Учебно — исследовательский проект «Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьников»
Данна проектная работа представлена исследованиями (практические работы, анкетирование, опрос и т.д.). Результаты представлены в виде презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практические исследования — текст проекта | 254.82 КБ |
Презентация проекта | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
- Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьников… 6
- Оценка состояния здоровья школьников………………………… 6 — 9
- Определение влияния образа жизни на состояние здоровья…. 10 — 13
Здоровье – совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей. Справедлива поговорка: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял». Но всегда ли мы бережно относимся к здоровью, укрепляем его?
На сегодняшний день в России лишь 5 — 10% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% — хронические заболевания.
У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.
Пагубное влияние на здоровье оказывают алкоголь, наркотики, табак.
Около 7,5 млн детей России страдают заболеваниями нервно – психической сферы, хотя основная масса таких детей обучается в обычных классах.
Среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды. Это большая наполняемость классов; низкий уровень освещенности в помещениях школ; перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; неблагополучие психологического климата школьных коллективов и многое другое.
Усугубляет положение отсутствие у большинства руководителей школ и учителей специальных знаний и умений по элементарной диагностике состояния здоровья детей, по организации учебно – воспитательной работы с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья.
В последние десятилетия в научной литературе и в периодической печати довольно распространенным стало слово «гиподинамия» (недостаточная физическая, силовая нагрузка). Это состояние превратилось в характерную особенность образа жизни многих людей. В наше время люди преждевременно умирают от болезней сердечно – сосудистой системы. Причем распространенность сердечно – сосудистых заболеваний особенно велика среди тех, кто занят работой, не требующей физических усилий, кто мало двигается.
Ослабляют здоровье неупорядоченный режим, малая подвижность, несоблюдение правил личной гигиены, нерациональное питание и такие вредные привычки, как курение и употребление алкоголя.
При деятельности человека в трудных условиях, предъявляющих его организму повышенные требования, у него может развиваться стресс. Так называют состояние напряжения у человека в условиях, требующих перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникших перед ним задач.
Чтобы успешно адаптироваться в современных условиях жизни, следует овладеть навыками самоконтроля, в любых условиях стремиться к соблюдению привычного режима дня, выработать умение своевременно переключаться с одного вида деятельности на другой и т.д.
За годы обучения количество здоровых школьников снижается. В то же время известно, что всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние ЦНС, обусловливая падение работоспособности и высокую утомляемость и, как следствие, снижает успеваемость. Недаром В.А. Сухомлинский, в равной степени внимательный как к интеллектуальному развитию учеников, так и к их здоровью, отмечал, что замедленное мышление – это во многих случаях следствие общего недомогания. У становлено, что дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, обладают слабой успеваемостью вне зависимости от системы обучения. Он также указывал на связь показателей здоровья, умственной работоспособности и успешности овладения детьми школьной программой.
По результатам медицинских исследований выявлены следующие показатели:
а) высокий уровень здоровья имеют всего 30% обучающихся;
б) средний уровень здоровья – 50% обучающихся;
в) низкий уровень здоровья – 20% обучающихся (см. Приложение, диаграмма №1).
Таким образом, результаты исследования оказались неутешительными. В результате опроса школьников учеными – исследователями в разных регионах России были получены следующие данные:
а) образ жизни, способствующий укреплению здоровья, ведут всего 22% учащихся;
б) образ жизни, направленный на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствующий его укреплению, — 24% учащихся;
в) образ жизни, направленный на разрушение здоровья, — 54% учащихся (см. Приложение, диаграмма №3).
На основании этих данных мы выдвинули гипотезу , что в нашей школе в результате опроса и наблюдений будут получены примерно такие же показатели, т.к. условия развития детей в нашей стране примерно одинаковые.
Цель: выявить состояние здоровья учащихся Домодедовской СОШ №1.
- Установить влияние образа жизни на состояние здоровья;
- Оценить состояние здоровья учащихся;
- Выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.
Для достижения поставленной цели были проведены практикумы – наблюдения с последующим анализом.
План выполнения исследований.
Исследования проводились в несколько этапов:
- Подготовительный – изучение соответствующей литературы;
- Организационный – подбор участников;
- Анкетирование – опрос учащихся;
- Аналитический – обработка результатов исследований;
- Информационно – практический – ознакомление классных руководителей, руководства школы, учащихся с результатами исследований.
Проект состоит из пяти частей:
Во введении изложены: актуальность, проблематичность, цель, задачи и гипотеза исследования.
Основная часть — само исследование, где подробно изложена практическая деятельность исполнителей проекта. В нее вошли практикумы – наблюдения с последующим анализом:
— Практическая работа №1 «Оценка состояния здоровья школьников» (участники проекта – учащиеся 5 – 9 классов).
Цель: научиться оценивать функциональное состояние организма, используя объективные и субъективные показатели здоровья; на основании результатов анализа результатов наблюдений выявить зависимость состояния здоровья от особенностей психо – социальных условий жизни и режима дня.
— Практическая работа №2 «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья» (участники проекта – учащиеся 5 – 9 классов).
Цель: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья.
Также основная часть несет обобщающий смысл. В ней представлена практическая и социальная значимость данной работы.
Затем следует заключение в виде выводов и рекомендаций.
Библиография включает 9 источников.
В приложении – диаграммы результатов исследований.
1. Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьников.
1.1 Оценка состояния здоровья школьников.
Практическая работа №1 «Оценка состояния здоровья школьников» (участники проекта – учащиеся 4 – 9 классов, всего 127 чел.).
Цель: научиться оценивать функциональное состояние организма, используя объективные и субъективные показатели здоровья; на основании результатов анализа результатов наблюдений выявить зависимость состояния здоровья от особенностей психо – социальных условий жизни и режима дня.
Требования к выполнению практической работы: проводить самооценку состояния здоровья необходимо ежедневно, в течение 1 – 2 недель, четко фиксируя результаты в таблице. После заполнения таблицы следует проанализировать полученные данные. После выполнения практической работы необходимо сформулировать вывод о характере зависимости состояния здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.
Ход работы: Оцените психосоциальные условия жизни и свой режим дня за текущий день. Результаты самонаблюдения занесите в таблицу №1.
Самооценка психосоциальных условий жизни и режима дня
Источник
Исследовательская работа на тему: «Состояние здоровья школьников»
специалист в области арт-терапии
Анализ используемой литературы……………………………………………..
Исследование состояния здоровья школьников……………….……
1 Состояние физической культуры в РФ и в МБОУ СОШ № 5..……….
2 Состояние здоровья школьников МБОУ СОШ № 5..………………….
3 Характеристика диагностических методов……….
4 Описание методики исследования……………….………………………
5 Результаты исследования………………………….…………………….
детском возрасте не задумываешься о своём здоровье, но, понимая важность его сохранения и укрепления надо говорить о здоровом образе жизни уже сейчас. Прививать устойчивые навыки сбережения здоровья, так как состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Физически здоровых детей в школу приходит с каждым годом меньше.
Длительное невнимание руководства страны к проблеме спорта и здорового образа жизни привело к снижению количества детей, занимающихся в спортивных секциях.
Цель нашего исследования — оценить с помощью тестов показатели физического и умственного развития учащихся МБОУ СОШ № 5
сравнить показатели в группах учащихся, активно занимающихся различными видами спорта и учащихся, не занимающихся регулярно спортом.
Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования. Цель работы: изучить влияние регулярных занятий спортом на
развитие учащихся МБОУ СОШ № 5, для того, чтобы учащиеся могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.
Объектом исследования являются показатели физического здоровья и умственного развития: масса тела, рост учащихся, объем грудной клетки, пульс, давление, внимание, память.
Предмет изучения – антропометрические данные и психические процессы учащихся МБОУ СОШ № 5.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач :
1. Научиться оценивать показатели физического развития с помощью измерений и расчетных формул.
Освоить методики определения пульса, артериального давления,
определения энергозатрат по частоте сердечных сокращений.
Используя простейшие методики, научиться оценивать состояние сердечнососудистой системы у учащихся-спортсменов, и у учащихся, не занимающихся спортом.
Оценить высшую нервную деятельность у учащихся двух групп по состоянию кратковременной памяти, уровню внимательности и сосредоточенности, объему восприятия. На основе полученных результатов сделать выводы и разработать рекомендации для учащихся.
Основу гипотезы составило следующее предположение: активные занятия спортом способствуют повышению уровня физической подготовленности школьников.
процессе исследования использовались следующие методы:
анкетирование, анализ литературы, объяснительно-иллюстративный метод, метод практических действий, индивидуальная и групповая работа.
содержательной части работы описаны проведённые исследования, в приложении имеется дополнительный материал по пропаганде здорового образа жизни.
мультимедийные, исследования, развитие познавательных интересов, коллективного и группового обучения.
Ожидаемые результаты: овладение учащимися диагностическими методами оценки здоровья, умение оценивать состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.
Практическая значимость исследования: объективная оценка здоровья учащихся; рекомендации школьникам по сохранению и укреплению здоровья.
1.4 Описание методики исследования Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе изучили проблему, определили цель и задачи теоретической и экспериментальной работы, отобрали наиболее оптимальные экспресс — диагностические способы оценки здоровья. Перед началом эксперимента мы изучили состояние здоровья учащихся испытуемого класса по медицинским показаниям и уровень физической подготовленности по результатам тестирования.
На втором этапе исследования провели тестирование и эксперимент, обработали данные экспериментальной работы, обобщили результаты исследования.
На третьем этапе оформили результаты исследования.
Исследование проводилось на уроках физической культуры в 7А,7Б, 7В классах. В экспериментальную группу были включены юноши и девушки, занимающиеся различными видами спорта, в контрольную – учащиеся, не занимающиеся активно спортом.
Данная работа относится к прикладным исследованиям, в ходе выполнения работы ученики 7-х классов освоили методики определения своего физического, физиологического состояния и показателей высшей нервной деятельности. Результаты этих исследований помогли ученикам объективно оценить состояние своего здоровья и изменить количество физической нагрузки в режиме дня.
С учащимися было проведено тестирование (см.Приложение, таблицы
1-4): определение объема кратковременной памяти, определение
внимательности и сосредоточенности, функционирование нервной системы в
покое. Мы применяли тесты на выявление образной памяти и на объем
механического запоминания (см. Приложение с. 33-35).
Источник
Исследовательская работа по биологии «Оценка состояния здоровья обучающихся»
специалист в области арт-терапии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МР ЕРМЕКЕЕВСКИЙ РАЙОН
МОБУ ООШ С. СТАРОТУРАЕВО
Оценка состояния здоровья учащихся МОБУ ООШ с.Старотураево
Гибаева Гульназ Фанилевна,
обучающаяся 9 класса
МОБУ ООШ с. Старотураево
Мухаметгалеева Файруза Рифгатовна
МОБУ ООШ с. Старотураево
I Теоритический обзор заболеваний подросткового возраста ………………………………………………………………… . 5
Группы здоровья и их критерии ……………………………………. 5
Наиболее распространенные заболевания подросткового возраста..6
Нарушения опорно-двигательного аппарата ……………………. 7
Заболевания органов зрения ………………………………………….9
Заболевания желудочно-кишечного тракта …………………………10
II исследование состояния здоровья школьниСков
2.1. Состояние здоровья обучающихся в Мобу оош с.Старотураево …………………………………………………………11
Проблема состояния здоровья подростков актуальна сейчас как никогда. Современный ритм жизни и состояние окружающей среды оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье детей. Одной из причин нарушения здоровья детей является интенсивность образовательного процесса.
Согласно результатам исследований российских ученых, стрессу сегодня постоянно подвержены 80% школьников. Также по итогам Всероссийской диспансеризации РФ у школьников отмечены заболевания: органов дыхания и пищеварения, эндокринной и костно-мышечной системы. Но в числе лидеров – функциональные расстройства сердечно -сосудистой системы. Школа имеет длительное и непрерывное влияние на здоровье учащихся, так как в образовательном учреждении дети и подростки проводят не менее 1/3 суток, выполняя интенсивную умственную работу в определенных эколого-гигиенических условиях. Данные многочисленных исследований свидетельствуют о неблагоприятной динамике показателей здоровья детей по мере получения школьного образования. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья ив 3 раза увеличивается число учащихся с заболеваниями органов пищеварения. Процент здоровых учащихся к окончанию общеобразовательных школ составляет менее 10% от общего числа выпускников,
50% имеют хронические заболевания и 40% относится к группе риска. Также к ухудшению здоровья учащихся ведут: компьютеризация, интенсификация обучения, снижение двигательной активности, перегрузка учебными занятиями и неудовлетворительная организация учебного процесса.
Актуальность исследования: в своей работе я решила проанализировать заболевания, которые наиболее часто встречаются у подростков выявить причины их возникновения. В первую очередь это: нарушения опорно- двигательного аппарата, заболевания желудочно- кишечного тракта, зрения и сердечно сосудистой системы.
Я считаю, что изучение болезней детей на ранней стадии ведет к их профилактике и предупреждении в будущем их хронического обострения. В будущем, я хочу стать врачом- педиатром, поэтому эта работа станет первым шагом в осуществлении моей мечты.
Цель работы: изучить и проанализировать наиболее распространенные заболевания современных подростков на примере учащихся МОБУ ООШ с.Старотураево, выявить причины их возникновения.
Гипотеза: я предполагаю, что % встречаемости заболеваний, таких как, нарушение опорно- двигательного аппарата, зрения и нарушения желудочно — кишечного тракта, увеличивается пропорционально возрасту учащегося.
1.Исследовать литературу по данному вопросу.
2.Провести анализ мониторинга состояния здоровья обучающихся МОБУ ООШ с.Старотураево, используя данные медицинских карт обучающихся.
3. Предложить рекомендации по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Предмет исследования: состояние здоровья обучающихся МОБУ ООШ с. Старотураево, с 1 по 9 классы.
Методы исследования: наблюдение, опрос, анализ документов.
I Теоретический обзор заболеваний подросткового возраста
1.1 Группы здоровья и их критерии
Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков являются актуальной проблемой современности. Неуклонно снижается число практически здоровых и растет число детей, страдающих хроническими болезнями и инвалидов. Ученые рассматривают это явление как национальную трагедию России. Часто можно слышать термин «школьные болезни» в связи с влиянием внутришкольной среды на здоровье учащихся. Интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными санитарно-гигиеническими условиями обучения, неполноценным питанием приводит к тому, что за время учебы большая часть детей из групп риска переходят в III, IV группы здоровья, что свидетельствует о формировании стойкой хронической патологии. Лишь 28% современных школьников врачи относят к первой группе здоровья, около 60% – ко второй, а 13% детей серьезно больны. Учащиеся могут быть отнесены к одной из пяти групп здоровья (Приложение 1 табл. 1).
На основании результатов медицинского осмотра учащихся врач делает заключение о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ученика. На основании медицинского заключения все школьники распределяются для занятий физической культурой на три группы: основную, подготовительную и специальную. Поступившие в образовательное учреждение дети I и II групп здоровья, находятся на общих основаниях, испытывают интеллектуальные и физические нагрузки без ограничений в соответствии с образовательной программой. Ребятишкам из III группы, посещающим то же учреждение, требуется специальное питание, ограниченная физическая нагрузка, Дети с IV группой здоровья в большинстве случаев определяются в специализированные учреждения, а дети V группы зачастую не посещают их, для таких деток может быть предусмотрено домашнее либо дистанционное обучение
Изучая данные мониторинга состояния здоровья детей обратила внимание, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10%, у значительной части обследованных детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения. При этом первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки, уплощение стопы, последствия перенесенного рахита). На втором ранговом месте находятся нарушения со стороны органов пищеварения (кариес, дискинезии желчевыводящих путей), диагностирующиеся более чем у половины детей. У многих дошкольников регистрируются отклонения со стороны системы кровообращения (систолический шум, нарушение сердечного ритма, тенденция к гипотонии), заболевания лор-органов. Отмечены негативные тенденции роста распространенности нарушений нервно-психического здоровья, а также значительное возрастание аллергопатологии.
По результатам выборочных углубленных обследований, проведенных НИИ ГиОЗДиП «НЦЗД» РАМН в течение последних 7 лет, было установлено, что в Москве к I-ой группе здоровья можно отнести не более 5-7% детей, ко II-ой группе 40-45%, к III-ей группе здоровья 50-55% дошкольников.
1.2 Наиболее распространенные заболевания подросткового возраста
Сердечно – сосудистые заболевания.
По количественному соотношению сердечно — сосудистые (СС) заболевания занимают первое место среди всех подростковых недугов и составляют — 35,9%. Основными заболеваниями сердечно-сосудистой системы являются:
пролапс митрального клапана (ПМК), составляющий 47,1%,
нейроциркуляторная дистония (НЦД) — 26,8%,
вегето-сосудистая дистония (ВСД) — 17,9%.
Болезни сердца у подростков.
Пролапс митрального клапана (ПМК) — это выбухание, выпячивание одной или обеих створок митрального клапана сердца (отделяющего левое предсердие от левого желудочка) в полость левого предсердия во время сокращения левого желудочка. Он является довольно распространенным заболеванием — встречается у 15-25 процентов людей. У женщин в 9-10 раз чаще, чем у мужчин. Выявляется обычно в молодом возрасте ( 15-30 лет).
Подростковые болезни ВСД или НЦД — объединяют разнообразные состояния, развивающиеся у молодых людей в результате нарушений нервной регуляции сосудистого тонуса. Синдром ВСД возникает обычно после перенесенных инфекционных заболеваний типа гриппа, аденовирусных инфекций, некоторых заболеваний нервной системы
Синдром ВСД или НЦД представляет собой проявление сердечно-сосудистого невроза, связанного с расстройством функции нервных механизмов регуляции кровообращения и являющегося результатом общего невроза . Одной из первых на мышечную деятельность реагирует сердечно-сосудистая система, которая закономерно изменяется при адекватных раздражениях.
Рационально построенные физические нагрузки способствуют прочному переходу к состоянию компенсации и полному восстановлению функции сердечно-сосудистой системы.
1.3. Нарушения опорно- двигательного аппарата.
Быстрый рост длинных трубчатых костей и закрытие эпифизарных зон роста иногда приводят к ортопедическим нарушениям. В период пубертатного ускорения роста может начаться:
1. Остеохондропатия головки бедренной кости (чаще встречается при ожирении). Остеохондропатия — устаревшее обозначение группы заболеваний костей с поражением эпифизов, наблюдающихся в детском и юношеском возрасте и характеризующихся неинфекционным невоспалительным нарушением роста костей.
2. К заболеваниям подросткового возраста относят остеохондропатию бугристости большеберцовой кости (болезнь Осгуда — Шлаттера). Болезнь Осгуда — Шлаттера — асептический некроз бугристости большеберцовой кости. Возникает у детей 10-15 лет, чаще у мальчиков. Лечение консервативное: покой, физиотерапия.
3. Опухоли костей. Очень часты переломы.
4. Сколиоз (искривление позвоночника).
5. Асимметрия развития мышц и костей.
6. Уплощение грудной клетки.
7. Плоскостопие. К этой болезни приводят нарушения формирования костей и ослабление связок стопы. Стопа деформируется, ее своды становится недостаточно высоким, и нога касается пола почти всей подошвой (не имеет внутренней выемки).
Обычное положение тела во время ходьбы, стояния, сидения и работы называют осанкой. Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника, правильными его изгибами, симметричным размещением лопаток, плеч, прямым содержанием головы, прямыми ногами без уплощения стоп. При правильной осанке оптимально функционирует система органов движения, правильно размещены внутренние органы, правильное положение центра тяжести тела.
Причинами нарушения осанки является ослабление мышц и связок в целом.
Этому способствуют отсутствие физических тренировок, систематическое неправильное положение тела, различные заболевания (например, рахит). С самого начала обучения в школе на организм ребенка негативно влияют уменьшение двигательной активности, увеличение статической нагрузки (поза сидя), ношение портфеля в одной руке, сидения сгорбившись т.д.
Осанка интенсивно формируется в 6-7 лет. При отсутствии внимания со стороны учителей и родителей дефекты, возникшие в дошкольный период и в младшем школьном возрасте, особенно прогрессируют в период полового созревания.
Неправильная осанка отрицательно влияет на развитие внутренних органов (например, искривление позвоночника нарушает работу сердца, сказывается на работе крупных сосудов). При появлении нарушений осанки, плоскостопия, необходимо обязательно обратиться к врачу.
1.4. Заболевания органов зрения
Близорукость имеет научное название миопия (от греч. «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение) — недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо — отдаленные; это происходит в том случае, если глазное яблоко слишком длинно или слишком велик угол, под которым преломляются световые лучи в хрусталике. При близорукости входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета собираются не на сетчатке (что нужно для ясного зрения), а перед ней.
Истинная близорукость связана с увеличением переднезаднего размера глазного яблока, так что световые лучи фокусируются хрусталиком перед сетчаткой, и четкого видения удаленных предметов нет.
Ложная близорукость возникает в результате спазма аккомодационной глаза при чрезмерной нагрузке.
Близорукость проявляется в снижении отчетливого видения удаленных предметов, а ложная близорукость сопровождается еще и головной болью, утомляемостью во время чтения и письма, болью в глазах.
Дальнозоркость (гиперметропия) (от греч. «гиперметроз» — чрезмерный и «опсис» — зрение) — недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии. Дальнозоркость может быть обусловлена меньшей длиной глаза по сравнению с длиной нормального глаза. Корректируют дальнозоркость с помощью собирающих линз. С возрастом, в основном из-за уплотнения хрусталика, теряющего способность достаточно сжиматься, ближняя точка ясного видения удаляется от глаза. Это явление называется старческая дальнозоркость.
Причины нарушения зрения
— Умственное, психическое напряжение;
— Неправильный режим дня: беспорядочный образ жизни, систематическое недосыпание, злоупотребление просмотром телевизора, долгой работой за ПК и с дисплеем сотового телефона;
1.5. Заболевания желудочно- кишечного тракта.
С 1992 по 2002 г. отмечен рост распространенности болезней органов пищеварения среди подростков от 15 до 18 лет – в 1,7 раза, а болезни верхних отделов занимают значительный удельный вес среди всей патологии желудочно–кишечного тракта.
Вопросы профилактики гастроэнтерологических заболеваний среди детей и подростков тесно смыкаются с вопросами раннего выявления и определения факторов риска формирования данной патологии для разработки научно обоснованных методов профилактики.
Изучены социально–гигиенические, экономические, медико-биологические факторы, способствующие формированию заболевания у подростков.
К социально – гигиеническим отнесены факторы, определяющие образ жизни семьи и подростка. Питание, как фактор, воздействующий на состояние здоровья человека, играет огромную роль в процессе формирования гастроэнтерологической патологии.
Социально – гигиенические факторы:
Несоблюдение режима и качества питания, недостаточное использование свежих овощей и фруктов в питании, еда всухомятку, частое употребление острых, пряных, копченых блюд наблюдалось, гипокинезия, недостаточное пребывание на свежем воздухе, недостаточность занятий физической культурой и спортом, нервно–психические перегрузки и длительные отрицательные эмоции, порой приводящие к невротическим состояниям, неудовлетворительный микроклимат в семье, чаще всего связанный с алкоголизмом родителей .
Неудовлетворительные жилищно – бытовые условия, скученность, отсутствие своего угла, помещения (комнаты), неполная семья (чаще всего – отсутствие отца).
Медико – биологические факторы:
Характер вскармливания ребенка на первом году жизни, имеющий существенное влияние на последующее здоровье, перенесенные кишечные инфекции, наличие множественных кариозных зубов и хронических очагов инфекции в носоглотке является постоянным источником микробной инвазии организма.
Наследственная отягощенность по гастроэнтерологическим заболеваниям со стороны матери. Нельзя не упомянуть о патогенетической роли так называемых вредных привычек среди подростков, которые наносят значительный вред здоровью, подрывают и без того недостаточный уровень материального обеспечения, резко снижая качество жизни и питания.
II Исследование состояния здоровья школьников
Цель: проанализировать изменения состояния здоровья обучающихся с первого по девятый класс включительно.
Объект исследования : обучающиеся МОБУ ООШ с.Старотураево
2.1. Состояние здоровья учащихся в МОБУ ООШ с.Старотураево
Побеседовав со школьным врачом Ринатом Зайнетдиновичем, я выяснила, что учащиеся нашей школы при поступлении в 1 класс к новому учебному году предоставляли в медицинский кабинет справки о состоянии своего здоровья из детских поликлиник и проходили в школе перед учебным годом медицинский осмотр. Так как я учусь в 9 классе меня в первую очередь интересовало состояние здоровья моих одноклассников. При анализе результатов медицинского осмотра 9-ого класса видно, что количество учащихся с I группой физического развития, а это считаются практически здоровые дети всего 2 человека-29%. Количество учащихся со II группой физического развития, а это дети имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, составляют 3 человека-42%%. Количество учащихся с III группой физического развития, а это дети со значительными отклонениями в состоянии здоровья, составляет 29% от общего количества. Из таблицы 1 (Приложение №1 таб.1) видно, что полностью здоровые дети остаются в меньшинстве. Согласно группам физического развития и по характеру заболевания у учащихся определяется физкультурная группа. Большую половину обучающихся 9-ого класса составляет основная группа 71%, подготовительная группа 29%, освобождённых нет.
По заболеваниям среди учащихся 1-9 классов следуют такие выводы (Приложение1 таб. 2):
С 1 по 9 класс увеличивается процент таких заболеваний как
— Заболевания нервной системы с 0% до 42%;
— Заболевания органов зрения с 0% до 57%
— Заболевания опорно-двигательной системы(осанка) с 0% до 57%
— Заболевания желудочно-кишечного тракта с 0% до 42%.
— Нарушение обмена веществ с 0% до 29%
Очень высокий процент заболеваний опорно-двигательной системы (нарушение осанки, плоскостопие, сколиоз, болезнь Шлятера, кифоз) можно объяснить неправильной организацией режима дня, где преобладает нарушение основных режимных моментов. Большинство учащихся большую часть времени проводят у компьютера, ведя малоподвижный образ жизни.
Процент заболевания органов зрения можно объяснить спецификой школьного труда – необходимо много писать, работать с книгой или с компьютером. При этом школьники часто не соблюдают положение тетради при письме, правильную осанку, направление падающего на тетрадь или книгу света, а иногда и сам уровень освещённости недостаточен. Нельзя исключать и многочасовые, бесцельные сиденья за компьютером и телевизором, которые также несут перегрузку на глаза.
Из анализа листка здоровья особое беспокойство вызывает рост процента заболеваемости систем организма из года в год и его влияние на успешность обучения. Напрашивается вывод: за хорошую успеваемость при подготовке к домашним заданиям дома и обучаясь в школе эти дети заплатили своим здоровьем.
Причин для объяснения повышения уровня заболеваемости учащихся параллели 9-х классов нашей школы можно искать во всех факторах, влияющих на состояние здоровья человека: в наследственных заболеваниях, в плохой экологии, в низком уровне медицинского обслуживания населения. Но, так или иначе, нельзя забывать о том, что наше здоровье более чем в 50% случаев зависит от нас самих, от того, какой образ жизни мы ведём и как заботимся о своём будущем.
По данным Министерства образования России среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21 % составляют факторы внутришкольной среды, причинами которых являются следующие моменты:
1. Большинство школьных зданий – это огромные коробки, спроектированы так, что ребенок в них чувствует себя некомфортно.
2. Безусловной причиной является гиподинамия, т.е. недостаток двигательной активности. Малая подвижность в течении учебного дня противопоказана всем детям, но особенно мальчикам.
3. Душные, слабо проветриваемые кабинеты (классы).
4. Неудобная мебель, несоответствующая росту учеников.
5. Влияние учебной нагрузки и перегрузка домашних заданий.
6. Последовательность в расписании уроков подряд с высокой трудностью.
7. Большая наполняемость классов.
Непосредственно также на здоровье школьника влияет и сам процесс обучения: учебный материал излагается теперь на более высоком уровне трудности, ускорился темп обучения, внедрены технические средства обучения, изменена постановка трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся. Я считаю, что умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей. Учебная работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на органы ребёнка. Эти факторы влияют на утомление учащихся. Для снижения утомления и лучшего восприятия знаний учащимися в школе стоит больше уделять внимания организации учебного процесса. Хотелось бы посоветовать администрации и учителям нашей школы некоторые рекомендации по сохранению здоровья учеников. Итак, чтобы сохранить наше здоровье, надо:
Комплектовать классы мебелью соответствующей по нормам САНПИНА, т.е. по росту ученика
— Обеспечить витаминизированное питание в школьной столовой;
— Использовать физкультминутки на определенных уроках (хотя бы по параллелям);
— Проводить подвижно – игровые перемены с использованием радио – музыкального сопровождения;
— Составлять расписание предметов, чередуя их по своей трудности
— Следить за нормами домашнего задания;
— Вести просветительную работу с учащимися о ЗОЖ.
По итогам всего исследования можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась, т.е. что % встречаемости заболеваний, таких как, нарушение опорно- двигательного аппарата, зрения и нарушения желудочно — кишечного тракта, увеличивается пропорционально возрасту учащегося.
1. Баранов А.А., Альбицкий И.Ю., Валиуллина С.А.,Винярская И.В.Изучение качества жизни детей – важнейшая задача современной педиатрии./ Обзор научно–исследовательских работ по педиатрии, выполненных в 2004 году// Москва,2005г.
2. Здоровье детей России /под редакцией А.А.Баранова. – М. 1999.
3. Колесов Д.В. Биология. 8 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений. – М. : Дрофа, 2012.
4. Назарова Е.И., Кузмичев Ю.Г, Леонов А.В., Матвеева Н.А., Усанова Е.П., Платонова Т.В., Авдеева Н.В., Е.В.Кулакова. Особенности гастроэнтерологической патологии у детей и пути оптимизации гастроэнтерологической помощи // Здравоохранение Российской Федерации.–2006.
5. Повышение качества жизни населения – важнейшая проблема Российской Федерации. Сборник научных статей ко II Международному форуму « Качество жизни: содружество науки, власти, бизнеса и общества».– Москва,16–17 ноября 2004 г.
6. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. – Мн.:»Современное слово», 2001.
7. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым/ Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта, 2002.
Листок здоровья 1-9-х классов 2017-2018 учебный год
Источник