XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В настоящее время происходят значительные изменения, практически во всех сферах нашей жизни, что существенно отражается на психологическом здоровье детей. Всем известно, что комплекс школьной нагруки увеличивается и является своеобразным «провокатором» к проявлению скрытых эмоциональных отклонений. На данный период времени предьявляются завышенные требования, как к образовательному процессу, так и в целом к личности ребенка у родителей и педагогов. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в образовательной организации становится первостепенной задачей для педагогов-психологов [4].
И. В. Дубровина рассматривает «психологическое здоровье как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствуем болезненных психических явления и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию повдения и деятельности». Психологическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта [3].
Очевидно, что уровень психологического здоровья ребенка определяется как совокупностью индивидуальных особенностей личности и внутренним состоянием организма, так и складывается из взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов, а также средой, в которой он проживает. К таким факторам можно отнести пол, возраст, тип характера, наследственность, условия воспитания, перенесенные болезни, травмы и т. д.
Безусловно, необходимо также учитывать и индивидуальные особенности каждого ребенка. Какой-либо фактор для одного ребенка может стать причиной развития невроза, тогда как для другого, может остаться незаметным.
Задача современной школы заключается не столько в том, чтобы предоставить учащимся весь набор знаний по учебным предметам, но прежде всего в том, чтобы в процессе совместной деятельности (учитель – ученик) сформировать его социальность – культуру мышления, культуру чувств, культуру духовной жизни и культуру поведения.
В старшем школьном возрасте непросто сохранить у всех детей психологическое здоровье, это связано и с физиологией подростка, и с его желанием утвердиться в обществе ему подобных любой ценой.
В настоящее время сохранение психологического здоровья старшеклассников является важнейшей задачей, как современной школы, так и родителей [2]:
во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждаются в коррекционной помощи;
во-вторых, постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%);
в-третьих, из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем.
Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий [1].
Современным подросткам 15-летнего возраста свойственны «выученная» беспомощность, кардинальная смена настроений, рафинированный инфантилизм, нежелание взрослеть, т.к. у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, миру взрослых и родителей. Образованность в понимании детей, их настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами. Но при этом эмоциональные и нравственные ценности занимают последние места в этой иерархии [2].
Проблема психологического сохранения здоровья всеобщая, она требует комплексного подхода и совместной работы всех участников образовательного пространства: самих учащихся, педагогов, медиков, психолога, родителей. Если бы каждый старшеклассник видел и понимал свои психологические проблемы и мог бы заботиться о сохранении своего психологического здоровья, у него была бы возможность расширить границы своего дальнейшего жизненного пути.
Состояние психологического здоровья учащихся старших классов требует разработки и осуществления комплексных, межотраслевых мероприятий по его укреплению на макросоциальном, микросоциальном и личностном уровнях в зависимости от профилизации обучения. Для этого требуется разработка и внедрение в программы подготовки врачей, педагогов, психологов, социологов расширенных разделов по особенностям проявления, профилактики и коррекции различных форм психической дезадаптации детей и подростков.
Сохранения психологического здоровья старшеклассников важна, как для старшеклассников, так для их родителей и учителей, которые находятся в постоянном контакте с ними. Она важна, потому что, так или иначе, с этой проблемой сталкивается каждый: и взрослый, и ребенок, но далеко не каждый знает, как с этим справиться.
1. Бобошко И.Е., Жданова Л.А., Епифанова О.С. Новые формы медикосоциального сопровождения детей разных типов психосоматической конституции // Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине. М., 2012. С. 67-69.
2. Зарытовская Н.В., Калмыкова А.С., Федько Н.А. Психологическое здоровье школьников старших классов // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6.
3. Лебедева О.В. Проблема соотношения понятий «Психическое здоровье» и «Психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого-педагогическое литературе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013. № 3(1). С. 33-37
4. Цурова Г. М. Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей // Молодой ученый. 2018. № 37. С. 141-142.
Источник
Состояние здоровья учащихся старших классов
В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей как школы, так и родителей. По данным ВОЗ, 70% школьников нуждаются в коррекционной помощи. В современной школе постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек: 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%). Из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий [2; 4].
В современном обществе широко распространены акцентуации: гипертимность, циклоидность, лабильность, интровертированность и др. Для гипертимных подростков характерна демонстрация своих возможностей. Для циклоидов присущи субдепрессивные состояния, которые проявляются снижением настроения и работоспособности, раздражением. Лабильные подростки чутки ко всякого рода знакам внимания, похвалам. Интровертированность — это замкнутость, недостаток интуиции и сопереживания в процессе общения [2; 5; 6].
Акцентуации личности, как варианты нормы, играют важную роль в формировании характера подростка, выступая преморбидным фоном для развития нервно-психических расстройств и устойчивости социальной адаптации. Известно, что структура личности является генетически детерминированной, поэтому психологические типы представляют собой некую комбинацию высокой или низкой оценки экстраверсии-интроверсии вместе с высокой или низкой оценкой нейротизма-стабильности [1; 7; 9].
Современным подросткам 15-летнего возраста свойственны «выученная» беспомощность, кардинальная смена настроений, рафинированный инфантилизм, нежелание взрослеть, т.к. у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, миру взрослых и родителей. Образованность в понимании детей, их настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами. Но при этом эмоциональные и нравственные ценности занимают последние места в этой иерархии [8].
Ведущая медико-социальная проблема века — психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т.д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной. Исследованиями последних лет установлено, что неблагоприятные социальные факторы приводят к заострению слабых сторон типов личности и нивелируют их сильные [1; 3; 4].
Поведение подростка как в обыденной жизни, так и при экстремальных ситуациях определяет тревожность, оптимальный, желательный уровень которой обеспечивает активную деятельность личности. Различные уровни ситуативной и личностной тревожности приводят или к социально-психологической дезадаптации, или способствуют высокому уровню социально-психологический адаптации, проявляющемуся в принятии себя и окружающих, внутренней комфортности [3; 7].
Оптимальное представление о своих возможностях является важным фактором личностного развития и позволяет подростку испытать гордость за себя, определить степень удовлетворенности собой. Завышенная самооценка указывает на личностную незрелость, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности. Информативным показателем, свидетельствующим о социально-психологическом благополучии подростков, является самооценка здоровья, причем она напрямую связана с осознанием собственных усилий для его поддержания [2; 8].
Уровни социальной адаптированности и вегетативной лабильности определяют характер адаптации подростка. Низкие показатели социальной адаптированности, свидетельствующие о сложной адаптации, характерны для подростков, испытывающих затруднения в общении со сверстниками, учителями или родителями. Высокий уровень вегетативной лабильности имеют дети и подростки с большим числом жалоб различного характера, плохо переносящие повышенные нагрузки любого характера [6; 7].
Цель исследования
Установить особенности психологического здоровья учащихся старших классов в зависимости от профилизации обучения.
Материал и методы исследования
В исследовании приняли участие 243 девушки и 239 юношей в возрасте 16-17 лет, обучавшихся в профильных классах: общеобразовательных (ОК, I группа), с углубленным изучением компьютерных программ (КК, II группа) и спортивных (СК, III группа). В I группе было 74 девушки и 89 юношей, во II – 98 девушек и 81 юноша, в III – 71 девушка и 69 юношей. Психологическое здоровье оценивалось по типам акцентуации личности (А. Личко), определению экстра-интровертированности, нейротизму (опросник Айзенка), уровням ситуативной и личностной тревожности (опросник Спилбергера), по выявлению социальной адаптированности и вегетативной устойчивости (Гавлинова), по самооценке личных качеств и уровню притязаний (А.М. Прихожан) [2]. Математическая обработка материала исследования осуществлялась с помощью пакета статистических функций табличного процессора Microsoft Excel 2010. Оценка достоверности различий полученных результатов проводилась с помощью метода φ для определения доверительных границ долей (процентов).
Результаты исследования и их обсуждение
Преимущественным типом акцентуации у старшеклассников обоего пола был гипертимный (табл. 1). Чаще всего этот тип акцентуации встречался у юношей, обучающихся в спортивных классах – 69,7% (р 0,05. Во всех изучаемых классах с нормальной вегетативной устойчивостью было около половины подростков обоего пола. Высокая вегетативная устойчивость чаще выявлялась у девушек-спортсменок (38,4%). Среди юношей не выявлено достоверной разницы между классами по количеству подростков с высокой вегетативной устойчивостью и высокой лабильностью.
Распределение подростков по опроснику М. Гавлиновой, %
Источник
Автореферат и диссертация по медицине (14.01.08) на тему: Оценка состояния здоровья учащихся старших классов в условиях профильного обучения
Оглавление диссертации Сердюков, Алексей Юрьевич :: 2011 :: Саратов
Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.
Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1 Материалы исследования.
2.2 Методы исследования.
Глава 3. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ
К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
3.1 Характеристика состояния здоровья подростков второй группы здоровья.
3.2 Характеристика состояния здоровья подростков третьей группы здоровья.
Глава 4. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ ГРУПП РИСКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ
С УЧЕТОМ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ.
Глава 5. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ НА ВТОРОМ
ГОДУ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ.
5.1 Оценка некоторых показателей состояния здоровья учащихся
11-х классов с определением качества жизни.
5.2 Оценка состояния здоровья подростков из групп риска психосоматической патологии с учётом адаптационных возможностей
Введение диссертации по теме «Педиатрия», Сердюков, Алексей Юрьевич, автореферат
Состояние здоровья подрастающего поколения в нашей стране в последние годы представляет собой серьезную государственную проблему, от решения которой во многом зависит дальнейшее экономическое и социальное благополучие общества. Социальные и экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации в последние 10-15 лет, недостаточная эффективность отечественной системы здравоохранения обуславливают системное ухудшение состояния здоровья, рост заболеваемости и смертности населения России, в том числе детей и подростков. По мнению многих авторов, негативные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков приобрели устойчивый характер. Так, за последние 5 лет общая заболеваемость детей до 15 лет увеличилась на 21,6%, подростков — на 24,1% [43, 68].
Как свидетельствуют данные официальной статистики, в России проживают 26 млн. детей, из них 13,4 млн. обучаются в образовательных учреждениях. По данным Научного центра здоровья детей РАМН, только 10% выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых [12,13,18]. Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, изучению состояния здоровья и образа жизни детей и подростков до недавнего времени не уделялось должного внимания [30, 119, 120]. Это объясняется тем, что школьники рассматривались как социальная группа, которая характеризуется наименьшим риском смертности и заболеваемости, с одной стороны, и относительно низким (по сравнению с другими группами населения) уровнем социальной и политической активности, с другой стороны.
В современной школе тесным образом переплетаются проблемы здоровья и образования. С каждым годом обучения увеличивается количество школьников, имеющих нарушения в состоянии здоровья. Интенсификация процесса обучения, качественное изменение программ обучения, введение предпрофильной и профильной подготовки школьников привели к росту психоэмоционального напряжения учащихся, росту психосоматических отклонений в состоянии здоровья. Несомненная взаимосвязь состояния здоровья учащихся и инновационных условий обучения определила актуальность исследования. В доступной литературе имеются лишь отдельные публикации, отражающие некоторые аспекты перехода к профильному обучению. Практически отсутствуют исследования комплексной оценки состояния здоровья старшеклассников, обучающихся в профильных классах, с учетом качества их жизни и возможностью проведения оздоровительных мероприятий непосредственно на базе образовательных учреждений.
Значимость проблемы состояния здоровья детей и подростков обусловлена, прежде всего, особой важностью этого возрастного периода для всей последующей жизни человека, а также наличием негативных тенденций в состоянии здоровья детской и подростковой популяции.
Проблема формирования здоровья школьников становится особенно актуальной в последние годы в связи с ростом распространенности у них функциональных нарушений и хронических заболеваний. Так, по данным Всероссийской диспансеризации детей и подростков 2002 года, именно у детей школьного возраста выявлено наибольшее число отклонений в состоянии здоровья, носящих как функциональный, так и органический характер.
Определенную роль в ухудшении здоровья детского населения сыграло проводимое в последние годы реформирование системы образования, часто не учитывающее функциональных возможностей современных школьников. Условия воспитания и обучения отличаются ростом психоэмоциональных и интеллектуальных нагрузок на фоне уменьшения времени пребывания на свежем воздухе, снижения двигательной активности, сокращения времени используемого для полноценного сна и отдыха.
Негативное влияние на состояние здоровья школьников оказывает повышенная учебная нагрузка. Особенно отрицательно она сказывается на старшеклассниках, так как в подростковом возрасте идут интенсивное развитие и перестройка всех органов и систем. У учащихся 10-х и 11-х классов самая высокая нагрузка, что обусловлено выбором будущей профессии, подготовкой к поступлению в вузы.
В связи с этим, Министерство образования подготовило проект перехода на профильную систему обучения. Под профильной подготовкой учащихся понимают перераспределение учебной нагрузки в пользу тех или иных предметов за счет сокращения учебных часов по другим дисциплинам. Переход к профильному обучению осуществляется после 9-го класса. Однако при выборе подростком профиля обучения школьный врач и психолог занимают пассивную позицию, не давая своих рекомендаций ни самим подросткам, ни их родителям. Это приводит к тому, что выбор профиля осуществляется без учёта психологических особенностей подростка и без учёта состояния здоровья, что в последующем может приводить к возрастанию психоэмоционального напряжения у подростка и стать предпосылкой для возникновения психосоматических заболеваний.
На современном этапе развития медицины качество жизни (КЖ) является одним из ключевых понятий, важнейшим критерием общего благополучия и здоровья [7, 64, 157]. Критерии, на которых основано изучение медицинских аспектов КЖ, вытекают из определения здоровья ВОЗ: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [162,163].
В настоящее время в мире все больше внимания уделяется изучению качества жизни, о чем свидетельствует ежегодное увеличение числа подобных исследований. Разработка критерия КЖ сделала возможным учет субъективного мнения человека о своем благополучии (физическом, психическом, эмоциональном), что следует отнести к знаменательным научным событиям XX века [21,90,157].
Цель исследования — на основе комплексной оценки состояния здоровья подростков, обучающихся в профильных классах, научно обосновать рекомендации по раннему выявлению и коррекции нарушений в состоянии здоровья в условиях образовательных учреждений.
1) провести комплексную оценку состояния здоровья учащихся профильных классов;
2) изучить особенности адаптации подростков к профильному обучению;
3) исследовать качество жизни старшеклассников в условиях профильного обучения;
4) определить группы риска по развитию психосоматических заболеваний и прогрессированию хронической патологии среди подростков, обучающихся в профильных классах;
5) разработать практические рекомендации по профилактике психосоматических заболеваний и прогрессированию хронической патологии у подростков, обучающихся в профильных классах.
Впервые проведено комплексное исследование состояния здоровья, адаптационных возможностей, качества жизни подростков в процессе их обучения в профильных классах. Получены новые научные данные о характере и степени влияния профильного обучения на функциональное состояние организма и качество жизни старшеклассников в зависимости от готовности подростков к профессиональному выбору. Выделены группы риска по развитию психосоматических заболеваний подростков профильных классов. Доказано, что при соответствии профиля обучения профессиональному выбору учащихся на этапе завершения среднего образования отмечается благоприятное течение процесса адаптации к обучению в профильных классах. Доказано также, что при соответствии профиля обучения профессиональному выбору учащихся показатели качества жизни остаются удовлетворительными, в то время как при несовпадении профиля обучения и профессионального выбора они ухудшаются от 10-го к 11-му классам.
Практическая значимость работы
Определены группы риска по развитию психосоматической патологии подростков, обучающихся в профильных классах. Это — подростки, не готовые 1 к профессиональному выбору в 10-м классе; подростки, профиль обучения которых не совпадает с профессиональным выбором; подростки, обучающиеся в классах военного и кадетского профилей.
Предложена методика профилактики возникновения психосоматических заболеваний у подростков, обучающихся в профильных классах. Обоснована необходимость комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся профильных классов.
Проведены апробация и внедрение программы профилактических и оздоровительных мероприятий непосредственно в образовательных учреждениях, показана их эффективность.
Основные положения, выносимые на защиту
1. В условиях профильного обучения на завершающем этапе школьного образования сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья подростков. В 10-м классе первую группу здоровья имели 3,7% подростков; вторую группу здоровья — 46,2% подростков; третью группу здоровья — 50,1% подростков. В 11-м классе первую группу здоровья имели 1,5% подростков; вторую группу здоровья — 27,1%; третью группу здоровья -61,4%; четвертую группу здоровья — 10% подростков.
2. С целью более информативной оценки состояния здоровья подростков и адаптации к условиям профильного обучения необходимо в комплексную оценку состояния здоровья включить изучение показателей качества жизни и психовегетативного статуса.
3. Ведущими факторами риска формирования психосоматической патологии в условиях профильного обучения являются неготовность подростков к профессиональному выбору и обучение в классах военного и кадетского профилей.
Внедрение в практику здравоохранения
Результаты исследования внедрены в работу отделения организации медицинской помощи детям и подросткам МУЗ «Детская городская поликлиника №8» и работу МОУ СОШ №21 и МОУ СОШ №59 г. Саратова.
Личное участие автора в получении результатов
Автор принимал непосредственное участие в клиническом обследовании школьников старших классов в условиях профильного обучения, проводил комплексную оценку состояния здоровья с учётом адаптационных возможностей и качества жизни. Автор самостоятельно формировал базу данных, проводил статистическую обработку материала и обобщение полученных результатов.
Результаты работы доложены на XI Конгрессе педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2007); XV конгрессе педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2011) и обсуждены на совместном заседании кафедр госпитальной, поликлинической педиатрии и неонатологии; пропедевтики детских болезней, детской эндокринологии и диабетологии; факультетской педиатрии; детских болезней лечебного факультета ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России».
По теме диссертации опубликовано 18 научных работ; 3 статьи в журналах, реферируемых ВАК; материалы диссертации вошли в главу монографии «Практические аспекты школьной медицины».
Структура и объем диссертации
Диссертация изложена на 130 страницах машинописного текста и состоит из введения; аналитического обзора литературы; главы «Материалы и методы», трех глав собственных исследований; заключения; выводов; списка литературы. Работа иллюстрирована 25 таблицами и 22 рисунками. Библиографический указатель включает 165 источников, 111 отечественных и 54 зарубежных.
Источник