Меню

Состояние здоровья граждан украины

Здоровье народа — богатство государства. Социально-экономические детерминанты здоровья населения Украины

Обзор литературы и собственных исследований
д.м.н. А.М. Нагорная
(Представлено акад. НАН Украины Ю.И. Кундиевым)

Институт медицины труда АМН Украины, 02033 Киев

Проанализированы социально-экономические факторы, влияющие на формирование состояния здоровья населения Украины: экологические условия, валовой национальный продукт, социальное расслоение населения, уровень образования, бедность, безработица, социальная незащищенность граждан, употребление алкогольных напитков, табака, наркотических веществ, низкая физическая активность. Предложены мероприятия по совершенствованию системы здравоохранения, направленные на сохранение здоровья населения.

Доказано, что приблизительно на 50 % здоровье человека определяет образ жизни. Отрицательными его факторами являются вредные привычки, несбалансированное, неправильное питание, неблагоприятные условия работы, моральные и психические нагрузки, малоподвижный образ жизни, плохие материально-бытовые условия, несогласие в семьи, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень и т.п.. Отрицательно сказывается на формировании здоровья и неблагоприятная экологическая обстановка, в частности загрязнения воздуха, воды, грунта, а также сложные природно-климатические условия (взнос этих факторов — до 20 %). Важное значение имеет состояние генетического фонда популяции, склонность к наследственным болезням. Это еще около 20 %, которые определяют современный уровень здоровья населения. На здравоохранение приходится 10 % «взноса» в тот уровень здоровья населения, которое мы имеем на сегодняшний день.

Общепризнанными показателями риска для здоровья являются число дополнительных случаев смерти, заболеваний, врожденной патологии, сокращение ожидаемой продолжительности жизни населения или среднее сокращение продолжительности жизни каждого лица. Установлено, что сокращение продолжительности жизни вследствие разных причин составляет такие цифры: одиночество мужское — 3500 дней, женское — 1600, курение — 2250, избыточный вес тела — 1300, низкий образовательный уровень (ниже 8 классов) — 850, низкий социально-экономический уровень — 700, проживание в экологически неблагоприятном районе — 500, употребление алкоголя — 130 дней и т.п., но часто имеет место их комплексное воздействие [17, 26].

Важной проблемой является распространенность вредных привычек среди населения. Ситуация с алкоголизмом в стране отмечалась остротой и в минувшие времена, а за последние годы стала чрезвычайно угрожающей. Население стало употреблять больше крепких спиртных напитков, низкосортных вина и водок, суррогатов, фальсификатов. Все это происходит на фоне недостаточного, несбалансированного питания. В процесс алкоголизации втягиваются женщины и молодежь. Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что употребление алкогольных напитков из года в год возрастает. По оценкам экспертов, употребление алкоголя в Украине имеет отрицательную тенденцию: в 1991 г. оно равнялось 10,6 л. абсолютного алкоголя, в 2000 — приблизительно 13,0 л. на душу населения. Выборочные исследования показывают, что лишь 9,5 % мужнин и 21,0 % женщин старшее 18 лет ведут трезвый образ жизни. Уже давно отмечена высокая степень связи между показателями потребления, уровнем травматизма и уровнем смертности от несчастных случаев.

Параллельно с огромной и почти неконтролируемой волной торговли алкоголем нарастают расстройства здоровья. Так, например, точной цифры относительно количества травм, связанных с употреблением алкоголя, из 2,46 млн. за 2000 г. однозначно назвать нельзя, но анализ показателей смертности по классу травм и отравлений дает в целом определенные представления. В 2000 г. количество смертей от травм и отравлений составляла 73575 (148, 6 на 100 тыс. население), из них 17,9 % — в состоянии алкогольного опьянения, 12,7 % — случайные отравления алкоголем, 2,5 % — алкогольный цирроз печени. Несомненно, самоубийства (19,8 %), несчастные случаи, связанные с транспортом случаи (9,8 %), случайное утопление и несчастные случаи, связанные с электрическим током (8,6 %), также имеют связь с употреблением алкогольных напитков. Сегодня число больных алкогольными психозами составляет 15,5 тыс., острыми алкогольными интоксикациями — 16,8 тыс., хроническим алкоголизмом — 672,2 тыс.

На сегодня крайне напряженной остается проблема курения. Это обусловлено масштабностью вреда курения для здоровья. Табак является фактором риска более чем 20 болезней, которые составляют почти 75 % в структуре смертности населения. По расчетам ВООЗ, можно ожидать, что в 2016 г. в нашей стране употребления табака станут причиной большее 22 % смертей. Курение — основная причина смертности, которую можно предотвратить. По оценкам экспертов ВООЗ, эта губительная для здоровья привычка за последние трех года приводила к гибели в Украине не менее чем 120 тысяч лиц ежегодно. С курением связанны и большие экономические убытки, в частности в связи со снижением производительности труда, вследствие частого отсутствия на рабочем месте курильщиков, снижение трудоспособности, потери рабочей силы в результате более высокой смертности людей допенсионного возраста, увеличение затрат на медпомощь, обусловленную заболеваниями, которые связанны с курением, и т.п.. Анализ распределения население в возрасте 12 лет и старше свидетельствует о том, что их. количество одинаково как в городах, так и селах (24,3 % и 22,2 %, соответственно). Количество лиц, которые курят, 1-5 лет, составляет 16,9 %, 6-9 лет — 12,6 %, большее 10 лет — 70,5 % [12].

Читайте также:  Чем полезна быстрая ходьба для здоровья

За последние годы принятое большое количество нормативно-правовых актов, реализация которых может оказывать содействие изменению существующей ситуации к лучшему. Это Закон Украины «О социальной работе с детьми и молодежью» (2001 г.), Указы Президента Украины «О дополнительных мерах относительно реализации государственной молодежной политики» (2001 г.), «Про неотложные дополнительные меры относительно укрепления нравственности в обществе и утверждение здорового образа жизни» (2002 г.), Постановление Кабинета Министров Украины «О развитии сети центров ресоциализации наркозависимой молодежи «Твоя победа» (2002 г.), Приказ МОЗ «Об усовершенствовании лечебно-оздоровительной работы с гражданами допризывного и призывного возраста» (2002 г.), Закон Украины «О физической культуре и спорте» (2000 г.). Разработана программы относительно укрепления здоровья население и пропаганды здорового образа жизни: «Города здоровья», «Школы здоровья», CINDI, «Европа без табака», ряд программ по борьбе и профилактики алкоголизма, бытового пьянства, наркомании и токсомании и т.п.

Анализ физической активности населения свидетельствует, что почти девять из каждых десяти детей в возрасте 6 лет и старше занимаются физкультурой и спортом не менее одного раза в неделю. Взрослое население значительно меньшее занимается физкультурой и спортом: лишь каждый третий мужчина и каждая пятая женщина в целом по Украине, в сельской местности — каждый четвертый мужчина и каждая восьмая женщина. Такое состояние обусловлено низкой доступностью к инфраструктуре здоровья, переведением пользования спортивными и оздоровительными сооружениями на платную основу.

Необходимо создать в государстве такие условия для реализации концепции реформирование здравоохранения, которые бы подтверждали, что здоровье человека — важнейший приоритет государственной политики. Реальным шагом в этом направлении является разработка и утверждение Межотраслевой комплексной программы «Здоровье нации» (2002 г.), которое охватывает практически все социальные, экономические, юридические, медицинские и прочие аспекты жизни человека и полностью отвечает стратегии ВООЗ «Здоровье для всех в XXI столетии». Состояние здоровья населения, социально-экономические условия зависят одно от другого и определяют уровень развития и цивилизованности страны [53].


Экоток

Источник

Граждане Украины рискуют здоровьем и жизнью в Сибири

В результате возгорания на нефтяной скважине в Нижневартовском районе ХМАО пострадали восемь человек, сейчас они находятся в госпитале. Почему-то в новостях сочли нужным сообщить, что все они жители Украины, более того, её западных областей, в частности, Иван-Франковской.
И возникает много-много вопросов. Вряд ли на них ответит хоть кто-то, от кого что-нибудь зависит , но сформулировать их хотя бы для себя — интересное занятие. Всякую херню вроде диверсии я отметаю сразу, дело не в этом.

1. Только на одной буровой пострадало 8 украинцев. А сколько их там было ещё, среди не пострадавших?

2. Неужто они все обладают столь дефицитными специальностями, что в России не нашлось своих работников?

3. Действительно ли они как гастарбайтеры получают такие низкие зарплаты, что россияне не соглашаются за них работать? Не забудем, что это не дворы в Москве подметать, и заработки не могут быть копеечными.

4. Ясно, что заработанные деньги вывозятся на Украину.
Если учесть, что вообще гастарбайтеров миллионы, значит, эти деньги потеряны для российского рынка. Какого его развития можно ждать? Нам дуют в уши, что население нищает, значит, покупательная способность его падает, значит производство скукоживается — не для кого производить.

А в это время миллиарды денег исправно перетекают за границу.

5. На Украине говорят, что Украина в состоянии войны с Россией. Помнится, украинцы из занятых немцами областей призывались (и кое-кто поддавался на эти призывы) ехать на работу до Нимеччины. Но никто из них не ездил в то время из Ивано-Франковской области на заработки в Сибирь . Что же изменилось? Или они могут работать только на врага?

Читайте также:  Специальный фгос для детей с ограниченными возможностями здоровья

6. Нас уверяют, что на западной Украине засилье бандероацев. Будем считать, что вахтовики, о которых идёт речь, не ездят между вахтами в Донбасс пострелять москалив. Но куда смотрят их сограждане и как воспринимают постыдную работу соседей на агрессора? А не платят ли они какой-нибудь неафишируемый налог в пользу АТО?

7. Если в столь стратегической отрасли как добыча углеводородов такое количество граждан, не будем кривить душой, недружественного государства, то как это может влиять на её безопасность?
А вот завтра случится так, что они не смогут ездить в Россию. Останутся ли их рабочие места пустыми, а буровые остановятся? А если люди для их замены найдутся, почему они не находятся сейчас?

Вопросы, вопросы. Нет им числа и нет на них ответов, кроме одного — деньги сегодня для власть имущих важнее всего.
Какой там патриотизм, какая дружба народов, какая принципиальность? Всё вывернут наизнанку, продадут, купят и ещё раз продадут.

Источник

Лечение онлайн и помощь США. Что ждет медицину Украины в 2021 году

Под Новый год правительство продлило госгарантии медобслуживания населения и приняло Концепцию развития электронного здравоохранения.

Годновый, пакетыстарые

На одном из внеочередных заседаний Кабмин продлил Программу реализации государственных гарантий медицинского обслуживания населения в 2020 году на 2021 год.

Правда, есть нюансы. В соответствии с текстом постановления КМУ, до 31 декабря 2021 года продолжает действовать только программа «Дешевые лекарства». Ч то касается непосредственно лечения, – только до 31 марта 2021 года. В частности, речь идет о:

  • первичной, экстренной помощи;
  • вторичной (специализированной) и третичной (узкоспециализированной) медицинской помощи;
  • медицинской реабилитации;
  • медицинской помощи детям до 16 лет;
  • медицинской помощи в связи с беременностью и родами.

Национальная служба здоровья Украины без денег

Скандал вокруг этого решения вышел далеко за пределы Кабмина. Речь идет о финансировании – какие медицинские услуги проплатит государство из бюджета (а вам они будут предоставлены бесплатно).

На заседании правительства 16 декабря 2020 года народный депутат (фракция «Голос») Ольга Стефанишина обвинила министра здравоохранения Максима Степанова в умышленном затягивании рассмотрения проекта реализации медицинских госгарантий на 2021 год. » Сегодня последний день, когда это можно сделать. Более 9 тысяч больниц и аптек останутся без средств, а пациенты – без лекарств. НСЗУ предупредила, ей нужно 2-3 недели для перезаключения договоров. Министр, не внося проект, приводит к коллапсу «, – отметила депутат.

По ее информации со ссылкой на НСЗУ, Нацслужба подала проект постановления о медгарантиях на 2021 год еще 17 ноября, но документ так и не попал в секретариат правительства.

Максим Степанов в ответ заявил, что в проекте от НСЗУ было предложено отменить некоторые антиковидные пакеты, мобильные бригады, доплаты медработникам. Минздрав, по его словам, не может с таким согласиться. Поэтому просто продлит медгарантии, что и было сделано.

Но эмоции не утихли. В социальной сети Ольга Стефанишина раскритиковала такое решение: » Но есть одно «но». Средств на реализацию постановления недостаточно: НСЗУ обеспокоена тем, что принятая версия постановления предусматривает расходы на 1-й квартал 2021 года в размере, что может достигнуть 39,7% бюджета программы медицинских гарантий (ПМГ) на 2021 год. Денег на ПМГ хватит до июля 21-го года! Где правительство найдет деньги, чтобы с июля ПМГ работала дальше – неизвестно «.

Со своей стороны. НСЗУ пообещала трудиться сверхурочно, чтобы успеть заключить новые договора на 2021 год до 21 декабря 2020 года. » Чтобы обеспечить своевременную оплату медицинских услуг учреждениям здравоохранения с 1 января (2021 года), НСЗУ будет работать в выходные «, – подчеркнули там.

После этого Максим Степанов уточнил, что новая программа медгарантий (ПМГ) – на 2021 год – вступит в действие с апреля 2021 года.

Суть – в финансах

Итак, все те медгарантии, которые действуют в этом году, останутся и до 1 апреля 2021 года. Однако, подчеркивает в комментарии Vesti.ua кандидат экономических наук Александр Хмелевский , причина скандала с ПМГ – в недостатке средств на медицину, заложенных в бюджете на следующий год.

Читайте также:  Вредны для здоровья зубные протезы

» Медицинские услуги населению финансируются в объеме и по тарифам 2020 года. Хотя программа разрешает продлить финансирование обслуживания населения в 1 квартале 2021 года, сложившаяся ситуация вызывает обеспокоенность в НСЗУ. Расходы на первый квартал могут достичь 40% бюджета ПМГ. То есть, если не будут внесены изменения в госбюджет и не увеличены расходы на медицинские услуги, их финансирование в июле 2021 года прекратится. Это означает, что медицинские учреждения останутся без средств, а люди – без медпомощи «, – отметил Хмелевский.

Адвокат и управляющая адвокатским бюро Анастасия Гурская в комментарии Vesti.ua почеркнула, что ПМГ продлена по обращению самой НСЗУ, которая ссылается на отсутствие окончательного варианта госбюджета (на тот момент), а также на то, что в новой ПМГ изменен порядок закупки лекарств. » Фактически до 1 апреля 2021 года никаких изменений для пациентов не произойдет , – успокаивает она. – Для получения финансирования на первый квартал следующего года, а также для возможности закупки лекарств медучреждения должны подписать дополнительные договора до конца текущего года. Изменений следует ожидать именно с 1 апреля 2021 года «.

  • готовность к реагированию на инфекционные заболевания и эпидемии;
  • стоматологическая помощь взрослым и детям;
  • ведение беременности в амбулаторных условиях;
  • лечение пациентов методом интракорорального диализа в амбулаторных условиях;
  • сопровождение и лечение взрослых и детей, больных туберкулезом на первичном уровне медицинской помощи;
  • диагностика, лечение и сопровождение пациентов с гематологическими заболеваниями (или подозрением на соответствующие заболевания) у взрослых и детей в амбулаторных и стационарных условиях;
  • психиатрическая помощь, предоставляется мобильными мультидисциплинарными командами по охране психического здоровья.

Доктора онлайн излечат

На фоне затруднений с ПМГ правительство на заседании 28 декабря – итоговом для 2020 года – приняло Концепцию развития электронной системы здравоохранения до 2025 года. В политическом предложении к документу сказано следующее: » Среди проблем, которые требуют решения, – низкая эффективность системы здравоохранения, которая, в частности, характеризуется ограниченной доступностью медуслуг, недостаточно развитой национальной медицинской инфраструктурой информатизации, экстенсивной формой ведения медицинской документации, непрозрачностью, недостоверностью данных и недостаточностью информации о состоянии здоровья пациента «.

В 2021-2022 годах запланированы такие перемены:

  • расширение функционала электронной системы здравоохранения;
  • стимулирование развития инновационных информационных услуг;
  • начало интеграции в мировое медицинское информационное пространство.

Помимо прочего, Концепция предусматривает также информатизацию медучреждений, доступ к деперсонализированным данным ученых, представителей бизнес-среды и гражданского общества.

Заграница исцелит

Главное, что под Концепцию предполагается привлечь средства доноров для таких проектов:

  • «Поддержка развития инфраструктуры электронной системы здравоохранения в Украине» – правительство США через USAID, 5 млн долларов;
  • «Поддержка реформы здравоохранения» – правительство США через USAID, 16 млн долларов;
  • «Усиление влияния на уменьшение нагрузки туберкулеза через создание универсального доступа к своевременной и качественной диагностике и лечению, увеличение объемов профилактики, диагностики и лечения ВИЧ, опирающихся на доказательную базу, построение жизнеспособных и стойких систем для здоровья» (компонент eHealth – “Глобальный фонд борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией» (сумма не указана);
  • «ACESS Pro: доступ общества к лечению ВИЧ через укрепление информационных систем и распространение доступа к услуге» – Департамент здоровья и соцобеспечения США в содружестве с Центром контроля и профилактики заболеваний США (сумма не указана);
  • проект «Support pro and Good Govenance» – 2,65 млн швейцарских франков через Всемирный банк как имплементирующую структуру;
  • «Электронное управление ради подотчетности власти и участия граждан» (EGAP)» – через Фонд Восточной Европы (сумма не указана).

На выходе, в 2025 году в Минздраве ожидают улучшения здоровья населения.

Органы пересадят

В 2021 году ожидается новация, которую Максим Степанов называет революционной, – заработает Единая государственная информационная система трансплантации органов и тканей (ЕГИСТ). Новая структура обеспечит полноценное функционирование системы трансплантации в Украине. За три года Максим Степанов ожидает трансплантационной независимости для Украины: » И, что очень важно, система будет обеспечивать сопоставление пары донор – реципиент «.

Министр прогнозирует, что количество пересадок органов и тканей в 2021 году, проведенных в Украине, вырастет вдвое (не менее 250 операций при потребности в пяти тысячах таких вмешательств).

Источник

Adblock
detector