Проект Здоровье школьника.
Исследовательский проект Здоровье школьника. Выполнила ученица 9 класса. Со своим проектом заняла 2 место в районе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Здоровье школьника. | 43.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Здоровье школьника»
Муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся
в области социально-гуманитарных наук
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
образ жизни и здоровье населения
Столярова Антонина Валерьевна
Черноусова Екатерина Александровна
учитель химии и биологии
Глава I: Что такое здоровье?
1.1 История возникновения термина «здоровье» 5
1.2 Факторы, влияющие на здоровье 6
1.3 Чтобы школьник был здоров. 8
Глава II: Мои исследования.
2.1 Статистика заболеваний учащихся за 3 года 10
2.2 Предупреждение заболеваний и несчастных случаев 12
2.4 Физическое воспитание 14
2.5 Оздоровительные мероприятия 17
2.6.Самый здоровый класс 20
В этом году я пошла в 9 класс. На уроки физкультуры я хожу, но у меня плохое зрение и мне противопоказаны большие нагрузки.
Вопрос здоровья меня интересует особенно, поэтому и была выбрана тема исследования «Здоровье школьника».
Эта тема касается не только меня, но и может быть интересна всем ребятам. В детском возрасте не задумываешься о своём здоровье, но, понимая важность сохранения и укрепление его надо говорить о здоровом образе жизни уже сейчас. Прививать устойчивые навыки сбережения здоровья, так как состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Комплексные медицинские осмотры, проведённые за последние годы в школе, показывают, что хроническая патология школьников находится на крайне высоком уровне (93 — 95 %). Лишь 5 — 7% из общего числа обследуемых детей являются здоровыми.
Объект моего исследования — школьник, а предмет исследования: здоровье школьника.
Исследуя данную тему, я поставила следующую цель:
Обратить внимание учащихся на сбережение своего здоровья.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать литературу, которая даёт ответ на вопрос, что такое здоровье и здоровый образ жизни.
2. Изучить фонды школьной библиотеки по здоровьесберегающим технологиям.
3. Провести интервью у медицинского работника школы, по изучению вопроса состояния здоровья учащихся школы.
4. Описать мероприятия, проводимые в школе по укреплению здоровья.
5. Познакомить учеников моего класса с моими исследованиями и попытаться пробудить у них интерес к укреплению своего здоровья.
Основу гипотезы составило следующее предположение: укрепление здоровья с раннего детства формирует здоровую личность.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ литературы, анкетирование, беседы, наблюдение, интервьюирование.
В содержательной части работы описаны проведённые мною исследования, в приложении имеется дополнительный материал по пропаганде здорового образа жизни.
Глава I Что такое здоровье
В очень отдалённые времена здоровье определяли как отсутствие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит, он здоров.
Здравствуйте. При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово. Это приветствие родилось из выражения «я здравствую тебя», то есть «желаю тебе здоровья».Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. «Жизнь долга, если она здоровья полна».
Новое определение понятия «здоровья» было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения в 1940 году. Здоровье в Уставе Всемирной организации здравоохранения определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».[7, стр.35]
Таким образом, здоровье человека — это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Можно без преувеличения сказать, что культура человека начинается, прежде всего, с поддержания чистоты своего тела и своего жилища.
Определённый набор знаний, усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.
Здоровье — это неотъемлемое условие в любой области деятельности человека — материальной или духовной. Нередко можно услышать: «Было бы здоровье, а остальное приложится». С этим утверждением трудно не согласиться. Общая культура человека во многом формирует его образ жизни.
Под здоровым образом жизни следует понимать такое поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах. Образ жизни — это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья.
Здоровый образ жизни — это поведение человека, которое отражает определённую жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнение норм, правил и требований личной и общей гигиены.
Один из главных показателей здоровья — продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть долголетия. В конце XX века средняя продолжительность жизни в России составила 71 год у женщин и 57 лет у мужчин.
1.2. Факторы, влияющие на здоровье
В течение всей жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды организма. Их такое большое количество, что, вероятно, невозможно перечислить все, точно определить, какой фактор совершенно безвреден, а какой очень вреден для человека. Видимо, многое зависит от меры воздействия. Однако, несмотря на столь широкое разнообразие факторов, можно все факторы ранжировать в порядке их значимости для здоровья не только отдельного человека, но и человечества в целом. Такая попытка была сделана Всемирной организацией здравоохранения (здравоохранение – система общественных и государственных социально – экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения) несколько лет назад.
В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное, существенное влияние на современного человека. Особого внимания заслуживает упоминание четырёх факторов:
1. Гиподинамия (недостаток движения);
2. Неправильное питание (прежде всего избыточный вес);
3. Вредные привычки (употребление алкоголя, никотина, наркотиков и других химических веществ);
Если первые три фактора зависят непосредственно от самого человека, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем зависит от совместных усилий многих стран. Неблагоприятное влияние первых трёх факторов есть результат неправильного поведения самого человека, недостаточного воспитания, отсутствия у него простых и ясных знаний о разрушающем действии на здоровье каждого фактора в отдельности.
1.3. Чтобы школьник был здоров.
Неожиданно холодная пора вновь заставила снова задуматься о здоровье детей. И было бы гораздо лучше, если бы они росли крепкими, закалёнными и выносливыми. Чтобы не думали о врачах и лекарствах, а развивались и учились всем на радость. Но что делать, если болезнь всё-таки настигла? Как помочь ребёнку избежать грозных осложнений? Что должна знать и уметь грамотная, нет, правильнее сказать, заботливая мама, чтобы ребёнок не оказался на больничной койке?
Сколько угодно случаев, когда, как говориться, «мама не доглядела». И речь идёт даже не о конкретных симптомах болезни, а об общем образе жизни ребёнка, который должен быть, в первую очередь, здоровым, и обеспечить это должны родители.
Во-первых, нужно следить за тем, как ребёнок одет. И если со старшеклассниками вопросы одежды обсуждать бывает трудно, то в начальной и средней школе контролировать данный вопрос вполне возможно. Ребёнок должен быть одет удобно, по погоде, а самое главное — в одежду, которая ему нравится. Ведь куртку, которая не по душе, он снимет тихонько за первым же углом. Снимет и, естественно, переохладится.
Во-вторых, школьник должен правильно питаться, а это означает не бутерброды с чаем, а полноценный горячий обед. И запомните, благом для ребёнка являются не экзотические фрукты, которые он поедает с удовольствием и в огромных количествах, а местные фрукты и овощи, выращенные в родном регионе, не соки из пакета, а сваренные мамиными руками компоты. И вообще, чем проще блюдо, тем оно полезнее для здоровья.
Для того чтобы ребенок не болел, есть одно главное средство — его надо любить. А это значит — не отмахиваться от его проблем, в том числе связанных со здоровьем. Ребёнок, которого любят, будет и правильно одет, и вкусно накормлен, и вовремя уложен спать. Ещё любящий родитель всегда найдёт время для того, чтобы погулять со своим чадом или сводить его в бассейн. Все эти моменты: питание, режим дня, здоровый сон, активный отдых — являются главными составляющими здоровья детей. И без них любые усилия любого доктора очень часто бывают безрезультатными. Врачи всегда помогут ребёнку, но многое, очень многое, зависит от родителей.
Глава II Мои исследования
2.1. Статистика заболеваний среди учащихся МОУ СОШ № 3.
Беседуя с медицинским работником школы Верёвкиной В.И., я сделала следующую таблицу заболеваний учащихся за 3 года. 9-11 класс.
Источник
Проект «Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьника».
проект на тему
Цель: установить взаимосвязь между образом жизни школьников и состоянием их здоровья, выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье учащихся.
Задачи:
1. Установить влияние образа жизни на состояние здоровья.
2. Оценить состояние здоровья учащихся.
3. Выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.
Основные методы: изучение теоретических основ, выполнение практических работ, анализ, сравнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_otsenka_sostoyaniya_zdorovya.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьника».
Цель: установить взаимосвязь между образом жизни школьников и состоянием их здоровья, выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье учащихся.
- Установить влияние образа жизни на состояние здоровья.
- Оценить состояние здоровья учащихся.
- Выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.
Основные методы: изучение теоретических основ, выполнение практических работ, анализ, сравнение.
I этап: изучение теоретических основ
Здоровье – совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей. Справедлива поговорка: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял». Но всегда ли мы бережно относимся к здоровью, укрепляем его?
На сегодняшний день в России лишь 14 % детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 -40% — хронические заболевания. Особенно тревожит заболевание детей и подростков туберкулёзом. Несомненно, что это отразится и на здоровье последующих поколений.
У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.
Пагубное влияние на здоровье оказывают алкоголь, наркотики, табак.
Около 7,5 млн детей России страдают заболеваниями нервно-психической сферы, хотя основная масса таких детей обучается в обычных классах.
Среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды. Это большая наполняемость классов; низкий уровень освещенности в помещениях школ; перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; неблагополучие психологического климата школьных коллективов; неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки.
Неоправданно завышенный объем учебных программ, большие размеры учебников, их качество резко увеличивают число больных учеников. К этому же ведет несоответствие мебели и оборудования гигиеническим нормам, загрязнение воздуха в школьных помещениях. Усугубляет положение отсутствие у большинства руководителей школ и учителей специальных знаний и умений по элементарной диагностике состояния здоровья детей, по организации учебно-воспитательной работе с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья.
Помогает сохранить здоровье четкий режим дня. Прием пищи, сон, гигиенические процедуры и другое должны происходить в одно и то же привычное время. Благодаря четкому режиму человек не испытывает перегрузки, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается.
Укрепляет здоровье высокая двигательная активность. Современный человек мало двигается. Постоянно сокращается доля немеханизированного труда в промышленности и сельском хозяйстве, развиваются средства транспорта, телевидение и компьютеры в значительной степени обеспечивают потребность человека в зрелищах.
В последние десятилетия в научной литературе и в периодической печати довольно распространенным стало слово «гиподинамия». Гиподинамия – это недостаточная физическая нагрузка. Это состояние превратилось в характерную особенность образа жизни многих людей. В наше время люди преждевременно умирают в основном от болезней сердечно-сосудистой системы. Причем распространенность сердечно-сосудистых заболеваний особенно велика среди тех, кто занят работой, не требующей физических усилий, кто мало двигается.
Ослабляют здоровье неупорядоченный режим, малая подвижность, несоблюдение правил личной гигиены, нерациональное питание и такие вредные привычки, как курение и употребление алкоголя.
При деятельности человека в трудных условиях, предъявляющих его организму повышенные требования, у него может развиваться стресс. Так называют состояние напряжения у человека в условиях, требующих перестройки его деятельности на белее высокий уровень, необходимый для успешного решения возникших перед ним задач. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное действие. В частности, он увеличивает вероятность заболеваний сердечно-сосудистой и других систем. Поэтому каждому человеку необходимо научиться правильно вести себя в условиях стресса. Для этого следует овладеть навыками самоконтроля, в любых условиях стремиться к соблюдению привычного режима дня, выработать умение своевременно переключаться с одного вида деятельности на другой.
II этап: практическая часть
Практическая работа №1
«Оценка состояния здоровья школьников»
Цель : научиться оценивать функциональное состояние организма, используя объективные и субъективные показатели здоровья; на основании анализа результатов наблюдений выявить зависимость состояния здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.
Требования к выполнению практической работы.
Проводить самооценку состояния здоровья необходимо ежедневно, в течение 1 – 2 недель, четко фиксируя результаты в таблице.
После заполнения таблицы следует проанализировать полученные данные и сделать соответствующие записи в тетради.
После выполнения практической работы сформулируйте вывод о характере зависимость состояния вашего здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.
Оцените психосоциальные условия жизни и свой режим дня за текущий день. Результаты самонаблюдений внесите в таблицу 1.
Подсчитав сумму баллов по пунктам 1 – 7 таблицы, сделайте вывод о функциональном состоянии вашего организма:
- если сумма баллов равна (+7 — +5) – высокий уровень здоровья;
- если сумма баллов равна (+4 — +3) – средний уровень здоровья;
- если сумма баллов равна +2 и менее – низкий уровень здоровья.
Оцените особенности психосоциальных условий жизни (благоприятные/ неблагоприятные) – пункт 8 таблицы.
Оцените соответствие вашего режима дня гигиеническим требованиям к режиму дня школьника – пункт 9 таблицы.
Проанализировав полученные в процессе наблюдений данные, ответьте на вопросы: влияют ли психосоциальные условия жизни на состояние вашего здоровья? Каков характер этого влияния? Влияет ли режим дня на состояние здоровья? Каков характер данного влияния?
Выявите, на какие показатели здоровья (аппетит, настроение, самочувствие и др.) в наибольшей степени влияет нарушение режима дня и ухудшение психосоциальных условий жизни.
По итогам работы сформулируйте вывод.
При подведении итогов учащиеся обязательно примут участие в обсуждении вопросов о том, можно ли избежать стрессов, как с ними бороться, как управлять своими эмоциями, стоит ли менять привычный режим дня и как правильно это сделать без ущерба для здоровья. А это уже благоприятная почва, чтобы изучаемые в дальнейшем валеологические знания были для них личностно значимыми.
Самооценка психосоциальных условий жизни и режима дня за текущий день
Источник