Меню

Состояние здоровья ребенка осанка

Нарушение осанки у детей

Содержание статьи

Нарушение осанки у детей – это патологическое состояние позвоночника, при котором меняется его нормальное физиологическое положение. Деформации могут быть от рождения либо появляться в процессе роста и развития опорно-двигательного аппарата. Запущенные формы заболевания приводят к серьезным осложнениям, поэтому требуют своевременной комплексной терапии для восстановления правильной позиции костных структур.

Общее описание патологии

Согласно статистике, такая болезнь встречается крайне часто. Процент заболевших растет по мере взросления. Если у малышей до трех лет патологию диагностируют всего в 2%, то в дошкольном и школьном возрасте от нее уже страдает более 33% детей, а среди подростков заболевание диагностируют и вовсе в 67% случаев.

Патология требует своевременной коррекции Источник:
Нарушение осанки у детей младшего школьного возраста. Методы профилактики и коррекции нарушения осанки средствами физической культуры. Горбунова Т.А. Инновационная наука, 2016 . От правильного формирования скелетных структур зависит здоровье ребенка в целом. Некорректное развитие провоцирует неравномерное распределение нагрузки, из-за которого повышается давление на суставы, происходит смещение костей, возникают патологии внутренних органов, появляются сбои в работе нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем. Среди осложнений – сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа и другие опасные отклонения.

Причины нарушения осанки у детей

Как мы уже упоминали, деформации бывают врожденными и приобретенными. Причем 90-95% случаев относятся именно ко второй группе. Предпосылки нарушения влияют на симптоматику и особенности течения патологии.

К врожденным причинам относятся такие факторы:

  • неправильное положение плода в утробе;
  • внутриутробные патологии формирования позвоночника (например, формирование дополнительных позвонков, их клиновидная деформация и др.);
  • дисплазия соединительных тканей;
  • миотонический синдром;
  • травмы во время родов (кривошея, подвывих первого шейного позвонка, вывих тазобедренного сустава и др.).

Некоторые врожденные отклонения могут корректироваться самостоятельно в процессе роста организма. Но лишь при условии, что ребенок абсолютно здоров. В ином случае патологии прогрессируют, вызывают искривление осанки и тяжелые формы деформаций.

К причинам приобретенного искривления относятся:

  • Недостаточная физическая активность. Если родители делают упор только на интеллектуальные способности малыша, он много времени проводит сидя и мало двигается. Соответственно, мышечный каркас, который удерживает позвоночник в правильном положении, не развивается.
  • Нефизиологичная поза. Если ребенок сутулится, всегда носит рюкзак в одной руке или сидит за неподходящей по высоте партой, со временем разовьется асимметрия опорно-двигательного аппарата. К этой же группе предпосылок относятся и слишком раннее высаживание малыша либо постановка его на ножки, расположение грудничка на одной руке.
  • Травмы, болезни. Перенесенные болезни могут стать причиной осложнений, которые влияют на суставы, вызывают искривление позвоночника. В группе риска – дети, которые переболели полиомиелитом, туберкулезом, остеомиелитом, малыши с диагностированной близорукостью, косоглазием, астигматизмом, переломами. Предпосылкой также может стать ожирение, дефицит полезных веществ в организме.

Виды нарушения осанки у детей

Врачи прибегают к следующей классификации искажений:

  • Нарушения в сагиттальной плоскости – неправильное соотношение физиологических изгибов позвоночника. К ним относятся сглаживание или увеличение позвоночных изгибов, увеличенные или уменьшенные поясничные лордозы, грудные кифозы (круглая или плоская спина, сутулость).
  • Нарушения во фронтальной плоскости – асимметричное расположение половин туловища.

Специалисты также выделяют три степени тяжести искривления:

  • Первая степень – осанка незначительно изменена, патологию легко устранить, просто сконцентрировав внимание ребенка на правильном положении тела.
  • Вторая степень – более выраженные деформации, которые лечат с помощью разгрузки позвоночника.
  • Третья степень – тяжелые искажения, которые требуют комплексного длительного лечения.

У дошкольников чаще всего диагностируют патологию 1-2 степени, у школьников и подростков – более сложные типы 2-3 степени Источник:
Этиология и классификация нарушений осанки. Левин А.В., Викулов А.Д. Ярославский педагогический вестник, 2013 .

Симптомы

Эффективность борьбы с искажением зависит от того, насколько вовремя родители распознали наличие отклонений и обратились за медицинской помощью. Прежде всего, необходимо регулярно осматривать ребенка. Важно обращать внимание на положение плеч и лопаток, которые должны находиться на одном уровне. Если визуально сделать оценку сложно, можно использовать для этого подручные средства.

Обнаружить нарушения у малышей легко по складкам под ягодицами, а также по положению ключиц и сосков. Они должны быть симметричными и находиться на одном уровне.

Осмотр сбоку позволит заметить сутулость или круглую спину. Самый простой тест заключается в том, чтобы поставить ребенка к стене спиной. Ровной плоскости должны коснуться затылок, лопатки, ягодицы и голени. После этого нужно сделать шаг вперед. Если отклонения есть, они сразу станут видны.

Распознать наличие у ребенка нарушений осанки позволяют также наиболее очевидные признаки патологии:

  • При сутулости голова и плечи подаются вперед, а лопатки неестественно выступают назад.
  • При кифозе (круглой спине) голова наклоняется вперед, плечи опускаются, а грудная клетка западает. Одновременно с этим наблюдается уплощение ягодиц, полусогнутые ноги и ослабленный мышечный тонус.
  • При кифолордотических нарушениях (кругло-вогнутой спине) голова и верхний плечевой пояс наклоняются вперед, выпячивается живот и возникает чрезмерное разгибание ног в коленях.
  • При лордозе и грудном кифозе (плоско-вогнутой спине) увеличивается угол наклона таза, выпячиваются ягодицы и таз.
  • При плоской спине уменьшается наклон таза, лопатки выступают назад, а живот выпячивается вперед.
  • Ассиметричная осанка проявляется дугообразной деформацией, которая направлена вправо или влево. Голова наклоняется в сторону, а лопатки, плечи и соски находятся на разном уровне.
Читайте также:  Назовите факторы окружающей среды опасные для здоровья человека как уменьшить их влияние

Дети с такими нарушениями страдают от вялости, апатии, анемии и плохой памяти. Они часто болеют простудными заболеваниями, пневмониями, бронхитами. Поступают жалобы на боли в спине и голове, плохое зрение.

Диагностика

При обнаружении симптомов и наличии подозрений на развитие нарушений, нельзя затягивать с консультацией у детского травматолога-ортопеда или вертебролога. Специалист проводит визуальный осмотр: изучает костные структуры в стоячем положении. При этом важно оценить положение во всех проекциях: сзади, сбоку, спереди. Врач ищет отклонения от нормального расположения скелета, изучает наличие асимметрии. Для максимальной точности специалист измеряет разные оценочные показатели: расстояние между лопатками, длину ног, отрезок между нижними углами лопаток и седьмым шейным позвонком и др.

Один из наиболее эффективных методов диагностики нарушений – это тест Адамса. Чтобы его провести, нужно просто наклонить пациента туловищем вперед. Благодаря этому врач определит степень скручивания и состояние позвоночных изгибов, которые помогают выявить сколиоз.

Чтобы максимально точно установить диагноз и разработать эффективную лечебную схему, врач назначает дополнительные инструментальные исследования: рентген, компьютерную или магнитно-резонансную томографию Источник:
Диагностика нарушений осанки и деформаций позвоночного столба. Орлов С.А., Юхвид Е.В., Ионина Е.В. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2016. с. 269 .

Лечение

Клинические рекомендации при выявлении нарушений носят комплексный характер. Главная цель терапии – сформировать крепкий мышечный корсет и разработать правильный стереотип положения корпуса. Для этого назначают:

  • Лечебную физкультуру, гимнастику. Адекватные физические нагрузки в соответствии с возрастом – важная часть терапии. Упражнения помогают укрепить мышцы, сформировать крепкий каркас, который будет фиксировать позвоночный столб в корректном положении Источник:
    ЛФК при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии. Аливердиева М.С., Демьянова Л.М., Смирнова О.С. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2016 .
  • Массаж. Пациенту подбирают необходимый вид массажа: общий, ортопедический, спины, грудной клетки, поясницы и др.
  • Физиотерапию. Хороший эффект демонстрирует электрофорез, электростимуляция спинных мышц, талассотерапия, пелоидотерапия и другие процедуры, которые проводят курсами по назначению врача.
  • Мануальную терапию. Сеансы помогают скорректировать положение позвоночника через высвобождение зажатых нервных волокон, нормализацию нервных импульсов, снятие блоков.
  • Гидротерапию. Предусматривает использование водных процедур, которые стимулируют кровообращение, снимают спазм, корректируют искривление.
  • Лечебное плавание. Позволяет естественным путем разгрузить позвоночник, наладить симметричную работу мышц и укрепить их, улучшить координацию движений Источник:
    Коррекция нарушения осанки у детей школьного возраста. Даниленко Л.А., Артамонова М.В., Артемьева Е.М. Медицина: теория и практика, 2019. с. 181 .

Меры профилактики нарушений осанки у детей

Терапия искажений осанки требует много времени и усилий. Гораздо проще предотвратить болезнь. Ведь чтобы сохранить костные структуры здоровыми, достаточно приучать ребенка к:

  • подвижному образу жизни;
  • занятиям спортом с равномерными нагрузками на весь организм;
  • правильному питанию, которое позволит контролировать вес и не допускать ожирения.

При этом важно регламентировать время, которое ребенок проводит у компьютера или телевизора, делать перерывы во время занятий. Необходимо также следить за тем, чтобы обувь соответствовала размеру и отвечала ортопедическим нормам, а стул и стол, за которыми занимается ребенок, подбирать согласно росту и анатомическим особенностям Источник:
Профилактика нарушения осанки у детей. Покатилов А.Б., Новак А.П., Хворостова А.В. Главный врач Юга России, 2017. с. 13-19 .

Источники:

  1. Профилактика нарушения осанки у детей. Покатилов А.Б., Новак А.П., Хворостова А.В. Главный врач Юга России, 2017. с. 13-19
  2. Этиология и классификация нарушений осанки. Левин А.В., Викулов А.Д. Ярославский педагогический вестник, 2013
  3. Нарушение осанки у детей младшего школьного возраста. Методы профилактики и коррекции нарушения осанки средствами физической культуры. Горбунова Т.А. Инновационная наука, 2016
  4. Коррекция нарушения осанки у детей школьного возраста. Даниленко Л.А., Артамонова М.В., Артемьева Е.М. Медицина: теория и практика, 2019. с. 181
  5. Диагностика нарушений осанки и деформаций позвоночного столба. Орлов С.А., Юхвид Е.В., Ионина Е.В. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2016. с. 269
  6. ЛФК при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии. Аливердиева М.С., Демьянова Л.М., Смирнова О.С. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2016
Читайте также:  Здоровье это критерий антропоэкологической системы

Источник

Формируем правильную осанку у ребенка

Состояние и развитие правильной осанки детей зависит от состояния мышечного корсета спины. Если его тонус ослаблен, ребенок принимает вынужденное положение тела. Это негативно влияет на отделы спины, поскольку позвоночник меняет свое строение. Нарушение осанки у детей и подростков приводит к сбою в активности внутренних органов. Прежде всего, происходят неблагоприятные изменения в функции сердца и кишечника. Дополнительно у детей болит спина. Чтобы ребенок избежал проблем со здоровьем, родителям нужно следить за его осанкой, способствовать ее правильному формированию.

Позвоночник, его формирование у детей и подростков

Позвоночник – это центральная часть скелета человека, которая состоит из хрящевой и костной ткани, связочного аппарата, суставов. Правильно развитый столб представляет собой сочленение из 33-34 сегментов. Анатомическая структура выполняет функцию опоры тела и защиты спинного мозга.

На состояние осанки влияет возраст человека. Формирование положения спины происходит с момента рождения. Во время внутриутробного развития детский позвоночник дугообразный, но с первых дней жизни новорожденного он выравнивается, принимает форму прямой линии.

Когда младенец начинает удерживать голову, у него постепенно формируется шейный лордоз. Состояние представляет собой изгиб позвоночника вперед. По мере взросления, дети учатся самостоятельно сидеть. На этом этапе в верхнем отделе позвоночника происходит формирование кифоза – изгиба назад. Когда ребенок начинает ходить, в поясничном отделе позвоночника образуется характерная выпуклость вперед – лордоз. С этого момента родителям важно контролировать состояние осанки детей, поскольку наиболее часто ее нарушения возникают в дошкольном возрасте, реже – на этапе обучения в начальных классах.

Что такое осанка, и какие нарушения осанки бывают

Осанка – это способность удерживать тело в физиологическом положении. Если позвоночник расположен правильно, состояние человека характеризуется следующими аспектами:

  • Отсутствует ощущение напряжения и болевых ощущений в шее.
  • Голова удерживается ровно, подбородок не опущен.
  • Грудь немного направлена вперед.
  • Плечи незначительно опущены, отведены назад.
  • Походка – легкая, без затруднений.
  • Кратковременная двигательная активность не вызывает утомляемости.
  • При ходьбе ноги не согнуты в коленях.

Основная причина нарушения осанки – неправильное положение тела во время пребывания в положении сидя. Дополнительные факторы, вызывающие искривление позвоночника – ношение неправильно подобранной обуви, перегруженность спины (в том числе, односторонняя, неравномерная). Риск развития проблем с осанкой частично зависит от качества детского питания. Голодание, несбалансированный рацион не позволяет сохранить структуру позвоночника в норме.

Основные разновидности нарушения осанки: сколиоз, лордоз, кифоз. Наиболее часто они возникают в период школьного развития. В это время дети подолгу сидят в неизменном положении за столом или за партой, что приводит к утомлению и необходимости в принятии вынужденного положения тела.

Сколиоз, лордоз и кифоз нередко возникают в виде последствий перенесенных тяжелых болезней. Перечисленные патологические состояния определяются при внешнем осмотре спины. Независимо от вида нарушения осанки, человек сутулится, выпячивает живот вперед, неестественно держит шею, голова наклонена в сторону или опущена.

Профилактика нарушений осанки

С высокой долей вероятности проблем с состоянием позвоночника и спины можно избежать. Профилактика нарушений осанки у детей предполагает соблюдение таких мер:

  • Двигательная активность. Гиподинамия приводит к ослаблению мышечного тонуса, из-за чего дети ощущают боль в спине, повышенную утомляемость. Важно не только повысить уровень подвижности, но и начать заниматься одним из видов спорта: например, плаванием или гимнастикой. Для формирования здоровой осанки активность не должна содержать резких, рывковых движений, значительной физической нагрузки.
  • Соблюдение правил здорового питания. Чтобы детский позвоночник не повергался патологическим изменениям, родителям нужно правильно составлять для детей меню. Рацион должен быть сбалансирован и насыщен достаточным количеством кальция, калия, магния, витаминов (особенно, группы B). В этом случае ткани опорно-двигательного аппарата получают необходимые питательные вещества, и позвоночник функционирует полноценно. Если кальций не усваивается из-за дисфункции щитовидной железы, понадобится обращение к эндокринологу: прохождение диагностики, обследования.
  • Правильная организация режима дня. Родителям нужно следить, чтобы ребенок не переутомлял себя физически. Грамотное чередование режима труда и отдыха препятствует перегруженности, исключает необходимость в принятии вынужденного положения тела. Когда периоды пребывания за столом сменяются перерывами на отдых, риск развития проблем с осанкой снижается.
  • Ношение ортопедической обуви. От анатомии ступней зависит строение позвоночника, осанка, походка. Ортопедическая обувь способствует правильному положению стоп и равномерному распределению нагрузки на них. Поэтому у ребенка не возникает косолапости, укорочения нижних конечностей и других нарушений, влияющих на положение его спины.
  • Равномерное распределение нагрузки на тело. Из-за гибкости, податливости и недостаточной плотности позвоночник детей дошкольного и школьного возраста чувствителен к физическому воздействию. Регулярное одностороннее ношение рюкзака приводит к искривлению позвоночника, нарушению осанки и появлению сопутствующих проблем со здоровьем. Основной причиной является неготовность неокрепшего детского позвоночника к большим нагрузкам. Выбирая рюкзак, нужно учитывать, что он не должен быть шире плеч ребенка и ниже его пояса.
  • Грамотное оборудование детской комнаты. Чтобы дети не занимали вынужденное положение тела во время занятий, им нужно обеспечить качественное оснащение за счет размещения настольной лампы. Стол должен соответствовать росту ребенка, стул – повторять физиологические изгибы тела. Детскую кровать дополнить умеренно жестким матрасом. Если он чрезмерно мягкий, у ребенка неправильно распределяется нагрузка на спину, позвоночник искажается, возникает сутулость.
Читайте также:  Анализ состояния здоровья детей тест нмо

Для правильного развития осанки, новорожденным можно выполнять легкий массаж, основу которого должны составлять поглаживающие движения. Начиная с возраста 1,5 лет целесообразно выполнение с ребенком несложных гимнастических упражнений, направленных на поддержание функциональности позвоночника и формирование правильной осанки.

Если сутулости избежать не удалось, исправление состояния спины начинают с выполнения перечисленных действий.

Полезные упражнения для правильной осанки

Упражнения для правильной осанки у детей имеют терапевтическое и профилактическое свойство: помогают избавиться от уже возникшего нарушения или избежать развития таковых. Чтобы предотвратить осложнения и добиться выздоровления, комплекс занятий должен назначить специалист. Врач учтет возраст и вес малыша, причину нарушения осанки, общее физическое развитие, фактор наличия сопутствующих болезней.

Тренировка предназначена для выполнения в домашних условиях. Чтобы поддерживать осанку в нормальном состоянии, следует:

1. Ходить поочередно на каждой ноге по узкой поверхности (например, по бревну). Такое действие способствует формированию правильной осанки, тренирует вестибулярный аппарат ребенка.

2. Держа обруч за спиной, выполнять наклоны в стороны. Упражнение способствует укреплению мышц спины, позвонки принимают правильное положение. Вместо обруча можно применить гимнастическую палку или другое спортивное снаряжение.

3. В положении стоя, поочередно выгибать плечи вперед и назад, тем самым, разминая спину. Действие направлено на тренировку мышечного корсета, возвращение межпозвонковых дисков в правильное положение.

4. Находясь в положении на животе, приподнять ноги, предварительно согнув их в коленях. Обхватить руками лодыжки, максимально напрягая спину, раскачиваться вперед и назад, имитируя движения лодки.

5. Занять положение, лежа на спине. Немного приподнять ноги, выполняя упражнение «ножницы».

6. Держа гимнастическую палку, выполнить приседания. В таком положении позвоночник принимает физиологически правильное положение, у ребенка формируется и закрепляется мышечный корсет.

7. Занять положение, лежа на спине. Приподнять ноги, имитируя езду на велосипеде. Действие направлено на укрепление мышц живота.

8. Расположить на голове ровный, относительно легкий предмет (зачастую используют книгу). Пройти по комнате несколько раз, стараясь удерживать груз. При правильном положении предмета и сохранении осанки, он не соскальзывает с головы.

9. Занять положение, лежа на животе. Приподнять ноги, предварительно согнув их в коленях. Руками взяться за лодыжки, постараться максимально выгнуться назад. Упражнение называется «коробочка», оно способствует поддержанию осанки в здоровом состоянии, разминке позвоночника, укреплению мышц спины.

10. Стоя у стены, прикоснуться к ней 5 точками – затылком, лопатками, ягодицами, икрами, пятками. Не отходить от поверхности минимум 30 секунд. В таком положении спина выравнивается, позвоночник выпрямляется, плечи отведены назад, что в совокупности способствует поддержанию правильной осанки.

Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста ребенка, исходного состояния его осанки и других факторов. Поэтому целесообразно, чтобы программу тренировок составлял специалист.

При правильном выполнении упражнений не возникает болей в спине, ощущения напряжения, головокружения или других симптомов, указывающих на ухудшение самочувствия. Иногда за счет выполнения гимнастики дети проходят лечение. Правильно составленная программа физической нагрузки позволяет сократить необходимость в приеме медикаментов: особенно, анальгетиков, хондропротекторов.

Осанка детей и подростков – показатель того, насколько хорошо родители контролируют состояние спины детей. Заболевания позвоночника тяжело поддаются устранению – это подчеркивает важность их предупреждения. Чтобы помочь детям сформировать правильную осанку и не допустить развития нарушений, нужно мотивировать их к занятию спортом, не допускать сутулости во время пребывания за столом. Дополнительно следует улучшить питание, но основной акцент важно сделать на выполнении физической активности.

Источник

Adblock
detector