Состояние здоровья детей с нарушением опорно двигательного аппарата
Ожидайте
Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Аннотация: В последние годы медики констатируют тенденцию увеличения в нашей стране детей, страдающих недостатками в физическом развитии, особенно нарушениями в опорно-двигательном аппарате.
Статья:
В последние годы медики констатируют тенденцию увеличения в нашей стране детей, страдающих недостатками в физическом развитии, особенно нарушениями в опорно-двигательном аппарате.
Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.
Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит.
Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, особенно начальных степеней, проходит на фоне хорошо организованного не только двигательного, но и профилактического режима, составленного с учетом характера заболевания ребенка.
Контингент воспитанников групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) – это дети, имеющие нарушения функций опорно-двигательного аппарата, который формируется из числа детей, прошедших городскую психолого–медико-педагогическую комиссию и получивших рекомендации продолжить дальнейшее обучение в ДОУ IV вида. Данный контингент детей нуждается в коррекционно-развивающем образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям.
Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста:
Дисплазия тазобедренных суставов
Вальгусная деформация коленных суставов
Плоско-вальгусная деформация стоп
Деформация грудной клетки
Дети, имеющие нарушения функций ОДА разной степени выраженности и не имеющие достаточно развитого уровня сенсомоторного опыта, испытывают определенные трудности в процессе овладения программным материалом. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием мышления, восприятия, внимания, памяти и несформированностью всех компонентов речевой функциональной системы.
У детей с нарушением функций ОДА снижена умственная работоспособность, повышена утомляемость, что затрудняет формирование познавательного опыта, проводит к искажению мыслительной деятельности. У дошкольников замедленна артикуляционная моторика, расстроена динамическая координация и соразмерность как тонких, так и общих движений движений. Указанные трудности затрудняют усвоение учебной программы и формируют особые образовательные потребности у наших воспитанников.
Особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста с нарушением ОДА:
• двигательная нескоординированность;
• нарушения в соблюдении темпа движений;
• низкая работоспособность;
• повышенная утомляемость;
• отставание в физическом развитии;
• ограниченность определенных видов движений (в зависимости от диагноза);
• затруднения в освоении отдельных или основных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки);
• затруднения в фиксации положения на определенное время;
• заторможенность.
У детей старшего дошкольного возраста:
• затруднения в соблюдении точности движений;
• низкий уровень развития некоторых физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости);
• затруднения в освоении определенных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки);
• затруднения в принятии правильной осанки и фиксации положения туловища на определенное время;
• недостаточное развитие моторных функций пальцев рук;
• ограничение определенных видов движений (в зависимости от диагноза).
Вопрос физической реабилитации дошкольника в стенах дошкольного, а не лечебного учреждения очень актуален. Дошкольники с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата нуждаются в работе коррекционно-развивающего характера, в целенаправленном воздействии на коррекцию недостатков, которые могут привести к нарушению умственной работоспособности, вызвать трудности во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, в дальнейшем овладении познавательным опытом на этапе школьной ступени обучения.
Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания в дошкольном учреждении для детей с ОДА строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей.
Процесс коррекционного обучения и воспитания условно можно разделить на два этапа:
1 этап – формирование предпосылок для развития высших психических функций, что предполагает:
• профилактику и коррекцию двигательной сферы;
• стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности;
• развитие общей и ручной моторики;
• развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;
• обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;
• развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как, выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность), скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов, способность к концентрации и к распределению внимания;
• готовность к сотрудничеству со взрослым;
• стимуляцию речевого развития ребенка.
2 этап – формирование предпосылок к школьному обучению. На данном этапе коррекционно-педагогическая работа направлена на реализацию следующих задач:
• формирование чувства самоконтроля за правильным положением тела;
• развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
• укрепление здоровья, создание условий для полноценного физического развития и совершенствование двигательной сферы;
• развитие познавательной деятельности и формирование определенного запаса представлений об окружающем;
• целенаправленное формирование высших психических функций и предпосылок к школьному обучению;
• развитие речи и коммуникативной деятельности;
• формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется под руководством врача-ортопеда в тесной взаимосвязи с инструктором по физической культуре и плаванию, воспитателем, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, родителями воспитанников. Практически во всех видах образовательной деятельности в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушением ОДА. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от выраженности недостатков в развитии.
Педагоги в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, решает следующие группы задач:
1. Реабилитационные
разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела;
укрепление мышечного корсета;
формирование правильной осанки;
коррекция плоскостопия.
2. Коррекционно – развивающие
укрепление здоровья и повышение работоспособности детей с нарушением функций ОДА;
развитие динамической координации и соразмерности движений;
развитие статического равновесия;
развитие пространственной ориентировки;
развитие двигательного воображения и творчества, музыкального слуха и чувства ритма ребенка;
формирование умений и навыков выразительных, грациозных движений и осознанного отношения к ним.
3. Образовательные
формирование навыков выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;
развитие умения переключаться от выполнения одних движений к другим;
развитие самоконтроля при выполнении физических упражнений;
увеличение силовой выносливости мышц;
4. Оздоровительные
снятие психологической напряженности и создание оптимистического настроения
выработка привычек здорового образа жизни;
повышение приспособляемости и работоспособности органов и систем растущего организма;
закаливание организма, профилактика простудных заболеваний;
обеспечение пропорционального развития всех мышечных групп;
формирование опорно-двигательного аппарата и воспитание правильной осанки
5. Нравственно – воспитательные
воспитание гигиенических привычек и телесной рефлексии;
воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности;
поддержание интереса к двигательной деятельности;
воспитание желания участвовать в организованных формах работы по физической культуре, совместно с другими детьми: подчинять свое поведение правилам в подвижных играх.
Источник
Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
По современным данным, дети с врожденными или приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата представляют большую группу. В эту группу входят пациенты, нарушения у которых возникли вследствие перенесенных заболеваний или патологических изменений в организме:
- Детский церебральный паралич;
- Следствия нейроинфекций;
- Полиомиелит;
- Врожденная деформация и недоразвитие конечностей;
- Врожденный вывих бедра;
- Косолапость;
- Аномалии развития позвоночника;
- Кривошея;
- Артрогрипоз;
- Повреждения спинного и головного мозга вследствие травм;
- Артриты и полиартриты;
- Туберкулез суставов и костей;
- Новообразования костей;
- Рахит и др.
Среди группы пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата наибольшее внимание уделяется детям с церебральным параличом, поскольку данная патология сопровождается рядом других нарушений: психических, слуховых и речевых. Дети с церебральным параличом требуют медико-психологического комплексного лечения, в которое будут включены методики социальной адаптации, работа с психологами, педагогами, логопедами, реабилитологами.
Команда экспертов Меднави поможет организовать поездку в ведущие клиники мира для диагностики и лечения нарушений опорно-двигательного аппарата. Мы поможем подобрать подходящую вам клинику из числа тех, с которыми сотрудничаем. Узнайте больше, позвоните по телефону +7 (495) 023-10-24 .
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата будут значительно медленнее развиваться по сравнению со своими сверстниками. Они позже начнут держать голову, переворачиваться на живот и с боку на бок, сидеть, стоять и ходить. В особенно тяжелых случаях они не могут ходить, осознанно контролировать движения своего тела, обслуживать себя самостоятельно.
При средней степени нарушений опорно-двигательного аппарата ребенок овладевает навыками ходьбы, но делает это неуверенно и не может самостоятельно передвигаться по городу или пользоваться общественным транспортом. Навыки самообслуживания развиты, но не на достаточном уровне.
При наличии легкой степени нарушений двигательного аппарата, ребенок ходит уверенно и может ездить в городском транспорте самостоятельно. Он может себя обслуживать. Заболевание проявляется нарушением походки, резкими непроизвольными движениями, снижением мышечной силы.
Для социальной адаптации детей с легкой и средней степенью тяжести нарушений первостепенно внимание уделяют развитию навыков самообслуживания и самостоятельного передвижения. Важным умением для ребенка с нарушением опорно-двигательной активности является способность самостоятельно удовлетворять физиологические потребности, выполнять правила личной гигиены (мыться, подстригать ногти, чистить зубы) и делать ежедневную бытовую работу (одеваться, пользоваться застежками, мыть, разогревать еду, посуду). Ребенка постепенно обучают самостоятельно кушать и пользоваться бытовыми приборами. Со временем при положительных успехах он учится готовить еду и выполнять бытовые потребности (покупать продукты, одежду, оплачивать счета, делать уборку).
Для получения положительного эффекта развитие ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата должно происходить с раннего возраста. Он должен учиться самостоятельно передвигаться и сохранять равновесие тела. Для приобретения подобных навыков ему понадобится больше времени и сил, чем сверстникам. К этим трудностям нужно быть готовым родителям, в основном морально. Развитие ребенка начинается дома, поэтому его первыми учителями будут родители.
Для обучения ходьбе сначала используют ровную опорную поверхность, потом на нее можно добавить препятствие (поставить игрушку или стул), которое необходимо преодолеть, позже заменить ровную поверхность наклонной. Постепенно ребенок будет учиться ходить по лестнице. Задания будут усложняться по мере развития ребенка: ходить на улице без поддержки, заходить и выходить из общественного транспорта, играть в активные игры.
Кроме физиологических отклонений, у детей с серьезными патологиями опорно-двигательного аппарата возникают нарушения психического развития. Степень психического отклонения будет зависеть от периода жизни, локализации и выраженности поражения мозга. Психическое нарушение может прогрессировать со временем. Внутриутробные поражения головного мозга могут выражаться грубым недоразвитием интеллекта, а травмирование во время родов иметь неоднозначный характер. Психические отклонения у детей представлены разнообразно:
• Нарушения могут отсутствовать вовсе или быть незначительными (при этом дети могут учиться и получать высшее образование);
• Существенная задержка психического развития;
• Олигофрения.
Практически у всех детей с церебральным параличом наблюдаются нарушения развития речи. Это связано с повреждением структур головного мозга и задержкой развития отделов, которые отвечают за речь и психическую деятельность. Отклонения психики и в развитии речи приводят к ограниченному доступу к знаниям об окружающем мире, сводят к минимуму практическую деятельность. При этом нарушается контакт с социумом.
Поэтому для адаптации к повседневной жизни, обучения и воспитания используют многосторонний поход, который включает в себя работу с невропатологом, психологом, социальным педагогом и поддержку семьи.
Коррекция нарушений двигательных функций опорно-двигательного аппарата
Для коррекционной работы нарушений опорно-двигательного аппарата используется лечебная физкультура и гимнастика, различные виды деятельности, направленные на развитие функциональных возможностей конечностей, лечебный массаж.
Физическая культура необходима для укрепления общего состояния здоровья. Важным дополнением является соблюдение режима: полноценное питание, здоровый сон, закаливание и другие общеукрепляющие мероприятия. Для детей с ДЦП важно часто менять позу своего тела и не останавливаться в одной более получаса. Для детей индивидуально подбирают наиболее комфортные позы для разных аспектов жизни (еда, процесс одевания, обучения), которые они меняют в течение дня. Сложность и разнообразие поз увеличивается со временем, по мере развития возможностей ребенка.
Для реабилитации детей с ДЦП важно начинать занятия с раннего возраста. Чем раньше начнут коррекционную работу опорно-двигательного аппарата, тем более значительны будут результаты в будущем. В раннем возрасте с ребенком трудно работать, поскольку он еще не осознает проблему, и у него нет желания прилагать усилия для ее исправления. Коррекционная работа будет направлена на развитие опорно-двигательного аппарата и коррекцию уже имеющихся нарушений.
Развитие пространственно-временных представлений
Для формирования навыков пространственного восприятия необходимо использовать любые подручные средства, которые бы наглядно показали ребенку, что существуют правая и левая стороны, низ и верх. Для работы можно использовать стулья и другие предметы интерьера, подводить ребенка к стене, показывать с разных сторон яркие игрушки, привлекающие внимание.
Сложность выполнения упражнений постепенно увеличивается. Это позволит осваивать новые навыки спокойно, размеренно и качественно. В дальнейшем необходимо постепенно смещать внимание ребенка на внутренний план и позволять ему выполнять упражнения самостоятельно. В ходе выполнения занятий по освоению телесного пространства ребенок научится показывать озвученное направление не всем телом, а поворотом головы или рукой, а в дальнейшем только взглядом.
После освоения телесного пространства переходят к упражнениям на понимание внешнего пространства. В процессе выполнения упражнений происходит развитие и расширение диапазона движений ребенка.
Освоение внешнего пространства происходит с помощью ориентирования на местности и выполнения графического воспроизведения на бумаге. Можно начинать с привычной комнаты, в которой необходимо понимать, где находится шкаф, стол, дверь и пр. Озвученные команды должны направлять ребенка в том или ином направлении, чтобы он развивал свои навыки в ориентировании.
Задача усложняется включением в ориентирование подъезда, двора и соседней улицы. Со временем ребенок должен научиться самостоятельно находить дорогу домой, ориентироваться в окружающих магазинах, знать, где расположена ближайшая остановка общественного транспорта и куда можно поехать.
Для формирования пространственных представлений у детей используют метод конструирования. Ребенок может манипулировать различными объектами, которые в итоге должны сформироваться во что-то конкретное: мозаика, паззлы, вырезные картинки, кубики, конструктор и т.д. Упражнение можно дополнить кубиками или карточками с буквами и цифрами. Так ребенок будет развивать пространственные навыки и осваивать письмо.
Развитие общей и мелкой моторики ребенка
Двигательная активность рук занимает важную позицию в развитии равновесия и реакций выпрямления. Захват предметов также положительно влияет на формирование пространственного восприятия. Развитие моторики кистей и пальцев рук улучшает не только двигательный аппарат верхних конечностей, а и речевую и психоэмоциональную деятельность.
Упражнения для развития моторики начинаю выполнять с полного расслабления верхних конечностей. Для этого делают потряхивание рук по методу Фелпса или легкий массаж.
Пассивные упражнения начинают с поглаживания ладоней, похлопывания, перетирания кончиков пальцев, выполнения круговых движений каждым пальцем и кистью руки, поочередного сгибания и разгибания пальцев, формирования из пальцев колечек, противопоставления большого пальца. Эти упражнения полезно выполнять как разминку или в начале коррекционной работы.
Поскольку при ДЦП затруднен захват предметов ладонью, то это упражнение можно включить в начальный комплекс. Сначала предметы вкладываются в руку ребенка, в дальнейшем он научится их брать самостоятельно. Предметы перекладывают из руки в руку, их размер и форма должны постоянно меняться.
Постепенно развивая моторику, упражнения усложняются. Дополнительно используют выключатели, замки «молнии», замки с ключом, пластилин, звуковые игрушки. В дальнейшем дети начинают рисовать на песке, или карандашами, или красками. Постепенно переходят к шариковой ручке для закрепления навыков письма.
Психоэмоциональное развитие ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Поражение высших корковых функций головного мозга у детей с нарушением двигательного аппарата приводит к появлению различных психических отклонений.
Одними из характерных проявлений патологии являются:
• Эмоциональная возбудимость;
• Гиперчувствительность к индивидуальным внешним раздражителям;
• Колебания настроения.
Повышенная эмоциональность сочетается с инертностью психологических реакций. Такому ребенку сложно остановить начавшийся плач или смех.
Чрезмерная эмоциональная возбудимость может проявляться повышенным настроением, которое переходит в эйфорию. Нередко такая возбудимость сочетается с различными страхами, аффективными взрывами и агрессивными проявлениями. Данные проявления усиливаются при переутомлении, смене обстановки, что приводит к социальной дезадаптации. Подобные нарушения деятельности и коммуникативных навыков способствуют формированию своеобразной личности, что обусловлено расстройствами двигательного и речевого аппарата в сочетании с нарушениями мозговой активности.
Наиболее часто встречающийся вариант формирования подобной личности представляет собой сочетание развитых интеллектуальных способностей и отсутствие уверенности в себе, своих силах, повышенная внушаемость и отсутствие самостоятельности. С возрастом эти качества могут только усиливаться.
При недостаточной подготовке к самостоятельно жизни в окружающей среде у ребенка в будущем может возникнуть состояние, граничащее с истерикой, при столкновении с новой ситуацией. Формирование иждивенческих установок приводит к полной несамостоятельности и к отсутствию желания выполнять трудовую деятельность. Под влиянием любых дискомфортных факторов окружающей среды чувство неуверенности в себе, замкнутость могут только увеличиваться.
При нарушении развития интеллекта в большей степени проявляется отсутствие познавательного интереса. Отгороженность от окружающего мира и ограничение контактов со сверстниками больше связано с безразличностью, чем с заниженной самооценкой.
Особенности психоэмоционального развития и типа формирования личности должны учитываться при составлении коррекционного работы для физического, психического развития, и при подборе учебной программы.
Развитие познавательных процессов
Одной из частей психоэмоционального развития является тренировка памяти, мыслительных операций, коррекция внимания. Для работы со зрительно-предметным восприятием можно использовать следующие игры:
- Обвести контур неизвестной картинки или подобрать контур к уже нарисованному предмету;
- Лабиринты;
- Пиктограммы.
Произвольная память тренируется при помощи игр на запоминание:
- Показать картинку в течение нескольких секунд, после чего попросить описать ее по памяти;
- Показать одну картинку, а после – другую, но с каким-либо изменением: ребенку необходимо будет понять, что изменилось;
- Описывать ребенку характеристику какого-либо предмета или животного, которое он должен угадать.
Во время коррекционных занятий формируются первичные представления о причинных связях. Постепенно увеличивая сложность заданий, формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Развитие речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Для организации правильной работы логопедических упражнений необходимо иметь представление о речевых и двигательных нарушениях ребенка. При детском церебральном параличе увеличивается мышечный корень языка. Это влияет на произношение и правильность речи. Для проведения логопедического занятия ребенка усаживают в такое положение, при котором влияние рефлексов на речевую моторику будет минимальным. Такие позы подбираются логопедом совместно с невропатологом.
При проведении логопедического занятия с ребенком в сидячей позе уделяют внимание положению его головы. Если необходимо, она фиксируется специальными головодержателями или используют специальный стул. Во время логопедических занятий зеркало и лицо специалиста находятся на уровне лица ребенка. Для повышения эффективности упражнений они повторяются с сопротивлением, с открытыми и закрытыми глазами. Коррекционные занятия включают в себя упражнения для развития тонкой моторики рук, поскольку это напрямую связано с развитием речи.
Источник