Меню

Состояние здоровья ребенка инвалида

Определение статуса «ребенок-инвалид»

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Статус «ребенок-инвалид» присваивается детям до 18 лет, имеющим инвалидность. Под инвалидностью понимаются явные нарушения функций организма, которые определяются медицинской комиссией.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Ребенку, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации.

Управлением образования и науки Липецкой области заключено соглашение с федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — МСЭ) по вопросу предоставления информации по реализации реабилитационных мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка- инвалида (далее — ИПРА).

Приказом управления образования и науки определен сотрудник, на которого возложены обязанности по взаимодействию с МСЭ в вопросах предоставления информации об исполнении мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации инвалида, ребенка-инвалида.

Ответственными за реализацию мероприятий, установленных в выписке ИПРА ребенка-инвалида, являются муниципальные органы управления образованием и образовательные организации.

На основании выписки ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается перечень необходимых мероприятий по психолого-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида с указанием исполнителей и сроков исполнения.

Муниципальные органы управления образованием определяют конкретные образовательные организации, которые будут исполнять деятельность по реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (инвалида).

В образовательном учреждении функции по организации психолого-педагогической реабилитации возлагаются на психолого-педагогический консилиум или психолого-педагогическую службу учреждения.

Разработанный перечень мероприятий согласуется с родителями (законными представителями) ребенка-инвалида в письменном виде и утверждается приказом по образовательной организации.

В целях реализации мероприятий по психолого-педагогической реабилитации ребенка-инвалида образовательная организация проводит:

— диагностику и консультирование;

— развивающие и коррекционные занятия;

— психологическое просвещение и образование обучающихся и родителей (законных представителей);

— п сихолого-педагогическое сопровождение в целом учебного процесса.

При реализации мероприятий образовательные организации обеспечивают:

— конфиденциальность предоставляемой информации;

— последовательность выполнения мероприятий;

— соблюдение сроков выполнения ИПРА ребенка-инвалида.

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и ИПРА ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПРА является основанием для создания условий для обучения и воспитания детей.

399580, Липецкая область, Воловский район, с. Волово, ул. Советская, 122

Источник

«Ребёнок-инвалид» и «ребёнок ОВЗ». В чём разница и как организовать их обучение?

«Ребёнок-инвалид» и «ребёнок ОВЗ» — это два понятия, которые всё чаще приходится слышать в сфере образования. В чём разница и как организовать их обучение? Именно об этом пойдёт речь в статье. Первое с чего мне хотелось бы начать так это с перечисления тех нормативно-правовых документов в которых мы будем искать ответы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725 «О регулировании вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»

Понятие «ребёнок ОВЗ» и «ребенок-инвалид» в нормативно-законодательных актах РФ

В ст. 2, п. 16 Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится:

«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий»

Относительно инвалида определение дано в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Там в ст. 1 говориться:

«Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Ответы на основные вопросы

Вопрос Ответ Выдержка из нормативно-правового документа
Кто присваивает статус ОВЗ? ПМПК. «….статус обучающегося с ОВЗ — психолого-медико-педагогическая комиссия, деятельность которой регламентируется приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
Кто присваивает статус ребёнка-инвалида? МСЭ «Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. ….» (ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в РФ»)

«Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы…» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) Всегда ли ребёнок-инвалид является ребёнком ОВЗ? Нет «Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он — не обучающийся с ОВЗ, и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании).» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) Может ли ребёнок-инвалид быть и ребёнком ОВЗ и наоборот? Да «Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в которой в разделе, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки.»(Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)

«Инвалид (ребенок-инвалид) может быть приравнен по правовому статусу к лицу с ОВЗ в случае подтверждения заключением ПМПК наличия у инвалида (ребенка-инвалида) физических, психических, интеллектуальных, сенсорных и (или) других нарушений, обуславливающих его особые образовательные потребности, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Таким образом, инвалид (ребенок-инвалид), которому для получения качественного доступного образования с учетом его особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья необходимо создание специальных условий, должен пройти обследование ПМПК и получить соответствующее заключение.» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)

На основе какой программы должен обучаться ребёнок, имеющий статус инвалид и/или ОВЗ?

Статус ребёнка Наименование программы Выдержка из нормативно-правового документа
ОВЗ АОП или АООП «адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ст.2, п. 26 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

«Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам….» (ст. 79, п.2. ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012) Ребёнок-инвалид ООП Чёткого ответа на этот вопрос в нормативно-правовых документах я не нашла, поэтому высказываю тут своё мнение, которое сформировалось у меня на основе всего описанного в этой статье. Если ребёнок-инвалид не имеет отклонений в физическом и (или) психологическом развитии, то обучение ребёнка осуществляется по ООП в соответствии с ИОМ (по необходимости). При этом ИОМ составляется с учётом ИПРА.

Обучение ребёнка, если у него только статус инвалида, по АООП или АОП происходить не может, т.к. рекомендации по программе обучения даёт ПМПК. Об этом говорится в приказе Минобрнауки РФ от 20.09. 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» в п.21. Там сказано: «В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются: …рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.» Ребёнок-инвалид и ОВЗ АОП или АООП «Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов(ст. 19 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

Что делать, если в детский сад пришёл ребёнок-инвалид без статуса ОВЗ?

  1. Специалисты ППк проводят комплексную психолого-педагогическую диагностику ребёнка.
  2. По результатам диагностики определяют необходимость направления ребёнка на ПМПК.
  3. В случае, если необходимости направлять ребёнка на ПМПК нет, то ребёнок обучается по ООП.
  4. Если специалисты ППк видят необходимость направить ребёнка на ПМПК, то выписывают направление и после прохождения ребёнком ПМПК его обучение осуществляется по программе, рекомендованной ПМПК.

Копирование текста с последующим размещение на других сайтах или группах в социальных сетях разрешено с указанием автора и ссылки на мой сайт.

Источник

Оформление инвалидности ребенку: за и против. Пособия и льготы детям-инвалидам и их семьям

Оформление инвалидности ребенку

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом (в ред. от 06.08.2015) гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (ст.15).

В случае если медицинская организация, либо другие вышеперечисленные органы отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно (ст.19).

При осуществлении медико-социальной экспертизы врачи-специалисты руководствуются Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.2014 г. № 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Денежные выплаты и пенсия

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 15 декабря 2001г. №166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», на получение одного из видов государственной пенсии – социальную пенсию — имеют право дети-инвалиды, которые постоянно проживают на территории нашей страны.

В 2015 году размер социальной пенсии для категории детей-инвалидов – 11 445,68 руб. в мес.

Также детям-инвалидам предоставляется право на получение ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) в размере – 2 240, 74 руб. в мес.

Таким образом, пенсия по инвалидности в 2015 году для детей-инвалидов по государственному обеспечению составляет 13686,42 руб. в мес. В размер ЕДВ включен размер НСУ (набор социальных услуг).

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение социальной помощи от государства в форме набора социальных услуг. Перечень льгот, включенных в НСУ для детей инвалидов:

  • специальные лекарственные препараты, медицинские изделия и продукты лечебного питания;
  • право на бесплатный проезд детей-инвалидов на санаторно-курортное лечение, а также на получение второй бесплатной путевки для сопровождающего ребенка лица;
  • санаторно-курортное лечение для инвалидов детства предоставляется на 21 день.

Стоимость всего набора социальных услуг составляет 930 руб. 12 коп., которая может реализовываться в натуральной или денежной формах.

То есть вы можете получать предоставляемые государством услуги, которые перечислены выше, а также можете написать заявление в соответствующий территориальный орган Пенсионного Фонда РФ об отказе от НСУ полностью или частично, и получать стоимость НСУ ежемесячно. Стоимость отдельных услуг НСУ:

  • специальные лекарственные препараты, медицинские изделия и продукты лечебного питания — 716 руб. 40 коп.
  • получение путевки на санаторно-курортное лечение + бесплатный проезд к месту лечения — 110 руб. 83 коп. + 102 руб. 89 коп.

Согласно Указу Президента РФ от 26.02.2013 года №175 нетрудоспособные неработающие лица, осуществляющие уход за детьми-инвалидами получают пособие по уходу за инвалидом в размерах:

  • родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) — 5500 рублей;
  • другим лицам — 1200 рублей.

В Воронежской области родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, дополнительно ежемесячно выплачивается денежная компенсация в сумме минимального размера оплаты труда (МРОТ) — 5 965 руб.

Выплаты осуществляются на основании Закона Воронежской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» от 14 ноября 2008 года №103-ОЗ (ст.52), постановления Администрации Воронежской области от 26.01. 2007 г. № 50 «Об утверждении порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации отдельной категории граждан, проживающих на территории Воронежской области».

Матери (отцы) детей-инвалидов имеют право на досрочную пенсию в 50 лет, если:

  • они воспитали детей-инвалидов до 8 лет;
  • имеют не менее 15 лет страхового стажа.

При соблюдении определенных условий, время ухода за ребенком засчитывается в трудовой стаж.

Льготы лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации.

Женщина, осуществляющая уход за нетрудоспособным ребенком до 18 лет, имеет право на установление неполного рабочего дня или неполной рабочей недели с оплатой, пропорциональной отработанному времени (статья 93 ТК РФ).

Женщин, имеющих детей – инвалидов, запрещается:

  • отправлять в командировки без их согласия и привлекать к сверхурочным работам, работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 259 ТК РФ);
  • отказывать им в приеме на работу или снижать им заработную плату на основании того, что они имеют ребенка-инвалида;
  • увольнять одиноких матерей, воспитывающих ребенка- инвалида в возрасте до 18 лет по инициативе администрации за исключением увольнения в связи с ликвидацией организации или в связи с совершением работником противоправных действий ( п. 5- 8, 10,11 части 1 статьи 81 или п.2 статьи 336 ТК РФ).

Службы занятости обязаны содействовать их скорейшему трудоустройству.

Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми – инвалидами по его письменному заявлению предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных в месяц (статья 262 ТК РФ). Трудовой Кодекс РФ дополнен статьей 262.1(Федеральный закон от 13.07.2015г. № 242-ФЗ), следующего содержания: одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка — инвалида в возрасте до 18 лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время.

По письменной просьбе работнику, воспитывающему ребенка – инвалида, работодатель может предоставить отпуск без сохранения заработной платы. Время предоставления, продолжительность отпуска определяется по соглашению между работником и работодателем (статьи 128, 263 ТК РФ).

Стандартные налоговые вычеты на ребенка-инвалида предоставляются в увеличенном размере (п.4.ст.218 Налогового кодекса РФ).

Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя (законного представителя), на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:

3 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы. Стандартный налоговый вычет на ребенка дается каждому из родителей, и вдвое большем размере, если родитель (попечитель, опекун) единственный у ребенка, или одному из родителей по их выбору. Вычеты при расчете налога предоставляются каждый месяц путем вычитания из налогооблагаемой базы установленного законодательством размера. Ставка 13 % применяется к уменьшенной на сумму вычета базе.

1. В соответствии с Жилищным кодексом, семьи с детьми-инвалидами имеют право на первоочередное предоставление жилых помещений.

2. Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов», такие семьи имеют право на получение и дополнительной жилой площади, которую занимает ребенок-инвалид (при наличии отдельных заболеваний), в том числе в виде отдельной комнаты. Такая жилая площадь не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

3. Семьи, имеющие детей-инвалидов, имеют право на бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Законом Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. 4. Семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется безвозмездная субсидия на приобретение жилого помещения в соответствии с Законом Воронежской области от 07.07.2006 № 66 –ОЗ.

Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг в виде скидок:

  • с оплаты квартиры и коммунальных услуг в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда – не ниже 50%;
  • при проживании в жилых домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется скидка на оплату стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;
  • абонентская плата за телефон – скидка 50%.

Семьи, имеющие детей-инвалидов, имеют право на предоставление дополнительной меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, оплаты и доставки топлива, установленных Законом Воронежской области, в форме денежной компенсации в соответствии с приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 12 августа 2013 г. N 2772/ОД, утвердившего Порядок предоставления денежной компенсации на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Воронежской области.

Проезд на общественном транспорте

Дети-инвалиды, их родители, опекуны и попечители, осуществляющие уход за детьми-инвалидами имеют право бесплатного проезда на пассажирском автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси и маршрутного такси типа «Газель») на пригородных маршрутах, а также междугородных маршрутах (при отсутствии пригородного маршрута в пределах административного района) в соответствии с постановлением Администрации Воронежской области от 30 января 2006 г. № 49 «О порядке реализации льготного проезда отдельным категориям граждан.

Также детям-инвалидам государством предоставляется скидка 50% со стоимости проезда на междугородних линиях транспорта: воздушного, железнодорожного, речного, автомобильного.

Скидка действительна в период с 1 октября по 15 мая при проезде туда и обратно один раз.

Льготы на обучение

Дети-инвалиды имеют приоритет перед остальными категориями граждан на устройство в детские дошкольные учреждения. Более того, там создаются все необходимые условия и реабилитационные меры для их пребывания. Если по состоянию здоровья ребенок-инвалид не может находиться в ДДУ общего типа, то для него подбирается специальное дошкольное учреждение.

От платы за пребывание ребенка-инвалида в детском дошкольном учреждении семья освобождается ст. 65 Федерального закона Российской федерации « Об образовании в Российской федерации» от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ.

Также родители могут отказаться от обучения детей-инвалидов в государственном дошкольном учреждении и заниматься обучением ребенка на дому, либо определить его в негосударственное образовательное учреждение.

При поступлении в высшее учебное заведение инвалид детства имеет преимущественное право на зачисление, при условии успешно пройденных вступительных испытаний.

Общие сведения об инвалидности

Обращение за установлением ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) инвалидности является добровольным и осуществляется по заявительному принципу. Сомнения родителей (законных представителей) детей с ОВЗ являются естественными и вполне объяснимыми. Но необходимо помнить, что инвалидность детям редко устанавливается пожизненно. Периодически нужно проходить переосвидетельствование детей (через 1 год, 2 года, 5 лет). То есть, у родителей есть возможность отказаться от обращения за установлением инвалидности и/или от регулярного обязательного переосвидетельствования.

При обсуждении вопроса обращения в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) нужно помнить следующее:

Инвалидность — это удостоверенное специальным органом состояние организма, при котором в результате заболевания, последствия травмы или врожденного дефекта происходит стойкое изменение функций организма, ограничивается жизнедеятельность человека и ему требуется социальная помощь.

Решение принимается медико-социальной экспертной комиссией, исходя из комплексной оценки состояния организма ребенка, на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Перечня заболеваний, по которому МСЭ обязано установить инвалидность ребенку не существует. Определен лишь Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается гражданам не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (Приложение к Правилам признания лица инвалидом).

С перечнем обязательных анализов, исследований родители обследуемого ребенка должны быть ознакомлены в лечебно-профилактическом учреждении до обращения в МСЭ. Возникают ситуации, когда для объективной оценки психофизического состояния ребенка, требуется определенный период постоянного наблюдения за ним и специалисты предлагают госпитализировать ребенка. Иногда госпитализация связана со сложностями обследования детей с расстройствами аутистического спектра, другими ментальными нарушениями в амбулаторных условиях.

Инвалидность, установленная ребенку, не означает исключение его из социальной жизни других детей, и должна восприниматься родителями (законными представителями), как социальный статус, предоставляющий определенные права и льготы ребенку, членам его семьи:

  • Пенсионные льготы;
  • Льготы по трудовому законодательству;
  • Жилищные льготы;
  • Транспортные льготы;
  • Льготы при воспитании и обучении детей-инвалидов;
  • Льготы по медицинскому, санаторно-курортному и протезно-ортопедическому обслуживанию;
  • Льготы по налогообложению;
  • Льготы, социальные пенсии по государственному пенсионному обеспечению и ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) для детей-инвалидов.

Т.В. Шаталова. Оформление инвалидности ребенку: за и против. ВРООИ «Искра надежды». 2015.

Источник

Читайте также:  Журнал здоровья образец титульного листа
Adblock
detector