Меню

Состояние здоровья сельских школьников

Состояние здоровья сельских школьников

    Главная
  • Список секций
  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • «Городской и сельский школьник, особенности его здоровья. Основные факторы влияющие на здоровье»

«Городской и сельский школьник, особенности его здоровья. Основные факторы влияющие на здоровье»

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

ВВЕДЕНИЕ

Не секрет, что проблема охраны здоровья детского населения является актуальной и в наши дни. Здоровье детей подвергается воздействию множества факторов — условия обучения, питания, двигательная активность, правильность чередование нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания.

Одним из важнейших факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на состояние здоровья школьников, является образовательная среда. Отрицательное воздействие на здоровье оказывают: интенсивность учебного процесса, несоответствие учебных программ, функциональным и возрастным возможностям детей, несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

Цель работы:

изучить и сравнить состояние здоровья учащихся сельских школ и городских школ для определения достоверных факторов, влияющих на здоровье школьников.

Задачи:

Изучить данные об уровне здоровья сельских и городских школьников.

Дать сравнительную оценку уровня здоровья и структуры заболеваемости.

Определить основные факторы, влияющие на здоровье учеников

Разработать предложения направленные на снижения влияние вредных факторов

Для исследования были выбраны две школы в сельской местности Нытвенского и Ильинского районов с общей численностью учеников 320 и две школы в городе Перми, где общая численность составляет 1280 учеников.

Информация получена по результатам медицинских осмотров.

Сравнения групп уровня здоровья учащихся городских и сельских школ:

Сравнение уровня здоровья проводилось на основании распределения детей по группам здоровья.

Существуют 4 группы состояния здоровья.

I группа это здоровые дети;

II группа это дети практически здоровы, у них отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные нарушения (информация на слайде),

III группа это дети, страдающие хроническими заболеваниями с редкими обострениями,

IV группа это дети, страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии с частыми обострениями

Итак, что же у нас получилось?

Мы видим, что в сельских школах (за исключением старших классов) преобладают I-я и II-я группа здоровья, а в городских школах I-я группа здоровья практически отсутствует, и преобладает II-я и III-я группа здоровья.

Результаты анкетирования учащихся городских и сельских школьников:

Мы предположили, что одними из основных факторов, влияющих на здоровье это условия питания учащихся и уровень их двигательной активности в свободное время.

Для получения данной информации было проведено анкетирование 30 учащихся с 7 по 9 класс в городской школе и 31 ученика из сельской школы.

В итоге получилось, что сельские школьники питаются правильнее, чем их городские сверстники.

Также, анкетирование выявило следующие предпочтения времяпрепровождения школьников: в целом, сельские школьники ведут более подвижный образ жизни, больше бывают на свежем воздухе, однако городские школьники больше времени уделяют занятиям спортом.

Анализ заболеваемости учащихся городских и сельских школ:

Установлено, что у сельских школьников на первом месте — нарушения осанки, на втором месте – болезни сердечно-сосудистой системы, на третьем месте – нарушения зрения.

У городских школьников также на первом месте — нарушения осанки, на втором месте – нарушения зрения, на третьем месте – болезни сердечно-сосудистой системы.

Чаще всего учащиеся сельских школ страдают нарушениями зрения, болезнями сердечно-сосудистой системы и заболеваниями ЛОР-органов.

У учеников городских школ чаще отмечаются нарушения осанки, болезни сердечно-сосудистой системы и нарушения зрения.

Основные факторы, влияющие на здоровье учеников:

Таким образом, основными факторами, влияющими на здоровье учеников являются:

правильное чередование нагрузки и отдыха

условия семейного воспитания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В целом, по результатам наших наблюдений не выявлено какой-либо значимой разницы в здоровье городских и сельских школьников. И те и другие школьники ведут практически одинаковый образ жизни, подвержены воздействию одних и тех же вредных факторов, испытывают те же проблемы со здоровьем.

Читайте также:  Польза веток вишни для здоровья

Предложения, направленные на снижение влияния вредных факторов:

Мною сформулированы следующие предложения по снижению воздействия неблагоприятных факторов, влияющих на здоровье ученика во время обучения.

Для сохранения правильной осанки:

— ученик должен сидеть за партой, которая соответствует его росту;

— ученик должен контролировать свою рабочую позу и позу соседа по парте;

— необходимо проводить физкультминутки на уроках.

Для профилактики нарушений зрения:

— контроль за достаточностью освещения рабочих мест;

— контроль за временем использования гаджетов;

— регулярное выполнение комплекса упражнений для предупреждения зрительного утомления.

Для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний:

— регулярные физические упражнения;

— соблюдение режима дня.

— правильный рацион питания.

Считаю, данные предложения позволят Вам сохранить здоровье на долгие, долгие годы.

ЛИТЕРАТУРА:

Результаты ежегодных медицинских осмотров учащихся МАОУ «Гимназия № 6» г. Перми, МАОУ «СОШ № 87» г. Перми, МБОУ «Васильевская СОШ», МБОУ «Шериьинскя базовая СОШ».

Болшаков А.М., Маймулов В.Г. Общая гигиена — М., 2006.

Демина Э.М. Проблема сколеоза у детей. — М., 1980.

Иванов М.И. Гиподинамия и состояние осанки у школьников. — М., 1981.

Кардашенко В.Н. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков – М. «Медицина» 1983.

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков – М., 1991.

Источник

Анализ состояния здоровья учащихся сельской школы
материал на тему

Скачать:

Вложение Размер
samar.pptx 311.48 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Анализ состояния здоровья учащихся сельской школы Специальность: 050104.65 Безопасность жизнедеятельности дипломная работа Самар Екатерина Андреевна

Цель исследования – дать оценку состояния здоровья учащихся сельской школы. Предмет исследования – здоровье школьников. Объект исследования – школьники в возрасте с 7 до 16 лет.

Задачи: Изучение педагогической, медицинской, валеологической литературы. Выявить влияние режима дня на успеваемость школьника. Провести анализ заболеваемости учащихся по данным медицинских карт. Проследить динамику изменения состояния здоровья школьников. Выявить влияние благополучия/неблагополучия семьи на состояние здоровья учащихся. Разработать рекомендации по улучшению состояния здоровья школьников.

Гипотеза: учебно-воспитательный процесс способствует ухудшению состояния здоровья детей. В течение всего учебного периода ученики получают не только хорошие отметки, но и ряд «школьных» болезней. Практическая значимость: обеспечение педагогов, администрации школы объективной информацией о состоянии здоровья учащихся в условиях обучения в МБОУ ООШ Бельговского сельского поселения.

Методы и результаты. анализ медицинских карт учащихся; обработка результатов анкетирования, медицинских карт учащихся; сравнение полученных результатов; метод визуализации (таблицы, диаграммы).

Рис.1. Динамика распределения по группам здоровья школьников с 1 по 9 класс

Характеристика общей заболеваемости школьников за период 2013-2016 учебные годы

Рис.2. Динамика общей заболеваемости

Рис.3. Динамика структуры заболеваемости учащихся (1-9 кл .)

Рис.4. Отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата

У 26% учащихся средней ступени обучения наблюдается заболевания щитовидной железы. Этот факт, возможно объяснить тем, что в нашем регионе дети имеют недостаток йода. Количество детей, имеющих ожирение в последнее время растет, что свидетельствует о неправильной организации питания.

Вегетососудистая дистония : начальное звено – 9%; среднее звено – 17 %. Причинами отклонения могут быть: вследствие переутомления насыщенностью учебной программы; учащиеся практически не дышат свежим воздухом, целый день находясь в плохо проветриваемом, закрытом помещении; под влиянием длительно действующих отрицательных социально-бытовых факторов

Хронический гастрит у учеников: начальное звено – 0 %; среднее звено – 17%. Нарушения со стороны пищеварительной системы могут быть обусловлены: нарушением режима питания (отсутствие 5 разового питания); однообразной , низкокалорийной пищей (дефицит достаточного количества употребления фруктов, овощей); из-за психических перегрузок возникают боли в животе, тошнота, рвота .

У величенная щитовидная железа наблюдается у 18% учащихся из малообеспеченных семей и 0% у учащихся из семьи с достатком. Н арушение осанки отмечено у 15% школьников из обеспеченной семьи, 26% из малообеспеченной семьи ; Х ронический гастрит у 12% учащихся малообеспеченной семьи. В егетососудистая дистония у 15% детей из малоимущей семьи и у 8% из семьи с достатком. К ариес наблюдается у 15% школьников малоимущей семьи.

Рис.8. Результаты анкетирования учащихся

Рис.5. Социальный паспорт учащихся школы

Рис.6. Результаты вопроса: «Делаете ли вы зарядку?»

Рис.7. Результаты вопроса: «Завтракаете ли вы по утрам?»

Рис.9. Выполняете ли вы утром физическую зарядку?

Рис.10. Завтракаете ли вы перед школой?

Рис.11. Как часто вы просыпаетесь, не выспавшись?

Рис.12. Делаете ли вы перерывы при выполнении домашнего задания?

Рис.13. Как часто вы стараетесь спланировать распланировать свой день?

Таким образом, в ходе исследования мы подтвердили гипотезу о том, что учебно-воспитательный процесс влияет состояние здоровья детей. В течение всего учебного периода ученики получают не только хорошие отметки, но и ряд «школьных» болезней. Ответ на основополагающий вопрос следующий: современная школа всё ещё вредит здоровью ребёнка, но в то же время её беспокоят проблемы здоровье сохранения. Многие ученики отмечают тот факт, что школа и учителя помогают им заботиться о своём здоровье.

Необходимо в каждой школе создать рабочую группу, которая проводила бы ежегодный мониторинг состояния здоровья учащихся. Каждому учителю необходимо учитывать индивидуальный темп обучения, создавать условия, обеспечивающие психологическое благополучие и успешность каждого ребенка. Учителям физической культуры разработать систему упражнений лечебной физкультуры для профилактики развития наиболее распространённых заболеваний у учащихся.

Во избежание проблемы нарушения осанки мы советуем принять меры по снижению веса портфеля школьника. Для этого школам района закупить второй комплект учебников для занятий в школе или разрешить ученикам носить один учебник на парту. Центральной районной больнице необходимо проводить просветительскую работу в сотрудничестве со школами района. Проводить лекции для родителей и детей на родительских собраниях и классных часах о методах профилактики наиболее распространённых заболеваний учащихся школы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа классного руководителя.

Материал для проведения практических занятий по оценке состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем для учащихся 8-х классов по курсу биология человека. Содержит формулы, показатели, данные по в.

Представленная методика осуществления комплексного педагогического мониторинга в условиях тревожной статистики здоровья населения, демографического спада и реализации приоритетных национальных проекто.

Здоровье не является постоянной величиной, данной человеку раз и навсегда, на всю жизнь. Не секрет, что сегодняшних школьников всё труднее приобщать к занятиям физической культурой и спортом.Ещё трудн.

Наше общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло здоровым, физически развитым, умным, жизнерадостным. Педагогу необходимо знать законы возрастной физиологии обучающихся, законы обучен.

Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе.

Комплексный мониторинг состояния здоровья учащихся.

Источник

Состояние здоровья сельских школьников

Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей, так как фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается именно в детском возрасте [1].

На фоне изменившихся за последние годы социально-экономических, экологических условий и ухудшения качества жизни прослеживаются отчетливые негативные сдвиги в состоянии здоровья подрастающего поколения [5,6,7]. Состояние здоровья в значительной степени определяется уровнем физического развития ребенка. Изучение основных показателей физического развития детей за последние годы позволило выявить определенные тенденции. Отмечается увеличение заболеваемости и рост частоты хронических заболеваний. Установлено достоверное снижение темпов роста, уменьшение широтных и охватных размеров, а также массы тела во всех возрастно-половых группах, отмечается сокращение доли детей с нормальным физическим развитием [2,3]. По данным Р.Т. Зариповой [4], отклонения в физическом развитии по Республики Татарстан имеют от 16,7 % до 23,7 % детей городских школ.

Целью исследования явилось изучение состояния физического развития школьников, проживающих в сельской местности.

Материалы и методы исследования. Был проведен углубленный медицинский осмотр сельских школьников Базарно-Матаковских школ № 1 и 2 . Составной частью медицинских осмотров были антропометрические исследования.

Массовые антропометрические исследования школьников проводились согласно унифицированной методике антропометрических исследований А.Б. Ставицкой, Д.И. Арон (1959). Для оценки физического развития возрастная группировка школьников определялась по унифицированной формуле:

N (лет) = от (N лет – 1) 6 месяцев до N лет 5 месяцев 29 дней

Например, если школьнику на момент обследования 11 лет 5 месяцев 6 дней – он относится к группе 11-летних; если на момент обследования школьнику исполнилось 11 лет и 6 месяцев, то он считается 12-летним.

Оценка физического развития школьников проводилась в соответствии с методом, рекомендованным Научным Центром здоровья детей и подростков (А.А. Баранов, В.Р. Кучма, 1999). Основу метода составляет использование схемы, предусматривающей выделение трех групп физического развития:

I группа с хорошим или нормальным (гармоничным) физическим развитием – при показателях длины тела не ниже М – 2 σ, массы тела от М – σR до + 2 σR;

II группа – отклонения в физическом развитии:

а) дефицит массы тела I степени – при показателях длины тела не ниже М – 2 σ, массы тела от М – 1σR до – 2 σR;

дефицит массы тела II степени – при показателях длины тела не ниже М – 2 σ, массы тела от М – 2 σR и ниже;

б) избыток массы тела I степени – при показателях длины тела не ниже М –2 σ, массы тела от М + 2 σR до + 3 σR;

избыток массы тела II степени – при показателях длины тела не ниже М – 2 σ, массы тела от М + 3 σR и выше;

III группа – низкий рост – общая задержка физического развития – варианты длины тела меньше М – 2 σ.

Комплексная оценка физического развития включала в себя определение биологического возраста и типа телосложения. Определенное значение имели соотношение длины тела и массы тела. Оценку производили по шкале регрессии, которая представлена в учебном пособии «Клинические рекомендации по оценке физического развития детей школьного возраста (от 7 до 17 лет) сельских районов Республики Татарстан».

Измерение длины тела производили с помощью ростомера.

Измерение массы тела проводили на электронных весах утром натощак, после мочеиспускания и дефекации.

Оценку антропометрических показателей сводили в сводные таблицы и сравнивали со средневозрастными данными.

Результаты исследования: из 366 обследованных нами школьников в возрасте 7–14 лет – 254 человека (69,4±2,4 %) имели нормальное физическое развитие, 48 человек (13,1±0,6 %) имели дефицит массы тела, 64 человек (17,5±0,7 %) – избыток массы тела (рисунок).

Распределение школьников 7–14 лет на группы физического развития (на 100 обследованных в соответствующей группе)

Традиционно нарушения физического развития распределяются по степени выраженности отклонений от физиологической нормы. В нашем исследовании среди 366 обследованных школьников 7–14 лет у 38 человек (10,4 %) выявлялся избыток массы тела 1 степени и у 26 человек (7,1 %) – 2 степень тяжести; дефицит массы тела 1 степени наблюдался у 44 человек (12,0 %), а 2 степени – у 4 (1,1 %) из 48 (таблица).

Распространенность нарушений физического развития сельских школьников по степеням тяжести

Источник

Adblock
detector