранить психическое здоровье рекомендации
Adblock
detector